Требования к профессиональной компетентности воспитателя. Методическая компетентность воспитателя доу

Организация: МБДОУ детский сад 58

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Одним из важных факторов развития ребенка на современном этапе выступает личность педагога. Меняются его роль и функции. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высоким уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей .

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав .

Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Иcходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта .

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских:
  • умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.);
  • изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;
  • провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;
  • умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных :
    • умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС;
    • разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторски х:
  • Коммуникативных : умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных :
    • умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы;
    • соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность . В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт. Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм. Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения. Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Компетентность – это одна из форм профессиональной деятельности, которая обозначает наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Воспитатель ДОУ должен обладать следующими социально-профессиональными компетенциями, которые позволят осуществить познавательное развитие детей:

1. Социальные компетенции включают обмен информацией между индивидами, заявление о своих интересах и потребностях, проявление терпимости по отношению к другим людям и их мнениям, умение работать в команде и оказывать различную помощь другим людям, обладание эмоциональной устойчивостью;

2. Познавательные компетенции выражаются в самостоятельном обрабатывании и структурировании информации, поиске новых источников информации, концентрировании на учебе или работе, умении использовать приобретенные знания и навыки в различных ситуациях;

3. Операциональные компетенции - определение цели и порядок работы, умение противостоять неопределенности и неуверенности, умение принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

4. Специальные компетенции включают планирование методов решения проблемы, осуществление самоконтроля, активность в профессиональной деятельности, адаптация в новых ситуациях, оценка и корректировка планов, выявление ошибок и адекватных способов их устранения.

Итак, профессиональные компетенции, являясь фундаментом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, помогают педагогу ДОУ интегрировать знания, навыки и умения при осуществлении инновационной деятельности и использовании современных образовательных технологий на практике.

7. Профессионально- значимые качества педагога дошкольного образования

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веках. В современном понимании – воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и развития личности другого человека.

Педагог должен обладать: доброжелательный, искренний, общительный, добрый, обладать чувством юмора, терпеливостью, уметь устанавливать отношения с детьми, предотвращать и разрешать конфликты, пополнять свои знания путем самообразования, должен знать методику дошкольного воспитания и образования.

Для эффективного выполнения деятельности, человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Воспитатель должен обладать устойчивым и объемным вниманием. Так же воспитатель должен обладать по характеру психической активности: словесно-логической памятью, по характеру целей деятельности: непроизвольной памятью, по продолжительности сохранения материала: кратковременной памятью.

Коммуникативные качества

Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, высокие коммуникативные способности

Эмоционально-волевые качества

Необходима стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психаэмоционального напряжения.

Итак, воспитатель, он сам должен быть очень умным, порядочным и добрым человеком, чтобы он мог воспитать такими же и не одно поколение детей.

Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.

На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции - дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.

Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:

а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;

б) приобретение умений и навыков эффективного общения;

в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.

Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

 использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

 высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

 обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

 высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

 стремление к личностному развитию и креативность;

 мотивация и готовность к инновациям;

 понимание современных приоритетов дошкольного образования;

 способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

 организационно-методическая;

 образовательная;

 научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Использованная литература

1. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

2. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. http :// www . nekrasovspb / ru / publikation /

6. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

7. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)

Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

Основные составляющие;

Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

Шаги к успешной деятельности;

Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательной;

Учебно – методической;

Социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10. Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху :

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.