Практическая работа 2 получение этилена и опыты. Лабораторная работа по химии "Качественное определение углерода в органических веществах

Практическая работа №2

Получение этилена и изучение его свойств

Цель работы: экспериментальным путем получить этилен, провести качественные реакции, доказывающие непредельный характер этилена; совершенствовать умение получить газообразные вещества.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы перманганата калия, бромная вода, чистый песок или кусочки пористой керамики.

Экспериментальная задача I. Уровень I

Получение этилена.

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор

    Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C 2 H 5 OH и серной кислоты H 2 SO 4 .

    Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты.

    ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке.

    Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси.

    Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

    Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.

    Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).

Экспериментальная задача I. Уровень II

Получение этилена.

Экспериментальная задача I. Уровень III

Получение этилена

    Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.

    Этилен получаем нагреванием смеси _________ и _________________.

    Для этого в пробирку наливаем 1 мл ________ и 3 мл концентрированной ______________ .

    Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для _____________________.

    Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

    Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.

    Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).

Экспериментальная задача I. Уровень IV

Получите этилен из этилового спирта и серной кислоты, пользуясь рисунком.

Экспериментальная задача II. Уровень I

Свойства этилена.

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO 4 .

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO 4 .

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO 4 .

Тема: Получение этилена и изучение его свойств

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды.

    Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4.

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4.

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень II

Свойства этилена.

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия KMnO4 .

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень III

Свойства этилена.

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.

    Вывод: этилен взаимодействует с ______________.

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия.

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором __________________.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень IV

Осуществите взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Экспериментальная задача III. Уровень I

    Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + CO

Тема: Получение этилена и изучение его свойств

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.

    Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом (природного, состоящего на 80% из CH 4), что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.

    Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н2О + СО

    Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача III. Уровень II

Изучение свойств пламени этилена.

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH 4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.

    Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.

    Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + СО

Экспериментальная задача III. Уровень III

Изучение свойств пламени этилена.

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, ______________ .

    Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли ___________ в непредельных углеводородах в сравнении с __________________.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку.

    Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) элемента _________ в молекуле этилена и его неполным окислением.

Экспериментальная задача III. Уровень IV

Изучите свойства пламени этилена, используя: 1) в сравнении пламя бытового газа 2) фарфоровую чашку.

Отчетные задания

Вариант 1

    Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена?

    Как опытным путем можно очистить пропан от примеси бутена-1?

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

    Составьте уравнение химической реакции получения этилена.

Вариант 2

    Как опытным путем отличить этилен от этана?

    Как опытным путем можно очистить бутан от примеси бутена-1?

    Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

    Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с перманганатом калия.

    Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.

Вариант 3

    Зависят ли свойства алкенов от симметричного строения молекул? Приведите примеры.

    Как опытным путем можно очистить бутан от примеси пентена-1?

    Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

    Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с йодной водой.

    Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради

  1. Практическая работа №1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при выполнении практической работы! (распишитесь в тетради по тб) Цель работы

    Документ

    Работа № 1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при... реакций. Вывод: При взаимодействии этилена с бромной водой, красно-бурый... содержанием углерода. Задание: Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200 г...

  2. Тематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6

    Тематическое планирование

    1 1 63 Полимеры. 1 1 64 Практическая работа №6. «Получение этилена и изучение его свойств ». 1 1 65 Контрольная работа №3 «Органические вещества...

  3. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе». Цель

    Документ

    Лабораторное занятие №6 «Получение этилена и изучение его свойств » Цель: закрепление знаний о свойствах непредельных углеводородов: способности... Лабораторная работа №8 «Получение и свойства карбоновых кислот» Цель: изучение свойств карбоновых кислот на...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ”

/ 11 класс, естественно- математическое направление/

Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся. Задачи: - знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе с органическими веществами и концентрированными кислотами; - уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные свойства характерными реакциями, составлять уравнения данных химических реакций; - воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум Форма обучения: ГПС - при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы. Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся. Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска, видео сюжеты «Получение этилена и опыты с ним», схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.

Ход урока:

I Мотивация / вступительное слово учителя/ Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности. Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность. II Сообщение темы, цели и задач урока. III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования. IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:

Просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/ - беседа об особенностях и ходе проведения практической работы: а) назовите основной лабораторный способ получения этилена; б)какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР; в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/; - беседа о правилах техники безопасности: а) при собирании газа этилена; б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность; в) при нагревании веществ; г) при работе с концентрированной серной кислотой; V. Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы / составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А / VI . Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/ VII . Итог урока / учитель-приложение В/ Рефлексия / творческие работы учащихся/ Смешали кислоту и этанол, Затем собрали мы прибор. Если будет он герметичный, Этилен получится отличный. /А. Хамзина/ Обесцветил «марганцовку», Воду бромную успел,

Потому что, он- непредельный

C 2 H 4 - газ этилен / К. Файзулина/ Поджигаем этилен, факел яркий заалел, H 2 O и CO 2 – результат сего огня. / О. Кирш/VIII . Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; И.И.Балаев «Домашний эксперимент по химии» М.Просвещение, 1999г, стр. 90-91/Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств» Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия? Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов. В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.

Приложение А

Схема- алгоритм выполнения ПР № 2

«Получение этилена и изучение его свойств»

СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!

Получение этилена дегидратацией этилового спирта


В сухую пробирку налей 1,5-5мл

C 2 H 2 OH и 3-4 мл H 2 SO 4
Добавь песок
/прокаленный/ или осколки фарфора
Закрой пробкой с газоотводной трубкой
Нагрей

Взаимодействие этилена с бромной водой


Возьми пробирку с бромной водой

Пропусти выделяющийся этилен

Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
Возьми пробирку с подкисленным раствором перманганата калия

Пропусти выделяющийся этилен

Горение этилена


Поверни газоотводную трубку с выделяющимся этиленом отверстием вверх

Подожги выделяющийся газ

Уборка рабочего места


Оформление результатов работы

Описание опыта
Наблюдение

Уравнения реакций

Выводы

Приложение Б


Лист контроля консультанта при выполнении ПР № 2

ФИ

группа №1

Хамзина А.

Приложение В

Лист контроля учителя при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

ФИ

Тема урока: Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств.

Цели урока.

Образовательная:

Обеспечить закрепление знаний о химических свойствах предельных и непредельных углеводородов;

Экспериментально подтвердить теоретические знания о лабораторных способах получения этилена и его взаимодействия с веществами;

Наблюдение химических явлений.

Развивающая:

Формирование практических умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием;

Развить исследовательские умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

Развитие познавательного интереса к изучению химии;

Воспитание культуры проведения опытов и соблюдения правил техники безопасности.

Тип занятия: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Вид занятия: лабораторная работа;

Методическое обеспечение: инструкционная карта на выполнение лабораторной работы №7, презентация Power Point.

Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, набор реактивов для выполнения лабораторной работы №7.

Урок сопровождается презентацией. Приложение 1

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.

II. Сообщение темы занятия, постановка целей урока

Сегодня мы приступаем к выполнению Лабораторной работы №7, по теме: "Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств".

Цель нашего занятия: выявить свойства предельных и непредельных углеводородов с помощью характерных химических реакций. Освоить навыки получения этилена в лабораторных условиях.

Послушайте внимательно притчу, и сделайте выводы:

В очень давние времена при дворе китайского императора жил-был один старый садовник. Цветы и плоды из императорских садов славились по всему Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда созревали груши когда было теплое лето. Однажды весной император вызвал своего садовника и приказал, что бы осенью тот принес ему зрелые груши. И пообещал наградить его золотом: "Я дам тебе столько золота, сколько будут весить груши, которые ты мне принесешь. А если не исполнишь - прикажу казнить".

Лето выдалось холодное, не было ни какой надежды, что груши созреют. Но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать их ладаном. Груши налились, стали янтарно-желтыми и пахли медом. Но садовник не понес груши императору, а раздал детям и после этого исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе с ним.

Прошло много столетий прежде чем проверили состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме имеется бесцветный легкий газ - этилен. В настоящее время он используется для дозревания плодов. Назовите другие области применения этилена?

(Предполагаемый ответ: Этилен применяется при изготовлении каучука, растворителей, этилового спирта; при полимеризации этилена получаю полиэтилен - синтетическое высокомолекулярное вещество.)

III. Проверка теоретических знаний студентов

Фронтальный опрос студентов:

1. Какие из этих веществ изомерны между собой?

(Ответ: а, в.)

2. Какое слово лишнее в ряду: метан, пентан, бутен, гексан, октан, декан.

(Ответ: бутен.)

3. Исправьте ошибку в строении молекулы и назовите алкен:

3-метил-4,7-диэтилнонен-4)

4. Назовите алкен следующего строения:

(Ответ: 6-метилгептен-3.)

5. Каким способом в лабораторных условиях получают этилен, запишите уравнение реакции на доске?

(Предполагаемый ответ: Дегидратация спиртов при нагревании и с использованием в качестве катализатора Н 2 SO 4.

Уравнение реакции: )

6. Почему непредельные углеводороды химически более активны, чем предельные?

(Предполагаемый ответ: Непредельные углеводороды химически более активны за счет наличия кратных связей. "Пи"- связь менее прочная, чем "сигма" - связь, поэтому она легко разрушается под действием различных реагентов)

7. Допишите реакцию:

Какие вещества можно идентифицировать с помощью данной реакции

Реакция с бромной водой является качественной реакцией на все непредельные углеводороды.)

8. Какие продукты реакции образуются при полном окислении углеводородов?

(Ответ: При полном окислении углеводородов в избытке кислорода образуются углекислый газ СО 2 и вода Н 2 О.)

9. Вставьте пропущенные слова:

При присоединении веществ типа НХ, где Х = гплоген, - ОН группа, к несимметричным алкенам, атом водорода присоединяется к атому... у... связи, связанному с... числом атомов... .

(Ответ: углерода; кратной (двойной); наибольшим; водорода)

10. Завершите предложение:

Полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счет разрыва кратных связей, с образованием... .

(Ответ: высокомолекулярного соединения (полимера).)

Часть студентов получает письменные задания: (Приложение 2)

IV. Текущий инструктаж - представление правил техники безопасности с использование презентации.

Прежде чем приступить к самостоятельно работе, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности:

1. Соблюдать осторожность при работе с нагревательными приборами.

2. Спиртовку зажигать, не наклоняя к другой спиртовке, а поднося зажженную спичку к фитилю спиртовки.

3. Гасить спиртовку, накрывая колпаком.

4. При работе с реактивами соблюдать осторожность, не допуская попадания на одежду и кожу.

На данной лабораторной работе вы впервые сталкиваетесь с жидкостями органического происхождения, которые легко проникают в организм в виде паров через кожу. Пары как правило раздражают верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз и носа.

5. В избежании ожога слизистых оболочек не следует подносить реактивы к лицу, пробовать их на вкус.

V. Самостоятельная работа студентов

Каждый из вас получил инструкционную карту на выполнение лабораторной работы №7. (Приложение 3). Ваша задача подробно изучить инструкционную карту: понять какие цели стоят перед вами при выполнении данной работы; какие умения и навыки вы должны приобрести в ходе выполнения работы. Проверьте соответствует ли набор реактивов заявленному в перечне приборов и реактивов. Еще раз обратите внимания на правила техники безопасности. Тщательно изучите методику проведения опытов, и проделайте опыты. Оформите все записи в тетрадь соответственно предъявляемым в инструкционной карте требованиям.

VI. Итоговые отчеты студентов о проделанной работе

Обратите внимание на пункт инструкционной карты "подведение итогов". После того как вы проделаете все опыты и заполните таблицу с данными приступайте к выполнению итогового задания.

Подведение итогов.

1. Объясните, почему при сгорании муки образуется обуглившаяся масса черного цвета, ведь органические вещества сгорая разлагаются на воду и углекислый газ?

(Предполагаемый ответ: масса черного цвета свидетельствует об образовании углерода, это говорит о том, что произошла реакция неполного окисления, то есть при недостатке кислорода.)

2. Какую роль играет концентрированная серная кислота при получении этилена из этилового спирта.

(Предполагаемый ответ: Концентрированная серная кислота выступает катализатором данного процесса.)

3. Запишите уравнение реакции этилена с йодной водой в структурной форме.

4. Объясните, почему этилен обесцвечивает раствор перманганата калия.

(Предполагаемый ответ: Раствор перманганата калия обесцвечивается в при действии на него этиленом потому, что в процессе реакции образуются двухатомные спирты (диолы) - бесцветные вещества.)

Каждый должен предоставить отчет о проделанной работе в виде: грамотна оформленной тетради, заполненной таблицы с данными о проделанных опытах, и выполненным итоговым заданием из инструкционной карты.

(По усмотрению преподавателя задаются дополнительные вопросы.)

VII. Подведение итогов занятия

Если у кого-то есть вопросы прошу их задавать. Все ли вам понятно? Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

Повторить материал учебника со страниц 189-221.

Составьте цепочку превращений используя изученный материал по темам: "Алканы", "Алкены", "Алкадиены", "Алкины".

Урок химии в 10 классе

Практическая работа № 2.

«Получение этилена и опыты с ним».

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Алканы. Алкены», научить получать этилен и проводить с ним опыты; совершенствовать умение получать газообразные вещества в простейших приборах, соблюдая правила техники безопасности.

Планируемые результаты обучения: уметь проводить опыты по получению этилена и изучению его свойств, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, оборудованием и химической посудой и составлять отчет о практической работе.

Оборудование: на столах учащихся: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки в штативе, газоотводная трубка, песок.

Реактивы: бромная вода, раствор перманганата калия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.

Тип урока: лабораторно-практический.

Структура урока.

I . Повторение изученного материала.

1. Инструктаж по технике безопасности под роспись.

Затем вместе разбираем ход практической работы по пунктам, останавливаюсь

подробно на предельной осторожности при проведении практической работы.

2. Учащиеся начинают оформлять практическую работу в тетрадях для

практических работ: записывают число, тему, цель, оборудование.

3. Затем выполняют практическую работу. Выданную пробирку с уже готовой

смесью этилового спирта (2 – 3 мл), концентрированной серной кислоты

(6 – 9 мл) и прокаленного песка закрывают газоотводной трубкой, укрепляют

в лабораторном штативе и начинают осторожно нагревать, начиная с прогрева

всей пробирки.

а) C 2 H 5 OH → H 2 C = CH 2 + H 2 O

этиловый спирт этилен

Конец газоотводной трубки опускают в пробирку, в которую налито 2-3 мл

бромной воды. Через некоторое время выделяющийся газ обесцвечивает

бромную воду. Это значит, что произошла химическая реакция, и образовалось

новое вещество:

б) H 2 C = CH 2 + Br 2 → CH 2 Br – CH 2 Br

этилен 1,2 – дибромэтан

4. После того, как обесцветилась бромная вода, в другую пробирку налить 2-3 мл

разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой,

и также пропустить через него образующийся газ. Через некоторое время

окраска исчезает, раствор становится прозрачным, значит также здесь

произошла химическая реакция и образовалось новое вещество:

H 2 C = CH 2 + [O] + H 2 O → CH 2 – CH 2

этилен ׀ ׀

этиленгликоль

5. После проделанных опытов вынуть газоотводную трубку из пробирки и

выделяющийся газ поджечь, он горит светящимся пламенем. Этилен, как и все

углеводороды горит с образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 4 +3O 2 → 2CO 2 + 2H 2 O

6. После окончания работы на рабочем столе навести порядок и приступить к

оформлению работы в тетради: описать весь ход работы, зарисовать

рисунок 19 на стр. 56, по ходу работы написать уравнения соответствующих

реакций, в конце работы сделать вывод, при этом ответить на все вопросы для

самостоятельных выводов, в конце урока тетради сдаются на проверку.

II . Домашнее задание.

повторить § 9 – 10.


Цель работы получить этилен и провести опыты, характеризующие его свойства. Оборудование и реактивы спиртовка, спички, штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, бумага фильтровальная; этанол, речной песок, H 2 SO 4 (конц), бромная вода, раствор перманганата калия.


Порядок выполнения 1. В пробирку налейте 2 мл этилового спирта, осторожно добавьте 5 мл концентрированной серной кислоты. Затем насыпьте немного речного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите ее в штативе. C 2 H 5 OH песок Посмотреть видео опыт




Порядок выполнения 3. Для получения этилена нагрейте смесь в пробирке до кипения. Продолжая нагревание, опустите конец газоотводной трубки в пробирку с раствором перманганата калия (ниже уровня раствора). Пропускайте выделяющийся этилен через раствор перманганата калия до полного обесцвечивания раствора. Сделайте вывод о реакционной способности этилена. Рисунок установки




Порядок выполнения 4. Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с бромной водой (ниже уровня раствора). Пропускайте выделяющийся этилен через бромную воду до полного обесцвечивания. Сделайте вывод о непредельном характере этилена. Сделайте вывод о реакционной способности этилена. Рисунок установки 4.