Опк особенности преподавания. О возрастных особенностях детей и методике преподавания опк

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 4 (27). С. 7-12

Теория и методика преподавания

РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ1 Т. В. Склярова

В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры - христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, не-завершимости.

Актуально ли в наше время обсуждать теорию и методику преподавания любого предмета, а тем более религиозной культуры? Глобальные тенденции выбора предметов, форм и методов обучения, которые одинаковы во всех странах, казалось бы, нивелируют академические традиции, сводя все образование к сфере потребления услуг. Парадокс, но именно выявление научного и методологического каркаса учебного предмета позволяет сохранить его содержание и специфику не только для возможности дальнейшего использования, но и для развития этого направления в целом. Аналогично тому, как в годы гонений на Церковь специалисты делали чертежи храмов, обреченных на разрушение, фиксировали редкие техники церковного шитья или пения, видимо, стоит сосредоточиться на описании имеющегося опыта передачи православной традиции подрастающему поколению, независимо от требований современности ко всей системе образования.

Чтобы объяснить свою позицию, хотелось бы поведать историю почти двадцатилетней давности. В начале 1990-х гг. в статусе аспирантки педагогического университета я собирала по крупицам информацию о том, как в XX вв. развивалась православная педагогика. Естественно, мои изыскания были обращены к деятельности Религиозно-педагогического кабинета при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже и к научно-педагогической работе лично прот. Василия Зеньковского. Все, что было доступно в открывающихся российских архивах, свидетельствовало о том, что много очень ценного материала находится вне России. Но самый ценный источник информации - это живые сви-

1 Доклад, прочитанный на Педагогической секции Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 20 января 2012 г. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-06-00356а «Религиозное образование в современной России».

детели. Поэтому когда в 1994 г. Софья Сергеевна Куломзина приехала в Москву для участия в Рождественских чтениях, я одолела ее своими многочисленными вопросами о деятельности Религиозно-педагогического кабинета в Париже, сотрудником которого она являлась (о чем я знала из публикаций того времени). Велико было мое удивление, когда она весьма скептично отозвалась о деятельности этого «кабинетного кабинета», объяснив мне, что вся их работа сводилась к заседаниям и совещаниям, «в то время как мы, простые педагоги, сами разрабатывали программы летних лагерей, делали учебные пособия для воскресных школ и прочую педагогическую работу». Мое великое недоумение разрешил научный руководитель: «Это вечная проблема противостояния теоретиков и практиков в педагогике. Практики полагают, что теоретики им не нужны и вообще излишни, занимаясь никому не нужным бумагомаранием. Тогда как опыт практической деятельности обобщается и анализируется, тем самым сохраняясь в педагогике, именно теоретиками педагогики. Откуда ты узнала о том, что Куломзина работала в РПК? Из публикаций этого “кабинетного кабинета”. Вот и ответ на твое недоумение».

С тех пор я поняла, что теоретизирование в педагогике тоже необходимо.

Теоретические основы преподавания религиозной культуры в современной школе, на наш взгляд, представлены в отечественной педагогике двумя крупными направлениями. Первое направление отражает комплекс имплицитных представлений педагогов, преподающих основы православной культуры и вероучения, второе направление связано с теоретическими работами Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии и его директора Ф. Н. Козырева. В настоящее время искусственно формируется еще одно направление, связанное с введением в 4-5 классах общеобразовательных школ России курса «Основы религиозных культур и светской этики». Кратко охарактеризую последние два направления, чтобы подробнее раскрыть первое.

Экспериментальное введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» первоначально предполагало обобщение и систематизацию уже имеющегося регионального опыта преподавания религиозных культур (в первую очередь православной и исламской) и разработку механизма преподавания на федеральном уровне этих предметов, наряду с нерелигиозной этикой, в школах России. Однако на деле все складывалось иначе. Была предложена единая методология преподавания названных предметов, с тем чтобы все они раскрывали ряд социально значимых тем: «культура и традиции», «праздники», «семья», «труд», «природа и экология», «война». Таким образом, мировоззренческое и этическое разнообразие религиозных культур оказалось сведенным к прикладной этике. Искусственность подхода и непродолжительность его применения не позволяют пока делать выводы о его целесообразности и эффективности.

Работы Ф. Н. Козырева2 характеризуют теоретические подходы и принципы преподавания религии в европейских странах и США в XX в. Анализируя много-

2 Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб., 2005; Он же. Гуманитарное религиозное образование: Кн. для учителей и методистов. СПб., 2012.

образие подходов к передаче религиозной традиции в образовательных учреждениях, исследователь отмечает, что «идея содержания учебного предмета определяет не только отбор учебных тем и материалов, выстраивание логики учебного предмета, но и разработку процедур, с помощью которых можно оценить результативность усвоения этого содержания»3. Вместе с тем изучение предметов «религия» и «религиозная культура» в школьном образовании Ф. Н. Козырев выносит за рамки совместной деятельности религиозных объединений и школы, полагая, что содержание и методику преподавания этих предметов определят ученые и педагоги, но отнюдь не сами носители конкретной религиозной традиции.

Направление, в котором содержание и методику преподавания религиозной традиции и культуры определяют ее носители, представлено в современной педагогике работами Л. П. Гладких, С. Ю. Дивногорцевой, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. И. Петраковой, О. М. Потаповской, Л. М. Харисовой, О. Л. Янушкявичене.

Охарактеризуем подробнее теоретические основы и методические принципы преподавания православной культуры в современной школе. Как отмечалось выше, теория преподавания ОПК в настоящее время существует в имплицитной форме, общие закономерности подразумеваются, на них основывается эмпирический опыт преподавания, но научные формулировки во всей полноте не представлены. Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции. Подчеркну, что это изучение не самой вероучительной традиции, стержнем которой является богослужение, а ее культуры во всех сферах человеческой жизни. Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис. Прочтение стихотворения Иосифа Бродского «Сретение» будет затруднительным для человека, не знакомого с библейским повествованием о событиях, связывающих Ветхий и Новый Завет. Витражи Шартрского собора, фрески Микеланджело, иконы Андрея Рублева раскрывают содержание христианской картины мира, повествуют о событиях Священной истории, предоставляя материал для ориентации в смыслах человеческой деятельности и осуществления нравственного выбора. Таким образом, теория преподавания ОПК тесно связана с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету. Кратко охарактеризуем их.

Общие принципы дидактики - научности, системности, культуросообраз-ности, природосообразности, последовательности изложения - не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в хри-

3 Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. С. 129-130.

стианском богословии. Приведу два примера, иллюстрирующих игнорирование и нарушение этого принципа. Школьный педагог, автор методических рекомендаций к изучению ОПК, предложила для эффективности запоминания материала свою классификацию церковных таинств - повторяемые и неповторяемые. Это пример игнорирования существующей традиции изучения данного материала. Нарушение принципа научности продемонстрировала автор одного из учебных пособий, которая предложила познакомить школьников с новозаветными событиями на материале русских духовных стихов - апостол Петр ходил по Руси, а вознесение Христа происходило на фоне русских берез.

Принцип системности реализуется в соответствии преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения данного предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала приведем учебное пособие протодиакона Андрея Кураева4, в подготовке которого автору статьи довелось принять некоторое участие. На вопрос о главной идее и логическом стержне его учебника отец протодиакон ответил в терминах богословия «от христологии к антропологии, а от нее к сотериологии». Таким образом была сформулирована система изложения материала для четвероклассников - от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Это часть христологии. Далее следуют антропологические темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообраз-ности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции. В этом отношении большинство учебных пособий по ОПК демонстрируют нарушение действия названного принципа по двум причинам. Первая, наиболее распространенная, - представление о православной культуре как об атрибуте давно минувших дней. Одежда и речь персонажей искусственно состарены, образцы для подражания жили в прошлых веках, никакого мостика к реалиям сегодняшней жизни нет. Как ученику сориентироваться в смыслах человеческой деятельности, в направлениях нравственного выбора, когда он имеет дело с музейными экспонатами и не представляет себе, в чем состоит их нынешняя ценность? Второй тип нарушения принципа культуросообразности в учебниках ОПК связан с отбором и изложением материала, игнорирующими эстети-

4 Кураев А., протодиак. Основы православной культуры: Учеб. пособие для общеобразо-ват. учреждений: 4-5 классы. М., 2010.

ку православной традиции и спекулирующими на современных реалиях. В этом отношении печальную известность получили учебники Б. Якеменко5. Курс лекций для выпускников школы содержит такие актуальные темы, как «Кино и православная культура», «Коммунистическая партия как новая церковь», «Православие и русский рок», «Православие и Интернет». Изложение материала и иллюстративный ряд этого учебного пособия отражают популярную культуру, в которой автор ищет и находит элементы культуры Православия, игнорируя при этом сложившиеся в Православии эстетические каноны.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка6 (стадии интеллектуального развития, по Ж. Пиаже). Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков - ситуации морального выбора, а для старших подростков - образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650-1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

В качестве особенных дидактических принципов преподавания основ православной культуры назовем следующие: христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплоще-ния, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

5 Якеменко Б. Основы православной культуры. Ч. 1. М., 2008; Он же. Основы православной культуры. Ч. 3. Курс лекций для 10-11 классов. 1917-2009. М., 2009.

6 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос - это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

Ключевые слова: религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры.

Theory and Methodology of Teaching of Religious Culture in Schools

Tatiana V. Sklyarova

The article examines the theoretical approaches of teaching religious culture in the modern school as an example of the subject «Fundamentals of Orthodox Culture». General didactic principles described in the methods of teaching of Orthodox culture. The special principles of teaching Orthodox culture are formulated - Christocentric, hierarchy, antinomy, unfinalizability.

Keywords: religious education, religious culture, methodology of teaching of orthodox culture.

Янушкявичене О. Л.

Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...

Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.

Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?

Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?

Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.

Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».

Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.

Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

2. О некоторых конкретных трудностях

ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?

Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.

Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.

Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.

Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.

3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга.

Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.

Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.

Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия – ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.

Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК.

C 2013 года в Российской Федерации введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В Чувашской Республике обучение данному предмету началось в 2009 году в четвертых классах, обучение было направлено на формирование у учащихся толерантного отношения к окружающей действительности, людям, обществу, природе, малой Родине. Перед нами, педагогами стоят важные задачи – формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях других народов. И самое главное - донести до обучающихся, что каждая духовная культура имеет свои отличительные особенности, что все народы равны. Успешное освоение курса «Основы православной культуры» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесс: педагоги, обучающиеся, родители - станут единым целым, и в том случае если мы будем применять интересные формы проведения уроков.

Формы проведения уроков

- урок-исследование

Урок конструирования понятий, правил

Урок работы с первоисточником

Урок-диалог

Урок защиты творческих работ

Урок-сочинение

Урок - путешествие

Урок-выставка

Урок-конференция

Урок-проект

Урок взаимоконтроля

Во время проведения урока стараюсь создавать в классе атмосферу, которая бы способствовала:

Активизации мышления учащихся;

Способствовала активной дискуссии;

Повышала мотивацию учащихся;

Обеспечивала активную учебную деятельность;

Стимулировала рефлексию;

Давала возможность учащимся услышать разные мнения;

Помогала учащимся задавать вопросы;

Способствовала самовыражению.

Активно использую кейс – технологии на уроках ОПК. Основная функция метода case-study – учить решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, развивает творческий потенциал.

Этапы работы над кейсом:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем)

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвёртый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

Например:

Кейс. Представьте ситуацию, что Вам предстоит издать книгу о крещении Руси. Придумайте и запишите название книги, дизайн книги и ее содержание.

Название книги.

Какие иллюстрации будут использованы в книге?

Какие главы будут включены в книгу?

Создайте эскиз обложки книги.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Литература:

1.Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. – Иркутск: изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ»

2. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. Москва. 2003г

3. Материалы для повышения квалификации учителя

1. Общее

Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...

Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.

Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?

Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?

Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.

Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».

Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.

Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

2. О некоторых конкретных трудностях

ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?

Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.

Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.

Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.

Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.

3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга

Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.

Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.

Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия – ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.

Переход к третьему, по Кольбергу, уровню развития морали, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15 – 16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является собственное принятие каких – то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.

Перед тем как анализировать описанную концепцию, сделаем оговорку. Нравственность – категория, относящаяся к духовной сфере человека. Личность человека как образа Божия свободна и таинственна в своей духовной жизни. Поэтому любые классификации могут описать нравственное развитие человека лишь схематично, условно, весьма приблизительно. Личность человека принципиально не может быть вписана в любые определения или схемы.

Исходя из многолетней практической работы с детьми разных возрастов, а также, опираясь на исследования различных психологов и педагогов: прот. Василия Зеньковского, Софьи Куломзиной и др., в соответствии с концепцией Кольберга, выделим три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

II. Уровень принятия морали социума. 3). Принятие морали сверстников. 4). Принятие морали общества.

III. Уровень автономной совести. 5). Сомнение в существующих нравственных ценностях. 6). Собственный выбор системы ценностной иерархии.

Попытаемся осмыслить записанную схему с точки зрения христианской антропологии.

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

По Кольбергу для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15 – 16 лет.

Четырнадцатый год я руковожу воскресной школой. Примерно столько же преподаю ОПК в светской школе. С ребятами воскресной школы я связана теснее, поэтому становление их личностей мне анализировать проще, и я постараюсь описать «прохождение» различных уровней восприятия морали на их примере.

Первые из них пришли ко мне в возрасте 8 – 10 (1 ур.), сейчас им за 20. У нас не было «подросткового кризиса». Думаю, это было связано с тем, что существовала здоровая подростковая среда (2 ур., 3 ст.), которая интересно жила. Мы устраивали летние лагеря, ездили в паломнические поездки в Россию, праздновали праздники. Взрослея, мы жили жизнью православных России (2 ур., 4 ст.), из-за границы она казалась сплоченной и красивой. Но вот точку 15-16 мы ощутили очень остро. Раздались голоса: «Вот чему научила наша воскресная школа! Все наши усилия впустую!» (3 ур. 5 ст.). А это было время обретения свободы. Кризис мы пережили. Кто-то ушел, но многие остались. Сейчас в старшей группе (с 18 до 24) около 30 человек. Конечно это уже не дети, а друзья. Кто-то из них проводит младшим лагеря, кто-то ездит в детский дом. Есть и молодые семьи, каждый живет своей полноценной взрослой жизнью. Но расставаться мы не хотим, т. к. нас объединяет выбранное нами устремление жизни к Богу (3 ур., 6 ст.).

Пример воскресной школы подтверждает предложенную выше периодизацию, о том же, какие методические принципы можно из этой теории извлечь, будет рассказано ниже.

Начальная школа наиболее благоприятный возраст для преподавания чего угодно, а особенно ОПК. Если в этом возрасте педагог придет и скажет детям о том, что Бог их любит, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и, по крайней мере на уроке, будут всей силой желать Богу угодить.

Вот тут-то и открывается возможность с ними общаться, разбирая на примерах, как нужно жить. В начальной школе не нужно ходить вокруг да около, можно изучать с детьми самое ценное из того, что записано, а именно, Священное писание. При этом в первом классе нужно дать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории, можно для этого использовать книгу «Дерево доброе» или другие аналогичные.

Во втором и третьем классе можно вести с детьми разговоры о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты. Эти сюжеты красочны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. На уроках можно использовать детскую Библию. Только постоянно нужно помнить, что мы то живем в Новозаветное время, и это нужно обговаривать. Например, почему Иаков поступает безнравственно? Этот вопрос дети часто задают. Потому что тогда мир еще не знал Христа. У нас с вами сердце очищено жертвой Христа, мы и видим, что он поступал нечестно, а у Иакова сердце было затемнено первородным грехом, вот он и не видел, что грешит. Стремился к Богу как мог и не понимал, что так поступать нельзя.

В четвертом классе дети уже способны понемногу читать Евангелие сами. Только нужно обо всех отрывках подробно говорить. Еще и пятый класс можно отнести к этой возрастной группе и изучать с ним Евангелие.

В начальной школе на уроках желательны поделки, можно, например, делать Ноев ковчег или выстригать ангела. Чтобы понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми и открытыми глазами, можно попробовать также писать. Можно на тему притч или ветхозаветных сюжетов ставить сценки. Очень помогает тетрадь. К ней на уроках должно быть очень серьезное отношение. Я обычно говорю, что каждый делает для себя детскую Библию. Мы записываем в тетрадь самые важные вещи из тех, о которых мы говорим. На тему каждого урока – картинки. На праздник – подарок: какая-нибудь раскраска на библейскую тему, она торжественно вклеивается в тетрадь. Дети готовят свои детские Библии для своих будущих детей: нужно ведь будет и им о Боге рассказывать, а как же без картинок?

Для всех возрастов очень важно, чтобы дети чувствовали, что педагог ценит урок, что ему важна и радостна встреча с детьми, что он ее ждет.

Трудности возникают, когда дети переходят на уровень приятия морали социума. Если до этого педагог вел урок в авторитарном стиле сверху вниз, его взгляды начнут отвергаться в пользу взглядов подростковой среды, с которой общаются дети. В этом причина проблем возникающих во многих воскресных школах, когда дети перешагивают десятилетний рубеж. Если педагог не стал до этого другом, который участвует в жизни ребенка, а только с высоты своего возраста и знаний поучал его, как нужно жить, ребенок от педагога внутренне уйдет. Педагогу нужно стать лидером в группе подростков, а для этого нужно с ними жить: ходить в походы, ездить в лагеря, паломнические поездки, праздновать праздники. Подросткам нужны трудности, риск, движение. «Под юбкой» их не удержать. Трудности для общества детского подросткового периода обусловлены тем, что нет здоровой подростковой среды. Там, где она есть, трудности снимаются. Только нужны дела, которыми подростки будут заниматься.

Что же касается содержательной части уроков, то в это время желателен героический материал. Жития и подвиги святых, исторические сюжеты, краеведение – такие темы желательны в этом возрасте. В 13 –14 обязательно нужен курс по христианской этике, который касался бы жизни самих подростков: отношений между сверстниками, первой любви, стихов, музыки и т. д. Опять же очень важна атмосфера дружбы. Общение предпочтительно вести в форме диалогов, диспутов, дискуссий.

Очень важно, чтобы существовало здоровое общество, на взгляды которого дети могли бы ориентироваться. В этом смысле губительным оказывается, если при встрече с церковными людьми дети замечают ханжество, лицемерие и прочие пороки.

Но как бы педагоги не старались, 15-16 лет будет для многих временем мятежа. Для многих, но не для всех. Среди взрослых ребят, которые посещают нашу воскресную школу, есть такие, у которых этого метания не было. Интересно, что в своей оценке действительности они живут по законническим правилам. У них как бы есть «список» того, что хорошо и что плохо. Какое же решение они примут в ситуации, не попавшей в «список», сказать трудно, бывает всякое. Создается впечатление, что их сердечное чувствование ситуации еще не пробудилось. Это вполне согласуется с результатами Кольберга, который утверждал, что не все люди достигают в своей жизни уровня автономной совести.

Когда наступает вышеупомянутый кризис, единственной возможной помощью может быть привлечение к какой-то благочестивой деятельности. Любовь не может быть абстрактной, чтобы ее ощутить, нужно соприкоснуться с тем или чем, кому она может быть адресована. Мы не можем за подростка сделать выбор, кем ему быть, но мы можем дать ему опыт жизни по любви, чтобы было из чего выбирать.

Содержательно в этом возрасте можно рассматривать и анализировать различные религии, секты, знакомиться с философами и литературными произведениями, в которых рассматриваются мировоззренческие проблемы. Ученики способны готовить небольшие доклады, проводить собственные исследования. Предпочтительна тематика о выборе жизненного пути, об организации семейной жизни, о предназначении человека.

Данная работа адресована учителям. Но позволим себе сделать отступление, и один совет дать родителям.

Кольберг и печальный практический опыт свидетельствуют о том, что дети от нас уходят. Это неизбежно. А так хотелось бы, чтобы в них осталось доверие к нам, чтобы хотя бы до некоторой степени они сохранили бы послушание, чтобы наши слова не были шелестом опавших листьев в их жизни.

Рассмотрим библейский пример. Одной из самых ярких личностей в Ветхом Завете является личность Авраама. Его готовность по повелению Божьему принести в жертву единственного сына приводится как вершина возможной преданности Богу. Но как-то мало обращается внимания на поведение Исаака в этот момент. А ведь оно не менее удивительно. Авраам к моменту принесения жертвы был стар и слаб, а Исаак в самом расцвете сил. Не даром дрова для принесения жертвы нес на себе Исаак. Я спрашивала старших ребят, рассказывая эту историю: «Кто из вас, находясь в такой ситуации, позволил бы принести себя в жертву?». Не согласился бы ни один. В лучшем случае отобрали бы у отца нож. А то и наказали бы неразумное желание родителя. Так как же объяснить такое сверхестественное послушание? Так же как и готовность Авраама принести жертву. Авраам знал, что все, что исходит от Бога, является благом, хотя, конечно, и не представлял, как может быть благом убийство собственного сына. Но верил, что Бог как-то все управит. Также и Исаак, знал, что отец предан Богу и если он что-то делает, в этом не может быть зла.

Если родители главной своей жизненной линией изберут преданность Богу, у детей будет больше оснований дольше им доверять. Еще в советское время я встречала удивительные примеры доверительных отношений между матерями и сыновьями лет 16-18, пришедшими вместе к Богу.

НОУ «Православная гимназия имени протоиерея

(Аксо) Алексия Колиева».

Доклад

«Методика преподавания ОПК в начальной школе»

Докладчик: учитель ОПК

Торчинова Л.Г.

Структура доклада:

1.Введение.

3. Из опыта преподавания ОПК в ЧОУ «Православная гимназия имени протоиерея (Аксо) Алексия Колиева».

4.Заключение.

1 . Введение.

По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 г. было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 г.

В своем выступлении на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по этому поводу сказал: «Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность».

Приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как необъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанным Российской Федерацией нормами и положениями международного права.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК.

Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной социально – педагогической потребностью в изучении истории традиционной для России православной культуры, на протяжении веков формировавшей ее мышление, язык и культуру.

Указанный курс призван, наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, выполнить историко – культурологические и духовно – нравственные пробелы современного образования, объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого. Как мы стали. Почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной.

«Основы православной культуры».

Содержание предметной области «Основы православной культуры» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

А. Историко – культурное содержание Библии.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Г. Региональный компонент.

А. Историко – культурное содержание Библии.

Библия – священная книга христианства. Основные смысловые линии Ветхого и Нового Завета. Бог – Творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека. Человек и окружающий мир(люди, животный мир, мир видимый и невидимый). Первые люди: Адам и Ева. Грех. Первые объединения людей: род, семья. Правила жизни, данные Богом людям – Десять заповедей. Рождество Пресвятой Богородицы. Земная жизнь Иисуса Христа. Евангельские притчи. Заповеди блаженства. Воскресение Христово. Сошествие Святого Духа. Праздник Святой Троицы. Апостолы Христовы.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

Правила доброго поведения человека. Добро и зло в наших поступках. Взаимоотношения человека и Бога. Православная семья. Дети и родители. Обязанности по отношению к родителям, старшим и младшим братьям и сестрам. Христианский образ жизни. Отношения между сверстниками. Правила поведения в храме. Молитва. Православные праздники.

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Храм. Его духовное и культурное значение. Богослужение. Религиозная живопись. Иконография праздника Пасхи. Церковно – славянский язык. Роль Православия в становлении и развитии древнерусской литературы. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. Жития святых. Памятники древнерусской книжности.

Г. Региональный компонент.

Христианство в Осетии. Храмы. Христианские святыни. Святые Осетии. Паломнические поездки по республике. Написание проектных работ, докладов о святынях Осетии. Встречи и беседы со священниками. Организация и проведение различных культурных мероприятий. Участие в литургической жизни.

3. Из опыта преподавания ОПК

в православной гимназии имени протоиерея

Аксо (Алексия) Колиева.

Тема моего доклада - «Методика преподавания ОПК в начальной школе». Мне хотелось бы, осветить его, используя тот опыт, который приобретен мной в процессе преподавания этого предмета в православной гимназии. Но прежде чем я непосредственно перейду к методике, небольшая

историческая справка.

Важно отметить, что само просвещение на Северном Кавказе было обусловлено влиянием православия на все сферы жизни народа.

Процесс школьного образования на Северном Кавказе и Осетии стал возможным лишь после присоединения их к России. Но это влияние на горцев началось давно и шло разными путями. Первыми распространителями элементарной грамотности среди них были русские священники, бежавшие из плена крымских татар к народам Северного Кавказа еще в XVII – XVIII веках. Они становились учителями горских знати в горской знати в русских крепостях - гарнизонах.

В начале XVIII века такую работу проводили здесь и переводчики при военных гарнизонах на Северном Кавказе.

Таким образом, если 20 - 30-е годы XVIII века были временем зарождения очагов просвещения, началом, будем говорить, первого этапа развития просвещения горцев Северного Кавказа, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников, а также гарнизонные школы. Следующим этапом следует считать просветительско – миссионерскую деятельность осетинской духовной комиссии, учрежденной правительством в 1744 году и преобразованной в 1860 году в Общество восстановления православного христианства на Кавказе, активными членами которых были просветители первого поколения, так называемые «пионеры горского просветительства» И. Ялгузидзе, А. Колиев, Ш. Двалишвили и другие.

Что касается фигуры Аксо Колиева, чье имя носит наша гимназия, то можно сказать, что, будучи церковнослужителем А. Колиев стал зачинателем женского образования в Осетии. Своей разносторонней и плодотворной деятельностью он способствовал получению горянками начального, а затем и повышенного образования в учебных заведениях Кавказа и России. Обидным остается тот факт, что долгое время научно – просветительская и педагогическая деятельность А. Колиева незаслуженно находилась в забвении. Она фактически до сих пор никем не изучена.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было зарождение в ряде кавказских регионов очагов просвещения. Так, в 1764 году, правительством России по инициативе Осетинской духовной комиссии в Моздоке была открыта первая на Северном Кавказе духовная школа для горских детей; в 1836 году во Владикавказе начало функционировать духовное училище. Само по себе открытие этих школ явилось знаменательным событием для Северной Осетии.

Это был небольшой экскурс в историю просвещения Осетии.

А теперь непосредственно о нашем учебном заведении.

1) Негосударственное образовательное учреждение «Православная гимназия имени Аксо (Алексия) Колиева» создано в результате преобразования негосударственного образовательного учреждения начальной образовательной школы «Покров», которая была открыта по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в 2006 году.

С первых дней существования школы, предмет «Основы православной культуры» является обязательным. Преподается по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» культурологического религиозно – познавательного школьного образования, предназначенной для светских государственных и муниципальных школ, лицеев, гимназий, а так же в конфессионально – ориентированных (православных) гимназиях, воскресных школах.

Скрупулезно разработанный материал, содержащийся в учебно – методических пособиях по названной программе, позволяет успешно справляться с обучением младших школьников. В начальной школе – в виде отдельного учебного курса « Основы православной культуры», с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах в образовательной области «Человек и окружающий мир», с учетом регионального компонента образования.

Первый год обучения представляет курс «Мы и наша культура» для 1 класса. Задачи курса:

1) дать первоклассникам общее представление о культуре, особенностях культуры России, о православии;

2) сформировать первоначальные понятия о православной вере, о народе;

3) формировать представление о культурном единстве России и российского народа и важности сохранения культурно – национального единства;

4) формировать представление о культуре, как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ;

5) формировать мотивацию к учению вообще и к получению знаний в области культуры и истории.

6) формировать ценностные установки на нравственное, красивое, традиционное в отечественной культуре.

Следует отметить, что работа с первым классом очень сложна. Информация должна быть небольшой, т.к. дети в этом возрасте еще не умеют сосредоточиваться более чем на 5 минут. Поэтому целесообразность сочетать рассказ с разукрашиванием раскрасок подобранных к изучаемой теме (к сожалению, к программе А.В. Бородиной для 1 класса они не прилагаются), поэтому их можно найти у других авторов, просмотром мультипликационных фильмов (сейчас их можно найти на православных сайтах).

Помимо учебного комплекта А.В. Бородиной в своей работе с первоклассниками я использую учебно – методический комплект «Основы православной культуры и этики» 1-й год обучения под редакцией Л.Н. Малютенко. Комплект под редакцией О.К. Харитонова, материалы для школьных уроков «Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности» под редакцией священника Сергия Коротких. И др.

Второй год работы представлен в виде курса «Мир вокруг и внутри нас». Нужно отметить, что что методический комплект А.В. Бородиной для 2 класса является самым красочным и интересным для детей. К этому комплекту прилагается рабочая тетрадь с различными заданиями, раскрасками и крестословицами (кроссвордами). Учащиеся с большим интересом и желанием занимаются по ним.

Конечно же, преподавание ОПК в конфессионально ориентированной школе (гимназии) отличается от преподавания в обычной школе тем, что у нас ОПК является органической частью воспитательной системы данного образовательного учреждения.

Освоение православного компонента в урочной деятельности происходит тремя путями:

    через интеграцию основ православной культуры в содержание общеобразовательных предметов дополнительного образования.

    Через введение в учебный план гимназии специальных предметов православного духовно – нравственного содержания, регионального и гимназического компонента.

    Через предметы дополнительного образования, преподаваемые во второй половине дня. В качестве предметов дополнительного образования, имеющих духовно – нравственное содержание, в гимназии преподаются следующие дисциплины: хоровое церковное пение, хореография, дизайн, «Жития святых», шашки, фехтование, актерское мастерство.

2) Участие в литургической и молитвенной жизни Церкви.

Каждый учебный год начинается молебном на начало учебного года.

В жизни гимназии предусмотрены совместные посещения богослужений, совершаемых в кафедральном соборе во имя св. великомученика Георгия Победоносца, на территории которого расположена Гимназия.

Гимназисты совместно посещают богослужения на Двунадесятые и Великие праздники. Во время участия в Божественной литургии учащиеся исповедуются у священников собора и причащаются святых Христовых Тайн.

Каждый учебный день в Гимназии начинается молитвой перед учением. Трапеза в Гимназии так же начинается и оканчивается молитвой.

Каждый понедельник проводится молебен на начало учебного года.

3) Проектная деятельность учащихся.

В гимназии действует проектно – исследовательское общество «Кладезь»

(руководитель - Калоева З.Э.) Участие в ученических проектах дает возможность каждому гимназисту раскрыть творческий потенциал, приобрести навыки самоорганизации и исследовательской деятельности, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно – исследовательских работ.

4) Общегимназические праздники.

В Гимназии сложились такие формы празднования значимых событий и дат, как праздничный концерт, спектакль, литературно – музыкальные композиции с элементами театрализации, «народные гуляния».

Важным этапом в воспитательной работе является не только само проведение мероприятия, но и подготовка, в которой принимают участие педагоги, учащиеся и их родители.

В гимназии вошло в традицию широко отмечать праздники:

    Светлое Христово Воскресение.

    Рождество Христово.

    праздник Покрова Божией Матери.

    Посвящение в гимназисты.

    Масленица.

    День Победы.

    День Защитника Отечества.

    День славянской культуры и письменности и т.д.

5) Классные мероприятия.

Классные мероприятия имеют множество разновидностей. Наиболее традиционными являются «Уроки Добра». Они могут иметь разную информационно - содержательную наполняемость и форму проведения: беседы на заданную тему согласно плану воспитательной работы, чтение и обсуждение литературы духовно – нравственного содержания, видеолекции или видеополомничества, решение организационных вопросов и т.д.

6) Внеурочная деятельность игрового и спортивно – оздоровительного характера.

Игра является эффективной и легкоусвояемой формой воспитательной работы. Увлекательность и соответствие психологическим потребностям детского возраста способствуют ее самому широкому применению как в качестве элементов масштабных общегимназических мероприятий: «Рождественская елка», «Масленичные гуляния», так и в качестве самостоятельного игрового мероприятия: интеллектуальные игры – турниры; состязательные игры.

Оздоровительная работа в Гимназии осуществляется на уроках физического воспитания, спортивных секциях, на уроках проводятся физминутки, в 1-х классах организованы динамические паузы. Учебные кабинеты на переменах проветриваются, ежедневно проводятся кварцевание, влажная уборка.

В гимназии регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся: Дни Здоровья, праздники спорта, «Веселые старты» и т.д.

7) Паломнические поездки и экскурсии.

Малые паломничества по храмам и монастырям Осетии вызывают живой интерес у учащихся Гимназии. Они призваны расширить представления гимназистов о православии на Осетинской земле, и имеют высокий воспитательный потенциал.

В перспективе планируется развивать паломническую деятельность, совершать дальние паломничества по святым местам России.

Кроме того, в гимназии устраиваются экскурсии общекультурного плана, например, по музеям и выставочным залам республики, историко – культурным местам, просветительские поездки по местам боевой славы Осетии.

8) Участие в конкурсах.

Учащиеся Гимназии принимают участие в общероссийских, республиканских и гимназических конкурсах, олимпиадах по различным предметам.

Особое значение имеет участие конкурсных мероприятиях, имеющих в своей основе духовно – нравственное содержание, например: Всероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.

9) Встречи с интересными людьми.

Важная форма учебно – воспитательной работы, которая характеризуется привлечением в стены Гимназии учебно – воспитательного ресурса извне. Это могут быть люди интересных профессий и занятий (например, члены поисковых групп) священнослужители, представители творческой интеллигенции, ветераны, ученые, сотрудники МЧС и МВД, медицинские работники, просто увлеченные люди. Их посещения часто предваряются просмотром и обсуждением тематических фильмов.

10) Трудовая деятельность.

Воспитание у гимназистов трудовых навыков, умения обслуживать себя и заботиться о ближних. В Гимназии существуют следующие формы трудового воспитания: уроки технологии, поддержание в чистоте классных комнат, дежурство по гимназии и трапезной, проведение субботников, трудовые десанты за чистоту Гимназии.

Кроме того, учащиеся Гимназии изготовляют своими руками подарки гостям Гимназии, родителям и членам семьи к различным праздникам и ярмаркам.

В Гимназии имеется ауди- и видеотека, являющиеся значительным подспорьем для преподавания многих гуманитарных дисциплин. Устраиваются внеурочные тематические видеопоказы с последующим обсуждением.

12) Общешкольные линейки.

Общешкольные линейки имеют важный организационно – воспитательный потенциал. Линейки проводятся в Гимназии еженедельно. На них оглашаются важнейшие события прошедшей и предстоящей недели.

Традиционной стала форма торжественных линеек, посвященных праздничным и памятным датам, началу о окончанию учебного года.

13) Благотворительная деятельность.

Посещение с концертными программами детских домов, госпиталя, детского реабилитационного центра. Вручение подарков, сделанных своими руками.

Сбор благотворительной помощи, в том числе игрушек и детской одежды для малоимущих.

Заключение

В курсе ОПК крайне важна воспитательная составляющая на основе тех знаний, которые ребенок получает в школе, и воспитать человека невозможно, если лишить его свободы. Условие нормального воспитания – свобода и ответственность. «Свобода без ответственности – это распущенность, а ответственность без свободы – рабство. Поэтому мы должны научить ребенка делать свободный выбор, помня о собственной ответственности».

Епископ Зарайский Меркурий.