Пример успешной интуиции. Интенсив «Развитие интуиции

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем;, процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сооб­щающая познанию новый импульс и направление движения.

Наличие такой способности человека признают многие выдающи­еся ученые нашего времени. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто даже меняются коренным образом, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональ­ными. Он убедился, по его словам, в неизбежном влиянии на научное исследование индивидуальных особенностей мышления ученого, име­ющих не только рациональный характер. "При более внимательном исследовании этого вопроса, - пишет Луи де Бройль, - легко заме­тить, что как раз эти элементы имеют важное значение для прогресса науки. Я, в частности, имею в виду такие сугубо личные способности, столь разные у разных людей, как воображение и интуиция. Вообра­жение, позволяющее нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали, интуиция, неожиданно раскрывающая нам в каком-то внутрен­нем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогиз­мом, глубины реальности, являются возможностями, органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки" ("По тропам науки". М., 1962. С. 293-294). «Благодаря этим скачкам осуществляются великие завое­вания разума. Именно поэтому человеческий ум способен в конечном счете взять верх над всеми машинами, которые вычисляют и класси­фицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувство­вать. "Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания, - под-


черкивает Луи де Бройль, - лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения" (Там же. С. 295).

Мы не будем останавливаться здесь на вопросах воображения, внимания, памяти, сообразительности, некоторых других способностях человека (эмоциях, воле и т. п.); это предмет специального обсуждения. Остановимся на интуиции. Интуиция как специфический познаватель­ный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, высту­пает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.


Интуиция поддается экспериментальному изучению. Из работ, посвященных исследованию интуиции посредством эксперимента, можно выделить труды Я. А. Пономарева, Олтона, К. Факуоару.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают много­численные наблюдения над людьми в обычных, повседневных услови­ях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы "пред-чувствуя", что нужно поступить именно так, и никак иначе.

Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конст­руктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем "озарения", "по наитию".

Приведем несколько фактов.

В истории музыки нередки случаи, когда музыкальная мысль при­ходила к композитору в самый неожиданный момент, скажем, во сне. Например, Джузеппе Тартини однажды увидел во сне дьявола, играв­шего на скрипке восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас записал ее и в дальнейшем использовал для сочинения одного из своих самых знаменитых произведений - скрипичной сонаты "Дья­вольские трели" (См.: "Интуиция и научное творчество". Аналитиче­ский сборник ИНИОН. М., 1981. С. 17).

Любопытен случай, происшедший с изобретателем в области элек­тро- и радиотехники Николой Тесла (1856-1943). Однажды, во время прогулки с приятелем, ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы. Американский психолог Дж. Гоуэн сообщает; он шел в сторону заката солнца и читал стихи; в это время мысль, подобно вспышке молнии, озарила его; идея электромотора на пере­менном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми,

как металл или камень. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так началась революция в мировой электротехнике. (См.: "Интуиция и научное творчество". М., 1981. С. 17).

С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоре­тической науки.

Интересен взгляд А. Эйнштейна на творчество физика-теоретика и его суждения о собственном творчестве (См.: Кармин А. С. "Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы" // "Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект". Киев, 1983). Он считал, что не существует никакого индуктивного метода, который мог бы вести к фундаментальным понятиям физики. Гипотеза может быть "навеяна" эмпирическими фактами, но не является непосредст­венно выводимой из них - иначе она не была бы гипотезой. Ученый может и должен свободно создавать различные гипотезы для объясне­ния наблюдаемых явлений. Вопрос же о том, какая из выдвинутых гипотез должна быть принята, а какая отброшена, решается эмпири­ческой проверкой следствий, вытекающих из них. Этой установки А. Эйнштейн придерживался и в своей научной деятельности. Исход­ные положения его теории относительности были сформулированы не как индуктивные обобщения опытных данных (хотя он учитывал эм­пирические факты при ее создании), они были продуктами "изобрете­ния", "догадки", т.е. продуктами интуиции. А Эйнштейн говорил своему бывшему сокурснику Якобу Эрату, что мысль об относительно­сти одновременности появилась у него в результате внезапной интуи­тивной догадки. Однажды утром он проснулся и вдруг понял, что события, которые для одного наблюдателя происходят одновременно, могут быть неодновременными для другого. Как отмечал М. Вертгеймер на основании бесед с А Эйнштейном, к представлению о том, что скорость света является предельной скоростью распространения сиг­налов, он пришел также интуитивно. Из специальной и общей теории относительности путем логико-математической дедукции были полу­чены следствия, сопоставимые с данными наблюдений и эксперимен­тов и подтвержденные этими данными. А. Эйнштейн считал, что на опыте можно проверить теорию, но нет пути от опыта к теории. Вместе с тем путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям существует - это путь интуиции, интуиция (а не логика) связывает их. "Если не согрешить против логики, - говорил А. Эйнштейн, - то вообще нельзя ни к чему прийти". (Эйнштейн А. "Собр. науч. трудов". М., 1967. Т. IV. С. 572). "Подлинной ценностью является в сущности, только интуиция"


(Цит по: Кляус Е. М. "Альберт Эйнштейн" // Эйнштейн А "Физика и реальность". М., 1965. С. 337).

Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта, идею антиномий И. Канта и многие другие. (См., например: Лапшин И. И. "Философия изобретения и изобретение в философии". Пг., 1922. Т. П. (Разд. "Творческая интуиция философов" и "Анализ приведенных случаев").

Б. Рассел отмечал, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсознательного вызревания идей, что было результатом напряженных размышлений. "Когда я работаю над книгой, - писал он, - я вижу ее во сне почти каждую ночь. Не знаю, возникают ли при этом новые идеи, или оживляются старые, зачастую я вижу целые страницы и могу во сне прочесть их". (Цит. по: "Интуиция и научное творчество". С. 17).

Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышле­нии, например, нередки умозаключения, посылки которых не форму­лируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обста­новке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о "чувственной инту­иции" как о восприятии органами чувств ("интуитивные" предпосылки геометрии Эвклида и т.п.). Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично "чувственно-сенситивному". Как специфический феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus - ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции - ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосре­дованного) принято называть такое, которое не опирается на логиче­ское доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чув­ственного опыта и теоретических построений (Копнин П. В. "Гносео­логические и логические основы науки". С. 190). Если иметь в виду,


что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов (т.е. если отграничить ее от чувственно-сенситивного и инстинктивного), то можно принять за исходное такое ее определение: интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. (См.: "Философ­ский энциклопедический словарь". М., 1989. С. 221). Все приведенные выше случаи проявления интуиции (а их число можно значительно расширить) целиком подходят под это определение.

Но все изложенное выше демонстрирует по крайней мере еще две черты, свойственные интуиции: внезапность и неосознанность. Реше­ние проблемы во всех приведенных примерах (поиск нового понятия, темы, идеи и т. п.) приходило всегда неожиданно, случайно, и, казалось бы, в неподходящих для творчества условиях, так или иначе контрасти­рующих с условиями целенаправленного научного поиска.

Интуитивное "видение" совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату.

Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции. Одно замечательное наблюдение было сделано американским математиком Леонардом Юджином Диксоном. Его мать и ее сестра, которые в школе были соперницами по геометрии, провели долгий и бесплодный вечер над решением какой-то задачи. Ночью матери приснилась эта задача: и она стала решать ее вслух громким и ясным голосом; ее сестра, услышав это, встала и записала. На следующее утро в ее руках было правильное решение, неизвестное матери Диксона. (См.: Налчаджян А. А. "Некоторые психологические и философские проблемы интуитив­ного познания (интуиция в процессе научного творчества)". М., 1972). Этот пример иллюстрирует, помимо прочего, неосознанный характер явления, называемого "математические сны" и действие на бессозна­тельном уровне человеческой психики.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Данные признаки отделяют интуицию от близких к ней психиче­ских и логических процессов. Но и в этих пределах мы имеем дело с достаточно разнообразными явлениями. У разных людей, в различных


условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от созна­ния, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т. п.

Интуиция подразделяется на несколько видов прежде всего в зави­симости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют и особенности интуиции сталевара, агронома, врача, био­лога-экспериментатора. Выделяются такие виды интуиции, как техни­ческая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизованной и эв­ристической. Первую из них называют интуицией-редукцией. Пример - врачебная интуиция С. П. Боткина. Известно, что, пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 метров), С. П. Бот­кин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. Могут сказать, что в данном случае, как и вообще при постановке любого врачебного диагноза, имеет место подведение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания); в этом отношении интуиция действительно проступает как редукция, и никакой новизны в ней как будто и нет. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по нередко неоднозначному комплексу симпто­мов обнаруживает новизну решаемой проблемы. Поскольку при такой интуиции все же применяется определенная "матрица"-схема, постоль­ку сама она может быть квалифицирована как "стандартизированная".

Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин, выступая как ученый-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, в выдви­жении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи ("бо­лезни Боткина").

Сама эвристическая интуиция имеет свои подвиды. Для нас важно ее подразделение по гносеологическому основанию, т. е. по характеру результата. Интерес представляет точка зрения, согласно которой сущ­ность творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодейст­вии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее. (Изложение представ-

Из книги Мне очень нравится курить… но я бросаю! автора Иопп Андреас

Марка ваших сигарет и другие курильщики. Или ваш наркотик и другие наркоманы Почему курильщики так верны своей марке сигарет?Прежде чем закурить, мы любовно поглаживаем пачку. Да, мы любим «свои» сигареты. Маркетологов всегда удивляла труднообъяснимая верность

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Другие примеры проявления стыда «Я не буду защищать диссертацию, так как ее защищают карьеристы от науки, и мне это занятие не нравится», - говорит мне мой коллега, у которого нет ученой степени, но он преподает психологию, работает в вузе, где наличие ученой степени

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

Глава 2. Другие клинические примеры функционирования системы самосохранения Ложный бог превращает страдание в насилие, истинный Бог превращает насилие в страдание. (Simone Weil, 1987: 63) В кратких выдержках из описаний клинических случаев, которые приведены ниже, мы исследуем

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Другие примеры временных линий У инженера по компьютерам прошлое было позади него, а будущее появлялось, как серия прозрачных цветных слайдов, уходивших вперед прямо перед ним. Когда он хотел посмотреть в будущее, он делал слайды ближайшего будущего очень большими и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах Многие другие постфрейдисты, придерживающиеся психодинамической ориентации, подобно Эриксону, придавали особо большое значение роли культурных и межличностных

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ «ВОЛНОВОГО ЭФФЕКТА» Примеров «волнового эффекта» очень много, и они хорошо известны. Кто хоть однажды не радовался, узнав, что сыграл важную роль в жизни других людей, будь то прямо или косвенно? В главе 6 я расскажу о том, как волны многих моих наставников

автора Ильин Евгений Павлович

14.5. Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни (1984) разделил на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

10. Методики изучения мотивов спортивной

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Причины завершения спортивной карьеры» Методика разработана Н. Л. Ильиной и может быть использована как при опросе спортсменов о причинах их ухода из спорта (или из данной спортивной секции), так и при опросе тренеров о причинах, приводящих, по их мнению, к

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Другие примеры применения базового алгоритма Шаг 1. «Компьютерная программа, которую мы разработали, как оказалось, содержит ошибку. Когда потребитель пытается сохранить файл, программа иногда зависает. Уже было несколько жалоб и возвратов. На рынке начало

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

2. ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И ПРИМЕРЫ Такой поэт-интеллектуалист нового времени, как Поль Валери, который также не может насытиться работой над своим текстом и которому необходимы четыре года «упражнений» (exercises - его любимое слово о творчестве), для того чтобы закончить «La

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствованияПроцесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.Действительно,

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 9 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9.1. Мотивация спортивной деятельностиОсобое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с

Кто-то сказал, что интуиция - это всего лишь жизненный опыт, обрабатываемый подсознанием и выдаваемый в сознание. Иногда, возможно, это правда, но есть случаи, когда интуиция (моя) приобретает (в моих же глазах) реально мистический характер. Во-первых, я очень здорово чую неприятности, касаемые меня и моих близких, причем часто могу сказать, что конкретно и где конкретно произойдет.

Все началось, когда на 1-ом курсе универа меня резко начало тянуть домой во время занятий (никому не смеется, я серьезно). Отсидел пару до конца, сорвался домой - а там плиту перекормило - был бы пожар. С тех пор слушаюсь интуицию (а когда не слушаюсь - всегда жалею). Самый яркий пример - когда моя интуиция спасла мне и другу жизнь (как минимум - здоровье).

Весна, шли по улице. Я чувствую - надо перейти на другую сторону и идти там, говорю об этом другу. Он мне отвечает, что наконец наступила весна, и он хочет пройтись по солнцу (другая сторона была в тени). Мы шли, мое беспокойство крепло, я ему еще раза два предложил, он отказался. Когда чувство стало реально сильным, я остановился. Он тоже, посмотреть, почему я встал. В этот момент в метрах двух от нас, прямо по курсу нашего движения, упала с крыши подтаявшая ледяная глыба. Ее массы, судя по удару, хватило бы, чтобы нас если не укокошить, то отправить в реанимацию точно. Друг тут же, без слов перешел на другую сторону.

Таких случаев (может чуть менее серьезных) было немало. Интуиция подсказывает не всегда (может, не всегда ее слышу), но если она подала сигнал - никогда не ошибалась.

Во-вторых, раньше очень здорово чувствовал, кто и кому звонит по телефону. Никакого АОНа не надо было. Сейчас как-то пропало умение.

Еще забавный случай из жизни - точно мистика какая-то. Гулял ночью с собакой, как назло еще посмотрел перед этим "Дети кукурузы" (я не впечатлительный в этом плане - не подумайте, но отпечаток это тоже наложило). Время часа три, начало четвертого. Зима, на улице ни души, тишина абсолютная. На небе плотный слой туч, и только в середине они превращаются в рябь, откуда еле видно проглядывает бледная луна. Я еще подумал, что картина, как в классическом ужастике. Вдруг начинает дуть ветер, несильно так, но при этом поднимая легкую пургу и создавая неприятное шипение. Собака встает, замирает, смотрит в сторону. Я вижу, у нее шерсть на загривке дыбом - признак ее агрессивности. Она начинает лаять, рычать, я смотрю - а там нет вообще никого, пусто. Тут моя псина, которой боялись все собаки в округе (без шуток - была кавказская овчарка, других псов воспринимала, как волков, со всеми вытекающими), которая сама никогда ничего не боялась (кроме Маши и меня, когда злой), которая очень любила гулять (ее силком домой тащить приходилось), разворачивается к дому и начинает рвать поводок со всей своей дури так, что я бегу за ней, чтобы не упасть. Вот тогда мне стало не по себе. Влетел в дом, везде свет повключал и долго отпаивался чаем...

Сущность интуиции


Слово Интуиция происходит из позднелатинского intuitio - созерцание, от лат. intueor - пристально смотрю.
Обычно под интуицией понимают внезапно пришедшее озарение, внезапное решение вопроса, - все то, что характеризуется общим убеждениям ясности и бесспорности понимания. Когда говорят: "обладает сильно развитой интуицией", то имеют в виду, что такой человек, обычно высококлассный специалист в предмете, может рассуждать, демонстрируя глубокое понимание сути предмета, не задумываясь в этот момент.
Ощущение ясной бесспорности характеризует все проявления интуиции и порождает чувство, что это нечто привнесенное с печатью Истины потому, что буквально до того ничего не было, а после - вот оно: поражающее воображение, заставляющее кричать "эврика" и радоваться как подарку извне.
Р. Декарт утверждал:
"Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..." .

Известны состояния, проявляющиеся во сне или наяву на грани галлюцинаций (когда так легко оказывается возможным возбуждать ассоциации, непосредственно не связанные с текущим контекст ом мышлени я), когда возникает острое ощущение понимания всего на свете, чувство, что все тайны в мире теперь поняты, сопровождающееся радостной эйфорией. Но при попытке конкретизировать хоть какое-то знание, или вспомнить, что же именно удалось понять, ничего не получается, все ускользает так, как будто ничего и не было. Понятно, что ничего и не было, что все тайны вселенной не оказались вдруг в голове, а было лишь самое ощущение понимания в чистом виде, не обремененное ничем конкретным. Точно так же бывает ощущение просто радости, когда непонятно откуда оно происходит или подавленности. Эти чувства возникают в результате активности нашей внутренней рецепции: детект оров "хорошо", "плохо", "новое", "ошибка", "уверенность". Эти чувства обладают способностью окрашивать все то, что воспринимается и думается в этот момент. Градаций у этих чувств может быть очень много и они очень индивидуальны, но самые общие из них присущи практически всем, порождая знакомые эмоции .
В материалах Интеллектуальные механизмы психи ки :
...термин "понимание" вносит трудности в проблему уже тем, что он слишком общий для каждой из тех областей, где эта проблема конкретизируется. С позиции тех или иных специалистов одним термином обозначаются разные приложения субъективного образа-символа "понимание" и это приводит к противоречиям при переходе к более общим рамкам.
Психофизиологический аналог такого образа - это, пожалуй, состояние определенности. Поведение невозможно вне определенного контекст а. Стимул вызывает реакцию в контекст е, соответствующем существующим условиям. Здесь опытом уже выработались матрицы возможных решений - ответов в различных обстоятельствах.
Признаки действующих условий в некоторых случаях могут возбудить конкурирующие в многозначительности контекст ы взаимоисключающих реакций, а, точнее, такое может случиться, когда воспринимаемых признаков недостаточно для возбуждения определенного контекст а (способность распознавания дается опытом). При этом наблюдаются все последствия непонимания ситуации. Если же ситуация однозначна, то опережающие возбуждения от опережающего ожидания стимула в установившемся контекст е дадут прогноз, соответствующий накопленному опыту.
Достаточно уверенные, однозначные прогнозы и дают ощущение определенности, понимания. При этом, следуя общему механизму, должны образовываться детект оры узнавания конкретной ситуации и детект оры общей определенности. В противных же случаях, при неопределенных или противоречивых контекст ах должны образовываться детект оры ошибок, фиксирующие общее во всех ансамблях (включая значим ость), характерных для неопределенности.

Множество цепочек сформированных опытом программ действий выполняется одновременно: мы дышим, идем, машем руками, корректируем хотьбу в зависимости от особенностей пути, думаем при этом о чем-то (см. об этих механизмах механизмов психи ческих явлений). Но подавляющая часть активных процессов мозга не осознается (точка осознания или фокус внимания находится только в одном из таких процессов), и если результат прогностической деятельности в одном из них превысит значим ость и новизну состояния осознаваемого процесса, то фокус внимания переходит туда, ранее бессознательное при этом осознается уже на стадии готового важного результата (см. Механизм ориентировочного рефлекса) - эффект озарения.
Мыслительные автоматизмы организованы в точности как одновременная работа множества программ мышечных действий. Именно поэтому мы затрудняемся сказать, как именно развивалась наша мысль: многие промежуточные активности не осознавались и поэтому не оставили следа в субъективной памяти. Но цепи мыслительных активностей отрабатывали последовательно в точности как цепи последовательности фаз действий в мышечных реакциях при том, что фокус осознанного внимания переходит с одной наиболее актуальной фазы на другую наиболее актуальную (максимум новизны и значим ости). И если актуальность проявилась только после того, как этой цепочкой было обнаружено что-то очень значим ое, то и возникает осмысл ение именно данной активности - появляющейся как бы ниоткуда мыслью (см. Что такое мысль?).

Мгновенное понимание ситуации имеет именно такой механизм реализации. Это - одно из проявлений интуиции. Понятно, что если что-то не было раньше представлено жизненным опытом, то это и не будет распознано. Или это будет распознано ложно (см. Иллюзии восприятия).
Бытует мнение, что не знакомый с предметом человек может подсказать специалисту ценную идею. Это - мнение профанов, плохо представляющих себе сложность современной предметной специализации. Из ничего не возникает нечто. В самых общих чертах неспециалист может подсказать точно так же эффективно, как и наводящее на мысли пламя костра или волны моря или случайные узоры трещин штукатурки. Всеми этими генераторами стимулов для идей пользовался Леонардо да Винчи.
Интуиция проявлется и в прогностических механизмах мозга. Именно они приводят к озарениям, когда в пока не осознаваемой активности мозга, при повлении каких-то дополнительных элементов в восприятии и конкретизации контекст а в области неосознаваемой активности, вдруг активируется уже имеющийся вариант возможного развития идеи (событий), который окажется достаточно значим ым (см. Опережающее возбуждение
или сущность прогноза). Этот вид интуиции еще в большей степени зависит от индивидуального жизненного опыта потому, что кроме процессов распознавания самой ситуации, здесь еще задействован тонкий баланс нахождения приемлемого варианта в исследовательском контекст е психи ки (см. Мотивация).
Вот как описывает проявления и истоки интуиции французкий математик Жан Дьедонне в Абстракция и математическая интуиция

... как же изобретается доказательство? Этот процесс прекрасно описал А. Пуанкаре на ставших знаменитыми страницах: воображение предоставляет математику, стоящему перед лицом некоторой проблемы, множество всевозможных комбинаций известных фактов, теор ем, однако большинство из них никуда не ведет. Если случайно математик нашел верный путь, то говорят, что у него хорошая интуиция, которая его удачно направляла.
... Никто, конечно, не думает отрицать, что источником основных математических понятий, таких, как число или пространство, является чувственный опыт. Начиная примерно с 12 лет, если верить профессиональным психологам, небольшие натуральные числа или простые пространственные отношения (положение, величина и т. д.) могут рассматриваться как устойчивые, базирующиеся на опыте понятия, присущие всем нормальным людям и образующие субстрат соответствующих математических понятий.
... имеются причины, связанные с историческим развитием математики, по которым на понятия, возникшие в основном из опыта, стали налагать требования, которые вовсе не имеют такого происхождения, и которые выступают в качестве аксиом , наложенных на понятия, выбранные в качестве основных. После этого, естественно, нет ничего удивительного, хотя это и смущало людей в свое время, что чувственная интуиция рассматриваемых объектов, хотя бы действительных чисел, либо в некоторых случаях совершенно не существовала, либо была недостаточной и обманчивой.
... Никто не может сказать, что у него есть интуиция истинности или ложности теор емы Ферма. Иногда интуиция, которой обладают относительно некоторых понятий, начиная с аксиом , дает идею доказательства. Классическим примером может служить теор ема Больцано, говорящая о том, что непрерывная функция не может изменить знак, не обратившись в нуль. Здесь есть достаточно четкая геометрическая интуиция, которая дает идею доказательства. Если же попытаться доказать теор ему Жордана*, которая тоже интуитивно очевидна, выясняется, что здесь интуиция обманчива. Имеются и вовсе неинтуитивные объекты, классические чудовища: кривая Пеано, континуум Брауэра, который является общей границей трех плоских областей, кольцо Антуана, являющееся вполне разрывным множеством, хотя существует кривая, которую нельзя деформировать в точку, не пересекая этого кольца. Кстати, чтобы не заходить в столь далекие области, можно привести такие примеры ложной интуиции, как знаменитый чертеж, с помощью которого доказывают, что всякий треугольник равнобедренный. Если сделать чертеж так, что точка пересечения перпендикуляра к середине стороны и биссектрисы противолежащего угла окажется внутри треугольника (что, очевидно, невозможно), легко показать, что треугольник равнобедренный. Этот пример хорошо иллюстрирует тот факт, что пространственная интуиция, вырабатываемая в нас элементарной геометрией, может оказаться обманчивой.
Поэтому не надо давать себя обманывать. Даже для понятий, которые кажутся близкими к чувственной интуиции, соответствующие математические объекты, в сущности, очень отличаются от того, что мы о них думаем. В этом факте кроется источник огромного удивления, возникшего у большинства математиков XIX века, полагавших, что понятия, которые они ассоциировали с действительными числами, сами собой разумеются и не могут привести к экстравагантным результатам, подобным кривой Пеано.
Мы больше не удивляемся таким явлениям. Начиняя с конца XVI - XVII века математики разрушили классическое представление о числе и пространстве и начали исследовать объекты, не имеющие никакого чувственного эквивалента. Никто никогда не видел группы, кольца, тела, модуля. Геометрии Лобачевского, Римана и все другие геометрии, р-адические числа*, дифференцируемые многообразия созданы математиками. Как же можно говорить об интуиции для этих объектов? Ответ на этот вопрос, безусловно, трудно сформулировать, так как речь идет о явлениях совершенно субъективных. Каждый математик создает себе индивидуальный мысленный образ, в чем-то несравнимый с соответствующими образами мыслей других.
Вначале отметим распространенную и совершенно банальную точку зрения: интуиция математического объекта постепенно развивается и зависит прежде всего от степени знакомства с этим объектом. Что делает математик, когда перед ним встает совершенно новая для него проблема, которую он никогда не изучал и над которой он только начинает работать? Чаще всего он либо совсем не знает, какие вопросы надо ставить, либо ставит абсурдные вопросы.
... изучая вопрос, понемногу начинают осваиваться в незнакомой стране; привыкая, приходят к умению угадывать, что должно произойти, когда встречают данный математический объект, и какой инструмент нужно применить для его исследования. Постепенно прекращаются нелепые ошибки, допускаемые вначале. В конце концов вырабатывается определенная привычка к теме и, если повезет, удается поставить проблему и решить ее.
... Остальную часть доклада я посвящу другому типу математической интуиции, а именно тому, что я бы назвал переносом интуиции. Этот тип интуиции я считаю основным и являющимся одним из наиболее важных источников математического развития.
... Их разъединяет лишь язык, но он же и оказывает огромную помощь, так как позволяет в каждый момент более или менее точно подыскать сходные интуитивно знакомые ситуации и перенести интуицию из этих ситуаций на случаи более сложные. Это не очевидно и надо часто принимать серьезные предосторожности...
... В подобных случаях есть нечто, толкающее нас переносить идеи на другую математическую теор ию. Но, так сказать, встречаются великие переносы, которые можно было бы назвать мутациями и которые - иначе не скажешь - падают с неба. О них создается впечатление, что они совершенно ничем не подготовлены.
... Я только что показал, каким образом интуиция линейной алгебры была перенесена на алгебраическую топологию и привела к значительному прогрессу. Самое же замечательное заключается в возвращении этого влияния назад. Математики, работающие над алгебраической топологией, пришли к развитию целой серии специальных или на первый взгляд специальных для их объектов исследования методов. Речь шла о вопросах строго топологических до тех пор, пока. в один прекрасный день алгебраисты Эйленберг и Мак Лени в 1942 году, Хопф и А. Картаи примерно в то же время заметили, что в вопросах чистой алгебры встречаются аналогичные ситуации, и им пришла в голову мысль перенести на задачи чистой алгебры методы, успешно применяемые алгебраическими топологами; успех был совершенно необычайный: гомологическая алгебра явилась рикошетом интуиции чистых алгебраических топологов.
... приведенные примеры, несмотря ни на что, наиболее простые. Чтобы описать современное бурное кипение идей, надо было бы говорить о больших конструкциях, где сливаются не одна-две, а полдюжины интуиции.
... прогресс интуиции вопреки тому, что можно было бы предположить, идет рука об руку с прогрессом абстракции. Чем более абстрактно явление, тем больше оно обогащает интуицию. Почему? Потому что абстракция устраняет из теор ии все несущественное. Если вы вводите абстракцию умело и ведомы своим чутьем (интуицией, если угодно), то вы отбрасываете несущественные отношения. Что же осталось? Остался скелет, и в этом скелете вам иногда удается обнаружить структуры, которые иначе вам увидеть бы не удалось. Если бы вы не ввели абстракцию, деревья заслонили бы от вас лес, детали помешали бы вам увидеть существенное.

Эзотерические представления об интуиции, конечно же, ничего не объясняют, а лишь ссылаются на некий трансперсонал ьный источник внешнего по отношению к человеку истинного знания. Не смотря на множество абсурдных несоответствий, которые немедленно появляются при любой попытки применить такое предположение, это представление очень живуче именно из-за того, что интуицию сопровождает "необъяснимое" чувство ясной уверенности, истинности внезапно понятого. То, что выше вполне рационально было объяснено конкретными механизмами психи ческих явлений. Конечно же, эта самая уверенность в истинности у одного человека может совершенно не совпадать с сутью понятого другим человеком, что и приводит к множеству разногласий в эзотерических учениях и различию в религиях (См. Различия религиозных теор ий, различие науки и религии).
Эти представления проявляются не только в религиозной, но и вообще в профессиональной деятельности. Так, в Сущность интуиции в следственной и судебной практике :

... Объявляя реальный мир иррациональным потоком субъективных переживаний, в котором нельзя найти ничего определенного, интуитивисты приходят к выводу о невозможности познания мира посредством органов чувств и мыслительной деятельности. Эта чуждая науке проповедь мист ицизма широко воспринята буржуазными юристами для обоснования беззаконий и судебного произвола. В ряде работ содержатся двусмысл енные рассуждения, фактически ориентирующие на приоритет субъективных впечатлений следователя и судьи.
... Процесс мышлени я - это не только совокупность развернутых умозаключений. Наряду с полными логическими формами человек пользуется такими суждениями, которые принимаются в сокращенном виде, а иные вовсе выпадают, опускаются, как давно известные, проверенные опытом, доказанные практикой или установленные какой-либо отраслью знаний. В результате полученный вывод кажется оторванным, изолированным и представляется чистой, ничем не обусловленной догадкой.
Точно подметил эту закономерность И. П. Павлов. Интуицию, говорил он, "так и нужно понимать", что "человек окончательное помнит, а весь путь, которым подходил, подготовлял, он не подсчитал к данному моменту" Фактически же полученный результат был подготовлен предыдущим мыслительным процессом, в ходе которого произошла актуализация нужных знаний, а если решение наступает с первого шага, значит, необходимые знания актуализировались немедленно, благодаря тому, что готовность опыта и знаний у человека была высока. Таким образом, за способностью интуитивно угадывать истину стоят опыт, знания, активна мыслительная деятельность, которые позволяют как бы внезапно правильно решить вопрос, понять сложное явление, предсказать дальнейший ход событий.
Конечно, очень многое зависит от того, что решающий задачу может привнести в качестве фантазии, наблюдательности, критичности, творческой заинтересованности и иных интеллектуальных качеств.
В силу изложенного говорить о непосредственности интуитивного знания можно только условно, ибо оно опосредствовано и обусловлено всем предшествующим опытом человека и человечества. Запасы знаний и жизненных наблюдений, знание способов решения различных познавательных задач не представляют собой хаотического нагромождения В сознании исследователя они систематизированы и увязаны нитями ассоциаций. Чем большим количеством мысленных связей он располагает, тем богаче и разностороннее его представление о мире. Чем чаще эти связи использовались, тем меньших усилий требуется ему для правильного решения возникающих задач.
При интуиции происходит использование по заданию интеллекта "глубинных архивов" человеческой памяти. Умственные действия, подобно моторным операциям, в результате многократного повторения имеют свойство сокращаться, автоматизироваться, ускользая от самонаблюдения По мере совершенствования происходит свертывание процесса рассуждения Обдумывание всех промежуточных ходов решения облегчается; начинают складываться прямые связи между основными элементами задачи. Опираясь на догадку, исследователь начинает все чаще правильно решать эти задачи, не производя каждый раз аналитической работы и не осознавая пути их решени. На этой базе вырабатывается интуиция.
И. М. Сеченов подчеркивал ее сходство с сильно привычным движением, сделавшимся автоматическим, где механизм процесса заучивания скрыт быстротой и легкостью действия. "Эта аналогия, - заключает он, - до такой степени полная, что я, не колеблясь, утверждаю их психологическую однозначность".


Дополнительно:

Интуиция, как и любой феномен, имеет две оборотные стороны. С одной стороны, вы понимаете, что хотели бы все прочувствовать и понять. С другой стороны, вспоминаете банальное выражение: «Меньше знаешь, крепче спишь».

В каких случаях вы желали бы прочувствовать всю подноготную? Куда идти учиться? С кем встречаться? Какие подарки дарить близким людям?

Жизнь человека полна каждодневных сюрпризов, которые создают ему большое множество проблем и постоянно заставляют что-то выбирать. Поэтому многие специалисты рассматривают интуицию в качестве инструмента, который полезен для разработки стратегии и тактики дальнейшего поведения.

Интуиция – это маяк, позволяющий не налететь на рифы.

Для начала человеку необходимо определить, что является его максимальной целью. Затем ее нужно разбить на несколько минимальных целей и идти последовательно к каждой, прочувствовать каждый шажок интуитивно.

Пример. Если вы хотите узнать, как к вам относятся персоны N, Z, X, сначала, постарайтесь настроиться на их «координаты», сфокусируйтесь на личности каждого. Затем займитесь сортировкой полученных сведений, а потом покормите ими свои серые клеточки, как любил говаривать почтенный джентльмен Эркюль Пуаро.

Интуиция – это не столько способность предугадать отношение окружающих к себе, сколько талант «вжиться» в их подсознание, жить их чувствами. Интуиция дает человеку шанс поселиться в чужом теле без премудростей реинкарнации. Если рассуждать без эзотерических изысканий, то «шестое чувство» представляет собой некий «проявляющий экран», или рентген естественного происхождения.

Пример. Вы хотите помириться со своей соседкой (соседом), которую знаете примерно 3 года. Случилась, однако, размолвка. Конечно, за время бесконфликтного общения вы успели изучить соседку (соседа) по лестничной клетке (круг интересов, возможные реакции, характер). Обладая столь ценным багажом знаний, подключите интуицию. Прочувствуйте мотивы и поймите причины поведения. А выход из конфликтной ситуации находится там же, где и вход.

Пойти по пути интуиции – лучший способ восстановить недостающие фрагменты той или иной ситуации.

Лучший способ найти спутника(спутницу) – сформировать картину возможной реальности, опираясь на «шестое чувство». Не поленитесь смоделировать несколько вариантов развития событий.

Но можно ли постоянно доверять интуитивному моделированию?

Как это ни прискорбно, но ответ будет отрицательным, потому что данный метод субъективен по своей сути. Вы же все равно судите со своей колокольни, следовательно, всего не увидишь: часть панорамы закрывает башня предубеждений. Кроме того, рядом другие напасти: стереотипы, индивидуальные мифы, установки и погрешности восприятия.

Пример. Подруга (друг) дает вам добрый совет, пока он нужен и бесплатен, но вы не расположены сегодня к назидательным беседам (болеете, плохая погода, вам безразлично дальнейшее развитие событий). Подруга (друг) продолжает упорствовать в своих менторских стараниях. Вы не выдерживаете и начинаете кричать, обидевшись на фразу которую никто и не произносил. Большую часть разговора вы пропустили мимо ушей, доверяя интуиции, и ошибочные выводы сделали, положившись исключительно на свою интуицию. А может, не интуиция виновата, а грань преломления входящей информации?

А теперь поговорим о непредвиденной и нежелательной стороне интуитивного моделирования. Суть ее заключается в следующем: человек теряет сон, покой, аппетит, становится жертвой стресса.

Пример 1. Работник предприятия подозревает руководство в предвзятом к себе отношении. Результат интуитивного моделирования – «Ой, меня уволят». Дурные мысли воплощаются: сотрудник начинает хуже работать, впадает в депрессию и... его увольняют. Реально.

Пример 2. Женщина, доверившись интуиции, подозревает мужа в измене. Доверившись мыслям, она становится раздражительной, изводит мужчину упреками. А так как мужская логика неизменна («Выслушай, что скажет она, и сделай все наоборот»), то в скором будущем дама получает все то, чего боялась.

Коварное последствие интуитивного моделирования реальности заключается в программировании личности. Формируя ту или иную модель, вы формируете новую реальность и прокладываете линию своего поведения. Беда в том, что в данном случае вы программируете себя на негатив, а интуитивное моделирование выполняет роль инструмента самонегативизации.

Вывод. Развивая мысль дальше, приходите к итогу: «Неужели человек сам себе враг?» Но ведь «шестое чувство» – защитный механизм. Противоречие!

Однако если заглянуть в себя чуть глубже, то сразу видно, что есть интуиция, но вместе с ней есть и ментальность, т. е. лжеинтуиция. Вопрос в том, как отличить одно от другого?

Человеку свойственно самообольщаться. Мы вообще рабы импозий. Придумываем себе воздушные замки, которые рушатся от одного дуновения ветра реальности. Любой пустяк, любая выходка чудовища по имени «Ментальность» кажется нам знаком свыше. Нельзя дать определенного совета, как отличить одно от другого.

Слепое следование интуиции способно завести личность в тупик, из которого нет выхода.

Как ни странно, но именно интуитивное моделирование толкает человека на внутриличностный конфликт.

Возникает какая-нибудь спорная ситуация. Личность пробует ее урегулировать. Но как быть, когда с позиции логики мы имеем один результат, а интуиция шепчет «Нет, все не так!»? И человек никак не может выбрать что-то одно. Он в сомнениях, чему верить: тому, что видишь, или тому, что чувствуешь? Разумеется, нет причин говорить о том, что внутриличностный конфликт несет только отрицательное. Он заставляет личность преодолевать самого себя, стремиться ввысь, к вершинам... Но... основная масса человечества – это отнюдь не волевые гиганты, и они не хотят проблем и нервных расстройств тоже. Личность боится сложных задач для серых клеток, а интуитивное моделирование предоставляет весь спектр подобных удовольствий.

Интуитивное моделирование как метод применимо на любой глубине и при любой трудности вопроса, поставленного перед человеком самой жизнью. Можно ли в совершенстве овладеть данным приемом каждому индивидууму, или это исключительно врожденное качество? Трудно сказать. Вроде бы и ишака можно научить считать (как пообещал некто мудрый и хитрый), а встречаются же толстокожие личности.

Подойдем к данному вопросу с подветренной стороны. Что есть интуиция как таковая? Всего лишь способность постигать реальность и вытаскивать нужную информацию.

Наверняка вы слышали о трех уровнях восприятия информации личностью: вербальном, невербальном и аналитическом.

Многие специалисты считают, что изучение мира при помощи невербального общения примитивно по своей сути. Поверьте, человечество бы благополучно общалось, не произнося ни слова. Жесты и взгляды, а также позы говорят намного больше, нежели слова. На вербальном уровне мы легко становимся жертвами ложной информации. Обманывать научиться можно, причем так, что непосвященный и неопытный человек никогда не заподозрит факта «развешивания лапши на лопоухих ушах». Кроме того, все лжецы, как ни странно, используют речевые клише «Поверьте мне», «Уверяю вас...», «Знаете, я честно гарантирую вам...». Атак как лжец со стажем владеет своим искусством с грацией пантеры и ловкостью пожирателя огня, лишь немногие поймут, чего от них хотят в действительности.

Более искушенные слушатели лжецов в подобной ситуации внимательнейшим образом пронаблюдают за позой, мимикой и жестами дражайшего собеседника. Очень легко понять, лгут вам или же нет, если наблюдать за персоной X под нужным углом зрения.

Итак, на первой ступени постижения мира мы увидели информацию, на второй ступени мы ее услышали, а на третьей – приступили к всестороннему и беспощадному анализу.

Анализ – явление сугубо субъективное. Каждый из нас обращает внимание на те мелочи, которые считает важнейшими. Счастье в следующем: важные мелочи у всех разные. Для одного наибольшее значение имеет тот факт, кто сказал; для второго – как сказал (тембр, голос, лексическое значение); для третьего – в присутствии кого сказал, т. е. для кого конкретно предназначалось вербальное послание.

Кроме того, в процессе восприятия информации индивидуумом последняя проходит через личностно-субъективные фильтры. Фильтрами являются взгляды, убеждения, предрассудки, установки отдельного индивида. Кроме того, некоторая часть информации, пусть не самая значительная, безвозвратно теряется. А так как свято место пусто не бывает, часть утерянной информации заменяется другой, близкой или, напротив, далекой от подлинного смысла первоначально сказанного. Так или иначе, на третьем уровне постижения окружающей реальности происходит нудная аналитическая работа и без того усталого мозга, предполагающая отличные результаты для его обладателя. Главное – это не терять голову в момент аналитической работы и менять угол зрения.

Инициативное моделирование является четвертой ступенью постижения мира, причем как материального, так и духовного. Все предыдущие ступени лишь поставляют материал для размышления. Интуитивное моделирование неким образом похоже на божественное откровение в теологии, когда светлая высшая сила посылает страждущему утешение в делах. Но вместе стем интуиция – это не столько божий дар (предвидение), сколько выпестованный самим человеком талант плыть в житейском море, не попадая на рифы. Впрочем, всех рифов не избежать, где-то не получится не нарваться на неприятности. Интуиция помогает увернуться от злокозненных мелочей и сгладить острые углы, смягчить удар при встрече с большой бедой.