Учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы. Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной рабо

Октябрь

Комплекс №3.

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - шаг вправо, руки в стороны;

2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение. То же влево (6-8 раз)

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку вправо (влево); 2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, коснуться пальцами рук правого носка; 3 - выпрямиться, руки в стороны;

4 - исходное положение. То же, но коснуться левого носка (по 6 раз).

5. И. п. - сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 - поднять прямые ноги вверх - вперед (угол);

2 - исходное положение. Плечи не проваливать (5-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги вместе, руки на поясе. 1 - прыжком ноги врозь руки в стороны;

2 - исходное положение. Прыжки выполняются на счет 1-8 несколько раз подряд в чередовании с небольшой паузой между ними.

Комплекс №4.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя в том месте, где застала их команда.

2. И. п. - основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 - палку вверх; 2 - сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 - палку вверх; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 - палку вверх; 2 - присесть, палку вынести вперед; 3 - встать, палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - сидя, палка перед грудью в согнутых руках. 1 - палку вверх; 2 - наклониться вперед, коснуться пола (рис. 38); 3 - палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках перед грудью.

1-2 - прогнуться, палку вперед-вверх; 3-4 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу. 1 - прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 - прыжком в исходное положение (рис. 39). Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза. Темп умеренный.

7. Ходьба в колонне по одному.

Ноябрь

Комплекс №5.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между предметами - змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки согнуты к плечам. 1-4 - круговые движения руками вперед; 5-8 - то же назад (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. 1 - шаг вправо; 2 - наклониться вправо;

3 -выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение. То же в левой ноге (4-3 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки прямые за головой. 1-2 - поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3-4 - исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки в стороны. 1 - прыжком ноги врозь, хлопок над головой;

2 - исходное положение. На счет 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №6.

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде воспитателя: на сигнал «Бабочки!» остановиться и помахать руками, как крылышками, на сигнал «Лягушки!» остановиться и присесть, руки положить на колени.

Упражнения с флажками

2. И. п. - основная стойка, флажки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - поднять флажки вверх, скрестить; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - флажки вверх; 2 - присесть, флажки вынести вперед; 3 - встать, флажки вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч. 1 - флажки в стороны;

2 - наклониться, коснуться палочками флажков пола у носков ног; 3 - выпрямиться, флажки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, флажки в согнутых руках у плеч. 1 - поворот вправо (влево), флажок отвести вправо; 2 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - основная стойка, флажки внизу. 1 - прыжком ноги врозь, флажки в стороны;

2 - исходное положение. Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Ходьба в колонне по одному, флажки в правой руке над головой (помахивая).

Декабрь

Комплекс №7.

1. Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые удары в бубен

- ходьба мелким, семенящим шагом, на медленные удары - широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную.

Упражнения в парах

2. И. п.- основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

3. И. п. - То же. 1-2 - поочередное приседание, не отпуская рук партнера (рис. 40);

3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки скрестить. 1 - поворот туловища вправо (влево); 2 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги партнера (нога одного ребенка между ног другого), руки за головой согнуты. 1-2 - поочередно приседать;

3-4 - исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, руки вдоль туловища, держась за руки. 1 - выпад вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево (6 раз).

7. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя.

Комплекс №8.

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал «Лягушки!» присесть, на сигнал «Аист!» встать на одной ноге, руки в стороны. Перестроение в три колонны.

Упражнения с гимнастической палкой

2. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1 - палку вперед; 2 - палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх; 3 - палку вперед параллельно;

4 - повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую; 5 - палку параллельно;

б - исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди. 1-2 - наклониться вперед, коснуться пола; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка, палка на полу горизонтально. 1 - шаг правой ногой вперед через палку; 2 - приставить левую ногу; 3 - шаг правой ногой назад через палку; 4 - шаг левой назад. То же с левой ноги (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, палка за головой на плечах. 1 - поднять палку вверх;

2 - наклониться вправо; 3 - выпрямиться, палку вверх; 4 - исходное положение. То же влево (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. 1-2 - присесть, развести колени врозь; 3-4 - исходное положение (5-6 раз).

Январь

Комплекс №9.

1. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу.

Упражнения без предметов

2. И. п.- основная стойка, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - согнуть руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 - опуститься на всю ступню, руки в стороны;

4 - руки вниз (8 раз).

3. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 - глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2 - наклон вправо, правая рука скользит по ноге вниз, левая, сгибаясь, скользит вверх; 3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево (по три раза).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - поворот туловища вправо; 3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (по три раза).

6. И. п. - основная стойка, руки произвольно. Прыгни--повернись - на счет 1-3 прыжки на двух ногах, на счет 4 - прыжок с поворотом на 360°. Повторить несколько раз подряд с небольшой паузой между прыжками.

Комплекс №10.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками, поставленными в одну линию

(8-10 шт.); ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с кубиком

2. И. п. - стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу. 1-2 - руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4 - опустить через стороны руки вверх. То же левой рукой (8 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, положить кубик на пол; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - наклониться вперед, взять кубик левой рукой. То же левой рукой (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 - поворот вправо, поставить кубик у пятки правой ноги; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево

(по 3 раза).

5. И. п. - основная стойка, кубик в обеих руках внизу. 1 - присесть, вынести кубик вперед, руки прямые; 2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка перед кубиком, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. (2-3 раза).

7. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - руки вперед, переложить кубик в левую руку; 2 - руки назад, переложить кубик в правую руку; 3 - руки вперед;

4 - опустить руки в исходное положение (8 раз).

8. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой руке.

Февраль

Комплекс №11.

1. Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя перестроение в колонну по два, ходьба в колонне по два, перестроение в колонну по одному.

Упражнения в парах

2. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, руки сцеплены в замок. 1-2 - поднять руки через стороны вверх; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки внизу сцеплены; 1 - наклониться вправо, правые руки остаются внизу, левые поднимаются вверх; 2 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, руки соединены. 1-2 - поочередно поднимать ногу (правую или левую) - ласточка (рис. 41) (по 6 раз каждый).

5. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, держась за руки. 1-2 - присесть, колени развести в стороны; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах (правая вперед, левая назад - попеременно в чередовании с ходьбой). Выполняется на счет. 1-8; повторить 2-3 раза.

Комплекс №12.

1. Игра малой подвижности «Река и ров». Играющие идут в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Ров - справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем игра повторяется.

Упражнения с малым мячом

2. И. п. - основная стойка, мяч в правой руке. 1 - руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2 - переложить мяч в правую руку за спиной; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 - наклон вперед;

2-3 - прокатить мяч вокруг левой ноги, взять мяч в левую руку; 4 - исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).

4. И. п. - сидя ноги скрестно, мяч в правой руке. 1-2 - прокатить мяч вправо подальше от себя; 3-4 - прокатить его обратно в исходное положение. Переложить мяч в левую руку. То же влево (по 3 раза в каждую сторону).

5. И. п. - лежа на спине, мяч в прямых руках за головой. 1 - поднять правую ногу вверх, коснуться мячом; 2 - исходное положение. То же левой ногой (по 3 раза).

6. Игра «Не попадись!» (прыжки в круг и из круга по мере приближения водящего).

7. Ходьба в колонне по одному.

Март

Комплекс №13.

1. Игра «Эхо» (в ходьбе).

Упражнения в парах

2. И. п. - основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - то же. 1 - один приседает, а второй держит его за руки; 2 - встать; 3-4 - то же, другой ребенок (по 4 раза).

4. И. п. - то же. 1-2 - поворот туловища направо; 3-4 - налево, не отпуская рук (по 4 раза).

5. И. п. - то же. 1-2 - поочередно поднимать одну ногу назад - вверх, не сгибая колена

(по 4 раза).

6. И. п. - сидя лицом друг к другу, один ребенок зажимает стопами ноги товарища.

1-2 - другой ложится на пол, руки за голову, а товарищ старается удерживать его ноги

(рис. 42); 3-4 - исходное положение. На следующий счет упражнение выполняет другой ребенок (по 3 раза).

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №14.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении - найти свое место в колонне.

Упражнения с обручем

2. И. п. - основная стойка, обруч внизу. 1 - обруч вверх, правую ногу в сторону на носок;

2 - вернуться в исходное положение. 3-4 - то же левой ногой (6-8 раз).

3. И. п. - основная стойка, обруч в правой руке, хват сверху. 1 - присесть, обруч в сторону;

2 - исходное положение, взять обруч в левую руку. То же влево (по 3 раза в каждую сторону).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди. 1 - поворот туловища вправо, руки прямые; 2 - исходное положение. То же влево (8 раз).

5. И. п. - лежа на спине, обруч в прямых руках за головой. 1-2 - согнуть ноги в коленях и поставить на них обруч; 3-4 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - стоя перед обручем, руки свободно вдоль туловища. Прыжок на двух ногах в обруч, из обруча; поворот кругом, повторить прыжки. Выполняется только под счет воспитателя в среднем темпе несколько раз подряд.

7. Игра «Летает - не летает».

Апрель

Комплекс №15.

1. Игра «Воротца». Дети встают парами и идут, не держась за руки. На сигнал воспитателя «Воротца!» все останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротца до конца колонны и встает последней, говоря: «Готово!», - дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала воспитателя.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - поворот вправо, руки в стороны; 3-4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

4. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, коснуться пола между носками ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6-7 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки за головой. 1-2 - поднять правую (левую) ногу вверх, хлопнуть в ладоши под коленом; 3-4 - исходное положение (6-7 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжки на счет 1-8: на двух ногах, на правой, левой ноге. Прыжки чередуются с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №16.

1. Игра «По местам!». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук, перед каждым на полу лежит кубик. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всему залу. В это время воспитатель убирает один кубик. По сигналу «По местам!» дети бегут к кубикам, занимая любое место. Оставшийся без места считается проигравшим. Игра повторяется и на третий раз воспитатель кладет недостающий кубик.

Упражнения с палкой

2. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1 - палку вперед; 2 - палку вверх; 3 - палку вперед; 4 - исходное положение.

3. И. п. - стойка ноги врозь, палка на груди. 1 - наклониться вперед, положить палку на пол; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклон вперед, взять палку; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1-2 - присесть, палку вверх; 3-4 - исходное положение (6-7 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, палка за головой. 1 - палку вверх; 2 - наклон вправо;

3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

6. И. п. - основная стойка с опорой обеих рук о палку. 1 - поднять правую ногу назад - вверх; 2 - исходное положение; 3-4 - левой ногой (по 3-4 раза).

7. Ходьба в колонне по одному с палкой, держать вертикально, как ружье.

Май

Комплекс №17.

1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким подниманием бедра; бег врассыпную.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - руки к плечам; 2-4 - круговые движения вперед; 5-7 - то же назад; 8 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1 - поворот вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши; 3 - опустить ногу, руки в стороны;

4 - исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-8 - поднять ноги, согнуть в коленях, вращая ими, как на велосипеде, опустить (3-4 раза).

6. И. п. - лежа на животе, руки согнуты перед собой. 1-2 - прогнуться, руки вперед-вверх, ноги приподнять; 3-4 - исходное положение.

7. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1-8 - прыжки на двух ногах, затем пауза (2-3 раза).

8. Игра малой подвижности «Найди предмет!». Водящий закрывает глаза (или поворачивается спиной), в это время в каком-либо месте дети прячут предмет. По сигналу воспитателя водящий ищет предмет. Дети хлопают в ладоши тихо, если он удаляется от предмета, громко, если тот приближается к предмету.

Комплекс №18.

1. Игра «Летает - не летает».

Упражнения с обручем

2. И. п.- основная стойка, обруч внизу хватом рук с боков. 1 - поднять обруч вверх;

2 - повернуть обруч и опустить за спину (рис. 43); 3 - обруч вверх; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, обруч внизу. 1 - обруч вверх; 2 - наклониться вправо (влево);

3 - выпрямиться, обруч вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стоя в обруче, лежащем на полу, руки вдоль туловища. 1 - присесть, взять обруч хватом с боков; 2 - встать, обруч на уровне пояса; 3 - присесть, положить обруч на пол;

4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги врозь, в согнутых руках у груди. 1-2 - наклониться вперед, коснуться ободом обруча носка правой (левой) ноги; 3-4 - вернуться в исходное положение.

6. И. п. - стоя в обруче, прыжки на двух ногах на счет 1-7, на счет 8 прыжок из обруча; поворот кругом и снова повторить прыжки.

7. Игра «Эхо» (в ходьбе).

Дидактические упражнения по развитию речи

в подготовительной группе.

  1. Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ

Все пароходы, все паровозы

При помощи пара ходят и возят.

Все самолеты летают сами,

А пешеходы – это мы с вами.

Дидактическое упражнение «Скажи одним словом».

У слона толстые ноги, поэтому его называют… (толстоногим).

У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…

У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…

У моржа длинные усы, поэтому его называют…

У аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).

У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).

У сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).

Кто больше увидит и назовет.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).

Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

листья падают – листопад сам ходит – самоход

снег падает – снегопад мед носит – медонос

вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад сено косит – сенокос

разводит сады – садовод везде ходит – вездеход

разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз

сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.

Дидактическое упражнение «Сложные слова».

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит... (рыболов), пчел разводит... (пчеловод), сам летает... (самолет), лес рубит... (лесоруб).


Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»

Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,-картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз;

Мешает бетон - … (бетономешалка)

Возит воду - … (водовоз)

Черпает землю - … (землечерпалка)

Укладывает трубы - … (трубоукладчик)

Дробит камни - … (камнедробилка).

Чтение и пересказ сказки

Спор машин

Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:

Существительное + глагол.

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

Я сам могу груз сваливать, - сказал Самосвал .

Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, - зашумел Бензовоз .

Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка .

А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз !

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка ,

Овощи резать – Овощерезка ,

Мясо рубить – Мясорубка ,

Кофе варить – Кофеварка ,

Сок выжать – Соковыжималка .

Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, - загудел Пылесос . – Важнее меня машины в доме нет!

Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз . – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, - загудел Пароход .

Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт .

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

  1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал , молоко возит – молоковоз . И т.д.
  2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др .)
  3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
  1. Упражнение в образовании однокоренных слов

«Построй цепочку»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.

Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.

Ход игры:

Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов (т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:

Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.

Зима- зимушка - зимний - зимующий - зимуют.

Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.

Род – родной, родители, родственники, родина.

Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

Какое слово «лишнее»?

Жаркий, тепло, теплица, теплый

Гора, горный, взгорье, гореть

Каменистый, камень, затвердел, окаменел

Водитель, вода, водоворот, подводный

Речь, река, речной, речушка

Заводной, заводить, водитель, водянистый

Разгорелся, горелый, горелка, горка

Лес, лесенка, лесной, лесник

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Корова, коровник, кора, коровий

Баран, бараний, баранина, баранка

Подбери однокоренное слово к слову.

«ДОМ» - домик, хата, изба, дома

«БЕЛКА» - побелка, у белки, бельчонок, белила

«ЧАС» - часовщик, время, минутка, частица

«МАЛЫШ» - ребенок, малютка, малыши, дитя

«УХО» - наушники, уши, уха, ушица

  1. Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)

«Четыре желания»


Цель. Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце
холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый - веселее - более веселый.
Высокий - выше - очень высокий.
Стройный - стройнее - более стройный.
Легкий – легче - очень легкий.

Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных) .

Самолёт летит высоко, а ракета выше.

Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.

Самолёт мощный, а ракета мощнее.

Самолёт большой, а ракета больше.

Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

Самолёт просторный, а ракета просторнее.

Самолёт длинный, а ракета длиннее.

Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.

Подбери пару (образование сравнительной степени прилагательных)

Огурец большой, а кабачок больше.

Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).

Капуста большая, а тыква ….(больше).

Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).

Помидор красный, а свёкла….(краснее).

Редис мелкий, а горох….(мельче)

Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)

«Закончи предложение»

Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.

Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.

Ход игры:

Детям предлагается закончить предложение:

Этот дом высокий, а этот еще … (выше)

Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)

Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)

Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)

Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)

Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)



ГБОУ гимназия №402 им. Алии Молдагуловой

с/п №3 /дошкольное отделение/

«Дидактические игры для индивидуальной работы

с детьми подготовительной к школе группы»

Воспитатель

Иванова Галина Александровна

г. Москва

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИТЧЕСКОГО СЛУХА.

Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки.

Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.

Игра сопровождается разными стихотворениями.

«ХЛОПНЕМ В ЛАДОШИ».

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:

Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [у].

На другие звуки

Мы опустим руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).

«ЗАЙКА ЗВУКИ УЧИЛ».

Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.

Воспитатель читает стихотворение:

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,

[м] услышишь - громко хлопай,

Да еще и ножкой топай».

После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети выполняют задание.

Вариант игры. Воспитатель называет только слова

(без наглядного сопровождения).

«КЛУБОЧЕК».

Цель. Развивать фонематический слух; закреплять произношение разных звуков в словах.

Оборудование. Клубок ниток.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок маленький, нитки аленьки.

Вы слова на [ш] скажите,

Нашу нитку не порвите.

Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).

«МИШКИ, МЫШКИ, МОШКИ».

Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: «М-м-м-м-ы».

(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».

(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.)

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: «И-и-и-и».

(Легкий бег, руки в стороны.)

«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.

«ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА».

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО СЛУХА.

«СЛОВА».

Цель. Упражнять в определении слогов в слове. Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать.

Вам начинать, а мне продолжать.

Подбираем слова, состоящие из двух слогов.

Дети (по очереди) Воспитатель

а-а-а- -ист

са- -хар

ка- -ша

И т. д.

Варианты игры

А) Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.

Подбираем двухсложные слова.

Воспитатель Дети (по очереди)

ко- -за; -са; -ра; -ни

ро- -га; -за; -са

пи- -ла; -ща

И т. д.

Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.

Подбираем двухсложные слова.

Ребенок Ребенок

ли- -мон; -са; -па

ва- -гон; -за

ба- -ня; -нан

И т. д.

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.

«СЛОГИ».

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например: лисица (--); медведица (-);

заяц (--) и пр.

Игра проводится на время: 2-3 мин - выполнение задания, 2-3 мин - проверка. В заключение можно определить победителей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

«ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?».

Ц ель. Закреплять представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

рыба - карась, рыба - сом, рыба - щука и т. п.;

одежда - куртка, одежда - пальто, одежда - брюки и т. п.;

птица - галка, птица - ворона, птица - воробей и т. п.;

мебель - кровать, мебель - диван, мебель - стул и т. п.;

зверь - хорек, зверь - медведь, зверь - собака и т. п.;

посуда - кастрюля, посуда - чашка, посуда - тарелка и т. п.;

цветок - гвоздика, цветок - роза, цветок - ромашка и т. п.;

малина, ягода - смородина яблоко, фрукты - банан

овощи и т. п.;

ягода - калина, ягода и т. п.;

фрукты - груша, фрукты и т. п.;

сосна и т. п.

дерево - клен, дерево - береза, дерево и т. д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.

«ВОЛШЕБНИКИ».

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул - стулья; кукла - куклы; машина - машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро - ведра; кольцо - к ольца и т. п.).

«ОДИН - МНОГО».

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети - во множественном числе.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.

Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.

Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.

Дети (хором): Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6-7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на -а и -я.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР».

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.

Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.

«СКАЖИ ЛАСКОВО».

Цель. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, а дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму.

Воспитатель Дети (хором)

торт тортик

брат братик

зонт зонтик

мост мостик

кот котик

рот ротик

лист листик

пакет пакетик

хвост хвостик

«ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИСТОЧКА».

Цель. Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе.

Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)

Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Детей продолжают учить:

  • на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов (гав-гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цып и т. п.); 3-5-слож-ные слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);
  • слитно произносить фразы из 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдохом.

Продолжается работа над дифференцированным дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности.

«РАССКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ».

1-й вариант. Цель. Упражнять детей в умении произносить 3-4 слога на одном выдохе.

Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2-3 раза).

Воспитатель. Наши курочки в окно...

Дети (вдох). Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко!

Воспитатель. А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет...

Дети (вдох). Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель. Наши уточки с утра...

Дети (вдох). Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря!

Воспитатель. Наши гуси у пруда...

Дети (вдох). Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га!

2-й вариант. Цель. Учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.

Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворение.

Воспитатель. Эй, Ванюша, посмотри...

Дети (вдох). Мы пускаем пузыри.

Воспитатель. Красный, синий, голубой.

Дети (вдох). Выбирай себе любой!

Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая команда, другую строчку - вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчиков и девочек.

1-я команда. Плачет Киска в коридоре.

2-я команда. У нее большое горе.

1-я команда. Злые люди бедной Киске...

2-я команда. Не дают украсть сосиски!

«НА ПРИЕМЕ У ВРАЧА».

Цель. Упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом).

При выполнении упражнения можно использовать разные варианты:

Коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохнули ртом. Еще раз. И еще раз» - так проигрываются все варианты дыхания);

Выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).

Упражнять на одном выдохе произносить 3-4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата - пи-пи-пи-пи»; «Петушок - ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

«РАЗНЫЕ ЗВЕРИ».

Педагог предлагает детям поиграть пальчиками, показать разных зверей.

У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).

У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).

А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро зайчика превратить в козу и наоборот. (Дети выполняют упражнение «Коза - заяц» 10-12 раз сначала в медленном темпе, а затем в быстром.)

«ГОРОШИНА».

Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в щепоть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают стихотворение и выполняют упражнение):

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.

Для развития мелкой моторики руки используется бисероплетение, лепка, конструирование из бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также «Мозаика» (225 деталей, прямоугольное поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

«Мозаика» (160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

Логическая игра «Змейка».

Речевые игры, упражнения, задания.

Цель. Закреплять достижения детей по разным направлениям речевого развития.

Конкретный материал педагоги отбирают сами из многочисленных дидактических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей группы.

В нашей группе имеются в наличии следующие настольно-печатные игры.

  1. «Стану отличником» формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги.
  2. «Считаем и читаем» развитие зрительного восприятия, внимания, навыки счёта и чтения.
  3. Игра-лото «Чтение» освоение звуко-буквенного анализа, упражняться в чтении, считаем количество букв в слове.
  4. Лото «Мы со звуком «К» играли» - закрепление нахождения места звука в слове, отбор картинок с заданным звуком.
  5. Логопедическое лото «Звук «Р»
  6. Логопедическое лото «Звук «Ш» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
  7. Логопедическое лото «Звук «Л» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
  8. Первое чтение «Деревья и цветы» - пополнение знаний по ботанике.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

  1. «Жук» учимся читать по буквам, собираются части картинки по типу пазла с образованием слова.
  2. Читаем по буквам запоминание букв, умение находить и различать их и читать в словах.
  3. Логопедическое лото: изучение звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
  4. «Делим слова на слоги» слоговый анализ слов, ударение.
  5. «Развитие связной речи» составление описательных высказываний.
  6. «В мире звуков» развитие фонематического слуха.

Литература:

1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 6-7 лет»

3. Интернет ресурсы.


Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель :

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ"].

Естественное развитие дошкольника происходит во время игры. Это обусловлено самой природой, подобно тому, как детёныши животных приобретают таким же образом жизненно важные навыки. В игре ребёнок ведёт себя легко и непринуждённо, раскрывает свои творческие и коммуникативные способности, учится мыслить, запоминать и наблюдать. В подготовительной к школе группе игровой компонент на занятиях математикой является очень важным, и в силах воспитателя сделать непосредственно образовательную деятельность весёлой и увлекательной с помощью разнообразных дидактических материалов.

Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

Математические представления, формирующиеся у воспитанников подготовительной группы, без труда можно вписать в игровое действие, главная цель которого - вызвать у детей живой интерес. А когда он появится, то вместе с ним возникнет и желание более тесного знакомства с математикой. Так, например, можно не просто упражнять ребят в обратном счёте (от 20 к 1), а предложить их представить себя отважными космонавтами, которые находятся в ракете: тогда они с радостью будут отсчитывать секунды, оставшиеся до пуска.

Ещё одна ключевая цель игрового математического занятия в данном возрасте - создать творческое сотрудничество дошкольников и педагога. Здесь следует помнить о необходимости разнообразных наглядных материалов (в особенности по теме «количество и счёт»).

Лучший способ увлечь детей темой математического занятия - это игры, которые задействуют какого-либо сказочного героя . Например, воспитатель сообщает ребятам, что ночью в их группу прилетал Карлсон и оставил в подарок игрушки. Но поскольку герой большой шутник, он спрятал подарки, оставив только письмо с указанием, как их отыскать (делать шаги в каком-либо направлении), либо схему.

Таким образом, дошкольники не просто учатся ориентироваться в пространстве, передвигаться в определённом направлении, а оказываются вовлечёнными в игровой процесс, соприкасаются со сказкой.

Игровые приёмы на математическом занятии в подготовительной группе часто связаны с интеграцией образовательных областей. Ведь переключение с одного вида деятельности на другой - это способ заинтересовать детей и снять усталость и напряжение. Так, математику легко можно связать с развитием речи, познанием окружающего мира и изобразительным творчеством .

Например, воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказку «Федорино горе» К. Чуковского. Её основная тема - сбежавшая посуда. И вот её-то и нужно вернуть на место. Педагог заранее прячет в разных уголках групповой комнаты игрушечные тарелки, кружки, кастрюльки, ложки, вилки и пр. и сообщает, что всего должно быть 20 предметов посуды. Затем ребята могут слепить Федоре из пластилина ложку, которая сломалась, закрепив при этом знание цветов, а после обсудить, какая посуда понадобится героине для того, чтобы сварить борщ, приготовить блинчики.

Подобные занятия всегда проходят весело и непринужденно: ребята на занятии просто играют, даже не догадываясь, что закрепляют разнообразные знания.

Математическое занятие по развитию ориентировки в пространстве также можно связать с рисованием . Педагог предлагает дошкольникам изобразить картину, например, «Зоопарк» и поясняет, что каждый объект композиции должен находиться на определённом месте (вверху либо внизу, слева либо справа, также используются предлоги «перед», «сзади», между», «около»).

Дети могут рисовать индивидуально - каждый на своём листе бумаги, а можно создать совместную работу - мелом на доске (ребята изображают объекты по очереди).

Полезная деятельность - аппликация из геометрических фигур, она может стать завершающей частью интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Всегда интересны работы по замыслу, когда дети сами выбирают объект изображения.

Интеграция математики и изобразительного искусства может быть одним из этапов занятия в подготовительной группе

Картотека дидактических и прочих математических игр для дошкольников 6–7 лет

В подготовительной группе на математическом занятии используются различные виды игр, имеющие своё назначение и особенности.

Обучающие игры

Они чаще всего используются на занятиях по математике, направлены как на освоение новых знаний, так и на закрепление усвоенного ранее материала и связаны со следующими темами, актуальными для данного дошкольного возраста:

  • количество и счёт (до 20), написание цифр;
  • ориентирование в пространстве;
  • временные представления;
  • геометрические фигуры;
  • величины (деление предмета на равные части, соотношение частей, условная мера).

Рассмотрим подробнее конкретные варианты дидактических игр.

Занятие можно провести по мотивам сказки Ш. Перро «Спящая красавица». Первая игра будет называться «Замок спящей красавицы»: принцесса спит в одной из десяти башен замка, стражники-цифры тоже спят . Чтобы определить, в какой башне находится героиня, нужно найти неправильное написание цифры (поскольку игру можно проводить многократно и в свободное время, то цифра каждый раз меняется).

Дошкольники должны указать на неправильно обозначенную цифру

Ещё одна дидактическая игра по этой сказке – «Подарки для принцессы»: чтобы разбудить героиню, ребята должны преподнести ей подарки (шляпки, бантики, шкатулки, сладости и пр.) . Для этого нужно расставить количественные предметные картинки рядом с башней, обозначенной соответствующей цифрой.

Игра учит детей соотносить количество и счёт

Таким образом, в ходе указанных игр воспитанники подготовительной группы запоминают правильное написание цифр, учатся соотносить количество предметов и число.

Дошкольникам седьмого года жизни также можно предлагать на занятиях и в свободное время игры «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра» . Но в отличие от заданий для детей более раннего возраста, педагогу следует усложнить игру: картинки нужно собирать на время (например, за 3 минуты, и делать это можно в парах). Чтобы соревнование было более интересным, можно использовать песочные часы. Таким образом, у дошкольников не только развивается пространственное и образное мышление, происходит запоминание геометрических фигур, но и закрепляется понятие времени.

Собирать картинки в подготовительной группе можно на скорость, подключив соревновательный элемент

Закрепить временные понятия поможет игра «Двенадцать месяцев». Дошкольникам предлагаются картинки с изображением предметов от 1 до 12. Ребята вытягивают карточки и превращаются в 12 месяцев: при этом каждый называет своё «имя» и рассказывает о себе. А ведущий (воспитатель) помогает ребятам наводящими вопросами. После этого задание усложняется: каждый месяц должен придумать загадку про себя или же вспомнить пословицу. Можно также предложить картинки с изображением времён года, характерных сезонных явлений: тогда играющий выберет те, которые подходят его месяцу. Таким образом, данная игра интегрирует в себе математические понятия, знания об окружающем мире и развивает речь ребёнка.

Картинки помогут закрепить понятие времени и знания об окружающей среде

«Посещение кинотеатра». Такая дидактическая игра будет упражнять дошкольников в порядковом счёте. Педагог демонстрирует детям наборное полотно с 10 полосками - это зал кинотеатра, где каждый кармашек - это стул. Хором ребята называют номера стульев первого ряда (их 10). У каждого ребёнка есть картинка с изображением того или иного животного - это зритель, ему нужно купить билет в кинотеатр. Воспитатель - это кассир, и касса находится на его столе. В верхней части билетика указан номер ряда, а в нижней - номер места. Ребята поочерёдно подходят к кассе, покупают билет и помещают своего зрителя на нужный стул. Все вместе проверяют правильность найденного места.

«Пляшущие человечки». Игра на развитие зрительного внимания и навыков счёта. В течение минуты дошкольники рассматривают рисунки со схематическим изображением пляшущих человечков (4 карточки по 4 фигурки). Нужно сосчитать тех, кто стоит спокойно (не танцует), и положить на стол нужную цифру. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Подвижные игры, развивающие счёт

Подобная деятельность одновременно направлена и на физическое, и на умственное развитие. Например, воспитатель показывает детям цифру, а они должны выполнить определённое задание: хлопнуть на один раз больше либо присесть на один раз меньше.

У детей пользуется популярностью игра «Живая неделька». Команде дошкольников раздаются карточки с кружками или другими фигурами (от 1 до 7). Под музыку ребята танцуют, а по её окончании образуют ряд в соответствии с порядковым номером дня недели. Воспитатель проводит перекличку. Такая игра повторяется 2–3 раза, чтобы смогли поучаствовать все дети.

Подвижная игра с мячом «Назови пропущенное слово» также направлена на закрепление временных понятий (названия и последовательность времени суток, дней недели, времен года или месяцев). Ведущий-воспитатель поочерёдно бросает мяч детям и говорит фразу, которую нужно закончить, например:

  • Солнышко светит днем, а луна…
  • Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой…
  • Если вчера был вторник, то сегодня…
  • Если за октябрём идёт ноябрь, то за ноябрём…
  • Осенью часто идёт дождь, а снег идёт…

Подвижная игра «Назови пропущенное слово» закрепляет временные понятия и развивает координацию движений

Игра «Кто какого роста» закрепляет у воспитанников подготовительной группы понятие величины. Педагог вызывает ребят разного роста, предлагая им построиться от самого низкого ребёнка до самого высокого. Затем понятие высоты закрепляется различными вопросами (например: Кто из ребят самый высокий? Кто выше, Наташа или Паша?).

Увлекательна и динамична игра «Сварим кашу», построенная по принципу соревнования . Ребята учатся сравнивать объём сыпучих веществ и знакомятся со способами измерения. Участвуют две команды. С помощью условной меры (у одной команды это стакан, а у другой - ложка) требуется пересыпать крупу из пакета в кастрюлю. Передвигаться нужно мелкими быстрыми шагами, чтобы не рассыпать содержимое. Воспитатель озвучивает итоги эстафеты (сравнивается количество каши в двух кастрюлях) и подводит дошкольников к пониманию того, почему одна из команд быстрее справилась с заданием (объём крупы сравнивался разными условными мерами).

Ещё одна командная подвижная игра - «Поспеши, проползи». Воспитанники подготовительной группы знакомятся с понятием траектории и скорости движения. Команда черепашек двигается по жёлтому канату в виде дуги на четвереньках, а команда муравьёв - по зелёному в виде круга приставным шагом. Затем ребята анализируют скорость муравья и черепахи, выясняют, переместились ли они при движении. Вывод, следующий из задачи - при круговом движении перемещение равно нулю.

В виде соревнования построена и игра «Смело отвечай, вперёд шагай» (развивает интерес к математике и быстроту реакции). Дошкольники выстраиваются в шеренгу, а воспитатель задаёт им занимательные задачки по математике. Правильно ответивший ребёнок продвигается на шаг вперёд. Тот, кто первым достигнет обозначенной черты, получает небольшой сувенир.

Примеры задачек:

  • Cколько спинок у трех свинок?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько рогов у двух быков?
  • Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
  • Сколько домишек у ста муравьишек? (один)
  • Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным)
  • Как можно принести воду в решете? (заморозить ее)
  • Сколько задних лап у двух зайчат?
  • Сколько животиков у пяти бегемотиков?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Пальчиковые игры

Для закрепления математических понятий в подготовительной группе также можно использовать пальчиковые игры, которые очень полезны для развития мелкой моторики.

Многие пальчиковые игры имеют математическое содержание

Например, можно поиграть в «Часы». Дети садятся на коврик и перебирают пальчиками от коленок до макушки.

Таблица: описание пальчиковой гимнастики «Часы»

Пальчиковая гимнастика по стихотворению Ю. Кушака «Покупал баран баранки» замечательно закрепит обратный счет.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Покупал баран баранки»

На базаре Выставляют кулак
Спозаранок Ставят ладонь на ребро
Накупил Показывают ладонь
Баран Кулак
Баранок Ребро
Для барашков Пальцы левой руки «играют»
Для овечек Пальцы правой руки «играют»
Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
Показывают соответствующее количество пальцев
Про себя не позабыл Отрицательное движение головой
А для женушки - подсолнушки Пальцы обеих рук растопырены,
большие пальцы прижаты друг к другу

Таблица: игра «Котята»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, - часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога - удивить детей.

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации - Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов - пилота, радиста, связиста и пр.

Фрагменты интересных конспектов игровых математических занятий - таблица

ФИО автора Ход занятия
Кузьмина Т.В.,«Путешествие по сказке «Гуси - лебеди» Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить известную им сказку «Гуси-лебеди», начинает рассказывать её и попутно прикрепляет на доску картинки - девочку и ёжика, которого она повстречала в лесу, когда искала братца. Ёжик обещает героине помочь найти братца, если она ответит на его вопросы.
Загадка:
  • Нет ног, а хожу,
  • Нет рта, а скажу:
  • Когда вам спать,
  • Когда вставать. (часы)

Вопросы по устройству часов: как называется короткая и длинная стрелка. На макете нужно показать столько часов, сколько воспитатель хлопнет в ладоши.
Ёжик доволен ответами и показывает девочке дорогу. Далее происходит встреча с Бабой-Ягой в её избушке.
Игра с мышкой - проводится физкульминутка «Солнечные зайчики»:

  • Скачут, словно мячики (дети движутся подскоками).
  • Пробежали по стене (бег на месте).
  • И исчезли в вышине (подпрыгивают и поднимают руки вверх).
  • Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) -
  • Будем зайчиков искать.

Упражнение «Собери зайчиков» - составить из геометрических фигур зайчика.
Девочка с братцем с помощью мышки убегают от Бабы-Яги. Их догоняют гуси-лебеди. Молочная река согласна спрятать беглецов, если они выполнят задание - клубки разного цвета разложить так, чтобы их количество было неравным (у каждого ребёнка на столе корзинка и по 10 кружков синего и красного цвета). Дети показывают педагогу свои варианты, например, 3 красных и 7 синих клубков, 4 красных и 6 синих и т.д.
Следующее задание - от яблоньки (выставляется соответствующая картинка): нужно сосчитать, сколько яблок в мешках. У каждого ребёнка мешочек с «яблоками»-каштанами, лист бумаги и линейка. Наощупь нужно определить, сколько каштанов в мешочке. Затем рисуется многоугольник: у него должно быть столько углов, сколько каштанов насчитали в мешочке.
Задание от печки. Нужно взять силуэт бабочки и расчерченный лист зелёного картона. В соответствии с указаниями воспитателя дошкольники передвигают бабочку (например, нужно посадить её в нижний левый квадрата, затем передвинуть на три клетки вправо и т.д.).
Сестрица с братцем благополучно добираются до дома.

Рыковская Н.А.,«Путешествие в математическое королевство» В группу приходит письмо из математического королевства от Королевы Математики. Она сообщает, что злой чародей заколдовал всех жителей: и вот числа перепутались, а геометрические фигуры позабыли свои имена. Королева надеется, что ребята смогут развеять злое колдовство.
Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и переносит детей в волшебное математическое королевство. Ребята видят изображение замка, на воротах которого висит большой замок - его повесил злой волшебник. И чтобы его отпереть, нужно расшифровать послание: дети рисуют по точкам на листе в клетку - в итоге получается изображение ключика. Теперь можно попасть в королевство.
1-ое задание. Нужно разложить по порядку перепутанные деревянные числа. Затем по числовому ряду воспитатель задаёт вопросы (например, нужно назвать число, находящееся между 4 и 2, или число, которое больше 8 на 1 и т.п.).
2-ое задание. Необходимо помочь математическим знакам: детям предлагаются карточки с числами - нужно вставить знак «больше», «меньше» либо «равно».
Проводится физкультминутка:
  • Быстро встаньте, улыбнитесь,
  • Выше, выше потянитесь
  • Ну-ка, плечи распрямите,
  • Поднимите, опустите,
  • Влево, вправо повернитесь
  • Пола ручками коснитесь
  • Сели-встали, сели - встали
  • И на месте поскакали.

3-е задание: Флора (царица растений) подарила королеве Математике волшебное деревце, на котором растут геометрические фигуры. Оно разрослось в густой лес, но злой колдун сделал так, что все деревья засохли.
Дошкольникам предстоит оживить лес - им предлагаются наборы из геометрических фигур: у каждой из них своя форма, цвет и величина. Нужно расселить фигуры по веткам дерева по определённому принципу и рассказать про своё дерево (например, на первой ветке - одни красные фигуры, на второй - одни большие, на третьей - все маленькие.
4-ое задание - испытание «Верно-неверно». Воспитатель читает утверждения, если они правильные, нужно хлопнуть в ладоши, если нет - покачать головой:

  • утром солнышко встает;
  • по утрам нужно делать зарядку;
  • нельзя умываться по утрам;
  • днем ярко светит луна;
  • утром дети идут в детский сад;
  • ночью люди обедают;
  • вечером вся семья собирается дома;
  • в неделе 7 дней;
  • за понедельником следует среда;
  • после субботы идет воскресенье;
  • перед пятницей стоит четверг;
  • всего 5 времен года;
  • весна наступает после лета.

5-ое задание - со счётными палочками (индивидуальная работа в парах). Пример заданий: составить из 6 палочек 2 треугольника, из 7 палочек 2 квадрата и т.д. В конце все ребята выполняют общее задание - составляют из палочек стрелу, которая «летит» и попадает в магический круг.
Если этот круг разделить на равные части, то чары колдуна исчезнут (6-ое задание).
Злой волшебник превращается в доброго, и дети выкладывают для него один большой красивый ковёр из кругов.
Королева Математика благодарит ребят за помощь и дарит им сладкие подарки.

Бабак М.П.,«Игра-путешествие в страну Африку» Доктор Айболит собирается в далёкую Африку, чтобы помочь больным животным и передать им гостинцы. Детям предлагается помочь ему.
Из геометрических фигур нужно выложить на ковре корабли - на одном из них можно отправиться в морское путешествие.
Производится обратный отсчёт от 9 до 1 и корабль «отплывает».
Воспитатель даёт задания, а дети показывают ответы цифрами: например, проплыли между цифрами 2 и 4, сделали резкий поворот между 6 и 4, нужно снизить скорость на одну единицу меньше, чем 3 и т. п.
Внимание ребят обращается на плакат с изображением морских животных. Дошкольники называют их.
Проводится подвижная игра «Весёлые медузы». По кругу разложены изображения медуз разной формы. Под музыку дети двигаются в хороводе, по окончании её - останавливаются возле определённой картинки, называют форму медузы и количество у неё уголков. Игра повторяется трижды.
Дошкольники садятся на стульчики. Воспитатель заглядывает в вахтенный журнал капитана и задаёт вопросы:
  1. «На следующий день после отплытия команда встретила семью дельфинов». Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в четверг?
  2. «Корабельный повар кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на один день раньше». Когда команда отведала борщ?
  3. «Первые три дня стояла хорошая погода, море было спокойным, на четвертый день ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм?

Педагог сообщает, что уже видны берега Африки, но намечается шторм. Нужно обязательно включить маяк на берегу. Но этот маяк не простой, а математический: чтобы он заработал, следует пустить сигнальную ракету с двумя выстрелами из чисел, которые в сумме образую число 7.
Доктор Айболит добрался до острова и уже помогает больным зверушкам.

  1. Трем бегемотикам и двоим тигрятам он поставил градусники. Скольким животным он поставил градусники?
  2. Одному кенгуру и пятерым зебрятам он перевязал горлышки. Сколько всего он перевязал горлышек?
  3. Львенка, гепарда, носорога и слоненка он напоил микстурой. Сколько животных пили микстуру?

Доктор Айболит всех благодарит за помощь. Он еще останется в Африке, а ребятам пора отправляться в обратный путь.

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Воспитателю под силу сделать данное пособие своими руками или привлечь к этому занятию родителей. Понадобятся деревянные дощечки и канцелярские цветные гвоздики.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется - выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом

Математический планшет знакомит воспитанников подготовительной группы с системой координат Благодаря такому пособию дошкольники запоминают написание цифр
На математическом планшете можно изображать различные предметы и объекты окружающего мира

Видео: игровое занятие в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=kP4nVirU0WU Video can’t be loaded: Занятие по математике в подготовительной группе (https://youtube.com/watch?v=kP4nVirU0WU)

В подготовительной группе воспитанники детского сада получают базовые знания по математике, которые пригодятся им для успешного обучения в начальной школе. Но современных непоседливых малышей довольно сложно заставить усидеть на месте и сосредоточиться на теме занятия. В этом случае на помощь воспитателю приходит картотека игр, дидактических и подвижных, с интересными атрибутами и привлечением сказочных персонажей. Благодаря им занятие по ФЭМП становится непринуждённым и творческим, и педагогу не придется прибегать к скучным нравоучениям.