Органы артикуляции подвижные и неподвижные. Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути . Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо

Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов,

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация - обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками.) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 - 7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

В состав периферического речевого аппарата входят: органы ротовой полости, нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

Дыхательный аппарат

Дыхательный аппарат - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц. Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие - вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим - к основанию черепа).

Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх (рис. 2).

Рис. 2.

Положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы:

  • ****** во время спокойного выдоха; --- во время вдоха при реберном дыхании;
  • ------- во время вдоха при диафрагмальном дыхании; ......во время вдоха и при ключичном дыхании.

Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомогательные (например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох-выдох - остановка, вдох-выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за один раз воздуха равняется примерно 500 см3, но легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

Длительность речевого выдоха регулируется произвольно и зависит от содержания и сложности речевого выказывания, которое собирается реализовать говорящий. Но произвольность речевого выдоха определяет возрастом говорящего: дети раннего возраста не могут осуществлять этот контроль, поэтому их речь членится на короткие отрезки. Дети дошкольного возраста регулируют длительность речевого выдоха не в полной мере, поэтому усложнение их речи, повышенные требования со стороны взрослых могут привести к нарушению речевого дыхания.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани (рис. 3). Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами. Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут оказывать влияние на положение каждого из этих органов.

Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

Рис. 3.

1 - надгортанник; 2 - черепало-надгортанная складка; 3 - щитовидный хрящ;4 - ложная голосовая связка; 5 - морганиев желудочек; 6 - истинная голосовая связка;7 - перстневидный хрящ; 8 - трахея.

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Голосовые связки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей. Они образованы толстой щито-черпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в горизонтальном направлении). Своей массой голосовые связки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель (рис. 4а). При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника (рис. 4б), обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые связки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые связки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

Рис. 4.

а - во время звучания: 1 - надгортанник; 2 - голосовые связки сближены; 3 - голосовая щель замкнута; б - при спокойном дыхании: 1 - надгортанник; 2 - голосовые связки расходятся под углом; 3 - голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха.

Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые связки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как воздух, выдыхаемый из легких с той или иной силой, стремится поднять гортань кверху, а без фиксации гортани в низком положении голосообразование делается невозможным. Фиксация гортани возможна благодаря напряжению взаимопротивоположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям. Низкое ее положение зависит от положения нижней челюсти, языка и степени натяжения мышц зева и глотки: а) при недостаточно опущенной нижней челюсти подъязычная кость, а вместе с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и отодвинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и излишнее напряжение нёбно-глоточной мышцы.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Механизм голосообразования реализуется следующим образом. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис. 5). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.


Рис. 5.

А - при дыхании; Б - при фонации; В - при шепоте

При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

Голос обладает силой, высотой и тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

речевой алалия афазалия логопедический

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат.

К центральному речевому аппарату относятся:

  • - корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного - в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;
  • - сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;
  • - афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов;- корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых.

Специфические центры речи (сенсорный - Вернике и моторный - Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи.

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

  • - подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;
  • - эфферентные (центробежные) проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  • 1) дыхательного;
  • 2) голосового;
  • 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Это - поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата - голосовом.

Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей.

Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу - в дыхательное горло (трахею). В глотке скрещиваются два пути - дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник.

Артикуляционный отдел.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

  • 1. Формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;
  • 2. Процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;
  • 3. Процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;
  • 4. Распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Специальных органов, от природы предназначенных для производства и восприятия речевых звуков, у человека как биологического вида нет. Ротовая и носовая полости, зубы, язык, губы и др. - это такие органы, которые выполняли и выполняют прежде всего другие, чисто биологические функции. Однако в ходе длительной эволюции эти органы приспособились для производства и восприятия звуков речи. В речевой аппарат} при широком понимании этого термина, включают также центральную нервную систему, органы дыхания и слуха.

Рис. 4.1.

Управление моторикой речи - это одна из функций центральной нервной системы, за которую «отвечает» центр Брока , а восприятие речи обеспечивает слуховой центр Вернике 1 . Нарушение хотя бы одного из мозговых центров речи приводит к более или менее серьёзным речевым расстройствам - афазиям.

Для того чтобы состоялся речевой звук, необходима работа дыхательных органов. Дыхательные органы - это лёгкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Лёгкие и бронхи - источник и проводник воздушной струи, которая вызывает колебания органов произносительного аппарата, и в первую очередь, голосовых связок.

Артикуляторный аппарат. В узком смысле это органы речи, обеспечивающие за счёт различных движений и положений (артикуляций) всё качественное многообразие звуков человеческой речи.

Речевой (произносительный, артикуляторный) аппарат, таким образом, - это система органов человека, расположенных

в гортани, глотке и ротовой полости и приспособленных для производства звуков речи.

Строго говоря, придыхание немецкого и английского языков не является собственно согласным: буква Ь в англ, him обозначает лишь то, что гласный имеет придыхательное начало. Поэтому недопустимо заменять английское [h] русским [х]. Кстати, англичанам на слух кажется, что русское [х] есть [к], произнесенное с сильным придыханием. Поэтому при транслитерации содержащих звук [х] русских фамилий в английском языке используется буквосочетание kh, напр.: Харламов - Kharlamov.

По характеру участия в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

Активные органы - это органы, которые совершают различные движения, необходимые для образования речевых звуков.

Движения некоторых активных органов мы достаточно хорошо ощущаем (губы, язык), а движения других, более глубоких, - не ощущаем (мягкое нёбо, голосовые связки). Активными органами являются голосовые связки, язык (наиболее активный орган речи, в особенности его передняя часть => [с.], губы, мягкое нёбо, язычок (лат. увула), задняя спинка зева (греч. фаринкс).

Активная работа губ (округление, вытягивание, смыкание или сближение) обеспечивает образование огубленных (от лат. labia - лабиализованных ) гласных (например, рус. [о] и [у]) и губных согласных (например, рус. [б] и [п], англ. [w]).

Очень важную (но совсем не замечаемую говорящим) роль в образовании гласных и согласных звуков в любом языке играет мягкое нёбо, называемое также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных (во французском, польском, старославянском и некоторых других языках) и согласных - во всех языках. При поднятой нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые (чистые) звуки речи, которые численно преобладают в любом языке.

В отличие от мягкого нёба, работа которого актуальна для всех языков, увула , представляющая собой его оконечность, используется для образования увулярных согласных лишь в некоторых языках, например [R] во французском.

Пассивные органы неподвижны, но они взаимодействуют

с активными, создавая смычку или щель в месте образования

звука речи.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы (бугорки у корней верхних зубов, от лат. alveolus - желобок), твёрдое нёбо.

Артикуляция звука речи. Для образования каждого речевого звука необходим комплекс работ органов речи, т.е. вполне определённая артикуляция (от лат. articularis - суставный, членораздельный). Таким образом, артикуляция - это совокупная работа органов речи, необходимая для произнесения звука.

Артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, при этом количество и характер совершаемых движений при образовании разных типов звуков - гласных или согласных - неодинаковы => [см. табл. 4.9].

При артикулировании гласных главным является вертикальное и горизонтальное движение языка в полости рта, хотя дополнительно возможна работа губ и нёбной занавески, участие носовой полости. Так, при артикулировании русского [и]:

  • 1)голосовые связки сомкнуты, напряжены и дрожат;
  • 2) нёбная занавеска поднята;
  • 3)язык максимально продвинут по горизонтали вперёд и достаточно высоко поднят к твёрдому нёбу в своей средней части.

Все эти движения не создают речевых шумов, но меняют форму резонатора и - как следствие - тембр гласного.

При образовании согласных очень важно взаимодействие различных активных и пассивных органов, смыкание или образование щели, что создаёт различный тип шума, составляющий основу в тембре согласного. Например, артикуляция звука [б] складывается из совокупной работы четырёх активных органов:

  • 1)голосовые связки напряжены и дрожат (шумный звонкий);
  • 2) нёбная занавеска поднята (неносовой, или чистый);
  • 3) средняя часть спинки языка опущена , т.е. не приподнята к твёрдому нёбу (непалатализованный, или твёрдый);
  • 4) губы сомкнуты (губно-губной, или билабиальный), воздушная струя с силой размыкает преграду , образованную сомкнутыми губами (смычно-взрывной).

Это и есть те движения и состояния органов речи, которые образуют артикуляционно-акустическое единство, воспринимаемое всеми говорящими как типовой звук данного языка.

Приведённые артикуляционные характеристики обеспечивают также различие акустических свойств этих звуков.

Фазы артикуляции. Речь человека на любом языке представляет собой своеобразный звуковой поток. Иначе говоря, те или иные совокупности звуков, которые образуют материальную оболочку слов и морфем как значимых частей в структуре слова, представляют собой отнюдь не простую последовательность изолированных друг от друга единиц. Процесс артикуляции - это процесс комплексный: когда мы говорим, звуки тончайшим образом, и при этом с большой скоростью, приспосабливаются, «притираются» друг к другу. Фактически любой речевой звук, попадая в окружение других звуков, т.е. находясь в окружении разных «соседей», непременно видоизменяет своё звучание. Так, начальный согласный С неодинаково звучит в русских словах сАжа, сТужа, сЛом, сКат, сМолк, сПор, сЫро, (Варка и т.д., потому что за ним следуют различные согласные и гласные (они выделены заглавными буквами в ряду предложенных примеров), каждый из которых будет по-своему воздействовать на этот согласный С.

Приведём ещё ряд примеров: согласные Д, Р, С и др. перед огубленными (лабиализованными) гласными У и О (док, рок, сок, дух, рук, суд) артикулируются не совсем так, как перед гласными А или Ы (дар, раз, сад, дыр, рысь, сыр)] гласные А и О между носовыми М и Н произносятся несколько иначе, чем между неносовыми (чистыми) Б и Д.

В чём же заключаются эти различия и чем они вызваны?

Дело в том, что артикуляция изолированного звука речи осуществляется в три этапа, которые принято называть фазами артикуляции (и эго, в принципе, можно попытаться «отследить», просто сосредоточившись на движениях органов речи, т.е. без специальной аппаратуры).

Первая фаза - экскурсия (от лат. excursio - вылазка, выбегание вперёд), или приступ , - это фаза, при которой органы речи выходят из состояния покоя, совершая движения и занимая положения, необходимые для произнесения соответствующего гласного или согласного.

Допустим, нам нужно произнести русский согласный [з]. Для этого на этапе экскурсии одновременно совершаются следующие артикуляторные действия: голосовые связки смыкаются, напрягаются и начинают дрожать; нёбная занавеска поднимается, закрывая вход в носовой резонатор (носовую полость); средняя часть спинки языка опускается; передняя часть языка сближается с верхними зубами.

Вторая фаза - выдержка, или экспозиция, при которой органы речи сохраняют (выдерживают) в течение необходимого времени определённое - в зависимости от артикулируемого звука - «рабочее состояние».

Третья фаза - рекурсия (от лат. recursus - возвращение), или отступ, при которой органы речи возвращаются в исходное состояние покоя.

Подчеркнём, что так выглядят фазы артикуляции применительно к произношению изолированного звука. В реальности же, в процессе коммуникации, как уже отмечалось выше, имеет место так называемый поток речи, а это означает, что после выдержки первого звука органы речи не возвращаются в состояние покоя. Фактически в зоне контакта любых звуков происходит своеобразное соединение, или, точнее, взаимодействие звуков, при котором одна из фаз, например предыдущего звука, как бы становится исходным положением для артикуляции последующего. Таким образом, в потоке речи происходит тесное переплетение контактирующих звуковых единиц, причём «последствия» такого взаимодействия не только в принципе разнообразны, но могут быть к тому же сугубо специфичными для отдельных языков.

Фазовый характер артикуляции объясняет не только взаимодействие звуков в потоке речи => [с. 130], но и наличие в языке звуков сложной артикуляции (аффрикат и дифтонгов) => [с. 122, 125].

Характер озвучивания слов, а значит, характер и степень глубины взаимодействия звуков внутри и/или на стыке «звукокомплексов», может зависеть как от стиля произношения и типа произнесения (полного, т.е. тщательного и медленного, или нейтрального, или быстрого, т.е. разговорного и даже небрежного), так и от интонации и выражаемого содержания и коммуникативного намерения (интенции ) говорящего.

Носители языка, по объективным причинам, не в состоянии фиксировать всё возможные нюансы звукового видоизменения. Не только потому, что ограничены возможности нашего слуха, но и потому, что отсутствует психологический настрой на их восприятие. Однако некоторые звуковые различия говорящими замечаются и осознаются.

Примеры практики

Носителям русского языка, в частности, довольно хорошо известны примеры различного, ситуативно обусловленного озвучивания таких слов (и это едва ли исчерпывающий список вариаций), как здравствуйте [здраствуйт’и], [здрас’т’и]; сейчас ([с’ич’ас], [ш’ч’ас], [ш’ш’ас] и [пГш’аз!]); сегодня ([с’ивод’н’а], [с’од’н’а]); пятьдесят ([п’ид’:ис’ат], [и ’ии’сат], [пс’ат]); что ([што], [ч’о], [то]);рубль ([рубл’], [руп’]> [руб’эл’]) и др.

Приведите примеры реальных ситуаций выбора того или иного варианта произношения. => [Хр:..., Бондарко, фрагмент 2, а также Хр. к гл. 12, О произносительной манере Реформатского).

  • Центр Брока - участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, находящийся в задненижней частитретьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и который представляет собой своегорода речевой анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Центр Вернике - участок коры головного мозга, названный по именинемецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, расположенный в заднемотделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи и представляющий собойсобственно вербальный анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Придыхательные согласные, или аспираты (от лат. aspnratio - придыхание),образуются трением воздуха о голосовые связки вследствие сужения междусвя-зочной щели без напряжения мускулатуры. В русском языке таких согласных нет.

Техника речи

Техника речи

Вместо предисловия

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат

- дыхательные органы

- органы речи пассивные

- органы речи активные

- головной мозг

Органы речи

Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

С сожалением протянула она.

Сказала она тихо, но решительно.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

Определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

Проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

Отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

Отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

При возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Советы начинающему оратору

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств - берите для речи только самое существенное.

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Послесловие

К созданию проекта «Техника речи» нашу команду побудило желание помочь всем желающим овладеть правильной и четкой речью.

По нашему глубокому убеждению, правильная и четкая речь - это еще больше уверенности в себе, силе своего голоса и слова.

Однако, правильная речь не возможна без русского литературного языка, который служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между русскоговорящими людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык.

За пределами литературного языка остаются:

Некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

Жаргонная лексика - особые слова и выражения, свойственные различным группам прошлого (купцам, ремесленникам и др.);

Так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

Бранные (нецензурные) слова и выражения.

Вместе с тем, литературный язык тесно связан с так называемым просторечием - житейской бытовой лексикой народа, обладающей огромной образной силой и точностью определений.

В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что тем, у кого «хромает» дикция или произношение, понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная или произносительная ошибка станет невозможной и в этом, мы абсолютно уверены, поможет наш проект «Техника речи».

Работая над проектом, мы для себя решили, что "красота в простоте". Поэтому, мы не стали использовать базы данных и прочие, тормозящие загрузку страниц, технологии, а пошли по классическому пути.

Наш коллектив выражает благодарность всем авторам, книги которых были использованы при написании сборника заданий и упражнений, способствующие выработке необходимых навыков при постановке дыхания, голоса, дикции, под названием «Техника речи» (Technics speech), а также благодарность всем авторам, на которых в своих книгах ссылаются упомянутые авторы, которым мы выразили свою признательность ранее.

Все права на идею, дизайн, тексты и рисунки проекта «Техника речи» (Technics speech) принадлежат коллективу авторов названного проекта. При перепечатке материалов, активная гиперссылка на источник обязательна.

http://technics-speech.ru/

Техника речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, овладеть техникой речи и говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за дефектов речи.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

Регулярные занятия по предложенной методике помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все очень просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Вместо предисловия

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого сборника нами собраны и обобщены теоретические материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

Наш сборник состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы , поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

- органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

- головной мозг , который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.