Что такое артикуляционная моторика. Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики .

Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук , должны носить подражательный характер.

Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать» . Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.

Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у) . Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.

Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.

Попросить ребёнка «полакать» , как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р- ) .

Закроем – откроем домик.

Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с , з, ц, ш, ч, щ).

Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения , можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.

Мы в лес пойдём,

Грибов наберём.

Папу громко позовём,

Ау – ау – ау – ау.

Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,

Сидит ворон на дубу.

Ай качи – качи – качи,

Под подушкой калачи.

Встань малыш ещё разок. Ещё разок.

Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.

Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.

Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.

Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.

Куд – кудах, снеслась в кустах.

Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.

Наши гуси у пруда, га –га –га.

А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.

Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.

А как Петя – петушок, ранним утром поутру.

Нам споёт, ку – ка – ке – ку!

Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения .

Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания . Вот некоторые из них :

Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.

Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки) .

Пускание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков.

Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребёнка правильно пользоваться голосом и интонацией :

Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.

Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет» , га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.

Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит» , ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат .

Эти занятия необходимы для детей маленького возраста , у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1

«Подготовка и развитие

артикуляционного аппарата у детей

младшего дошкольного возраста в

домашних условиях»

Подготовила: Старший воспитатель Черных Т.А.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое

значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо

Развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои

мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о

совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь

Весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает

тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь

является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в

Школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить

неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому научить заботиться о

правильной речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с

дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от

года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и

ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального

становления звукопроизношения является полноценная работа

артикуляционного аппарата. Бытует мнение, что ребенок сам произвольно,

без помощи взрослых овладевает правильным произношением. Это большая

ошибка, которая является причиной того, что развитие звуковой стороны

речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых –

родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного

возраста имеет недочеты в произношении.

Если взрослые не вмешиваются в процесс формирование детской речи, то у

ребенка почти всегда наблюдается отставание в развитии. Дефекты

звукопроизношения, возникшие и закрепившиеся в детстве, преодолеваются

с большим трудом и могут сохраняться на всю жизнь. Компенсировать

дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,

но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальную

логопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с методикой

ее проведения, выполнения упражнений – для укрепления мышц, выработка

полноценных движений, для определенных положений артикуляционного

аппарата, направленных на выработку правильного звукопроизношения.

Роль гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения.

Звуки речи образуются в результате сложного движения артикуляционных

органов – кинем. Если кинема отсутствует, то ее формирование надо

вырабатывать.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных

артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти

движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют

роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,

сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка

постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные

органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой

многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных,

дыхания (трахея, гортань, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, специальная логопедическая гимнастика включает в себя

управления многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи,

плечевого пояса и грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного

аппарата.Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной

гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам

артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным органом является язык.

Он состоит из корня языка, который крепится к подъязычной кости, и

спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части,

заканчивающейся кончиком языка, а также боковые края передней и средней

частей. Передняя часть языка и ее кончик наиболее подвижны. Кончик языка

может подниматься за верхние зубы (т, д, н), опускаться за нижние (с, з, ц),

прижиматься к альвеолам (ч), дрожать под напором выдыхаемого воздуха (п).

Передняя часть без участия кончика языка может подниматься к альвеолам и

образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься и образовывать щель с

альвеолами (ш, ж, щ).

Средняя часть языка наименее подвижна и без продвижения передней или

задней частей языка она может только подниматься к твердому нёбу (й,

мягкие согласные).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (к, г) или

образовывать с ним щель (х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней стороне коренных

зубов и не пропускать вбок струю воздуха (с, з, ц, щ, ш, ж, р) или пропускать (л).

Подвижность губ также играет роль при образовании звуков. Они могут

вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать зубы (с, з, и), слегка

выдвигаться вперед (ш, ж, ч). Наиболее подвижна нижняя губа: она может

смыкаться с верхней (п, б, м), образовывать с ней щель (в, ф).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что

особенно важно для произнесения гласных звуков.

Мягкое нёбо тоже может подниматься и опускаться. Когда оно опущено,

струя выдыхаемого воздуха идет в нос (носовые звуки м, н). Когда поднято –

образуются ротовые звуки (все кроме выше названных). Цель

артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные. Она является основой для

формирования звуков и коррекции нарушения звукопроизношения любой

этиологии и патогенеза.

Методические указания к проведению АГ.

Схема занятий: сначала выполняются грубые движения упражняемых

органов, затем – переход к более дифференцированным движениям в этой же

области. Торможение неправильных движений достигается использованием

зрительного контроля (зеркало!).

Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции. Для каждого

ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально, с учетом

конкретного звуконарушения.

При проведении коррекционной работы нужно выработать точность,

чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к

другому. Точность движения речевого органа определяется по конкретному

результату. Плавность и легкость движения предполагает движения без

толчков, подергивания, дрожания органа, обусловленных излишним

мышечным напряжением. Кроме того не должно быть сопутствующих или

вспомогательных движений в других органах.

Темп - это скорость движения. Сначала он задается логопедом или

воспитателем путем отстукивания или счета с постепенным ускорением.

После отработки темп должен стать произвольным.

Переход (переключение) к другому движению или положению должен

осуществляться плавно и достаточно быстро.

После того, как ребенок научился выполнять движения, зеркало убирают;

контроль переходит к собственным кинестетическим ощущениям. С

помощью вопросов взрослого ребенок рассказывает, что делают его

артикуляционные рганы при произнесении отрабатываемого звука.

Каждому упражнению дается название в соответствии с выполняемым

действием («Качели») и подбирается картинка, которая служит образцом для

подражания предмету или его движению.

Упражнение необходимо выполнять вместе с ребенком, что требует от

взрослого умения хорошо ощущать свои артикуляционные органы и

совершать ими правильные движения без зрительного контроля.

Если у ребенка не получается какое - нибудь движение, нужно использовать

механическую помощь (зонды, показать.) Закрепление любого навыка

требует систематического повторения, поэтому проводить АГ необходимо

Ежедневно 2-3 раза в день. Упражнение не должно доводить орган до

переутомления, первым признаком которого является снижение качества

движения. Поэтому данное упражнение надо временно прекращать.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна

быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для данного

периода работы с ним. На первых занятиях приходится ограничиваться

иногда только двукратным выполнением упражнения в связи с повышенной

истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить

количество повторений до 15-20, а при условии короткого перерыва – и

более.

Из выполняемых трех упражнений новым должно быть только одно, а два

других повторяются и закрепляются. Если какие –то упражнения

выполняются недостаточно хорошо, новое упражнение вообще не вводится,

а отрабатывается старый материал с использованием новых игровых

приемов.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя: спина прямая, тело

не напряжено, руки и ноги в спокойном состоянии. Дети все время должны

видеть лицо и губы взрослого.

Работа организуется следующим образом:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, взрослый следит за

правильностью выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому

необходим индивидуальный подход – с такими детьми проводятся

дополнительные занятия.

Выполнение упражнений АГ требует от ребенка больших энергетических

затрат и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического

повторения. Поэтому АГ должна проводиться не скучно и не по шаблону.

Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создавая соответствующий

эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение

к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для красочного

Оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные

герои, стихотворные тексты. Кроме того должно присутствовать элемент

соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнения

(комплекса АГ).



«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка: «Лягушка» («Забочик»), «Трубочка» («Хоботок»), «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Маляр», «Грибок». При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычёк показывает упражнения и различные сказки о язычке.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

v выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

v выдох происходит плавно, а не толчками;

v во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

v во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

v выдыхать следует, пока не закончится воздух;

v во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики , дуть на разноцветные ленточки, на ватные шарики. На бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки и снежинки с ладошки.

Но главное, не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать такое упражнение: Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнём и на выдохе громко и протяжно произнесём звук «а-а-а…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука «а» стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетативно – сосудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с головокружениями и нарушениями походки. Произнесение звука «у» усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха. Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность.

Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребёнка правильное, чёткое произношение. Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

Для развития артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :

Язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

Зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

Убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

И губы неподвижны. Движущийся из стороны в

Сторону кончик языка должен находиться у

Десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

Получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

Язык.

Бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

Челюсть и губы не двигаются.

Закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

Его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

Края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

Языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с

Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

Произносить звуки: «д – д – д …»

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе

Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

(это «футбольные ворота»);

2 вариант: улыбнуться, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.

«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

Положенную на кончик носа. Воздух при этом

Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

Вверх.

«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по

Середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели. («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)

Мы их в корзинки скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.