Требования к оформлению речевых уголков в доу. Центр речевого развития в подготовительной группе своими руками

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Говоруша - центр речевого развития в подготовительной группе

Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории и родителям. Статья поможет педагогам в организации предметно-развивающей среды в группе, которая будет способствовать речевому развитию детей.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.



Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;



- свечи;
- массажные мячики;


- трубочки для сока со стаканами;
- волшебное ведёрко с крупой и предметами;
- разные клубочки;


- карандаши и ручки;
- наборы различных семян для выкладывания картин;


- маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
- дидактическое пособие «Многофункциональный куб»;


Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу блочно – тематического планирования.



Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.


Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Старшая группа "А" комбинированной направленности

Воспитатели:

Анна Никитична Сергунина

Елена Юрьевна Дрожжина

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

«Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:

« Зима»,

«Домашние животный»,

»Дикие животные», «Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.

Оксана Петухова

Уголок должен быть эстетичным и привлекательным для детей, размещаться рядом с книжным. Игровой материал доступен дидактическое оснащение должно соответствовать возрастным особенностям.

Неотъемлимым атрибутом уголка , является кукла. Которая во – первых задает название уголка , общий стиль, оформление. Но также с помощью сказочного героя, дошкольники будут решать важные речевые задачи .

Для развития артикуляционной моторики размещается артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Для развития дыхания – разноцветные шарики, настольные игры (из пенопласта) .


На развитие мелкой моторики в уголке должны быть : трафареты, шнуровки, пальчиковые гимнастики.

Для автоматизации звуков и их дифференциации картотека сюжетных картинок, чистоговорки, скороговорки.

Материал по грамоте – магнитная доска, наборы магнитных букв. Материал по звукоподражанию – музыкальные инструменты, звуковой и слоговой анализы слова. Целью которых является, развитие всех компонентов устной речи, слухового внимания. А также умение определять ударение в словах, наличие заданного звука и его место в слове.

В уголке могут быть : лото, домино, комплекты дидактических и настольных игр, сюжетные картинки; для развития связной речи. Конечно книги, портреты поэтов, писателей, репродукции картин, иллюстрации. Различные виды театров, костюмы и маски.

Публикации по теме:

Анализ оформления и содержания зоны художественно-речевой деятельности. Книжный уголок в старшей группе Я анализировала оформление и содержание книжного уголка в старшей группе. Книжный уголок располагаться так, что ребята могут рукой дотянуться.

Доброго времени суток всем посетителям моего блога. Предлагаю вашему вниманию фотофрагменты реализации проекта на развитие речевого дыхания.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Юные космонавты» Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений речи и развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе «Моя семья» Программные задачи: -РСР - закрепить умение составлять рассказ по схеме, использовать в речи объяснение (игра «Хорошо – плохо»); звуковая.

Утверждаю: Заведующий МДОУ «детский сад «Малыш» с. Агаповка ___Г. Х. Исмаилова Приказ № 58 от «3»ноября 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 «ГНОМ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Методическая.

Яна Александровна Хасанова

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.

Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:

Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Развитие речевого дыхания: Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.

Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит».


Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек;Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;Народные игры с ладошками;Игры с природным материалом;Игры с предметами домашнего обихода;Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…


Для многих тематических игр хорошим игровым полем служит сенсорная коробка .Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, связная речь, воображение, фантазия. Ребята обожают обыгрывать в такой «коробочке» свои песочные сказки.


Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.


Пополняем словарный запас: Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.


Речевой уголок расположен рядом с книжным: Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Играем в театр: С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.

Узнавание неречевых звуков: Игры: «Тишина», «Угадай на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо-громко» и другие. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.


Желаю всем успехов в профессиональной деятельности!

Публикации по теме:

Этим летом, уйдя в отпуск, стала я искать подходящую для вязания игрушку-говорушку. Нужно ведь пополнять атрибутами группу. Нашла это чудо.

«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевого уголок «Говоруша» Цель речевого уголок «Говоруша» средней группы - обеспечивать.

Консультация для педагогов «Речевой уголок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 365 г. Екатеринбург Консультация для педагогов Тема: «Речевой.

Музыкальный уголок - это место где дети познают музыку, ее красоту и язык. Он дает возможность детям экспериментировать и свободно заниматься.

Оформление детских садов играет важную роль в развитии ребёнка, благодаря правильно подготовленной образовательной среде обучение происходит.




Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Формирование фонематического восприятия и слуха Развитие артикуляционной моторики Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, в предложениях, в связной речи) Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико- грамматических категорий Развитие связной речи Развитие мелкой моторики Задачи


При подборе составляющих речевого уголка учитывались Наполняемость уголка; Разнообразие материалов; Возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений; Доступность; Системность; Эстетическое оформление; Ведущая игрушка (хозяйка уголка).





Список пособий Артикуляционная гимнастика 1.Наглядные картинки 2.Схемы 3.Зеркала Упражнения на развитие дыхания 4. «Послушный ветерок» 5. «Бабочки» 6. «Футбол» 7. «Норка для мышки» 8. «Карусель» 9. «Пёрышки» 10. «Бутылочки» 11 «Кораблики» Лексико –грамматические игры 12. «Маленькая хозяйка» 13. «Собери семью» 14. «Контрасты» 15. 2Животные» 16. «Медвежьи шахматы» 17. «Почему исчезают животные?» 18. «Предлоги» 19. «Отгадай кто это? (признаки, действия, дифференциация) 20. «Логический поезд» 21. «Найди пару» (ассоциации) 21. «Признаки» 22.Запомни и найди» 23. «От глаголов к предложениям» 24. «Занимательные квадраты» (из частей целое) «Кому что отдать (от целого часть) 26. «Назови детёнышей» 27. «Найди лишнее» Игры на развитие фонетики, фонематики, звукового анализа и синтеза слов 28. «Собери слово» 29. «Азбука –лото» 30. «Соотнеси картинки и слова» 31. «Цветной коврик» 32. «Дидактический материал (кораблики, кочки» 33 «Собери слово» 34. «Дидактический материал (карточки-схемы) 35. «Умные кубики» (слоги) 36. «Найди картинку» (диф. Р-Л) 37. «Где стоит звук?» 38. «Определи первый звук» 39. «Дидактический материал» (перфоконверты) 40. «Загадки – ребусы) 41. «Закрепление звука р. 42. «Иголочка с ниточкой» 43. «Слоги (карточки-картинки) 44. «Кто в домике живёт?» 45. «Звуки л, ж, с, х,) 46. «Звуковой анализ слов» 47. «Составление предложений» 48 «Скажи правильно» 49. «Домино» (большой-маленький) р 50. «Подбери пару» (рифмы) Автоматизация звуков 51. «Расскажи скороговорку» 52. «Логопедическое лото» 53. «Поварёнок» (звук р)


Список пособий 1.1(а). Одежда 2.Игрушки 3.3(а). Времена года 4.Профессии 5.Перелётные птицы 6.Зимующие птицы 7.Дикие животные 8.Домашние животные 9.Овощи 10.Фрукты 11.11(а). Мебель 12.Инструменты 13.Бытовая техника 14.Новый год 15.Насекомые 16.Цветы 17.Защитники отечества 18.еревья 19.Ягоды 20.Обувь 21.Транспорт 22.Рыбы 23.Человек 24.Продукты 25.Посуда 26.Грибы 27.Животные жарких стран.