Конспект в таблице звуковая культура речи. Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук Ж"

Светлана Малуева
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]».

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш, развивать фонематический слух, упражнять в различение звуков на слух.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; ворота.

Ход занятия :

Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь!

Давайте вспомним наши правила поведения на занятии:

«Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим!»

О чем это стихотворение?

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

«Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея)» (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи?

Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Эта песенка звучит глухо- Да?

Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

«В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук)» (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко!

Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Чем отличаются эти звуки? Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки. Давайте попробуем-Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их.

Вспоминаем, что чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Физкультминутка

Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш., поднимите зеленый кружок. И так:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У нас на доске два домика и ворота с замком, который нужно открыть и освободить наши звуки.

Здесь картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

Рефлексия .

Ребята, давайте вспомним:

какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Вам понравилось занятие? (что было интересным, а что вам показалось трудным).

Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Все старались быть внимательными, правильно поднимали кружочки, старались запомнить стихи.

Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями.

Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)

Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.

Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:

Поднимаем плечики,

Прыгаем кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тссссссс!

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко!

Садитесь все дружно. (Соня в середине)

Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?

Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?

Воспитанники: Спутанные.

Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.

Воспитанники: Волосоньки.

Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?

Воспитанники: Один к одному.

Воспитатель: А теперь что я делаю?

Воспитанники: Заплетаете косу.

Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти коса до пят

Все волосоньки в ряд.

Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!

Воспитанники: До свидания!

Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?

Воспитанники: Звук с

Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?

Воспитанники: Песенка водички.

Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?

Воспитанники: Комара.

Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.

Поиграем в игру «Злой комар»

Тихо, тихо, Зоя спит.

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать.

Зое он не даст поспать.

Мы прогоним комара:

«Улетай ты со двора!»

Злой комар от нас летит,

И гудит, гудит, гудит.

Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу — песок везу.

Зы – зы – зы – у меня тазы.

Зя – зя – зя – шалить нельзя.

Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Воспитанники: звуком з

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

Воспитанники: Песенкой комара.

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитанники: Звонко.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Анна Синева
Конспект по звуковой культуре речи

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

Тема : «В гостях у Петрушки» .

Составила : воспитатель Синева А. Н.

г. Дзержинск

Цель звуков речи родного языка .

Задачи :

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» : формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие» : формировать правильное произношение звуков ж - з . Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух : различать на слух и называть слова с определёнными звуками .

Образовательная область «Физическое развитие» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2. Изготовление жетонов.

3. Дидактическая игра «Где живёт звук » .

4. Подвижные игры : «Лиса и зайцы»

5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж» .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА : Стимулировать речевую активность у Данила К. Помочь Артему Л. найти домик для его животного.

СПОСОБЫ : сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка , показ иллюстраций.

СРЕДСТВА :

письмо, 8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет жираф, макет дома в котором живет зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20 картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З» , 12 картинок с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж» , 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,

В. В. Гербова

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Воспитатель : сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября на лесной полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас к себе в гости. Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

Воспитатель : мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель : пригласительные билеты у нас есть, тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель : готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

На пути стоит дом

Воспитатель : Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель : кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают : Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

В доме сидит жираф.

Воспитатель : кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф ? («ж» )

Воспитатель : Ой, опять на нашем пути домик. Кто в этом домике живет?

(дети : Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет)

В доме – зебра.

Воспитатель : кто это? Скажите – зебра. Какой звук живёт в слове зебра ? («З» )

Воспитатель подводит детей к одному из столов, на котором сидит кукла и лежат картинки с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза, заяц, ёж, морж и т. д.) и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

Девочка - кукла : Выпустила я животных из своих домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель : Не переживай девочка, мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель : дети, я очень хочу помочь девочке, а вы?

Воспитатель : Дети, назовите животных, которые изображены на картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

Воспитатель : дети, животные, в названии которых есть звук «Ж»

А животные, в названии которых есть звук «З» , какого цвета будет у них домик?

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

У каждого из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого и конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном, в нем две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель : У каждого из вас на груди прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель : Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый) .

А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном. Найдите картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик, и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З» и поместить в свой домик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель : Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку петрушку.

Воспитатель : Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка : - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Петрушка : Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет» .

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Петрушка : Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте : «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки» . Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить звук , чтобы было правильно.

«Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери» .

Петрушка : Правильно, не двери, а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

Хотите поиграть?

Петрушка : Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите звуки «З» или звук «Ж» хлопайте в ладоши. А если таких звуков нет , сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка : Правила понятны?

Петрушка называет слова :

Обезьяна,

Петрушка : Молодцы, никто не нарушал правила.

Воспитатель : Хорошо у петрушки в гостях на лесной полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

Задачи: 1) упражнять в произношении звуков [а],[о],[у],[м],[м’], учить различать предметы по величине, использовать в речи слова с противоположным значением;
2) развивать речь, память, логическое мышление детей;
3) воспитывать интерес к развивающим речевым играм.
Ход занятия:
1. Упражнение в правильном и отчетливом произношении звуков [а],[у],[о] и звукосочетаний.
Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке. Дети выполняют артикуляционные движения в соответствии с текстом:
"Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (показ.). Язычок то выбегает из домика, то прячется (показ.). Опять выбегает и вновь прячется(3-4р.).
А ещё Язычок любит петь разные песенки. Особенно ему нравится песня поезда: "У-у-у" (повтор. 3-4р.).
Однажды Язычок вышел гулять, разыгрался, разбегался, упал и запел песенку: "О-о-о" (повтор.).
К нему пришёл доктор, перевязал ранку. Ребята, а к вам приходит доктор? Какую песенку он просит спеть, когда осматривает горлышко? «А-а-а».
В это время в гости к Язычку мама привела маленькую Алёнку. Малышка увидела доктора и заплакала: "Уа-уа-уа" (повтор.).
Давайте утешим, успокоим малышку: "Не плачь, Алёнушка!"(тихо и ласково),"Не плачь, маленькая!"(хоровые и индивидуальные повтор.).
Алёнка успокоилась и заснула. А Язычок решил погулять.
2. Игра
"И мы с вами тоже отправимся на прогулку. Поедем на электричке, выйдем на станции и пойдём в лес за грибами. Но в лесу можно заблудиться. Чтобы вы не потерялись, я буду звать вас: "Ау-у-у", а вы отвечайте.
3. Рассказывание об игрушке
"Пока вы гуляли вместе с Язычком, ему привезли новые игрушки. На двух грузовиках: один большой, игрушки большого размера, другой - поменьше, он привёз маленькие игрушки. (В названиях игрушек звуки [м] и [м"])
Дети рассматривают игрушки, описывают их, сравнивают:
- Этот медведь большой, а этот - маленький (медвежонок);
- Этот мяч большой, а этот мяч маленький;
- Эта матрешка большая, а эта матрешка маленькая.
4. Игра "Угадай, чего не хватает"
"Ребята, давайте поиграем с этими игрушками. Посмотрите на них очень внимательно, запомните их. Закройте глаза. Откройте и отгадайте, чего не хватает."
[Пока дети сидят с закрытыми глазами, педагог прячет одну из игрушек. Если ребёнок даёт правильный ответ, он выходит, берёт игрушку и рассказывает о ней. Последняя игрушка - медведь.]
"Ребята, кто знает стишок про Мишку?"
Педагог напоминает детям стихотворение А. Барто
"Уронили мишку нас пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший."
5. Далее педагог предлагает детям поиграть в игрушки, предварительно обсудив правила аккуратного обращения с ними.

Ткачёва Евдокия Ахметовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

Конспект занятия по речевому развитию

Звуковая культура речи.

Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; развивать фонематический слух детей; Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Материалы: Карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1.Оганизационный момент

Предлагаю детям рассмотреть предметы, которые лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи.

Слежу за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

2. Основная часть.

Игра для развития фонематического слуха.

Предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль, оцарапал, и т.д.

Прошу детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Напоминаю детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Загадывает детям загадку:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки - лучи

Очень горячи.

(Солнышко)

Предлагаю детям определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Прошу детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , - продолжаю занятие.

Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука - это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча- . (Чай, чайник, часы, чашки .) Таких слов довольно много».

Открываю словарь и читаю слова, начинающиеся на слог ча- , например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуюсь, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол .

Затем спрашиваю у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка - раз, ты - два…

А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Указываю на ребенка. Он произносит слово, а все дети - его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Говорю детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

3. Заключительная часть.

Спрашиваю у детей, чему они сегодня учились?

Понравилось ли им наше сегодняшнее занятие?

Список использованных источников:

1.О.С.Ушакова «Придумай слово»

2. Под редакцией О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников»

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»