Второе высшее образование физическая культура. Физической культуры и спорта вузы россии

Спроса полно, если судить по нашей знакомой. Она еще не закончила учиться, а уже знает свою будущую основную работу - в спортивной школе с детками, уже там устроена, и подрабатывает индивидуальными занятиями с детьми богатых горожан. Конечно, у кого-то хуже получается пристроиться. Те, кто в фитнесе, я знаю, в нескольких клубах одновременно вести могут - бегают согласно расписанию. Так и юрист один хорошую работу найдет, другой вообще не найдет. Опять же, в такие ВУЗы не идут спонтанно, решив в 10-м классе. Там потребуются при поступлении спортивные достижения - как у художников творческий конкурс.
Когда я заканчивала школу, из параллельного класса мальчик пошел в военно-спортивный институт (был такой в соседнем городе). Мы его называли конно-балетный. Так вот сейчас тоже есть Военный Институт Физической Культуры, в Питере есть. Так, мальчикам на заметку.

Выпускникам института присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании с квалификацией «специалист по физической культуре и спорту».
Выпускники института назначаются на должности преподавателей физической культуры в высшие военно-учебные заведения и начальников физической подготовки и спорта воинских частей всех родов войск и видов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Институт готовит офицерские кадры военно-физкультурного профиля для войск и вузов армии и флота, а также всех силовых структур и ведомств Вооруженных Сил Российской Федерации. В процессе 5-летнего обучения в институте курсанты изучают основы философии, психологии, педагогики, анатомии, физиологии, тактики, военно-технической подготовки, иностранных языков, теории и организации физической подготовки войск, проходят курсы единоборств, спортивных игр, плавания, лыжной подготовки, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления препятствий, гимнастики, атлетизма, стрельбы, участвуют в многочисленных соревнованиях на первенство института, ЛВО, ВС РФ, Санкт-Петербурга, России и в международных соревнованиях.
Вот Кафедра Медико-биологических дисциплин -
анатомия, биохимия, физиология, медицинское обеспечение и медицинский контроль за физической подготовкой, биомеханика физических упражнений позволяют познать особенности строения человека, отдельных его систем и органов, их функциональные возможности. Знание биохимических и физиологических реакций, особенностей их протекания в организме тренированного и нетренированного человека, переносимости физических нагрузок, потенциальных возможностей организма дает возможность научно планировать учебно-тренировочную работу, правильно определятьтрудность задач и готовность обучаемого к их выполнению. На кафедре МБД курсанты изучают основы массажа и при желании получают соответствующие удостоверение.

Кафедра спортивных игр ВИФК -
описаны достижения спортсменов института и их великие руководители в разных видах спорта, от фехтования до баскетбола.

Кафедра Тактики -
науки о бое. На занятиях по тактике курсанты изучают организационную структуру подразделений, боевые свойства и способы использования вооружения и боевой техники в бою, организацию и ведение боевых действий, приобретают умения и навыки в руководстве подразделениями в сложных условиях современного боя, получают общие знания о радиационной химической и биологической защите в бою. Наряду с глубоким знанием тактики выпускник ВИФК должен хорошо разбираться в военной истории, топографии

Так что выпускают офицеров, отвечающих за физическую подготовку войск, за эту стороны боеспособности. И наукой там можно заниматься.

Кандидаты на поступление в институт должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. На одну специальность там берут и женщин.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Предлагаем изучить и взять на вооружение это высшее учебное заведение как достойную альтернативу многим другим на этом ресурсе. Напоминающий остальные государственные университеты Краснодара этот вуз принимает и подготавливает руководителей по тематике "физической культуры и спорта". Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма") поверхностно описан для вас, и оформлен разделе на нашем БД-интерфейсе.

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Как и другие государственные академии Набережных Челнов это высшее учебное заведение обучает и выпускает руководителей вида "физической культуры и спорта". Можете сразу осмотреть это высшее учебное заведение как замену подобным, часто на этом ресурсе. Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "государственные академии Набережных Челнов", на ресурсе.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)") более детально расписан, и оформлен разделе на данном собрании. Не похожий на другие государственные университеты Москвы такой вариант обучает и выпускает профессионалов в сфере "физической культуры и спорта". Можно вполне серьезно отложить для последующего анализа это предложение и другие государственные университеты Москвы, как альтернативу сходным по теме в каталоге.

Что и многие другие государственные институты Чурапчи это учебное заведение проводит обучение для неплохих работников по тематике "физической культуры и спорта". Советуем принять к сведению такой вариант и другие государственные институты Чурапчи, как альтернативу аналогичным в Чурапчи. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта () поверхностно рассмотрен нами в соответствующей статье на текущем сайте.

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Советуем рассматривать этот вуз как замену подобным, часто в России. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург") отлично рассматривается среди других материалов, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Не похожий на другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант производит отличных специалистов по специальности "физической культуры и спорта".

Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры

Такой же как и государственные университеты Екатеринбурга это учебное заведение делает неплохих работников в сфере "физической культуры и спорта". Настоятельно рекомендуем рассматривать это учебное заведение как достойную альтернативу аналогичным на этом ресурсе. Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры (Екатеринбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") поверхностно расписан в анонсах и статьях на данном списке вузов.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК)

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК) (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта") подробно расписан среди других материалов, рубрики "государственные университеты Омска", на ресурсе. Как и другие государственные университеты Омска данный вариант производит неплохих работников вида "физической культуры и спорта". Возможно отложить для последующего анализа это учебное заведение как достойную альтернативу подобным, часто в каталоге.

Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) в г. Иркутске

Можно вполне серьезно рассматривать данный вариант как замену сходным по теме на нашем сайте. Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) в г. Иркутске (Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Иркутске) отлично расписан в одной из заметок на текущем сайте. Напоминающий остальные государственные университеты Иркутска данный вариант принимает и подготавливает профессионалов по специальности "физической культуры и спорта".

Такой же как и государственные институты Чайковского это предложение делает отличных специалистов по специальности "физической культуры и спорта". Чайковский государственный институт физической культуры ЧГ ИФК (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Чайковский государственный институт физической культуры) отлично приводится к сведению, и оформлен разделе на нашем портале. Вы можете принять к сведению данный вариант как замену многим другим в каталоге.

Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Без лишних колебаний отложить для последующего анализа этот вуз как замену подобным, часто в списке. Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) весьма скудно рассматривается, и оформлен разделе на нашем списке вузов. Вероятно, как и государственные университеты Брянска это высшее учебное заведение повышает квалификацию мастеров своего дела по направлению "физической культуры и спорта".

Советуем изучить и взять на вооружение это учебное заведение и другие государственные институты Воронежа, как альтернативу многим другим в каталоге. Воронежский государственный институт физической культуры (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный институт физической культуры") немного рассмотрен нами в материалах, рубрики "государственные институты Воронежа", на списке вузов. Вероятно, как и государственные институты Воронежа это предложение готовит профессионалов вида "физической культуры и спорта".

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Новочебоксарске

Советуем отложить для последующего анализа это предложение как замену многим другим в списке. Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Новочебоксарске () немного описан для вас в материалах, рубрики "государственные университеты Новочебоксарска", на собрании. Не похожий на другие государственные университеты Новочебоксарска этот вуз готовит профессионалов по профилю "физической культуры и спорта".

Московский институт физической культуры и спорта (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский институт физической культуры и спорта") более детально рассматривается, и оформлен разделе на нашем сайте. Советуем осмотреть данный вариант как достойную альтернативу аналогичным в Москвы. Как и другие негосударственные институты Москвы этот вуз готовит отличных специалистов по направлению "физической культуры и спорта".

Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске

Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске (Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске) отлично рассмотрен нами среди других материалов на данном сайте. Как и другие государственные университеты Ейска это высшее учебное заведение принимает и подготавливает руководителей по профилю "физической культуры и спорта". Советуем принять к сведению этот вуз как достойную альтернативу многим другим упоминаемым здесь.

Настоятельно рекомендуем принять это высшее учебное заведение и другие государственные институты Уфы, как альтернативу аналогичным в списке. Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры (Башкирский институт физической культуры (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") немного рассматривается в соответствующей статье на данном БД-интерфейсе. Такой же как и государственные институты Уфы этот вуз принимает и подготавливает лидеров в сфере "физической культуры и спорта".

Филиал Сибирского государственного университета физической культуры и спорта в г. Надыме

Не похожий на другие государственные университеты Челябинска это учебное заведение обучает и выпускает мастеров своего дела по направлению "физической культуры и спорта". Без лишних колебаний отложить для последующего анализа такой вариант как достойную альтернативу многим другим в каталоге. Уральский государственный университет физической культуры (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") немного описан для вас в соответствующей статье на текущем собрании.

Уральский государственный университет физической культуры

Вы можете принять к сведению это предложение и другие государственные институты Стерлитамака, как альтернативу многим другим в Стерлитамака. Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры" () вместе с картой приведен в материалах на конкретном ресурсе. Вероятно, как и государственные институты Стерлитамака этот вуз обучает и выпускает лидеров по тематике "физической культуры и спорта".

Спортивные состязания и олимпийские игры - неотъемлемая часть жизни людей в любом государстве. И наша страна - не исключение. В современном мире на результаты профессиональной деятельности спортсмена влияют те лица, о которых известно немногое, но от которых во многом зависит карьера профессионала в данной области.

И сегодня мы поговорим о специалистах, которые управляют учреждениями в этой сфере нашей жизни.

Что такое спортивный менеджмент? В чем его отличительные особенности?

На рынке труда существует понятие, обозначающее функцию руководителя, администратора компании или нескольких предприятий. Это определение менеджмента. Оно предполагает управление в разных сферах жизни.

Менеджмент в спортивной индустрии - административная деятельность, объектом которой являются спортивные предприятия и объединения. Руководитель в этой области выполняет те функции, которые обеспечивают эффективную работу спортивных компаний и групп людей. Следовательно, управление подобными организациями можно считать предметом спортивного менеджмента.

Такая работа предполагает знание теории и практики и специальное образование в данной сфере. Спортивные менеджеры могут иметь различные степени квалификации; в ходе своей деятельности они могут решать вопросы разной сложности.

Но обязанность каждого из них - решать административные, организационные и финансовые задачи, касающиеся работы спортсменов, чтобы последние занимались только тренировками и подготовкой к соревнованиям.

История профессии

Работа в спортивном менеджменте на сегодняшний день крайне востребована и хорошо оплачивается.

Это древняя профессия. Первые ее представители возникли еще в античные времена, когда на спортивных аренах устраивались состязания гладиаторов. Но окончательно данная специальность сформировалась в девятнадцатом веке, когда спортивная индустрия начала активно развиваться, и спортсменам понадобился человек, который бы решал различные организационные вопросы, вел переговоры с предприятиями, группами, объединениями; с представителями средств массовой информации, которые публиковали статьи о спортсменах.

В XX веке, во времена существования Советского Союза, менеджеров выполняли отставные военнослужащие и бывшие работники физической культуры и спорта. Но сегодня для осуществления данной деятельности на рынке труда востребованы другие профессионалы - более молодые, способные к быстрой адаптации и прошедшие специальную подготовку в высших учебных заведениях.

Основные функции спортивного менеджмента. Необходимые умения

Сегодня данная специальность имеет сложную структуру и подразделяется на разные виды деятельности (в зависимости от вида спорта).

К сожалению, в России менеджмент в спортивной индустрии находится лишь на начальном этапе своего становления. Во многих других странах эта сфера уже довольно хорошо развита.

Какую же деятельность предполагает специальность спортивный менеджмент?

Прежде всего, такой работник принимает участие в проведении (городских, областных и т. д.), а также олимпийских игр и международных состязаний.

Кроме того, спортивный менеджер сам занимается разработкой различных спортивных мероприятий и руководит ими. И, наконец, специалист в данной области участвует в отборе спортсменов и создании билетных программ, выстраивает бизнес-планы и претворяет их в жизнь.

Как и любому работнику, спортивному менеджеру необходимы особые умения для осуществления своих функций, например, ему следует:

  1. Иметь представление о современных информационных технологиях.
  2. Уметь разговаривать на иностранных языках (например, на английском).
  3. Управлять деятельностью фирмы, группы людей.
  4. Обладать знаниями в сфере маркетинга.
  5. Знать основные правила и законы проведения спортивных состязаний для эффективного управления этим процессом.

На сегодняшний день в нашей стране разрабатывается ряд критериев, по которым можно будет определять необходимые профессиональные качества для работников в данной области. Много усилий было затрачено на построение сооружений и проведение переговоров с иностранными партнерами с целью организации соревнований на территории нашей страны.

Для эффективной подготовки кадров были созданы подразделения в университетах. И в следующих разделах мы поговорим о вузах спортивного менеджмента Москвы. Остановимся подробнее на наиболее известных заведениях.

Московская академия физической культуры. Общая информация

Это образовательное учреждение было создано в 1931 году и в течение всего периода своего существования претерпело значительные изменения. Основателем организации считаются работники Министерства спорта РФ.

Академия расположена по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, поселок Малаховка, 33-й дом на улице Шоссейной.

Организация состоит из множества подразделений, в ней есть:

  1. Кафедра физкультуры и спортивной медицины.
  2. Подразделение теории и методов гимнастики.
  3. Кафедра атлетики.
  4. Отделение спортивной борьбы.
  5. Кафедра командных видов спорта.
  6. Подразделение менеджмента и истории физкультуры.
  7. Кафедра анатомии.
  8. Подразделение информатики и механики.
  9. Лингвистическое отделение.
  10. Кафедра психологии.
  11. Педагогическое отделение.
  12. Кафедра философии.

Также в учреждении предлагаются занятия для повышения профессионального уровня; проводится работа в научно-исследовательском институте и обучение на степень магистра.

Направления подготовки кадров

В данном по спортивному менеджменту проходит обучение специалистов в следующих областях:

  1. Физкультура.
  2. Физическое воспитание для людей с ограниченными возможностями.
  3. Образование в сфере педагогики и психологии.
  4. Спортивный менеджмент.

Также в академии проводят занятия для абитуриентов. Преподаватели вуза, имеющие научные степени, готовят молодых людей к сдаче вступительных экзаменов и к поступлению.

С этой целью абитуриентам необходимо посещать занятия по следующим учебным предметам:

  1. Русский язык.
  2. Биология.
  3. Физкультура.

Подготовительные курсы длятся около восьми месяцев, их общая стоимость - сорок тысяч рублей.

Московский институт физической культуры и спорта

В данном также готовят специалистов в области спортивного менеджмента.

Дата создания организации - 28 сентября 1999 г., и это один из самых известных столичных вузов.

Среди выпускников заведения есть даже победители международных соревнований. Учредителем данного института является Николай Краснов.

Преподавательскую деятельность по подготовке кадров осуществляют опытные и высококвалифицированные педагоги.

Институт оснащен современным оборудованием, в аудиториях имеются ПК, также в учреждении есть спортзал, зал для гимнастики и командных игр.

Данный вуз Москвы по спортивному менеджменту состоит из нескольких корпусов. Его подразделения можно найти по следующим адресам: улица 14-я Парковая, 8; улица 14-я Парковая, 6; улица Ташкентская, 26, строение 1, корпус 2.

Подразделения и направления подготовки специалистов

Московский институт физической культуры и спорта состоит из следующих отделений:

  1. Кафедра управления.
  2. Подразделение гуманитарных и естественных наук.
  3. Психолого-педагогическая кафедра.
  4. Подразделение теории и методов физвоспитания.

В институте осуществляют подготовку кадров по следующим направлениям:

  1. Физическая культура.
  2. Спортивный менеджмент.

Также большое внимание в этом вузе уделяют научной деятельности, которая нацелена на совершенствование уровня знаний и умений учащихся и приобретение ими новых навыков в процессе такой работы.

Исследовательская деятельность

К главным целям научной работы в вузе можно отнести:

  1. Использование компьютерных технологий в спортивном менеджменте.
  2. Разработка методов управления в области физкультуры и спорта.
  3. Применение инновационных педагогических методик для подготовки квалифицированных кадров.
  4. Обеспечение эффективного физического воспитания в образовательных учреждениях различных уровней (детских садах, школах, техникумах, университетах).
  5. Психологическая и личностная подготовка будущих спортивных менеджеров, развитие у них в процессе обучения личных качеств, необходимых для будущей работы.

Выводы по теме

Итак, вы ознакомились с некоторыми вузами Москвы по спортивному менеджменту. Но данные учебные заведения не единственные в своем роде. Подобную специальность можно получить, например, на факультете спортивного менеджмента МГУ.

Проблема в том, что хотя образование в этой области сегодня доступно, знания профессионалов часто не соответствуют ожиданиям работников отдела кадров, к которым они обращаются при трудоустройстве. Благодаря профориентационной деятельности, проводимой представителями компаний, выпускники вузов имеют более широкое представление о специальности спортивного менеджмента.

Также студенты читают информацию об этом явлении в Интернете, проходят практику на фирмах для приобретения полезных умений.

Часто работники отдела кадров тех компаний, где требуются спортивные менеджеры, информируют молодых специалистов о вакансиях, предлагают свои услуги по трудоустройству.

Физкультурное образование

система подготовки преподавателей физического воспитания (См. Физическое воспитание) и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования (См. Педагогическое образование). Зародилась в 1-й половине 19 в., когда в ряде стран Зап. Европы (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики (как системы физических упражнений, методических приёмов, используемых для укрепления здоровья и всестороннего физического развития), в России – в середине 19 в. в военных учебных заведениях, например в Стрелковой офицерской школе, фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П. Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры. В 1909 открылась петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах, клубах.

Как самостоятельная отрасль высшего и среднего специального образования Ф. о. получило развитие в 1-й четверти 20 в.

В СССР специализированные физкультурно-спортивные педагогические вузы были созданы уже в первые годы Сов. власти – в 1918 в Москве и в 1919 в Петрограде (см. Государственный центральный, им. П. Ф. Лесгафта). Становление сов. системы Ф. о. связано с именами Н. А. Семашко , Н. И. Подвойского (См. Подвойский), таких учёных и педагогов, как В. В. Гориневский , М. Ф. Иваницкий, А. Н. Крестовников, И. М. Саркизов-Серазини , А. Д. Новиков, П. А. Рудик.

В 30–40-е гг. институты и техникумы физической культуры, школы тренеров открылись в Баку, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Каунасе, Риге и др. городах, в ряде педагогических институтов и университетов организованы факультеты физического воспитания, в педагогических училищах – отделения; в институтах физкультуры созданы педагогические и спортивные факультеты, специальные кафедры по видам спорта, для высшего Ф. о. установлен 4-годичный срок обучения, для среднего – 3-годичный.

Ф. о. прикладного характера в системе курсовой подготовки и учебно-тренировочных сборов получают инструкторы-общественники по физической культуре и судьи по спорту, начальное Ф. о. – учащихся спортивных школ, основы знаний в области физической культуры и спорта – учащихся общеобразовательных школ и специальных учебных заведений всех типов в процессе обязательных занятий физической культурой.

В др. социалистических странах Ф. о. осуществляется по специальностям и учебным планам, близким к принятым в сов. системе Ф. о. Крупнейшие центры Ф. о.: высшие школы физической культуры в Лейпциге и Гаване, Варшавская академия физического воспитания, Бухарестский, Венгерский, Софийский, Улан-Баторский институты физической культуры, факультеты физического воспитания в Белградском, Люблянском, Загребском и Сараевском университетах.

В большинстве капиталистических стран государственных систем физического воспитания населения не существует и Ф. о. имеет в основном спортивную направленность (тренер-преподаватель по виду спорта). Специалистов с Ф. о., как правило, готовят факультеты и колледжи физического воспитания университетов (например, в США свыше 1,3 тыс. таких колледжей и факультетов). Известные центры Ф. о.: Высшая школа физической культуры в Кельне, факультеты физического воспитания Боннского, Франкфуртского, Мюнхенского, Марбургского университетов (ФРГ), специальные факультеты в Гарвардском, Калифорнийском, Мичиганском университетах (США), Национальный институт спорта в Париже, институты физического воспитания в Жуэнвиле и Шатен-Малабри (Франция), центральный гимнастический институт в Стокгольме (Швеция) и др.

А. А. Дубов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Физкультурное образование" в других словарях:

    Физкультурное образование - Целенаправленное физическое (телесное) формирование и обучение человека средствам и методам его осуществления. Цель Ф. о. – предельный идеальный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …

    Подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико математическим, химическим и др.) и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗО - физкультурное образование образование и наука, спорт ФИЗО физо физкультурное образование образование и наука, спорт … Словарь сокращений и аббревиатур

    - … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическая культура (Ф. к.) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями… … Большая советская энциклопедия

    - (1939 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Кандидат биологических наук (1969). Профессор (1993). Опубликовал более 120 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Мастер спорта (1964). Заслуженный тренер РСФСР,… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Обучение классическим лыжным ходам. Учебно-методическое пособие , . Учебно-методическое пособие соответствует стандарту направления подготовки 44. 03. 01 - "Педагогическое образование" (профиль" Физкультурное образование") (квалификация - бакалавр).…

Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенап­равленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой их передачи (учения), либо самостоятельного их усвоения посредством самообразования с использованием передающих средств: книг, схем, рисунков и т.д.

В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистичес­кий смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удов­летворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном раз­витии.

Главная цель физкультурного образования - формирование физической культу­ры личности.

Физическая культура личности - это определенный уровень физичес­кого развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценно­стных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.

Определить уровень физической культуры личности можно по следующим пока­зателям:

    устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствова­нию;

    состояние здоровья;

    объем физкультурных знаний;

    объем усвоенных двигательных умений;

    гигиенические навыки и привычки;

    соблюдение режима физической активности;

    уровень развития основных физических качеств.

В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят сле­дующие компоненты:

физическое воспитание,

физическую рекреацию,

фи­зическую реабилитацию.

Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.

Основные задачи в области физического воспитания

    Специфические (К ним относятся: укрепление здоровья; совершенствование телосложения; обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.).

    Общепедагогические (Это задачи нрав­ственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологическо­го (ценностного)характера).

    Специальные задачи в области физкультурного обра­зования , в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.

В современной социологии физкультурное образование определяется как со­вместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные каче­ства и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для обще­ния в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.

Задачи физкультурного образования:

1. Познавательная (обеспечивает передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому).

2. Социальная (выполняет роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности).

3. Культурообразующая (обеспечивает развитие самой физической культуры).

4. Гуманистическая (культивируюет и развивает способности человека, раскрывает его творческий потенциал).

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в опре­деленный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и час­тью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделиро­вать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.

        Высшее физкультурное образование.

Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.

Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное об­разование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в Рос­сии существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регули­рует общий для всей системы высшего образования Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный пра­вительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. Он определяет структуру выс­шего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с тра­диционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом.

Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-соци­альному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России систе­ме классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом при­общения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "чело­век-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-эко­номических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологи­ческих знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.

Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необхо­димо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде со­стоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естествен­но-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гумани­тарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, ис­тория, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен бытьзнаком с важнейшими отраслями и этапами раз­вития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и при­емами работы с ними. В области филологии - свободно владеть литературным рус­ским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профес­сиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностран­ных языков.

По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представ­ление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, тео­рии вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культу­ры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культу­ре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнасти­ке, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.

В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавлива­емых вузом (факультетом), дополнительные еиды подготовки - гражданская оборо­на и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обуче­ния - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжи­тельность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной ат­тестации - 2 недели.

Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или плат­ным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуе­мым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиоз­ных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, ко­торый содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведом­ственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там прак­тически нет. В России с самого зарождения вузы финансиро-вались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финанси­руются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по выс­шему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и уп­равление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и туризму.

Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учи­теля-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицирован­ных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.

Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреж­дениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных за­ведениях, сборных командах по видам спорта.

Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Спе­циализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по фи­зическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвали­ды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоох­ранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта спе-циализация "Адап­тивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лиц с предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здо­ровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.

Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для ра­боты с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образова­ние в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в эк­стремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приема­ми захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "пора­жать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различны­ми видами борьбы.

Специализированное физкультурное образование предполагает знание социаль­но-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфе­ре общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычай­но изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельнос­ти выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.

Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза су­ществует образовательное учреждение дополнительного профессионального об­разования (повышения квалификации) специалистов.

Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечествен­ном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной пе­реподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государ­ственных служащих и др. категорий лиц;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опыт­но-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специаль­ности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессио­нального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соот­ветственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессиональ­ного образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответ­ствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкуль­турного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физ­культурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой форми­рование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение фи­зическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного ха­рактера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профес­сионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных соци­альных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинать­ся как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на об­разовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.

Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков явля­ется формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передви­гаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревно­ваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, нагляд­ными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое зна­чение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста. Совершенно другие мотивы занятий преобладают у старших школьников. В этом случае главным становится формирование самопознания и достижения свое­го физического идеала. В этом процессе большую роль играет мода, приближение к принятому в данном возрасте физическому идеалу и стилю жизни. В процессе занятий модными видами физической культуры, такими, как бодибилдинг, скейт­борд, восточные единоборства происходит осознание себя, окружающего мира и своего места в этом мире. Физкультурное образование основывается на мотивах и значении занятий физическими упражнениями в данном возрасте и обеспечивает условия для приобщения подростков к физической культуре в соответствии с их интересами как во время уроков, так и на досуге.

У взрослых людей преобладают другие цели занятий физической культурой. На первое место вышли такие мотивы как коррекция фигуры, забота о здоровье и спо­соб времяпрепровождения, а также мотивы психологического характера, связан­ные с самосознанием, общением, самореализацией и модным образом жизни. Период зрелости у человека самый долгий. Этот период характеризуется способ­ностью человека самостоятельно действовать, принимать решения, выбирать про­фессию, создавать и обеспечивать собственную семью.

Это период высших творческих возможностей человека. Закономерностями раз­вития зрелых людей занимается акмеология, составной частью которой является физкультурное образование. Акмеология рассматривает зрелость как способность к физическому, нравственному, психологическому, профессиональному совершен­ствованию средствами самообразования, самоорганизации человеком своей жиз­ни и деятельности. Собственно акмеологическая проблема состоит в том, чтобы понять, почему одни достигают вершины, другие нет и как это происходит. На осно­ве многолетних исследований были сделаны выводы о том, что движение к верши­нам осуществляется на основе системы ценностей личности. Уровень профессио­нальных достижений связан с универсальностью образования. Чем универсальнее образование, тем выше профессионализм. Непрофессиональное физкультурное образование взрослых должно прежде всего передать ценностное содержание фи­зической культуры, сформировать осознанное отношение человека к занятиям, физ­культурной деятельности вообще и к соответствующему стилю жизни. Непрофес­сиональное физкультурное образование формирует образ мыслей, дает знания в области физической культуры и способность (на этой основе) управлять самостоя­тельно процессом самосовершенствования.

Целью непрофессионального физкультурного образования зрелых людей явля­ется формирование у них физкультурной образованности, широких знаний о воз­можностях, функциях физической культуры, отдельных ее упражнений и умений ре­ализовать их. Особое место непрофессиональное физкультурное образование за­нимает в валеологии - науке о включении человека в процесс формирования своего здоровья. Валеология решает проблемы сохранения здоровья, развития творчес­кой активности каждой личности, создания условий для сохранения здоровья. Обу­чение специалистов знаниям и умениям использования физической культуры в фор­мировании здорового образа жизни также составляет важную функцию высшего физкультурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование лиц пожилого возраста мож­но характеризовать как формирование у них физкультурной мудрости, знаний и умений в деятельности по сохранению и совершенствованию всех жизненных фун­кций стареющего организма посредством упражнений, рациональной двигатель­ной деятельности в целом. Физкультурное образование предполагает формирова­ние высокого уровня сознания и мышления, возможности творческого уровня деятельности в области физической культуры. Другими словами, физкультурное образование представляет собой систему и процесс усвоения фундаментальных теоретических знаний и формирование интеллектуального уровня, позволяющего не только воспроизводить уже существующие знания, но и создавать новые в сфере физической культуры. Физкультурное образование составляет основу физического вос­питания, которое по сути своей составляет процесс усвоения норм и правил в области физической культуры и формирование отношения к данному виду деятель­ности и обучения как процесс и система выработки навыков и умений в области физической культуры.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает интеллектуальные возможности личности, но и вво­дит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и элементом общей культуры личности. Человек становится спо­собным самостоятельно моделировать свой образ жизни, состояние здоровья и стиль жизни.