Формирование познавательных умений младших школьников. Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОГОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет экранных искусств

Кафедра режиссуры

по педагогике

Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте

Выполнил:

Малков С.А

студент III курса, группы 351-а

Работу проверил:

Силантьева М.В.

Санкт-Петербург

Введение

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

В данной работе попытаемся ответить на следующие вопросы:

· От чего зависит процесс развития познавательных способностей дошкольника;

· Как этот процесс различается в разные периоды дошкольного возраста;

· Какими упражнениями можно развить у ребенка эти познавательные способности.

Способности. Предпосылки

Развитие ребенка тесно связано с его способностями -- такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят:

· Уровень развития

· Соотношение первой и второй сигнальной системы,

· Природные свойства анализаторов

· Индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...» Запорожец А. В., 1973, с. 34 .

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей -- сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит прежде всего качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн (1946,1976), развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Общий процесс развития познавательных способностей

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Н. С. Лейтес (1984) считает, что предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделирование. Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. .

Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

· установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями - в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,

· знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

· начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),

· начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Развитие основных познавательных способностей

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры:

· Виды восприятия

· Свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).

Свойства восприятия:

o Целостность

o Структура

o Осмысленность

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами - первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В качестве развивающей игры можно использовать целый ряд упражнений, среди которых: определение вещи на ощупь; построение ряда кубиков по образцу; рисование узоров по образцу; или нахождение такого же рисунка, как эталон, среди прочих и т.д.

Память

Память является одним из основных свойств личности.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых - ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Внимание

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

· Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

· Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

· Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

· Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

· Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

· Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

· Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

· Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. (Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого).

Внимание тесно связано с наблюдательностью.

Наблюдательность

Наблюдательность - это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер - он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития внимания и наблюдательности, а вместе с ней памяти, можно, например, ставить перед ребенком следующую задачу: запоминать предметы перед собой, после чего закрывать глаза, и после открытия зарисовать тот предметы или предметы, которые «пропали».

Также можно использовать дивергентные задачи - это задачи, имеющие не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Примеры упражнений на дивергентное мышление:

Нарисовать букеты в каждой вазе.

С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.

Вырезать из картинок фигуры разных форм и наклеивать их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач - вербальные задачи. Пример простой вербальной задачи: - составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.). Можно также предлагать детям составлять предложения из несвязанных по смыслу слов.

К усложненным задания можно отнести называние характерных черт животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления - это сочинение сказок.

познавательный восприятие активность дошкольник

Заключение

Успешное развитие у ребенка познавательных способностей в дошкольном возрасте крайне необходимо не только для его развития, но и для формирования здорового психологического стержня в будущем. Однако до тех пор, чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет.

Поставленные задачи в работе выполнены:

· Была определена роль предпосылок в развитии познавательных способностей и роль личных особенностей ребенка;

· Проанализирован процесс развития способностей на разных этапах дошкольного возраста;

· Выделен целый ряд упражнений, благодаря которым можно развить у ребенка познавательные способности.

Список используемых источников

1. Запорожец А. В., 1973, с. 34

2. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

3. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке. Взаимосвязь познавательных и личностных особенностей у старшеклассников. Психолого-педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей.

    диссертация , добавлен 03.08.2010

    Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников. Дидактическая игра как средство развития интеллекта и индивидуальных способностей ребенка. Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность понятий "задатки" и "способности", особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Разработка общей методики по диагностике и развитию уровня познавательных способностей младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Особенности познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема. Исследование и познавательных интересов обучающихся на уроках истории. Пути формирования познавательных способностей в процессе обучения.

    реферат , добавлен 14.03.2014

    Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Специфика восприятия, развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Результаты обследования познавательных способностей у детей с нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях. Ознакомление детей с художественной литературой.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Развитие познавательных способностей младших школьников. Составление рабочей программы учителя для формирования творческих способностей у детей.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Анализ развития умственных способностей, формирования устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. Исследование комплекса упражнений и заданий для тренировки зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления и воображения у детей.

    презентация , добавлен 03.06.2012

    Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности. Особенности развития познавательной активности и интереса дошкольников. Эффективность занятия как средства развития познавательных мотивов.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

* установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,

* знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

* начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),

* начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Особенности занятий для развития познавательных способностей дошкольников

Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет Вам в развитии познавательных способностей дошкольника.

Подбирая развивающие игры для ребенка, помните, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?

Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое касается и новых игр – как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок должен узнать из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания.

Не требуйте, чтобы малыш запомнил что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Но помните, что в занятиях с детьми постарше, наоборот, необходимо постоянно вносить в игру какой-то новый элемент – при этом, не изменяя сути игры.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, учитывайте уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними, либо отложить игры, где они упоминаются, на потом.

Проводя с ребенком развивающие занятия, ни в коем случае не предъявляйте к нему завышенных требований. Конечно, занять позицию маленького ребенка может быть непросто – но на то Вы и родитель, чтобы выполнять непростые задачи ради блага малыша. Посудите сами: если ребенок будет понимать, что задача ему не по силам, о каком интересе к развивающей игре здесь может идти речь?

Играя с ребенком в развивающую игру, помните, что несмотря на игровые моменты, это все-таки учебное занятие. Поэтому длительность его нужно четко регулировать. Как только Вы увидите, что ребенок устал, сверните игру и займите его чем-нибудь другим. В среднем, одна развивающая игра должна длиться около 15-20 минут. Кcтати, наиболее эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка.

И, конечно же, не забывайте хвалить ребенка и стимулировать использование полученных в ходе занятий знаний в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей школьников будет эффективно только в том случае, если полученные знания будут применяться ими на практике.

Примеры занятий для развития познавательных способностей дошкольников

В зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка, можно привести следующие примеры занятий для развития познавательных способностей дошкольников.

С 1 года до 3 лет

Паззлы и мозаика,

Игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты),

Ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т.д.).

С 3 до 4 лет

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет обеспечиваться с помощью такого рода игр:

Специальные наборы и математические игры на сравнение форм, размеров, простой счет,

Первые занятия чтением (набор «Веселая азбука»),

Занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы),

Рисование, лепка, создание поделок (игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления),

Конструкторы.

С 4 до 5 лет

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет происходить, если занятия для него будут подбираться с учетом его личных интересов. Не зря именно в этом возрасте педагоги рекомендуют отдавать ребенка в кружки, где осуществляются занятия по интересам.

В этом возрасте полезны для ребенка будут следующие виды игр:

Игры на выявление соотношений предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент),

Игры на сравнение форм предметов (например, сравнить куб и мяч, найти сходства и различия),

Игры на сравнение величин и длин предметов,

Игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия),

Игры на пространственное мышление (например, определить, кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева),

Игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта,

Игры на формирование умения согласовывать существительные и прилагательные,

Игры на изучение названий цветов.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей у дошкольника, в большей степени, осуществляется за счет проведения экспериментов и опытов. Ребенок в этом возрасте должен учиться делать выводы и умозаключения, а также прогнозировать те или иные результаты. Именно с целью научить ребенка таким вещам и необходимо проводить такого рода занятия.

Кроме того, в этом возрасте очень полезны игры, направленные на поиск нестандартных решений и проявление творческих способностей. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы и мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам.

В связи с тем, что начало школьной жизни в этом возрасте уже не за горами, необходимо особое внимание уделить развитию речи ребенка. ведите с ним беседы, обязательно спрашивайте мнение ребенка относительно прочитанной книги или увиденного фильма. Одним словом, стимулируйте его к развитию речи и применению полученных навыков в повседневной жизни.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

PAGE_BREAK--Усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности полноценно совершается тогда, когда она сочетается с игрой. Предпосылки потребности в учебной деятельности в виде познавательных интересов возникают у ребенка младшего школьного возраста в процессе развития сюжетной игры, внутри которой интенсивно формируются воображение и символическая функция. Сюжетно-ролевая игра способствует возникновению у ребенка познавательных интересов. Выполнение ребенком достаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, о взрослых людях, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию. Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация представляет собой преобразование накопленного ребенком запаса представлений .
Образ фантазии выступает как программа игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа. Ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.
В младшем школьном возрасте детские игры постепенно приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемого опыта. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. А также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.
Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имея время для занятий ими. Игры в этом возрасте продолжают занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.
«Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» .
Игра для ребенка не только отдых и развлечения, но и вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. В играх ребенок развивается физически и умственно, сталкиваться с миром современной техники. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка. Необходимо постоянно находить и применять такие игры, которые способствуют развитию детей. Все игры в совокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям и достигать их. Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимо опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. А затем плавно корректировать и перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным преображением .
Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры и являются веселым развлечением, способом времяпрепровождения. Но степень полезности большинства игр, как средства развития, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное, от ее характера и целей. Вся сущность ребенка проявляется в играх. И если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего очень трудно добиться путем бесед, собраний и других методов и приемов воздействия на ребенка, очень утомляющих его. Наблюдая за детьми во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему. В играх дети открывают свои положительные и отрицательные стороны, видя и сопоставляя которые педагог получает огромную возможность влиять должным образом на всех вместе и каждую в отдельности.
Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игра вызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широко применяться в работе с детьми. Принято различать два основных типа игр:
игры с фиксированными и открытыми правилами;
игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр : подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; строительные игры - с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность
1.3 Дидактическая игра как средство интеллектуального развития В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность.
Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды таких игр:
литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Познакомившись с какой - либо книгой, дети всем классом готовят домашнее задание и приходят на игру, которая включает интеллектуальные, творческие, подвижные задания и конкурсы. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности.
игры на комбинирование: это такие игры, как танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы .
Интеллект в широком значении - вся познавательная деятельность, в более узком - наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека . К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом; способность к логическому мышлению, проявляющаяся в умении видеть причинно - следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве; а также внимание, память, речь ребенка.
С точки зрения Н.С. Лейтеса , самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире. Предвидеть наступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность, а также познавать свои умственные процессы и влиять на них (рефлексия и саморегуляций). Первостепенное значение имеет потребностно-личностная сторона признаков интеллекта.
Умственная активность - характернейшая черта детства. Она выступает не только во внешних проявлениях, но и в форме внутренних процессов. Издавна в психологии отмечалось значение активности для успешности умственного развития.
Своеобразие дидактических игр заключается в том, что она одновременно является формой обучения, в которой содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей .
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;
организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;
дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Правила игры, устанавливаемые учителем, постепенно усваиваются
детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Учитель намечает последовательность игр, усложняющихся по
содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность,
несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём .
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
1.4 Игры детей младшего школьного возраста В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми .
продолжение
--PAGE_BREAK--


Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение зна-ниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки.
Н. С. Лейтес (1984) считает, что предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности оп-ределяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы.
Поразительная умственная активность, ненасытная потребность в умственной нагрузке - характерная черта детей с опережающим развитием интеллекта. «Моему сыну 5,5 лет. Из-за болезни печени он почти не посещал детского сада, а оставался на попечении моих престарелых больных родителей, которые едва успевали его накормить. Мы с мужем работаем, свободного времени у нас нет, и мы никак не могли уделить хоть сколько-нибудь внимания его умственному развитию, и в этом отношении он был полностью предоставлен самому себе. В 2 года мы купили ему кубики-алфавит, по которым он очень скоро сам выучился читать. Ему стали покупать детские книги, к которым он жадно припал и таким образом озна-комился с детскими сказками. К 3 годам он настолько свободно и бегло читал, что стал читать не вслух, а про себя, пробегая глазами, а потом стал рассказывать мне содержание прочитанного. Таким образом, он прочитал почти всю имеющуюся в библиотеке детскую литературу и то, что русские классики написали для детей, притом никогда не путая авторов всего им прочитанного. Тогда же он научился писать печатными буквами и пишет довольно грамотно. В том же возрасте он стал легко решать задачи для второго и даже третьего классов школы. В дальней-шем в наше отсутствие он „дорвался" до учебников соседского мальчика-школь-ника. Особенно привлекли его география и история (учебники). Он с большим интересом стал „изучать" географию. Он знает все материки, океаны, знает все страны мира, их столицы, население, границы, быстро и безошибочно находит все это на карте, знает, что такое остров, полуостров, знает государственный строи стран мира и понимает различие. Все это он сам вычитал из учебников и запомнил. Из истории знает всех русских царей и правителей в хронологическом по] рядке, когда и с кем вела войны Россия, СССР, чем закончились войны, вождей враждебных стран. Знает этапы французской революции и революции в России и многое-многое другое. Очень хорошо знаком по книгам с животным миром, знает, где какие звери живут, чем питаются, их особенности и др. Когда в телевизоре видит зверей, он объясняет нам, что это за звери и их повадки. У него появилась страсть к систематизации. Он „графит" бумагу и заносит в графы (то по континентам, по государственному устройству, то по алфавиту и другим признакам) страны, столицы мира, большие города и др. Я застаю его часто за этим занятием. Он по моему справочнику за два дня изучил латинский алфавит, читает латинские слова, немецкие, польские. У него огромная жажда знаний, он просит учить его языкам, засыпает нас вопросами из области географии, истории, естествознания и нередко ставит нас в тупик. Его сейчас меньше занимает художественная литература, он жаждет книг по географии, истории и естествознанию... » (Лей- тес Н. С, 1984, с. 31-32.).
Ценные данные о познавательных способностях ребенка были получены учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (впоследствии - РАО) под руководством Л. А. Венгера в последние десятилетия. Важная роль в развитии познавательных способностей отводится ими овладению опосредствованным реше-нием познавательных задач.
В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделирование.
Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов (Венгер Л. А., 1981). В процессе овладения дошкольником пространственным моделированием Л. А. Венгер выделяет четыре линии. Первая - расширение диапазона моделируемых отношении (от моделирования наиболее доступных ребенку пространственных отношений он переходит к моде-лированию временных, механических, звуковысотных, математических и логических отношений).
Вторая линия заключается в изменении степени обобщенности и абстрактно-сти моделируемых отношений. На первых этапах дети моделируют единичные конкретные ситуации, сами модели при этом носят недифференцированный ха-рактер. Впоследствии моделирование подобных ситуаций становится более точным и дифференцированным, кроме того, дети сами создают и используют в своей деятельности модели, имеющие обобщенный вид.
Третья линия изменений в овладении пространственным моделированием за-ключается в преобразовании тех пространственных моделей, с которыми действу-ют дети. Если вначале ребенок использует модели, сохраняющие внешнее сходство с моделируемыми объектами, то затем переходит к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений (типа кругов Эйлера, графиков и др.).
Четвертая линия изменения касается характера действий детей при моделировании.
Уже в младшем детском возрасте у детей сформирована предпосылка построения моделей - действия замещения, их дальнейшее совершенствование связано с такими формами замещения, в которых заместитель имеет смысловую, или конденциальную, связь с замещаемым объектом.
Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Еще по теме § 1. Развитие познавательных способностей ребенка:

  1. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся

В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал должны включаться содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Регулярное использование на занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Значительно повышает возможности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучаемыми на занятии:

а). Осуществление творческого сотрудничества в процессе преподавания экономических дисциплин достигается созданием в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучаемым в преодолении познавательных трудностей, совместным исследованием изучаемых вопросов.

б). Широкие возможности создания творческой атмосферы на занятиях по экономическим дисциплинам представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.

в). Способствуют осуществлению творческого сотрудничества на занятиях совместное исследование учебных вопросов и проблем преподавателем и обучаемыми.

г). Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

д). Творческое обучение возможно тогда, когда определено, что именно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается избрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.

е). Осуществление творческого сотрудничества на занятиях достигается поддержкой обучаемых в преодолении познавательных трудностей, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.

ж). Стимулирует сотрудничество с обучаемыми на занятиях обращение преподавателя к применению средств наглядности.

з). Одно из направлений создания на занятиях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества - всесторонний учет личностных качеств, индивидуальности обучаемых .

Познавательная активность как качество личности развивается у обучаемых и в ходе диалогов и дискуссий при изучении различных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новую высоту. На семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заранее, так и возникающих спонтанно, во время "круглых столов", пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучаемым преодолевать трудности в доказательстве своей точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности своих утверждений, в соблюдении правил полемики.

При изучении особенностей функционирования познавательной активности отмечаются:

Уровень развития внимания, памяти, воображения;

Успешность преодоления познавательных трудностей;

Частота выступлений на занятиях и постановки вопросов перед преподавателем;

Развитие навыков самостоятельного познания;

Умение выделять главное, доказывать, излагать знания;

Участие в научной работе;

Помощь товарищам по учебе .

Таким образом, познавательная активность в ее конкретном проявлении сугубо индивидуальна.

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых на занятиях по экономическим дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности. Определение особенностей познавательной активности обучаемых осуществляется преподавателем в процессе беседы, в ходе наблюдений на занятиях, с помощью развернутой оценки познавательной активности.


Глава 2.Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам 2.1 Сущность активных методов

Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении.

Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.

В литературе можно встретить деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.

Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности

Активные методы обучения- методы обучения, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми .

К методам активизации учебного про­цесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Но особое внимание уделяется, интерактивны методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.

Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.

При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

· освоение предметных знаний;

· умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

· овладение междисциплинарными умениями;

· коммуникативными умениями;

· умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

· овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

· умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы .

Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала на уроках экономики.

Существуют различные классификации методов активного обучения.

Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций, проблемный метод и т.д.

Специалисты по активным методам по-разному оценивают их эффективность в усвоении учебного материала. Так, если при ле­ционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.

Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые "интерактивные методы", использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм). Реализация активных методов в подготовке будущих специалистов повышает интерес к учебным занятиям и будущей профессии учащихся.

2.2 Особенности активных методов

Активное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся.

Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Выделяются следующие особенности использования методов развития познавательной активности обучаемых:

1. Комплексное использование основных принципов дидактики. Они должны применятся в обучении не всегда последовательно, а зачастую взаимодополняя друг друга. Только в этом случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества.

2. Обеспечение единства образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Обучение – накопление знаний неразрывно связанное с воспитанием. Подлинная познавательная активность не мыслима без высокой ответственности, сознательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим.

3. Ориентирование обучаемых на систематическую и плановую самостоятельную работу.

4. Обеспечение направленности обучения на развитие активной мыслительной деятельности обучаемых в процессе занятий.

5. Обеспечение регулярности и повышения эффективности контроля знаний навыков и умений обучаемых.

6. Комплексное, педагогически целенаправленное использование в процессе обучения современных ТСО.

7. Использование системы психолого-педагогических стимуляторов активной познавательной деятельности обучаемых.

8. Обеспечение эмоциональности обучения и создания благоприятной учебной атмосферы .

Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Формирование познавательной активности обучаемых в процессе профессиональной подготовки в вузе является первостепенной задачей профессорско- преподавательского состава. Познавательная активность основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к будущей профессии у обучаемых может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны деятельности, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.

Известно, что познавательный интерес по учебным дисциплинам формируется при условии высокой активности преподавателей постоянного совершенствования ими своим профессиональных знаний, методики преподавания. Преподаватель-ученый, внесший в развитие в данной области науки весомый вклад, уже является той притягательной силой, которая формирует познавательный интерес к нему как личности, а также к дисциплине, которую он преподает.

2.3 Виды методов активного обучения

При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время в вузах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

1. Проблемное обучение

2. Игровые формы обучения

3. Дискуссия

2.3.1 Проблемный метод обучения

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций .

Можно указать следующие общие функции проблемного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам:

Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности,

Развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,

Формирование диалектического мышления учащихся,

Формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

Воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

Воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

Формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),

Формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей .

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Поскольку мышление начинается при столкновении человека с проблемой, основу экспериментальной деятельности составляет несколько этапов:

· возникновение и создание проблемной ситуации

· осознание сущности затруднения в постановке проблемы

· нахождение способа решения путём догадки или выдвижение предположений и обоснования гипотез

· доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

Познавательная деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации они самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса.

Однако возникновение проблемных ситуаций на занятиях по экономическим дисциплинам и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др.

Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока .:

1) возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы [см. приложение В].

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.

4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса [см. приложение В].

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

Проблемными заданиями могут быть:

1) усвоение;

2) формулировка вопроса;

3) практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.


И тех учеников, которые только заинтересованы предметом, но еще не увлечены им. Таким подросткам тоже надо уметь вовремя оказать помощь и поддержку, чтобы развить их любознательность. 1.3 Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех...

Функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на познавательной активности младшего школьника.Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного образования. § 1. О становлении и развитии системы дополнительного образования. В 1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное детское учреждение – ...

И только затем ознакомьтесь с ходом решения, предлагаемым Е. И. Игнатьевым. Данный ход решения можно применять в начальной школе с использованием иллюстративного материала, что с большей степенью повысит эффективность развития познавательной активности младших школьников. «Решение: Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезши козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на...