Факторы способствующие проявлению альтруизма. Когда речь идет о патологии

Альтруизм – это понятие, которое во многом схоже с самоотверженностью, когда человек проявляет бескорыстную заботу о благополучии других людей. По сути, альтруистическое поведение являет собой прямую противоположность эгоизму, а в психологии также рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. Но понятия альтруизм и эгоизм не настолько неразделимы, ведь они оба являются сторонами одной медали.

В психологии альтруизм определяется как социальный феномен, а впервые этот термин был сформирован Франсуа Ксавье Контом – основоположником социологии. В его трактовке альтруизм подразумевал жизнь ради других, с течением времени понимание данного понятия не претерпело существенных изменений. Однако подобный принцип морального поведения не всегда становится выражением бескорыстной любви к ближнему. Психологи замечают, что часто альтруистические побуждения возникают из желания быть признанным в той или иной сфере. Отличие альтруизма от любви состоит в том, что объектом здесь становится не какой-то конкретный индивид.

В работах многих философов можно увидеть обоснование альтруизма жалостью как естественного проявления человеческой природы. В социуме альтруистическое поведение может принести и определенную выгоду, выражающуюся, например, в повышении репутации.

Основные теории

На сегодняшний день существует три основные теории альтруизма. Первая из них связана с эволюцией и базируется на мнении, что альтруистические побуждения изначально запрограммированы в живых существах и способствуют сохранению генотипа. Теория социального обмена рассматривает проявления альтруизма в качестве формы глубинного эгоизма, так как, по мнению сторонников этой теории, делая что-то для других, человек все же просчитывает и собственную выгоду. Теория социальных норм выстраивается на принципах взаимности и социальной ответственности.

Конечно, истинную природу альтруизма достоверно и развернуто не объясняет ни одна из выдвинутых теорий, возможно потому, что такое явление должно рассматриваться не в научной, а духовной плоскости.

Формы

Если рассматривать труды философов и психологов, альтруизм может являться моральным, осмысленным, нормативным, но также и патологическим. В соответствии с вышеописанными теориями также можно выделить следующие виды альтруизма:


Проявления в жизни

Чтобы приблизиться к пониманию настоящего альтруизма, можно рассмотреть примеры из жизни. Солдат, закрывающий своим телом товарища во время боевых действий, жена запойного алкоголика, не просто терпящая мужа, но и стремящаяся помочь ему, многодетные матери, не находящие времени для себя – все это образцы альтруистического поведения.

В повседневной жизни каждого человека проявления альтруизма также имеют место быть, выражаясь, например, следующим образом:

  • семейные отношения. Даже в нормальной семье проявления альтруизма являются неотъемлемой частью крепких отношений между супругами и их детьми;
  • подарки. В какой-то степени это также можно назвать альтруизмом, хотя иногда подарки могут преподноситься и не совсем в бескорыстных целях;
  • участие в благотворительности. Яркий пример бескорыстной заботы о благополучии нуждающихся в помощи людей;
  • наставничество. Альтруизм нередко проявляется в том, что более опытные люди обучают других, например, своих менее опытных коллег по работе и т.д.

В литературе также можно найти несколько ярких примеров. Так, образцы альтруистического поведения описал Максим Горький в своем произведении «Старуха
Изергиль», в той части, где герой Данко сумел вывести племя из гиблого леса, вырвав из груди собственное сердце и осветив им дорогу страдающим людям, вынужденным пробираться через бесконечные дебри. Это и есть пример бескорыстия, настоящего альтруизма, когда герой отдает свою жизнь, не получая ничего взамен. Что интересно, Горький в своем произведении показал не только положительные стороны такого альтруистического поведения. Альтруизм всегда сопряжен с отказом от собственных интересов, но в повседневной жизни такие подвиги не всегда уместны.

Довольно часто люди неверно понимают определение альтруизма, путая это понятие с милосердием или филантропией. Альтруистическому поведению обычно присущи следующие особенности:

  • чувство ответственности. Альтруист всегда готов отвечать за последствия своих поступков;
  • бескорыстие. Альтруисты не ищут личной выгоды от своих действий;
  • жертвенность. Человек готов понести определенные материальные, временные, интеллектуальные и прочие затраты;
  • свобода выбора. Альтруистические действия всегда являются личным выбором человека;
  • приоритетность. Альтруист ставит интересы окружающих на первое место, нередко забывая о собственных;
  • чувство удовлетворения. Жертвуя собственными ресурсами, альтруисты не ощущают себя в чем-то обделенными или ущемленными.

Альтруизм во многом помогает раскрыть потенциал личности, ведь человек может сделать для других людей гораздо больше, чем для самого себя. В психологии даже распространено мнение, что альтруистическая натура чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели эгоисты. Однако в чистом виде такое явление практически не встречается, поэтому многие личности вполне гармонично сочетают в себе и альтруизм, и эгоизм.

Что интересно, существуют некоторые различия между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. Первые обычно склонны показывать долгосрочное поведение, к примеру, заботясь о близких. Мужчины чаще склонны совершать единичные поступки, нередко нарушая общепринятые социальные нормы.

Когда речь идет о патологии

К сожалению, альтруизм далеко не всегда является вариантом нормы. Если человек проявляет сострадание к другим в болезненной форме, страдает бредом самообвинения, старается оказать помощь, которая на деле приносит только вред, речь идет о так называемом патологическом альтруизме. Такое состояние требует наблюдения и лечения у психотерапевта, так как патология может иметь весьма серьезные проявления и последствия, в том числе, альтруистическое самоубийство.

Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как по­ведение, осуще­ствляемое ради блага другого человека без ожида­ния какой-либо внешней на­грады .

В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую оче­редь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф выделил два условия , определяющих просоциальную реакцию: 1) намерение действовать на благо другому и 2) свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности). Таким образом, альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.

Примером может служить притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии, т.к. он помогал при отсутствии социального давления ; не на глазах у способного оценить его зрителя ; ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику); потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение .

Мотивы альтруизма. Ученые, изучавшие эту проблему, не смогли обнаружить влияния личностных черт на склонность к оказанию помощи. Нет такой личностной черты – альтруизм. Существует по крайней мере три теории, которые дают объяснение альтруистического поведения. Все они взаимно дополняют друг друга. Каждая использует пси­хологические, социологические или биологические концепции для объяснения двух типов альтруизма: 1) «альтруизма», основанного на взаимном обмене в духе «ты - мне, я - тебе» и 2) альтруизма, не предполагающего никаких дополнительных условий.

Согласно теории социального обмена , оказание помощи мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Другие представители этого направления считают, что подлинно альтруистическая обеспокоенность положением других также может мотивировать людей.

Социальные нормы также предписывают нам оказание помощи. Норма взаимности побуждает нас на помощь отвечать помощью, а не вредить тому, кто нам ее оказал. Норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же.

Эволюционная психология признает два типа альтруизма: преданность роду и взаимность. Однако большинство эволюционных психологов считают, что ге­ны эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жер­твующих собой личностей, и поэтому общество следует учить альтруизму.

2. Детерминанты альтруистического поведения. Психологи выявили ряд факторов , от которых зависит проявление альтруизма (которые благоприятствуют или препятствуют проявлению альтруизма).

1. Проявлению альтруизма способствуют различные ситуационные влияния .

Число очевидцев (Феномен безучастного наблюдателя): присутствие других людей в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства, т.к. чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации: 1) тем, похоже, меньшая доля из них замечает случившееся ; 2) тем меньше они склонны рассматривать ее как чрезвычайную и 3) тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению .

Таким образом, оказывает влияние восприятие, оценка и интерпретация ситуации . Здесь срабатывают так называемые эф­фекты "множественной неосведомленно­сти" и "диффузии ответ­ственности ".

Множественная неосведомленность ха­рактеризует ста­дию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оцени­вании ситуации использует реакции окружающих . В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию , чтобы ее чрезмерная си­ла или по­спешность не поставили его в неловкое положение, не при­влекли к нему вни­мание . Но поскольку в такое замешательство, веду­щее к задержке реакции, первоначально впадают все присутствую­щие, то требующая неотложной по­мощи ситуация несчастья ошибоч­но интерпретируется как менее критическая.

2. Влияние моделей: просоциальные модели действительно способствуют прояв­лению альтруизма. Люди более всего склонны оказывать помощь, когда видят, что другие бросились помогать.

3 Фактор дефицита времени. В реальной жизни люди в большинстве случаев спешат. Таким образом, готовность пожертвовать своим временем ради человека, который в этом нуждается, можно рассматривать как щедрость. В спешке они в полной мере не осознают ситуацию .

4. Личностные влияния , например настроение , тоже имеют значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой Я-образ . Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи. Однако принцип «плохое настроение - хорошие поступки» не распространяется на детей , что дает возможность предположить, что внутреннее вознаграждение за оказание помощи является продуктом более поздней социа­лизации . Люди в хорошем настроении чаще совершают хорошие поступки: счастливые люди готовы прийти на помощь .

Личностные характеристики лишь относительно позволяют прогнози­ровать оказание помощи. Однако последние данные свидетельствуют о том, что некоторые люди постоянно более склонны к оказанию помощи, чем другие; высокоэмоциональные, эмпатические и склонные к самостоятельному принятию решений личности более способны к сопереживанию и оказанию помощи.

Люди с высокой степенью самоконтроля , поскольку они стараются соответствовать тому, чего от них ожидают окружаю­щие, в особенности склонны к оказанию помощи , если они полагают, что это приведет к социальному вознаграждению . Мнение других имеет меньшее значение для интернально ведомых личностей с низкой степенью самоконтроля.

По данным психологических исследований, люди, достиг­шие более высо­кой стадии развития морального суждения , чаще реагируют на сигналы бедствия, быстрее вмешиваются в ситуацию и оказы­вают помощь.

Гендерные различия взаимодействуют с си­туацией: в потенциально опасной ситуации, когда незнакомым людям необходима помощь, мужчины оказывают помощь чаще. Но в более безопасных ситуациях женщины несколько более склонны к оказанию помощи. Но в целом, женщины в значительно большей степени склонны к оказанию помощи.

Религиоз­ные люди более склонны к оказанию помощи.

Для того чтобы, усилить оказание помощи, мы можем

1. воздействовать на те фак­торы, которые мешают этому. Способствует усилению желания ока­зать помощь-

    все, что персонализирует незна­комцев, - личная просьба, зрительный контакт, упоминание чьего-либо имени, предчувствие взаимодействия;

    обстоятельства, которые способствуют самоосознанию - прозвища, наблюдение и оценка со стороны, сосредоточенное спокойствие, - также способствуют усилению жела­ния оказывать помощь.

2. обучить альтруистическим нормам и социализировать людей, чтобы они воспринимали себя как способных к оказанию помощи.

3. первый шаг в направлении социализа­ции альтруизма заключается в обучении моральному включению (инклюзии), в противодействии естествен­ной предрасположенности в пользу своей группы , учитыва­ющей только интересы своего рода и племени, путем рас­ширения круга людей, чье благополучие заботит нас.

Второй шаг - моделирование альтруизма.

Информация для студентов по теме "Альтруизм. Агрессия. Эмпатия."

2. Теории альтруизма:


  • теория социального обмена;

  • теория социальных норм;

  • эволюционная теория.

3. Эмпатия как источник подлинного альтруизма.

Практическая работа: выполнение методики "Диагностика уровня эмпатии"

В. В. Бойко.


4. Факторы, побуждающие к оказанию помощи другим:

  • ситуационные влияния;

  • личностные влияния.

5. Как усилить оказание помощи:


  • устранение факторов, сдерживающих оказание помощи ;

  • социализация альтруизма.

  1. "Альтруизм: мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами." (Дэвид Майерс. Социальная психология. - СПб., 2002. - С. 571).

Альтруизм - это эгоизм наоборот. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен да и ожидать ничего не приходится. Классической иллюстрацией этого является притча Иисуса о добром самарянине:

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел мимо той же дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и другой человек, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, нашел на него и , увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал раны ему, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10. 30 - 35).

Самарянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдает совершенно незнакомому человек время, энергию, деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности.

Итак, альтруизм (лат. Alter - другой) - проявление бескорыстного отношения к людям, готовность сопереживать им и действовать в их интересах, поступившись своими. Альтруизм является ценностной ориентацией личности , определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.


  1. Понятие альтруизма введено французским философом О. Контом.
Чтобы понять природу альтруистических поступков, социальные психологи изучают условия, при которых люди совершают подобные поступки. Что же мотивирует альтруизм? На этот вопрос пытаются дать ответ три взаимодополняющие теории:

1) Теория социального обмена : человеческое взаимодействие направляется "Социальной экономикой". Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами - любовью, услугами, информацией, статусом. Поступая так мы используем стратегию "минимакса" - минимизируем расходы и максимизируем вознаграждение. Теория социального обмена не утверждает, что мы сознательно рассчитываем на награду, просто она предполагает, что такие соображения предопределяют наше поведения.

Упражнение. Возьмите тетрадный лист и разделите его пополам вертикальной чертой. С одной стороны - будете записывать все "за", а с другой - все "против". Представьте, что вам предложили поучаствовать в акции по сдаче крови. Не забудьте, что донор имеет право на отгул, бесплатный обед и небольшое материальное вознаграждение. Какие аргументы вы будете приводить сами себе, принимая решение? Через пару минут обсудим перечень мотивов.

Итак, такой альтруистический поступок, как сдача крови, может быть вызван различными мотивами: как материальными , так и моральными. Как вы считаете, является ли участие в данной акции альтруистическим поступком?
Вознаграждения, которые мотивируют помощь, могут быть внешними и внутренними. Фирмы часто ради улучшения своего корпоративного имиджа выступают спонсорами различных благотворительных мероприятий, а отдельный человек, чтобы получить признание или добиться дружбы часто не совсем осознанно предлагает воспользоваться его услугами. Таким образом, мы даем, чтобы получить. Такая выгода является внешней.

Выгоды от оказания помощи могут включать и внутренние самовознаграждения. Если кто-то поблизости расстроен, мы, как правило, отвечаем эмпатией (сочувствием). Женский крик за окном тревожит нас, думая, что произошло, мы начинаем испытывать беспокойство, возникает дистресс. Чтобы уменьшить его, люди, наиболее склонные к оказанию помощи, могут пытаться вмешаться и выяснить ситуацию. Альтруистические поступки к тому же усиливают чувство собственного достоинства у человека, заставляют думать о себе лучше, дают чувство самоудовлетворения.


2) Социальные нормы. Зачастую мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что оказание помощи в наших интересах , а просто потому, что так принято, то есть мы придерживаемся определенных норм, принятых в обществе. Мы пользуемся ножом и вилкой, когда едим, мы здороваемся, встречая знакомых, мы возвращаем книгу, если ее забыл наш однокурсник и т.д. нормы - это то, что ждет общество от нас, а мы - от него.

Социальные психологи обнаружили, что существует так называемая норма взаимности , ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь , а не навредят тем, кто им помог. Особенно хорошо это правило известно политикам: оказав услугу, они надеются получить ответную услугу. Норма взаимности напоминает нам о том, что в общественных отношениях должен существовать баланс между дарением и получением. Однако это не единственная норма, иначе самарянин не был бы Добрым. Вера в то, что люди будут оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает человека поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Особенно сильна норма социальной ответственности в Индии, Японии, т. е. в тех странах, где существует коллективистская культура.


3) Эволюционная теория объясняет причины оказания помощи другим с точки зрения сохранения человеческого рода.

Защита рода. Гены заставляют нас действовать так, чтобы максимально увеличить возможность их выживания. Например, эволюционная теория объясняет тот факт, что родители готовы к самопожертвованию ради своих детей. Те родители , которые ставят интересы своих детей выше собственных, скорее передадут свои гены следующим поколениям, чем родители, игнорирующие своих детей. Дети же меньше заинтересованы в выживании генов родителей, чем и объясняется большая преданность родителей своим детям, чем детей - к родителям.

В рамках этой теории действует и принцип взаимности. Один организм помогает другому, потому что ожидает помощи взамен. Дающий надеется, что позднее сам сможет получить помощь соплеменников, а отказавший в помощи будет наказан: (отступников и предателей презирает весь мир). Причем, взаимность лучше проявляется там, где человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь. Небольшие школы, города, студенческие общежития способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге. Жители больших городов меньше склонны заботиться друг о друге. В животном мире наблюдается та же закономерность: если летучая мышь-вампир в течение дня иди двух остается без еды, а она может умереть с голоду в течение 60 часов, она обращается к своей сытой соседке, которая отрыгивает часть проглоченной пищи. Мышь-донор делает это добровольно, но такая поддержка существует только между знакомыми мышами , которые сами оказывают подобную помощь.


Итак, три теории дают объяснение альтруистическому поведению.

Таблица 1. Сравнение теорий альтруизма.


теория

Уровень объяснения

Как объясняется альтруизм

Взаимный "альтруизм"

Подлинный альтруизм

Социальных норм

социологический

Норма взаимности

Норма социальной ответственности

Социального обмена

Психологический

Внешние вознаграждения за оказание помощи

Дистресс - внутренние вознаграждения за оказание помощи

эволюционная

биологический

взаимность

Сохранение рода

Источником подлинного альтруизма является эмпатия. Эмпатия - греческое слово, обозначающее "сопереживание".

Эмпатия - это способность отзываться на переживания другого человека, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение во внутренний мир другого.
Эмоции Мотив Поведение
Дистресс эгоистическая мотивация: поведение

(расстройство, уменьшить собственный (возможна помощь ),

1. беспокойство, дистресс. чтобы уменьшить

тревога) собственный дистресс


эмпатия альтруистическая поведение (помощь)

(симпатия и мотивация: с целью уменьшить

другому) дистресс другого

Рис. 1.Эгоистический и альтруистический пути оказания помощи.

6. Факторы, побуждающие к оказанию помощи другим:


  • ситуационные влияния;

  • личностные влияния.
Проявлению альтруизма способствуют различные ситуационные влияния. Чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации:

  • тем меньшая доля из них замечает случившееся;

  • тем менее они склонны рассматривать ее как чрезвычайную;

  • тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению.

Когда люди более всего склонны оказывать помощь?

Ситуационные влияния:


  • Когда видят, что другие бросились помогать;

  • Когда они не спешат.
Личностные влияния:

  • "хорошее настроение - хорошие поступки, плохое настроение - плохие поступки", счастливые люди готовы прийти на помощь;

  • совершив проступок, люди чаще желают оказать помощь, надеясь уменьшить внутреннее чувство вины; опечаленные люди также склонны к оказанию помощи;

  • искренне религиозные люди склонны чаще оказывать помощь.

После крушения "Титаника", среди выживших пассажиров оказалось 80% женщин и 20% мужчин. Шансы на спасение у пассажира 1-ого класса были в 2,5 раза выше, чем у пассажира 3-его класса. Но шансы на спасение были выше у женщины - пассажирки 3-его класса, чем у мужчины - пассажира 1-ого класса. Женщины в целом всегда более склонны обращаться за помощью, они же чаще и получают помощь.

Кроме того, мы более всего склонны оказывать помощь тем, кто по нашему мнению, нуждается в помощи и заслуживает ее и тем, кто похож на нас.
7. Как усилить оказание помощи:


  • устранение факторов, сдерживающих оказание помощи;

  • социализация альтруизма.

Для того, чтобы усилить оказание помощи, мы можем воздействовать на факторы, которые мешают этому. Социальные психологи установили, что:


  1. уменьшение неопределенности и возрастание ответственности усиливают оказание помощи. Этого можно добиться различными способами. Например,

  • в одном из наблюдений установлено, что путешествующие автостопом чаще берут машину, если, обращаясь к водителю, смотрят ему прямо в глаза;

  • люди, которые назвали свое имя, возраст и прочее, скорее окажут вам помощь. Даже такой простой вопрос типа "простите, Вы случайно не сестра Маши Петровой?" может позднее способствовать тому, что Вам скорее окажут помощь;

  • сила личностного влияния - сетевой маркетинг. Личные призывы сделать что-либо гораздо эффективнее, чем плакаты, СМИ и пр. особенно, если эти призывы исходят от друзей ;

  1. социализация альтруизма.

  • Альтруизму можно в какой-то мере обучиться. Исследование телевизионных каналов, проведенное в Америке, показало, что средства массовой информации способны научить позитивному поведению. Дети, имеющие перед глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать подобным же образом. Таким же образом происходит социальное обучение агрессивному поведению и др. проявлениям поведения.

Итак, исследования показывают, что мы можем усилить оказание помощи двумя способами:

1. Во-первых, мы можем воздействовать на факторы, мешающие оказанию помощи.

2. Во-вторых, мы можем научиться альтруизму.


Подведение итогов, повторение нового материала.

Экспресс-опрос:

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что больше всего запомнилось?

АГРЕССИЯ

Во все мире на вооружение и содержание армии расходуется 3 миллиарда долларов в день, которые можно было бы потратить на борьбу с голодом, просвещение, защиту окружающей среды и другие нужды.

В ХХ веке произошло более 350 войн, в которых погибли около 100 миллионов человек – целая «империя мертвых», численность населения которой превышает население Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции вместе взятых.

Откуда же это страстное желание навредить, причинить боль другим людям? Какие обстоятельства провоцируют вспышки агрессии? Можем ли мы контролировать агрессию? Что такое агрессия?

Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия , причинение боли во время лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуаре. Под это определение подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже «дразнилки».

У людей психологи выделяют два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо цели. Враждебную агрессию можно назвать «горячей», а инструментальную – «холодной». Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Большинство убийц враждебны, они импульсивны, у них бывают неконтролируемые вспышки эмоций. Но убийства могут совершаться и из холодного расчета, например, совершенные с целью ограбления ил завладения наследством.

Теории агрессии.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения, 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию, 3) агрессивное поведение является результатом научения.

1. Теория инстинктивной агрессии уподобляет агрессивность человека агрессивности животных и объясняет это чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Для наших отдаленных предков агрессия являлась одним из факторов адаптации. Агрессивное поведение помогало более успешно добывать пропитание, оказывать сопротивление при нападении, запугивать или убивать соперников в борьбе за обладание самкой. Взгляд на агрессию как на фактор адаптации помогает объяснить , почему уровень мужской агрессии был настолько высок на протяжении всей истории человечества.

На чувствительность нашей нервной системы к возбудителям агрессии влияет наследственность. Давно известно, что животных многих видов разводят из-за их агрессивности. Иногда это делается из практических соображений (разведение бойцовых петухов). Преследуются и научные цели. В Финляндии ученым удалось из обычных белых мышей вывести невероятно свирепых особей. Взяв несколько обычных мышей, ученые разделили их на группы по признаку агрессивности/неагрессивности. При повторении этой процедуры в 26 поколениях они получили один помет исключительно спокойных мышей, а другой – невероятно свирепых.

Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты, и данные полиции показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской гормон тестостерон. После 25 лет уровень тестостерона в крови мужчины снижается, вместе с тем уменьшается и количество преступлений, связанных с насилием. У заключенных, которые были осуждены за неспровоцированные насильственные деяния, уровень тестостерона обычно выше, чум у заключенных, совершивших преступления, не связанные с насилием.

2. Душный летний вечер. Вы, уставшие и томимые жаждой после целого дня учебы, берете у приятеля немного денег и торопливо идете к автомату, который продает баночки с прохладным лимонадом. Пока автомат глотает мелочь, вы уже почти ощущаете вкус холодной, освежающей воды. Но вот кнопка нажата – и ничего не происходит. Вы снова нажимаете. Затем слегка щелкаете по кнопке возврата монет. Опять ничего. Тогда вы бьете по кнопкам. Потом колотите и автомату и трясете его. Облапошенный, несолоно хлебавши вы плететесь назад , к своим учебникам. Стоит ли Вашему соседу поостеречься вас? Возрастает ли вероятность того, что вы скажете или сделаете ему что-нибудь неприятное?

Состояние, которое вы только что представили себе, называется «фрустрация». Фрустрация – блокирование целенаправленного поведения, это все, что препятствует достижению цели, что ведет к неудовлетворению потребности.

Энергия агрессии не обязательно разряжается не своей первопричине. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные увства на более безобидные мишени. Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который ьранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все потому, что на работе муж получил нагоняй от босса.

В настоящее время агрессию рассматривают как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, но не как неизбежный.

3. Теория социального научения утверждает, что фрустрация, межличностный конфликт облегчают проявление агрессии, но недостаточны для ее возникновения. Для того, чтобы в ситуации фрустрации возникло агрессивное поведение , необходимо наличие у человека предрасположенности вести себя агрессивно в подобных случаях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностей отводится социальному окружению.

Ребенок, который своими агрессивными действиями с успехом запугивает других детей, становится более агрессивным. Агрессивные хоккеисты – те, которые чаще всего сидят на штрафной скамье из-за грубой игры, - приносят своей команде больше голов, чем неагрессивные игроки. «Убей одного – устранишь десятки тысяч», - гласит древняя китайская поговорка. Именно поэтому террористы, на самом деле не обладающие властью, завладевают всеобщим вниманием. Если лишить терроризм такой всеобщей огласки, какую получают их вылазки благодаря средствам современной коммуникации, он бы определенно пошел на убыль. Это напоминает инциденты, имевшие место в 70-х гг. 20 в, когда на экранах телевизоров в Западных странах в течение нескольких секунд мелькали голые болельщики, «рыскающие» по футбольному полю. Как только сети вещания решили игнорировать подобные случаи, феномен перестал существовать.

Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Родители, добиваясь о них послушания с помощью окриков, шлепков и подзатыльников, таким образом давали им уроки агрессии , как метода, позволяющего решить проблемы. Такие дети в четыре раза чаще злоупотребляют наказаниями в отношении собственных детей, чем в целом по статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Социальная среда за пределами дома представляет широкий выбор агрессивных моделей поведения. В обществах, где стиль «мачо» (от испанского «настоящий мужчина, самец), вызывает восхищение, агрессия легко предается новым поколениям. Окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует их наиболее молодым членам образцы агрессивного поведения.

Домашнее задание: просмотрите телепередачи в течение не менее 1 часа. Отметить время начала и окончания просмотра, назвать передачу и телеканал. Задание: определите аудиторию, на которую рассчитана данная передача. Посчитайте, сколько сцен, демонстрирующих проявления агрессии (вербальной, физической, сексуальной) присутствовало на телеэкране за время вашего просмотра. Сколько сцен, демонстрирующих примеры просоциального поведения вы заметили? Сделайте выводы.

Просоциальное поведение – позитивное, конструктивное, социально полезное поведение.
Что влияет на агрессию?

Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные состояния: боль, невыносимая жара, теснота, отвратительные запахи, табачный дым и др. подобные факторы.

Например, боль усиливает агрессивность. Это доказано в экспериментах на животных , но вы сами можете припомнить или представить подобные случаи: неожиданный и сильный ушиб больного пальца ноги, сильная головная боль, случайное задевание больной мозоли…

Агрессию запускают в действие агрессивные стимулы, такие как, например, оружие. Половина всех убийств в США совершается с помощью личного огнестрельного оружия. Если в доме хранится оружие, то велика вероятность того, что будут убиты скорее домашние, чем незваные гости. «Оружие не только позволяет совершить преступление, оно может также стимулировать это преступление. Палец тянется к курку, но и курок тянется к пальцу» (Берковиц). Когда Вашингтон принял закон, ограничивающий права на владение огнестрельным оружием, количество убийств, совершенных с его применением, и количество самоубийств резко упало примерно на 25%. В эксперименте разозленные мужчины посылали своему «мучителю» электрические разряды большей силы, когда в их поле зрения находились винтовка или револьвер (оставленному «по недосмотру» после предыдущего эксперимента), чем в том случае, когда «случайно» оставленными предметами являлись ракетки для бадминтона.

На Ямайке в 1974 году была осуществлена программа борьбы с преступностью , включающая строгий контроль над огнестрельным оружием и цензура на телевидении сцен с применением оружия. В следующем году количество краж уменьшилось на 25%, количество выстрелов – на 37%.

В Швеции запрещен выпуск военных игрушек: «игра в войну учит решать споры насильственным путем».

Самостоятельная работа студентов
Дайте пояснения к следующим вопросам:

1. Какие три теории объясняют альтруизм?

2. Какие факторы способствуют тому, чтобы люди начали оказывать помощь?

3. Какие теории для объяснения агрессии существуют?

4. Предложите меры, способные уменьшить проявления агрессии в обществе (далее возможно обсуждение в группе).
Ответьте на вопросы:

1. Можно ли научиться альтруизму? Агрессии?

2. Прошу тебя, Меркуцио, друг, уйдем:

день жаркий, всюду бродят Капулетти;

коль встретимся, не миновать нам ссоры.

В жару всегда сильней бушует кровь.

(Вильям Шекспир. Ромео и Джульетта).

Назовите несколько других аверсивных факторов. Как они влияют на агрессию?


3. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами - _____________________________.

4. Физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо - _____________________________.

5. Способность отзываться на переживания другого человека, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение во внутренний мир другого - _____________________________.

6. Источник _______________________ агрессии – злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае _________________________________ агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо цели.

7. _______________________ поведение – позитивное, конструктивное, социально полезное поведение.

8. ___________________________ - это блокирование целенаправленного поведения, это все, что препятствует достижению цели, что ведет к неудовлетворению потребности.

9. Ниже приведено несколько случаев и происшествий. Выберите из них те, которые можно назвать агрессивными:

б) охотник подстрелил добычу

в) дорожно-транспортное происшествие

г) случайное столкновение прохожих на улице

д) попытка самоубийства

е) ребенка поставили «в угол» за непослушание

ж) удаление зуба стоматологом

10. На холме в Иерусалиме 800 деревьев, высаженных в одну линию, образуют Дорогу праведников. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского Холокоста. Эти «праведные иноверцы» знали, что в случае обнаружения беглецов они подвергнутся, согласно нацистской политике, той же самой опасности, что и люди, которых они укрывают. Тем не менее, многие шли на этот шаг.

Какое качество проявили люди, спасая евреев от нацистов? Как можно усилить оказание помощи в экстренной ситуации? Можно ли воспитывать данное качество у населения?

Список литературы


  1. Байченко А. А., Саблина Т. А. Психическое и социальное здоровье личности. - М., 2004. -184с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2002. - 752с.

  3. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия.-М., 2003.-640с.

  4. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. / Под ред. В.А.Бодрова –М., 2003. -768с.

Альтруизм – это стремление помочь другим людям не задумываясь о собственной выгоде, иногда в ущерб своим собственным интересам. Этим термином можно назвать желание заботиться об окружающих не ожидая ответной благодарности.

Альтруистом можно назвать человека, который в первую очередь думает о других и всегда готов прийти на помощь.

Альтруизм может быть мнимым и истинным. За мнимым альтруизмом стоит стремление к благодарности или к повышению собственного статуса, когда человек помогает другому, чтобы прослыть добрым и отзывчивым, возвысится в глазах окружающих.

Истинный альтруист готов помочь не только родными и близким, но и незнакомым людям. И главное такой человек не ищет благодарностей взамен или восхвалений. Он не ставит себе целью поставить другого человека в зависимость от себя своей помощью. Альтруист не манипулирует окружающими, оказывая им услуги, проявляя видимость заботы.

Теории альтруизма

Природа альтруизма и мотивы поведения альтруистов активно исследуются как социологами, так и психологами.

В социологии

В социологии выделяют три основных теории природы альтруизма:

  • теория социального обмена,
  • теория социальных норм,
  • эволюционная теория.

Это взаимодополняющие теории и ни одна из них не дает полного ответа на вопрос, почему люди готовы бескорыстно помогать окружающим.

Теория социального обмена базируется на понятии глубинного (латентного) эгоизма . Ее сторонники считают, что подсознательно человек всегда просчитывает свою выгоду, совершая бескорыстный поступок.

Теория социальных норм рассматривает альтруизм как социальную ответственность. То есть подобное поведение часть естественного поведения в рамках социальных норм, принятых в обществе.

Эволюционная теория определяет альтруизм как часть развития, как попытку сохранить генофонд. В рамках этой теории альтруизм можно рассматривать как движущую силу эволюции.

Конечно, сложно определить понятие альтруизм базируясь только на социальных исследованиях для полного понимания его природы необходимо помнить о так называемых «духовных» качествах личности.

В психологии

С точки зрения психологии в основе альтруистического поведения может лежать нежелание (невозможность) видеть страдания других людей. Это может быть подсознательным ощущением.

По другой теории альтруизм может быть следствием чувства вины, помогая нуждающимся человек будто «замаливает грехи».

Виды альтруизма

В психологии выделяют следующие виды альтруизма:

  • моральный,
  • родительский,
  • социумный,
  • демонстративный,
  • сочувственный,
  • рациональный.

Моральный

Основу морального альтруизма составляет нравственные установки, совесть, духовные потребности человека . Поступки и действия согласуются с личными убеждениями, представлениями о справедливости. Реализуя духовные потребности через помощь окружающим, человек испытывает удовлетворение, обретает гармонию с собой и миром. Он не испытывает угрызений совести, так как остается честным по отношению к самому себе. Примером может служить нормативный альтруизм, как вид морального. В его основе лежит стремление к справедливости, желанию отстоять правду.

Родительский

Под родительским альтруизмом понимается жертвенное отношение к ребенку, когда взрослые, не задумываясь о выгоде, и не рассматривая свои действия как вклад в будущее готовы отдать все самое лучшее. Важно, что такие родители действуют с учетом личных интересов ребенка, а не реализуют свои несбывшиеся мечты или амбиции . Родительский альтруизм бескорыстен, мать никогда не скажет ребенку, что потратила лучшие годы на его воспитание, а взамен не получила благодарности.

Социумный

Социумный альтруизм – это безвозмездная помощь родным, друзьям, хорошим знакомым, коллегам, то есть тем людям, которых можно назвать ближним окружением. Отчасти этот вид альтруизма является социальным механизмом, благодаря, которому устанавливаются более комфортные отношения в группе. Но помощь, оказанная с целью последующих манипуляций, не является альтруизмом как таковым.


Демонстративный

Основой такого понятия как демонстративный альтруизм являются социальные нормы. Человек делает «доброе» дело, а на подсознательном уровне ориентируется на «правила приличия». Например, уступить место старики или маленькому ребенку в общественном транспорте.

Сочувственный

В основе сочувственного альтруизма лежит эмпатия . Человек ставит себя на место другого и «прочувствовав» его проблему помогает решить ее. Это всегда действия, направленные на определённый результат. Чаще всего он проявляется по отношению к близким людям и этот вид можно назвать формой социумного альтруизма.

Рациональный

Под рациональным альтруизмом понимается совершение благородных поступков не в ущерб себе, когда человек обдумывает, последствия своих действия. В этом случае соблюдается баланс между потребностями самого индивида и потребностями окружающих.

В основе рационального альтруизма лежит отстаивание собственных границ и доля здорового эгоизма, когда человек не позволяет своему окружению «сесть на шею», манипулировать или использовать себя. Часто добрые и отзывчивые люди не в состоянии сказать нет и вместо того, чтобы решать свои проблемы помогают другим.

Разумный альтруизм залог здоровых отношений между людьми, в которых нет места эксплуатации.

Отличительные черты альтруиста

По мнению психологов, альтруистичными можно назвать поступки, которые характеризуются следующими чертами:

  • Безвозмездность. Совершая тот или иной поступок, человек не ищет личной выгоды или благодарности;
  • Ответственность. Альтруист полностью понимает последствия своих действий и готов нести за них ответственность;
  • Приоритетность. Собственные интересы отходят на второй план, потребности окружающих выходят на первое место;
  • Свобода выбора. Альтруист готов помогать другим по собственному желанию, это его личный выбор;
  • Жертвенность. Человек готов тратить личное время, моральные и физические силы или материальные ресурсы ради поддержки другого ;
  • Удовлетворение. Отказываясь от части личных потребностей ради помощи окружающим, альтруист чувствует удовлетворение, не считает себя обделенным.



Часто благодаря альтруистическим поступкам легче раскрыть свой личный потенциал. Помогая нуждающимся, человек может сделать больше, чем для самого себя, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы.

По результатам исследований психологи определили, что совершая альтруистические поступки человек, чувствует себя счастливее.

Какие же личностные качества характерны для альтруистов?
Психологи выделяют следующие особенности характера альтруистов:

  • доброта,
  • щедрость,
  • милосердие,
  • бескорыстие,
  • уважение и любовь к другим людям,
  • жертвенность,
  • благородство.

Общее этих черт личности – их направленность «от себя». Люди, которым они присуще с большей охотой отдают, чем берут.

Альтруизм и эгоизм

С первого взгляда альтруизм и эгоизм кажутся полярными проявлениями личностных качеств. Общепринято считать альтруизм добродетелью, а эгоизм – недостойным поведением. Самопожертвование и бескорыстная помощь окружающим вызывает восхищение, а стремление добиться личной выгоды, пренебрежительное отношение к интересам других людей – осуждение и порицание.

Но если рассматривать не крайние проявления эгоизма, а так называемый разумный эгоизм, то можно увидеть, что в его основе так же как и в альтруизме лежат принципы морали и нравственности . Заботу о себе и желание достичь цели, при этом, не причиняя вреда окружающим, не предавая, нельзя назвать недостойным.

Также и рациональный альтруизм, о котором говорилось выше, является проявлением не только доброты, но и здорового эгоизма.

К крайним проявлениям и эгоизма и альтруизма в обществе негативное отношение. Эгоистов считают бездушными и расчетливыми, зацикленными на самих себе, но и альтруистов забывших о собственных нуждах и отказавшихся от собственной жизни ради окружающих, считают безумными и относятся к ним с недоверием.

В каждом человеке сочетается и эгоистичные черты и альтруизм. Важно развивать последнее, при этом, полностью не отказываясь от собственных интересов и потребностей.


Как развить в себе это качество

Стать добрее и отзывчивее, можно помогая, не задумываясь о благодарности, не стремясь повысить свой общественный статус, прослыть «хорошим» человеком.

Идеально для развития альтруистических черт в себе подойдет волонтерская деятельность. Ухаживая за тяжелобольными в хосписах или брошенными стариками, или навещая постояльцев детских домов, или помогая в приютах для животных, можно проявить свои наилучшие качества доброту, милосердие, щедрость. Можно участвовать в работе правозащитных организациях, помогая людям оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, столкнувшихся с несправедливостью.

Гармония с миром и собой поможет проявить альтруистические качества. При этом бескорыстная забота о нуждающихся может помочь обрести душевный покой.

Плюсы и минусы

Важно не забывать о себе со всем, позволяя другим использовать себя. Способность поступится собственными интересами ради помощи попавшему в беду или трудную ситуацию, несомненно, заслуживает уважения.

Лекция по социальной психологии.

Тема: Конгруэнтное взаимодействие.

вопрос - Понятие и теории альтруистического взаимодействия.

Понятие альтруизм в социальной психологии толкуется, во-первых, как мотив предоставления кому - то помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами, во- вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, при том, что есть выбор, осуществлять их или нет; в-третьих, как помощь другому, которая не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь.

Огюст Конт . Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других».

Под альтруистическим взаимодействием понимаются действия по оказанию кому - либо помощи, мотив которой не связан сознательно с собственными эгоистическими интересами.

С точки зрения осознания этих интересов выделяют:

а) Истинный (внутренний, чистый) альтруизм. Отсутствует сознательный эгоистический интерес. В великих гуманистических учениях, в классической мировой литературе, именно такой альтруизм описывался и прославлялся как наивысшая ценность человечества, как лучший образец для подражания.

б) ложный (внешний) альтруизм. Сознательный интерес присутствует, но истинные намерения скрываются. Известно немало примеров, когда альтруистическое поведение проявляется на публике и когда альтруистический поступок не обязательно лишен личной выгоды. В частности, многие поп- звезды имеют определенные преимущества, когда жертвуют временем и деньгами ради тех, кто нуждается, ведь своими альтруистические действиями способствуют популярности собственных записей. То же самое можно сказать и о бескорыстности альтруистического поведения: в некоторых случаях она явно или скрыто, но вознаграждается.

Альтруистические действия могут рассматриваться на различных уровнях:

Психологический. На этом уровне альтруистические действия объясняются в рамках теории психологического обмена, согласно которой человек вступает во взаимодействие, затрачивает усилия в расчете получить что - либо значимое для него в обмен, причем этим значимым могут быть как материальные, так и социальные поощрения (любовь, уважение, симпатия).

Речь идет о том, что человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими благами, но и любовью, статусом, информацией и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличение вознаграждений. Но это вовсе не означает, что человек сознательно рассчитывает на вознаграждение. Просто, как утверждают представители теории социального обмена, именно анализ затрат и вознаграждений (или уменьшится чувство вины, или увеличится уважение) и желание достичь максимально положительного для себя результата определяют наши альтруистические поступки.



Социологический уровень. На данном уровне альтруистические действия объясняются теорией социальных моральных норм оказания помощи другому.

Нормы - это социальные ожидания. Они предписывают правила поведения и оговаривают то, что мы обязаны делать. Мы должны помочь новому соседу устроиться на новом месте. Мы должны выключить свет в припаркованном автомобиле. Мы должны вернуть найденный бумажник. Мы должны защищать своих друзей на поле боя.

Исследователи, изучающие оказание помощи, идентифицировали две социальные нормы, мотивирующие альтруизм: Норма взаимности.

Социолог Элвин Гоулднер утверждал, что норма взаимности есть единственный универсальный кодекс чести: тем, кто помогает нам, мы должны помогать, а не причинять зло. Марк Уотли и его коллеги выяснили, что их испытуемые, студенты университета, с большей готовностью оказывали услугу тому, кто до этого угощал их конфетами.

Если у людей нет возможности оказать ответную услугу, им может быть неловко принимать помощь, и они могут бояться делать это.

норма социальной ответственности

По отношению к тем, кто явно зависим и не способен ответить взаимностью - дети, немощные, I инвалиды и все, кто воспринимаются нами как неспособные участвовать в равноценном обмене, - действует другая норма, стимулирующая нашу помощь. Это - норма социальной ответственности, согласно которой нуждающимся в помощи нужно помогать без оглядки на какую бы то ни было компенсацию в будущем. Например, деятельность волонтеров, которые помогают, например немощным старикам или инвалидам. Именно эта норма побуждает людей поднять книгу, которую уронил человек на костылях.



3. Биологический уровень.

Третий подход к трактовке альтруизма"базируется на эволюционной теории. С точки зрения этой теории истинный альтруизм имеет шансы закрепиться в генах только при условии, если альтруизм способствует сохранению и развитию биологического вида. Защита рода

Наши гены располагают нас к заботе о тех, кто, как и мы, являются их носителями. Следовательно, одна из форм самопожертвования, которая может увеличить шансы генов на выживание, - привязанность к собственным детям. У родителей, ставящих интересы своих детей выше собственных, больше шансов передать потомкам свои гены, нежели у тех, кто пренебрегает своими обязанностями. Как писал психолог-эволюционист Дэвид Бараш, «гены помогают себе тем, что любят друг друга, даже если находятся в разных телах» (Barash, 1979, р. 153). Хотя эволюция и «поощряет» альтруизм по отношению к собственным детям, последние меньше зависят от выживания родительских генов. Именно поэтому родители, как правило, более преданы детям, нежели дети - родителям.

Например, отец жертвует собственную почку своей родной дочери, дабы спасти ее жизнь.

Ситуационные факторы

Типичность, закрепленность ситуации в социальных нормах.

Например, постороннему человеку на улице стало плохо, и вы помогаете ему, везете в больницу, тратите деньги на какие-то лекарства.

Количество очевидцев. Чем меньше, тем более вероятно альтруистическое поведение.

Если взять предыдущий пример, если рядом мало людей, вероятность того, что вы поможете человеку на улице выше, чем если бы улица была заполнена народом.

Тип интерпретации ситуации (атрибуции поведения участников). Ситуативная атрибуция повышает вероятность альтруистических действий.

Личностные факторы

Осознание чувства вины (чувствуем вину, если не подали просящему на улице)

Переживание стресса (люди, которым плохо, более склонны к оказанию помощи другим)

Черты личности (повышенная эмоциональность, эмпатичность, ответственность)

Религиозность (у православных принято давать просящим, помогать бедным нуждающимся в помощи)