Развитие синтаксического строя речи учащихся. Синтаксический строй предложения как средство выразительности (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Иралиева Асель, Киселева Юлия.

Как с помощью синтаксического строя предложения автор отражает чувства героев, выражает свое отношение к ним - вот цель нашей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Преображенка

Пугачевского района

Саратовской области»

Исследовательский проект

Синтаксический строй предложения

Как средство выразительности

(по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

Выполнили учащиеся 9 класса

Иралиева Асель, Киселева Юлия.

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Куркутова Е.А.

2011 – 2012 уч.г.

  1. Введение. Стр.2
  2. Основная часть. Стр.3 – 8
  3. Заключение. Стр.9
  4. Список литературы. Стр.10

Введение.

Целью нашего исследовательского проекта являлось знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы хотели проанализировать синтаксический строй этого произведения и определить, какие же синтаксические средства использовал писатель при его создании. Основополагающий вопрос звучал так: обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами? После изучения теоретического материала и работы над повестью Н.М.Карамзина мы пришли к выводу: синтаксический строй предложения является ярким средством выразительности, с помощью которого писатель описывает события, передает переживания героини, выражает собственное отношение к происходящему, дает оценку поступкам героев.

Результаты исследования. Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект Синтаксический строй предложения как средство выразительности (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза ») Выполнили ученицы 9 класса Иралиева Асель, Киселева Юлия Руководитель: Куркутова Е.А.

Цель: знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Основополагающий вопрос: Обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами?

Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.

Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. Н.М.Карамзин использует его для изображения постоянства времени, когда он вспоминает о главной героине. Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Этот прием помогает акцентировать внимание читателя на главном в предложении.

Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Повтор - это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности.

Анафора (единоначатие) - это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы. Анафора усиливает динамику предложений, эмоциональное воздействие фразы на читателя. Многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы.

Б ессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа. В повести очень часто встречается асиндетон, наверное, поэтому она имеет очень четко выраженную динамику. Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Этот прием использует Н.М.Карамзин при описании чувств героев.

Заключение. Изучив теорию, мы пришли к следующим выводам: к синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, многосоюзие, бессоюзие, синтаксический параллелизм.

Вывод: Мы считаем, что знание синтаксических средств выразительности поможет нам не только в изучении литературных произведений, их анализе, но и на выпускных экзаменах как в основной, так и средней школе по русскому языку.


МОУ «СОШ с.ПреображенкаПугачевского района
Саратовской области»
Исследовательский проект
Синтаксический строй предложения
как средство выразительности
(по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)
Выполнили учащиеся 9 класса
Иралиева Асель, Киселева Юлия.
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Куркутова Е.А.
2011 – 2012 уч.г.
Оглавление.
Введение. Стр.2
Основная часть. Стр.3 – 8
Заключение. Стр.9
Список литературы. Стр.10
Введение.
Целью нашего исследовательского проекта являлось знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы хотели проанализировать синтаксический строй этого произведения и определить, какие же синтаксические средства использовал писатель при его создании. Основополагающий вопрос звучал так: обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами? После изучения теоретического материала и работы над повестью Н.М.Карамзина мы пришли к выводу: синтаксический строй предложения является ярким средством выразительности, с помощью которого писатель описывает события, передает переживания героини, выражает собственное отношение к происходящему, дает оценку поступкам героев.
Результаты исследования. Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.
Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. Н.М.Карамзин использует его для изображения постоянства времени, когда он вспоминает о главной героине.
Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою.(стр.29)

Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Этот прием помогает акцентировать внимание читателя на главном в предложении.
Но чаще всего привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. (стр.29)
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом.(стр.42)
Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.(стр.42)
Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Эта фигура, использованная Н.М.Карамзиным в самом начале повести настраивает на грустный лад, как бы проецируя судьбу юного монаха на судьбу Лизы.
Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его.(стр.29)
Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею (стр.40)
Повтор - это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности. Чаще всего повтор Н.М.Карамзин использует в диалогах, чтобы показать силу чувств героев.
Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.(стр.38)
«Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться»(стр.39)
«Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего».(стр.39)
Анафора (единоначатие) - это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы. Анафора усиливает динамику предложений, эмоциональное воздействие фразы на читателя.
Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей… Эраст чувствует в себе трепет…(стр.37)
Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?(стр.37)
«Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!»(стр.38)
«Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»(стр.42)
Многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы. Такой повтор союзов Н.М.Карамзин использует очень редко, только в случае описания размеренности событий в жизни героини.
Они простились, поцеловались в последний раз и обещались всякий день ввечеру видеться или на берегу реки, или в березовой роще, или где-нибудь близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться.(стр.35)
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа. В повести очень часто встречается асиндетон, наверное, поэтому она имеет очеь четко выраженную динамику.
Услужливая Лиза…побежала в погреб – принесла чистую кринку… - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно…(стр.32)
Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве.(стр.30)
Однородные члены предложения – важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов. Как и любой писатель, Н.М.Карамзин использует однородные члены предложения очень часто как при описании природы, событий, так и внутренних движений души героев. В одном предложении могут встречаться несколько рядов однородных членов.
Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окочин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась.(стр.29)
На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.(стр.28)
Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.(стр.33)
Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божеской милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери.(стр.30)
Умолчание – это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль. Используя умолчание только однажды, Н.М.Карамзин подчеркивает любовь Лизы к Эрасту, боль от его предательства, желание сохранить свою тайну от односельчан.
«Отнеси эти деньги к матушке – они не краденые – скажи ей, что Лиза против нее виновата, что таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, - к Э… На что знать его имя?»(стр.43);
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации. В них писатель выражает свои чувства и переживания, привлекая внимание читателей именно к ним.
Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!(стр.29)
Риторический вопрос – стилистическая фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Н.М.Карамзин несколько раз обращается с риторическими вопросами как к героям, так и к самому себе.
Что с тобою сделалось?(стр.33)
Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?(стр.36)
Ах! Для чего пишу не роман, а печальную повесть?(стр.41)
Но все сие может оправдать его?(стр.41)
Риторическое обращение – это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Повторяя несколько раз обращение к Лизе, писатель не дает читателю отвлечься от главной сюжетной линии – судьбы Лизы.
Ах, Лиза, Лиза!(стр.33,35,37)
Вопросно-ответное единство – стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
Итак, Эраст обманул Лизу, сказав ей, что едет в армию? Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение.(стр.41)
Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Этот прием использует Н.М.Карамзин при описании чувств героев.
«Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен.(стр.36)
«Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»(стр.35)
Неполное предложение – предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Они в повести передают полноту чувств героев, их любовь и взаимопонимание.
«Всегда ли ты будешь любить меня?» «Всегда, милая Лиза, всегда!» «И ты можешь дать мне в этом клятву?» «Могу, любезная Лиза, могу!»(стр.34);«Ничего, матушка, - отвечала Лиза робким голосом,- я только его увидела». – «Кого?» - «Того господина, который купил у меня цветы».(стр.31)
. Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже – клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией.
«Милая Анюта, любезная подружка!»(стр.42)
«Эраст, Эраст! – сказала он. – Мне страшно! (стр.38)»
«Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» - «Ах, Эраст! Я плакала!»(стр.37)
Различные способы нарушения замкнутости предложения –яркий пример экспрессивного синтаксиса. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало. Этот прием н.М.Карамзин использует лишь однажды, изображая мечты Лизы о счастье.
«Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…Мечта!»(стр.34)
Авторские знаки препинания – тире на месте других знаков препинания, выражающее стремительность действия. Н.М.Карамзин одним из первых ввел тире в русскую речь. Он использует его в отрывке, изображающим падение Лизы, когда быстрота действия определяется чувствами героев. Здесь мы можем видеть авторскую позицию: писатель осуждает Эраста, поддавшегося минутной слабости и погубившего Лизу. Но и Лиза не оправдывается им.
Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей – никогда Лиза не казалась ему столь прелестною – никогда ласки ее не трогали его так сильно – никогда ее поцелуи не были столь пламенны – она ничего не знала, не подозревала, ничего не боялась – мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения. – Эраст чувствует в себе трепет – Лиза также, не зная, отчего, не зная, что с нею делается…(стр.37)
Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.(стр.40)
Заключение.
Изучив теорию, мы пришли к следующим выводам: к синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, многосоюзие, бессоюзие, умолчание, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, вопросно-ответное единство, синтаксический параллелизм, Использование синтаксических средств выразительности позволяет Н.М.Карамзину оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, описывать внутренний мир и состояние души человека. Они помогают раскрыть отношение автора к своим героям. В своей повести писатель использовал, конечно, не все синтаксические средства выразительности, но и эти создали особый настрой произведения, когда читатель с грустью знакомится с историей бедной Лизы, сочувствуя ей, осуждая Эраста.
Мы считаем, что знание синтаксических средств выразительности поможет нам не только в изучении литературных произведений, их анализе, но и на выпускных экзаменах как в основной, так и средней школе по русскому языку..
Используемые ресурсы.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие М.: Неолит, 2000, 436 стр.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Москва. Просвещение. 1996, 357стр.
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Советская Россия. Москва.1976, 156 стр.
znaki-pr.spb.ru›texts/history_of_punctuation_…ru.wikipedia.org›wiki/

Трудно переоценить значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся. Во-первых, осмысление детьми синтаксической системы родного языка, овладение богатством синтаксического строя русской речи значимо для развития всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), воспитания культуры общения, поэтому имеет социальное значение. Во-вторых, практическое овладение синтаксисом является основой усвоения других разделов программы: лексики, морфологии, орфографии. Предложение является той основной единицей речи, на фундаменте которой школьники осознают роль в языке каждой части речи. Так, лексическое значение слова, особенности его употребления в речи раскрываются в контексте, так как вне предложения слово может иметь несколько значений. Таким образом, очевидно собственно учебное значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся.

Симптомы овладения синтаксисом выделены Е. Д. Божович, Е. И. Исениной. Первыми признаками являются ранние (в девять месяцев) реакции на интонационно-мелодическую сторону речи. Появление у ребенка модулированного лепета (повторения слогов с разнообразными интонациями) знаменует приобретение им особого способа эмоционального общения. Эта способность подготавливает следующую ступень овладения синтаксисом: к концу первого года жизни ребенок может распознать по ритмико-мелодическому оформлению вопрос, приветствие, побуждение .

На рубеже первого и второго годов жизни обнаруживает себя еще один важный симптом овладения синтаксисом - протоязык (первичный язык). Это система средств дословесной коммуникации (мимики, вокализации, движений, действий с предметами и др.), позволяющая еще не говорящему маленькому человеку строить развернутые "высказывания", достигать взаимопонимания с окружающими .

Периоды усвоения ребенком синтаксического строя языка до обучения в школе описаны Н. А. Гвоздевым . Первый период относится к раннему детству (от одного года до двух лет), когда ребенок начинает произносить первые однословные предложения (Мама! - номинативное, звательное, повелительное). Это исходный пункт развития предложения. Такое слово-предложение семантически равно развернутому предложению. Около полутора лет имеют место первые попытки связать два слова; усваивается двухсловное предложение: Даша - бах! Мама, кукла! Мама, куклу! С развитием конкретных видов деятельности (рисования, лепки) формируется эгоцентрическая речь, выполняющая ряд функций: планирование, контроль, констатация результата, управление собственным поведением. Второй период (от двух до четырех лет) характеризуется усвоением грамматической структуры предложения, интенсивным овладением разными типами простого и сложного (бессоюзного) предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. При этом удлинение предложения в речи является показателем формирования абстрактного мышления. Третий период (от четырех до шести лет) характеризуется тем, что "ребенок овладевает сложной системой грамматики... усваиваемый русский язык становится для него действительно родным". Дети в основном правильно согласуют слова, ставят управляемое слово в нужном падеже, строят предложения, выражают свои мысли понятно, пользуясь конструкциями, характерными для устно-разговорной речи. Достоянием ребенка предшкольного возраста становится полноценная связная речь.

М. Р. Львов указывает такую детскую особенность овладения синтаксисом: ребенок предшкольного возраста использует в своей речи предложения большего объема, нежели свойственный его возрасту объем упреждающего синтеза. Эта особенность объясняется не только потребностью ребенка выразить все более сложное содержание, но и влиянием речевой среды, содержащей весьма сложные синтаксические конструкции.

Показатели развития синтаксического строя речи первоклассников таковы: простых нераспространенных предложений в их речи - 15%; простых распространенных - 60; сложных предложений - 17; предложений с прямой речью - 8%.

Однако на этом этапе развития грамматического строя речи усвоение ребенком формального синтаксиса несколько обгоняет овладение его семантикой: Я побегу играть в другую комнату, чтобы солнышко не ушло. Там светло па полу.

Речь человека претерпевает изменения на протяжении всей жизни, однако самые важные для становления и развития речи возрастные периоды - дошкольный и школьный; при этом начальная школа занимает пограничное положение. Знание особенностей синтаксического строя речи младших школьников помогает учителю определить задачи, направления работы, построить для детей индивидуальные образовательные траектории.

Факторы развития синтаксического строя речи многообразны, они представляют ту движущую силу, которая во многом определяет эффективность процесса становления речи. В ряду важных факторов развития речи школьников Т. А. Ладыженская и Г. А. Фомичева называют образовательный процесс, так как при овладении элементарными предметными знаниями, общеучебными коммуникативными умениями речь ребенка обогащается за счет книжных синтаксических конструкций. На всех уроках младшие школьники слышат учебно-научную разновидность речи и, отвечая на вопросы учителя, выстраивают сложные синтаксические конструкции, выражая определительные, причинно-следственные и другие отношения. Таким образом, существенное воздействие школьного образования на развитие речи учащихся объясняется тем, что речь развивается в связи с учебной (ведущей) деятельностью; развитие речи поддерживается изучением грамматической теории .

Недостатки синтаксического строя речи младших школьников объясняются следующим противоречием: ребенок активно познает окружающий его мир, стремится выразить в речи все более глубокое содержание. Однако попытки использовать новые сложные синтаксические конструкции порождают ошибки, недостатки синтаксического строя речи па уровне словосочетания и предложения. Эти недостатки описаны Е. Д. Божович, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, Г. А. Фомичевой, С. Н. Цейтлин .

Наиболее распространенным недостатком детской речи является неоправданное однообразие используемых в творческих работах синтаксических конструкций, бедность синтаксического строя речи. Например: Щенок увидел жука. Щенок протянул лапу. Жук отлетел. Щенок прыгнул. Жук взлетел на ветку. Щенок заскучал. В данном тексте шесть предложений объемом от двух до трех слов; все предложения простые, достаточно однотипные.

В речи детей нередки ошибки, допускаемые в связи с употреблением однородных членов, например: В комнате стоят пуфы и мебель; Я люблю мультики и котлеты с пюре. Пример иллюстрирует типичную ситуацию: дети объединяют сочинительной связью слова, называющие логически несопоставимые понятия, а также родовые и видовые понятия.

В ряду частотных недостатков синтаксического строя речи младших школьников находится и нарушение порядка слов, которое затрудняет восприятие высказывания, изменяет его смысл: В клетке сидела рысь. Она сделана из стали. Она похожа на кошку.

При построении предложения школьники нарушают его границы, например: 1) Когда деревья качали ветками. Они скрипели; 2) Жара мы бежим; 3) Самолет летит. С юга.

У детей возникают затруднения при осознании словесного состава предложения. Например: "В предложении Мальчик бежит одно слово, потому что он один бежит".

Нередки композиционные недочеты: Во дворе гуляют девочки, я с ней дружу.

Частотным является усложнение подлежащего местоимением: Маруся, она хорошая.

При построении словосочетаний возникают ошибки: в глагольном управлении (Рад грозой. Доволен солнцу); в согласовании сказуемого с подлежащим (Детвора играли в прятки). Также к числу частотных недостатков речи школьников относится выбор ненормативного варианта из числа норм, предлагаемых системой. Например, система предлагает два способа обозначения места: в + Пл.; на + П.п.; при этом выбор определяется традицией (был на Кавказе, но был в Крыму; был на концерте, но был в театре). Неверный выбор предлога объясняется влиянием речевой среды, давлением языковой системы.

Необходимо вести работу по предупреждению и исправлению названных ошибок.

Цель и задачи работы по развитию синтаксического строя речи младших школьников определяются с позиций коммуникативного подхода. Цель - формирование умений построения собственных высказываний на основе осознания содержания, задач и условий речи, а также умений адекватного восприятия высказывания собеседника. Задачи речевой работы - совершенствование грамматической правильности построения синтаксических единиц; обогащение запаса синтаксических моделей; активизация запаса синтаксических моделей, используемых в речи; формирование навыков точного и целесообразного использования синтаксических средств языка в практике; овладение правильным интонированием предложений

§ 1. Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» - греческое слово (5уп1ах1з), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса - это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

§ 2. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении К утру иней налипнет на_ сосновых ветвях_ (Кедрин) 7 слов, но 5 словоформ, так как предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. В этом предложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда. В предложении Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Толстой) 7 словоформ, но 5 членов предложения.

Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).

Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно образовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши - у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие варианты сложных предложений.)

Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое" Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах. В лесах - наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой. Средствами выражения межфразовых связей и отношений являются интонация (в устной речи), порядок слов, местоименное наречие поэтому и повтор словоформ лес и наш. Итак, основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу». Синтаксические единицы можно рассматривать и в иной последовательности («сверху»): сложное синтаксическое целое членить на простые и сложные предложения, сложные предложения - на простые (предикативные части), предикативные части-на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетаниях слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).

Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Синтаксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компонента!) , которые вступают друг с другом в синтаксические связи и отношения. В лингвометодических целях правомернее первый подход (от менее сложных конструкций к более сложным), хотя более «синтаксичным» является второй подход, так как он позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи, как изменяются они, сочетаясь друг с другом, вступая в те или иные связи и отношения. Так, простые предложения в составе сложных теряют смысловую и интонационную самостоятельность, в речи может измениться порядок компонентов, могут появиться такие сочетания слов, которые не могут быть построены вне предложения, и т. д. К ним относятся предикативные сочетания (сочетания подлежащего и сказуемого), ряды однородных членов предложения и др. Например, в предложении И зазвучали, зазвенели деревья, воздух и луга (Яшин) нет ни одного словосочетания в строгом терминологическом значении, а есть лишь предикативное сочетание и сочиненные ряды словоформ в позиции подлежащего и сказуемого.

Особенно наглядно различие подходов «снизу» и «сверху» при сопоставлении словоформ и членов предложения. Словоформы - минимальные элементы синтаксических единиц, из них образуются словосочетания и предложения. Члены предложения - структурно-семантические компоненты предложения. Они существуют лишь в составе предложения и вычленяются из него. В составе предложения словоформы выступают как члены предложения или являются частью их.

Взгляд «снизу» и «сверху» на одно и то же синтаксическое явление дает возможность увидеть разные его стороны, поэтому при описании отдельных синтаксических единиц будут учитываться оба подхода или тот из них, который позволит показать более существенные признаки синтаксических единиц.

Методическое примечание. В школе учащиеся практически знакомятся со всеми указанными синтаксическими единицами, только, вместо сложного синтаксического целого, введен «текст», который определяется как «несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически»"

§ 3. Синтаксические связи и отношения. Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений2 Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксических единицах.

Основные виды синтаксической связи - сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении - синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой - как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной - словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.

Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Действительность отражается в языке через обобщение в логических и психологических категориях: суждениях, понятиях и представлениях. Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль.

Синтаксис в системе языка начинается там, где есть синтаксические отношения между элементами.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого. Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

Под влиянием синтаксических отношений элементы могут изменить некоторые свои свойства. Так, словоформа в космосе имеет лексико-грамматическое значение места. В словосочетании полеты в космосе (ср.: космические полеты) между словоформами полеты и в космосе возникают атрибутивные отношения, которые осложняют лексико-грамматическое значение словоформы в космосе .

§ 4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений.

Словоформы как минимальные элементы синтаксических построений своими лексико-грамматическими свойствами обслуживают смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются окончания и предлоги.

Основной функцией окончания является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.

Примечание. Из других морфем для синтаксиса в некоторых случаях важны приставки (префиксы), особенно те, которые входят в состав глагольных форм. Нередко они обусловливают сочетательные (валентные) свойству глагольных форм и соотносятся по своей роли с предлогами: войти в комнату, дойти до леса, отдыхать от работы, съехать с горы и т. п. В состав словоформ входят предлоги, дополняющие и усиливающие служебную роль окончаний. В предложении На холодном сером мраморе листья желтые лежат (Кедрин) 6 словоформ (предлог на является частью словоформы на мраморе, несмотря на то что он отделен от существительного прилагательными). Связи и отношения между словоформами в этом предложении (и словосочетаниях,которые в этом предложении есть) оформляются при помощи окончаний и предлога на.

Особенно ярко проявляется роль производных предлогов в выражении синтаксических связей и отношений, так как они, сохраняя живые словообразовательные связи со знаменательными словами, конкретизируют и уточняют семантику тех словоформ, в состав которых они входят. Ср.: у дома - около дома, напротив дома, позади дома, мимо дома, вокруг дома, вдоль дома и т. д.

Важными средствами построения синтаксических единиц являются и другие служебные слова - союзы и частицы. Союзы, связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др.- значение причины, так что - значение следствия.

Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами. Эти оттенки с разной степенью четкости осознаются говорящими, для которых русский язык является родным.

Разряд союзов постоянно пополняется. Их функции принимают на себя некоторые знаменательные части речи, модальные слова, частицы. Союзы часто сопровождаются смысловыми конкретизаторами, уточняющими, дифференцирующими выражаемые значения: и все-таки, и все же, и поэтому и т. п. Ср.: Не только люди, но и идеи могут вызывать приливы ненависти (Паустовский) - И люди, и идеи могут вызывать... Увеличение круга союзных средств обусловлено стремлением уточнить оттенки семантики высказываний. Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! И т. д.), оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д.

Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения. Например: Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия? (Степанов). В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения: Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым (Л. Толстой). Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизированных. К ним относятся местоименные слова: вопросительные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указательные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменательных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также синонимическими или антонимическими связями и т. д.).

Типизированные лексические средства принимают участие и в образовании (построении) простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений, лексико-грамматическая группа безличных глаголов (светает, морозит и т.д.) образует структурный центр односоставных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать и под.) -компонент предложений с прямой речью и т. д.

Для строения синтаксических единиц очень важен порядок их компонентов, который определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок компонентов синтаксических единиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный (свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном - компоненты могут изменять свое место.

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и н-т о н а ц и я, составные элементы которой - мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее в предложении информативный центр.

Интонация включается в число существенных признаков предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения и т. д. Интонация очень важна и при выражении речевого смысла предложения: она может положительную оценку превратить в отрицательную и т. д. Интонационная характеристика синтаксических единиц в письменной речи (в языке художественной литературы) часто дается с помощью лексико-семан-тических групп слов, выполняющих функции обстоятельств образа действия, при глаголах речи: с упреком, с укором... сердито, радостно... быстро, медленно...; тихо, громко... с ударением на... и т. п.

В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств.

§ 5. Грамматические значения синтаксических единиц. В морфологии у" частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные, общеграмматические) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.

Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической и грамматической семантикой на примере некоторых словосочетаний и предложений.

Возьмем два ряда словосочетаний: теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка; петь песни, лить слезы, сдавать зачеты. Каждое из этих словосочетаний имеет свое лексическое значение, обусловленное лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания. Кроме того, первая группа словосочетаний отличается от второй грамматическим значением, обусловленным различным строением этих словосочетаний. Так, первый ряд имеет общее грамматическое значение - «предмет и его признак» (определительные отношения), общим грамматическим значением второго ряда является «действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения) Эти общие значения и называются грамматическими значениями словосочетаний. Вопрос о семантике предложений является" в настоящее время предметом острых споров, однако некоторые положения уже вошли в практику вузовского и школьного преподавания, так как без внимания к семантике нельзя изучать синтаксические единицы.

В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Колхозники убирают урожай - грамматическое значение - сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке)

В предложениях Слушают ли лекции студенты? Учат ли уроки ученики? Убирают ли урожай колхозники? - грамматическое значение - вопрос о предмете и его действии.

В предложениях Студенты, слушайте лекции! Ученики, учите уроки! Колхозники, убирайте урожай! - грамматическое значение - побуждение к действию.

Эти общие значения предложений можно дополнить грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки, убирают урожай («действие, переходящее на предмет»)

Сравним следующий ряд предложений: Студенты слушают лекции; Студенты работают с книгой; Лучшие наши студенты работают много; Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке и т. д. У всех этих предложений общее грамматическое значение - «сообщение о предмете и его действии». Различие определяется не только разным речевым, но и разным типовым значением словосочетаний: объектных, определительных, обстоятельственных.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика - это общее значение синтаксических единиц одинакового строения. Лексическая семантика - это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическими значениями слов и словоформ.

Примечание. В школьной и вузовской практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» четко не противопоставлены, но и не отождествляются. Они рассматриваются как две стороны одного явления, взаимосвязанные и взаимодополняющие. В соответствии с этим в качестве родового названия значений всех единиц языка часто используется термин «языковая семантика», а для различных уровней системы языка - специфические обозначения. Для единиц морфологии и синтаксиса (разделов грамматики) общим термином является термин «грамматическая семантика», который может быть дифференцирован: «морфологическая семантика» для частей речи (категориальное значение), «синтаксическая семантика» - для единиц синтаксиса.

В качестве родового названия индивидуальных значений единиц речи в синтаксисе используется термин «лексическое значение» («лексическая семантика»), хотя он не вполне точен, так как «речевой смысл» («речевая семантика») синтаксических единиц возникает не из простой суммы лексических значений сочетающихся компонентов, а осложняется дополнительными смысловыми оттенками, которые привносятся в семантику синтаксических единиц связями и отношениями между компонентами, всем текстом в целом и т. д.

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика - высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматического и лексического формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т. д. Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т. д. называется типовой семантикой. Так, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением - состояние среды; общим грамматическим значением подлежащего является значение предмета речи (мысли), а его типовые значения -деятель (производитель действия) и носитель признака. Ср.: Ветер воет и Ветер был сильный. Общее значение обстоятельств конкретизируется типовыми значениями обстоятельств места, времени, причины, цели и т. д. Методическое примечание. В школьном учебнике рассматриваются грамматические значения как словосочетаний (с. 22-23), так и предложений (с. 31) (2 Здесь и далее при ссылках на школьный учебник см.: Бархударов С. Г., Крючков С. Е. Максимов Л. Ю., Ч е ш к о Л. А. Русский язык: Учебник для 7-8 классов.- 12-е изд., перераб.- М., 1985.) Грамматические значения словосочетаний связаны с их строением, а предложений - со значениями наклонений глагола-сказуемого.

§ 6. Синтаксис в системе языка. В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим ярусом (уровнем) считается фонология, высшим - синтаксис. Многоуровневость «здания языка» можно назвать многоэтажностью: в верхнем этаже располагаются синтаксические единицы, в нижнем - звуки (фонемы), средние этажи занимают остальные единицы в соответствии с их функциями в языке и речи.

Завершая «здание языка», синтаксические единицы не могут существовать без опоры на другие этажи: без нижних этажей здание рассыплется. Сверху, с этажа синтаксического уровня, лучше просматривается взаимосвязь и взаимозависимость отдельных ярусов, поэтому синтаксис позволяет показать органические связи между лексикой, морфологией, синтаксисом и др.

См. подробнее: Бабайцева В. В. Семантика простого предложения: Предложение как многоаспектная единица языка.- М. 1983.

План

СИНТАКСИС. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 3-4

1. Разнообразие научных подходов к синтаксису. Многозначность термина синтаксис. Синтаксический строй языка. Краткая история синтаксической науки.

2. Система синтаксических единиц.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

Современное теоретическое языкознание характеризуется отсутствием единого по концептуальной базе синтаксиса (далее – С): по-разному описывают ученые его предмет, объект изучения, проблематику, аспекты. Аналитики науки (http://www.univer.omsk.su/trudy/fil_ezh/n2/odincova.html/) · сводят это множество к двум принципиально различающимся С. – узкому и широкому.

Узкий , хронологически первый, - классический С. , от античности до наших дней, определяется как часть грамматики (плюс-минус морфология). Предмет узкого С. грамматическая структура связной речи . Центральная единица – предложение (конструкция) – с его грамматическим значением, компонентами (членами предложения). В рамках этого С. как особые объекты рассматриваются минимальные структурные схемы словосочетаний и простых предложений. История формирования идей традиционного грамматического С. в русистике детально описывается в следующих фундаментальных работах: В.В. Виноградов. Из истории изучения русского синтаксиса (От Ломоносова до Потебни и Фортунатова).1958, Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. 1950, Грамматические концепции в языкознании XIX века. 1985). Основные идеи грамматического С. отражены в академических грамматиках (далее: АРГ-54 (отв. ред. В.В. Виноградов), АРГ-70, АРГ-80 (отв. ред. Н.Ю. Шведова), а также в монографиях И.П. Распопова (Строение простого предложения в современном русском языке. 1970), Н.Н. Прокоповича (Словосочетание в современном русском литературном языке. 1966), Л.Д Чесноковой (Связи слов в современном русском языке. 1980), . Е.С. Скобликовой (Согласование и управление в русском языке. 1971), П.А. Леканта (Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 1974).

В недрах традиционного С. с его доминирующим вниманием к языковым формам, которые изучались вне их связей с разнообразными аспектами бытия языка зародился новейший С., ориентированный на исследование языка в непосредственной связи с человеком говорящим. Исследования языка стали проводиться с учетом антропологического принципа. Суть его заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели» [Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 212].


Так появился второй – широкий, неклассический С. Он стал формироваться в 60-70 гг. 20 века, это время в лингвистике называют «штурмом семантики предложения». Примерный возраст широкого С. - 40 лет; он не ограничивается грамматикой и языковыми характеристиками связной речи. Его предмет фундаментальные языковые и внеязыковые законы, правила связной речи в их функциональном единстве . Они реализуют главное назначение речи – ее способность обеспечивать коммуникацию: формировать, выражать, передавать сообщение как разнообразную информацию (мысли, чувства, состояния). Предмет широкого С. составляют три блока. 1. Законы логического мышления. 2. Законы коммуникативного поведения . 3. Законы языка , обеспечивающие формирование, выражение и сообщение информации. Центральная единица широкого С. – минимальный фрагмент связной речи – высказывание (акт коммуникативного поведения). Основные характеристики высказывания: 1. Целостное содержание ; 2. Целостная – интонационно-звуковая (или графическая), лексическая, грамматическая форма . 3. Паралингвистические средства: элементы языка тела (мимика, жесты, голос).

Обратимся к псевдопредложению (т.е. предложению вне ситуации) (термин В.А. Звегинцева). Он проплыл сто метров кролем за 45 секунд (пример Ю.Д. Апресяна). Любой носитель русского языка только благодаря своим лингвистическим знаниям (ЛЗ слов, синтаксических конструкций, интонации) поймет, что «плывя кролем, но покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 сек.».

Если это ПРДЛЖ рассмотреть как высказывание, т.е. как часть какой-либо ситуации, то, на фоне таблицы мировых достижений по плаванию, оно может быть осмыслено как сообщение о мировом рекорде. В другом контексте: при обсуждении претендентов на включение в состав сборной, для пловца, личные результаты которого хуже озвученных, оно может означать, что ему нет места в сборной и т.п.

Основные идеи широкого С. отражены в трудах Н.Д Арутюновой (Предложение и его смысл. 1976; Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. 1988), И.И. Ковтуновой (Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. 1976); Е.В. Падучевой. (Высказывание и его соотнесенность с действительностью. 1985; Семантические исследования. 1996), В.Г. Гака (Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. 1973), Ю.С. Степанова (Имена. Предикаты. Предложения. 1981) и др.

Широкий С . по своей проблематике, аспектам образно ассоциируется с расширяющейся Вселенной, ибо речевую коммуникацию, даже отдельные коммуникативные акты, трудно познать и описать исчерпывающе. Подробнее об этом см.: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. (М., 1982). Возможно, предмет этого С. окажется в ведении другой науки под названием, например, речеведение (термин предложен А.П. Сковородниковым, Т.В. Шмелевой и др.).

Сегодня установлено, что, с лингвокреативной точки зрения различны роли участников коммуникации. Говорящий – активный ее участник, слушающий – пассивный. Избирая область исследования, современный синтаксист принимает положения либо узкого, либо широкого С. В первом случае он отталкивается от формы речи , занимается С. слушающего - пассивным С . Слушающий является получателем информации, интерпретатором, воспринимающим и анализирующим языковую форму адресованного ему сообщения. Так он извлекает из нее содержание. Вставая на позиции широкого С., синтаксист исходит из содержания (смыслов) , занимается активным С ., то есть продуктом и целью инициативного коммуникативного воздействия говорящего, творца высказывания.

Пассивный С. иначе называют структурно-семантическим , активный – функциональным , ономасиологическим . Эти С-сы в принципе взаимно обратимы, как обратимы правила кодирования и декодирования в любых информационных системах. Правда, подтвердить данное положение, убедительно иллюстрируя его наблюдениями над естественными языками, пока никому не удавалось. Современное языкознание стремится (дрейфует) в речевую бесконечность, ибо сам язык – по своим базовым функциям не что иное, как средство выражения мысли (воли, чувства) и, главное, реальность человеческой коммуникации. Подробнее об этом см.:Колшанский Г.В. (Коммуникативная функция и структура языка. 1984); Каменская О.Л. (Текст и коммуникация. М., 1990).

Отношение между кратко охарактеризованными узким (грамматическим, структурно-семантическим, пассивным) С. и широким (коммуникативно-логическим, функциональным, активным) С. в лингвистике наших дней осознано по-разному.

1. Как интегративное : первый включается во второй как один из его механизмов – в плане формы. См монографии Т.П. Ломтева (Структура предложения в современном русском языке. 1979), О.И. Москальской (Проблемы системного описания синтаксиса.1974) и др.

2. Как осознанно оппозитивное , критическое, главным образом со стороны представителей традиционного С. См. труды И.П Распопова (Спорные вопросы синтаксиса. 1981), Ю.В. Фоменко (Трудные и спорные вопросы синтаксиса современного русского языка. 1997).

3. Как нейтральное : сторонники тех или иных версий С. как бы не замечают друг друга, не придают значения отсутствию в современном языкознании концептуально единого С. См.: Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. 1995.

Иначе говоря, объективно в сегодняшнем языкознании существует атмосфера синтаксического плюрализма (для науки это норма). Ставим своей учебной задачей по мере сил осветить основные положения каждого подхода.

Синтаксический плюрализм проявляется в справочных лингвистических изданиях, в монографических исследованиях, в вузовских учебниках (по русскому и др.). Проиллюстрируем это, обратившись к двум определениям одного термина.

1) Синтаксисом называется а) вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции, образующиеся по определенным правилам соединения слов; б) вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. а конструкции [АРГ-80. С.5].

2) Предметом синтаксиса является слово в его отношении и связи с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение [Современный русский литературный язык. Учебник под ред. П.А. Леканта. 1982. С. 246. Далее – Лекант].

Сравним оба определения. В первом из них акцент сделан на результате действия синтаксических правил, во втором - на процессе их действия. Кроме того, АРГ-80 не упоминает о том, что синтаксические конструкции не существуют вне связной речи, они – арсенал Языка, а в учебнике синтаксис оказывается погруженным в Речь: синтаксис изучает, как из слов получаются языковые единицы, которые можно использовать в связной речи.

Оба эти подхода нисколько не противоречат друг другу: они лишь рассматривают одну и ту же область научного знания с разных точек зрения. Первый подход – узкий, структурный. Второй – широкий, коммуникативный.

Термин С. употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй (объект изучения), совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. В общей языковой системе синтаксический уровень – явление высшего порядка, ибо для успешной коммуникации, для выражения мысли недостаточно только отбора лексем, необходимо грамматически правильное установление связи между словами. Как бы ни был богат словарный состав языка, он все же поддается инвентаризации, но «язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин). Эти соединения слов бесчисленны! Однако именно в грамматике (и в первую очередь в синтаксисе) заключается национальная, ментальная специфика каждого языка. Все слова языка обязаны подчиняться правилам сочетаемости слов. Синтаксическая структура русского языка очень разнообразна, она постоянно развивается и совершенствуется.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц имеющий славную историю.

Изучить синтаксис как науку о синтаксическом строе языка – это значит освоить две ее основные части: синтаксис словосочетания и синтаксис предложения, то есть систему синтаксических единиц в их связях и отношениях.

Университетский курс синтаксиса - способ освоения этого объекта. Ни одна синтаксическая теория не может быть совершенной и законченной, но не должна быть застывшей и монолитной. Путь знаний долог и бесконечен, каждый исследователь находит что-то новое, а что-то упускает. Ставим своей учебной целью научить студентов разобраться в разных подходах к объекту, понимать, чем эти подходы дополняют, обогащают друг друга, в чем вступают в противоречия и между собой, а иногда и внутри себя, какие вопросы остаются нерешенными. Синтаксис формирует мысли, и преподавание его имеет целью развитие мышления студентов, их способности самостоятельно оценивать и успешно применять в профессиональной деятельности получаемые знания.

Основные понятия синтаксиса - синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи и синтаксическая семантика.