Словарный запас ребенка 4 лет. Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

Суждения о развитости человека, его способностях основываются во многом на его словарном запасе. Чем богаче его лексикон, тем выше интеллект. Внимание этому нужно уделять с детства. Но словарный запас ребенка формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, просмотра (прочтения) и усвоения информации из книг и телепередач и т.д.

Вот некоторые идеи о том, как работать над развитием речи детей.

Словарный запас по возрасту

Для того чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего ребенка, можно воспользоваться таблицей:

Конечно, говоря о словарном запасе ребенка в разные периоды, мы не имеем в виду точность произношения. Понятно, что малыш до 2 лет говорит так, как может, пропуская в словах слоги или искажая их для удобства произнесения. Здесь важно то, что он понимает, о чем идет речь, то есть пополняется и его пассивный запас слов.

Современные учебные программы рассчитаны на приход в школу начитанных и достаточно развитых интеллектуально детей, уровень знаний которых подтверждается вступительными тестами. Прежде чем определить малыша в класс, с ним побеседует психолог, в задачу которого входит и определение степени развития речи ребенка. То есть, с того момента, как малыш произнес первое слово и до его готовности делать сравнения, сопоставления, умозаключения, должно пройти совсем немного времени – каких-то 4-5 лет.

Полезные упражнения

  • Двухлетние дети могут много дней не говорить даже отдельных слов. Девочки-двойняшки, дочки моей знакомой, в этом возрасте предпочитали общаться на собственном «тарабарском» наречии, который не понимали ни родители, ни родственники. Зато после двух заговорили чисто и грамотно, сразу предложениями. Главное – не смотря ни на что, постоянно разговаривать с детьми, давая им образец грамотного произношения слов. Например, показывая на кошку, говорите: «Это кошка». Ребенок попытается повторить: «Кока». Одобрите его попытку: «Правильно, это кошка». Не надо со смехом «копировать» его вариант. Похвала родителей – мощнейший стимул для развития малыша и пополнения словарного запаса ребенка
  • : сначала вы, потом, когда научится, ребенок. Выбирайте произведения с красочными картинками, чтобы за словами закреплялись запоминающиеся образы. Мышление устроено так, что путем визуализации происходит не только самое надежное запоминание, но и пробуждается воображение, которое позволяет фантазировать на тему прочитанного
  • Побуждайте детей к ведению диалога. Диалогическая речь – отличное средство пополнения словарного запаса. Слушая собеседника, ребенок исподволь перенимает его выражения. Это расширяет его кругозор, тренирует память
  • Существует феномен, согласно которому малышей привлекают необычные, многосложные слова. Так, названия динозавров, латинские наименования жуков и растений они запоминают и воспроизводят легче, чем привычные для обихода выражения. Малыш, с легкостью называющий «трицератопса» или «юньнанозавра», способен поразить любого взрослого, так что используйте это свойство памяти с пользой для них, помогая постигать интересную для детей информацию
  • Важно не просто запоминание новых слов, но и умение их толковать. Чаще спрашивайте малыша, что он имеет в виду. Просите объяснить что-то другими словами.

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало.

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

Замена существительного правильным местоимением;

Согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

Изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Словарный запас Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому, разговаривая с малышом, следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов.Звуки, издаваемые

Из книги автора

Таблица: вхождение в язык(и) Большинство терминов ниже в таблице интуитивно понятны. Пояснять приходится немногие.Модулированный лепет – комбинации звуков, к которым добавляются разнообразные интонации. Вокабулы (в лексиконе зарубежных исследователей) – звуки,

Из книги автора

Создайте молочный запас Некоторые дети или отказываются пить искусственные смеси, или имеют аллергию ко всем предлагаемым производителями смесям, и потому могут расти только на вашем молоке. Чтобы не оказаться с пустыми руками, вам потребуется сцедить и убрать на

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — . Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5-5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал" и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Обсуждение

Дети абсолютно разные! Поэтому так всех под одну гребенку, это странно, особенно для специалиста;) Кто-то в год говорит уже 10 слов, а кто-то в два года только научился говорить мама и папа. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех, кто рано заговорил. Тут все индивидуально.

У каждого ребенка по разному. Это с разряда вопроса, сколько английских слов должен знать взрослый человек.

Боже, какая чушь, где эта тетенька свои дипломы получала - сама нарисовала?

Комментировать статью "Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?"

Речь ребенка в 2 ,5 года. Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажит. Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но... не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ...

Обсуждение

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа - надо учить правильно просить - мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ - это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

С точки зрения психологии и логики он выражается правильнее, чем Вы от него ожидаете.
Наверно просто разные подходы в воспитании.
Речь, конечно, можно развивать разными методиками. Если есть цель.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Добрый день! Есть племянник 2 ,5 года.Не говорит совсем.Ну вот даже мама,папа,на,дай и т.д. не говорит.Единственное слово,если это...

Обсуждение

пассивный словарь сколько слов? слух в норме?

Нужен хороший невролог и желательно сделать обследования. Только после этого назначать препараты если есть необходимость.
У меня младший в 2.5 не говорил. Куча занятий и прочего. По обследованиям проблемы были, но то что обычно назначают в поликлиниках моему сыну без надобности тк это оказалось абсолютно в норме. Те если бы давали то толку не было бы.

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года, 3 года. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех...

Обсуждение

Совсем не пора, нам было 2,1 когда мы в садик пошли, толком практически ничего особенного не говорила,только отдельные слова. После месяца хождения в садик стала болтать так, что только удивлялись. Так что не переживайте и ни к какому логопеду вам идти не надо - рано еще.

У меня оба такие. Старший заговорил в саду, в 2,5. Младшему осенью тоже в сад, вот надеюсь, что и он там заговорит.

что понимает ребенок в 2 года?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Возможно, ей хочется заниматься совместным рисованием.

Обсуждение

Верочка, полностью с тобой согласна в том, что дети жутко умные существа. У Эдварда моего та-а-кой умнющий взгляд, что мне всегда не по себе становится, когда я с ним разговариваю - я в разы глупее его. Он еще в двухмесячнои возрасте имел этот взгляд, чем еще тогда поразил меня. А сегодня спрашивает утром Наташу - "Ты на русский идешь?". Наташа чуть не упала - "ну да, на русский, а ты откуда знаешь?". Вот так - мы еще и ясновидящие. А он хихикает, хитрюга. Потрясающее удовольствие общаться с детьми - я всегда балдею от умных собеседников.

Мой муж уверен на 100%, что дети (в данном случае наша почти 2-х летняя дочуля) понимают все. Только иногда прикидываются, что не понимают. Поэтому всегда разговаривает с Машей, как со взрослой. И вы знаете, это гораздо лучше и эффективнее, чем бабулины "сюси-пуси".

Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но... не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ, л, р,...) сочетания букв (вл, кл, и т.д.)Как можно это развивать, что делать...

Обсуждение

Вышлите пожалуйста упражения по развиттю речи

27.08.2017 07:50:19, Jalgas

Видео боялась, потому что не понимала, что это она. В зеркало когда начала смотреться?
Сейчас ей очень нравится подражать и делать что-то вместе.
Что касается развития речи, то это еще не переход к предложениям в речевом смысле, а как бы в рече-жестовом.
Но это уже прогресс!
Речь развивается в двух направлениях: звукопроизношение и общее развитие речи.
Кроме того, идет развитие понимания речи других и способности порождать собственные звуки, слова, фразы.
Она хорошо порождает звуки, сейчас начинает пытаться правильно произносить слова.
Главное, слышать хорошую речь других (речевые образцы), соотносить сказанное ею с Вашим образцом и уметь управлять своими речевыми органами.
Она понимает, что произнесла слово не так? Говорите с ней короткими четкими конкретными фразами, не читайте сложных книжек. Развивайте общие и мелкие движения. Танцуйте, пойте, рассказывайте короткие стихи, играйте в пальчиковые игры. Я провожу инструктаж, как это все делать, если сможете, приезжайте.
Управление речевыми органами зависит от степени развитости моторной речевой зоны мозга. Можно стимулировать артикуляционной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой: все в игре. Есть хорошие книжки из серии "Карапуз".

Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Абсолютно правильно вам сказали до 4 (а то и до 5) лет вообще с детьми по постановке звуков не работают.

Обсуждение

Обратная ситуация. Моя дочь с 2,5 лет начала заикаться, ходили к невропатологу. Ее диагноз - перенапряжение ребенка. Дочь с 2х лет знает массу сложных стихов (в 2 года шпарила наизусть "Сказка про царя и чеботаря" Михалкова и подобное) - это плохо, в 2,5 года нужно ограничиться "Репкой" и "Гуси-гуси". Сложные книжки не читать - только то, что может понять в этом возрасте - колобки, репки и пр. Не провоцировать на употребление сложных слов (моя дочь в 2 года выдавала слова "бесконечный процесс"). Так что это "речевое развитие" - очень тонкая вещь, каждый специалист говорит по-разному. А уж попугать доверчивых мамочек - просто хлебом не корми.

Мой (2,9) пересказывает сказки, хорошо знает про репку и про курочку Рябу. Стихи рассказывал у себя на дне рождения, когда ему исполнилось два года, самые легкие из Агнии Барто. Потом мы с ним лежали в больнице в 2,3 года, взяла с собой только две книжки: стихи Агнии Барто и английский для самых маленьких. Он сам делал вид, что читает книжки, по картинкам ориентировался, какой стишок надо "читать". А из английского хорошо выучили только "dog". Зато от нечего делать выучили как называются пальцы на руке, это является предметом моей гордости по сей день. Да, кстати, мы состояли на учете у невропатолога с диагнозом - гипервозбудимость.

Рассмотрим особенности развития словаря детей третьего года жизни, детей 3 лет.

Интенсивность роста словарного запаса ребенка на третьем году жизни продолжает оставаться высокой. В среднем словарный запас за возрастной период от 2 до 3 лет увеличивается в 4—5 раз (от 300 слов в 2 года до 1200—1500 слов в 3 года). К концу третьего года жизни в словарном запасе разных детей могут наблюдаться значительные различия.

Содержание словаря детей составляют предметы и объекты ближайшего окружения ребенка: игрушки, посуда, одежда, мебель, близкие взрослые и дети, общающиеся с ребенком, домашние и некоторые дикие животные. Благодаря развитию дифференцированного восприятия и способности к установлению простейших связей ребенок не только называет предмет, но и находит в нем отдельные ярко выраженные части, качества и свойства: у машины — колеса, кузов, кабина; у чайника — носик, ручка; яблоко — красное, сладкое, твердое, может катиться, его можно есть и т. д.

Активное социально-нравственное развитие ребенка способствует пополнению словарного запаса обозначениями личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников: хорошая, добрая, красивая и т. п. Знакомство детей со способами общения позволяет включить в словарный запас ребенка общепринятые слова приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.

В единстве со значением слова ребенок осваивает его звучание. В связи с недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок лучше слышит ударный слог) и артикуляционного аппарата самостоятельное воспроизведение слова часто вызывает у ребенка трудности, что приводит к использованию им автономной речи, слов-корней: би-би, бибика (машина), ав-ав, ава (собака). Вместе с тем ребенок неосознанно стремится к совершенствованию своих речевых умений, к развитию артикуляции. Это проявляется в характерных для данного возраста самостоятельных речевых упражнениях ребенка: многократных повторениях слова, звукосочетания, фразы. Например, ребенок идет с мамой по улице и повторяет: куки-маки, куки-наки, куки-баки и т.д. Помощь воспитателя ребенку при освоении им правильного произношения может заключаться в следующем:

— четкое и ясное многократное произнесение нового для ребенка слова;

— обязательная замена неоформленного или «детского» слова ребенка его социально закрепленным «взрослым» звучанием (не «би- бика», а машина );

— организация речевых упражнений ребенка в виде повторения чистоговорок (Да-да-да — за окном вода; Та-та-та — накормлю кота ), договаривания стихотворных строк, чтения потешек, пения песенок, проведения словесных игр с движениями, воспроизведения слова хлопками и т. п.

Задачи словарной работы с детьми:

1. Обогащать и активизировать словарь детей.

2. Стремиться к окончательному освобождению речи детей от слов-корней, к использованию ими социально закрепленного звучания слов.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава І. Теоретические аспекты, формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста посредствам игр и упражнений в условиях ДОО…………………………………………………………………………………… 4

1.1 Понятие словарь и его обогащение в онтогенезе…………………….4

1.2. Характеристика игр и упражнений как средства обогащения словаря у детей младшего возраста……………………………………………9

Глава ІІ. Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных игр и упражнений…………………………………10

2.1. Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений……………….….......10

Заключение………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………16

Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, так как процесс речевого развития формируется вывшие формы познавательной деятельности, развиваются способность понятийному мышлению. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Речь является средством обучения людей, и формирования человеческого мышления. Р. Е Левина выдвинула принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающего и ведущего речь в опосредовование психических процессов.

Я. С. Выготский отмечая, что первоначальной функции речи ребенка является установление контакта с окружающим миром.

Развитее словаря у детей является одной из важнейших задач развития, так как достаточный словарный запас способствует полноценному обучению формированию познавательных прессов, позволяет успешно овладеть знаниями. Ф. А. Сахен отмечает, что развития словаря понимает как длительный процесс овладения словарным запасам, накопленным народам в процессе его истории. В. И. Логинова выделяет в процессе качественную и не качественную стороны. С качественной точки зрения можно отметить, что активный словарь увеличивается

Вопросу развития ребенка посвящается большое количество исследований, в которых процесс рассматривается в разных аспектах: психофизическом, психическом, лингвистическом и психо-лингвистическом.

Особенности развития словаря изучались А. М. Мушиной, Ф.А. Сахиным и другими.

Своеобразие развития словарного запаса при различных речевых нарушениях показано в исследованиях Ш. В. Багунов – Березовского (1809); Н. Н. Траугот (1940); Р.Е. Левина (1959, 1968); Н. А. Никаминой (1968); С. Н. Шавской (1971); О.В. Провушкой (1973); Г. А. Каше (1985); Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной (1968, 1991); Б. М. Гришипуна (1988);

Одной из актуальных проблем в настоящие время является организация эффективной коррекционно – воспитательной работы, основными задачами которой являются:

  • рассматривание объектов словаря,
  • уточнение значение слов,
  • активизация словаря.

Исходя из актуальности проблемы темой нашего исследования являются: « Игры и упражнения, направленные на формирование словарного запаса у детей.

Объект : формирования словарного запаса у детей младшего возраста

Предмет : игры и упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Цель : теоретическое и практическое изучение возможности использования игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать комплекс игр и упражнений, направленных на обогащение словаря.

3. Описать комплекс игр и упражнений и методику их проведения.

Методы исследования.

Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, сравнение, анализ, синтез.

Глава 1. Теоретические аспекты, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО

  1. Понятие словарь и его обогащение в онтогенезе.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В психологии содержание слова также определяется как общение или понятие.

Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как общение или понятие». И далее: «Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Одной из них можно считать содержание словаря детей.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поэтому ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обогащающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщение, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха. Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяют значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарём взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, белья, игрушек), транспортных средств и других. Эта ошибка вызвана неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знания о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, их назначением, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д.); определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначение. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад: утро, вечер, сначала, потом и другие).

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличие точно обозначать их словам (у стула – спинка, в отличие от табурета; у чашки – ручка в отличие от стакана и т. п.)

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названии всех предметов (предметов, в ходящих в группы овощей, фруктов; продуктов питание; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина стекло) и т. п., а также слов обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, способы сенсорного обследования.

Под руководством педагога дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку – по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не доступна.

Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.)

В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.)

Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.)

Итак, содержание словарной работы опирается на постоянное расширение, углубление и обогащение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-радио передач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей. Характерная для младшего дошкольного возраста повышенная восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка, сохраняется и совершенствуется. Благодаря ей (но при соответствующей педагогической работе), к пяти годам ребенок разговаривает с окружающими, правильно произносит звуки родного языка.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размерах объекта, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т. е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами ранения и объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных, наречий. Это благоприятствует тому, что в речи детей появляются простые, распространенные предложения и сложные.

В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной к школе группах и даже у школьников начальных классов (в средним 24-25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделения частей рассказа и др. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить при рассматривании картины попытки самостоятельно выделить ее «части» и высказаться в двух-трех фразах по каждой.

Еще одной особенностью является и то, что, начиная с пятого года жизни можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использования языковых средств. Так, высказывания о природе, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, используются прилагательными и наречиями. Представленная ребятам возможность высказываться по поводу знакомых, понятных им явлений общественной жизни в 2-2,5 раза активизирует употребление глаголов (в высказываниях о природе их мало).

Также дифференцированно дети используют и грамматические средства языка. Показателем уровня сформированности грамматического строя речи методисты и психологи считают использование ребенком сложных предложений. Наиболее благоприятна для этого ситуация, когда он должен что-то разъяснить, доказать партнеру по игре или взрослому, в чем-то его убедить. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20)

Немаловажное значение имеет и методика обучения. Так, на занятиях по обучению рассказыванию, которые поводятся по методике В. В. Гербовой, в монологах детей отмечается значительно большее количество сложных предложений.

Необходимо подчеркнуть еще одно обстоятельство. Увеличение на пятом году жизни ребёнка активности и самостоятельности облегчает ему усвоение речи как средства общения с взрослыми и сверстниками (умения договариваться об игре, понятно выражать суждения и др.). Поэтому в среднем возрасте речевая активность выше, чем в каком-либо другом. Ребенок произносит в среднем 180- 210 слов в течение 30 минут игровой деятельности. У детей отмечается большая потребность объяснять друг другу то, что они видят и знают (40% от общего числа поводов возникновения высказываний). В этих ситуациях дошкольник произносит так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку (при этом частота использования глаголов, прилагательных, наречий не ниже, чем на занятиях).

До четырех лет у детей нередко наблюдается такая особенность: ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью в среднем каждое свое второе действие (бытовое, игровое.) В отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкой речи важно тем, что это один из начальных этапов формирования умственных действий.

Речевую деятельность детей, протекающую вне занятий, можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления. Воспитатель должен хорошо знать все возможности речевого общения детей друг с другом, для того, чтобы как можно эффективнее использовать его в целях совершенствования их речи.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения или в инфинитиве. Но к четырем-пяти годам в их речи почти исчезают предложения типа «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: глагол в повелительном наклонении + неопределенная форма глагола несовершенного вида («Давай играть!») или 1-е лицо глагола будущего времени во множественном числе («Давай вместе постоим гараж»). Описание формы заключает в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются часто, когда ребенок обращается к партнеру по поводу игровой деятельности или характеризует какие-то чувства, состояние. О движениях дети говорят в форме короткого приказа («Беги!», «Сядь!»), и эта краткость разумна, так как нужна быстрота реализации приказа, просьбы.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что у детей младшего дошкольного возраста имеется речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения.

В высказываниях детей много существительных, обозначающих названия военных и гражданских профессий, имен собственных. Это свидетельствует об их большом интересе к миру людей.

Ближе к пяти годам в высказываниях детей увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных появляются те, которыми характеризуют нравственный облик человека.

«Нравственный словарь» детей разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. В основном они характеризуют выполнения правил и оценивают поведение (правильно, неправильно, плохо, хорошо). Это обстоятельство подтверждает тот факт, что правила поведения в деятельности и др. усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 3-4 лет становятся регулятором поведения ребенка.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются в повседневном речевом общении детей. Поэтому нужно наряду с навыками общественного поведения формировать у детей и соответствующий словарь.

Особое внимание воспитатель должен направлять на формирование и обогащение той части словаря детей, которая отражает их знания о труде и быте людей, об искусстве и явлениях природы.

Как уже упоминалось, высказывания дошкольников 3-4 лет свидетельствуют о том, что больше всего их интересует мир людей. Однако бедность словаря, как следствие ограниченности знаний о трудовых действиях, родственных отношениях людей мешает детям развертывать интересные, содержательные игры во «взрослых».

1.2. Характеристика игр и упражнений как средство обогащения словаря у детей младшего дошкольного возраста

Упражнения - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям, дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Многие упражнения носят предметный характер, т. е. их выполнение требует использования предметов, игрушек.

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения.) К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно – гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др. Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание. И наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений проходит за счет изменений в характере знаний и умений, которые даются, а также за счет увеличения (уменьшения) времени их выполнения.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий детей, с особым интересом и легко воспринимают новые занятия и умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

  • Ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (будем учиться делать из бумаги одежду для куклы, составлять предложения, решать задачи, пересаживать растения и т. д.);
  • Показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением (постепенно у ребенка формируется образ предстоящей деятельности, в соответствии с которым он выполняет упражнение.) В случае затруднений напоминать, с помощью вопроса заострять внимание детей на трудном, непонятном, иногда подсказывать, советовать, подбадривать. Если способ действий оказывается сложным (помыть и вытереть игрушку), разрешать малышам сразу после показа и объяснения педагога выполнять его поэтапно;
  • Для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования. В повторных упражнениях следует включать условия, задачи, требующие от детей проявления творчества;
  • Выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. От прямого контроля переходить (через игровой образ, анализ продуктов деятельности) к косвенному, постепенно развивая у детей элементы самоконтроля.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале ΧΧ в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра.

С одной стороны игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор

(как поступить?)

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек – самоделок, элементов костюмов. Становится выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни!

2. Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных игр и упражнений

2.1. Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1) развивать понимание обобщающего смысла слова,

2) развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3) развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем),

5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6) развивать стилистическое чутье,

7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Чаще всего при проведении лексических упражнений используется, прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешок, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слова просто указанием на реальный предмет, действие, признак.

Ниже дается описание некоторых видов упражнений, способствующих обогащению словаря детей

Существительное

Кто скорее перенесет предметы?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительного падежа.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6 предметов из двух разных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т. д.

Магазин.

Цель. Закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Серый зверек

Через кочку скок.

Легкие ноги, а хвоста немного. (Заяц).

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т. д.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.

Прилагательное
Кто первый узнает?

Цель. Закреплять умения понимать значение прилагательных в речи.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т. д.).

Педагог описывает какую–нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

Ищи

Цель. Закреплять правильное употребление в речи прилагательных, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Угадай, что это?

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).

Узнай цветы

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Лото «Цветы».

Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывает маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?». Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)» и т. д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Глаголы.

Мы веселые ребята.

Цель. Закреплять умение понимать в тексте и использовать в речи глаголы.

Описания игры. Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!-

И перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.

Игра повторяется 2 – 3 раза, а потом выбирают нового водящего (играют 6-7 минут).

Руки в стороны

Цель. Закреплять у детей умение понимать глаголы в тексте.

Описание игры. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочек.

Правой вверх,

Левой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук, тук! Тук – тук – тук!

Сделаем большущий круг!

Зайка серый умывается.

Цель. Закреплять умение понимать и правильно употреблять глаголы.

Оборудования. Маска зайчика.

Описание игры. Дети становятся в круг. Один из них – зайка – занимает место в средине круга. Вместе с педагогом дети говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту: моет хвостик, ухо, вытирается. Затем скачет на двух лапках по направлению к кому–нибудь из стоящих в кругу (идет к нему в гости). Тот становится на место зайчика, и игра повторяется, Заканчивается игра после того, как сменится 5 – 6 зайчиков.

Наречие
Холодно – жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действий.

Оборудование. Мяч

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречье с противоположным значением, например: «Холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо - громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т. д. Если ребенок правильно называет время года, он получает картинку.

Жмурки

Цель. Закрепить знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»

Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.

Найди игрушку.

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречие места.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог прячет игрушки. Ребенок ищет по описанию направления: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или «Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойди влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдёшь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину»

Давать задание при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания получают значки флажки и

т. д.

Заключение.

Исследование показало, что изучение формирования словарного запаса у детей 3-4 лет по средством игр и упражнений в условиях ДОО является актуальной, цель исследования достигнута в ходе решения поставленных задач.

В ходе решения теоретических и практических задач пришли к выводу: что с помощью игры и упражнения можно обогащать словарный запас у детей младшего дошкольного

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную играм и упражнениям, направленным на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного.

Проанализировав педагогический процесс по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что работа ведется, но нет практического пособия и рекомендаций к нему. Что и послужило поводом для создания материала по обогащению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Смоделировали педагогическую деятельность по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит в том, что были проанализированы и систематизированы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее могут использовать педагоги образовательных ДОУ. Перспектива данной работы заключается в том, чтобы расширить материалы, включив в них игры и игровые упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы.

1 Бондоренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей детсада – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

2 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов Художник В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл. (Серия: «Вмести учимся, играем»)

3 Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирования правильной разговорный речи у дошкольников. Ростов н/Д: «Феникс, СПб: «Союз», 2004. – 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

4 Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словам. Пособие для воспитателя дет. Сад. – 2-е изд., исп и доп. М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

5 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл.

6 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –240 с. илл.

7 Тихеева Е.И. Развития речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., «Просвещение», 1972. 176 с. с илл.

8 Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотореев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москв, 1998г, 96 листов.

10 Селеверстов. Речевые игры

11 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа) Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещения 1982г-96с.

12 Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.-582с: ил