Стопы в литературе виды. Понятие о плоскостопии


Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.

Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты продольных сводов, в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы. Такое сочетание называется плосковальгусной стопой. При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Данная патология наблюдается в равной степени как у лиц сидячих профессий, так и у выполняющих работу стоя, однако лица, работа которых связана с длительным состоянием, жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще, чем лица сидячих профессий.

В случае прогрессирования продольного плоскостопия увеличивается длина стоп в основном вследствие опускания продольного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца кнаружи.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное в 35-50 лет.

По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6 летнего возраста не легко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие - вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа - результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полимиелита).

Рахитическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

Статическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно-конституциональное предрасположения, к внешним причинам - перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви.

Причиной развития статического плоскостопия могут быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствии тренировки у лиц сидячих профессий и т.д.

Хотя при внешнем осмотре можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев, когда имеется уже вальгусное положение пятки.

Для более точного определения плоской стопы существуют ряд методов. Метод Фриндлянда (подометрический): измеряют циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на один палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. После этого измеряют длину стопы: расстояние от кончика первого пальца до задней округлости пятки, выражают в миллиметрах обе стопы. Полученная величина является искомым подометрическим индексом. Индекс нормального свода колеблется в пределах от21 до 29. Индекс от 29 до 27 указывает на пониженный свод плоскостопие ниже 25 - не значительное плоскостопие.

Однако точнее установить плоскостопие можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы. Для этого применяют плантографию - получение отпечатков стоп после нанесения на подошву красящих веществ - раствор синьки, голландской сажи, танина и др.

Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки: на подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки, на тыле стопы и в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей., в мышцах голени вследствие перегрузки, в коленном и тазобедренном суставах, в бедре из-за перенапряжения широкой фасции, в области поясницы на почве компенсаторно усиленного лордоза.

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными, в области наружной лодыжки появляется отечность.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен, стопа пронирована и ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы. Походка неуклюжая, носки сильно разведены в стороны.

Поперечно-распластанная стопа и отклонения первого пальца кнаружи. В происхождении поперечного плоскостопия, кроме мышц стопы и межкостной фасции, основную роль играет подошвенный апоневроз, поэтому поперечную распластанность стопы следует считать проявлением недостаточности связочного аппарата. Поперечную распластанность взрослых нужно рассматривать как необратимую деформацию, так как до сих пор неизвестны средства эффективно восстанавливающее функцию связочного аппарата, подвергающегося статической нагрузке.

Клиническая картина. Основным симптомом при отклонении первого пальца кнаружи являются боли, особенно при ношении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки первой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и припухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости.

При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнаружи лечение может быть консервативным и оперативным.

Консервативное лечение сводится к ношению ортопедической обуви различных конструкций. В более легких случаях (первая степень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Лечение и реабилитация. Основной задачей является исправление деформации стоп, укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток контрактуры переднего отдела стопы.

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса рекомендуется выполнять в и.п. лежа и сидя. Исключаются нерациональные и.п. стоя, особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют особенно большое значение, т.к. плоскостопие развивается у людей физически ослабленных.

В основном периоде лечебного курса достигают коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы - на носках, на пятках, на наружном соде стоп, с параллельным постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления - ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводится в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восстановлении правильного положения стоп.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках с высоким подниманием коленей, с выдвижением ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

В связи с большими трудностями лечения и реабилитации больных с плоскостопием чрезвычайно важным является профилактика развития плоскостопия. В детском возрасте необходимо давать детям выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку: происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы - так называемый рефлекс щажения. Необходимо восстановить правильную походку - избегать разведения носков при ходьбе. Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет рациональная обувь.

Очень важно ношение обуви, подобранной строго по ноге. Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным Высота каблука должна быть 3-4 см, а подметка из упругого материала. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора рациональной обуви, необходимо уменьшить нагрузки на свод при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы - специальные стельки с возвышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др. Важным профилактическим средством являются занятия ЛФК, задачей которых является общее укрепление организма, повышение силы и выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей работоспособности и сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Профилактика возникновения и прогрессирования плоскостопия необходима и для взрослых. Для них также важна правильная ходьба, избегая разведение носков.

Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Большое значение имеют специальные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, игры (волейбол, баскетбол и т.п.).

Стопа́

(букв перевод др.-греч. pus или лат. pes - нога, стопа, ступня; ступень; степень) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге:

«Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин).

Как и все размеры такой стихотворной системы, ямбическая стопа может быть облегченной (пиррихий) и утяжеленной (спондей).

Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге:

«Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин) .

Как и в других размерах, в хорее очень часто присутствует утяжеление или облегчение, то есть спондей или пиррихий.

Пиррихий - гдеударение на слоге потенциально присутствует, но реально почти не слышно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог …» (А.Пушкин), здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием

Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Силлабо-тонический стих - введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны

Амфибрахий

Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы:

«дубовый листок оторвался от ветки родимой

и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).

Форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный:

«Умерла моя муза. Недолго она

Озаряла мои одинокие дни». (С.Надсон)

Как и амфибрахий, анапест может быть двухстопным, трехстопным

Белый стих

– название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы. Например (А. Пушкин)

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству…

Цезура

– в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Силлабический (слогочислительный) стих

Стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в. 4-сложник Чисто нравы Суть приятны Царю славы.

Ритм в Прозе

В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека. В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной. В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма». Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха». Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Верлибр

– представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи. Например (А. Фет) Я люблю многое, близкое сердцу, Только редко люблю я… Чаще всего мне приятно скользить по заливу, - Так, - забываясь Под звучную меру весла, Омоченного пеной шипучей, - Да смотреть, много ль отъехал И много ль осталось, Да не видать ли зарницы… Напрашивается вопрос – Чем не проза? Именно отличие верлибра от прозаического текста – это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту. Стихи в прозе

– условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым. Поэтические произведения в прозаической форме. Произведение – поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Античные метры

Гекзаметр - 6-стопный дактиль. (Гомер) Пентаметр – вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами. Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр) Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть. (пентаметр) Ямбический триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с цезурой посреди 3-й и 4-й стопы. О дети, Кадма, древнего побег младой, Зачем воссели здесь пред алтарями вы, Молитвенные ветви принеся с собой, Пеанами наполнен и стенаньями? (Софокл, Царь Эдип, пер. С. Шервинского) Хореический тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней: Не судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей! Боги путь твой указали промыслительной рукой, И склонили путь рыданий к безнадежным глубинам, И живым увидеть оком дали тихой Смерти дол… (Вячеслав Иванов, Орфей) Хореямб - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба. В час незабвенный, в час печальный Я долго плакал пред тобой. (А. Пушкин) Холиямб – «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Богатства бог, чье имя Плутос – знать, слеп он! Под кров певца ни разу не зашел в гости. (Пер. Вяч. Иванова) Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей). Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии. Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия. Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха. Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения. Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. А вот, господа, разыгрывается лотерея. Воловий хвост да два филея!.. Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях Да на трех кирпичах. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения. Что это у нас, братцы, В Каменной Москве приуныло, Что это приумолкло? Заунывно зазвонили У Ивана Великого в большой колокол, Язык увивали черным бархатом.

Вот они - киты поэзии.... :) Хотя многие литераторы считают, что далеко не основные. Как бы там ни было - однозначно очень важные для поэта!

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А.С. Пушкин)

Четырёхстопный ямб

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков

Двустопный хорей

Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..

(народн.)

Четырёхстопный хорей

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

Трёхстопный амфибрахий

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)

Четырёхстопный дактиль

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Одностопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Двустопный ямб

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

Трёхстопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Четырёхстопный ямб

Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Пятистопный ямб

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.

СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕОН - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й(È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ÈÈ - ÈÈ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой...ü
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È ; -ÈÈ-ÈÈ-È//È-ÈÈ-ÈÈ-È ("È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.

(И.Л. Сельвинский)

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки - это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй - безударный, то Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых - первый, второй или третий - ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом - один - это было болото,

Два - это речка.

И пальма - одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма - одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог - второй, то После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение -

Там еще продавали слонов -

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах - двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа - это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести - посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке - три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке - пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке - две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения - дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения - трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

Ритмическим ударением в стихе. Стопу можно рассматривать как «квант » стиха, предел его ритмического деления; такой «квант» состоит из сильной доли, определяемой иктом, и слабой доли, смежной с сильной и заполняющей временно́е пространство по необходимости ритма. Термин восходит к периоду VIII -VII вв. до н. э. и указывает на первоначальное единство стиха, музыки и танца.

Стопа в метрическом стихосложении

Сильная и слабая доля

Сильная доля стопы, которая определяется иктом, называется арсис (или арса [ ] ; ἄρσις , поднятие ноги в танце), слабая - тесис (или теса [ ] ; θέσις постановка ноги в танце). До - вв. до н. э. термины имели противоположные значения; арсисом называлось восходящее движение (нога поднималась), тесисом - нисходящее движение (нога ударяла о землю). В метрическом стихосложении в стопе сильная доля формируется как правило первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если долгих слогов несколько; напр. дактиль -́UU, амфибрахий U-́U, бакхий U-́ -, ионик восходящий UU-́ -.

Количество стопы

Один из принципов метрического стихосложения - фиксированное количество времени, отводимое установленному виду стиха - определяет первую характеристику стопы, её длительность, или количество. Стопа делится на временны́е отрезки, посредством которых измеряется её количество. Такой элементарный временной отрезок называется мора (лат. mora , соответствует др.-греч. χρόνος πρῶτος ). Количество мор определяет просодическое время, необходимое для произнесения слога или стопы. При этом считается, что долгий слог занимает две моры, короткий - одну. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор.

Качество стопы

Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы - её слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U-), занимающие 3 моры, дактиль (-UU) и спондей (- -), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).

Трансформация стопы

В некоторых случаях такие стопы как спондей (-́ -), дактиль (-́UU), анапест (UU-́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U-́) или трохея (-́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий - в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.

Наиболее распространенные стопы

Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные - сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.

Простые Сложные
2-сложные 3-сложные 4-сложные 5-сложные
2 моры UU дибрахий (пиррихий)
3 моры -U трохей (хорей)
U- ямб
UUU трибрах(ий)
4 моры -- спондей U-U амфибрахий
UU- анапест
-UU дактиль
UUUU прокелевсматик (дипиррихий)
5 мор -U- амфимакр (кретик)
--U антанапест (антибакхий)
U-- триподий (бакхий)
-UUU пеон 1-й
U-UU пеон 2-й
UU-U пеон 3-й
UUU - пеон 4-й
6 мор --- молосс (тримакр, экстенсипес) U--U антиспаст (ямбхорей)
U−U− дихорей (дитрохей)
UU-- ионик восходящий
--UU ионик нисходящий
−U−U диямб
-UU- хориямб
-UUUU промакр
U-UUU парапик
UU-UU месомакр
UUU-U пиррихотрохей
UUUU- пиррихиямб
7 мор U--- эпитрит 1-й
-U-- эпитрит 2-й
--U- эпитрит 3-й
---U эпитрит 4-й
UU-U антамебей
UUU-- дасий
U-UU- киприй
8 мор --UU- амебей
U--U- дохмий
−U−U− гиподохмий
---UU молоссопиррихий
U-U-- париамбод
9 мор U---- пробрахий
--U-- месобрахий
---U- молоссиямб
10 мор ----- молоссоспондей

Стопа в силлабо-тоническом стихосложении

Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трёх) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Хорей : -U → ÚU Ямб : U- → UÚ Дактиль : -UU → ÚUU Амфибрахий : U-U → UÚU Анапест : UU- → UUÚ

Особым случаем является адаптированный спондей : -- → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.

В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.

Например, номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей - спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей - пиррихием ; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой - пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипостасы, в частности В. Я. Брюсовым . Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса .)

Во всех таких случаях стих формально перестаёт быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом . Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определённых стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.