Роль речи в развитии ребёнка. I

Л.И. Божович утвердительно высказывается, что «только человек может стать личностью, животное же - никогда» . Самая существенная характеристика человека, как личности заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, он способен сознательно управлять собой. Такую характеристику Л.И. Божович относит к развитой личности, но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Она пишет, что ребенок встает на путь формирования личности, когда впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой он находится и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения .

При этом Н.А. Корниенко тоже делает акцент, что личностью можно назвать человека, достигнувшего достаточного уровня социальной зрелости, и следовательно маленького ребенка считать личностью еще нельзя.

Формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий жизни и воспитания, а так же зависит от врожденных особенностей. Этот процесс имеет свою логику, этапы и закономерности. Л.С. Выготский ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, личность есть понятие социальное, оно охватывает природное, историческое в человеке и возникает в результате культурного развития. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал положение, что в ходе психического развития первоначально существующие простейшие психические процессы и функции (восприятие, память, мышление, речь и пр.) вступая в сложное взаимодействие друг с другом, превращаются в качественно новые функциональные системы, специфические только для человека (речевое мышление, логическую память, категориальное восприятие и др.). Эти высшие психические функции находятся в постоянном динамическом развитии и по своему происхождению и внутреннему строению представляют собой особые межфункциональные системные образования .

В определенном возрастном периоде каждая из психических функций оказывает разное влияние на формирование личности. Формирование личности, по Л.С. Выготскому, происходит в рамках ее социализации, то есть усвоения продуктов накопленного социального опыта, к которому относится и речь. Речь здесь играет двойную роль. Во-первых, она сама является продуктом культуры и социального опыта, поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обращено в словесную форму, во-вторых, она участвует в процессе передачи и усвоения этого наследия .

В младенческом возрасте ребенок не владеет речью, но этот возраст характеризуется как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Общение выступает как необходимое условие и важный фактор существования и социализации ребенка как личности. Открыв в себе потребность в общении, ребенок проявляет в нем не только свою социальную сущность, но и свои индивидуальные особенности. Процесс формирования личности на первом году жизни протекает скрыто для внешнего наблюдения. Личностные качества в уже сформированном виде проявятся в более позднем возрасте. К таким свойствам можно отнести черты характера: доброта, отзывчивость, общительность, доверие к людям .

Л.С. Выготский в рукописи «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» в 16 главе отмечает два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного, а значит и личностного развития. Это приобретение речью ребенка социальных функций и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Это решающий момент в развитии личности ребенка. Социальная ситуация развития во многом отличается от предыдущей. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Начинается процесс самопознания. Ребенок узнает себя в зеркале, откликается на свое имя и активно использует местоимение «Я». В этом возрасте становление личности тесно связано с обретением ребенком речи. Благодаря речи существенно ускоряется процесс развития самосознания и его личности в целом. Л.И. Божович пишет: «Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей» . Сначала дети узнают названия предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Однако наличие такого соотнесения еще не означает, что в этот период уже закончился процесс выделения себя из мира предметов и осознание себя как субъекта. Л.И. Божович предполагает, что такое осознание приходит лишь вместе с появлением местоимения «Я». До этого для указания на самого себя дети долго пользуются собственным именем. Получается, что ребенок познает себя сначала как внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, называет себя, как и другие предметы, по имени. Этот возраст совпадает с периодом, когда дети начинают интересоваться названием каждой вещи и быстро обогащают словарь. Лишь к концу второго года ребенок заменяет свое имя местоимением «Я» .

Но как пишет Р.С. Немов, судить о том, осознает себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Он считает, что большим основанием для подобных психологических выводов скорее служит то, что ребенок понимает, то есть его пассивная речь. Оценивать уровень речевого личностного развития ребенка в ранних возрастах необходимо выбирать из того, что он понимает.

В развитии речи имеется две стороны - понимание речи и сам процесс говорения. Они по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенком начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным, сдерживать свою агрессию. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. Чем больше развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Речь служит ребенку средством социального контакта, умение говорить позволяет ему самому в процессе диалога уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личностного развития. Примерно к полутора годам ребенок может осознавать собственные качества личности. Ребенок разговаривает сам с собой, благодарит себя и повторяет чужие указания, делает себе замечания или может обрушиться с упреками на младшего, на свою куклу, хвалить себя - «Я хороший». То есть речь он использует как средство воздействия на самого себя, как средство автостимуляции, порождая новую, более высокую форму поведения . Двухлетний ребенок может подчинить поведение других людей своим требованиям, демонстрируя при этом свои волевые качества. Он начинает употреблять местоимения «мне», «ты» .

С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. Речи, как второй сигнальной системе, И.П. Павлов уделял внимание в понимании физиологических механизмов характера человека. Вторая сигнальная система - специфически человеческая система временных нервных связей в коре головного мозга на базе слова является высшим регулятором поведения человека, проявляющимся в сознательном волевом контроле, который связан с речевой деятельностью и мышлением человека .

В раннем и дошкольном возрасте идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается не только в познавательное, но и в личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития и более высокую форму поведения, связанные с образным и словесно-логическим мышлением.

Речь детей как объект изучения и воспитания

В трудах Коменского, Песталоцци, Руссо, Ломоно­сова, Радищева, Одоевского, Ушинского и других име­ются в разной степени выраженные сведения о роли речи в развитии ребенка, последовательности форми­рования детской речи, об устной и письменной речи, речи воспринимаемой и речи звучащей, об обязатель­ных предпосылках образования речи (психические и физиологические компоненты), о составных компонен­тах звучащей речи (звук, слово, фраза, голос, вырази­тельность, жестикуляция, мимика, темп) и письменной речи (чтение, письмо).

Характерно, что речь ребенка гуманисты-просве­тители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания.

Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части обще­го воспитания ребенка. По мнению Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». По­этому основные задачи воспитания ребенка сводятся:

1) к знанию им природы и общественных отношений;

2) к умению действовать;

3) к умению говорить.

Среди элементов знаний, которыми ребенок дол­жен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.

Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его по­знавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы. Причем речь значительно способствует развитию ум­ственных способностей ребенка. «С того времени, - писал Радищев, - как ребенок начинает говорить, развержение его умственных сил становится все при­метнее». Особо тесную связь он усматривал в разви­тии речи ребенка с развитием его мышления и памяти. По мнению Одоевского умственное развитие ребенка начинается, когда он входит в соприкосновение с ок­ружающим миром, знакомится с ним в процессе лич­ного опыта. Получаемые таким образом первоначаль­ные знания дополняются и расширяются посредством речи, а именно разговоров с детьми.

Беспредельно значение языка как источника знаний. «Речь предназначена для того, чтобы учиться», - писал Коменский. Считая язык важнейшим средством позна­ния, Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребен­ку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и зна­чение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.

При этом Песталоцци отмечал, что «язык дает ре­бенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь меж­ду языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без осо­бого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поко­лений». Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видо­изменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.


И делает это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в 20 лет прилежного и методического учения.

Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».

Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершен­ства, недостатки, расстройства речи для формирующе­гося человека. Прямых указаний на это в работах эн­циклопедистов-просветителей мы не находим, но пред­полагать такое заключение вполне правомерно.

Татьяна Путинцева

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средство к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребёнка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.

Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.

В раннюю пору детства языка – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.

Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи, об этом говорил ещё Коменский

Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии языка.

Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать

обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка.

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении- таковы требования, которые должны предъявлены к воспитателю.

Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком, найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать -основная цель школы речи.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

Светлана Дружинина
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процесс воспитания, памяти, мышления, совершенствует всю детскую деятельность и «Социализацию» ребёнка (частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми) . Сотрудничество ребёнка с взрослыми, начинается очень рано. Ребёнок вскоре после рождения начинает отличать человеческий голос от других звуков. Присутствие взрослого стимулирует общение. Дети начинают говорить только в присутствие взрослого и по их требованию, поэтому нужно чаще разговаривать с детьми впервые дни жизни. Сначала развивается эмоциональное общение, постепенно становиться деловым сотрудничеством.

Речевое сотрудничество дошкольников осуществляется в разных видах деятельности : игре, труде, быту, учебе.

Игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника , определяющая его дальнейшее психическое развитие , прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ней ребёнок учиться мыслить о реальных вопросах и возникновения замысла в игре.

В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают к первым сюжетно-ролевым играм. В первых совместных играх-драматизациях (по р. н. с. «Колобок» , «Теремок» и т. д.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально выразительные средства. Малыши учатся говорить за персонажей сказки : мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи , эмоциональную окраску.

В обучающихся играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о значении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заменителями и воображаемыми предметами.

Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов – словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач.

В сюжетно-ролевых играх совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи . Идёт интенсивное овладение языком, словарь обогащается и грамматическим строем, в результате чего речь становиться более связной и понятливой. Не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, игра должна быть содержательной. Необходимо следить за правильным употреблением слов, так как в играх дети отражают привычные жизненные ситуации. И часто используют неправильные речевые стереотипы.

Детская речь совершенствуется только с помощью взрослого. Поэтому необходимо участие педагога во всех детских играх, обсуждения замысла и хода игры. Привлечь внимание детей к новым словам или игровой терминологии, нужно беседовать с детьми о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры обогащают словарь и воспитывают звуковую культуру речи (считалки, заклички) .

Игры-драматизации развивают речевую активность и воспитывают интерес к художественной литературе.

Дидактические и настольно-печатные игры помогают решать все задачи развития речи : закреплять, уточнять и активизировать словарь детей , учат быстро выбирать нужное слово, упражняют изменять и образовывать слово, развивают объяснительную речь .

Развитие речи в процессе труда : пополняется словарь детей названиями предметов труда, качеств предметов, трудовыми действиями; проговариваются достигнутые результаты. В труде малышей большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживание, соблюдением культурно-гигиенических навыков, поддерживанием порядка в групповой комнате и на участке.

Развитие речи в быту : помогает усваивать бытовой словарь; развивает диалогическую речь ; воспитывает культуру речевого поведения.

Очень важно для развития речи общение со сверстниками : дети планируют действия; предлагают или просят помощь; взаимодействуя друг с другом, координируют свои действия.

Полезно общение малыша с детьми старшего возраста . Малыш активно поражает действиям и речи старшего . Усваивает новые слова, овладевает ролевой речью, учиться простейшим видам рассказывания.

Одним из основных средств развития речи является обучение . Обучение – это целенаправленный и планомерный процесс. При котором дети овладевают определенным кругом речи . Важнейшей формой обучения являются специальные занятия, на которых становятся и целенаправленно решаются задачи развития речи . Занятия с детьми носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи, средства осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

В целях развития речи и ориентировки в окружающем можно проводить занятия :

По картинкам и книжкам, рассматривание сюжетных картин, например : «Домашние животные» , лото «Ку-ка-ре-ку» , «Парные картинки» , «Большие и маленькие» ;

Выполнение заданий по инструкции воспитателя;

Дидактические игры «Угадай, что изменилось?» на внимание и активизацию словаря;

Упражнения на артикуляцию звуков, отчетливое произношение звуков, подражающих слов, несложных фраз;

- развернутые сюжетные показы (кукольный театр и т. п.) ;

Организационное наблюдение за окружающим (целевые прогулки – экскурсии по участку и за его пределами) ;

Рассказывание без показа игрушек, картинок (рассказы, стихи, сказки, загадки) .

Большое место на занятиях занимает не только процесс обучения новым словам, но и расширения представлений, развитие ориентировки в окружающем.

В младших группах преобладают занятия с игрушками. Игры-занятия проводятся, как разговор воспитателя с детьми и сопровождаются игровыми действиями :

Дидактические игры с игрушками в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, подбирают 2-3 игрушки, которые предварительно рассматривались;

Рассказ воспитателя с привлечением детей - дети дополняют рассказ недостающими словами или словосочетаниями;

Хороводные игры – обогащают словарь, дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями;

Рассматривание картин – используют предметные и сюжетные картинки. Предметные уточняют и закрепляют предметы, их признаки. Сюжетные картинки служат для активизации словаря;

Художественная литература - обогащает словарь малышей, очень ценны сказки, потешки, прибаутки, художественное слово на прогулках, режимных моментах, словарь детей обогащается меткими выражениями;

Простые словарные упражнения – это доступные задания на словообразования.

Специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря.

Занятия лепкой, рисованием одновременно являются и занятиями по развитию речи . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог к игрушечным персонажам или взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи , способствует расширению активного и пассивного словаря детей .

Таким образом, важно, чтобы развитие речи , начатое в одном виде деятельности продолжалось в другом, уточняясь, двигаясь, меняясь с возрастом детей .

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека (Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989. С.14-15.)

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.



Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке» (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378). Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.