Вариант 11 по обществознанию егэ. а) механизм избрания главы государства

I вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

консерватизм , либерализм , идеология , коммунизм , социал-демократия .

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «собственность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

5. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.

6. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развивают традиции народного вокального творчества

2) исполняют композиции собственного сочинения

3) деятельность имеет коммерческую направленность

4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5) выполняют функцию накопления культурного опыта

6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

7. Выберите верные суждения о потребителе в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребитель в условиях рыночной экономики заинтересован в централизованном планировании производства.

2) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики.

3) Потребителю в условиях рыночной экономики выгодно установление ввозных пошлин.

4) Потребитель заинтересован в сохранении рыночной конкуренции.

5) В условиях рыночной экономики потребителю выгодно повышение налогов на производителя.

8. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры

9. Япония, где земля - достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.

1) инфляцию 2) конкуренцию 3) монополизацию 4) специализацию 5) информатизацию

6) дифференциацию

10. На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома: линия предложения S переместилась в новое положение - SI (Р - цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со):

1) применением технологий, удешевляющих производство мебели

2) закрытием мелких фирм - производителей мебели

3) дефицитом дерева для производства мебели

4) снижением доходов потребителей

11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн.

2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.

5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.

12. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье, прежде всего, нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

1) Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2) Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4) Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5) Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

13. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-территориального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны .

14. Установите соответствие между органом власти и его полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в соответствующем порядке.

ПОЛНОМОЧИЯ

ОРГАН ВЛАСТИ

A) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ

Б) разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

B) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам

Г) разрешает экономические споры между субъектами хозяйственной деятельности

Д) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

1) Верховный Суд РФ

2) Конституционный Суд РФ

15. В государстве Z появилась новая политическая сила. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией?

1) выдвижение кандидата на президентских выборах

2) издание газеты

3) использование Интернета для обеспечения массовой поддержки

4) сбор средств на благотворительные цели

5) принятие учредительных документов

6) участие в политическом ток-шоу на местном телевидении

16. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение по старости

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную неприкосновенность

17. Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов

2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов

4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов

5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак

6) достижение брачного возраста

18. Установите соответствие между организационно-правовыми формами предприятий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в соответствующем порядке.

ПРИМЕРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

А) Преимущественное право в принятии решений имеют участники, несущие ответственность в объеме всего своего имущества по обязательствам предприятия.

Б) Прибыль и ликвидационный остаток предприятия распределяются в связи с трудовым участием.

В) Отдельные участники предприятия несут ответственность только в размере внесенных вкладов.

Г) Собственность предприятия складывается из паев участников, работающих на нем.

Д) Все участники предприятия обладают правом вето при принятии решений.

Е) Аптека находится в муниципальной собственности, обслуживает социально-незащищенные категории населения.

1) кооператив

2) полное товарищество

3) унитарное предприятие

4) товарищество на вере

19. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовое право 2) административный проступок 3) дисциплинарная ответственность

4) штраф 5) конституционное право 6) судимость

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

21 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

22 (26). Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

23 (27). В государстве Z глава государства и члены Законодательного Собрания избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названные в условии задачи.

24 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Предварительный просмотр:

II вариант

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; ценностные установки.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Художник K. coздал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сложно для понимания неподготовленного человека 2) удовлетворяет сиюминутные запросы людей

3) имеет ограниченный круг почитателей 4) обладает художественной ценностью

5) имеет широкую аудиторию 6) обладает меньшей художественной ценностью

5. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

6. В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.

2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

3) Формируется класс промышленных рабочих. 4) Существует разделение труда.

5) Происходит механизация производства. 6) Развивается сельское хозяйство.

7. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

8. Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры в определенной последовательности.

ПРИМЕР

ТИПЫ

КОНКУРЕНЦИИ

А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют две конкурирующие компании, кроме того представлены несколько мелких фирм.

Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств.

В) В городе Р большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому

ремонту.

Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона.

Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс-оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города.

1) чистая конкуренция

2) олигополия

3) чистая монополия

9. Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны.

1) доступна для гражданского оборота 2) призвана поддерживать стабильность национальной валюты

3) подтверждает участие в бизнесе 4) наделяет владельца правом на получение дивидендов

5) выпускается на ограниченный срок 6) носит долговой характер

10. На рисунке отражено изменение ситуации на рынке кухонной мебели: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) ростом затрат производителей кухонной мебели

2) увеличением количества производителей кухонной мебели

3) снижением доходов потребителей

4) повышением пошлин на импортные комплектующие

12. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.

13. Выберите верные суждения о формах правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В парламентской республике происходит всенародное избрание президента.

2) В парламентской республике правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

3) В президентской республике отсутствует ответственность президента перед парламентом за проводимую политику.

4) В смешанной республике президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства.

5) В смешанной республике правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом.

14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) назначение на должность судей Конституционного Суда

Г) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума РФ

15. B стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z выборы парламента проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

4) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

16. Что из перечисленного характеризует закреплённый в Конституции РФ принцип народовластия? Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношении с федеральными органами власти

2) преследование захвата власти или присвоения властных полномочий

3) гарантии единства экономического пространства

4) осуществление государственной власти на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную

5) признание народа носителем суверенитета в Российской Федерации

17. Найдите в приведённом ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство.

18. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

19. Граждане РФ Валентин и Валентина решили заключить брачный договор. Какие условия необходимы для вступления брачного договора в законную силу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование личных неимущественных отношений 2) указание срока действия брачного договора 3) наличие общих несовершеннолетних детей 4) нотариальное удостоверение

5) письменная форма договора 6) государственная регистрация брака

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему __________(А) и вести себя должным образом. Так, от педагога окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их __________(Б). Следовательно, статус и __________(В) связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер __________(Г).

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид следует __________(Д), за неправильное – наказание.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является __________(Е), который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

21 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

22 (26). В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности - стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

23 (27). В последнее время в России активно обсуждается вопрос о том, что внешний вид должен быть закреплен законодательно. При проведении социологического опроса на вопрос «Внешний вид - это личное дело каждого?» были получены следующие ответы:

Согласны ли вы с результатами социологического опроса? Является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека? Свой ответ прокомментируйте.

24 (28). Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Предварительный просмотр:

III вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице «Государственное регулирование экономики».

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Преступление; правонарушение; кража; мелкое хулиганство; проступок.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.

2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.

3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.

4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.

5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

6. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений 2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта 4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий 6) применение строго определенных понятий

7. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ВВП - это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы.

2) ВВП отражает общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.

3) ВВП характеризует общий объем производства.

4) ВВП - это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

5) ВВП - это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.

8. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) экономические пропорции устанавливаются на основе централизованного планирования

Б) экономические потребности населения устойчивы и зависят от социальной принадлежности

B) решения по основным экономическим вопросам принимает государство

Г) производственные технологии не меняются длительное время

Д) цены устанавливаются государством

1) командная экономика

2) традиционная экономика

9. В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.

10. На рисунке отражены изменения спроса на кухонную мебель на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P - цена товара, Q - количество товара.)

Это перемещение может быть связано с:

1) совершенствованием технологии производства кухонной мебели

2) уменьшением издержек производителей кухонной мебели

3) с распространением слухов на повышение цен на мебель в ближайшем будущем

4) увеличением доходов населения

5) увеличением объёма транспортных услуг

11. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

12 . В стране Z учёные провели опрос граждан разных возрастов на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В каждой группе доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше доли тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

2) В каждой группе доля опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

3) Четверть опрошенных 40-летних граждан считают, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

4) Почти треть опрошенных 20-летних граждан знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают.

5) Менее трети опрошенных обеих групп ежедневно ощущают проявления глобальных проблем.

13. Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.

2) Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.

3) Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.

4) При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.

5) В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определенным сроком.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

15. В государстве Z регулярно проводятся выборы в парламент. Правом голоса наделены все граждане старше 18 лет. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в этой стране используется мажоритарная избирательная система? Выберите из представленного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существует избирательный барьер для прохождения в парламент

2) используются одномандатные округа

4) мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных голосов

5) партии выдвигают списки своих кандидатов

6) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

16. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

17. Найдите в приведенном списке конституционные требования к судьям судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданство Российской Федерации

2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет

4) достижение 25-летнего возраста

5) высшее историческое образование

18. Установите соответствие между примерами и правоотношениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в определенной последовательности.

19. В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уголовный процесс 2) гражданский процесс 3) истец 4) подсудимый 5) потерпевший 6) ответчик

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем __________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

21 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение о последствиях инфляции.

22 (26). Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике .

Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

23 (27). Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деньги и проблемы денежного обращения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых нужно дать краткий ответ. К заданиям из второй части необходимо дать развернутый свободный ответ (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

В изменения :

В демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию также даны ответы ко всем заданиям, а также указания по оцениванию заданий с развернутым ответом.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию

Первоначально демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый свободный ответ.

В 2013 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию были внесены следующие изменения :

  • было усложнено задание В5 : общее количество приведенных в условии задания суждений увеличилось с четырех до пяти; экзаменующимся стало нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения;
  • темы , предлагаемые для написания эссе, сгруппировали в пять блоков вместо прежних шести . Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, были включены в одно общее направление;
  • были скорректированы требования задания С9 .

В 2014 году в демонстрационном варианте по обществознанию были изменены формулировка, критерии оценивания и максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов), и, в следствие этого, изменился максимальный балл за выполнение всей работы (с 59 до 60 баллов).

В 2015 году в демонстрационный вариант по обществознанию были внесены существенные изменения :

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
  • В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7).
  • Блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7).
  • Под номером 21 введено задание , проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
  • Общее количество заданий демонстрационного варианта сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
  • Увеличен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
  • Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

В демонстрационном варианте 2016 года по обществознанию произошли существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом. В демонстрационном варианте оптимизирована структуру экзаменационной работы:

  • Задания части 1 стали ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания.
  • Из части 1 исключены задания с кратким ответом в виде 1 цифры, соответствующей номеру правильного ответа, остальные задания перегруппированы. Общее количество заданий части 1 сократилось на 7 .
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился.

В демонстрационном варианте 2017 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2016 годом была измененена структура блока заданий части 1 раздела «Право»:

  • .Добавлено задание 17 на выбор верных суждений.
  • Изменена нумерация заданий 18 и 19 (бывшие 17 и 18).
  • Бывшее задание 19 было исключно из работы.

В демонстрационный вариант 2018 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2017 годом были внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка задания 29.
  • Изменена система оценивания заданий 28 и 29.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

В демонстрационный вариант 2019 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2018 годом внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Практикум ЕГЭ по обществознанию предназначен как для работы в классе, так и для самостоятельного контроля знаний. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Предлагаемое пособие содержит тренировочные варианты тестовых заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ.
Особое внимание уделяется отработке навыков правильного заполнения бланка ответов. Учащемуся предлагается выполнить реальный экзаменационный тест, заполняя при этом реальный бланк ответов на задания ЕГЭ. Приводятся примеры типичных ошибок при заполнении бланков, которые даже при правильно выполненных заданиях ведут к снижению оценки. Практикум предназначен для преподавателей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, а также ученикам для самоподготовки и самоконтроля.

Пособие содержит 25 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию, а также 80 дополнительных заданий части 3(C). Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2013 году.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам для самоподготовки и самоконтроля.

Скачать и читать ЕГЭ 2013, Обществознание, 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(C), Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

Данное пособие предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по обществознанию (ГИА) в новой форме. Пособие включает комплекты типовых заданий по всем содержательным линиям экзаменационной работы и два полных тренировочных варианта. С его помощью учащиеся смогут проверить свои знания и умения по предмету, а учителя – оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить целенаправленную подготовку к экзамену.

Скачать и читать ГИА, Обществознание, 9 класс, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2013

Предлагаемое пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным экзаменационным заданиям, но распределенные по темам курса обществознания: «Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Цель пособия - помочь выпускникам 9 классов подготовиться к экзамену, познакомиться с новыми для них типами заданий, отработать приемы работы с ними, оценить уровень своей подготовки и готовности к игоговой аттестации.
Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации (в новой форме), оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Скачать и читать ГИА, Обществознание, Самостоятельная подготовка, Калачева Е.Н., 2013

ГИА 2014, Обществознание, 9 класс, Спецификация

ГИА 2014, Обществознание, 9 класс, Спецификация.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 11.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.

типы

Социальные институты

Правящая партия

Ответ:


1.

типы

Социальные институты

Правящая партия

Так принято в условиях демократии называть партию, которая получила большинство депутатских мандатов в парламенте и благодаря этому может влиять на формирование правительства

Партия, выступающая против господствующей партии или мнения, противостоящая правительственному курсу и ведущая с правящей партией борьбу за государственную власть в интересах общества

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы политических партий по отношению к действующей власти.

Ответ: оппозиционная.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Акционерное общество; физическое лицо; субъект права; производственный кооператив; гражданин.

Ответ: субъект права.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 1 3.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
  • Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
  • Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
  • Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
  • Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе удовлетворения потребностей.

Ответ: 1 3.


5.

Формы

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

Виды (этапы) познания

  • чувственое познание
  • рациональное познание

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

Виды (этапы) познания

  • чувственое познание
  • рациональное познание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 2 1 1


6.

  • образность и наглядность

Ответ:


6.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к року обществознания по теме «Духовная культура». Один из слайдов называется «Искусство». Что из перечисленного необходимо включить в это слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • познание мира с помощью слова, цвета и звука
  • значимость художественного вымысла
  • образность и наглядность
  • получение достоверной картины мира
  • изучение закономерностей развития мира
  • объективность отражения реального мира

Ответ: 1 2 3.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, од которыми они указаны.

  • К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
  • ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.
  • Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
  • Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.
  • ВВП рассчитывается только на душу населения.

Ответ: 1 3 4.


8.

Примеры

А) страховые выплаты

Б) приобретение сырья

Виды издержек

  • постоянные
  • переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) страховые выплаты

Б) приобретение сырья

В) оплата процентов по банковским кредитам

Г) сдельная оплата труда наёмных работников

Д) арендная плата за помещение

Виды издержек

  • постоянные
  • переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 2 1


9.

Ответ:


9.

Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z – центральный банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
  • Банк осуществляет эмиссию денег.
  • Банк осуществляет кредитование физических лиц.
  • Банк обслуживает деятельность финансовых организаций.
  • Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.
  • Банк устанавливает ставку процентов.

Ответ: 2 5 6.


  • низкий урожай овощей

Ответ:


10.На графике отражены изменения предложения овощей. Р- цена товара,Q- количество товара.

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • повышение цен на сельскохозяйственную продукцию
  • снижение затрат на транспортные услуги
  • увеличение доходов фермерских хозяйств
  • низкий урожай овощей
  • реализация программ государственной поддержки фермерских хозяйств

Ответ: 1 4.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.
  • Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
  • Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.
  • Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.
  • Причина социального конфликта связана с интересами участников.

Ответ: 2 3 4 5.


Ответ:


12.В ходе опроса 30-летних и 60-летних граждан им задали вопрос: « Для чего Вам, Вашей семье нужен приусадебный участок?»

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

  • Большинству 60-летних опрошенных приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.
  • Среди 30-летних доля тех, кому приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.
  • Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать гостей.
  • Равным долям опрошенных 60-летних приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать гостей и чтобы вложить деньги.
  • Среди тех, кому приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля 60-летних больше, чем доля 30-летних.

Ответ: 1 2 4


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • К характеристикам политического (государственного) режима относят способы/механизмы принятия политических решений.
  • К признакам политического (государственного) режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
  • Тип политического (государственного) режима определяется состоянием прав и свобод граждан.
  • Тоталитарный режим отличается от демократического наличием профессионального аппарата управления (бюрократии).
  • Политическому (государственному) режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Ответ:1 2 3.


14.

Вопросы

А) общие вопросы воспитания

Г) обеспечение правопорядка

Д) амнистия и помилование

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А БВ Г Д


14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из втоого столбца.

Вопросы

А) общие вопросы воспитания

Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

В) разграничение государственной собственности

Г) обеспечение правопорядка

Д) амнистия и помилование

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр
  • федеральный центр и субъекты РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 2 2 1


15.

Ответ:


15.

Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Министерство образования и науки объявило о проведении конкурса «Учитель года».
  • На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.
  • По всей стране прошли парламентские выборы.
  • Мэрия города установила новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.
  • Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.
  • В городе Z учителя истории и обществознания создали свою профессиональную ассоциацию.

Ответ: 2 5 6.


16.

Ответ:


16.

Найдите в приведённом списке политические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • участие в управлении делами государства
  • получение квалифицированной юридической помощи
  • проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования
  • обращение в органы государственной власти
  • сохранение природы и окружающей среды

Ответ:1 3 4


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о трудовом праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В РФ источником трудового права является только Трудовой кодекс.
  • В РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
  • Право на безопасность труда предполагает, что работник имеет право на заключение срочного трудового права.
  • Работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности).
  • Работник вправе соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Ответ: 2 4.


18.

Примеры

А) обязательные работы

Б) предупреждение

В) возмещение убытков

Г) замечание

Д) дисквалификация

  • дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) обязательные работы

Б) предупреждение

В) возмещение убытков

Г) замечание

Д) дисквалификация

Меры юридической ответственности в РФ

  • дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе
  • наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях
  • способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 3 1 2


19.

  • составление завещаний
  • расследование преступлений

Ответ:


19.

Людмила Николаевна работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг её полномочий, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • составление завещаний
  • представление и защита интересов доверителя в суде
  • расследование преступлений
  • удостоверение брачного договора
  • свидетельство подлинности копий документов
  • надзор за соблюдением законодательства

Ответ: 1 4 5.


20.

  • эффективность 8) механизм
  • властность 9) статус
  • ответственность

Ответ; А Б В Г Д Е


20.

Вставьте из списка пропущенные слова.

«Социологи подчёркивают, что____(А)социального контроля может быть достигнута лишь в том случае, когда он придерживается золотой середины между свободой выбора и___(Б)за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильность__(В). Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных_________(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и _____(Д)при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или__(Е)»

  • самостоятельность 6) общество
  • самоконтроль 7) дееспособность
  • эффективность 8) механизм
  • властность 9) статус
  • ответственность

Ответ; А Б В Г Д Е

3 5 6 8 1 2


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также- жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Мировоззрение- необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрения, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы их взаимосвязи.


Часть 2.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме.


Часть 2.

Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих»…

В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания- жизненно-практические, профессиональные, научные…


Часть 2.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоучённость», которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф.Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравьёв) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке.


Часть 2.

Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования и обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей…

Все три компонента мировоззрения- знания, ценности, программы действия- взаимосвязаны…При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действия так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.

(И.Фролов и др.)


21.


21.

Ответ:

  • совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, жизненные позиции, программы поведения, действия людей;
  • разнородный «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя;
  • познавательный и ценностный способы.

22.


22.

Ответ:

  • мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов;
  • в мировоззрении отражаются социальные ценности конкретных исторических эпох, стран, народов;
  • мировоззрение предполагает наличие у человека, группы людей определённой картины мира, которая не может быть сформирована без знаний о мире.

23.

Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проанализируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения).


23.

Ответ:

  • знания, ценности, программы действий;
  • -понимая разрушительную силу ядерного оружия (знания), известные учёные выступили с идеями мира, разоружения и международного научного сотрудничества (ценности), они создали Пагоушское движение учёных, проводят конференции, выпускают книги, периодические издания (программы действий);
  • -любящие животных молодые люди (ценности) создали приют для безнадзорных животных и интернет-сайт для поиска животным новых хозяев (программа действий), они также поступили учиться на ветеринарный факультет, чтобы лечить животных (знания).

24.

Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что «многоучёность уму не научает».


24.

Ответ:

  • Человек может обладать энциклопедическими знаниями, но при этом не понимать сути процессов и явлений окружающего мира, не уметь выстраивать связи между отдельными известными ему фактами;
  • Наличие энциклопедических знаний само по себе не обеспечивает способность человека анализировать происходящие в природе и обществе события, процессы, осуществлять самоанализ;
  • Энциклопедические знания никак не помогают человеку в решении повседневных жизненных проблем, выстраивании отношений с окружающими людьми, так что «многоучёность» не даёт ума в житейском понимании этого слова.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС)? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС, и одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.


25.

Ответ:

  • Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву;
  • Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву;
  • Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

26.

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.


26.

Ответ:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины в области фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.


27.

Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.


27.

Ответ:

  • олигополия;
  • три фирмы-производителя поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену товаров, другие производители на рынке не представлены;
  • -рынок чистой (совершенной) конкуренции;

-рынок монополистической конкуренции;

-рынок монополии.


28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические институты». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

  • Атрибуты политических институтов:

а) политические нормы;

б) санкции;

в) признание норм субъектами политической жизни.

2. Институт парламентаризма:

а) создание правовых норм;

б) представление интересов различных социальных сил.

3. Институт исполнительной власти:

а) текущее управление делами;

б) правительство, министерства и ведомства.

4. Институт государственной службы.

5. Институт главы государства:

а) механизм избрания главы государства;

б) представительские функции

в) функции гаранта конституции и суверенитета государства;

г) социальный арбитраж и др.

6. Институты судопроизводства.

7. Институт гражданства:

А) правовая связь человека с государством;

Б) приобретение гражданства

В) права и обязанности граждан;

Г) выход из гражданства.

8. Институт избирательного права.

9. Институт политических партий


Использованная литература.