Реформы государственной власти при екатерине 2. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение

Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточения власти в руках императрицы.

Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два из них (один в Петербурге, а другой - в Москве) занимались судебными делами, один ведал делами Украины и Прибалтики, еще один департамент выполнял функции Московской сенатской конторы и т.д. Лишь один из шести департаментов сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-апелляционным учреждением.

Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А.А. Вяземский) императрица и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.

Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики ит.д.) Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II, такие как А.В. Олсуфьев, А.В. Храповицкий, Г.Н. Теплов и др. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения в определенной части внутренней политики. Так, И.И. Бецкой был главной фигурой в области просвещения, Л.И. Миних - в области таможенной политики и т.д. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрицы из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.

В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.

В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.

1.4 Противоречия в строе губернских учреждений

Легко заметить, прежде всего, необычайную сложность созданного Екатериной губернского правительственного механизма. Мы видим здесь, прежде всего сильное влияние, какое оказали на эти учреждения идеи, распространявшиеся тогдашней политической литературой Запада, преимущественно идея разделения властей. Без строгого разделения властей - законодательной, исполнительной (административной) и судебной - тогдашний передовой публицист не мыслил правильного государственного устройства. Екатерина заплатила очень щедрую дань этой идее в своих губернских учреждениях.

Из иного источника вытекло сложное устройство сословных судебных инстанций.

Правда, в "Наказе" повторена была идея Беккариа, что для правильного судопроизводства полезно установить и суд себе равных, чтобы тем ограничить давление, оказываемое на суд высшими сословиями - дворянством и духовенством; но созданные сословные судебные места при высказанной в "Наказе" идее равенства всех перед законом отзывались чем-то феодальным, средневековым разделением сословий. Пересматривая наказы дворянских депутатов в Комиссии 1767 г., легко заметить этот источник. Многие наказы выражали решительное желание сословия - устроиться в уездные сословные корпорации и принять деятельное участие в местном управлении и суде. Для выбора депутатов в Комиссию дворянство собиралось по уездам и выбирало уездных предводителей; теперь дворяне заявляли в Комиссии желание, чтобы оставлено было за сословием право выбирать этих уездных предводителей, собираться в известные сроки и контролировать ход местного управления. Некоторые наказы даже требовали, чтобы уездные управители - воеводы избирались местным дворянством. Порядок этого участия дворянства в управлении особенно точно определен был в наказе боровских дворян: наказ требовал, чтобы уездное дворянство собиралось на съезд каждые два года и выбирало от всего уезда кандидата, который бы действовал с помощью выборного комиссара от каждого стана, или дистрикта. Уездный ландрат производит суд и расправу над людьми всех состояний; становой, или дистриктный, комиссар помогает ему, производя предварительное следствие.

В губернских учреждениях 1775 г. заметно отразились высказанные в дворянских наказах желания; очевидно, мысль об уездных ландратах была осуществлена в лице уездного исправника; только мысль о дистриктном комиссаре, или становом приставе, была отсрочена и осуществлена потом уже, в царствование императора Николая I.

Итак, источником противоречия, заметного в строе губернских учреждений, были желания, выраженные дворянством. Законодательница, руководясь западноевропейскими публицистами, столкнулась с дворянством, которым руководили практические восточноевропейские интересы. Разбирая личный состав созданных Екатериной административных и судебных учреждений, легко заметить, что это противоречие было внушено интересами одного сословия. Мысль о том, что каждый должен судиться себе равным, высказанная в "Наказе", не была последовательно проведена в губернских учреждениях. Как мы видели, эти учреждения состояли из трех пластов. Верхним из них были учреждения бессословные: губернское правление, палаты - казенная, уголовная и гражданская. Весь личный состав в этих учреждениях назначался от короны, без всякого участия местного общества.

Второй пласт состоял из сословных губернских судов: верхнего земского суда, губернского магистрата и верхней расправы, также из всесословных учреждений - совестного суда и приказа общественного призрения. Личный состав учреждений этого второго пласта был смешанного характера: председатель назначался короной, но заседатели, называвшиеся советниками и асессорами, выбирались в каждом учреждении известным сословием, а в совестном суде и приказе общественного призрения - всеми тремя сословиями. Точно так же и третий, низший пласт, состоявший из уездных судебных инстанций с полицейским нижним земским судом, были учреждения коллегиальные, но личный состав в них весь был земского сословного происхождения: как председатель, так и заседатели выбирались сословиями. Только председатель нижней земской расправы, или расправный судья, ведавший дела вольных хлебопашцев, назначался из чиновных людей высшей местной властью. По-видимому, участие в местном управлении и суде было довольно равномерно распределено в низших и вторых инстанциях между всеми классами общества. Легко заметить, однако, некоторое преобладание, данное одному сословию - дворянству; нижний земский суд был полицейским учреждением для всего уезда, хотя в число его заседателей по делам, касавшимся вольных хлебопашцев, входили заседатели нижней расправы, но председатель нижнего земского суда - исправник - выбирался только дворянством. Притом нижние расправы были далеко не во всех уездах: открытие их предоставлялось усмотрению губернаторов, и они учреждались только в таких округах, где было достаточное количество людей подведомственных им состояний, т. е. вольных земледельцев; нижняя расправа учреждалась только в том округе, где находилось от 10 до 30 тыс. душ этих состояний.

Таким образом, полицейский порядок в уезде, поддержание безопасности и тишины и суд без различия состояний сосредоточивались в учреждениях дворянских. Была и другая форма, в которой выразилось тоже преобладание одного класса, - в губернском управлении. Высшие губернские места не имели сословного характера, но правительство обыкновенно набирало личный состав этих учреждений из того же класса, представители которого избирались в сословные дворянские учреждения: губернатор, председатель и заседатели высших губернских административных и судебных учреждений, как и палат, обыкновенно принадлежали по происхождению к дворянству.

Таким образом, преобладающее значение сословия в местном управлении выражалось в двух формах: 1) в выборе личного состава сословных дворянских учреждений, 2) в сословном происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому преобладанию дворянство стало руководящим классом в местном, как и центральном управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный представитель своего сословия; он господствовал в нем и как назначенный верховной властью коронный чиновник.

Екатерина II стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д.

Губернская реформа (1775):

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником . Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа (1764):

Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины II «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа (1785):

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной II в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.


Полицейская реформа (1782):

Был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования:

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа (1768):

Были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь,- на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

Жалованные грамоты дворянству и городам

21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Реформа образования

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру - воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность - дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Павел I

Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был Убит в Михайловском замке в Петербурге.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Пет­ровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообра-

зованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающий­ся военным делом.

Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведав­шая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III по­пулярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Се­милетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голшти- нии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

Восхождение Екатерины II на российский престол В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои на­дежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762-1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать преж­де всего об интересах России. В отличие от мужа, который продол­жал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст.

Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отро­ческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра Федоровича (до креще­ния Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаве­ты - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха.

Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив си­туацию, решила как можно быстрее стать «своей», русской - в со­вершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, - и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, за­нималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, фи­лософии, трудам французских энциклопедистов.

От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательно­стью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собе­седника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригоди­лись ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной скла­дывались достаточно сложно.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екате­рины II сплотилась группа заговорщиков - в основном гвардей­ских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734-1783) и его брат Алексей (1737-1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сен­тябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II Первые годы правле­ния императрица посвятила укреплению своей власти, подбору дове­ренных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763-1767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Счи­тая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить эле­менты «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его соци­альную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины II социально-экономической ситуа­цией. На протяжении ХѴШ в. в России развивались элементы капи­талистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества - дворянство, купечество, кре­стьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в на­чале 60-х годов ХѴШ в. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-70-х годах было запрещено покупать крестьян для про­мышленных предприятий, объявлена свобода организации про­мышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Россий­скому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губерн­ских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бес­сословного обучения.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ После смерти Петра Ш Екатерина сделалась императрицею. Она прославила свое имя гром­кими завоеваниями и мудрыми государственными распоряжениями. Для составления новых законов сама написала «Наказ» под заглавием «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения». При ней в 1783 г. была учреждена Российская Академия и в этом же году при­соединение Крыма к России. Управление Крымом было поручено По­темкину.

С 1787-1791 гг. Вторая Турецкая война, окончившаяся миром в Яссах (в 1791). Главным героем этой войны был Суворов, одержав­ший над турками победы при Кинбурне и в 1789 г. при Фокшанах и Рымнике. По этому миру Турция навсегда отказалась от Крыма и уступила России земли между Бугом и Днестром с городом Очако- вым (Иллюстрированнаяхронология... С. 116).

Усиление крепостничества Однако наряду с подобными прогрес­сивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостни­чества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины пе­реворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II - всемерно поддерживать помещиков и держать в по­виновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было за­прещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было рас­пространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепо­стные составляли около 50% общей их численности, более полови­ны из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными. Положение государственных крестьян также ухудшилось - были увеличены наложенные на них повинности, активно проводилась их раздача помещикам.

Однако стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд и быть в нем свидетелями, мог­ли, правда с согласия помещика, записываться в купцы, заниматься откупами и пр.

Отход от политики просвещенного абсолютизма В последние годы своего правления под влиянием крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева (1773-1775), и особенно Великой французской революции (1789-1794), Екатерина II постепенно от­ходит от просвещенного абсолютизма. В основном это касается идеологической сферы - идет преследование передовых идей, спо­собных привести к изменению существующего порядка, чего императ­рица стремится избежать любой ценой. В частности, А.Н. Радищев, автор антикрепостнического «Путешествия из Петербурга в Москву», был назван Екатериной бунтовщиком хуже Пугачева и в 1790 г. сослан в Сибирь; известнейший русский просветитель, издатель

Н.И. Новиков, в 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Однако основы жизни общества, заложенные политикой просве­щенного абсолютизма, остаются практически без изменений до са­мой смерти Екатерины II.

Аппарат центрального управления Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екате­рины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената.

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник пе­реворота Н.И. Панин (1718-1783), известный дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект изме­нений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух совет­ников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Сове­том в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть де­партаментов.

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутрен­ними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал де­лами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образо­ванием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму пе­тербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сена­та. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А.Л. Вяземского (1727-1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государствен­ного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-судебное учреждение. В 70-80-х го­дах XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов централь­ного управления. После губернской реформы 1775 г. деятельность

Сената ограничивается судебными функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям.

К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование: в 1779 г. - Мануфактур-коллегия (промышленность), в 1780 г. - Штатс-контор-коллегия (государственные расходы), в 1783 г. - Берг-коллегия (горнорудная промышленность), в 1784 г. - Камер- коллегия (государственные доходы), в 1786 г. - Юстиц-коллегия (су­дебная) и Вотчинная коллегия (вопросы землевладения), в 1788 г. - Ревизион-коллегия (контроль государственных расходов). Были ос­тавлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать орга­нам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Ком- мерц-коллегия.

Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблю­дению, основные вопросы управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы местного управления им­ператрица сделала попытку дать России новое законодательство, отвечающее духу времени.

Попытка создания нового законодательства Начиная с Петра I, все правители России понимали необходимость создания нового свода российских законов. Однако в отличие от своих предшест­венников Екатерина II стремилась не систематизировать старые законы, а создать новые. Планируя собрать «Комиссию для состав­ления нового уложения» вместо устаревшего Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала составлять для нее особую инструкцию - «На­каз», в котором нашли отражение идеи просветительской филосо­фии. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась дать ей соответствующие законы, и основными источниками для нее стали произведения «О духе законов» знаменитого французско­го просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и «О преступ­лениях и наказаниях» Чезаре Беккариа (1738-1794), итальянского просветителя и юриста.

В «Наказе» довольно полно охватываются важнейшие вопросы законодательства: его задачи, особенности государственного прав­ления, судопроизводство, система наказаний, положение сословий и т.д. Первоначальная редакция «Наказа», показанная некоторым приближенным императрицы, вызвала с их стороны множество воз­ражений как слишком вольнодумная и не соответствующая русским обычаям. В результате «Наказ» был значительно сокращен в основном за счет либеральных положений, например, статей об улучшении по­ложения крестьян, об отделении законодательной власти от судебной и пр. Наиболее близкими к просветительской идеологии остались ста­тьи, касавшиеся судопроизводства и воспитания. В целом «Наказ» представлял собой изложение общих принципов, которыми должна руководствоваться в своей работе Уложенная комиссия.

В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве «Комиссии для составления но­вого уложения». В Комиссии должны были быть представлены вы­борные депутаты от всех сословий.

Всего было избрано 564 депутата: 161 - от дворян, 208 - от го­родов, 167 - от сельского населения, 28 - от центральных учреж­дений (Сената, Синода, коллегий и других присутственных мест). Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465 наказов, причем большая их часть (1066) была от сельского населения. Во время ра­боты Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жа­лованье: дворянам - 400 руб., горожанам - 120 руб., крестьянам - 37 руб. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, телес­ных наказаний, конфискации имущества.

30 июля 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу в Мо­скве. Председателем ее, по рекомендации Екатерины II, был избран генерал А.И. Бибиков (1729-1774), он имел право назначать заседа­ния, вносить и ставить на голосование предложения.

Делопроизводство в Уложенной комиссии было достаточно сложным: каждый вопрос проходил через разные комиссии (их бы­ло около 20) по несколько раз, кроме того, сферы деятельности специальных комиссий и общего собрания депутатов не были дос­таточно разграничены, что затрудняло работу. Комиссия переходила от одного вопроса к другому, так и не решив предыдущего, за пол­тора года депутаты не смогли даже просто прочесть все наказы.

В целом деятельность Уложенной комиссии с самого начала была обречена на неудачу из-за отсутствия предварительной подго­товки, а также огромного объема и сложности работы: для создания новых законов депутатам нужно было разобраться в старом законо­дательстве, включавшем более 10 тыс. разнородных положений, изу­чить депутатские наказы, снять противоречия, часто непримиримые, между пожеланиями различных сословий и, наконец, составить новый законодательный кодекс, основываясь на изложенных в «Наказе» Екатерины принципах, часто противоречащих депутатским наказам. В декабре 1768 г. в связи с началом русско-турецкой войны и тем, что значительная часть депутатов-дворян должна была отправиться в войска, Уложенная комиссия была распущена на неопределенный срок, однако в дальнейшем депутаты уже не собирались.

Несмотря на то, что попытка создания нового законодательства закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала значи­тельное влияние на последующую деятельность Екатерины II. На­казы депутатов показали положение различных сословий русского общества, их пожелания и во многом определили направление дальнейших реформ.

Реформирование местного управления Система местного управ­ления включала управление губерний и уездов, а также городов и от­дельных сословий. В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во введении к этому до­кументу указывались недостатки, вызвавшие необходимость реформы: обширность губерний, недостаточное количество органов управления, смешение в них различных дел.

В результате реформы прежнее административное деление (гу­берния, провинция, уезд) было изменено: провинции упразднены, число губерний увеличено до 40 (к концу царствования Екатерины И за счет присоединения новых территорий к России существовала уже 51 губерния). Раньше областное деление проводилось случайно, и на губернии с очень разной численностью населения приходился примерно одинаковый штат чиновников. Теперь же устанавлива­лось, что губернии должны быть приблизительно одинаковы по числу жителей - от 300 до 400 тыс. человек, для уезда численность населения была определена в 20-30 тыс. Поскольку новое админи­стративное деление было более дробным, около 200 крупных сел были преобразованы в уездные города.

С изменением административных границ в рамках губернской реформы было изменено и местное управление: разделены админи­стративные, финансовые и судебные дела. В дальнейшем унифика­ция органов местного управления на территории всей страны при­вела к упразднению автономии некоторых окраин: на Украине это окончательно произошло в 1781 г., а с 1783 г. общегосударственная система административного управления была распространена на Прибалтику.

Губернское управление Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику - генерал-губернатору, деятельность которого контроли­ровалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории.

Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входи­ли два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда.

Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назна­чался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими кресть­янами бывших церковных имений.

Кроме административных, финансовых и специальных судеб­ных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, боль­ницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского прав­ления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Уездное управление Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, про­водил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя.

Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

Судебная система С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магист­рат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей - выборных от соответствующего со­словия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При ка­ждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, за­нимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки.

В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решен­ным в губернских сословных судах, были учреждены палата граж­данского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения.

В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчиняв­шийся верховному земскому суду, для городского населения - го­родской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом го­родском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем зем­ском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление В своей внутренней политике Екате­рина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого со­словия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Ко­миссию и на случай каких-либо других требований со стороны вер­ховной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, пра­во быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступле­ния, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как едино­му целому были предоставлены права юридического лица.

В конечном итоге система дворянского управления, сложившая­ся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответ­ственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицер­ский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал- губернатору, специально избранная депутация во главе с предводи­телем дворянства могла обратиться к императрице.

Городское самоуправление В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разра­ботке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, ко­торый следовало «употреблять во всех городовых делах». Было уста­новлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмб­лему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей.

В соответствии с Жалованной грамотой население каждого го­рода было разделено на шесть разрядов. В первый входили «настоя­щие городские обыватели», т.е. все без различия происхождения, звания и занятия, имеющие в городе дом или землю. Второй разряд составляли купцы, разделенные на три гильдии в зависимости от размера капитала: 1-я гильдия - от 10 до 50 тыс. руб., 2-я - от 5 до 10 тыс. руб., 3-я - от 1 до 5 тыс. руб. В третий разряд вхо­дили городские цеховые ремесленники, в четвертый - иногородние и иностранные гости, постоянно проживавшие в данном городе. Пятый разряд составляли «именитые граждане» - выборные долж­ностные лица, ученые и художники (живописцы, скульпторы, архи­текторы, композиторы), имеющие академические свидетельства или университетские дипломы, лица, владеющие капиталом от 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торгов­цы, судовладельцы. К шестому разряду относились «посадские лю­ди» - горожане, занимавшиеся ремеслами, промыслами и пр., и не внесенные в другие разряды. Горожане третьего и шестого разрядов получили общее название «мещане». Все население города в соот­ветствии со своим разрядом было внесено в Городскую обыватель­скую книгу.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели пра­во отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательст­вом городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора на­логов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом го­родского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обра­щаться за помощью.

Права города как единого целого защищались городским маги­стратом, который ходатайствовал за город перед высшими органа­ми, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не нала­гались новые подати или повинности.

Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы.

Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два из них (один в Петербурге, а другой - в Москве) занимались судебными делами, один ведал делами Украины и Прибалтики, еще один департамент выполнял функции Московской сенатской конторы и т.д. Лишь один из шести департаментов сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом Сенат стал высшим судебно-апелляционным учреждением.

Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А.А. Вяземский) императрица и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.

Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II, такие как А.В. Олсуфьев, А.В. Храповицкий, Г.Н. Теплов и др. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения в определенной части внутренней политики. Так, И.И. Бецкой был главной фигурой в области просвещения, Л.И. Миних - в области таможенной политики и т.д. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.

В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.

В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть До эпохи падения крепостного права.

Связанные материалы: