Варианты егэ по физике. Структура теста

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 35 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание (А1-А21). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только 1.
  • Часть 2 содержит 4 задания (В1-В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.
  • Часть 3 содержит 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1-С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименова
ние-

Обозначе
ние-

Множитель-

Наименова
ние-

Обозначе
ние-

Множитель-

милли


Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А21) поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для двух тел. Скорость второго тела ν2 больше скорости первого тела ν1 на величину Δν , равную

А2 Подъёмный кран поднимает груз с постоянным ускорением. На груз со стороны каната действует сила, равная по величине 8-10 3 H. На канат со стороны груза действует сила, которая

1) равна 8 ⋅ 10 3 Н
2) меньше 8 ⋅ 10 3 Н
3) больше 8 ⋅ 10 3 Н
4) равна силе тяжести, действующей на груз

А3 Камень массой 200 г брошен под углом 45° к горизонту с начальной скоростью υ = 15 м/с. Модуль силы тяжести, действующей на камень в момент броска, равен

1) 0
2) 1,33 Н
3) 3,0 Н
4) 2,0 Н

А4 Импульс частицы до столкновения равен , а после столкновения равен , причемИзменение импульса частицы при столкновении p равняется по модулю

А5 Изменение скорости тела массой 2 кг, движущегося по оси x, описывается формулой - время в секундах. Кинетическая энергия тела через 3 с после начала движения равна

1) 4 Дж
2) 36 Дж
3) 100 Дж
4) 144 Дж

А6 В таблице представлены данные о положении шарика, колеблющегося вдоль оси Ох, в различные моменты времени.

Какова амплитуда колебаний шарика?

1) 7,5 мм
2) 13 мм
3) 15 мм
4) 30 мм

А7 Какое из приведённых ниже утверждений справедливо для кристаллических тел?

1) в расположении атомов отсутствует порядок
2) атомы свободно перемещаются в пределах тела
3) при изобарном плавлении температура тела остается постоянной
4) при одинаковой температуре диффузия в кристаллах протекает быстрее, чем в газах

А8 На графике показана зависимость давления от концентрации для двух идеальных газов при фиксированных температурах. Отношение температур этих газов равно

А9 На рисунке представлен график зависимости температуры T воды массой m от времени t при осуществлении теплопередачи с постоянной мощностью P. В момент времени t = 0 вода находилась в твёрдом состоянии. Какое из приведённых ниже выражений определяет удельную теплоту плавления льда по результатам этого опыта?


А10 Газ сжали, совершив работу 38 Дж, и сообщили ему количество теплоты 238 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?

1) увеличилась на 200 Дж
2) уменьшилась на 200 Дж
3) уменьшилась на 276 Дж
4) увеличилась на 276 Дж

А11 Полому металлическому телу на изолирующей подставке (см. рисунок) сообщён положительный заряд. Каково соотношение между потенциалами точек А и В?

А12 Сопротивление каждого резистора в цепи, показанной на рисунке, равно 100 Ом. Участок подключён к источнику постоянного напряжения выводами A и B. Напряжение на резисторе R 4 равно 12 В. Напряжение между выводами схемы U AB равно

1) 12 В
2) 18 В
3) 24 В
4) 36 В

А13 Положительно заряженная частица движется в однородном магнитном поле со скоростью υ→ , направленной перпендикулярно вектору магнитной индукции В → (см. рисунок). Как направлена сила Лоренца, действующая на частицу?

А14 Выберите среди приведённых примеров электромагнитные волны с максимальной частотой.

1) инфракрасное излучение Солнца
2) ультрафиолетовое излучение Солнца
3) излучение γ-радиоактивного препарата
4) излучение антенны радиопередатчика

А15 Действительное изображение предмета в собирающей линзе находится на расстоянии двойного фокуса от линзы. Предмет расположен

1) за тройным фокусом
2) на двойном фокусном расстоянии от линзы
3) между фокусом и двойным фокусом
4) между фокусом и линзой

А16 На поверхность тонкой прозрачной плёнки нормально падает пучок белого света. В отражённом свете плёнка окрашена в зелёный цвет. При использовании плёнки такой же толщины, но с чуть бόльшим показателем преломления её окраска будет

1) полностью зелёной
2) ближе к красной области спектра
3) ближе к синей области спектра
4) полностью чёрной

А17 Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц показали, что А. масса атома близка к массе всех электронов. Б. размеры атома близки к размерам атомного ядра. Какое(-ие) из утверждений правильно(-ы)?

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

А18 Какая доля от большого количества радиоактивных ядер остаётся нераспавшейся через интервал времени, равный двум периодам полураспада?

1) 25%
2) 50%
3) 75%
4) 0

А19 Ядро висмута после одного α-распада и одного электронного β-распада превращается в ядро

А20 Для определения диаметра тонкого провода его намотали на круглый карандаш в один слой так, чтобы соседние витки соприкасались. Оказалось, что N = 50 витков такой намотки занимают на карандаше отрезок длиной мм. Чему равен диаметр провода?

А21 При нагревании спирали лампы накаливания протекающим по ней электрическим током основная часть подводимой энергии теряется в виде теплового излучения. На рисунке изображены графики зависимости мощности тепловых потерь лампы от температуры спирали P = P(T) и силы тока от приложенного напряжения I =I (U) . При помощи этих графиков определите примерную температуру спирали лампы при напряжении U=20В.

1) 2400 К
2) 2900 К
3) 3200 К
4) 3500 К

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 С вершины наклонной плоскости из состояния покоя скользит с ускорением лёгкая коробочка, в которой находится груз массой m (см. рисунок). Как изменятся время движения, ускорение и модуль работы силы трения, если с той же наклонной плоскости будет скользить та же коробочка с грузом массой 2m?

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

B2 По проволочному резистору течёт ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения и пропустили через него вдвое меньший ток.
Как изменятся при этом следующие три величины: тепловая мощность, выделяющаяся на резисторе, напряжение на нём, его электрическое сопротивление?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

В3 Ученик исследовал движение бруска по наклонной плоскости и определил, что брусок, начиная движение из состояния покоя, проходит расстояние 30 см с ускорением Установите соответствие между физическими величинами, полученными при исследовании движения бруска (см. левый столбец), и уравнениями, выражающими эти зависимости, приведёнными в правом столбце.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А Б

В4 На рисунке изображена упрощённая диаграмма энергетических уровней атома. Нумерованными стрелками отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.


Установите соответствие между процессами поглощения света наибольшей длины волны и испускания света наибольшей длины волны и стрелками, указывающими энергетические переходы атома. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б


Часть 3

Задания третьей части представляют собой задачи. Рекомендуется провести их предварительное решение на черновике. При выполнении заданий (А22-А25) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А22 Груз удерживают на месте с помощью рычага, приложив вертикальную силу 400 Н (см. рисунок). Рычаг состоит из шарнира и однородного стержня массой 20 кг и длиной 4 м. Расстояние от оси шарнира до точки подвеса груза равно 1 м. Масса груза равна

А23 Кусок льда, имеющий температуру 0 °С, помещён в калориметр с электронагревателем. Чтобы превратить этот лёд в воду с температурой 10 °С, требуется количество теплоты 200 кДж. Какая температура установится внутри калориметра, если лёд получит от нагревателя количество теплоты 120 кДж? Теплоёмкостью калориметра и теплообменом с внешней средой пренебречь.

1) 4 °С
2) 6 °С
3) 2 °С
4) 0 °С

А24 Пылинка, имеющая заряд 1011 Кл, влетела в однородное электрическое поле в направлении против его силовых линий с начальной скоростью 0,3 м/с и переместилась на расстояние 4 см. Какова масса пылинки, если её скорость уменьшилась на 0,2 м/с при напряжённости поля 105 В/м? Силой тяжести и сопротивлением воздуха пренебречь.

1) 0,2 мг
2) 0,5 мг
3) 0,8 мг
4) 1 мг

А25 В двух идеальных колебательных контурах происходят незатухающие электромагнитные колебания. Во втором контуре амплитуда колебаний силытока в 2 раза меньше, а максимальное значение заряда в 6 раз меньше, чем в первом контуре. Определите отношение

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Полное решение задач С1-С6 необходимо записать в бланке ответов № 2. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1 В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 до V0. Когда объём V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 4V0.

Полное правильное решение каждой из задач С2-С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.

С2 Система из грузов m и M и связывающей их лёгкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей через центр закреплённой сферы. Груз m находится в точке А на вершине сферы (см. рисунок). В ходе возникшего движения груз m отрывается от поверхности сферы, пройдя по ней дугу 30°. Найдите массу m, если М = 100 г. Размеры груза m ничтожно малы по сравнению с радиусом сферы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузы.

C3 Теплоизолированный цилиндр разделён подвижным теплопроводным поршнем на две части. В одной части цилиндра находится гелий, а в другой - аргон. В начальный момент температура гелия равна 300 К, а аргона - 900 К; объёмы, занимаемые газами, одинаковы, а поршень находится в равновесии. Поршень медленно перемещается без трения. Теплоёмкость поршня и цилиндра пренебрежимо мала. Чему равно отношение внутренней энергии гелия после установления теплового равновесия к его энергии в начальный момент?

C4 Источник постоянного напряжения с ЭДС 100 В подключён через резистор к конденсатору, расстояние между пластинами которого можно изменять (см. рисунок). Пластины раздвинули, совершив при этом работу 90 мкДж против сил притяжения пластин. На какую величину изменилась ёмкость конденсатора, если за время движения пластин на резисторе выделилось количество теплоты 40 мкДж? Потерями на излучение пренебречь.

С5 Металлический стержень длиной l  0,1 м и массой m =10 г, подвешенный на двух параллельных проводящих нитях длиной L=1м, располагается горизонтально в однородном магнитном поле с индукцией B= 0,1 Тл, как показано на рисунке. Вектор магнитной индукции направлен вертикально. На какой максимальный угол отклонятся от вертикали нити подвеса, если по стержню пропустить ток силой 10 А в течение 0,1 с? Угол α отклонения нитей от вертикали а время протекания тока мал.

С6 Уровни энергии электрона в атоме водорода задаются формулой При переходе из состояния Е 2 в состояние Е 1 атом испускает фотон. Поток таких фотонов падает на поверхность фотокатода. Запирающее напряжение для фотоэлектронов, вылетающих с поверхности фотокатода, U зап = 7,4 В. Какова работа выхода А вых фотоэлектронов с поверхности фотокатода?

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Задания с выбором ответа

За правильный ответ на каждое задание с выбором ответа ставится по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Задания с кратким ответом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1-В4 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на каждое задание ставится по 2 балла; если допущена одна ошибка - 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие - 0 баллов.

№ задания

Ответ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Решения заданий С1-С6 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

С1 В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 до V0. Когда объём V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 4V0.
Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

Возможное решение

1. На участке от 4V 0 до 2V 0 давление под поршнем при сжатии растёт, подчиняясь закону Бойля - Мариотта. На участке от 2V 0 до V0 давление под поршнем постоянно (давление насыщенного пара на изотерме). На участке от 4V 0 до 2V 0 график p(V) - фрагмент гиперболы, на участке от 2V 0 до V 0 - горизонтальный отрезок прямой (для экспертов: отсутствие названий не снижает оценку, названия помогают оценке графика, сделанного от руки).

2. В начальном состоянии V = 4V 0 под поршнем находится ненасыщенный водяной пар, при сжатии число молекул пара неизменно, пока на стенках сосуда не появится роса. В момент появления росы пар становится насыщенным, его давление равно p н. Поэтому на участке от 4V 0 до 2V 0 давление под поршнем растёт, подчиняясь закону Бойля - Мариотта: pV = const, т. е. p ~ 1/V. График зависимости p(V) - фрагмент гиперболы.

3. После того как на стенках сосуда появилась роса, пар при медленном изотермическом сжатии остается насыщенным, в том числе при V = V0. При этом количество вещества пара уменьшается, а количество вещества жидкости увеличивается (идёт конденсация пара). Поэтому график p(V) на участке от 2V 0 до V 0 будет графиком константы, т. е. отрезком горизонтальной прямой.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведён правильный ответ данном случае - график зависимости давления под поршнем от объёма при постоянной температуре, где верно указаны числовые данные п. 1) , и представлено полное верное объяснение (в данном случае - п. 2, 3) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае - конденсация пара, зависимость давления насыщенного пара только от температуры, закон Бойля - Мариотта для ненасыщенного пара)

Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении содержится один из следующих недостатков. В объяснении не указаны одно из явлений или один из физических законов, необходимых для полного верного объяснения.
ИЛИ
Объяснения представлены не в полном объёме, или в них содержится один логический недочёт

Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нем не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.
ИЛИ
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.
ИЛИ
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки.
ИЛИ
Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи

С2 Система из грузов m и M и связывающей их лёгкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей через центр закреплённой сферы. Груз m находится в точке А на вершине сферы (см. рисунок). В ходе возникшего движения груз m отрывается от поверхности сферы, пройдя по ней дугу 30°. Найдите массу m, если М = 100 г. Размеры груза m ничтожно малы по сравнению с радиусом сферы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузы.

Возможное решение

1. Будем считать систему отсчёта, связанную с Землёй, инерциальной.
2. На рисунке показан момент, когда груз m ещё скользит по сфере. Из числа сил, действующих на грузы, силы тяжести потенциальны, а силы натяжения нити а также сила реакции опоры непотенциальны. Поскольку нить лёгкая и трения нет, . Сила направлена по скорости груза m, а сила - противоположно скорости груза M.

Модули скоростей грузов в один и тот же момент времени одинаковы, поскольку нить нерастяжима. По этим причинам суммарная работа сил и при переходе в данное состояние из начального равна нулю. Работа силы также равна нулю, так как из-за отсутствия трения

3. Таким образом, сумма работ всех непотенциальных сил, действующих на грузы m и M, равна нулю. Поэтому в инерциальной системе отсчёта, связанной с Землёй, механическая энергия системы этих грузов сохраняется.

4. Найдём модуль скорости груза m в точке его отрыва от поверхности сферы. Для этого приравняем друг другу значения механической энергиисистемы грузов в начальном состоянии и в состоянии, когда груз m находится в точке отрыва (потенциальную энергию грузов в поле тяжести отсчитываем от уровня центра сферы, в начальном состоянии груз Mnнаходится ниже центра сферы на величину h 0):

5.Груз m в точке отрыва ещё движется по окружности радиусом R, но уже не давит на сферу. Поэтому его центростремительное ускорение вызвано только силой тяжести, так как сила направлена по касательной к сфере (см.mрисунок):

Баллы

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон сохранения механической энергии, формула для величины центростремительного ускорения);

III) представлен схематический рисунок с указанием сил, поясняющий решение;

IV) проведены необходимые математические преобразования

V) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Пункт III представлен не в полном объёме, содержит ошибки или отсутствует.

Отсутствует пункт V, или в нём допущена ошибка

2

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

C3 Теплоизолированный цилиндр разделён подвижным теплопроводным поршнем на две части. В одной части цилиндра находится гелий, а в другой - аргон. В начальный момент температура гелия равна 300 К, а аргона - 900 К; объёмы, занимаемые газами, одинаковы, а поршень находится в равновесии. Поршень медленно перемещается без трения. Теплоёмкость поршня и цилиндра пренебрежимо мала. Чему равно отношение внутренней энергии гелия после установления теплового равновесия к его энергии в начальный момент?

Возможное решение

1. Гелий и аргон можно описывать моделью идеального одноатомного газа,

внутренняя энергия U которого пропорциональна температуре Т и числу

2. Связь между температурой, давлением и объёмом идеального газа можно получить помощью уравнения Клапейрона - Менделеева:
Поршень в цилиндре находится в состоянии механического равновесия, так что давление газов в любой момент одинаково. В начальный момент объёмы газов одинаковы, и уравнение Клапейрона - Менделеева приводит к связи между начальными температурами гелия и аргона Т 1 и Т 2 и числом молей этих газов ν1 и ν2:

3. Поскольку цилиндр теплоизолирован, а работа силы трения равна нулю, суммарная внутренняя энергия газов в цилиндре сохраняется:

где Т - температура газов в цилиндре после установления теплового равновесия. Отсюда находим температуру газов: С учётом связи между начальными температурами газов и числом молей получаем:

4. Отношение внутренней энергии гелия в конце процесса и в начальный момент равно отношению температур:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

(в данном случае: первое начало термодинамики, формула для внутренней энергии идеального газа и уравнение Клапейрона - Менделеева);
II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин
(допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);
IV) представлен правильный ответ

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

(возможно, неверные), не отделены от решения

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения )

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения) , допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

C4 Источник постоянного напряжения с ЭДС 100 В подключён через резистор к конденсатору, расстояние между пластинами которого можно изменять (см. рисунок). Пластины раздвинули, совершив при этом работу 90 мкДж против сил притяжения пластин. На какую величину изменилась ёмкость конденсатора, если за время движения пластин на резисторе выделилось количество теплоты 40 мкДж? Потерями на излучение пренебречь.

Возможное решение

Закон сохранения энергии: W н + Aбат + A = W к + Q, где W н и W к - энергия электрического поля конденсатора соответственно в начале и конце процесса; A бат - работа источника тока; A - работа, совершённая против сил притяжения пластин; Q - количество теплоты, выделившееся на резисторе;

изменение ёмкости конденсатора.

Из этих уравнений получаем

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон сохранения энергии; формулы для расчёта энергии заряженного конденсатора, работы поля при перемещении в нём заряда);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи , но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения) , допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

С5

Металлический стержень длиной l = 0,1 м и массой m =10 г, подвешенный на двух параллельных проводящих нитях длиной L= 1м, располагается горизонтально в однородном магнитном поле с индукцией B = 0,1 Тл, как показано на рисунке. Вектор магнитной индукции направлен вертикально. Наткакой максимальный угол отклонятся от вертикали нититподвеса, если по стержню пропустить ток силой 10 А в течение 0,1 с? Угол α отклонения нитей от вертикали за время протекания тока мал.

Возможное решение

При протекании тока по стержню, находящемуся в магнитном поле, на него действует сила Ампера: , направленная горизонтально. В соответствии со вторым законом Ньютона эта сила вызывает горизонтальное ускорение стержня, которое в начальный момент равно:

Так как за время протекания тока угол отклонения нитей мал, влиянием подвеса на движение стержня в горизонтальном направлении за время t действия силы Ампера можно пренебречь и считать это движение равноускоренным. Следовательно, скорость стержня в момент выключения тока можно вычислить по формуле

После окончания действия силы Ампера стержень движется в поле тяжести, поднимаясь на нитях на высоту h, определяемую законом сохранения энергии:

а максимальный угол отклонения нитей подвеса от вертикали определяется выражением

Подставляя значения физических величин, получим

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: сила Ампера, второй закон Ньютона, закон сохранения энергии, формулы равноускоренного движения);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением, возможно, обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные) , не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения) , допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0

Уровни энергии электрона в атоме водорода задаются формулой эВ, где n = 1, 2, 3, … При переходе из состояния Е 2 в состояние Е 1 атом испускает фотон. Поток таких фотонов падает на поверхность фотокатода. Запирающее напряжение для фотоэлектронов, вылетающих с поверхности фотокатода, U зап = 7,4 В. Какова работа выхода Авых фотоэлектронов с поверхности фотокатода?

Критерии оценивания выполнения задания Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формула для энергии фотона и уравнение Эйнштейна для фотоэффекта) ;

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные) , не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения) , но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения) , допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказаннымкритериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказаннымкритериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Вариант № 322152

ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является последовательность двух цифр. Ответом к заданию 13 является слово. Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. При выполнении заданий можно использовать справочные материалы, находящиеся в разделе «Справочник».

Версия для печати и копирования в MS Word

Мяч, упав с некоторой высоты из состояния покоя, ударился о Землю и подпрыгнул вверх на такую же высоту. Какой график соответствует зависимости модуля скорости мяча от времени?

Ответ:

В инерциальной системе отсчёта сила сообщает телу массой m ускорение Под действием какой силы в этой системе отсчета тело массой будет иметь ускорение ?

Ответ:

Две звезды одинаковой массы m притягиваются друг к другу с силами, равными по модулю F . Чему равен модуль сил притяжения между другими двумя звёздами, если расстояние между их центрами такое же, как и в первом случае, а массы звёзд равны 2m и 3m ?

Ответ:

Мальчик массой 50 кг находится на тележке массой 50 кг, движущейся слева направо по гладкой горизонтальной дороге со скоростью 1 м/с. Каким станет модуль скорости тележки, если мальчик прыгнет с неё в направлении первоначальной скорости тележки со скоростью 3 м/с относительно дороги? (Ответ дайте в метрах в секунду.)

Ответ:

Искусственный спутник обращается вокруг Земли по вытянутой эллиптической орбите. Выберите верное утверждение о потенциальной энергии и полной механической энергии спутника.

1) Потенциальная энергия достигает максимального значения в точке максимального удаления от Земли, полная механическая энергия спутника неизменна.

2) Потенциальная и полная механическая энергия спутника достигают максимальных значений в точке максимального удаления от Земли.

3) Потенциальная и полная механическая энергия спутника достигают максимальных значений в точке минимального удаления от Земли.

4) Потенциальная энергия достигает максимального значения в точке минимального удаления от Земли, полная механическая энергия спутника неизменна.


При гармонических колебаниях пружинного маятника координата груза изменяется с течением времени t , как показано на рисунке. Период Т и амплитуда колебаний А равны соответственно

1) T = 7 с, A = 2 см

2) Т = 4 с, А = 4 см

3) T = 6 с, A = 2 см

4) T = 9 c, A = 4 cм

Ответ:

В результате нагревания и сжатия идеального одноатомного газа его давление увеличилось в 3 раза, а концентрация его молекул увеличилась в 2 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия теплового движения молекул газа?

1) увеличилась в 3 раза

2) увеличилась в 6 раз

3) увеличилась в 2 раза

4) увеличилась в 1,5 раза

Ответ:

На рТ –диаграмме изображена зависимость р давления идеального газа от температуры (см. рисунок). Какому состоянию газа из четырёх (А, В, С, D ) соответствует наименьший объём? Массу газа считать неизменной.

Ответ:

Три металлических бруска привели в соприкосновение, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи. Сравните температуры брусков перед их соприкосновением.

Ответ:

На рисунке приведён цикл, осуществляемый с одним молем идеального газа. Если U - внутренняя энергия газа, А - работа, совершаемая газом, Q - сообщённое газу количество теплоты, то условия выполняются совместно на участке

Ответ:

По какой из стрелок 1–4 направлен вектор напряжённости электрического поля, созданного двумя разноимёнными неподвижными точечными зарядами в точке О (см. рисунок, q >0, точка О равноудалена от зарядов)?

Ответ:

На рисунке показана схема участка электрической цепи. По участку АВ течёт постоянный ток А. Какое напряжение показывает идеальный вольтметр, если сопротивление Ом? (Ответ дайте в вольтах.)

Ответ:

Какой из перечисленных ниже процессов объясняется явлением электромагнитной индукции?

1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током

2) взаимное притяжение двух параллельных проводников с сонаправленными токами

3) возникновение тока в металлической рамке, вращающейся в постоянном магнитном поле

4) выбивание электрона из поверхности металла при освещении его светом

Ответ:

Как изменится частота свободных электромагнитных колебаний в контуре, если воздушный промежуток между пластинами конденсатора заполнить диэлектриком с диэлектрической проницаемостью ?

1) уменьшится в 2 раза

2) уменьшится в раза

3) увеличится в раза

4) увеличится в 2 раза


Предмет находится на расстоянии 40 см от плоского зеркала. Каково будет расстояние между ним и его изображением, если предмет удалить от зеркала ещё на 25 см? (Ответ дать в сантиметрах.)

Ответ:

Дифракционная решётка с расстоянием между штрихами d освещается монохроматическим светом. На экране, установленном за решёткой параллельно ей, возникает дифракционная картина, состоящая из тёмных и светлых вертикальных полос. В первом опыте решётка освещается красным светом, во втором - жёлтым, а в третьем - фиолетовым. Используя решётки с различными d , добиваются того, чтобы расстояние между светлыми полосами во всех опытах стало одинаковым. Значения постоянной решётки в первом, во втором и в третьем опытах соответственно удовлетворяют условиям

Ответ:

В опытах по фотоэффекту взяли пластину из металла с работой выхода 3,5 эВ и стали освещать её светом частотой Гц. Затем интенсивность падающей на пластину световой волны уменьшили в 2 раза, оставив неизменной её частоту. При этом максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов

1) сохранила своё первоначальное положительное значение

2) уменьшилась более чем в 2 раза

3) не определена, так как фотоэлектронов не будет

4) уменьшилась в 2 раза

Ответ:

На рисунке показан график изменения массы находящегося в пробирке радиоактивного изотопа с течением времени. Каков период полураспада этого изотопа? (Ответ дать в месяцах.)

Ответ:

Какое из приведённых уравнений ядерных реакций противоречит закону сохранения электрического заряда?

Ответ:

Банку с горячей водой поставили в миску с холодной водой и через равные промежутки времени измеряли значения температуры холодной воды. Погрешности измерения температуры и времени соответственно равны 2 °С и 10 с. Результаты измерений представлены в таблице.

Какой из графиков построен правильно с учётом всех результатов измерений и их погрешностей?

Ответ:

Массивный груз, покоящийся на горизонтальной опоре, привязан к лёгкой нерастяжимой верёвке, перекинутой через идеальный блок. К верёвке прикладывают постоянную силу направленную под углом к горизонту (см. рисунок). Зависимость модуля ускорения груза от модуля силы представлена на графике. Чему равна масса груза?

Ответ:

Мимо остановки по прямой улице проезжает грузовик со скоростью 10 м/с. Через 5 с от остановки вдогонку грузовику отъезжает мотоциклист, движущийся с постоянным ускорением, и догоняет грузовик на расстоянии 150 м от остановки. Чему равно ускорение мотоцикла?


Тело массой 800 г, нагретое до температуры 100 °С, опустили в калориметр, содержащий 200 г воды. Начальная температура калориметра и воды равна 30 °С. После установления теплового равновесия температура тела и воды в калориметре 37 °С. Определите удельную теплоёмкость вещества исследуемого тела. Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Ответ приведите в Дж/(кг · °С), округлите до целых.

Ответ:

В однородное электрическое поле со скоростью влетает электрон и движется по направлению линий напряжённости поля. Какое расстояние пролетит электрон до полной потери скорости, если модуль напряжённости поля равен 300 В/м? Ответ приведите в см и округлите до целого числа.

Ответ:

Линза с фокусным расстоянием F = 0,1 м даёт на экране изображение предмета, увеличенное в 6 раз. Каково расстояние от линзы до изображения? Ответ приведите в метрах.

Ответ:

С вершины наклонной плоскости из состояния покоя скользит с ускорением брусок массой m (см. рисунок). Как изменится время движения, ускорение бруска и сила трения, действующая на брусок, если с той же наклонной плоскости будет скользить брусок из того же материала массой ?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Ответ:

На рисунке показан процесс изменения состояния одного моля одноатомного идеального газа (U - внутренняя энергия газа; V - занимаемый им объём). Как изменяются в ходе этого процесса давление, абсолютная температура и теплоёмкость газа?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

Установите соответствие между формулами для вычисления физических величин в схемах постоянного тока и названиями этих величин.

В формулах использованы обозначения: I - сила тока; U - напряжение; R - сопротивление резистора. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б

Ответ:

Два пластилиновых шарика массами 2m и m находятся на горизонтальном гладком столе. Первый из них движется ко второму со скоростью а второй покоится относительно стола. Укажите формулы, по которым можно рассчитать модули изменения скоростей шариков в результате их абсолютно неупругого удара.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) модуль изменения скорости первого шарика

Б) модуль изменения скорости второго шарика

ЕГЭ по физике 2013 года необходим для поступления на ряд технических факультетов. Согласно статистике, его ежегодно выбирают около 20% выпускников 11 классов. Физика – один из самых трудных экзаменов, что подтверждается достаточно большим количеством учащихся, не справляющихся с работой (около 5%), а также небольшим средним баллом – 51. Его сложность заключается в том, что некоторые задачи имеют несколько верных решений, по этой причине возможна различная оценка правильности их выполнения. Тщательная подготовка к единому государственному экзамену по физике 2013 года поможет успешно его выдержать. Выпускникам, которые будут несогласны с выставленной оценкой, можно посоветовать смело подавать аппеляцию. Шансы на положительное решение достаточно высоки – около 30%.

Варианты ЕГЭ по физике 2013 года содержат 3 группы задач различной сложности:

Время для решения теста – 3,5 часа.

Минимальный балл по физике в 2013 году – 39.

Для сравнения стоит привести минимальные баллы ЕГЭ в 2011 и 2012 году , которые были равны 33 и 36 соответственно.

Согласно рекомендациям ФИПИ к ЕГЭ 2013 по физике лучше всего готовится с помощью он-лайн тестов, которые формируются произвольным образом из открытого банка заданий. Содержание вопросов и структура работы полностью аналогична реальному экзамену. Постоянная тренировка поможет выпускникам быстро определить и восполнить пробелы в знаниях, а также привыкнуть к форме теста и сократить число ошибок, совершаемых по невнимательности. Подготовительное тестироване выполняется в произвольном порядке. Например, ученики, планирующие получить высокий балл, могут уделить особое внимание трудным заданиям части С1-С3 , оставив легкие вопросы на потом. Чтобы необходимая информация всегда была под рукой, стоит скачать бесплатно формулы по физике и сделать их распечатку. Аналогом он-лайн тестов является демоверсия. Выпускники имеют возможность скачать задания ЕГЭ по физике c решением и заниматься без подключения к интернет.

Варианты ЕГЭ по физике. Структура теста.

Группа А:

  • А1и А2 – законы Ньютона, кинематика;
  • А3 и А4 – силы в природе;
  • А5 – работа, сохранение энергии;
  • А6 – статика и механика;
  • А7-А9 – молекулярно-кинетическая теория;
  • А10 – термодинамика;
  • А11 – электростатика;
  • А12 – постоянный ток;
  • А13 – магнитное поле;
  • А14 – электромагнитные волны и колебания;
  • А15 – оптика;
  • А16 – теория относительности;
  • А17-А19 – атомная физика;
  • А20-23 – кватовая физика – механика;
  • А24 – молекулярная физика;
  • А25 – электродинамика.

Группа В:

Группа С:

  • С1 – качественная задача по квантовой физике;
  • С2 – расчетная задача по механике;
  • С3 – расчетная задача по молекулярной физике;
  • С4-С5 – расчетные задачи по электродинамике;
  • С6 – расчетная задача по квантовой физике.