Личный опыт FSJ - Добровольный социальный год - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch. Социальный опыт

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1852

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/661/СОЦИАЛЬНЫЙ

http://www.terme.ru/dictionary/172/word/socialnyi-opyt

Социальным опыт индивида - опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развития его умений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.

В сфере научного знания принято выделять, по крайней мере, два определения социального опыта. Различают объективированный социальный опыт и социальный опыт индивида.

Под социальным объективированным опытом понимается «опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Совокупный общественный опыт человечества «опредмечен» в его духовной культуре - как в вещно-предметных формах, так и в формах социальных отношений и общения, в формах и способах деятельности; зафиксирован посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и материальной и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей. Одно и то же содержание может передаваться различными носителями, но обязательно формируется соответствующая информационная система (знаний, умений) и состоится передача, а затем и усвоение социального опыта (то есть речь идет о присвоении индивидом социальных способов и форм деятельности, форм отношений и общения, определенного содержания общественной информации, установок, норм, общественных ценностей). Социальный опыт - это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства, эмоции, рефлексы, языки, ориентиры, системы мировоззрений, точки зрения, взгляды. Одна из неосознаваемых целей нашей жизни - отмечают ученые - это передача социального опыта. Если бы этой передачи не было, мы бы до сих пор были первобытными людьми или не выжили. Интересный мысленный эксперимент провели ученые. Он заключался в следующем: если бы в наше время случилась трагедия, оставившая в мире детей в возрасте до 4 лет, то цивилизация вымерла. Почему? Потому что дети не смогли бы освоить все достижения человечества. Скорее всего, они бы вернулись в стадию первобытных людей, если не исчезли вообще. А почему им не удалось бы освоить социальный опыт? Потому что нет передачи социального опыта. Детям пришлось бы заново все открывать. А открывать что-то гораздо сложнее, чем получить это в готовом виде.

Элементы социального опыта2: *

знание представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности; *

опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений; *

опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив; *

опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Структурная модель социального опыта индивида: *

аксиологический компонент составляют ценностные ориентации, определяющие социальные установки и направленность личности; *

познавательный компонент заключает в себе социальные понятия, представления, суждения, убеждения; *

действенный - содержит совокупность исторически накопленной практической деятельности: всевозможные реакции, умения, навыки; *

коммуникативный - включает в себя навыки социального взаимодействия, приспособленность, обладание культурой речи. Данный подход делает возможным построение базовой модели профессионально-ориентированного социального опыта, например, педагога. Социальный опыт индивида как некая целостность и интегральное образование имеет свою структуру. В. В. Краевским и И.Я. Лернером. выделены четыре элемента социального опыта:

Знание, которое представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;

Опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

Опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив;

Опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Все элементы социального опыта в представленной модели взаимосвязаны и взаимообусловлены, они обладают одинаковой значимостью. Данная модель представляет собой структуру общественного (объективированного) социального опыта, подлежащего усвоению, а не структурную модель социального опыта индивида.

Следует отметить, что социальный опыт включает в себя, прежде всего, набор ценностных ориентации, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п.

Социальная реальность как совместный опыт в повседневной жизни.

Личный опыт как предмет изучения.

Основополагающим понятием восходящей к А.Шюцу феноменологии социального мира является понятие личного опыта человека.

Личный опыт – это неразрывное единство знания и переживания. Любой предмет дан человеку не иначе, как в опыте. Его познание неотделимо от субъективного переживания, «проживания через» (living through), духовного освоения. Феноменологическое понятие опыта подчёркивает взаимосвязанность, единство, взаимообусловленность внутреннего и внешнего, объективных характеристик объекта познания и человеческого к нему интереса, выраженного в направленности сознания на определенный фрагмент реальности, который, в силу направленности сознания, интереса и становится «объектом». Сознание всегда селективно (избирательно) относительно: 1)избранных целей и 2)критериев значимости в определенной ситуации.

Личный опыт интенционален и феноменологичен.

Интенция - направленность сознания на некоторый фрагмент реальности как на предмет желания, смутный образ желаемой нами реальности.

Феномены – мысленные конструкции наших устремлений и желаний. Основой, на которой возникает феномен является не эмпирическая вещественность, а смысл, который и конституирует (задаёт, создаёт) «вещи» - фрагменты объективного мира. Феномены– акты человеческого восприятия и отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности.

Целью феноменологического анализа является поиск ответов на вопрос: как люди в социальном, культурном взаимодействии воспринимают, толкуют, перетолковывают и конструируют (!) социальную действительность?

Жизненный мир как предмет изучения.

Феномены как продукты личного опыта являются элементами жизненного мира. Жизненный мир – это мир феноменов, которые мы создаём сами и в существование которых мы верим, это то, что имеет для нас очевидную достоверность. Отправным пунктом профессиональной рефлексии феноменологического социолога являются конкретные переживания человека в его жизненном мире. Жизненный мир – это мир чувственного опыта, мотивированного практически-ситуационными интересами.

Мир повседневной жизни дан человеку в допредикативном опыте, т.е. до каких-либо научных определений, описаний, объяснений, до объективирующей научной рефлексии. Дефиниции, которые вырабатывает позитивная наука являются обработками первичных значений как рефлексивных переживаний жизни. Таким образом, следует различать: 1)первичные значения – слаборефлексивное знание мира повседневности – мир очевидностей, первичный запас знаний и 2)вторичные значения – определения знакомого в конвенциональных терминах.

Цель соцолога – понять жизненный мир: « Исследование основных принципов , в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук» (А. Щюц. Формирование понятия и теории в общественных науках.).

Механизмы понимания:

· Аппрезентация как механизм восприятия «другого мира».

Восприятие по сути представляет собой операцию ассоциативного переноса смысла одного предмета – на другой. Узнавание по аналогии, установление сходства как аналогизирующий перенос ранее освоенного предметного смысла на новый, спонтанное подверствывание под образец – одна из фундаментальных процедур обыденного мышления. Эта процедура представляет собой «приписывание» вещи к уже известному типу, идентификацию с тем, что «уже было». Гуссерль эту процедуру называл аналогизирующая апперцепция (verдhnlichende Apperzeption), Щюц - аппрезентация. Аппрезентация конституирует (создаёт, устанавливает) сообщество людей одного восприятия – группу единомышленников. Восприятие – больше, чем отражение, восприятие – всегда одновременно конструкция и конституция. Мы никогда не воспринимаем мир в одиночку. Свои восприятия мы всегда координируем с восприятиями «других», которые могут выступать не только в виде реальных живых собеседников, но и тех, с кем мы можем поговорить только в мыслях. Интерсубъективность есть бытие взаимосогласованного опыта. Социальный мир - потенциально бесконечный горизонт взаимосогласованного опыта. Слияние культурных горизонтов отдельных личностей через “вчувствования” в чужие значения приводит к образованию культурного сообщества.

· Типизация как механизмидентификации с прошлым опытом.

Опыт cознания слагается из восприятий. Предмет восприятия осознаётся в результате акта идентификации, т.е. подведения нового переживания под уже известную схему. Жизненный мир -

это мир типичного, усредненного, повторяющегося. Типизация – это идентификация с тем, что уже было, срывание покровов новизны и узнавание тождественности феномена с тем типом, к которому он «приписан». Объяснение – это подведение нового под уже известное. Типизации упорядочивают новую реальность и превращают ее в доверяемую действительность. Типизирующие структуры сознания позволяют преодолевать своеобразие личного опыта и наводят мосты взаимопонимания в жизненном мире.

Типизации – социально признанные способы упорядочивания знаний , возникающие в гомогенном (однородном, состоящим из примерно одинаковых людей) сообществе, типовые варианты восприятия, описания и интерпретации предметов и ситуаций. Типизации – исторические образования: они складываются в течении длительного времени и отражают особенности жизни различных сообществ. Типизации как способ «объяснения» являются не индивидуальными, а социальными когнитивными конструкциями, т.е. вырабатываются в группе, являются особыми коллективными представлениями. Отдельные индивиды, по мере освоения применяемых в данном сообществе типизаций приобщаются к социально выработаному запасу знаний. Это позволяет всем членам сообщества построить интерсубъективный жизненный мир, т.е. одинаково воспринимать реальность и определять ситуацию и, в конечном счёте, - понимать друг друга.

Объектом социологического исследования должно являться базовые типизации различных сообществ, которые представляют собой устойчивые языковые конструкции, стандартные образы восприятия, типовые схемы объяснения, способы конструирования ситуаций и другие знаковые (в широком смысле слова) системы.

Цель социологии – узнать то, что «знают» другие: как они представляют себе окружающий мир, на базе каких первичных типизаций строится их картина мира.



· Проектирование как механизм предвосхищающего понимания.

Понять действие – значит приписать ему типичные мотивы «потому-что» (because-motives) и для-того-чтобы». Мотив «потому-что» детерминирован биографической ситуацией. Мотив «для-того-чтобы» детерминирован актуальной практической целью. Но оба мотива содержат в себе проект как представление о будущем. Метафорически говоря, замечает А.Шюц, проектирование состоит в том, что я должен сначала иметь картину того, что надо сделать, в своей голове. Для этого я должен с помощью фантазии поместить себя в будущее, когда действие уже закончено, и реконструировать отдельные шаги, ведущие к полученному результату. Получается, что действия человека в настоящем детерминированы будущем, точнее, представлениями о нём. Зная их, мы лучше понимаем человека.

Резюме. Способы понимания смысла действия:

· Расшифровка жестуальных действий путём мысленного их повторения и сопереживания. Тело наблюдаемого является полем выражения его внутренней жизни. Личность другого дана наблюдателю телесно.

· Аналогия наблюдаемых действий с собственным жизненным опытом – припоминание собственных действий в аналогичной ситуации; перенос опыта, экстраполяция знания одной ситуации – на другую.

· Выведение мотивов в собственной фантазии; создание гипотетической проективной модели с последующей проверкой методом идеального эксперимента – вживание в роль посредством воображения.

Используя факты личного социального опыта, проиллюстрируйте тремя примерами «скрытую программу, определяющую специфические условия обучения» в школе.


Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. с самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нём заботиться.

Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека...

Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом... Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста… Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются ещё более значимыми, чем раньше... Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида.

Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения...

Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты,книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления...

(Э. Гидденс )

Пояснение.

Могут быть приведены такие примеры:

1) в школе Z учатся представители нескольких этнических групп, и им приходится решать специфические проблемы межэтнических взаимодействий;

2) учитель биологии школы Z - активный участник экологического движения - приобщает своих учеников к охране природы их населённого пункта, региона;

3) учитель математики в классе А - строгий, требовательный педагог, а в классе Б недавний выпускник вуза, который только формирует свой индивидуальный стиль преподавания и общения с учениками.

Могут быть приведены другие уместные примеры

Социальный опыт учащихся.

Пилипенко Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Заброденская СОШ

В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование в России претерпевает кардинальные изменения.
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Проблема социализации личности школьника вызвана необходимостью соотношения процессов воспитания и социализации.

Вместе с педагогическим коллективом я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся нашей школы.
Целью этой деятельности является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
Становление личности – путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира. Организуя процесс воспитания школьников, мы должны, наряду с другими направлениями воспитания, уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры учащихся. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития

учащихся. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа «Я – Человек. (Школа нравственного воспитания)», главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Программа предполагает пять актуальных этапов (ступеней) личностного роста воспитанников: «Мой индивидуальный мир» (начальная школа), «Мой мир знаний»(5 класс), «Мой мир отношений»(6-7 классы), «Мой мир дела»(8-9 классы) и «Это мой мир»(10-11 классы). Деление по классам, конечно, условно. Мы предлагаем систему воспитательных мероприятий для преодоления учащимися ступеней «Мой мир знаний», «Мой мир отношений», «Мой мир дела» и переход к дальнейшим ступеням личностного роста («Это мой мир»(10-11 классы).

Основная моя работа по развитию самоуправления была направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Ученики искали материал и проводили классные часы: «У войны - не женское лицо», «Символы государства", «О правах ребенка в картинках»”, «Моя конвенция (о правах человека)». Развитие ученического самоуправления способствовало освоению и реализации учениками своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, к родной школе, своей семье, к родному краю. Таким образом, я создавала условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления. Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся

. (.Исследовательская работа по литературе: «Знакомимся с основными жанрами современной литературы». Межрайонная научно-практическая конференция «Школьная экологическая инициатива» (г.Калач, МКОУ СОШ №1) Выступление Петрухненко Д. – 3 место)

Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, сельского поселения, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей (акция «Милосердие).

Воспитанники участвовали в акциях «Помоги ребенку», «Ветераны живут рядом», «Я гражданин России», в классных часах «Герои живут рядом», «Родная школа – путь к вершинам спорта». Родители активно участвуют в школьном образовательном процессе, положительно отзываются о работе школы.

Ежегодно проводятся: дни самоуправления в школе (на День учителя), когда мои учащиеся проводят уроки в 1-8классах, заранее планируя урок, все формы и приемы работы. При реализации проектной деятельности самоуправление учащихся проявляется в реализации групповых проектов , где самостоятельно распределяются все роли и обязанности (сильные учащиеся берут руководство проекта в свои руки, составляют план работы, сроки выполнения, выступают наставниками более слабым ученикам). Такие проектные работы представляются на научно-практические конференции и конкурсы разного уровня (окружной, муниципальный, всероссийский), становятся призерами и победителями (Проект по литературе: «Персонажи русского фольклора». Межрайонная научно-практическая конференция «Школьная экологическая инициатива» (г.Калач, МКОУ СОШ №1) .В рамках постоянного взаимодействия с родителями: 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, апрель) проводится общешкольная родительская суббота, когда родители могут обсудить с каждым педагогом интересующие их вопросы и проблемы. Стараюсь эффективно использовать данное время, не жалуясь родителям на детей, а предлагая пути совместного решения проблем, например, при низкой успеваемости ученика разрабатываю конкретный план "выхода из кризиса" на 2-4 недели, обсуждаем все детали, данный план подписывают три стороны: родитель, ученик и я. Через определенное время сопоставляем реальные результаты с ожиданиями, корректируем действия. Ежедневное непосредственное общение посредством моей электронной почты, персонального сайта , быстрое взаимное решение возникающих проблем.

Ежегодные акции-уроки для профилактики асоциальных явлений среди подростков («Нет курению»), «Нет наркотикам», где ребята в различной форме (выступление, презентация, рисунок) выражают свое отношение к вредным привычкам. Участие в общешкольной акции «Мы с вами» (сбор игрушек, одежды) в Дом ребенка. Реализация концепции воспитательной системы достигается через развитие детского самоуправления. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Развитие навыков самоуправления в классе я осуществляю через развитие системы смены постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов. Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами заключается в участии детей в мероприятиях, направленных на решение проблем местного социума. Участвуя в такой деятельности, дети приобретают опыт использования полученных ранее умений и навыков.

Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельность, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения. Ежегодно принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел».

Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, конкурсы рисунков, праздники, катание на коньках, совместные с родителями спортивные праздники.

Все события школьной жизни вместе с учениками освещаем в «Школьной газете». Организованная мною работа детей в должности оформителей и журналистов дает им возможность осуществить свои профессиональные навыки. Успешность работы моих учеников подтверждается победами на районных конкурсах плакатов, а также в региональных и федеральных ( Публикация статьи в книге «Дети пишут о Воронежском крае» - Крамин Д., лауреат регионального конкурса «Живому жить» -Иголкина О., 1место в творческом районном конкурсе «Улыбка года» - Леско А.) Одним из условий успешной социализации школьников является реализация школьных программ «Одаренные дети», Это позволяет многим проявить свои интересы и способности на научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня (Победитель Всероссийского творческого конкурса «Лики святых» - Леско А.) Учащиеся моего класса разносторонние, интересные и увлеченные люди, поэтому активно включаются в творческую, спортивную, общественную жизнь села. Для того, чтобы обеспечить возможность одарённым успешно усваивать учебные предметы на продвинутом уровне, мне пришлось освоить новую в нашей школе специальность – «тьютор». Для каждого подростка был разработан индивидуальный «дельта – план», гибко сочетающий графики зачётов и индивидуальных консультаций. «Тьюторское» сопровождение потребовало значительных усилий и физических, и моральных, но результаты стоили того. Имена моих выпускников вписаны в справочник «Золотая книга Воронежской области. Лучшие учащиеся и студенты». (Петрухненко Дарья – 2011год, Малеев Сергей, Шевцова Инна, Леско Анастасия, Цапусов Владислав – 2012год). Два представителя от класса являются постоянными членами Совета старшеклассников школы, что позволяет координировать работу в ученическом коллективе согласно плану школьных мероприятий, повышает уровень активности и творческой инициативы учащихся. Регулярно проводятся заседания членов классного ученического совета – «правительства», на которых решаются вопросы дежурства, дисциплины, разрабатываются сценарии мероприятий, КВНов. Ученики 10 класса активно включились в организацию предвыборной компании. Выдвижение кандидатов, агитационные выступления, выпуск листовок и плакатов, проведение самой процедуры выборов – это позволило подросткам получить колоссальный позитивный социальный опыт и приобщиться к реалиям современной политической жизни. Результатом стало избрание моего ученика Малеева С. Кандидатом в Президенты школы. Десятиклассники поняли, что выборы это не только деловая игра, но и ответственность, а статус Президента позволяет более активно участвовать в жизни школы, влиять на решение вопросов, касающихся введения формы, определения перечня коллективных творческих дел, режима работы кружков и секций и т.д.

Ксения Яковенко поделилась опытом проживания в Германии и рассказала, как поехать в эту страну на «социальный год».

1. Почему ты решила поехать за границу? Почему именно эта программа?

Поехать я решила, учась на третьем курсе университета, когда поняла, что мое образование — это скорее приятное структурирование времени, чем действительно учеба, поэтому пора бы заняться чем-то серьезным. А так как я пребывала и пребываю в восторге от медицины, и в частности от нейрологии, то выбрала Германию как одну из самых сильных стран в этом плане.

Ехать и поступать сразу в университет я не рискнула: знание немецкого на базе языковых курсов обычно непригодно для учебы, особенно без минимальной практики в языковой среде. Поэтому я решила сначала поехать по программе Au-Pair, где подучила язык до приличного уровня. И уже после того я решила подаваться на программу «Добровольный социальный год» (Freiwilliges Soziales Jahr). Исходя из желания учиться и работать в медицинской сфере эта программа оказалась практически идеальной.

2. Каков был процесс подачи документов? С какими сложностями ты столкнулась?

Документы на программу «Добровольный социальный год» я подавала уже в Германии, придя в отделение Красного Креста. Это был, как мне тогда казалось, целый ворох документов: аттестат, диплом, рекомендации, резюме и мотивационное письмо. Самая большая сложность оказалась в выборе мест возможной работы, так как сроки сильно поджимали и приходилось надеяться только на то, что кто-то поступит в университет на летний семестр и тем самым завершит свой контракт раньше. Ожидание длилось месяца три: то не было мест, то оно было, но совершенно не подходило мне и все в таком духе. Нужно отдать должное женщине из Красного Креста - она была «само терпение».

3. Расскажи, как проходил твой обычный рабочий день.

Я работала в больнице ранней реабилитации для людей с повреждениями мозга. Первые пару месяцев мои смены были только в будние дни, потом я работала по графику, но всегда в первую смену, это значит с 6:00 до 15:00, а иногда до 15:30. Здесь стоит отметить мою безумную любовь к нейрологии, потому время работы заметно увеличивалось.

Приходя в больницу, я шла переодеваться в форму, потом шла на свою станцию и вместе с медсестрами слушала все, что говорилось во время передачи смены. Затем обходила свою часть станции, а это 6 двуместных палат и одна одноместная. Нужно было измерить давление пациентов, в некоторых случаях проверить кровь на сахар, подготовить всякие принадлежности для утреннего ухода за пациентами. Затем в паре с кем-то из медсестер я осуществляла утренний уход: если пациент тяжелый, то уход проводился вместе с медсестрой, если нет, то я ухаживала за пациентами соседних коек. В девять утра все собирались на завтрак. Остальное время дня — это разнос обеда, заполнение палат всякими медицинскими приборами по списку и беготня в лабораторию или по палатам. С одной стороны, присесть времени не было, и уходила я после работы в виде убитого соковыжималкой лимона, но объем знаний и практических навыков, которые я там приобрела, просто неоценим.

4. Какие советы ты бы дала тем, кто хочет поехать на стажировку в Германию?
Если есть возможность ехать по программе студенческого обмена, то, безусловно, следует ехать по такой программе! Это один из самых лучших способов узнать страну и протестировать знание языка. А если ехать по каким-то иным программам, вроде того же «социального года», то самый главный совет — это смотреть на вещи реально. Не все — «сахар», не все получается сразу, не все могут легко и безболезненно провести год в чужой стране, но зато бесценный опыт и множество бонусов наверняка окажутся в кармане.