Необуддийская миссия ламы Оле Нидала. Доклад на международной конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство"


Ни в чем, кроме любви, не переживается одновременно столько счастья и страдания.

Вот почему в этой области жизни особенную ценность представляет Учение Будды, направленное исключительно на совершенствование человека. В сравнении с этой целью повседневная мирская любовь, которая за годы совместной жизни изнашивается и превращается, скорее, в маленькое, частное семейное или партнерское предприятие, - это, собственно, пустая трата времени. Каждый день, каждый месяц и год должен приносить партнерам развитие, укрепляя и любовь, и все, что их окружает. Когда сильная связь между мужчиной и женщиной становится примером для подражания, радость и счастье освещают все и внутри, и снаружи.

Глубина славянского ума. Буддизм в вопросах и ответах. Том 1

Для линии преемственности Карма Кагью важнейшей является именно устная передача — то есть поучения, услышанные непосредственно от учителя.

Глубина славянского ума. Буддизм в вопросах и ответах. Том 2

Для линии преемственности Карма Кагыо важнейшей является именно устная передача — то есть поучения, услышанные непосредственно от учителя.

Данная книга составлена из ответов Ламы Оле Нидала на вопросы, заданные ему на курсах и лекциях во время традиционных путешествий по России в конце 90-х годов.

О природе вещей. Современное введение в буддизм

В последнее время Запад открылся буддизму, и это не было преходящим поветрием. Неудивительно, что в результате встречи с такой богатой традицией на наших языках вскоре появилось много хороших книг. Однако до сих пор недоставало краткого и исчерпывающего обзора всего материала, — обзора, созданного на основе десятилетий практической работы с тысячами учеников во всём мире.

Учение Будды предстаёт необычайно живым, когда мы, сосредоточившись на развитии существ, мысленно переносим себя в его ситуацию.

Эта книга является продолжением таких ранее вышедших работ, как «Учение о природе ума», «Основы Дхармы» и «Практический Буддизм»; она — особенный дар обретающим зрелость учителям и ученикам линии преемственности Карма Кагью.

Основополагающие упражнения. Буддизм сегодня

Во всех школах тибетского буддизма используются четыре Основополагающих упражнения (Нёндро). Они обеспечивают необходимое введение в практические аспекты Учения и одновременно являются типичными медитациями уровня Алмазного пути (Ваджраяны). Считается, что Нёндро очищает тело, речь и ум от препятствий в практике и позволяет создать в подсознании ценный запас хороших впечатлений.

В этой книге Лама Оле Нидал подробно рассказывает об этих древних методах, которые полезны и сегодня. Рекомендации Ламы Оле основаны на его собственном глубоком опыте и инструкциях тибетских учителей, прежде всего — Шестнадцатого Кармапы (1924-1981).

Тем, кто хочет начать выполнять Основополагающие упражнения, следует помнить, что для этого необходима прямая передача от квалифицированного учителя.

Открытие алмазного пути

Приглашаем к участию в путешествиях и приключениях, близком общении с буддийскими мастерами и растущем понимании Алмазного пути буддизма!

В книге увлекательно рассказывается о годах, проведённых автором в Гималаях и о приходе Алмазного пути буддизма на Запад, а также содержатся основные буддийские знания.

Верхом на тигре. Европейский ум и буддийская свобода

«Верхом на тигре» — уникальная автобиография первого официально признанного буддийского Ламы традиции Карма Кагью европейского происхождения.

В книге представлен опыт основания буддийских центров в Европе и Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, а также увлекательные рассказы о рискованных путешествиях Ламы и его учеников в Индию и Тибет. Лама Оле Нидал, следуя пожеланиям своего главного учителя — Кармапы XVI Рангджунга Ригпе Дордже, основал по всему миру более 600 центров буддизма Алмазного пути, в которых его ученики знакомятся с этим древним Учением и медитируют.

Каким все является. Учение Будды в современной жизни

Лама Оле Нидал представляет современному читателю буддизм - древнейшую и самую загадочную из трех мировых религий.

Основы буддийской философии, медитационные техники и полезный стиль жизни описываются живым и образным языком, что делает эту книгу увлекательным и доступным учебником для всех, кто хотел бы получить наиболее полное представление о буддизме.

Книга надежды. Как освободиться от страха смерти

Последние открытия квантовой физики, как и исследования околосмертных состояний, указывают на то, что сознание смерти существует и после смерти.

Это совпадает с буддийскими взглядами, согласно которым смерть есть лишь переход в иное состояние ума. При этом исчезает не весь человек, а только его материальное проявление. Мы теряем то, что у нас есть, но не то, чем являемся. Наша суть, воспринимающая все явления, живет дальше, не ограниченная ни пространством, ни временем.

Лама Оле Нидал подробно и точно описывает переживания ума во время умирания, а также происходящее после смерти — в промежуточном состоянии до следующего рождения.

Автор объясняет и то, как с помощью определенных медитаций пройти через эти процессы без страха. Буддийский подход позволяет не только лучше понять смерть, но и принять ее, а заодно успешнее функционировать в повседневной жизни.Со

Книга составлена из статей и лекций Ламы Оле Нидала и его жены Ханны Нидал, опубликованных за последние 25 лет в различных буддийских изданиях.

Статьи организованы в три раздела — в соответствии с «тремя колоннами», на которые традиционно опирается буддийская практика: «Взгляд», «Медитация» и «Действие». Тексты раздела «Взгляд» посвящены философским основам буддизма: пустоте, относительной и абсолютной истине, различным вопросам передачи знаний.

Второй раздел представляет фундамент и условия буддийской медитации, ведущей к освобождению и просветлению; описывает медитационные техники успокоения ума и узнавания его природы.

Под заголовком «Действие» Лама Оле и Ханна дают советы о том, как современный практикующий буддист может сохранять и вплетать в повседневный опыт те состояния покоя и ясности, которых он достигает в медитации. Здесь глубоко раскрываются такие классические темы, как Шесть освобождающих действии, тантрические посвящения, разные уровни обетов.

Заключительная статья «Прочно стоять на ногах» содержит сущностные наставления о том, как нам обогатить свою жизнь и наполнить ее вневременным смыслом.

Также известный как Лама Оле (тибетское имя - Карма Лоди Чжамцо), передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде - "ученые люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи". Он основал более 550 Буддийских Центров Алмазного Пути (англ.)русск. во всём мире. Карма Кагью является подшколой Кагью - одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма, центры Алмазного Пути так же признаются принадлежащими к школе Кагью определённой частью Лам Карма Кагью. С начала 1970-х годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути». У него более 10 000 учеников в том числе более 2 000 в России.


Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров - в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи - в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче - Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

Центры Алмазного Пути

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь - это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений - даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным с

транам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) - способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Карма Кагью в России сегодня

Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус - учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью - нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели - узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя - он главная фигура, благодаря его опыт

у практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума - отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития - это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о "Святых", то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

Разногласия

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью - Кюнзига Шамара Ринпоче - Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

Критика

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками - независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.

Лама Оле Нидал.

Духовный лидер европейского буддизма лама ОЛЕ НИДАЛ: «Я не понимаю, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям»

Справка “Портала-Credo.Ru”: Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками 16-го Гьялвы Кармапы. В конце 60-х во время медового месяца в Непале они встретили “царя” тибетских йогов – 16-го Кармапу Ранджунга Ригпе Дордже. Эта встреча радикально изменила его жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Кармапы Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу

Портал-Credo.Ru: Как вы прокомментируете всё большую популярность буддизма в современном мире, в том числе в России, и буддизма именно в вашем, современном прочтении, которое отличается от традиционного, или этнического буддизма, распространённого, к примеру, в Тыве, Бурятии, Калмыкии?

Лама Оле Нидал: Прежде всего, это не современный буддизм. Такой буддизм практиковали всегда. Просто это не монашеский буддизм, а практика и мирян и йогов.

Я ничего не придумал, ничего не изменил, а просто принёс на Запад ту традицию, о которой многие люди не знали, которой меня научили мои собственные учителя-йоги. Это подходит семейным людям, а также тем, кто предпочитает медитировать, не становясь монахами. Я имею в виду людей, которые предпочитают медитировать, не связывая себя множеством внешних обетов, подобно монахам и монахиням.

Но я уверяю вас, что я ничего не изобрёл. Я бы не осмелился это сделать.

– Вы хотите сказать, что то, что Вами проповедуется аутентичный тибетский буддизм?

– Да, это подлинный тибетский буддизм для мирян и для йогов, но не для монахов и монахинь.

– Каковы ваши отношения с правительством Тибета в изгнании, Его Святейшеством Далай-ламой, ваших последователей – с его последователями?

– Мне удалось несколько раз помочь Далай-ламе. В свою очередь, он освятил наш центр в Копенгагене в 1973 году. При встрече Далай-лама обычно обнимает меня, называет своим старым другом. Он также явно показывает, что знает о моей деятельности. В настоящее время у нас различные политические взгляды.

Далай-ламе нужно иметь возможность разговаривать с китайцами, потому что он, несмотря ни на что, хочет вернуться в Тибет. Поэтому ему приходится принимать тех, кого признают и принимают китайские власти.

Я, в первую очередь, ответственен перед моим учителем, 16-ым Кармапой, который сейчас находится в 17-ом воплощении. Существует и китайская кандидатура на роль нынешнего воплощения Кармапы, но мы, конечно, поддерживаем тибетскую кандидатуру.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы – туда вернуться, как он недавно пожелал?

– Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики – этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений.

– Каково Ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и положении буддизма в России в этой связи?

Я думаю, что большинство людей в стране, где трудно жить, хотят, чтобы был Бог, который бы говорил им, что делать. Полагаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям.

Люди, которые становятся карма-кагью, никогда не стали бы христианами. Могут стать гуманистами или нигилистами, но ни в коем случае не христианами. И подобно тому, как мы радуемся тому, что кто-то находит христианство и получает для себя от этого пользу, так и они должны радоваться тому, что кто-то находит буддизм и получает от этого пользу. Можно процитировать старого Дэна из Китая: “Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила много мышей”. И вот это действительно самое важное.

– Можно видеть, что буддизм, а также различные элементы тибетской, и вообще восточной культуры, становятся очень модными, как на Западе, так и в России. Ваше мнение о буддизме в контексте глобализации, отношение к глобализму?

– Думаю, что во всём мире есть несколько процентов населения, которые чувствуют себя хорошо, будучи буддистами. Другие, пользуясь Интернетом, познакомятся с буддизмом, лучше его узнают, а некоторые даже станут его адептами и присоединяться.

На самом деле в глобальном масштабе мы число буддистов уменьшается. В таких странах как Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, местные жители обращаются в христианство. Потому что буддизм в этих странах стал слишком “костлявым”: жёстким, элитарным, мужским, и люди больше не могут его практиковать. Но, конечно, на Западе, где люди стремятся к глубокому древнему опыту, мы выглядим очень сильными.

– Участвуете ли Вы, или кто-либо из ваших коллег и последователей, совместно с представителями других конфессий, в миротворческой и антитеррористической деятельности, и если нет, то собираетесь ли это делать?

– Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится “Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их”.

Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как мусульмане, я считаю, что это полная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина – это ужасно.

И, наверное, поэтому их страны могут только продавать нефть. Потому что половина их освободительной деятельности подавляется.

– А не боитесь ли Вы в этой связи возможности конфликта между исламским миром и буддийским?

– Мусульмане уничтожали нас в течение последней тысячи лет – в этом нет ничего нового. Они уничтожили буддизм в Северной Индии. Недавно в Афганистане они разрушили статуи Будды в Балкхе и Бамиане. Исламисты уничтожают нас везде, где только могут.

Я надеюсь, что в будущем у нас будет объединённый фронт с христианами в защиту западного общества. И вместе мы сможем сохранить нашу свободу, наш образ жизни, который нам дорог, и не впадём в средневековье. И для этого мы протягиваем свою руку.

Беседовал Алексей Белов, “Портал-Credo.Ru”

Лама Оле Нидал (род. 19 марта 1941) — буддийский учитель, передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде, стараясь отделять культурные тибетские наслоения от сути буддийского учения. Карма Кагью является подшколой Кагью — одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма. С начала 1970-х годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути».

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров — в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки. Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи — в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

Высшая истина - высшая радость

Оле Нидал

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче — Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы. Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Согласно оценкам Его Святейшества Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тхайе Дордже, Оле Нидал является квалифицированным учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны), Ламой.

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тхайе Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом. Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь — это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений — даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

Родился к северу от Копенгагена.

1941 - 1960

Бурное детство Оле вместе с его братом Бьорном, что переносится также на молодость, проведённую в Копенгагене. На смену лазанию по деревьям и потасовкам с соседями приходят мотоциклы и бокс. Отец преподаёт в гимназии и обновляет после войны около 50 учебников немецкого языка в Дании. Оле с возраста 2-3-х лет снятся яркие сны о боевых действиях в горах, где он защищает мужчин и женщин в красных платьях.

1960 - 1969

Учёба в университете Копенгагена, время от времени - семестр в Тюбингене и Мюнхене, основные предметы - английский и немецкий язык. Отличные отметки по философии, начинает кандидатскую диссертацию на тему "Олдос Хаксли и видение, дарующее радость".

В 1961 году знакомится со своей будущей женой Ханной.

Дикие хипповские года в Копенгагене, изобилующие наркотическими опытами, боксёрскими боями и долгими ночами.

Первый отъезд в Непал с целью провести там медовый месяц с Ханной. Во время следующей поездки, через год, они знакомятся со своим первым буддийским учителем, Лопён Цечу Ринпоче.

Во время третьего путешествия в Гималаи происходит первая встреча Оле и Ханны с 16-м Кармапой. Он прибывает в Катманду и проводит специальную буддийскую церемонию.

Спустя несколько дней Кармапа впервые приглашает их к себе. В тот же вечер он дарит им пакет с волосами всех 16 Кармап.

1969-1972

Трёхлетнее обучение под руководством Кармапы в Гималаях. Оле и Ханна становятся его первыми западными учениками. Они учатся и занимаются медитацией также под руководством других выдающихся учителей школы Карма Кагью, таких как Калу Ринпоче.

Осенью 1972 года Кармапа посылает их в Европу, уполномочив создавать центры Карма Кагью на Западе.

1972 - 1975

"Однажды, когда проявились все нужные знаки, Кармапа позвал нас к себе, дал нам замечательные, сулящие удачу подарки и сказал, что мы теперь, как первые люди с Запада, получаем его благословение на основание центров. Наша работа в Скандинавии распространится на всю Европу и на весь мир. Он пообещал нам всяческую помощь и сказал, что его благословение и передача постоянно будут с нами. В полушоке, но с таким взрывом энергии, который продолжает усиливаться и сегодня, мы были посланы им в Европу с миссией, которая станет делом всей нашей жизни".

Приём у датской королевы Маргарете. Визит Далай-ламы в копенгагенский центр, возглавляемый Оле.

Сразу по возвращении из Гималаев начинается работа: лекции в Скандинавии и Австрии, Голландии и Бельгии, затем также - в Германии, Швейцарии, Франции и Греции.

После каждой лекции Оле даёт буддийское Прибежище и объясняет людям, как им следовать пути дальше, - эта модель привела на данный момент к возникновению двухсот центров в Центральной и Восточной Европе. С самого начала вся работа внутри и вне центров делается добровольно - в этом отношении также до сих пор ничего не изменилось.

Оле сопровождает Кармапу и других учителей линии преемственности Карма Кагью в их поездках с лекциями и посвящениями по Европе. Ханна для них переводит. Оле проводит медитации и читает лекции.

Следуют новые поездки в Гималаи, а также - передача глубоких медитаций (таких как осознанное умирание, Пхова) от Кармапы и других учителей линии Кагью. Позже к этому добавляются ежегодные паломничества в Сикким с учениками и краткие визиты к Далай-ламе.

На жизнь Оле зарабатывает тем, что преподаёт в школе, работает уборщиком, рубит деревья или копает ямы для бассейнов. Ханна и друзья - рядом и, по возможности, помогают в работе.

"В 70-е годы можно было быть чем-то, не имея многого, а свобода передвижения была почти неограниченной: для поездок на короткие расстояния служили сменяющие друг друга проржавевшие автобусы фольксваген, а в плане дальних поездок помогали друзья, работающие в отделе перегона в фирме по прокату автомобилей".

1976 - 1981

Прорыв в Восточную Европу: Оле впервые приносит буддизм в Польшу. Кармапа поручает ему весь восточный блок, до самой Японии. Первые поездки с лекциями в Южную Африку и США. С тех пор Оле учит круглый год, по всему миру, почти каждый день оказываясь в новом городе. Группы растут, и начиная с 80-х годов расходы на поездки могут покрываться за счёт платы за лекции.

В 1978 году он пишет свою первую книгу - о своей молодости и годах, проведённых с Кармапой в Гималаях: "Будды с крыши мира" (в русском издании - "Открытие Алмазного Пути").

Первые разногласия между буддистами в Европе. Одни следуют таким учителям, как Калу Ринпоче, которые хотят видеть западных учеников в монашеских одеждах; такие преобладают во Франции. Но всё большее количество западных людей привлекает стиль мирян и практиков (на санскрите - йогов), в соответствии с желанием Кармапы применяемый Ламой Оле. Этот стиль Алмазного Пути восходит к традиции практиков Восточного Тибета. Несмотря на различия, Калу Ринпоче просит своих европейских учеников поддерживать работу Ламы Оле. Кармапа несколько раз объявляет Оле Ламой и излучением буддийского Защитника (в США и Франции). Оле решает пока не использовать титул Лама, чтобы не подрывать работу Калу Ринпоче (его ламы утрачивали титул, если отказывались от целибата, - а многие аспекты общего сотрудничества сохранялись).

Все учителя линии Карма Кагью пообещали работать под руководством Кармапы. Тем не менее, некоторые тибетцы основывают центры под собственным руководством, прежде всего во Франции и Англии. Поэтому центры Кармапы возникают, главным образом, благодаря Оле, в Центральной и Восточной Европе. Они сознательно отмежёвываются от деятельности вышеназванных учителей.

"Кармапа точно нам говорил, что мы должны делать. Это происходило при каждой нашей встрече, с тех пор как мы стали его учениками в 1969 году. Содержание этих директив и его благословение наверняка являются причиной того, что нам всё так хорошо удаётся".

5 ноября 1981 года 16-й Кармапа умирает в Чикаго от рака. За полтора года до этого он сообщил Оле и Ханне, когда собирается умереть, и они ждали его со 108 учениками в Румтеке, Сиккиме. Когда доставили тело Кармапы самолётом, Оле, как первый западный ученик Кармапы, несёт его гроб. Они с Ханной могут попрощаться с его всё ещё тёплым телом. 20 декабря, на кремации тела Кармапы, члены группы становятся свидетелями многочисленных чудес.

1982 - 1988

Особенно необычайный интерес к буддизму в Польше. Оле впервые посещает Японию и Корею, позднее также Венгрию.

В эти годы возникают некоторые крупнейшие центры медитации и изучения линии Карма Кагью в Европе. Между поездками с лекциями проходят медитационные курсы продолжительностью в несколько дней в различных странах Европы и Америки.

Обозначается следующий шаг в развитии буддизма на Западе: в середине 80-х годов на лекции Оле приходит до 400 человек. В Польше приходит больше людей, чем в Западной Европе, а в Северной и Южной Америке, в основном, маленькие группы, до 100 человек.

Томеку Ленэрту, польскому ученику Ламы Оле, удаётся уйти из лап коммунистической военной полиции и бежать в Данию незадолго до того, как его собирались арестовать за критику системы. С тех пор он помогает в организации поездок Ламы Оле по всему миру.

Кюнзиг Шамар Ринпоче, высочайший после Кармапы учитель линии Карма Кагью, присваивает Оле учительский титул "Буддийский Мастер".

В 1983 году в результате несчастного случая на дороге умирает 83-летняя мать Оле. В том же году Оле получает официальные полномочия для обучения Осознанному Умиранию (тиб. Пхова) - методу, которым он владеет с 1972 года. Вскоре после этого в Граце проходит его первый курс Пховы, в котором принимает участие 130 учеников. С тех пор он проводит эти курсы около 12 раз в год во всём мире. На сегодняшний день их успешно прошли более 35000 человек.

В 1987 году лекция во Фрайбурге становится основой для книги "Махамудра", переработанная версия которой вышла в 1999 году под названием "Великая Печать".

1988 - 1989

В 1988 году Оле впервые едет в Россию, "инкогнито" пересекая финскую границу на автомобиле, взяв с собой палатку и спальный мешок. В Ленинграде он учит с утра до вечера в частных квартирах, и так возникают первые центры в Ленинграде и Таллинне.

Буддизм получает официальное признание в Дании: кроме прочего, Оле получает право официально хоронить и заключать браки.

Кюнзиг Шамар Ринпоче передаёт Оле официальный титул "Лама" (буддийский учитель).

В 1989 году появляется вторая книга Оле "Вне всяких границ" (в русском издании - "Верхом на тигре"), описывающая развитие Алмазного Пути на Западе. Ясный показ ошибок на буддийской сцене кажется провокацией некоторым "политически корректным" буддистам.

1990 - 1993

В 1990 году регистрируется Karma Kagyu Dachverband ("Стропила Карма Кагью"), сегодня - Buddhistischer Dachverband Deutschland der Karma Kagyu Linie ("Буддийские стропила линии Карма Кагью в Германии"), кратко - BDD. Это - организация, призванная служить немецким медитационным центрам, которая занимается организацией приездов буддийских учителей и заботится об издании и распространении текстов медитаций. В 90-е годы к этому прибавились книги, учебные видеокассеты, компакт-диски и много работы по связям с общественностью. За содержание поучений отвечают Лама Оле и Лама Джигмела, которого оставил своим заместителем в Европе 16-й Кармапа. Сегодня в общей сложности 79 центров и медитационных групп состоят в 7 региональных буддийских объединениях, которые, в свою очередь, входят в BDD.

Примерно в 260 центрах, основанных Ламой Оле в мире, кроме него самого и его азиатских коллег теперь обучают и около дюжины уполномоченных им западных путешествующих учителей - прежде всего из Германии, Австрии, Швейцарии и Польши. Они обладают многолетним опытом в медитации, и их приглашают разные центры.

В этом же году Кати Хартунг начинает сопровождать Оле в качестве ассистента в его поездках по миру.

После "гласности и перестройки" взрывообразно растёт работа в России. В течение нескольких дней более 1000 человек принимают Прибежище. В ноябре проходят первые лекции в Восточной Германии, где пока интерес небольшой.

В 1992 году 17-е перерождение Кармапы, девятилетний 17-й Кармапа Тхайе Дордже узнаёт в Тибете Оле на фотографии. Они радостно встречаются в Индии, в Дели, после побега Кармапы от китайских захватчиков Тибета.

1994 - 1999

В марте 1994 года представители всего мира принимают 17-го Кармапу Тхайе Дордже в Нью-Дели. С тех пор Кармапа получает своё традиционное образование в Нью-Дели и в Гималаях.

В 1996 году в Нью-Дели многочисленные учителя школы Кагью из разных стран собираются на Международную Конференцию Кагью. По этому случаю Лама Оле обещает подтверждённому Кюнзигом Шамарпой Кармапе Тхайе Дордже поддерживать центры Алмазного Пути во всём мире.

Начиная с 1993 года Лама Оле проводит каждое лето большие медитационные курсы в Касселе, в которых участвует до 1500 человек. Возрастает также число участников других европейских курсов, с 500 почти до 2000. Часто приезжает на курсы Лопён Цечу Ринпоче, первый учитель Ханны и Оле; он также сам совершает поездки по миру.

Вот как распределялся план поездок Ламы Оле на год ко времени смены столетий:


Чехия - Балканы - Польша 1,5 месяца
Центральная Европа 4 месяца
Украина - Россия (включая Сибирь) - Литва - Латвия 2 месяца
Скандинавия 2 недели
Австралия - Новая Зеландия 1 месяц
Южная Америка - Центральная Америка 1 месяц
Северная Америка 1 месяц

Остальное время: проекты, почта, написание книг.

Отпуск: трёхдневная поездка с близкими друзьями на очень быстрых мотоциклах по Альпам.

На праздновании 2000-го Нового Года состоялась до сих пор крупнейшая новогодняя вечеринка Кагью в Вуппертале, в которой приняли участие 2500 человек.

2000

В начале года впервые посещает Европу 17-й Кармапа. 2 и 3 января на этом великом событии в зале Филипсхалле в Дюссельдорфе присутствует около 6000 человек, прежде всего из Центральной и Восточной Европы, вместе с Лопён Цечу Ринпоче, Ханной и Ламой Оле. Кармапа даёт буддийские поучения и посвящения. 3000 человек приветствует его в Будапеште; тысячи приходят поприветствовать его во Франции, Австрии и Мюнхене.

Материал с сайта
http://buddhism.ru/