О воле и волевых процессах. Волевые качества человека и их развитие

Подобные документы

    Характеристика физиологических и мотивационных аспектов волевых действий. Основные психологические теории воли, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, преодоление внутренних и внешних трудностей. Проблема "бессознательного".

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Понятие воли как формы психического отражения, сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности. Структура и общая характеристика волевых качеств. Рекомендации родителям и воспитателям по методике их развития у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2011

    Эмоции и чувства, их значение и место в психике человека, функции и виды. Основные эмоциональные процессы и управление ими. Воля как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия, ее значение для деятельности личности.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Воля как активный процесс принятия решения. Механизмы поведения человека. Воля как волюнтаризм. Воля как "свободный выбор". Понятие о воле как о детерминанте поведения человека. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Основные понятия воли и волевые процессы: стремление, влечение, желание. Волевые действия и их характер. Исполнение - переход решения в действие. Нервно-физиологическая основа волевых движений. Упражнения в волевой деятельности. Мышление и сознание.

    реферат , добавлен 31.10.2008

    Характеристика и основные функции воли как качества характера. Классификация волевых свойств личности. Признаки волевого акта. Смелость, настойчивость, целеустремленность, выдержка как характеристики уровня развития воли. Приемы самовоспитания воли.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Общее понятие о воле, ее физиологическое обоснование. Детерминизм и свобода воли. Природа волевого акта и характеристика волевых действий. Сущность и значение абулии и апраксии. Развитие волевых качеств под влиянием общения человека с другими людьми.

    реферат , добавлен 04.11.2012

    реферат , добавлен 04.03.2011

    Значение тела в составе человеческой природы. Воля в свете православной антропологии. Состояние учения о воле в современной психологии. Сопоставительный анализ христианского учения о воле и психологического взгляда на него. Группы волевых расстройств.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с зарождением общества, трудовой деятельности.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые требуют волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от обстоятельств внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить четыре варианта проявления воли.

  • 1. В легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо).
  • 2. В трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека).

Рис. 4.6.

  • 3. В легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека необходимы волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, мучается при принятии решения, в нем происходит борьба мотивов и целей.
  • 4. В трудном внешнем мире, в условиях объективных помех и трудностей и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений при выборе решения и осуществлении действий. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется); ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать решения сам. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

  • 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
  • 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
  • 3) даже маленькому ребенку объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным действиям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые качества, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в само детерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

С. Д Резник выделяет следующие основные функции воли:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3. организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4. мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1. при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2. при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3. при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения не осознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем -- самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1. в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2. в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3. в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4. в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1. трудных ситуаций «трудного мира»;

2. сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

1. обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;

2. активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3. объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое -- это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это -- вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться -- при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии -- психология функциональных состоянии.

В изучении управленческой деятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны -- содержательную и динамическую («энергетическую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления -- наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность

Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере -- моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.

Воля, как характеристика сознания и деятельности, возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения;

7. преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, возможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1. трудных ситуаций "трудного мира";

2. сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества :

* целеустремленность,

* решительность,

* самостоятельность,

* инициативность,

* настойчивость,

* выдержку,

* дисциплинированность,

* мужество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека
Обычно настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, человек не замечает их. Но, иногда, настроение приобретает значительную интенсивность и накладывает свой отпечаток на умстве


Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 1. Правильная оценка значимости события. 2. Достаточная информированность (разноплановая) по данному вопр

Сложный внутренний мир человека
Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека: 1 - Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осу

Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

План ответа

    1. Признаки воли.

    1. Произвольная регуляция.

      Волевая регуляция.

    Критерии и функции воли.

    1. Критерии воли.

      Функции воли.

    Строение волевого процесса.

    Воля и принятие решений.

    Типы решимости по Джеймсу.

Ответ:

    Психологическая характеристика воли.

    1. Признаки воли.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с пре­одолением внутренних и внешних препятствий. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

По Вундту волевой процесс связан с аффективным процессом, однако стоит на одну ступень выше. Область управления аффективным процессом связана с волевым процессом. В основе волевых процессов лежат волевые мотивы, которые складывают из представлений - которые являются основанием – и элемента чувства – побудительная причина воли. (охота волка – вид добычи – основание, голод - чувство).

По Джеймсу понятие воли явлется основным понятием. Волевая активность есть условие личного выбора, сущность духовного я. Полноценное развитие личности есть воспитание воли. Джеймс определяет волевую регуляцию связывая её с вниманием, определяя её как сочетание внимания – фокусировки сознания, и усилия – преодоления отвлекающих факторов.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, по­лучаемого в процессе и в результате его исполне­ния;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на пре­одоление самого себя.

Волю определяют по трем основным критериям:

Феноменологическому критерию. Сам человек переживает волевой процесс. Для человека состояние волевого процесса переживается как целенаправленные действия. Как события собственного выбора.

Продуктивные критерии воли (исполнительный)

Оценить присутствие воли можно по результатм действия

Внешний критерий воли (поведенческие критерии воли, мышечные усилия, концентрация зрения)

      Характеристика волевого акта.

    Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

    Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

    Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

    Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

    Произвольная и волевая регуляция.

    1. Произвольная регуляция.

Характерные черты произвольных процессов : 1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); 2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании; 3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является; 4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления. Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею.

      Волевая регуляция.

Волевая регуляция поведения состоит в опти­мальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении. Возможность произвольно регулировать действие и психические процессы, подчиняя их своим созидательным решениям, также объясняется наличием воли.

Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под действием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности.

Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используется личностные средства.

По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция - последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия. Иначе говоря, волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация .

Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень. Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения.

Три ступени развития волевой регуляции: 1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных); 2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека; 3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

    Критерии и функции воли.

    1. Критерии воли.

В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли. Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности.

      Функции воли.

Основные функции воли:

· Выбор мотивов и целей;

· Регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· Организация психических процессов в адекватную, выполняемой человеком деятельности систему;

· Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Главную психологическую функцию воли состав­ляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий . Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. дейст­вий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

    Строение волевого процесса.

Волевые процессы бывают:

· простыми - не связанными с борьбой мотивов, колебаниями при выбо­ре цели, способов ее реализации;

· сложными - если человек достаточно долго не может определиться в целях, способах, результатах и

состо­ит из двух этапов:

· подготовительного - намерение, осознание цели, принятие решения, выбор средств и методов;

· исполнительного - реализация поставленной цели.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1. Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

    Типы решимости по Джеймсу.

Рас­сматривая процесс принятия решения, У. Джемс выделял несколько типов реши­тельности.

    Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти­вы начинают понемногу угасать.

    Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.

    Желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче­ски, то, что будет потом, в данный мо­мент его не заботит.

    Случаи нравственного пере­рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут­реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

    Человек, не имея ни каких оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля.