Цель изучения дисциплины методика обучения информатике. Цели урока: образовательные - повторение пройденного материала, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями; развивающие - развитие логического мышления, памяти учащ

Цель курса

Задачи курса:

1. Молодая научная дисциплина

2. Новизна научной дисциплины

3.



ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА ОТ ОБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения информатике.



Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения и

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе и информатики).

Первая группа принципов.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы.

ПРИНЦИП ОБЩНОСТИ требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ В ДАННОМ ПРОГРАММНОМ СРЕДСТВЕ не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа

Вторая группа принципов.

ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС. При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса учащихся с помощью программных средств экономит время поскольку не надо проверять тетради, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу.

ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении графических редакторов предлагать учащимся задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГАММНЫХ СРЕДСТВ . Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике.

1. Образовательные цели :

1. формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

2. формирование представлений о современных методах научного познания – формализации, моделировании, компьютерном эксперименте;

3. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовывать информационный процесс, оценить информационную безопасность);

4. подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности (освоение средств информатизации и информационных технологий).

2.Развивающие цели обучения информатике .

Развитие логико-алгоритмического стиля мышления.

3. Воспитательные цели обучения информатике . Говоря о воспитательных целях обучения информатике, имеют ввиду развитие следующих черт и качеств личности учащегося:

  1. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления;
  2. бережное отношение как к технике, так и к информации, этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
  3. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки;
  4. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
  5. потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
  6. забота о пользователе продуктов своего труда.

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Компьютерные программные средства как дидактические инструменты можно классифицировать так:

учебные компьютерные программы;

учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;

компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Классификация ЭОР:

по цели создания:

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса;

по типу основной информации:

текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;

мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных учебных образовательных задач;

по технологии распространения:

локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;

по наличию печатного эквивалента:

представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;

самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;

по функции в учебном процессе:

предъявляющие учебную информацию, в том числе демонстрации объектов, явлений и процессов;

информационно-справочные;

моделирующие объекты, явления и процессы;

расширяющие сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

осуществляющие тренировку навыков и умений различного характера, решение задач;

осуществляющие контроль и оценку знаний учащихся.

Мультимедийность ЭОР предполагает синтез различных видов информации - текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Интерактивность ЭОР может подразумевать:

манипулирование экранными объектами с помощью устройств ввода компьютера;

линейную навигацию;

иерархическую навигацию;

вызываемые или всплывающие автоматически справки;

обратную связь;

конструктивное взаимодействие;

рефлексивное взаимодействие;

имитационное моделирование;

поверхностный контекст;

углубленный контекст.

ЭОР могут обеспечивать:

получение информации, навыков и умений, аттестацию и контроль учебных достижений;

расширение сектора самостоятельной работы;

изменение роли преподавателя учащихся;

переход учащегося от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе;

способность управлять учебным процессом (в том числе и со стороны учащегося) и ответственность за полученный результат;

реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуального обучения.

Анализ урока.

· специфика урока

· рационально ли выбрана структура

· на каком материале урока был сделан акцент

· степень активности учащихся на уроке

· средств и методы обучения на уроке

· характеристика учащихся

· выполнялись ли требования к организации занятий в классе информатики

· достигнуты ли поставленные цели (если нет, то перечислить причины и какие изменения нужно внести при подготовки и проведении урока)

Типология уроков.

В. А. Онищук предлагает типологию уроков в зависимости от дидактической цели. Эта типология на сегодняшний день является наиболее распространенной:

а) урок ознакомления с новым материалом;

б) урок закрепления изученного;

в) урок применения знаний и умений;

г) урок обобщения и систематизации знаний;

д) урок проверки и коррекции знаний и умений;

е) комбинированный урок.

Необходимо отметить, что приведенные выше типологии возникли в разное время, возможно, по этой причине они во многом эквивалентны по своему содержанию.

Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Основные формы дополнительного изучения информатики и её приложений в средней школе. Содержание внеклассной работы по информатике.

Внеклассные мероприятия повышают интерес учащихся к предмету, побуждают их к самостоятельной работе на уроке и постоянному поиску чего-то нового. Участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются во внеклассной работе по информатике:

1. Выявление творческого потенциала и способностей любого ребенка, независимо от его оценок по предмету.

2. Повышение интереса школьников к предмету «Информатика», увлечение учащихся предметом, привитие им любви к информатике через совместную деятельность.

3. Стимуляция поисково-познавательной деятельности.

4. Популяризация знаний по информатике среди учащихся. Популяризация достижений в области информационных технологий.

5. Установление новых контактов общения (при изучении телекоммуникационных сетей).

6. Углубление знаний учащихся по информатике (на факультативах). Расширение кругозора учащихся.

7. Пропедевтика уроков информатики (на кружках для младших классов).

8. Реализация межпредметных связей.

9. Профессиональная ориентация учащихся.

Внеклассные занятия по информатике оказывают положительное влияние на занятия, проводимые в рамках основного расписания, так как учащиеся, вовлеченные во внеклассную работу по предмету, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеклассная работа по предмету стимулирует самостоятельное изучение информатики и информационных технологий.

Формы ВР по информатике

К настоящему времени накоплен огромный опыт внеклассной работы в школе по различным предметам, причем формы этой работы весьма разнообразны.

ВР можно классифицировать по разным признакам: систематичности, охвату учащихся, времени проведения, дидактическим целям и т.д.

По систематичности можно выделить два вида внеклассных занятий (ВЗ):

1) эпизодические ВМ :

– подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах;

– летние компьютерные лагеря;

– выпуск стенной газеты;

– проведение викторин, вечеров, КВН по информатике;

– проведение тематических конференций и семинаров по информатике;

2) постоянно действующие ВМ :

– кружки и факультативные занятия по информатике;

– школьные научные общества;

– различные формы заочного и дистанционного обучения учащихся.

По охвату учащихся можно выделить индивидуальную и массовую работу.

Индивидуальная работа есть во всех видах ВЗ, она может выражаться в подготовке реферата, материала для стенгазеты, вечера, конференции и т.д.

Массовая работа выражается в проведении вечеров, конкурсов, олимпиад.

Кружки по информатике имеют свою специфику. Они предназначены для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На них рекомендуется давать учащимся задания для работы в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования. Исследования показали, что наиболее утомительными для детей 7-13 лет являются занятия компьютерными играми, на таких занятиях свыше 88% времени занимает работа с дисплеем, на других занятиях эта величина не превышает 66%.

Наименее утомительными для школьников 1-7 классов оказались занятия смешанного типа (программирование и игры).

Изучение влияния компьютерных занятий разного типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для детей разного возраста. Так для детей 7-10 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, допустимая для игр и занятий смешанного типа – 60 минут. Для школьников 11-14 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, а допустимая – 60 минут, для занятий смешанного типа соответственно – 60 и 90 минут.

Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным. Некоторыми учителями на факультативных занятиях практикуется решать задачи из вступительных экзаменов по информатике; готовить учащихся к выпускным экзаменам. На факультативах также можно преподавать отдельные разделы информатики более углубленно. Например:

1. Программа углубленного изучения информатики в классах с математическим уклоном предполагает изучение основ вычислительной техники и программирования (Паскаль), элементы логического программирования (Пролог), компьютерное моделирование, а также знакомство с прикладным программным обеспечением (ЭТ, редакторы, СУБД);

2. Программа спецкурса «Системы управления базами данных» включает изучение систем Access на уровне языка запросов, освоение языка программирования (например, Visual Basic), использование СУБД при решении практических задач.

3. Программа спецкурса «Компьютерное моделирование» включает следующие разделы:

Модели. Классификация моделей. Компьютерные модели.

Технология компьютерного моделирования.

Моделирование хаотичных движений.

Моделирование случайных процессов.

Детерминированные модели.

Дискретные модели.

Моделирование игр.

Шахматные и карточные игры.

Одним из центральных вопросов организации ВР по информатике является определение её содержания. В соответствии с принципом связи ВР с уроками информатики оно должно соотноситься с программным материалом по информатике . Наряду с этим на ВМ можно рассматривать вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по информатике, но интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора, т.е. дополнительный материал .

ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ.

  1. великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;
  2. перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
  3. оценка по настроению;
  4. отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
  5. центральная тенденция (стремление не ставить крайних отметок, например, не ставить двоек и пятерок);
  6. близость оценки той, которая была выставлена ранее (после двойки трудно сразу поставить пять);
  7. ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно положительно, либо отрицательно);
  8. перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету, и др.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатике». Цели и задачи курса «Теория и методика обучения информатике».

Цель курса – подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

Проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;

Организовывать внеклассную работу по информатике в школе;

Оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

Определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его роль в учебном плане школы;

Подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

Сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

Обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

Развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатики»

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» имеет ряд отличительных особенностей:

1. Молодая научная дисциплина (она вошла в планы педагогических вузов сравнительно недавно. Это произошло в середине 80-х годов прошлого века, практически одновременно с введением в школу предмета – основы информатики и вычислительной техники), отсюда:

Не разработанность методических подходов к преподаванию информатики;

Необработанность, недостаточность методической литературы;

Отсутствие налаженной системы подготовки и переподготовки кадров.

2. Новизна научной дисциплины «Информатика» и школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники», отсюда:

Постоянные изменения в содержании обучения.

3. Тесная связь школьной информатики с другими предметами , что позволяет использовать приемы методик других дисциплин, а также опираться на знания учащихся из других областей знания.

2. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами .

По одной и той же теме: «Знакомство с ЭВМ» или «Изучение графического редактора» уроки будут проводиться совершенно по-разному в младших, средних и старших классах. Различными будут не только задания, но и формы проведения занятий, поведение учителя на уроке.

Являясь частью дидактики, ТМОИ использует методы исследования педагогики, подчиняется её законам и принципам. Так, при обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: репродуктивные, проблемного изложения, эвристические и т.д. Формы организации занятий – фронтальные, индивидуальные и групповые.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществознания (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Особенно усиливается связь с др. науками в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение.

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр.

Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

преподавание информатика педагогический

В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике.

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках. Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

В последние 3-4 года в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдается кризис, вызванный тем, что:

задача 1-го этапа введения школьного предмета информатика в основном выполнена;

Все школьники знакомятся с основными компьютерными понятиями и элементами программирования. Пока решалась эта задача, передний край научной и практической информатики ушел далеко вперед, и стало неясно, в каком направлении двигаться дальше;

Исчерпаны возможности учителей информатики, как правило, либо не являющимися профессиональными педагогами, либо не являющимися профессиональными информатиками и прошедшими лишь краткосрочную подготовку в институте усовершенствования учителей;

Отсутствуют взвешенные, реалистичные учебники;

Из-за различия условий для преподавания информатики в различных школах (разнообразия типов средств вычислительной техники) и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатики. В высших учебных заведениях подготовка по информатике, как правило, не претерпела существенных изменений и имеет ориентацию на вычислительные приложения ЭВМ, не учитывает ведущуюся уже 10 лет подготовку школьников по информатике.

Цель курсовой работы раскрыть методику преподавания информатики в 5-7 классах. Для того чтобы раскрыть цель работы поставим перед собой следующие задачи:

Изучить планирование школьного курса информатики в 5-7 классах: программа, содержание курса «Основы информатики», рассмотреть проблемы преподавания информатики в школе;

Исследовать преподавание информатики в 5-7 классах: теоретический урок, практический и интегрированный урок информатики.

1. Методика преподавания информатики

1.1 Предмет методики преподавания информатики

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н. Винера, К. Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним - англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный, по-видимому, как производное от двух французских слов - «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин получил распространение в СССР (позже в России и странах СНГ) и странах Западной Европы. Как отмечается в русском языке употребление термина «информатика» (примерно с середины 1960-х гг.) было связано с научно-технической информацией, библиотековедением и документалистикой. Так, в Большой Советской Энциклопедии информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации (выделено нами. - М.В.В.), а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности»

Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки. Информатика как самостоятельная наука вступает в свои права тогда, когда для изучаемого фрагмента мира построена так называемая информационная модель. И хотя общие методологические принципы построения информационных моделей могут быть предметом информатики, само построение и обоснование информационной модели является задачей частной науки. Понятия информационной и математической моделей очень близки друг к другу, поскольку и та и другая являются знаковыми системами. Информационная модель - это то сопряжение, через которое информатика вступает в отношение с частными науками, не сливаясь с ними, и в то же время не вбирая их в себя».

Между тем среди отечественных ученых с самого начала становления информатики как самостоятельной отрасли науки не было полного единодушия в ответе на вопрос, что такое информатика.

В том же сборнике «Становление информатики» дано определение: «Информатика - комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) (выделено нами. - М.В.В.) систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики» . В определении не только явно подчеркивается связь самого возникновения информатики с развитием компьютерной техники, но и то, что информатика - это следствие развития ЭВМ. По мнению М.П. Лапчика, предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект - на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе.

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п. Область интересов информатики - это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

1.2 Методика преподавания информатики как педагогическая наука

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году. В 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование». Согласно классификации научных специальностей, этот раздел педагогики, исследующий закономерности обучения информатике на современном этапе ее развития в соответствии с целями, поставленными обществом, получил новое название - «Теория и методика обучения и воспитания (информатике; по уровням образования)».

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки. В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит

перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

В ряде публикаций справедливо отмечалось, что в течение весьма длительного периода содержание методической подготовки будущего учителя информатики - наиболее слабая часть (и наиболее слабо обеспеченная часть) его профессиональной подготовки.

Содержание учебного предмета МПИ определяет его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика - методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.

Методика преподавания информатики - молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки - философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы. Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)».

В условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно смело утверждать о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой. Особенно усилилась эта связь в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение: вне сомнений элективные курсы по информатике будут востребованы во всех профилях и школьных дисциплинах. При этом объектом изучения в курсе методики преподавания информатики выступят не только понятия и методы информатики, содержание, структура и специфика которых учитываются «по определению», но и те науки (разделы наук), которые будут в той или иной мере интегрированы с информатикой в элективных курсах.

Учителю информатики необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира) филологии и языкознания (системы программирования, текстовые редакторы, системы распознавания текста, средства компьютерного перевода, системы искусственного интеллекта), математики, физики и экономики (компьютерное моделирование), живописи и графики, (графические редакторы, дизайн, системы мультимедиа) и т.д. Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.

1.3 Методика преподавания школьного курса информатики

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики. Объектом данной науки является Обучение информатики.

Согласно классификации научных специальностей, этот раздел педагогики, исследующий закономерности обучения информатике на современном этапе ее развития в соответствии с целями, поставленными обществом, получил новое название - «Теория и методика обучения и воспитания (информатике; по уровням образования».

Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики.

Но теория и методика обучения информатике и в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более двух десятков лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

Методика преподавания информатики ставит перед собой следующие цели: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Основная особенность курса МПИ - связь с другими, прежде всего методического цикла, предметами.

Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)»

Другой особенностью МПИ является динамический, изменяющийся характер самой информатики и как науки, и как учебного предмета, ее нестабильность, постоянное развитие и совершенствование как технических, так и особенно программных средств. В этих условиях вынужденным и плодотворным решением является максимальная опора на результаты общей дидактики, на конкретные методики близких дисциплин - математики и физики. Еще одна особенность МПИ - связь предмета с использованием компьютера, который обладает несравненно большей «самостоятельностью», чем любой другой прибор.

1.4 Методическая система обучения информатике

В работах отмечается, что методическая система обучения информатике, как и

любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения (рис. 2).

Взаимосвязь компонентов системы обучения

2. Специфика планирования курса информатики в 5-7 классах

2 .1 Школьный курс « Основы информатики » . Цели и содержание

В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислительной техники» вышел на качественно новый этап своего развития. Более-менее унифицировался набор школьной вычислительной техники. Самое главное то, что изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Десять лет назад, в начале внедрения информатики в школы, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сейчас уже практически всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. Большая часть пользователей современных персональных компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ), позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.

Однако ошибочно было бы ориентировать курс основы информатики и вычислительной техники только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.

Изучение основы информатики и вычислительной техники в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.

2 .2 Программа курса информатики для V- VI I классов

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационный и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается (преимущественно да счет регионального и школьного компонентов) многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в V-VII классах могут быть определены следующим образом:

- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебное планы бесспорна,

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности деформационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека» живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся к информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми кассовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютере и учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач пи информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные: на занятиях знания, умения и навыки» закрепляются навыки самостоятельной работы.

2.3 Проблемы преподавания информатики в средних классах

Распространенной ошибкой при обосновании целей обучения информатике является отрыв учебного предмета от общественной практики, выпячивание его уникальности.

Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи - конструирование и производство ЭВМ - выполняет инженер, а другую - педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины и логики развертывания живой человеческой деятельности учения. В настоящее время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для того чтобы успешно работать с компьютером, нужно, как отмечают сторонники всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением.

Другая трудность состоит в том, что средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской аудитории вычислительной машины или дисплея есть не окончание компьютеризации, а ее начало - начало системной перестройки всей технологии обучения.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций: а) машина как тренажер; б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек; в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование). Возможности компьютера широко используются и в такой неспецифической по отношению к обучению функции, как проведение громоздких вычислений или в режиме калькулятора.

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал. При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся.

Нужно учитывать, что широкая практика обучения в нашей стране в общеобразовательной во многом продолжает основываться на теоретических представлениях объяснительно-иллюстративного подхода, в котором схема обучения сводится к трем основным звеньям: изложение материала, закрепление и контроль. При информационно-кибернетическом подходе, на котором и основывается компьютерная технология, суть дела принципиально не меняется. Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа.

В большинстве случаев в школах пытаются идти по пути наименьшего сопротивления: переводят содержание учебников и многообразные типы задач на язык программирования и закладывают их в машину. Но если материал был непонятным на предметном, например на химическом, языке, он не станет более ясным на языке компьютера, скорее наоборот.

3. Преподавание информатики в средних классах

3 .1 Теоретические уроки информатики в 5- 7 классах

Материал учебника для V класса структурирован по четырем главам» содержащим теоретические основы информатики (глава «Информация вокруг нас»), информацию по работе на компьютере (глава «Компьютер для начинающих»), материал для дополнительного изучения (глава «Материал для любознательных») и компьютерный практикум.

В главе «Информация вокруг нас» на бытовом уровне вводится понятие информации, рассматриваются многочисленные примеры информационных процессов, различные формы представления информации,

В главе «Компьютер для начинающи х» приводятся основные теоретические сведения об устройстве компьютера, его программном обеспечении и основах пользовательского интерфейса, детально рассматриваются правила техники безопасности и организации компьютерного рабочего места.

Учебник для VI класса содержит пять глав - «Компьютер и информация», «Человек и информация», «Алгоритмы и исполнители», «Материал для любознательных» и «Компьютерный практикум».

Линия компьютера продолжается в этом учебнике в главе « Компьютер и информация», где подчеркивается, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией. Большое внимание уделяется файлам и файловой системе как основе для создания личного информационного пространства. На доступном для учащихся VI класса уровне раскрываются вопросы, касающиеся двоичного представления числовой, текстовой и графической информации. Такие сведения в первую очередь делают более осмысленным переход к единицам измерения информации, позволяют оценивать объемы различных файлов - как создаваемых школьниками, так и уже имеющихся на их компьютерах,

Глава «Человек и информация» продолжает раскрытие линии «Информация и информационные процессы», акцентируя главное внимание на информационной деятельности человека. Здесь показано, каким образом человек познает мир. При этом основной акцент делается не на чувственном познании, а на мышлении, дается представление о логике, В этом аспекте раскрываются такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение; уделяется внимание основным информационным методам - анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению; рассматриваются виды суждении; приводятся некоторые схемы умозаключений. Отметим, что рассмотрение основ формальной логики в рамках курса информатик в данном учебнике осуществлено впервые.

Глава «Алгоритмы и исполнители» имеет достаточно традиционное содержание. В ней на многочисленных примерах рассмотрены понятие алгоритма и базовые алгоритмические конструкции, введено понятие исполнителя,

В учебники сознательно заложена некоторая избыточность материала. Это связано с «неровным» составом учащихся, приступающих к изучению курса в V класс, а также с тем, что в ряде школ под информатику в V-VII классах отводят и один час, а два часа, а неделю. Вариативность обеспечивается за счет того, что в конце каждого параграфа выделен самый главный материал (для минимального уровня), а также за счет главы «Материал для любознательных» - при желании, школьники могут знакомиться с этим материалом самостоятельно, в при 70-часовом курсе этот материал легко встраивается в основной курс.

Теоретические сведения, содержащиеся в каждом из учебников, сопровождайте достаточным количеством вопросов, задач и заданий, позволяющих закрепить изучаемый материал.

Работа с терминологическим словарем, имеющимся в конце каждого учебника способствует формированию культуры информационной деятельности школьника. В целом относительно используемого в курсе понятийного аппарата следует отметить, что здесь использованы достаточно строгие, хотя и адаптированные с учетом возрастных особенностей, определения. При этом мы не требуем от учащихся их заучивания и воспроизведения; «на слуху» у школьников должны быть «грамотные» формулировки, которые получат свое развитие и закрепление в базовом курсе информатики.

В курсе четко прослеживаются две линии; теоретическая и технологическая. С одной стороны, возрастные особенности обучаемых не позволяют изучать материал последовательно; школьникам хочется как можно скорее сесть к компьютеру, С другой стороны, существующие санитарно-гигиенические нормативы предписывают ученикам V класса заниматься на компьютере не более 20 мин. Поэтому, с нашей точки зрения, ряд теоретических и технологических вопросов вполне уместно «запускать параллельно». Если соответствующим образом организовать учебник, то нарушится его целостность и школьникам будет затруднительно вычленить суть изучаемого теоретического материала. Именно поэтому предложена нелинейная схема расположении материала в учебниках. Для того чтобы ученики V-VII классов быстрее находили нужный им материал, предложена специальная система навигации по учебникам.

Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнении и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников V-VII классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом.

3 .2 Практический урок

Специфику построения практического урока по информатики рассмотрим на примере урока в 5 классе на тему «Графический редактор Paint, отражение, поворот и перемещение элементов рисунка»

Тема урока: Графический редактор. Отражение, поворот и перемещение элементов рисунка.

Цели урока: образовательные - повторение пройденного материала, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями; развивающие - развитие логического мышления, памяти учащихся; воспитательные - развитие познавательного интереса» творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности.

Тип урока : урон закрепления полученных знаний» умений и навыков. Оборудование урока :

* компьютеры (по одному на два человека) с графическим редактором Paint;

* бумага, ножницы, клей;

? рисунки учащихся и их ксерокопии;

? альбом с описанием работы на данной уроке (на каждого ученика): на первой странице записаны тема и цели урока; на второй - алгоритмы выделения и перемещения рисунка; на третьей-загадка; на четвертой - задание для работы на компьютере и инструкция по его выполнению.

Оформление доски .

На доске описано высказывание: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. А.М. Горький».

План урока .

1. Организационный момент,

2. Актуализации знаний,

3. Практическая работа - составление мозаики из бумаги.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа на компьютере - построение рисунка из фрагментов в графическом редактор.

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель приветствует учеников объявляет тему и цели урока.

II . Актуализация знаний

Учитель. Когда вы были совсем маленькими детьми, то, конечно, не раз играли в мозаику, составляли рисунки из кубиков, пуговичек, кусочков картона. Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в мозаику. Сначала мы составим фигуру из кусочков бумаги, а затем поиграем в компьютерную мозаику. При сборе мозаики на компьютере вам потребуется выделать и перемещать фрагмент рисунка, отображать и поворачивать его. Поэтому, прежде всего, давайте повторим алгоритмы выделения, перемещения, отображения и поворота фрагмента рисунка.

Проводится фронтальный опрос учащихся, ответы обсуждаются всеми учениками и сравниваются с алгоритмами, записанными на доске.

Алгоритм отражения фрагмента рисунка.

1. Выделить фрагмент рисунка,

2. Щелкнуть левой кнопкой мыши на пункте меню Рисунок.

3. Из раскрывшегося меню выбрать пункт Отразить / Повернуть, щелкнув на нем левой кнопкой мыши,

4. В диалоговом окне установить опцию на требуемое действие (например, отразить слева направо).

5. Щелкнуть мышью на кнопке ОК.

Алгоритм поворота фрагмента рисунки.

1. Выделить фрагмент рисунка.

2. Щелкнуть левой кнопкой мыши но пункте меню Рисунок.

3. Из раскрывшегося меню выбрать пункт Отразить / Повернуть, щелкнув на нем левой кнопкой мыши.

4. В диалоговом окне установить опцию на требуемое действие: Повернуть на угол.

5. Выбрать необходимый угол поворота, например 90є.

6. Щелкнуть мышью ни кнопке ОК.

III . Практическая работа -составление мозаики из бумаги

1- Изготовление деталей мозаики.

Каждый ребенок разрезает с помощью ножниц ксерокопию принесенного и рисунка на фрагменты.

2. Составление рисунка из фрагментов.

Учащиеся обмениваются своими фрагментами - деталями мозаики - и собирают мозаику по образцу - оригиналу рисунка.

IV . Физкультминутка

V . Практическая работа на компьютере -построение рисунка из фрагментов в графическом редакторе

I . Разминка

Учитель: А теперь отгадайте загадку:

Он рисует» он считает. Миллионы вычислений

Проектирует заводы, Может сделать за минуту.

Даже в космосе летает. Догадайся, что да гении,

И дает прогноз погоды. Ну. конечно же…

(Компьютер.)

2. Выполнение практического задания на компьютере

На всех компьютерах учащихся в графической редакторе Paint загружены файлы задания. В файле содержится фрагменты рисунка и образец рисунка. На четвертой странице альбома представлены:

? формулировка задания - построить из фрагментов рисунок по образцу;

* изображение, содержащее фрагменты рисунка и образец - тот рисунок, который должен получиться после соединения фрагментов;

* инструкция к выполнению задания.

Образец, инструкции к выполнению задания.

2. Аккуратно, не задевая соседних фрагментов, выделите один фрагмент с помощью инструменте Выделение.

3. С помощью пункта меню Рисунок отразите или поверните фрагмент так, чтобы он совпадал с положением ил образце.

4. Аналогично работайте со следующими фрагментами,

5. После отражения и поворота всех фрагментов соедините их, выделяя и перемещая фрагменты с помощью мыши.

6. Сравните полученное изображение с образцом.

Ученики выполняют задание в группах по два человека.

Команда, первая выполнившая работу и при этом сделавшая все правильно, излучает приз - яблоко (или какой-то другой).

Через 10 минут после начали работы за компьютером следует выполнить с учащимися упражнение для глаз,

VI . Подведение итогов урока

Учитель. Итак, мы с вами сегодня научились составлять рисунки из фрагментов. Давайте вспомним, как вы это делали.

Проводится фронтальный опрос учащихся. Выставляются оценки за урок,

VII Домашнее задание

1. Повторить, как выполняются отражение и поворот рисунка,

2. Подумать, где еще можно применить умения, полученные при составлении мозаики.

3. Дополнительное задание для учащихся, имеющим домашний компьютер, оставить собственную мозаику на компьютер.

3 .3 Интегрированный урок: Математика и информатика в 7 классе

Тема урока: Четырехугольники и их свойства.

Цели урока: по математике: повторение определений и свойств различных видов четырехугольников; применение свойств четырехугольников к решению задач;

по информатике: закрепление умения учащихся использовать операторы графики в Q Basic;

общеучебные: развитие логического мышления, памяти, умения подчинять в мание выполнению заданий.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование: кодоскоп, экран, компьютеры, программа тестирования, разточный материал (карточки с заданиями), транслятор QBasic.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение изученного материала. Работа по группам

Учащиеся делятся на две группы: с одной работает учитель математики, с другой - учитель информатики.

Группа, работающая под руководством учителя информатики, получая задания (на карточках) по построению на компьютере четырехугольников различного типа. Построения производятся в трансляторе QBasic с использованием операторов графики этого языка. Помимо практического задания по построению на компьютере каждая карточка содержит теоретические вопросы, а также задачу по теме урока (свойства четырехугольников).

Заключение

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационный и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы)» сегодня выстраивается (преимущественно да счет регионального и школьного компонентов) многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Основная задача информатики заключается в определении общих закономерностей, в соответствии с которыми происходит создание научной информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека. Прикладные задачи заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, в определении способов оптимальной научной коммуникации с широким применение технических средств.

Параллельно с изучением теоретического материала предполагается освоение технологических приемов по созданию различных информационных объектов (текст список, таблица, диаграмма, рисунок, программа и др.). Соответствующие задачи: добраны в 35 работах компьютерного практикума. Большинство работ практикум, состоит из заданий нескольких уровней сложности.

Информатика как образовательная дисциплина быстро развивается. Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению «мягких» продуктов, ориентированных на неподготовленных пользователей. Разработка таких программно - информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки.

Список литературы

1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. Информатика и образование. -1994. - №2.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. - М.: Высшая школа, 1998.

4. Васильев В.Н. Информационные технологии в обучении. Компьютерные инструменты. №1, 2002 г.

5. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика: Учебник для 7-9 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1996.

6. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. Педагогика - 1994. - №5.

7. Информатика и образование, №2, 10, 2004 г.

8. Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика: Учебное пособие. М.: БРИДЖ, 1994.

9. Контрольные работы по методике преподавания информатики: Методические рекомендации для студентов заочного отделения. Составители: Журавлева И.А., Саманчук Л.Ф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.

10. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М.П. Лапчик, И.Р. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей редакцией М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр Академия, 2001.

11. Ляхович В.Ф. Основы информатики: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

12. Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра. Информатика и образование, 1990, №4, с. 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мировоззренческие аспекты образования: проблема формирования системы идеалов, ценностей, жизненных смыслов. Содержание, структура учебного курса информатики. Особенности методик преподавания предмета как фактор формирования мировоззрения школьников.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2011

    Пассивные и активные методы обучения на уроках информатики. Разработка план-конспекта с применением активных и пассивных методов обучения на уроках информатики. Выбор метода обучения школьников на уроках информатики, основные методики преподавания.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики, общая характеристика и предъявляемые требования. Анализ применения учителем информатики современных информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики. Представление числовой информации в компьютере. Особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Методы и приёмы преподавания темы: "Табличные процессоры Excel". Разработка примерной программы курса "Технология обработки числовых данных" на профильных курсах информатики. Тематическое содержание курса информатики в старшей школе на профильном уровне.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Разработка учебной программы по информатике для старших классов на основе сочетания поурочного планирования и проектного метода. Основополагающая концепция школьного курса информатики. Тематическое планирование курса информатики для IX и X классов.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Теория и методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. Методы организационной формы обучения. Средства обучения информатики. Методика преподавания базового курса. Обучение языкам программирования, обучающие программы.

    учебное пособие , добавлен 28.12.2013

    Анализ учебных пособий по информатике: Угринович Н.Д., Макаров Н.В., Семакин И.Г. Методика преподавания темы "Циклы" в базовом курсе информатики. Применение методики построения алгоритмов по теме "Циклы" на конспекте урока и лабораторной работе.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2012

    Характеристика традиционных форм педагогического контроля. Виды тестов на уроке информатики и ИКТ, эффективность их применения. Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики. Организация тестового контроля на уроках в 3 классе.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Обоснование варианта построения школьного курса информатики наиболее приемлемого к школам города Нижнекамска на данном этапе информатизации общества. Анализ развития мышления школьников, подготовки к практической деятельности, продолжению образования.

На этой странице кратко представлены тематика и содержание лекционных занятий. Фактически здесь расположены ссылки на краткие конспекты в виде сокращенного текста лекций, либо на так называемые опорные конспекты, содержащие рисунки, диаграммы, таблицы и другую информацию, помогающую осмыслить и запомнить материал лекции. Некоторые вопросы теории рассмотрены достаточно подробно, другие - нет, поэтому существует необходимость в посещении "живых" лекций преподавателя.

Лекция 1. Отличительные особенности дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики обучения информатике с наукой информатикой и другими науками. Информатика и кибернетика, соотношение понятий.

Лекция 2. Информатика как учебный предмет. Становление школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы. Компьютерная грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90 годы. Информатизация образования за рубежом. Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы.

Лекция 3. Основные дидактические принципы в обучении информатике. Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе. Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике. Алгоритмическая культура как исходная цель преподавания информатики. Информационная культура как современная цель преподавания школьного курса информатики.

Лекция 4. Стандартизация школьного образования в области информатики. Критерии отбора содержания образования. Программа по информатике как основной нормативный документ учителя информатики.

Лекция 5. Место курса информатики в учебных планах школ. Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей). Требования к школьным учебникам. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Лекция 7. Урок как основная форма организации учебного процесса. Классификация уроков информатики по объему и характеру использования компьютера. Анализ урока. Непосредственная подготовка учителя к уроку. Методические требования к конспекту. Классификация уроков по основной дидактической цели. Характеристика основных типов уроков информатики. Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Учебное пособие предназначено студентам педагогических ВУЗов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики.
Пособие будет полезно также практическим учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних специальных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике, а также аспирантам и всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в школе.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ.
С введением в среднюю общеобразовательную школу факультативных занятий как новой формы учебной работы, нацеленной на углубление знаний и развитие разносторонних интересов и способностей учащихся (правительственное постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», 1966), началась работа и по организации факультативов по математике и ее приложениям. В их числе три специальных факультативных курса, постановка которых в той или иной степени предполагала использование ЭВМ: «Программирование», «Вычислительная математика», «Векторные пространства и линейное программирование».

С введением этих факультативных курсов и, прежде всего, курса «Программирование» связан протяженный и своеобразный этап поступательного внедрения элементов программирования в среднюю школу. Своеобразие этого процесса заключалось в том, что (в отличие от школ с математической специализацией) факультативные занятия по программированию чаще всего строились в условиях «безмашинного» обучения, что, кстати говоря, нередко приводило к поиску весьма методически оригинальных подходов, опиравшихся на выявлении общеобразовательной сути алгоритмизации и программирования.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 3
ЧАСТЬ 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ 7
ГЛАВА 1 ИСТОКИ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЭВМ, 7ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ7

КИБЕРНЕТИКИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ СССР И РОССИИ (СЕРЕДИНА 50-Х - СЕРЕДИНА 80-Х ГГ. XX ВЕКА) 7
1.1. НАЧАЛО 7
1.2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ 8НА БАЗЕ ШКОЛ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ 8
1.3. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ 9КИБЕРНЕТИКИ 9
1.4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ 12
1.5. СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА БАЗЕ УПК 13
1.6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА. АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ 14
1.7. ЭЛЕКТРОННЫЕ КАЛЬКУЛЯТОРЫ 19
1.8. ПОЯВЛЕНИЕ ЭВМ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ 20
1.9. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» 21
1.10. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 23
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ 27
2.1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ 27
2.2. ИНФОРМАТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 36
2.3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК НОВЫЙ РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 39
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 41
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 2 41
ГЛАВА 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ 44
3.1. О ЦЕЛЯХ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ 44
3.2. ИСХОДНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОИВТ. ПОНЯТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 47
3.3. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ 50
3.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 52
3.5. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 58
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 3 59
ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 61
4.1. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 61
4.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОИВТ. УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК А. П. ЕРШОВА 63
4.3. МАШИННЫЙ ВАРИАНТ КУРСА ОИВТ 66
4.4. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 69
4.5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 73
4.6. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 76
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 4 76
ГЛАВА 5 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 78
5.1. ПРОБЛЕМА МЕСТА КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ 78
5.2. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1993 ГОДА (БУП-93) 81
5.3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1998 ГОДА (БУП-98) 84
5.4. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 12-ЛЕТНЕМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ 88
5.5. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 90
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 5 91
ГЛАВА 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ 93
6.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 93
6.2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ: КАБИНЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 100
6.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 105
6.4. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 107
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 6 107
ЧАСТЬ 2 КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ БАЗОВЫЙ КУРС 109
ГЛАВА 7 ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 111

7.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 111
7.2. ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ 116
7.3. ПРОЦЕСС ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 125
7.4. ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 127
7.5. ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 128
7.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 132
7.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 133
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 7 141
ГЛАВА 8 ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 143
8.1. РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА В ИНФОРМАТИКЕ 143
8.2. ФОРМАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 145
8.3. ЯЗЫКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 146
8.4. ЯЗЫК ЛОГИКИ И ЕГО МЕСТО В БАЗОВОМ КУРСЕ 154
8.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 162
8.6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 164
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 8 166
ГЛАВА 9 ЛИНИЯ КОМПЬЮТЕРА 168
9.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В КОМПЬЮТЕРЕ 168
9.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСКРЫТИЮ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЭВМ 177
9.3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭВМ 191
9.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ КОМПЬЮТЕРА 201
9.5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 203
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 9 206
ГЛАВА 10 ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ 208
10.1. ПОДХОДЫ К РАСКРЫТИЮ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ» 208
«ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 208
10.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 218
10.3. ЛИНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И БАЗЫ ДАННЫХ 221
10.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 227
10.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 230
10.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ 232
10.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 234
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 10 238
ГЛАВА 11 ЛИНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 240
11.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 241
11.2. МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМА 247
11.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ НА УЧЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ, РАБОТАЮЩИХ «В ОБСТАНОВКЕ» 251
11.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С ВЕЛИЧИНАМИ 259
11.5. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 266
11.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 274
11.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 277
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 11 280
ГЛАВА 12 ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 282
12.1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 283
12.2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 291
12.3. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 295
12.4. БАЗЫ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 307
12.5. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 317
12.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 330
12.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 333
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 12 341
ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ
ГЛАВА 13 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ 343
ГЛАВА 14 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 348

14.1. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 350
14.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ 354
14.3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ, ВХОДЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫЕ КУРСЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 356
14.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 393
14.5. ВАРИАНТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 396
14.6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 404
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 14 410
ГЛАВА 15 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ 412
15.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 413
15.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 440
15.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ПАСКАЛЕ 443
15.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 445
15.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 452
15.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 458
15.7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 459
15.8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 466
15.9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 470
15.10. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 474
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 15 478
ГЛАВА 16 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ 481
16.1. КУРС «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ШКОЛ И КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 481
16.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 492
16.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 494
16.4. КУРСЫ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА ИЗУЧЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ 496
16.5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 502
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 16 504
ГЛАВА 17 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 506
17.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 507
17.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 510
17.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 512
17.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 514
17.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 517
17.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 518
17.7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 520
17.8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 523
17.9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 524
17.10. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА, ПОСВЯЩЕННОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯМ 525
17.11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 527
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 17 530
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 532
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 539.

Введение:

1. Роль и значение игры в учебном процессе.

2. виды и классификации игровых методик

3. требования к проведению игровых методик на уроках информатики в начальных классах

4. план-конспект урока с использование игровых методик.

Введение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

В своей работе мы постарались показать всю важность обучающей игры

Цель исследования :

Задачи исследования :

1) рассмотреть роль игры на урок информатики в начальных классах

2) определить виды и классификации игровых методик

3) описать требования к проведению игровых методик на уроке информатике в начальных классах

4) составить план-конспект урока с использованием игровых методик

Объект исследования : влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесс

Роль и значение игры в учебномпроцессп

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам разного возраста с интересом выполнять поставленные задачи.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетанию методов обучения;
  • к внешнему оформлению

Игра является методом обучения, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Когда дети научатся играть, а педагог руководить, управляя игрой, он начнет чувствовать, как все в игре подчиняются ему, находится в его власти. Условия игры требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания эмоционального напряжения, он должен войти в игру. Главная задача педагога – поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказывать им необходимую помощь. Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи,огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей даже обычно пассивных.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

В современной школе на уроках информатики широко используются игровые технологии. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. . В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Для них она и есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. Она есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
В игре дети свободно самораскрываются, саморазвиваются с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра является главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

2 Виды игровых методик

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются игровые методы, позволяющие эффективно построить учебный процесс.

Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.