Что из себя представляет социальная сущность человека. Варианты понимания сущности человека

В философской антропологии важнейшее место в понимании сущности человека занимает трактовка человека как социального существа. Традиционным в прежней философии поискам естественных или божественных начал человеческой природы современная теория, опирающаяся на социоцентризм эпохи классицизма, на философию Георга Гегеля, Карла Маркса, Огюста Конта – противопоставляет идею принадлежности человека особенной форме реальности: социальной системе, в которой человек выступает и как продукт, результат обработки природного биологического материала средствами культуры, и как персонифицированное воплощение этой системы, выделившийся в ней субъект новых преобразований и, следовательно, движущая сила саморазвития общества.

Содержание общественного бытия воплощается прежде всего в предметах культуры. Действительно, мир вещей, искусственная среда обитания человека – это «говорящий», даже «кричащий» о самом человеке мир. Представим себе фантастическую ситуацию – такую как в рассказе выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «В конце времен». На Земле исчезли люди, но все ими созданное сохранилось в неприкосновенности. В этот момент на планету высаживаются «зеленые человечки» из «летающих тарелочек» и находят весь предметный мир человеческой культуры. Смогут ли они восстановить внешний образ и внутренний облик создателей этого мира?

Думается, что да, и достаточно легко. Еще Фридрих Энгельс в книге «Анти-Дюринг» писал: «Скажите мне, какое основное орудие труда применяют люди, и я скажу вам какой у них общественный строй. Если это каменный топор и лук со стрелами – то это первобытное общество. Если это деревянная соха и ветряная мельница – то это феодализм. Если же это паровая машина и электрический мотор – то это капитализм».

Исследуя предметы быта – одежду, жилища, мебель – «зеленые человечки» реконструируют пропорции и внешний вид человеческого тела. Найдя наши продукты питания, поля и фермы, продовольственные комплексы и прилавки гастрономов, они установят химизм и физиологию нашего организма. Разбираясь с нашими заводами, транспортом, источниками энергии, они поймут наши технологии, а значит, установят уровень развития производительных сил и, следовательно, основные типы социальных институтов, включая тип общест­венно-экономической формации. Наконец, расшифровав наши языки и прочитав наши книги, как это делаем мы с письменностью исчез­нувших культур вроде египтян или майя, воспроизведя звуковые и видеозаписи, они откроют наш духовный мир, наши логику и психо­логию, поймут наши стремления, беды и радости, страхи и надежды.

Правда, рассказ Рея Брэдбери заканчивается неожиданно. Инопланетяне находят кинопроектор и катушки с пленками. Наладив аппарат, они смотрят на экран и умиляются: так вот они какие были – люди! Между тем появляются заключительные титры: производство киностудии Уолта Диснея. Так вот они какие были – люди: Микки Маус, Дональд Дак! Но это юмор. В действительности вещи и люди взаимно репрезентативны, т. е. зеркально отображают друг друга, потому что люди создают вещи для себя и по своей собственной мерке.

Однако надо понимать, что предметная культура сама по себе мертва без приводящей ее в движение деятельности людей. Поэтому общественное бытие отражается в самих структурах и организационных формах деятельности, в атрибутах труда, общения, способах жизнедеятельности, составляющих характеристики образа жизни. Этот срез социальной действительности выражается в практической, функциональной организации системы общественных отношений. Здесь отражение общественного бытия выходит на уровень знаковых систем: наряду с предметами и орудиями деятельности появляются знаки – искусственные вещи, специальная функция которых состоит в замещении предметов деятельности и которые выступают в качестве орудий коммуникации, общения, информационных процессов. Наиболее универсальной, гибкой, всеобъемлющей системой таких знаков является естественный язык , разговорная речь.

В конечном счете действия с предметами, трудовые операции вместе с системами знаков, образных или символических, внедряются в психику индивидов, изменяя и формируя ее содержание. У человека, включенного в систему общественных отношений, в социальную сферу, вырабатывается способность к мышлению, радикально перестраи­вающая его психику. У него появляется возможность с помощью речи фиксировать, накапливать информацию, переносить ее из прошлого в настоящее, подключая опыт, заложенный в памяти, или проецировать на будущее, прогнозируя результаты деятельности, предвосхищая грядущие события. Тем самым человек становится частью и персонифицированным воплощением социальной системы, приобретает качество личности, а деятельность его становится сознательной.

Убеждают в справедливости такого вывода действительные ситуации, в которых человек оказывался изолированным от социальной среды. Известны многочисленные случаи, когда находили младенцев человека, выкормленных животными, чаще всего волками. У сказочного Маугли из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга было множество прототипов. Один такой пример приводит в своей книге «Дитя человека, найденное у волков» английский миссионер доктор Сингх. В течение шестнадцати лет он пытался воспитать девочку Камалу, которую ему принесли из джунглей индийского штата Уттар-Прадеж охотники. Увы! В отличие от сказки, воспитать ребенка человеком не удалось: она так и не научилась ходить, жить в доме, пользоваться одеждой или предметами домашнего обихода, тем более не научилась говорить, оставшись дрессированным волчонком. Упущенные первые месяцы и годы, как утверждает знаменитый американский врач-педиатр Бенджамен Спок, закладывают в психику индивида необратимые изменения.

Другой пример изоляции человека – это одиночка на необитаемом острове, как персонаж романа английского писателя Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». В романе герой провел на необитаемом острове более двух десятков лет и остался незаурядным человеком. Однако это, к сожалению, фантастика. Известны многие десятки действительных находок заброшенных в одиночество людей: результаты печальны. Сам Дефо взял за основу своего романа случай, описанный в книге «Путешествие вокруг света» знаменитого путешественника, капитана французского королевского флота Дюмона Дюрвиля, когда на островке Хуан-Фернандес в Тихом океане был найден шотландский матрос Александр Селкирк, который провел в одиночестве всего-то четыре года. «Когда капитан Роджерс взял его на корабль свой, тот так отвык говорить, что вначале произносил только нечленораздельные звуки, отказался от предложенной ему водки и в течение нескольких недель не мог отведать на корабле мяса, приготовленного по-европейски».

Добавим, что долгое время Селкирк не мог ничего рассказать о себе: он все забыл, и лишь много времени спустя «вспомнил все». Утрата речи, утрата памяти – вернейшие признаки разрушения личности, одичания человека, который может быть и оставаться человеком только и исключительно в обществе себе подобных, в социальной среде. Изоляция убивает личность и рано или поздно процесс одичания становится необратимым.

Следует усилить внимание на то, что живые индивиды становятся сознательными личностями не в силу чисто природных свойств. Их социальное качество не заложено в генотипе, а приобретается в процессе социализации, воспитания в культурной среде. Следовательно, без органического соединения с вещами и знаками, без практически-предметной связи с другими людьми в структурах общественных институтов не может быть и речи о сознательных личностях.

Разные эпохи представляют совершенно противоположные мнения. Л. Фейербах утверждал, что сущность человека предопределенна заранее и зависит от заложенных генов. После рождения человек не может изменить биологических данных, поэтому разум, чувство и воля – постоянные показатели. К. Маркс продолжает эту мысль, но корректируя понятие, подчеркивает влияние социально-исторической эпохи и напоминает: «На проявление поведения каждого индивидуума сказывается совокупность общественных отношений».

Чем ближе к современности, тем понятнее становятся выводы знаменитых людей о сущности человека. Каждый из философов подчеркивает свою главную мысль, которая характеризует . Свобода выбора, мышление, духовность, самопознание, воля, разум, творческая энергия, труд – все эти понятия значимы и особенны, но только тогда, когда они едины и согласованы с внутренними стремлениями к гармонии. В отдельности – это лишь маленькая часть жизни без дальнейшего развития. Им, ученым, было небезразличным сущность бытия, но акцентируя на одной мысли, они исключали другую.

Первоначальные выводы

Если соединить мысли ученых воедино, можно вывести общую формулировку, которая дает первоначальные понятия – в чем конкретно заключается заложенная или приобретенная сущность человека. Существа, т.е. люди, наделены природными и общественными качествами, применимыми для творческой и свободной деятельности, которая проникнута историческим характером, свойственным конкретным временем. Понятно и запутано одновременно. Почему отсутствуют предпочтительные им черты – мудрость, красота, нравственность, справедливость? В чем виновата любовь – первейшая потребность утверждения своего «я»?

Любовь помогает проявить индивидуальность в свободных направлениях. Контактируя с объектом симпатии, человек изучает и познает его сущность. Неповторимость одного и противопоставление другого. Социальная природная внутренняя сила способна измениться посредством общения, подчеркивая важность ответных чувств. Динамическое развитие в жизни населения любого города или поселка неразрывно связано с темой любви – семья, работа, общество. Им импонирует все, что нравится.

Сближая людей с другими живыми существами, социальная философия одновременно раскрывает отличие. Подчиняясь законам биологических процессов, человек, как высшее существо, наравне с низшими обладает теми же системами: нервной, кровеносной, мышечной. Однако социальная черта развивается из-за связи с обществом, добавляя к имеющимся природным свойствам готовность к труду, свободу выбора, нравственность и мораль, ответственность за взятые обязательства, разум и др.

Социальная общественная жизнь может кардинально изменить биологические данные. Посредством пошагово разработанного воспитания формируется новая личность в нужном направлении. В современной трактовке больше придерживаются единства природных и социальных начал, когда способность мыслить, действовать в виде задатков превращаются в более познавательные процессы, характеризующие дальнейшую жизнь. Социальная задача – адаптация и привитие необходимых качеств возлагаются на родителей, воспитателей и учителей.

Уровни познания

С помощью пяти уровней квалифицируется глубина познания сущности.

  1. Первый. Активность ради потребности.
  2. Второй. Деятельность через труд, как средство к существованию.
  3. Третий. Развитие общественных отношений.
  4. Четвертый. Появление сознательных целесообразных действий, направленных на понимание мира и нахождение своего места в обществе.
  5. Пятый. Свободная и творческая деятельность приводит к изменению общества.

Переходя от уровня к уровню, к индивидууму приходит ясное понятие, в чем точнее , последующая и сознаваемая им деятельность.

Активность ради потребности

На первом уровне существование не отличается от жизни животных. Так же присутствует потребность в пище и сне. Если ограничивать свои действия только тем, чтобы утолить голод и дать телу отдохнуть от передвижений, к вам не придет желание изменить и совершенствовать существующий порядок. Винить некого, анализировать нечего. Сплошной примитив.

Деятельность через труд

Ф. Энгельс высказывался, что «труд создал человека». Полученные им простые орудия труда улучшают быт и условия жизни. При втором уровне, постепенно, через труд, человек становится независимым от природных условий. Биологические потребности принимают другой оттенок, не как приспособление, а надежное средство для игры, учебы или работы.

Развитие общественных отношений

Известно, что человек проявляет себя через деятельность. Однако работа одного члена общества подразумевает совместное производство многих других людей в коллективе или семье. На третьем уровне происходит последовательный обмен информацией, осмысление и передача опыта, налаживание связей, формируются взгляды, мнения, настроения. Вникая в систему общественных отношений, им, мужчинам, женщинам и детям, обыкновенная потребность становится необходимостью для самостоятельной сферы, чтобы показывать развитие, достижение результата и саму сущность.

Понимание мира и нахождение своего места

Социальные условия заставили человека задуматься. Выполняя работу без особой заинтересованности, производительность стояла на месте. Стоило только получить удовлетворение от задания, эффективность и продуктивность быстро увеличивалась. На четвертом уровне появляется цель, к которой хотелось стремиться. Цель накапливалась опытом, поднималась социальная планка, достигался высокий уровень, от этого жить становилось легче, удобнее, веселее. Желание иметь выстроенный план подчеркивает человеческую способность к самостоятельности. С одной стороны достигший результат, с другой – предпосылки к следующему.

Свобода и творчество меняет общество

Высший уровень, которому суждено привести лишь избранных. Им сознаваемая деятельность помогает прокладывать новые пути, разрушать стереотипы и менять не только самого себя, но и внешние обстоятельства. Человек, обеспечивая существование, при полной творческой свободе создает прекрасные шедевры искусства, разрабатывает технологии, живет идеями и будущим.

Социальное влияние

Социальное общение, отношение возникает, когда изменение одного человека происходит под влиянием другого. Каждый по себе выражает свойства общества и несет перемену. Совместная деятельность позволяет проявлять особенности к положению, к процессам и явлению. Разные нации, классы, уровни приводят к разным структурам общества. Приходится сталкиваться, осознавать и находить приемлемое суждение.

Следует понимать, в широком и узком аспекте, то, в чем, непосредственно или опосредствовано, заключается осознание термина «социальная сущность» и внутренние взаимодействия человека с окружением. Широкое – значит общественное, узкое – выбор определенной структуры, группы, коллектива. Из-за этого меняется мнение, выбор, сущность.

Огромную роль в процессе общения играет язык. Без раскрытия обозначения предметов, названий, им, людям, отличающихся или похожих, тяжело было бы найти основу для активной деятельности, которая смогла привести к принципиально новому и качественному повороту при обмене информацией, укреплением традиций.

Призвание человека

Сущность человека подразумевает удовлетворенность от жизнедеятельности. Им, счастливчикам, удается выбрать любимую специальность, определиться с выбором среди множества профессий. Такие люди лучезарны, чисты и приветливы. Они приносят пользу от проделанной работы и придают настроение. Как сложилось, что им повезло и не нашлось в пути множество преград? Видимо желание обладать способностями достигают кульминационной точки и склоняют вселенную к помощи. Или просто, смогли распознать свое призвание.

Социальная программа воспитания подразумевает не нахождению, а предложению стереотипов, по которым требуется прокладывать свой путь. Предлагая чужие находки и способы, тем самым отрицая свое, отличающееся необычностью и нестандартностью, взрослые иногда затаптывают на начальном этапе поднимающийся росток индивидуальности. Поэтому им, скромным и тихим, сложно проявить упорство, чтобы заявить свою сущность.

Для человека, чьи попытки заканчиваются неудачей, сущность становится тяжелой ношей. Прожитое время знаменуется опустошенностью и неудовлетворенностью. Когда осознано, что половина пути отдана нелюбимому делу, наконец, приходит забытое призвание, которое необходимо превратить в реальность. Конечно, социальная общественность не всегда примет «на ура» чудаковатые предложения о переменах, но им не понять, как хочется создать свой отдельный мир.

Заблуждаясь в сложных поворотах, у человека должна присутствовать тропинка, дающая точку отсчета, чтобы вернувшись к истокам, вновь набраться сил и уверенности для дальнейшего продвижения. Чтобы окончательно не запутаться в жизненном лабиринте, определите для себя, в чем удивительном и нестандартном заключается ваша сущность и великое призвание, как человека и гражданина.

Рассуждая о и понятии, в чем заключается каждый прожитый день, вы непременно найдете гармонию с собой, с внешним миром, ощутите точку соприкосновения природных данных и личных желаний. Сущность сама заставит сравнить прошлые чувства с новыми пришедшими эмоциями. Людям, веселым и беспокойным, захочется непременно поднять настроение и заменить радостью и успехом. Потом будет неловко за упущенное время, но приобретенный смысл жизни заставит успокоиться.

Представьте себе будущее, где для человека сущность заключается в полной гармонии. Реализовывая цели, пришедшим к единству души и сознания, социальная адаптация выявиться ненужной. Упуская трения и недоговоренность, люди станут чистыми от материальной зависимости и освобожденными от приписанных обществом обязанностей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Человек — биосоциальное существо.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.
Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.
Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.
«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.
Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.
Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

(материал из «Википедии»)

Основные отличия человека от животных

Животное Человек
1. Существование направляется только инстинктами. 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага.
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо-влетворяет материальные и духовные потребности.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.
Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации :
начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
средний — школа;
завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.
Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.

Экономическая теория, в том числе политическая экономия, для выяснения роли человека прибегают к различным характеристикам: субъект производительных сил и экономических отношений (производственных), рабочая сила, личностный фактор производства, человеческий капитал, человек экономическая и тому подобное. Поиски ученых длятся несколько веков, создан различные теории о месте человека в экономическом и социальном прогрессе.

В марксистской политической экономии, несмотря на провозглашенную тезис о человеке как главную производительную силу, политико-экономические проблемы, законы развития человека и его роль в отношениях экономической собственности (кроме положения, она является субъектом таких отношений) практически не рассматривались. Раскрытие социально-экономической сущности человека, роли человека-работника и человека-владельца, значение экономического мышления и закона возрастания потребностей позволяет понять, что именно человек является решающим движущей силой социально-экономического прогресса.

Социально-экономическая сущность человека

Социальная сущность человека.

Каждый человек - это очень сложная система, в которой совмещены земные и космические силы, природный и духовный миры, гены ее предков и генофонд будущих поколений и тому подобное. Так, еще в XVII в. нидерландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1696) связывал деятельность человека с Космосом; эту идею развил отечественный ученый Владимир Вернадский (1863-1945) в концепции ноосферы. Различные аспекты человека изучают естественные и общественные науки, специальные научные учреждения. Простейшую обобщенную характеристику человека предлагает философия, определяя ее как биосоциальную и духовное существо, то есть существо, в котором противоречиво сочетаются биологическая и социальная стороны, взаимообуславливают, взаимоисключающи, взаимопроникают и т.д., т.е. взаимодействуют между собой. Поэтому украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) разграничивал в человеке внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) природу. Характеризуя сущность человека, М. Туган-Барановский называл человеческую личность верховной целью в себе.

Социальная сущность человека - комплекс общественных видов ее деятельности, основанные на сохранении положительных сторон современного человека экономической (человека-работника нового типа и человека-собственника) в сочетании с его биологической стороной.

Человек как биологическое существо является творением Божьим, на котором постоянно сказывалось влияние природы. Она наделена прежде всего природными силами, которые формируются и воспроизводятся в процессе труда. Поэтому работа по физической точки зрения - это осуществление определенных функций человеческого организма, каждая из которых - затраты мозга, нервов, мускулов, органов чувств и др. Воспроизведение человека предусматривает сохранение и поддержание индивида как биологического явления.

Люди должны также удовлетворять свои экологические потребности. Природа и производит, и непосредственно удовлетворяет их. Она является первоосновой физического, психического и эмоционального здоровья отдельного человека и общества в целом. Игнорирование законов природы ухудшает экологическую среду, деформирует личность. Так, по данным американских ученых, в США до 9% смертности населения связано с повышением содержания вредных веществ в воздухе. Сильный шум (более 66 децибел) ускоряет старение и сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет.

Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к естественной стороны человека (его нервной системы, органов чувств, психологии и т.д.). В частности, растут интенсивность труда (прежде всего умственной), эмоциональные, нервные, психологические нагрузки на человеческий организм. Поскольку человек является частью природы, необходимо учитывать дополнительные критерии гуманизации и экологизации техники с предвидением близких и отдаленных последствий ее воздействия на природу (окружающие леса, грунтовые и наземные воды, урожайность полей, воздух, возможно изменение радиационного фона, тепловой эффект, химический фон и др.). При определении жизненного уровня населения следует принимать во внимание состояние окружающей среды, экологическую ситуацию. Необходимо формировать также экологическую культуру, экологическое мышление. Расходы на охрану окружающей среды должны стать составной социальных расходов государства, а к выработке экологической политики нужно привлекать широкие слои населения, политические партии.

Человек как социальное существо представляет собой совокупность всех общественных отношений, структура которых определена структурой общественно-экономической формации. К этой совокупности принадлежат экономические (в диалектическом единстве технико-экономических, организационно-экономических отношений и отношений собственности), социальные, политические, правовые, национальные, культурные, духовные и другие отношения.

С расширением сферы деятельности человека обогащается ее сущность, полнее раскрываются сущностные силы. Поэтому, кроме человека-работника, она должна быть человеком-владельцем, человеком-политиком, носителем культуры, духовности, национального духа и энергии народа. Такие виды деятельности в значительной мере совпадают с различными аспектами определения сущности собственности.

Для осуществления прогрессивных преобразований в Украине необходимо преодолеть глубокое отчуждение трудящихся от экономической собственности (в том числе интеллектуальной), процесса труда, его результатов, от управления производством и собственностью (что в общем означать преодоление экономического отчуждения), от классовой и общечеловеческой общности (социальное отчуждение) , от политической, юридической власти, от культуры, присвоение духовных благ, от пользования всесторонней системой информационного обеспечения. Следует также преодолеть отчуждение человека от истории (своей страны, народа). Только при таких условиях возможно расширение возможностей самореализации человека, полный и свободное развитие его физических, организаторских и духовных способностей.

Природу человека можно рассматривать как совокупность ее потребностей, увлечений. Индивид, удовлетворяя свои потребности, воспроизводит себя как общественную сущность. Определяющим для человека является удовлетворение самых элементарных экономических потребностей: в пище, одежде, жилье. На этой основе могут быть удовлетворены культурные, духовные и другие нужды. В свою очередь, социальные нужды активно влияют на экономические. Потребности зарождаются в форме объективной цели, конкретной цели человека. Поэтому она ставит перед собой задачу и стремится его выполнить. Социально-экономический прогресс общества в значительной степени зависит от своевременного осознания большинством населения новых потребностей и их учета в практической деятельности. Так, после провозглашения независимости Украины общенациональной необходимостью является развитие мощной, экономически независимого государства. Только на этой основе можно повысить жизненный уровень населения, развить национальную культуру и тому подобное.

Историки Михаил Грушевский, Иван Крипьякевич и другие говорили о таких чертах украинской нации, как здравый смысл, способность к самоанализу и самокритике, оптимизм, духовное, нравственное и культурное потенциалы, интеллигентность, энергия и предприимчивость, чрезвычайное Свободолюбие и др. Без их возрождение невозможно мобилизовать энергию нации, дух патриотизма и т.п., а следовательно, построить мощную национальную экономику и государство. Чтобы добиться этого, необходимо сформировать современного человека экономическую, которая сочетает черты работника и черты владельца.