Краткая характеристика 18 века. Отношение к религии и крестьянскому вопросу

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам... Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

Россия в 18 веке.

1.Особенности исторического процесса в России в18 в.

2.Реформы Петра 1 и их влияние на историю России.

3.Эпоха дворцовых переворотов и ее последствия.

4. «Просвещенный абсолютизма» Екатерины II .

5. Павел I .

1. 18 век – это во многом переломное время в мировой и российской истории, время бурных социальных потрясений. Он вместил в себя грандиозные реформы Петра I, в корне изменившие облик России, бесконечную череду дворцовых переворотов. Это время великих реформ Екатерины II, расцвета русской культуры, время острых классовых битв (крестьянские войны под руководством К.Булавина (1707-1709 гг.), Е.Пугачева (1773-1775 гг.).

18 век – это время расцвета, а затем и кризиса феодальной системы. В Европе наступает период заката абсолютизма. В России в это время феодализм переживает период апогея, но с конца века усиливается кризис феодальной системы, однако в отличие от Запада кризис феодализма сопровождался не сужением его сферы, а распространением на новые территории. 18 век – время постоянных войн за расширение территории России. Еще в 17 веке в состав России вошли Сибирь, Дальний Восток, Украина. В 18 веке в ее состав вошли Северный Казахстан, Прибалтика, Белоруссия, Балтика, Черного, Азовского морей. Росла многонациональность России. В 18 веке население выросло более чем в 2 раза (37,5 млн. чел.). Появляются новые крупные города. В начале века Россия переживает промышленный бум. В сельском хозяйстве продолжает господствовать крепостничество. В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Податными сословиями были ремесленники, крестьяне, мещане, купцы до 1 гильдии. Боярство все более теряет ведущие позиции. Во времена Екатерины Второй первым сословием становятся дворяне, получившие огромные льготы. К привилегированным сословиям относились также иностранцы, духовенство, казачьи старшины.

В 18 веке изменяется характер власти. При Петре I окончательно утверждается абсолютизм (самодержавие). Впоследствии происходит трансформация абсолютизма в режим просвещенной монархии Екатерины II. Для 18 века было характерно постоянное, всеобъемлющее вмешательство государства в дела общества, роль катализатора многих процессов сыграли войны – из 36 лет правления Петра I Россия воевала 29 лет.

2. В 17 в. Русь оставалась глубоко патриархальным государством. Русские цари Михаил (1613-1645 гг.) и его сын Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) были людьми, приверженными старине, а Русь нуждалась в модернизации. Первые попытки реформ осуществил сын Алексея – Федор (1676 -1682 гг.). У Алексея было 11 детей, и он был примерным семьянином. Под влиянием Софьи, сестры Петра I, после смерти Федора царями провозгласили Петра I и Иванa V (Иван V– сын царя Алексея Михайловича по линии Милославских). Только в 1689 г. Петр свергает Софью (умерла в монастыре), и в 1696 г. Петр I становится единоличным царем. Он правил 36 лет - с 1689 по 1725 гг. Он считается крупнейшим реформатором России.

Петр был классическим приверженцем идеологии рационализма. Его идеалом было регулярное государство во главе с мудрецом на троне. Он считал, что государство – это плод творения не бога, а человека, его можно строить как дом. Поэтому нужно изобрести мудрые законы, которые проведет в жизнь мудрец на троне. Государство – это инструмент для того, чтобы сделать общество счастливым (иллюзия). Петр хотел, чтобы на все случаи жизни имелись четкие законы. Главная идея Петра – модернизация России «сверху» (без участия народа), по европейскому образцу. С Петра до сегодняшнего дня берет начало тенденция догнать Запад, от которого мы отстали «благодаря» монголо-татарам.

Первые годы Петр присматривался и намечал план реформ (потешные войска, потешные корабли). Он совершает поездку за рубеж, посещает Францию, Голландию, Англию, Швейцарию, Бельгию, где знакомится с опытом Европы. Как простой солдат Петр участвовал в двух походах на Азов. Петр знал 15 ремесел, он стремился перенять все лучшее на Западе. Петра трудно сравнивать с кем-то другим. Это был гений, но рядом с ним не было людей такого же ранга.

Он был человеком огромного роста (2м 4 см) и гигантской силы.

Основные реформы Петра оказались созвучны интересам России. Первый рекрутский набор был проведен в 1705 году, а последний – в 1874 г. То есть рекрутские наборы просуществовали 169 лет.

Сенат – главный орган управления страной просуществовал 206 лет – с 1711 по 1917 гг.

Синод – государственный орган управления церковью просуществовал 197 лет – с 1721 по 1918 гг.

Подушная подать просуществовала 163 года – с 1724 по 1887 гг. До подушной подати была подворная.

Петровские реформы имели всеобъемлющий характер, затронули все сферы жизни. Петровскую систему управления отличали: унификация и милитаризация (из 36 лет царствования Петра Россия воевала 29 лет), централизация и чрезмерная дифференциация функций. При Петре вышла книга «Юности честные зерцала», в нем давалась характеристика поведения молодежи в разных местах и в разных ситуациях.

Реформы затронули систему управления. Были созданы новые органы власти: Сенат, прокуратура (1722 г.) и Синод, институт фискалов (Око государево – тайный досмотр).

В 1718 г. вместо Приказов создаются Коллегии – органы коллективного управления (Коммерц-Коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия и т.д.).

Петр изменил систему управления территориями. Он ввел Ратушу и Земские избы – основные сборщики налогов. Ратуша - в стольных городах, земские – на местах.

В 1708 году была проведена областная реформа, по которой было создано 8 губерний во главе с генерал-губернаторами. Через 10 лет страна была разделена на 50 провинций. В 1720 г. Петр создает главный магистрат – орган по управлению территориями.

Был создан Генеральный регламент – сборник основных законодательных актов.

Петр I уничтожает Боярскую Думу, но плодит бюрократию – Сенат, Синод.

Радикальный характер носили его реформы в области экономики и культуры. С начала 18 в. Петр начинает строительство промышленной базы на Урале, флота. В условиях Северной войны он проводит денежную реформу – уменьшает количество металла в деньгах.

Пытаясь оградить русскую промышленность от конкуренции, он проводит активную политику протекционизма (защита своей промышленности путем высоких таможенных тарифов) и меркантилизма (поощрение собственных предпринимателей). В экономике начинается бум. Количество мануфактур выросло в 10 раз. Экспорт России превысил импорт почти в 2 раза (активное сальдо).

При Петре в корне меняются быт и традиции общества. В 1703 г. он создает идеальный город – Санкт-Петербург – образец для всей страны.

Петр ввел новое летоисчисление – от рождества Христова –Юлианский календарь (от сотворения мира). Новолетие начинается не с 1 сентября, а с 1 января. Петр ввел празднование Нового года (эта традиция приносить ветви ели пошла от Петра). Он создал первую библиотеку, первую публичную газету «Ведомости», первый музей, первый государственный театр. Он разработал идею создания Академии наук, но Петр умер в январе 1725 г., и Академия была создана по его проекту, но после его смерти.

Петр создал широкую сеть начальных школ, цифирные школы, сеть приходских школ, образование становится приоритетной областью. Появляются первые специализированные учреждения: артиллерийские, медицинские школы, математических и навигационных наук (Сухарева башня). Петр меняет бытовые традиции, он организует ассамблеи (тусовки), где молодежь играла в шахматы и шашки. Петр ввез табак и кофе. Дворяне учились искусству этикета. Петр ввел европейскую одежду и бритье бород. Существовал бородовой налог, составлявший 100 рублей (на 5 рублей можно было купить 20 коров).

В 1721 году Петр принял титул императора, а в 1722 г. он ввел Табель о рангах (лестница в будущее), по которому все население делилось на 14 рангов (канцлер, вице-канцлер, тайн6ый советник и т.д.).

Таким образом, реформы Петра в корне изменили Россию. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе запечатлел образ Петра в виде скульптуры Медного всадника, в которой конь олицетворяет Россию, всадник же - Петр.

Идеал Петра – регулярное государство – оказался утопией. Вместо идеального было создано полицейское государство. Цена реформ Петра была слишком высока. Он действовал по принципу «Цель оправдывает средства».

Петр – фигура огромного исторического масштаба, сложная и противоречивая. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив должного образования, он, тем не менее, обладал обширными познаниями в разных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Но многие качества характера Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, определили его жестокость, подозрительность, властолюбие. Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей не гнушался никакими средствами, был жесток к людям (1689 г. рубил головы стрельцам, на людей смотрел как на материал для осуществления задуманного). За время правления Петра в стране в 3 раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: применял пытки, слежки, поощрял доносы. Он был убежден, что во имя государственной пользы можно пренебречь моральными нормами.

Заслуги Петра:

    Петр внес гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом.

    Способствовал созданию в государстве промышленного производства (гигантский скачок в развитии производительных сил).

    Его заслуга – модернизация государственной машины.

    Реформы в области культуры.

Однако характер их реализации сводился к механическому перенесению культурных стереотипов Запада, подавлению развития национальной культуры.

Реформы Петра, направленные на европеизацию России грандиозны по своим масштабам и последствиям, но они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, т.к. проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

2 . С легкой руки В.О.Ключевского период с 1725 по 1762 гг. 37 лет нашей истории стал называться «эпохой дворцовых переворотов». Петр I изменил традиционный порядок престолонаследия. Ранее престол переходил по прямой мужской нисходящей линии, а по манифесту от 5 февраля 1722 года монарх сам назначал себе преемника. Но Петр не успел назначить себе наследника. Началась борьба за власть двух группировок. Одна поддерживала Екатерину I – жену Петра (Толстой, Меньшиков), другая – внука Петра I – Петра II (старая аристократия). Исход дела решила гвардия. С 1725 по 1727 гг. правила Екатерина I. Она была не способна к управлению. В феврале 1726 г. создается Верховный тайный совет во главе с Меньшиковым. Перед смертью Екатерина составила указ о престолонаследии (тестамент), по которому власть должна была принадлежать Петру II – внуку Петра I, сыну царевичу Алексею, а затем Анне Иоанновне – племяннице Петра I, затем Анне Петровне и Елизавете Петровне (дочери Петра I). После смерти Екатерины I на престол вступил Петр II - мальчик 12 лет, сын Алексея, при котором правил Меньшиков. Осенью 1727 года Меньшикова арестовали и лишили чинов и званий. При нем делами управлял тайный совет, а основными занятиями Петра II были охота и любовные утехи.

После смерти Петра II к власти пришла Анна Иоанновна (1730-1740). Это была дочь Ивана V, брата Петра I. Она не отличалась ни умом, ни красотой, ни образованием. Она передала управление Эрнсту Бирону, герцогу Курляндскому (с 1737 г.) Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины». В период ее царствования происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами. Перед смертью Анна Иоанновна объявила своим преемником младенца Иоанна VI Антоновича – сына ее племянницы. Регентом при Иване был Бирон, а затем его мать – Анна Леопольдовна.

С 25 ноября 1741 года к власти пришла Елизавета Петровна – дочь Петра I, свергнув малолетнего Ивана с помощью Гвардии. Она правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. Веселая и любвеобильная императрица не уделяла много времени государственным делам. Ее политика отличалась осторожностью и мягкостью. Она первой в Европе отменила смертную казнь. Ключевский назвал ее «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барышней».

Петр III (Карл Петр Ульрих – сын Анны Петровны – дочери Петра I и герцога Карла Фридриха) правил 6 месяцев (с 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 г.) (род. 1728-1762 гг.). Его женой стала Екатерина II Великая. Петр не пользовался уважением ни у жены, ни у придворных, ни у гвардии, ни в обществе.

28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот. Петра III вынудили отречься от престола, а через несколько дней он был убит.

4. Заканчивается эпоха дворцовых переворотов, начинается Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерины Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Начало правления было трудным для Екатерины в нравственном отношении. Петр III был законным государем, внуком Петра Великого, а Екатерину в действительности звали Софьей Фредерикой–Августой – немецкой принцессой Ангальд Цербстской. Она проявила себя как патриот Русской земли. Первые 15 лет она не играла значительной роли в государственных делах. Она упорно изучала русский язык и литературу, произведения античных авторов, работы французских просветителей, традиции и обычаи русского народа. Первые шаги Екатерины говорили о ее уме. Один из ее указов снижал налоги на хлеб и соль. Екатерина первой сделала себе прививку от оспы и спасла жизнь тысяч крестьян.

Она короновалась в Москве, 22 сентября 1762 года (наградила всех, кто помогал ей – участники переворота получили земли с крепостными крестьянами, чины, деньги). Екатерина была типичным западником. Она пыталась внедрить в России идеи просвещения и свободы. Екатерина являлась сторонником самодержавия и ярким последователем Петра I. Она хотела создать в России режим просвещенного абсолютизма – режим, при котором монарх заботится о свободе, благе и просвещении народа. Монарх – мудрец на троне. Истинная свобода, по мнению Екатерины, заключалась в строгом соблюдении закона. Она выступала с идеей ограничения вмешательства государства в экономику, отстаивала свободу предпринимательства. Екатерина предоставила широкие льготы мануфактурам. Главная ее цель – укрепить социальную опору абсолютизма, сделав дворян первым сословием. До 1775 года реформы проводились спонтанно (самопроизвольно), а с 1775 г. начался второй этап реформ, который окончательно утвердил в России власть дворян.

Екатерина пыталась выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения. В 1767 г. была создана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной . Комиссия была составлена из депутатов от разных сословных групп - дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков. Екатерина обратилась к Комиссии с Наказом, в котором были использованы идеи Монтескье, итальянского юриста Беккариа о государстве и законах. В декабре 1768 г. Комиссия прекратила работу в связи с русско-турецкой войной. Главная цель – разработка Уложения – так и не была достигнута. Но это помогло Екатерине ознакомиться с проблемами и нуждами населения.

Крупнейшим актом Екатерины стала Жалованная Грамота дворянству и городам 1785 года. Она определяла права и привилегии дворянского сословия. Оно окончательно оформилось как привилегированное сословие. В этом документе старые привилегии подтверждались – право на владение крестьянами, землями, недрами, свобода от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, передача дворянского звания по наследству и свобода от государственной службы.

В Жалованной Грамоте городам были перечислены все права и привилегии городам, описанные предшествующим законодательством: освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом. Грамота делила городское население на 6 разрядов и определяла права и обязанности каждого из них. К привилегированной группе горожан относились т.н. именитые граждане: купцы (капитал свыше 50 тыс. руб.), богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), и городская интеллигенция (архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). К другой привилегированной группе относилось гильдейское купечество, которое делилось на 3 гильдии. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний, а последняя – нет. Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлась собираемое 1 раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором избирались должностные лица: городской голова, бургомистры, заседатели магистрата и т.д. Исполнительным органом была шестигласная Дума, состоявшая из городского головы и шести гласных – по одному из каждого разряда городского населения.

Сенатская реформа

Он был разделён на 6 департаментов с 5 сенаторами в каждом. Во главе каждого стоял обер-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй - судебными в Санкт-Петербурге, третий - транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвёртый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой - московский судебный департамент. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

До реформы сенаторы могли бездельничать и считали своей задачей присутствие в заведении, а в департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других. Эффективность работы Сената знакчительно повышалась.

Сенат стал органом контроля над деятельностью госаппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился законодательной инициативы, которая перешла к Екатерине.

С 1764 г. Екатерина проводит секуляризацию земель и крестьян. У церкви отняли 1 млн. крестьян. Церковь стала частью государственной машины. В этом же году Екатерины ликвидировала автономию Украины.

Екатерина пыталась решить крестьянский вопрос - ограничить помещичью власть, но дворяне и аристократия не поддержали эти попытки и впоследствии были изданы постановления, усиливающие власть помещиков.

В 1765 г. был принят Указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь без суда. В 1767 г. – о запрете крестьянам жаловаться на помещиков. Время Екатерины – это время крепостничества. Подати на крестьян увеличились в 2 раза. В 60-70-е годы прокатилась волна крестьянских восстаний.

В 1765 г. Екатерина основала Вольное экономическое общество – первое российское научное общество (К.Д.Кавелин, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, П.П.Семенов-Тян-Шанский), которое просуществовало до 1915 г. Оно опубликовало первое статистико-географическое исследование России, содействовало внедрению в сельское хозяйство новой агротехнику и проводило обсуждение хозяйственных проблем. По указу Екатерины в России переводится запрещенное на Западе «Энциклопедия труда, ремесел и искусств».

В 1765 г. Екатерина издала два Указа: «О генеральном межевании», по которому дворяне закрепили за собой ранее полученные земли и «О винокурении», согласно которому дворяне получили монополию на производство спиртного.

В 1775 году была осуществлена губернская реформа. Страна была разделена на 50 губерний по 10-12 уездов в каждой губернии. Вводилась должность губернаторов, дворянские собрания. Была создана специальная палата общественного призрения, которая заботилась о просвещении и здравоохранении (школы, больницы, приюты).

Екатерина умерла в 1796 году, она правила 34 года. По меркам того времени, Екатерина прожила долгую жизнь, умерла в 66 лет. Ее реформы оказались неэффективными и нерезультативными, отторгнутыми от русской действительности.

Для подготовки к семинару

Из энциклопедии Кирилла и Мефодия:

Екатерина, дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745.

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. В начале 1750-х гг. Екатерина завела роман с гвардейским офицером С. В. Салтыковым, а в 1754 родила сына, будущего императора Павла I, однако слухи о том, что Салтыков был отцом Павла, не имеют под собой оснований. Во второй половине 1750-х гг. у Екатерины был роман с польским дипломатом С. Понятовским (впоследствии король Станислав Август), а в начале 1760-х гг. с Г. Г. Орловым, от которого она родила в 1762 сына Алексея, получившего фамилию Бобринский. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Вступление на престол

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Отношение к религии и крестьянскому вопросу

Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764) , значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине , что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

Восемнадцатый век в истории России ознаменовался правлением двух великих просвещённых монархов – реформаторов, Петра I и Екатерины II. Россия в 18 веке кратко характеризуется не только дворцовыми переворотами, ужесточением крепостной зависимости, крестьянскими и стрелецкими бунтами, но и военными победами, развитием образования, модернизацией армии, флота и общества в целом.

Императоры России в 18 веке

Первым российским императором был провозглашён Пётр, произошло это в 1721 году, после того, как Россия победила Швецию в Северной войне. На престол же его возвели в десятилетнем возрасте в 1682 году Нарышкины при поддержке патриарха Иоакима. Вторым претендентом на трон был Иван Алексеевич, который был слаб здоровьем. Однако, родственники царевны Софьи и Ивана Алексеевича Милославские побудили стрельцов к бунту, который завершился убийством многих сторонников матери Петра, после этого фактическим правителем стала царевна Софья.

Иван и Пётр были провозглашены царями. Во время правления царевны Софьи, Пётр находился вдали от дворца. В сёлах Преображенском и Семёновском из своих сверстников он создал два «потешных полка», из которых, со временем, стали элитными подразделениями настоящей армии Петра. Не имея возможности получить необходимые ему знания у соотечественников, будущий Император проводил много времени в Немецкой слободе, знакомясь с иностранцами и изучая их образ жизни, начал роман с Анной Монс.

Наталья Кирилловна, Мать Петра I, недовольная поведением сына, женила его на Евдокии Лопухиной, которая родила Петру двух сыновей, Алексея и Александра. Царевна Софья, не желавшая отдавать власть, попыталась организовать новый стрелецкий бунт, но большинство войск остались верными Петру. Софья попыталась бежать, но в Воздвиженском была возвращена в Москву и вскоре заточена в Новодевичьем монастыре. Иван Алексеевич отдал всю власть Петру, но формально оставался соправителем до самой смерти в 1696.

В 1697-1698 годах I в составе Великого Посольства, под именем Петра Михайлова, урядника преображенского полка, отправился в Европу. После нового стрелецкого мятежа, Пётр вернулся в Москву, где начал дознание, в результате которого были казнены несколько сотен стрельцов, а Евдокия Лопухина насильно отправлена в Суздальский монастырь. После возвращения из Европы Пётр начал свои преобразования, решив изменить Россию по европейскому образцу.

Сначала своими указами он добился внешнего подражания европейцам в одежде и манерах, ввёл летоисчисление от рождества Христова, празднование Нового Года - первого января. Затем последовали более значительные структурные реформы. Была реформирована армия, государственное управление, российская церковная иерархия была подчинена государству. Также, Пётр провёл финансовую реформу. Для преобразований и военных походов нужны были образованные люди. Поэтому, были открыты школы: математических и навигацких наук, медицинская, инженерная. А в Петербурге – морская академия.

Для строительства в 1704-1717 гг. Петербурга, так же, как и для работы на фабриках и заводах, использовался труд крепостных. Для обучения детей грамоте, в провинции открывались цифирные школы. Результатом проведения военных реформ были победы Петра в Северной войне 1700-1721 гг., Каспийском походе 1722-1723 гг., благодаря чему Российская Империя получила выход к Балтийскому морю и ряд территорий. Однако, были и неудачная Русско-турецкая война, в результате которой Россия утратила выход к Азовскому морю. В 1712 году Пётр женился во второй раз на Екатерине Алексеевне, от которой ему осталось две дочери Анна и Елизавета.

В 1725 году, когда Пётр умер, именно Екатерина стала первой императрицей России. Однако, фактически, страной в это время правил Меньшиков и Верховный Тайный Совет, созданный по инициативе А.П. Толстого. В это время Россия не вела значительных войн. Правительство Екатерины в 1726 г. Заключило союзный договор с Австрией, также, в это время была создана Академия наук и прошла экспедиция Беринга. В 1727 году, Екатерина умерла, а императором стал Пётр Второй, от имени которого управлял страной сначала Меньшиков, а потом князья Долгорукие. Его правление тоже не было долгим. В 1730 году Пётр умер от оспы.

После него правила Анна Иоановна, приглашённая на престол Тайным Советом с условием ограничения полномочий. Однако, позже она восстановила абсолютизм. Анна провела некоторые реформы: реформа армии, упорядочение работы гос. учреждений, декларация справедливого суда, реформа Сената, реформа флота. Также, учредила Канцелярию тайных розыскных дел, занимавшуюся поиском заговорщиков и просто недовольных, всё это происходило с огромными злоупотреблениями, которые позже связали с именем фаворита императрицы Бирона.

Внешняя политика была продолжением политики Петра. В 1740 году Анна умерла и оставила наследником малолетнего Иоанна Антоновича, регентом при котором стал Бирон, а после – мать императора, Анна Леопольдовна.. В 1741 году его свергла . Она продолжила политику своего отца, ПетраI. Восстановила Сенат, упразднила кабинет министров, деятельность Тайной канцелярии стала незаметной. Елизавета провела перепись населения, отменила таможенные пошлины внутри страны, провела налоговую реформу, расширила права дворянства.

При ней произошла реорганизация учебных заведений, основана Академия художеств, а также Московский университет. Были построены Зимний и Екатерининский дворцы, архитектором которых был Растрелли. В результате Русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войн Россия получила Кюменегорскую и часть Саволакской провинции, некоторые земли в Пруссии. Елизавета умерла в 1761 году, императором стал Пётр. При нём была упразднена Тайная канцелярия, он начал секуляризацию церковных земель, был издан «Манифест о вольности дворянства».

В 1762 году в результате дворцового переворота был свергнут своей женой, Екатериной II. Она провела губернскую, судебную реформы, усилила армию, флот, усилила бюрократический аппарат, увеличила эксплуатацию крепостных. При Екатерине были созданы городские школы, училища, открыт Смольный институт благородных девиц, после этого– Воспитательное общество благородных девиц. В Академии наук были открыты анатомический театр, обсерватория, ботанический сад, физический кабинет, библиотека, мастерские.

Борьба с эпидемиями стала государственным мероприятием, введено оспопрививание, открыто много больниц и приютов. Во время правления Екатерины было несколько заговоров и бунтов: Крестьянская война, предводителем которой был Емельян Пугачёв, 1773-1775 гг., в 1771 г. - Чумной бунт. С воцарением Екатерины начался новый территориальный рост Российской Империи. В 1774 г., после турецкой войны, России отходят важные крепости в устьях Дона, Днепра и Керченском проливе. В 1783 Екатерина присоединяет Крым, Кубань и Балту.

После второй турецкой войны – прибрежная полоса между Днестром и Бугом. А после разделов Польши – часть Белоруссии, Волынскую, Подольскую и Минскую области, литовские губернии, герцогство Курляндское. В 1796 году Екатерина Великая умерла, на престол взошёл Павел. Он провел несколько контрреформ. Павел принял закон о престолонаследии, фактически исключающий женщин из претендентов на престол, ослабил позиции дворянства, улучшил положение крестьян, провёл административную реформу, направленную на централизацию власти, усилил цензуру. В результате военной реформы, большее внимание стало уделяться внешним атрибутам службы.

Основное направление во внешней политике Павла – борьба с Францией, для чего Россия вступает в антифранцузскую коалицию. Главнокомандующим войсками был , который освободил Северную Италию и совершил переход через Альпы. Однако вскоре Россия прекратила союз с Австрией и отозвала войска из Европы. А в 1800 году Павел даже начал подготовку к заключению союза с Наполеоном. Планам этим не суждено было сбыться. В 1801 году Павел был убит в собственном дворце.

Основные события и войны в истории России в 18 веке

  • упразднение патриаршества в 1700 г.,
  • основание Санкт-Петербурга в 1703 г., Булавинское восстание 1707-1708 г.,
  • реформа административного управления 1708 г.,
  • каспийский поход 1722-1723 гг.,
  • учреждение коллегий 1718-1721 гг.,
  • административная реформа 1719 г.,
  • принятие Петром императорского титула,
  • русско-персидская война 1722-1723 гг.,
  • «Табель о рангах» 1722 г.,
  • Учреждение Академии наук 1724 г.,
  • царствование Екатерины I 1725-1727 гг.,
  • царствование Петра I 1727-1730 гг.,
  • царствование Анны Иоановны 1730-1740 гг.,
  • Русско-турецкая война 1735-1739 гг.,
  • Русско-шведская война 1741-1743 гг.,
  • царствование Елизаветы Петровны,
  • правление Петра III 1761-1762 гг.,
  • царствование Екатерины III 1762-1796 гг.,
  • Комиссия об Уложении 1767-1768 гг.,
  • Чумной бунт в 1771 г.,
  • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.,
  • Победы под командованием Суворова под Кючук-Кайнарджи и Карасу 1772 г.,
  • Кючук-Кайнарждийский мир 1774 г.,
  • основание Черноморского флота в 1779 г.,
  • присоединение Крыма 1783 г.,
  • Русско-турецкая война 1787-1791гг.,
  • Русско-шведская война 1788-1790 гг.,
  • Царствование 1796-1801 гг.

Герои России в 18 веке

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический участвовал в сражениях русско-турецкой войны 1768–1774 гг., способствовал освоению Северного Причерноморья, создавал и укреплял Черноморский флот, ликвидировал Запорожскую Сечь, а в 1783 г. Присоединил к Российской Империи Крым. Подчинёнными Г.А. Потемкина были такие флотоводцы и военачальники как А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков. Александр Васильевич Суворов во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. нанёс несколько поражений турецкой армии, командовал войсками в Крыму в 1776–1787 гг., в 1790 г руководил штурмом крепости Измаил, во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французов нескольких сражениях.

Федор Федорович Ушаков участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 г., совершил несколько походов в Средиземное море из Балтийского, руководил постройкой Черноморского флота, которым командовал с 1790 г., уничтожил турецкий флот в решающем сражении у мыса Калиакрия в 1791 г., возглавил черноморскую эскадру в войне против Франции, но был отозван Павлом в 1800г.

Итоги 18 века для России

Итогами политики России в 18 веке стало значительное увеличение территории, завоевание выходов к Балтийскому и Чёрному морям, модернизация армии, создание и модернизация военного флота, основание многих учебных заведений, в том числе, и для женщин, усиление крепостной зависимости, структурные преобразования всех сфер жизни общества.

Население России с большим интересом наблюдало за ходом событий во Франции. Н.М.Карамзин, который был непосредственным очевидцем революционных событий, впоследствии писал, что они «определяют судьбы людей на длинный ряд столетий».

Крушение французского феодализма привело в восторг и приободрило передовых людей России, которые в это время боролись за уничтожение крепостного права. Современники отмечали, что «французская революция имела в России, как и в других местах, много приверженцев», что « вольноглаголание о власти самодержавной (стало) почти всеобщим, и чувство, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции».

С 1 января 1790 года при Московском университете стал выходить «Политический журнал». В нем подробно рассказывалось о ходе событий в революционной Франции. В обращении к читателям журнала профессор П.А.Сохацкий писал, что «1789 год учинился вечно незабвенным между годами многих столетий», что «произошло в Европе начало новой эпохи человеческого рода - эпохи угнетения самопроизвольной власти и поправления судьбы так называемых низких состояний». Целым потоком в Россию шли французские революционные издания. Современники отмечали: «Все, какие только во Франции печатаются книги, здесь скрытно купить можно». Их переводили профессиональные переводчики и студенты, а затем продавали из-под полы в виде рукописных списков.

Идеи французской революции оказали большое влияние на лучшие умы России, в том числе на револю­ционного мыслителя А.Н.Радищева, на сатирика и просветителя Н.И. Новикова и на многих других деятелей русской культуры. Царское правительство Екатерины II безжалостно душило все проявления вольнодумия: Радищев был сослан, Новикова бросили в тюрьму. Но на смену им приходили новые приверженцы свободы. Одним из таких людей был Ф. В.Кречетов, который призывал к «величайшему бунту, такому, которого еще не бывало». Он требовал «свергнуть власть самодержавия, сделать либо республику, либо иначе иное что-нибудь, чтобы всем быть равными».

После смерти Екатерины II на престол вступил новый император Павел I (1796 - 1801). Он любыми мерами пытался укрепить господство дворянства в обществе. Его правительство беспощадно подавляло крестьянские волнения, которые охватили целых тридцать две губернии. В годы его правления крепостное право не только не было уничтожено, но и получило дальнейшее распространение на Новороссию, Дон и Предкавказье - около 600 тысяч государственных крестьян были отданы помещикам.

Напуганный размахом крестьянских волнений, Павел I пытался хоть как-нибудь улучшить их положение. В 1797 году он издал указ, в котором рекомендовал помещикам ограничить барщину тремя днями в неделю, но никакого практического применения этот указ не получил.

Продолжали подвергаться суровым казаниям передовые мыслители, которые вы­ступали против самодержавия - В.В. Пассек, Ф.В.Кречетов, И.Рожнов и другие. В стране была введена строгая цензура, запрещен выезд за границу с целью получения образования, повсюду были закрыты частные типографии и учебные заведения.

Для укрепления самодержавного строя Павел I стремился к дальнейшей политической централизации. С этой целью он ограничил дворянское самоуправление и упразднил некоторые дворянские привилегии. Отныне например, был затруднен уход дворян в отставку с государственной службы. В 1797 году им был восстановлен порядок престолонаследия по праву перво­родства, то есть от отца к старшему сыну, а при отсутствии прямых наследников - к старшему из братьев. Политика Павла I была всецело направлена на укрепление крепостической феодальной системы. Тем не менее даже те немногие и половинчатые меры, которые он пытался принять для облегчения положения простого народа, вызвали недовольство некоторых кругов дворянства и особенно столичной знати, а также высшего офицерства. В принципе недовольство это было направлено не столько на действия, сколько на саму личность Павла I, на самодурство и капризы императора.

Несмотря на то что Россия не приняла участия в Первой антифранцузской коалиции, Екатерина II была злейшим врагом французской революции. Как уже говорилось выше, Россия отказалась от войны с Францией, так как воевала на Востоке и с повстанцами под предводительством Тадеуша Костюшко. Как только восстание в Польше и Белоруссии было подавлено, Россия сразу же стала готовиться к походу во Францию.

Как известно, Павел I почти все делал наперекор решениям своей матери. В начале своего правления он вступил в переговоры с Францией, однако между двумя государствами существовали серьезные противоречия в Германии, на Ближнем Востоке и в польском вопросе. Экспедиция французской армии под командованием генерала Бонапарта в Египет, захват им Мальты и Ионических островов шли вразрез с интересами политики России на Востоке. Это привело к тому, что Россия присоединилась ко Второй антифранцузской коалиции. В начале 1799 года был заключен союз между Россией и Турцией, благодаря которому русский военный флот получил право на свободный проход через проливы, контролируемые Оттоманской Портой. Объединенный русско-турецкий флот, которым командовал Ф.Ф.Ушаков, вскоре освободил от французов Ионические острова. Адмирал Ушаков содействовал тому, что на этих островах была введена прогрессивная для того времени конституция. По русско-турецкой конвенции 1800 года была создана «Республика семи соединенных островов», которая находилась под двойным протекторатом России и Турции, хотя формально сюзереном ее являлся турецкий султан.

Следует отметить, что в последующем Ионическая республика сыграла большую роль в развитии греческого национально-освободительного движения.

После того как армия Суворова пришла в Северную Италию, она нанесла ряд крупных поражений французам. Затем в Италии было упразднено республиканское правление и восстановились феодальные порядки.

Вторая коалиция оказалась недолговечной. В России недовольство вызывала политика Австрии, из-за которой русские войска в Италии оказались в тяжелом положении. К этому времени обострились и русско-английские противоречия на Ближнем Востоке и в Средиземном море. Англичане пытались всячески разрушить союз России и Турции, вытеснить Россию с Ионических островов. Овладев Мальтой, они не собирались выпускать ее из своих рук, в то время как Павел I сам хотел сделать Мальту опорным пунктом русского флота в Средиземном море.

Все это привело к тому, что Павел I отозвал русские войска с театра военных действий и в 1800 году порвал отношения с Англией, наложив секвестр на находившиеся в России английские товары и корабли. После этого он заключил союз со Швецией, Данией и Пруссией, направленный против Англии. Россия вновь возобновила правила вооруженного нейтралитета. Одновременно Павел I начал переговоры с Францией о мире, союзе против Англии и совместном походе в Индию. Таким образом, Англия и Россия оказались в состоянии войны. Английский флот под командованием адмирала Нельсона разгромил союзный России датский флот на рейде в Копенгагене и двинулся дальше на Кронштадт и Ревель.

Политика Павла I, направленная против Англии, была крайне непопулярна в дворянских кругах России, так как Англия являлась важнейшим рынком для экспортировавшихся русскими помещиками товаров. Сближение с Францией также не нашло сторонников среди дворянства, которое ненавидело французскую революцию и республику. Поэтому внешняя политика царя усилила нараставшее среди дворян недовольство и послужила толчком к организации дворцового заговора. В нем участвовали видные придворные и столичное офицерство. О заговоре знал и сам наследник престола Александр Павлович. Поддерживал связи с заговорщиками и высланный Павлом I из России английский посол в Петербурге Ч. Уитворт. 12 марта 1801 года Павел был убит в Михайловском дворце, его преемником стал Александр I (1801 - 1825).

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.