Парад при павле 1 описание картины. Приемы работы с историческими картинами

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ КАРТИНАМИ

А. Бенуа. Парад при Павле I

1. Это тематическая или сюжетная историческая картина.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр переплетается с другими жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»); особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.

Элементы тесного переплетения всех этих жанров можно проследить на примере картины А. Бенуа «Парад при Павле I».

2 . Картину художника можно использовать в школьных курсах:

3 . Вопросы и задания направленные на (разноуровневые задания – 3 уровня сложности обозначены римскими цифрами ):

А) атрибуцию источника и/или факта, на нем изображенного.

1. (I) Какое явление изображено на картине? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России? Как вы думаете, то, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?

2. (II) Когда создано это произведение? Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины? К какому направлению в искусстве принадлежал художник?

3. (II) Изображены ли на картине реальные исторические лица? Кого Вы смогли узнать?

4. (III) Можно ли определить социальное положение представителей общественных групп?

5. (III) Какое архитектурное сооружение изображено на картине? В каком оно состоянии? Изменилось ли название этого сооружения сейчас?

Б) описание содержания картины.

1. (I) Что изображено на переднем плане картины? Кто изображён на среднем плане? Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении?

2. (I) Чем именно занимаются эти люди? Как одеты люди на картине? Где это видно точно и чётко, где даётся общим фоном? Почему? Что этим хотел сказать художник? Какие у людей причёски?

3. (II) Как художник передал настроение картины? Какое время года изображено? Каковы его признаки? Какую погоду изобразил художник? Какими средствами живописи она передана?

4. (II) Какие цвета использовал художник? Как художник использует свет? Почему именно так?

5. (III) Для чего на переднем плане А. Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум?

В) критический анализ изображения.

1.(I) Каково отношение художника к изображённому на картине: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему?

2. (I) Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду? Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

3. (II) С какой целью художник изображает архитектурное сооружение? Почему на картине А. Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным?

4. (III) С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по Вашему мнению, изображена на картине? Знаете ли Вы, какие слова выбиты на постаменте этой конной статуи?

5. (III) Почему шлагбаумы не изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось значения вовсе?

1.(I) Объективно ли изображение парадов на картинах? Был ли художник современником происходящих событий?

2.(I) Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось? Не напоминают ли они Вам карикатуру, игрушки в детской игре, клип и т. п.?

3. (II) Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад? Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада?

4. (III) Можно ли на основе картины охарактеризовать историческую эпоху? Какие художественные приёмы передают торжественность, мрачность, праздничность, иронию, “игрушечность”?

5. (III) Чем примечательно время создания картины “Парад при Павле I”? Почему А. Бенуа назвал свою картину “Парад при Павле I“, а не “Подготовка к параду”?

Д) праксеологический анализ репродукции как текста.

1.(I)Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина? Чем в этом вам помогла картина?

2. (II) Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Павле I?

3. (II) Что Вы узнали об отношении Павла I к дворянам, офицерам, солдатам?

4. (III) Является ли эти картина историческим источникам? Объясните почему?

5. (III) В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение? Или эта информация отсутствует?

4. Свой вариант пояснительного текста к репродукции.

На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от ужаса, видя безумный, уничтожаю-щий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы.

“...Я с давних пор питал какое-то особенное чувство к личности Павла, нечто даже похожее на сочетание благоговения с нежностью и жалостью... странное существо – художник. Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое рабство, а между тем нахожу какое-то необъяснимое наслаждение... изображать и как бы временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фрунтовых мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения”. (Из книги А. Бенуа. “Мои воспоминания”. Гл. 3).

Вопросы:

1. Почему художник так «странно» относится к изображенному на картине событию?

2. Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I?

3. Совпадает ли отношение художника к Павлу I с Вашим отношением к этой исторической личности?

Фрагменты документов к картине.

1. «Каждый день Павел присутствовал на параде конной гвардии. И если какой-нибудь офицер совершал ошибку, то царь хлестал его своей тростью, подвергал разжалованию, ссылал в Сибирь или тут же и навсегда заставлял надеть мундир простого солдата!.. За промашку наказывали кнутом, тюрьмой и даже вырывали ноздри, отрезали язык или уши, подвергали другим пыткам...» (А. Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.43-44. Цитата дана из книги Б. Муравьёва)

2. «Страстно увлечённый, как и его отец, армией, Павел I особенно следил за тем, что называется «drill» (муштровка), и за обмундированием своих солдат. Менее чем за 5 лет он... девять раз сменил мундиры конной гвардии! Старый маршал Суворов ни во что не ставил новую форму, треуголки, парики, косички на прусский манер, которые солдаты обязаны были носить. «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, а я не немец, а природный русак», - говорил он. За выражение недовольства он был сослан в свою деревню...Наказания, порка, аресты и даже ссылки били главным образом по офицерам; для этого достаточно было тусклой пуговицы, не в лад поднятой при маршировке ноги!» (А. Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.44-45).

3. «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению Россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг;; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; ... умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от воинской службы; презирал душу, уважая шляпы и воротники... ежедневно вымышлял способы устрашать людей – и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец – и соорудил гробницу!». (Карамзин о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.,1991. Стр. 44-45.)

4. « ...У мирискусников мы часто встречаем сюжеты, связанные с выездами, выходами, - разного рода прогулки, торжественные появления императоров или императриц, царские охоты и так далее. Популярен мотив гуляний, праздников, народных сборищ (Кустодиев, Бенуа)... русская иконография модерна имеет свои отличительные черты. Некоторые её мотивы, такие, как шествие, ожидание, предстояние, возможно, восходят к древнерусскому искусству. Отечественная история, заинтересовавшая Бенуа в 1900-е годы, стала предметом так называемой «Русской серии». Лучшим произведением Бенуа в этом цикле явился лист «Парад при Павле I»...Художник сосредоточен не столько на архитектуре, сколько на событии или действии. Фигурная часть композиции господствует над пейзажем или интерьером. В картинах больше повествования, подробностей, деталей; характеристики персонажей более объективные. При этом, однако, тот поэтически-иронический строй, который преобладал в «Версальской серии», отступает перед прозаическим началом...материал отечественной истории и более конкретный подход к ней, выдвинутый самой задачей, продиктовал эти особенности».(Сарабьянов русского искусства конца XIX – начала XX века. М.,1993. Стр. 68-71, 74).

5. Н. Карамзин Из «Оды на случай присяги московских жителей его императорскому величеству Павлу Первому, самодержцу Всероссийскому»

Итак, на троне Павел Первый?

Венец российские Минервы

Давно назначен был ему...

Он добр и любит россов нежно!

То царство мирно, безмятежно,

В котором царь есть царь сердец;

От неба он венцом украшен

И только злым бывает страшен;

Для злых во мраке туч гремит,

Благим как бог благотворит.

6. «...Место парадов называлось лугом (Царицын луг) , но луга никакого не было, а была очень просторная площадь, посыпанная песком. На этой площади и происходил царский парад...Тысячи и тысячи моих любимых солдатиков продвигались стройными во всех направлениях, все в ногу и без всякого видимого усилия, с удивительной быстротой повинуясь одним только выкрикам офицеров...

С особым восторгом относился я и к проходу...павловцев. На головах у этих рослых парней были высокие медные кивера с красной спинкой, а мундиры их сверкали золотом, но самое замечательное было то, что все они были на подбор курносые – как того требовала традиция, восходившая ещё ко временам державного учредителя этого полка, Павла I, отличавшегося, как известно, вздёрнутым до уродства носом...

Вспоминая эти Марсовы потехи – как становится понятной муштровально-мундирная мания, коей были одержимы едва ли не все государи прошлого, но которая особенно ставится в вину пруссакам Фридриху, Вильгельму I и Фридриху II, а также нашим царям: Петру III, Павлу, Александру I и Николаю I. Однако, хоть и кажется это смешно и хоть много бывало под этим мучительства, однако насколько же тогдашние царские забавы в общем были менее жестоки и чудовищны, нежели всё то дьявольское усовершенствование военного дела, до которого теперь дошло человечество – и в самых демократических странах...не детской ли игрушкой представлялась Павлу вверенная ему богом империя, эта неисчерпаемая кладовая оловянных солдатиков, которых он гонял через всю Европу, которых он посылал сражаться в защиту священных и грандиозных, но всё же им как-то по-детски понимаемых идей?.. Не детским ли гневом плохо воспитанного ребёнка гневался он на тех, кто не умели ему угодить, кого он прямо с плацпарада отправлял в Сибирь за отстегнувшуюся пуговицу? Не детским ли кошмаром было всё его пресловутое безумие, его растерянность, его страх, его жажда подвигов и столь неуместная, несвоевременная, плохо направленная «справедливость»?..».(А. Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. М.,2005. Стр.18-19, 330-331).

7 . «Военный парад при Павле I на картине Бенуа кажется парадом игрушечных солдатиков…Но и печаль, и иронию, и даже зловещие мотивы «плясок смерти» художники «Мира искусства» умели претворить в нечто красиво-праздничное.» (Дмитриева история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. М.,1993. Стр.314-315).

Вопросы и задания для работы с документами.

1. В отрывках из текстов приведённых источников найдите комментарии к картине. Составьте из них описание к картине.

2. Что нового Вы узнали о Павле I и его времени в приведённых отрывках?

3. Какую оценку происходящему на картине А. Бенуа даёт Д. Сарабьянов? Докажите или опровергните его мнение о том, что «Парад при Павле I» лучшее произведение Бенуа на историческую тему.

4. Чем Вы можете доказать или опровергнуть мнение Н. Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Как это соотносится с воспоминаниями А. Бенуа?

5 . Какие из приведённых оценок Вам кажутся более точными? С какими оценками Вы не согласны?

Работа с другими иллюстрациями.

Г. Шварц “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I»

Вопросы:

1. Сравните манеры изображения парадов А. Бенуа и Г. Шварца. Чем они отличаются? Почему?

2. По какой из этих картин можно составить наиболее полное представление о правлении Павла I? Свой ответ аргументируйте.

3. Можно ли эту картину прокомментировать словами Н. Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Почему?

4. С помощью картин Бенуа и Шварца охарактеризуйте черты, связывающие Павла I и Фридриха Великого (прусские порядки в Гатчине, а позже и в Петербурге, прусская одежда, парики с буклями, гвардейский «плац-балет», введение жёсткой регламентации во всех сферах жизни общества и т. д.) .

А. Бенуа. “Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”

Вопросы:

1. Найдите черты сходства и отличия в этих картинах А. Бенуа.

2. Составьте рассказ о правлении Павла I по этим картинам А. Бенуа, опираясь на слова (шлагбаумы, прусские мундиры, единообразие, противопоставление императоров, бездушная регламентация и тупая исполнительность, снежная мгла павловской власти закрывает прежний екатериненский свет)

3. Павловские реформы коснулись и русского языка , в котором больше появилось слов немецкого происхождения, слов-команд, жёстких и резких. Глядя на картины А. Бенуа, попробуйте вставить в пробелы нужные слова.

Ступай - Марш Заряжай - Шаржируй

Обозреть - Осмотреть Выполнить - Исполнить

Стража - ? Отряд - Деташемент

Общество - Собрание Гражданин - Мещанин

? - Торшрейбер Рогатки - ?

К ружью - Вон

Прусские военные мундиры времен Фридриха II

Вопросы;

1. Сравните военную форму времен Павла I и Фридриха II. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать?

2. Прокомментируйте отношение к этой форме на основании его высказывания: “Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, а я не немец, а природный русак”.

3 . До наших дней дошел интереснейший документ - дневник капитана Московского гренадерского полка Николая Грязева. Проследите на основании этого документа умонастроения офицеров той эпохи, их отношение к павловским новациям. Длиннополый кафтан Грязев называет «нескладным мешком, делающим и самого прекрасного мужчину безобразным привидением». О шляпе пишет, что она «едва прикрывала головы наши», о галстуке - что он «перетягивал шеи... до самой невозможности». Высмеивает Грязев и прусские прически «с волосами, облитыми вонючим салом и обсыпанными мукой».

5. Триединая целевая установка урока.

Образовательные (познавательные):

    создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать историческую картину А. Бенуа «Парад при Павле I» как источник информации о правлении Павла I; обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты (репродукции картин А. Бенуа «Парад при Павле I»; А. Бенуа «Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”; Г. Шварца “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I»; иллюстрацию «Прусские военные мундиры времен Фридриха II» и исторические документы по данной теме); содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Развивающие:

создать условия для формирования у учащихся:

· умения работать с репродукциями картин, иллюстрациями, историческими документами;

· навыков логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера;

· навыков творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий;

· умения критически оценивать информацию при работе с разными историческими источниками;

· умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления русского и прусского военных мундиров кон. XVIII – нач. XIX вв.; объяснять причины сходства и различия;

· умений объяснять свое отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории и современности (Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?), аргументировать свою точку зрения;

· навыков по развитию речи, обогащение и усложнение ее словарного запаса.

Воспитательные:

· воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны;

· продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностными установками периода правления Павла I;

· способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения при работе с документами и формированию толерантного отношения к личности исторического деятеля.

Картина А.Н. Бенуа «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен - России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. В последней картине не следует видеть прямых ассоциаций с жизнью современной художнику России. Речь может идти разве лишь о личных переживаниях, размышлениях автора о реакции, о современном Петербурге с его полицейским режимом и русских правителях.

Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). «Парад»- высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем, и лучшая среди его исторических композиций вообще.

1907 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Бумага на картоне, гуашь, акварель. 59,6 x 82

Картина Александра Бенуа Парад в царствование Павла I входила в серию полотен на сюжеты из русской истории заказанных художнику в 1907 году историком С. А. Князьковым.

Художник переносит зрителя в конец XVIII столетия. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей наблюдает за происходящим. Представители царской династии изображены верхом на конях. Фигуры всадников полны комичного величия. Они высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от ужаса под испепеляющим взглядом монаршей особы.

На переднем плане картины Парад в царствование Павла I Александр Бенуа изображает шлагбаум. Введение в композицию этого предмета достаточно символично. С одной стороны он не позволяет зрителю погружаться в происходящее, с другой закрывает выход императору: на заднем плане полотна, на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка - здесь в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

В картине Парад в царствование Павла I отразились историко-культурные реминисценции характерные для