План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка. Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Елена Лукьянова
Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Цели и задачи :

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей . Учить поддерживать беседу,правильно по форме и содержанию,отвечать на вопросы,уметь рассуждать при ответе и доказывать. Формировать сравнительную и обобщённую оценку героев. Формировать у детей представления о нравственных формах отношений с окружающим-честности и правдивости. Уточнить представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения.

Ребята,сегодня у нас с вами будет очень интересное путешествие,мы отправимся в путешествие по маршруту добрых поступков,а вот эти книги и иллюстрации помогут нам путешествовать. Маршрут имеет остановку. Вот и у нас будет много остановок. Первая остановка-"Будь вежливым". Вспомните и скажите, какое произведение мы с вами читали о вежливости (дети называют произведение В. Осеевой "Волшебное слово") Задаю вопросы :Как можно оценить поведение Павлика? Кто помог ему стать вежливым? Как помогло Павлику волшебное слово? Перечислите ,какие вы ещё знаете вежливые слова? Можно ли перебивать разговор взрослых?А теперь посмотрите на эту книгу. Как она называется и кто её написал (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо") Скажите, о чем говорится в этой книге? Назовите хорошие поступки в этой книге. Дети читают два хороших поступка из книги наизусть. Молодцы. Дети,а какие вы добрые поступки совершаете или можете совершить? Выслушиваю ответы детей (помочь малышам сделать игрушки,подклеить книги,кормить птиц,ухаживать за кошкой,помочь маме убрать постель или принести сумку и т. д.). Ребята,может вы нам расскажите о том,как кто-то из вас совершил хороший поступок,доброе дело,помог маме,бабушке,товарищу или малышу,кому-то из животных. Выслушиваю рассказы детей из личного опыта. Хорошо,теперь мы с вами знаем как нужно себя вести со взрослыми,вежливо и поступать только хорошо, совершать добрые поступки,но ни в коем случае плохие.

А теперь наше путешествие продолжается. Мы приехали в "Царство сказок". Посмотрите на эту картинку. Вы наверное узнали эту сказку,как она называется("Золушка") Задаю вопросы :Кто злой на ваш взгляд в сказке? Кто добрый? Почему? Какую работу выполняла Золушка? Кто помог Золушке? Что можно сказать о Фее? Какая она? Чем закончилась сказка? Добро победило зло. Почему вы так думаете?Сейчас я вам прочту отрывок из сказки,а вы отгадаете как она называется :"Дочери только и знали что у ворот сидеть и на улицу глядеть,а Крошечка-Хаврошечка на них работала,их обшивала,для них пряла,ткала-и слова доброго никогда не слыхала". Узнали из какой сказки этот отрывок?Правильно,из р. н. сказки "Хаврошечка". Вопросы к детям :Кто злой в этой сказке? Кто добрый?Чем похожи между собой мачеха Золушки с мачехой Хаврошечки? Чем похожи между собой Хаврошечка и Золушка?Как описана их внешность? Как добро победило зло? Мы сейчас говорили с вами о добре и зле. Надо быть добрым и делать добро людям и тогда к вам будут относится по доброму. А какие вы знаете пословицы о добре и зле7 (Худо тому, кто не делает добра никому) .

А теперь следующая остановка,называется она :"Дружба и товарищество".Посмотрите на эти картинки. Давайте рассмотрим первую картинку :

1)Дети увидели качели,всем захотелось на них покататься. Первой села Таня,а Валя стала её раскачивать. Подошёл Вова он тоже хочет покататься.

Как нужно играть?

2)Мальчик сидит на качелях,девочки его раскачивают. Всем весело.

Вопросы :Как играют дети?Какое у них выражение лица?Почему вы решили что дети играют дружно?

3)Одна девочка держит качели руками,другая прогоняет мальчика. Он

опустил голову,огорчён.

Вопросы :Как вы считаете что здесь происходит?Правильно ли поступают девочки?Какие лица у девочек7Приятно ли такое отношение Вове?Почему вы думаете ему обидно?

Ребята,а как вы поступили бы в этой ситуации? Покажите такую картинку. Вот и хорошо,настоящий друг и товарищ должен поступать так же -делиться игрушками,играть вместе,друзья должны всем помогать,не оставлять в беде,дружно и мирно играть. Дружбу надо беречь,если дружите,то и в школу пойдёте,всё равно надо друг друга не забывать и помогать. А какие вы знаете пословицы о дружбе и товариществе("Друга ищи,а найдёшь цени","Верный друг-самое большое богатство")

На этом наше путешествие по добрым поступкам закончилось. Мы с вами ещё раз напомним себе что нужно быть вежливым,добрым,совершать только хорошие поступки,а так же быть дружными и внимательными по отношению друг к дугу и ко взролслым.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» - интегрированное итоговое занятие (математика, грамота, развитие речи) - подготовительная группа ЗАДАЧИ: - Учить анализировать свой результат работы (смайлики – символы). - Способствовать формированию интереса к обучению в школе, как.

Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.

Беседа «Наша родная Армия» (подготовительная группа) Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, объяснить смысл выражения Армия родная. Ход беседы.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Интегрированное занятие для подготовительной группы с элементами развитие речи Тема: «Лето» Интегрированное занятие изобразительная деятельность с элементами развитие речи на тему «Лето» (подготовительная группа) Программное содержание:.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро».

Развивающие:

— развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия, толерантность;

— повышать творческую активность дошкольников.

Воспитательные:

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к предметам, природе.

Демонстрационный материал: запись песни «Мы желаем счастья вам», «Если добрый ты», рисунок с изображением цветов, деревьев, животных, людей, предметов, явлений природы; изображение цветущей яблони; предметы: палка, камень, верёвка, книга; семечко яблони; толковый словарь, мяч, магнитики.

Раздаточный материал : изображение злого персонажа на каждого с моделями бровей, губ; изображение дерева на каждого; цветные карандаши, модели сердечка на каждого.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят и становятся в круг.

-Здравствуйте, мои новые друзья! Меня зовут Ольга Владимировна. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

— Я очень хочу с вами познакомиться. Поможет мне в этом мяч. Тот, кому я брошу мяч, должен сказать своё ласковое имя, которым его называют дома.

Какое ласковое имя, доброе, сердечное, красивое, замечательное, прекрасное, восхитительное, радостное, светлое, мягкое, тёплое, солнечное, музыкальное, хрустальное, звонкое.

— Мне было приятно слышать ваши ласковые имена. Люди называют ласковыми именами очень добрых людей.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непроизвольных обид.

Тема нашей встречи: «Доброта».

Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее на ковёр.

Как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей).

В толковом словаре написано: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «Добро» — всё положительное, хорошее, полезное.

— Какого человека мы можем назвать добрым?

Что надо делать человеку, чтобы стать добрым?

Как добрый человек может и должен разговаривать с окружающими?

— Кому нужна доброта? (Ответы).

Посмотрите на картинки. Назовите, кому или чему, по вашему мнению, нужна доброта и объясните, почему вы так думаете?

Давайте послушаем Сашеньку. Что добавит Андрюшенька? Что можешь назвать ты, Петенька? Очень интересно послушать, что назовёт Ирочка. Светочка, что ты хочешь сказать?

Вывод : обобщая ваши ответы, можно сказать, что доброта нужна не только всему живому, но и всем предметам.

— У меня на столе лежат предметы. Кто хочет выбрать любой предмет (палка , верёвка, книга, камень, др .), совершить с ними те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро, рассказать об этих действиях.

Вывод: я уверена, что как добрые люди, со всеми предметами вы совершаете только добрые действия.

— А в музыке есть доброта? Послушайте музыкальный отрывок. Какая музыка? Что под неё можно делать? Так что же мы сидим? Даваёте потанцуем.

Я принесла с собой семечко . Как вы думаете, чьё это семечко?

Представьте, что вы семечки от яблока. Покажите, что с вами станет, если семечко посадить в землю.

— Так что же станет с семечком через пять лет, если его посадить в землю? (Ответы детей).

Показ картинки «яблоня»»

Чья доброта помогла яблоне вырасти? (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).

Вывод: правильно, доброта солнца, земли, дождя, воздуха, людей помогла вырасти яблоне, созреть плодам.

— А чья доброта помогает расти вам? (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей)

— Сегодня такой добрый день, все улыбаются. Но я заметила, что у вас на столах лежат изображения каких – то злых персонажей. Пройдите, рассмотрите их.

— Что надо изменить в облике персонажа, чтобы злой персонаж стал добрым?

— Стал ли добрым персонаж?

— Что ты, Коленька, для этого сделал? Что сделал с губами? Бровями?

Вывод: вы совершили очень простые действия для того, чтобы доброта взяла верх над злом.

— Сколько добрых людей вы встретили в своей жизни?

— У вас на столах лежат рисунки с изображением дерева. Превратите его в дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни вы вспомните.

Сколько ты, Машенька, нарисовала плодов? Почему? А ты, Артурчик?

— Замечательно, что в своей жизни вы встречаете много добрых людей.

Оставьте дерево доброты на столе, пройдите, пожалуйста, на ковёр.

Подведение итогов

— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.

— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Рефлексия.

— О чём мы с вами говорили на занятии.

— Что больше всего запомнилось?

Вот и подходит к концу наше занятие.

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

Уведет ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто-нибудь:

«В добрый час и в добрый путь!»

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.

Исполняется песня «Мы желаем счастья Вам».

Видео занятия

Внимание! Первая часть начинается занятие конкурсанта с 4 минуты.

Самоанализ педагога

Тема моего занятия «Беседа о доброте»

Я поставила следующие задачи:

  1. Образовательные: познакомить детей с базовой нравственной категорией «доброта».
  2. Развивающие: развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия, толерантность; повышать творческую активность дошкольников.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к предметам, природе.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Оборудование использовала рационально. Темп занятия выбран оптимально.

При отборе содержания учебного материала я руководствовалась требованиями модифицированной программы по формированию толерантности.

Во-вторых, так как я с детьми незнакома подобрала материал воздействия на чувства детей, который способствовал обратной связи.

Я обеспечивала научность и доступность информации.

Новое на занятие было то, что дала детям понятие «доброта». Я считаю, что эта тема является привлекательной для детей.

Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми.

На занятие я использовала беседу, художественное слово, игровые приемы, сюрпризный момент, музыку, моделирование, здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, физминутка, динамика поз). Для получения обратной связи я использовала: поощрения, ласковое слово, мимику, жесты.

Самостоятельная работа была организована в виде моделирования средней сложности. Индивидуально, с помощью косвенного вопроса, направляла на выполнения правильного действия.

Мною был выбран темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать межличностное общение.

В течении всего занятия дети были активны и работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности. Психологическая атмосфера была спокойная, эмоционально-положительная. Дети проявляли эмпатию.

Из выше сказанного видно, что поставленные обучающие, развивающие, воспитательные задачи реализованы полностью.

воспитатель, МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка»

общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Конспект беседы по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программные задачи: учить детей употреблять существительные с обобщающим значением: хлебобулочные изделия; учить использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства хлеба; совершенствовать речь, учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу; показать детям, как важна профессия пекаря; рассказать детям о том, как выпекают хлеб, где его выпекают; формировать положительное отношение детей к профессии пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, припоминания, оценка ответов, объяснение, поощрение, показ наглядности, чередование хоровых и индивидуальных ответов, чтение художественных произведений, обращение к личному опыту детей, повторение, художественное слово, дидактическая игра.

Словарная работа: пекарь, хлебобулочные изделия, стелажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки, крендели.

Индивидуальная работа: вызвать желание отвечать на вопросы у детей (имена); побуждать детей (имена) к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: чтение о пекаре – мастере.

Материал и оборудование: картины, на которых изображены мучные изделия, оборудование пекарни, схема процесса изготовления хлеба и поступления его на прилавки магазинов, готовые хлебобулочные изделия.

Воспитатель рассаживает детей на коврике и начинает разговор.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Магазин», а также, наверное, еще больше любите ходить в магазин с родителями, так как вам там обязательно что-нибудь купят. Верно я говорю?

Дети: Верно.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь обращали внимание на то, какой в магазине продают разный хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель: Сережа, а какой хлеб вы покупали?

Сережа: Круглый, белый и темный.

Воспитатель: Молодец, Сережа. Вика, а что вы с мамой покупали в хлебном отделе?

Вика: Булочки и бублики.

Воспитатель: Умница. А как же называются все эти издели?

Дети: Хлебные.

Воспитатель: Молодцы. Изделия действительно называются хлебными. Наташа, как называются эти изделия?

Наташа: Хлебные.

Воспитатель: Верно, а еще их называют хлебобулочными. Давайте повторим вместе (дети повторяют).

Воспитатель: Но это далеко не все хлебобулочные изделия. Позже, я расскажу вам какие бывают еще. Дети, а как вы думаете, сколько надо хлеба. Чтобы накормить жителей нашего города?

Дети: Много

Воспитатель: Не просто много, а очень много! Ребята, а вы любите пирожки, которые печет ваша мама или бабушка?

Дети: Очень!

Воспитатель: А кто может мне сказать, какие продукты нужны для теста на пирожки?

Дети: Мука, яйца.

Воспитатель: Правильно, а еще, как ты думаешь, Олеся?

Олеся: Соль, сахар.

Воспитатель: Молодцы. Действительно разные продукты нужны для того, чтобы пиготовить тесто. А для того, чтобы пирогили пирожки были воздушными и хрустящими в тесто добавляют дрожжи. Ребята, а где же пекут хлеб?

Дети: В пекарне.

Воспитатель: Верно, а кто занимается выпечкой хлеба?

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Умницы. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари рабодают и днем и ночью, и даже в праздники. Чтобы к праздничному столу мы смогли подать гостям свежий, душистый, хрустящий хлеб. Но пекарь не один в своем деле у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее. Если хотите узнать о них по-больше, то слушайте меня внимательно. Вы все занете, что в пекарне работает пекарь, а что вы мне можете рассказать об этой профессии? Саша, ты нам не расскажешь?

Саша: Это люди, которые выпекают хлеб, им помогают машины.

Воспитатель: Правильно. Но помимо хлеба они пекут….. Что же они пекут, Игорь?

Игорь: Булочки, батоны, бублики.

Воспитатель: Молодец. А, что Рита вспомнила?

Рита: Крендельки.

Воспитатель: Умница. Все ли знают, как выглядят крендельки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда смотрите. Вот так выглядят крендельки.

Воспитатель показывает детям крендельки, изображенные на картинке, а затем дети хором повторяют это слово.

Воспитатель: Вы все правильно назвали, но есть еще некоторые хлебобулочные изделия, которые тоже выпекают пекари – это круглые караваи, буханки ржаного и пшеничного хлеба, сдобные булочки с нчинкой и без нее. Оля, что же еще выпекают пекари?

Оля: сдобные булочки, караваи.

Воспитатель: Отлично! Ребята, а зачем надо кушать хлеб?

Дети: Он полезный.

Воспитатель: Верно. А еще, почему, Таня?

Таня: Он вкусный и хрустящий.

Воспитатель: Умница. Но хлебобулочные изделия не только вкусные и полезные. Они еще и очень питательные. Хлеб никогда нам не надоест. Вот почему мы с вами завтракаем, обедаем, полдничаем и ужинаем обязательно с хлебом. Он придает нам чувство сытости. Ребята, я знаю, что вам будет интересно узнать о роли машин в выпечке хлеба.

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда слушайте и смотрите. Огромные чаши наполняются мукой и водой. Они называются дежами. А еще чем они наполняются, давайте вспомним, ведь об этом мы говорили в начале нашей беседы.

Виталик: В эти чаши добавляются еще яйца и соль.

Воспитатель: Верно. А еще, Настя?

Настя: Масло и сахар.

Воспитатель: Правильно, но вы забыли самое главное, что же это?

Дети: Дрожжи!

Воспитатель: Конечно, а для чего же они нужны?

Дети: Чтобы хлеб был хрустящим и воздушным.

Воспитатель: Верно. Слушайте, что происходит дальше: чаши с тестом ставят на специальный контейнер, который напоминает карусель. Карусель совершает один оборот за 5 часов, что позволяет тесту подняться. Ему помогают лапы месительных машин. Готовое, перемешаное тесто подается в делительную машину, а она точно отделяет ровные порции. Поэтому мы и берем хлеб ровный, аккуратный. Как только хлеб испечется его кладут на деревянные стелажи. Их загружают в машину с надписью «Хлеб», которую вы можете встретить на улице. Машина развозит хлеб в магазины, а мы его покупаем. Все люди очень любят хлеб. Так как вы думаете, важна ли профессия пекаря?

Дети: Очень важна!

Воспитатель: Но не только пекари связаны с получением хлеба. Колхожники занимают не менее важное место. Они сеют, выращивают убирают пшеницу и рожь. Затем везут на элеватор, где мукомолы превращают зерно в муку. Множство профессий участвуют в получении хлеба. Ведь это не так легко: вырастить пшеницу и выпечь хлеб. Поэтому хлеб необходимо беречь. Ведь хлеб – это наше богатство! Нельзя его бросать, ведь это труд многих людей, который нужно уважать! Давайте скажим им спасибо за их нелегкую, но такую важную работу.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Каравай».

Воспитатель: Вы много нового узнали из моего рассказа сегодня. Что же вам понравилось и запомнилось?

Андрей: Мне понравилось как машины помогают выпекать хлеб.

Воспитатель: Хорошо. А кто запомнил, какие это машины?

Маша: Карусель, на ней стоят чаши с тестом!

Воспитатель: Умница. Эта карусель называется конвейер. Давайте повторим.

Дети: Конвейер.

Дима: А я запомнил месительную машину.

Воспитатель: Совершенно верно, есть такая машина. А еще есть делительная. Оказывается много помощников у пекаря. А какие хлебобулочные изделия вы пекают пекари? Только не перебивайте друг друга, говорите по очереди (дети перечисляют изделия). А как мы их называем?

Дети: Хлебобулочные.

Воспитатель: Молодцы. Много разных изделий выпекают пекари. Чтобы мы могли кушать хлеб трудится много людей, поэтому как надо относиться к хлебу, Юра?

Юра: Хлеб нужно беречь!

Воспитатель: Молодец. А сейчас немного поиграем. Приглашаю вас в магазин сладостей (дети подходят к столам, на которых лежат настоящие хлебобулочные и мучные изделия). Я буду читать стихотворение, а вы выберите те хлебобулочные изделия, которые больше всего любите. На мои вопросы нужно отвечать полным предложением. Например: «Я люблю пирожок» или «Я выбираю бублик». Всем понятно?

Дети: Да

Воспитатель: тогда слушайте стихотворение

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутнрброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И ватрушка и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Молодцы. Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа. Я думаю, что вы расскажите родителям о том, что хлеб – это наше богатство и сколько сил и времени нужно для его производства!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленское бюджетное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Курсовая работа на тему:

Беседа как средство развития диалогической речи

Студентки 3 курса 1 группы

Евтиховой Ольги Викторовны

Введение

1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи дошкольников

1.1 Понятие и структура диалогической речи

1.2 Возрастные особенности развития диалогической речи

2. Беседа в развитии диалогической речи дошкольников

2.1 Беседа как педагогический метод

2.2 Методика проведения беседы

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи. Поэтому дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Актуальность темы обусловила цель данной работы.

Цель - изучение беседы как средства развития диалогической речи дошкольников.

Объектом исследования выступает образовательный процесс в ДОУ.

Предметом является развитие диалогической речи дошкольников с помощью беседы.

Гипотеза исследования: процесс развития диалогической речи дошкольников достигнет более высокого уровня если:

Использовать беседу как средство развития;

В процессе развития диалогической речи дошкольников учитывать психологические возрастные и индивидуальные особенности;

Задачи исследования:

1.Рассмотреть особенности развития диалогической речи детей в современном дошкольном образовательном учреждении - определить понятие диалогической речи, возрастные особенности ее развития, структуру диалогической речи.

2. Рассмотреть значение беседы в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста - определить сущность беседы как педагогического метода, подробно изучить методику проведения беседы для развития диалогической речи дошкольников.

Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников.

диалогический речь дошкольник педагогический

1. П сихолого-педагогические основы развития диалогической речи дошкольников

1.1 Понятие и структура диалогической речи

Рассмотрим подробно понятие и структурные особенности диалогической речи.

Т.Г. Винокур определяет диалог с точки зрения специфики языка как «…особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик».

В книгах Ушаковой О.С. «Развитие речи дошкольника» описаны некоторые приемы развития диалогической речи детей. Автор считает, что «…диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи».

Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка» . Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка, он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» .

В учебном пособии Бородич А.М. «Методика развития речи детей» рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т.д., можно узнать много интересного.

А.М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог - не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е.И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы.

Диалогу предшествует «коллективный монолог» (Ж. Пиаже) - речевое общение, когда каждый партнер активно высказывается в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собственные высказывания.

Т.И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

Также в литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Они считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоге происходит зарождение и развитие навыков монологической речи.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей,

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества; устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли, слова; уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связей.

В формировании связной речи, ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет, богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в «диалогическом единстве». В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля.

Таким образом, развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

1.2 Возрастные особенности развития диалогической речи

Развитие диалогической речи имеет свои возрастные особенности.

Воспитатель уже в младшей группе должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? - выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2-5 лет. А как непосредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказываний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать); пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связaнныe с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо, для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процесс е диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи - это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2, 5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%)

Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают - 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4, 5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (Например, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».)

Дети 5 - 7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6 -7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5 -7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».

В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1, 9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший» - «плохой»

Диалогическую речь дети в норме усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров, в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что делали на участке или в уголке природы. В такай разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним подсказывающим вопросам, поощрением.

Для формирования, навыков разговорной речи, используется, прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи собеседования воспитатель организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя. Такие рассказы вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т.д.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи детей в повседневной жизни. Важно создавать такие ситуации, в которых ребенок должен будет что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать им.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них ("Как бы это сделал ты?", "Как можно помочь?" и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи: она поддерживается собеседниками; ситуативна и эмоциональна, разговаривающие воспринимают друг друга, с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации и др. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких, обобщений. В психологии, раскрывается разница между обычным диалогом и беседой. Беседа своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых обращений. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать cpедством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Для ребенка 2-го и 3-го года характерна легкая отвлекаемость от содержания разговора.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить иди расспросить собеседника.

Таким образом, речевые навыки дошкольников требуют целенаправленного систематического развития, при этом необходимо учитывать возрастные особенности развития диалогической речи.

2. Б еседа как средство развития диалогической речи дошкольников

2 . 1 Беседа как педагогический метод

Разговор и беседа - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но в педагогике выделяют беседу как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Сократическая беседа - с помощью системы специально подобранных вопросов доведение до абсурда неправильных ответов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения.

Катехизическая беседа - заучивание вопросов и ответов на них (в католических школах в видоизменённой форме применяется до сих пор).

По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивную беседу (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом), эвристическую (организация поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач).

Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении дошкольников.

Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:

Какой программный материал необходимо давать путем беседы;

Как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;

Как привлечь всех детей к активному участию.

Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.

Чаще всего на практике беседы выливаются в чисто словесное сообщение детям знаний.

Долгое время основным в беседе считалась ее форма, ей подчинялось содержание познавательного материала. Такой подход сказывался и на структуре беседы.

Так, И.Г. Песталоцци в своих 10 упражнениях, рекомендованных для наблюдений и бесед с детьми о своем теле в «Книге для матерей», давал такую структуру:

Показ и название частей своего тела;

Положение этих частей;

Указать на связи частей тела;

Различать и называть, сколько раз каждая часть повторяется в нашем теле;

Обозначить качества частей тела;

Указывать связь между частями;

Что можно делать при помощи каждой части;

Как нужно ухаживать за своим телом;

Узнавать многостороннее применение свойств частей тела;

Все уметь объединять и описывать.

С одной стороны, И.Г. Песталоцци указывал на путь от анализа к постепенному обобщению, синтезу. С другой - живой образ, от которого он предлагал отталкиваться, подвергался такому детальному расчленению, что становился мертвым и абстрактным. Это путь отвлеченно-логического анализа. И хотя такой анализ базируется на конкретном образе, он не приближает ребенка к жизненной истине.

Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.

Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева - российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения.

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы - как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними. С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социального и нравственного воспитания.

Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах.

В русской педагогике тематика бесед с маленькими детьми была первоначально разработана В.Ф. Одоевским. В его пособии для родителей и воспитателей «Наука до науки», «Книжка дедушки Иринея» первая часть состоит из «Вопросника», в котором детально разработан ряд бесед.

В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого представлен обширный материал для многих бесед, касающийся исключительно природной тематики (растения, животные, сезонные явления). Авторы также исходили из положения, что говорить можно лишь о том, что «дети видели, видят, могут увидеть каждый момент», «говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя».

Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям.

Несомненно, с ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, - все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы.

В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он еще непосредственно в своем ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.

Итак, чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не дает никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребенка. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле и его составных частях заранее обречена на неудачу, т. к. ребенок 5-7 лет в процессе жизненных наблюдений не раз видел стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот стул на части, ничего в сознании ребенка не прибавит (кроме номенклатурной точности). Не следует делать предметом обсуждения то, что и так освоено.

В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме извест¬ного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада - серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми.

При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель. Ведь дань комплексности отдавали в свое время и отдают многие наши детские сады, осуществляя тематический подход к организации педагогического процесса или работая по «проектам» и «цепи целевых заданий».

Тематичность всех занятий очень суживает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведет к отрывочности получаемых детьми впечатлений. Отработав «тему», воспитатели редко к ней возвращаются повторно. Впечатления, полученные о том или ином явлении, не закрепляются, не повторяются в последующем. За время проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной детской деятельности усиленно фиксируется на определенном, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень ярких и важных впечатлений. Многие вопросы обсуждаются с детьми от случая к случаю, воспитатель не возвращается к полученным ранее представлениям, не закрепляет их частым повторением. Такая «лоскутность» впечатлений не обеспечивает твердого усвоения знаний и навыков, открытого общения.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он дается систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Тем самым беседа, играющая роль уточнения, углубления, систематизации понятий, может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на другие ранее примененные методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт, т.е. когда у них уже есть некоторые знания, требующие упорядочения.

Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий, наблюдений. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель при этом своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения.

Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

Ситуации общения могут возникать естественно - воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать «палитру интеллектуальных эмоций»: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

участие в ситуации общения (в основном добровольное);

позиция взрослого как партнера по общению;

изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

длительность ситуации общения от 3-5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуации общения могут быть реальнопрактическими и игровыми. Соотношение игровых и реальнопрактических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности.

Например, в младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей». В приложении приведены примеры ситуаций общения.

Ситуация общения как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, - все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

дипломная работа , добавлен 21.02.2012

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности развития у них диалогической речи. Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций.

дипломная работа , добавлен 10.09.2010

Понятие диалогической речи и факторы, влияющие на ее развитие. Психологическая характеристика и особенности младшего школьника, критерии оценки развития. Совместная деятельность у детей и значение уровня развития диалогической речи на ее формирование.

курсовая работа , добавлен 26.12.2014

Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

дипломная работа , добавлен 24.10.2017

Психолого-педагогические основы игровой деятельности. Сущность и классификация игр. Понятие диалогической речи. Упражнения для подготовки ролевой игры. Развитие навыков диалогической речи посредством использования ролевых игр на уроках немецкого языка.

курсовая работа , добавлен 31.10.2011

Особенности развития диалогической речи детей. Формирование грамматического строя и морфологической и синтаксической сторон речи у ребенка. Отличительные особенности сюжетно-ролевой игры. Ее место в развитии диалогического общения старших дошкольников.

курсовая работа , добавлен 10.04.2015

Методы развития диалогической речи у старшего дошкольника. Анализ воспитательно-образовательных программ. Диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявление уровня развития навыков диалогического общения.

дипломная работа , добавлен 18.02.2014

Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи. Цели и система развития навыков диалогической речи. Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка.

Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка»

Вид занятия: Коммуникативное.

Цель: Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. упражнять в образовании слов - антонимов.

Задачи:

Образовательные:

* Продолжать учить детей составлять описательный рассказ.

Развивающие:

* Совершенствовать умения составлять рассказ.

* Развитие связной речи.

* Развитие умеренного темпа речи.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к занятию.

* Воспитывать положительный отклик к занятию.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Карточки с изображение игрушек на доске. игрушка из твердого материала - машинка, игрушка из мягкого материала - буратино.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - КРУГ РАДОСТИ.

Воспитатель:

Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья,

Рады все - и ты, и я.

Очень любим вместе быть

Добрых слов всем говорить.

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки). А теперь давайте присядем на стульчики для дальнейшей нашей беседы. Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Я для вас приготовила картинки с изображениями. Назовите эти предметы (Воспитатель обращается к каждому ребенку).

Дети отвечают названия предметов на картинках (игрушек).

Воспитатель:

Ребята а как можно назвать все эти предметы одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно ребята, молодцы. Это все игрушки. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках. А вы любите получать в подарок игрушки? Ребята, а вы знаете в каком магазине можно увидеть много игрушек? (Ответы детей). А у вас дома есть любимые игрушки? (Ответы детей). Ребята, а кто хочет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы не видя ее, мы могли хорошо себе представить эту игрушку (ребенок выходит и представляет в рассказе свою игрушку).

После каждого рассказа, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопрос к рассказчику, не хотят ли они что - то еще узнать об игрушке рассказчика. Если у детей нет вопросов, то педагог сам задает вопросы. Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Воспитатель:

Молодцы ребята. вы очень интересно рассказывали о своих игрушках, а теперь давайте немножко отдохнем. Давайте встанем со своих стульчиков и расположимся в любом удобном для вас месте, но не далеко от меня. Глазки смотрят на меня, ушки внимательно слушают, и повторяем за мной движения.

ФИЗМИНУТКА:

Дует ветер с высоты. (Поднимаем руки вверх).

Клонит травы и цветы. (Наклоны в стороны)

Вправо - влево, влево - вправо.

А теперь давайте вместе,

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Выше! Веселей!

Вот так. Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора. (Дети садятся на свои стульчики).

Воспитатель:

Ну что, ребята, отдохнули. А сейчас мы с вами проведем интересное упражнение, которое называется "Подскажи слово". Что же это означает? Я вам буду называть слова, а вы говорите слово, противоположное моему по значению.

НАПРИМЕР: ТЕМНО - СВЕТЛО; ТИХО - ШУМНО.

Ребята, всем понятны правила игры? Ну тогда давайте начнем.

* Близко - Далеко

* Веселый - Грустный

* Солнечно - Пасмурно

* Много - Мало

* Молчать - Говорить

* День - Ночь

* Широкий - Узкий

* Сыро - Сухо

* Отдыхать - Работать

Подведение итогов.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Вы правильно поняли значение слова - противоположный. Итак, о чем же мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей). Правильно. нам сегодня о своих любимых игрушках рассказали (перечисляем выступающих детей). Так же, мы с вами узнали, что такое слова, противоположные по значению. Как вы думаете,мы с вами справились с рассказами? (Ответы детей). Ну что же, ребята, я благодарю вас за прекрасные рассказы. На следующем занятии мы с вами будем рисовать наши любимые игрушки. На этом наша с вами беседа окончена.

ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ БЕСЕДЫ.