Формы социальных конфликтов неисполнение приказа администрации. Анализ конфликтной ситуации

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт противоборства интересов, взглядов, целей. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и обновлении общества. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализованы прежде всего через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходят в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законодательной властей разрешаются силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями.

Три вида политического конфликта:

Интересов – бывают в экономически развитых странах, где политическая норма дискуссия на делему экономического пирога; легко поддается урегулированию, методом компромисса.

Ценностей - характерны для развивающегося государства с неразвивающимся строем; конфликт идет вокруг пониманий равенства, братства, демократии – трудноразрешим.

Идентификации – характерен для общества, где отождествляют себя с определенной группой, а не с государством в целом

Заметное место в современной жизни занимают межнациональные, межэтнические конфликты.. Этнос (ethnos – племя, народ) устойчивая группа людей обладающая общностью крови, истории, языка, культуры. Нация (nation – племя, народ) устойчивая общность людей, сложившаяся на происхождении, культуре, совместной коммуникации крови.

В её структуре – язык, культ, нация.

Национально-этнические конфликты характеризует определенным уровнем организационно политического действия, участием общественных движений, массовые беспорядки, сипаратисты, гражданская война.

Есть основания полагать, что конфликтность в области межнациональных и межэтнических отношений имеет свою логику происхождения и развития. Так, в сознании живущих поколений сохраняются обиды, нанесенные в прошлые времена, и они в силу нынешних несправедливостей (в какой бы форме они не проявлялись) не в состоянии преодолеть чувство национальной неприязни. Межэтнические противоречия разрастаются и вспыхивают с новой силой (примеры тому Нагорный Карабах, Приднестровье, Осетия, Абхазия). В основе этих конфликтов лежат территориальные притязания.

Надо сказать, что конфликты в России хотя и происходят в различных сферах жизни общества и именуются политическими, экономическими, национальными и т.д., в широком смысле относятся к социальным конфликтам. Это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала.

Наиболее открытой формой выражения конфликта могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.

Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или ненасилия. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам.

Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки, прогулы и т.д. Организаторы акций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать.

Итак, социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государственной монополией на определенные средства производства. Создается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, культуре и т.д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества

Конфликты делятся по длительности:

Кратковременные (от минуты до часа);

Длительные (от часа до суток);

Затяжные (конца не видно);

по проявлению:

Скрытый (внешне проявляется мало, чтобы судить о ком то);

Частично скрытый (о котором можно судить);

Открытые (хотел не заметить но не возможно);

по организации:

Преднамеренные (заранее спланировали и проведение по плану);

Нечаянные (возникают случайно, спонтанность, спровоцированные);

Инициированные (начинаются по инициативе одного из участников, слова, действия, поступки).

Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

Личностный конфликт -включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

Межличностный конфликт -разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт- это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

Конфликт принадлежности -когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой -индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

Конфронтация- пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

Соперничество- борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества - приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

Конкуренция- особый тип конфликта, его цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

Что это такое

Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

  1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
  2. Конфликт.
  3. Попытки разрешения конфликта.
  4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Сущность и теория

Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

  1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
  2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
  3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

Причины социального конфликта

В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Структура

Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

  1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
  2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
  3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
  4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

Виды и классификация

Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

  1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
  2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
  3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
  4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
  5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
  6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
  7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

Роль и функции

В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

  1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
  2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

Последствия

Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

  1. Функционалистской.
  2. Социологической.

Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

  1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
  2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
  3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
  4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
  2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
  3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

Пути разрешения

Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

  • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
  • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
  • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
  • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
  • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

Примеры в обществе из истории

Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

Видео: Социальный конфликт и пути его решения

При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

Приведем лишь наиболее типичные:
  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию.

Управление конфликтами

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • определить его вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

  • Остыньте
  • Проанализируйте ситуацию
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
  • Оставьте человеку “выход”

Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
  • с нарушением групповых норм

Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах.

Скрытая форма конфликта – состояние неудовлетворенности, внутреннее несогласие с действиями, решениями руково­дителя, актива. Это может проявляться в формальном ис­полнении требований, равнодушии, высокомерии, само­изоляции от коллектива, интригах.

Открытая форма может быть активной и пассивной.

Активная форма конфликта – от­крытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы не­подчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аф­фективные действия.

Пассивная форма конфликта – выражается в сознательном уходе в мир фантазий, наркомании, алко­голизме.

Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участни­ков конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, типа конфликта, специфики деятель­ности коллектива, от стиля управления коллективом.

Умение управлять конфликтными отношениями пред­ставляет собой одну из сложных социально-психоло­гических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные корректи­вы в социально-психологический климат коллектива, спо­собствуют формированию устойчивости индивида в си­туации повышенной сложности, умения принимать свое­временное, правильное решение без эмоциональных взры­вов.

Существует прямая зависимость между успешностью разрешения конфликта в детском коллективе и той пози­цией, которую занимает педагог по отношению к данному явлению.

Ва­рианты возможных позиций педагога к конфликту.

Позиция силового (авторитарного) вмешательства в конфликт. Педагог признает наличие конфликта, пытается фиксировать участвующие стороны и расстановку сил. Но педагог не столько стремится разрешить конфликтную ситуацию, сколько с ней борется, считая, что всякий кон­фликт в детском коллективе – это зло. Как правило, еди­нолично определяет правого и виноватого и, применяя соответствующие санкции, подавляет конфликт, но в дей­ствительности разрешения конфликта не происходит. Он может принять другие формы или конфликтующие пере­несут его выяснение за пределы школы, что чаще приво­дит к проявлению силовых форм решения конфликта, но уже со стороны конфликтующих сторон.

Позиция невмешательства. Чаще занимается педаго­гом-либералом. Он старается не замечать конфликтных ситуаций, столкновений, которые возникают в руководи­мом им коллективе. Не вмешивается в конфликт до тех пор, пока ему на него не укажут или он не коснется его лично. Его реакцию на создавшуюся ситуацию могут вы­звать замечания, критика со стороны администрации или коллег. Вполне вероятно, что разрешение конфликта он возложит на актив класса.

Позиция замалчивания конфликта. У некоторых педа­гогов сложилось мнение, что возникновение конфликтов в руководимом ими коллективе свидетельствует об их про­фессиональной слабости, педагогической неудаче. Кон­фликт, по убеждению таких педагогов, высвечивает их воспитательное бессилие. Наличие конфликтной ситуации просто не признается, отвергается. Педагог, таким обра­зом, пытается уйти от проблемы простым ее непризнани­ем. Чаще всего эта позиция возникает вследствие незна­ния, как из этой ситуации выйти. Ситуация может перейти в форму запущенности, хронического состояния, что крайне негативно сказывается на развитии коллектива.

Поиск путей целесообразного вмешательства в кон­фликт. Решая этот вопрос, педагог опирается на собст­венное знания коллектива, его воспитательные возможно­сти, анализирует ситуацию и прогнозирует варианты раз­вития конфликтных отношений, возможные последствия. Может быть принято решение о временном невмешатель­стве, о предании гласности причин конфликта, о необхо­димости срочного воздействия на конфликтующие сторо­ны с применением прямых или косвенных методов разре­шения конфликта.

Харак­терные ошибки, допускаемые педагогами при вмешательстве в конфликт.

– Недооценка или переоценка значимости обществен­ного мнения группы или коллектива для того или иного участника конфликта. Чаще всего подобная ошибка до­пускается из-за отсутствия знаний о неформальной струк­туре коллектива, статусе каждого его члена в этой струк­туре. Чем выше статус учащегося в неформальной струк­туре коллектива, тем острее его чувствительность к мне­нию этого коллектива. Однако, если речь идет о новичке, то эта зависимость может оказаться иной. Например, для новичка, обладающего невысоким статусом в неформальной структуре коллектива, сам коллектив может быть ре­ферентным, значимым. Уровень развития коллектива оп­ределяет значимость общественного мнения для каждого его члена.

– Преувеличение педагогом роли возможного собст­венного влияния. Эта ошибка – следствие непонимания учителем уровня своего авторитета и конфликтующих сторон. Работая с учащимися младших классов, учитель пользуется безграничным авторитетом. Младшие школьники обращаются к учителю за помощью, советом по самому широкому кругу вопросов. Педагогу щедро авансируется доверие и при решении сугубо личных проблем учащего­ся. Но по мере взросления школьников ситуация меняется, мы больше сталкиваемся с явлением дискретности, изби­рательности авторитета. Другими словами, он принимает­ся в одних областях и не распространяется на другие, чаще всего сугубо личностные. Поэтому и эффективность соб­ственного влияния педагога на конфликтующие стороны может быть очень различной, порой не адекватной его ожиданиям.

– Недооценка или переоценка предшествующего собст­венного опыта регулирования отношений в коллективе.

– Решаясь на вмешательство в конфликт, педагог скло­нен занимать позицию над конфликтующими, позицию «верховного судьи». Но нужно помнить, что быть объек­тивным крайне сложно. В процессе профессиональной деятельности у педагога складывается определенное от­ношение к ученикам. Они могут иметь от­тенки явной симпатии, нейтралитета или даже антипатии.

  1. Описание организации 4
  2. Описание конфликтной ситуации 4
  3. Анализ конфликта 5
  4. Пути решения по основам конфликтологии 8

Заключение 9

Список использованной литературы…………………………………………... 10

Введение

Конфликт (от лат. conflictus) - столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей преимущественно протекает в составе тех или иных организаций: производственных, финансовых, коммерческих, образовательных, общественных. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.

В каждом отдельно взятом случае причина конфликта своя, при анализе же обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.

Задачи контрольной работы:

Объектом исследований выступает

Предметом исследования является

  1. Описание организации

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр Бюджетного Учета» специализированная организация, уполномоченная на ведение бюджетного учета в муниципальных учреждениях муниципального образования город Усть-Илимск (постановление Администрации г.Усть-Илимск от 30.12.2010г. № 776) Учреждение создано для реализации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск по формированию, исполнению бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и контроля за исполнением данного.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с использованием программ автоматизации бухгалтерского учета.

Лица, участвующие в конфликте

  1. Описание конфликтной ситуации

Сотруднице А расчетного отдела было дано распоряжение вовремя сдать отчет о начислении заработной платы работникам детского сада №31. По личным причинам сотрудница А не успела в установленные сроки сделать свою работу. Про случившийся инцидент сотрудница А решила не сообщать руководству, а доделать работу наследующий день. Сотрудница Б узнала о невыполнении распоряжения. Вследствие данного инцидента, произошел конфликт между сотрудницей А и сотрудницей Б. После чего сотрудница Б предупредила, что если она незакончит начисление заработной платы сегодня, то она сообщит о этом директору. Сотрудница А отказалась работать во внерабочее время. И после сотрудница Б сообщила руководству о происшедшем нарушении. Далее сотрудница А получила выговор и лишение премии.

3. Анализ Конфликта

Из данной конфликтной ситуации хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный. Так как его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.

По кругу лиц, вовлеченных в ситуацию, конфликт можно определить как социальный (межличностный) – сотрудницы А и Б расчетного отдела.

По направленности взаимодействия конфликт является горизонтальным, так как в самом конфликте участвуют сотрудники одного уровня.

Сферой конфликта является трудовая, так как все участники относятся к одной организации и развитие происходит на рабочем месте.

Вид рассматриваемого конфликта – конструктивный, так как в конфликте был выявлен не надежный, не ответственный сотрудник. В дальнейшем лишении премии сотрудника может положительно сказаться на развитии организации.

По признаку (началу конфликта), можно классифицировать данный конфликт, как спонтанный. Спонтанные конфликты возникают, на первый взгляд, совершенно неожиданно. Однако во всех случаях катализатором конфликта является внутреннее напряжение или безответственное поведение одного или обоих его участников.

По форме проявления конфликт, вероятнее всего, является открытым (общение между сотрудницей А и сотрудницей Б).

Структура Конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность.

Противоборствующие стороны (основные участники) - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон выходит из конфликта, то он прекращается. Такими сторонами в данном конфликте является главный бухгалтер и менеджер по продажам.

Инициатором конфликта является непосредственно сотрудница А, которая провоцирует сотрудницу Б своим безответственным отношением к работе.

Карта конфликта


Динамика Конфликта

I. Предконфликт:

  1. Нарушение сотрудницей А правил установленных в организации (выполнять в срок свою работу).
  2. Сотрудница Б по продажам заметила данное нарушение.
  3. Сотрудница Б предупредила о том, что работа должна быть выполнена сегодня и ни днем позже, иначе под наказание попадет весь отдел.

II. Собственно конфликт:

В представленном конфликте можно выделить такой этап, как инцидент. Это тот период, когда главный сотрудница А была замечен сотрудницей Б. Вследствие нарушения об этом инциденте было доложено директору. Далее конфликт перерастает в следующий этап – эскалация. Где сотрудница А была лишена премии.

Завершение конфликта: Сотруднице А был сделан выговор и лишение премии.

С точки зрения эффективности и полноты разрешения данный конфликт полностью, коренным образом завершен.

III. После конфликтная ситуация:

Возможна частичная нормализация отношений.

С точки зрения «Стилей поведения» в ситуации можно выделить два стиля. Анализируя поведение сотрудницы А, можно сказать, что она выбрала стиль «Соперничества». Соперничество – удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы других.

Так же рассматривая сотрудницу Б, можно сказать, что она предпочла стиль «Приспособление». Приспособление – человека интересуют интересы фирмы, ее положительного развития.

Разрешение конфликта в организации

В этой организации конфликт был завершен таким образом, что сотрудница А была лишена премии и получила выговор.Рзвитие дальнейших событий в организации можно только предположить. Возможно, что таким образом конфликт будет устранен.

4. Пути решения по основам конфликтологии

1. В данной ситуации можно предложить такую стратегию разрешения, как санкции за нарушение трудового распорядка в данной организации в виде штрафа.

2. Опираясь на основы конфликтологии можно предложить сотруднице А пересмотреть свое поведение по отношению к занимаемой должности, тем самым разрешить конфликт на более ранней стадии.

Конкретные методы разрешения конфликта:

  • если конфликтующие стороны не видят способа согласования, то они взаимно отказываются от собственных притязаний;
  • одна из конфликтующих сторон отказывается от своих притязаний, осознав их как менее существенные, справедливые;
  • конфликтующие стороны находят вариант компромисса; обе стороны могут реализовать свои притязания.

Заключение

В работе были выполнены задачи исследования

  1. Анализ конфликтной ситуации в предложенной организации;
  2. Предложить пути решения конфликта.

1. Во-первых, конфликт был классифицирован по различным признакам, что позволило выявить некоторые его характерные особенности.

Была всесторонне рассмотрена конфликтная ситуация, то есть:

  • по кругу лиц, вовлеченных в ситуацию;
  • по направленности взаимодействия;
  • по сфере конфликта;
  • по виду конфликта;
  • по признаку;
  • по форме проявления.

Таким образом, конфликт может быть определен в тип личность – группа. Так же он является горизонтальным, по наглядности, вероятнее всего, является открытым. Вид рассматриваемого конфликта – конструктивный. По признаку можно классифицировать конфликт, как спонтанный.

Во-вторых были рассмотрены:

  • структура конфликта;
  • карта конфликта;
  • периоды и этапы конфликта.

В карте конфликта были рассмотрены потребности и опасения всех участников конфликта.

Были выделены стили поведения участников конфликта.

В работе были даны предложения по предотвращению и профилактике подобных конфликтов.

Список использованой литературы

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2007.
  2. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. 2002
  3. Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации./Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2001.
  4. Златин П.А. Социология и психология труда: Учебное пособие. Ч.1. 3-е изд-е., стереотип – М.: МГИУ, 2008 -426 с.