Личность как социальных отношений сознательной деятельности. Реферат: Личность как субъект и продукт социальных отношений

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы "человек" является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: "индивид", "личность", "индивидуальность".

В философии есть один из ключевых собирательных терминов - "субъект". Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. " Субъектностъ" - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с понятием "человеческая субъективность", под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. В содержание понятия "субъект" входят все социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Эволюция понятия личности от первоначального обозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его роли - дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий.

Осмысление того, что человек - это биосоциальное существо является важным моментом понимания понятия "личность". Он неотделим от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, что находится под действием двух закономерностей: природно-биологической и социально-исторической. Т.е., биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, - подчёркивал А.Н. Леонтьев.

Однако при всем разнообразии толкований понятия "личность", авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Но, каждый ли человек является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать свою искусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков.

Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.

Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнее место. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает "линию" собственной судьбы. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. Факторы формирования личности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Факторы формирования личности

Итак, личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Особенностям развития и взаимосвязи личности и общества посвящена следующая глава. личность социальный индивидуальный

3. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении. Структура личности по к.К. Платонову:

I. Подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности, направленность личности, т. е. интересы, идеалы, убеждения. В формах направленности личности проявляются воспитание, отношения и моральные качества.

II. Подструктура социального опыта. Включает в себя знания, навыки, умения, а также привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

III. Психологическая подструктура – подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

IV. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет типологические свойства личности, темперамент, тип нервной системы, конституцию тела, половые и возрастные особенности, патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Отечественная психология считает, что через деятельность личность выступает как единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель – есть и конкретная деятельность, нет цели – неизбежны суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному, производительному труду, лидерства и др.

Исследование общей структуры личности дает возможность сделать следующие выводы:

1) личность, ее свойства и качества зависят от общества, от всей системы общественных отношений;

2) по мере развития общества формируется и соответствующий данному политическому этапу уровень развития личности;

3) нельзя сформировать свойства и качества человека в отрыве от жизни, от реальной действительности, от реальных потребностей человека;

4) практика не подтвердила, что в человеке коллективизм сильнее индивидуализма;

5) нельзя сформировать у всех одинаковые потребности.

Характеристика личности

Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является.

Личность характеризуется глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение, а также степенью осознанности своих отношений к действительности.

Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, и относительно не зависимых от конкретных условий (интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение).

В направленности различают качества и формы. Качества направленности – это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве – действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности – убеждения.

Источником активности личности является потребность как внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Принято выделять осознанные и неосознанные мотивы. Неосознанный мотив – осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение. Человек не знает подлинной причины своего поведения. На формирование неосознанных мотивов оказывают влияние установки, внушения, фрустрации. К неосознанным мотивам относят влечение.

Влечение – недостаточно отчетливо осознанная потребность, этап формирования мотивов поведения. Неосознанность влечений преходяща, потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Установка – неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Интерес – одна из форм направленности личности – окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

Идеал – это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы воплощаются в определенные конкретные образы.

Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.

Понять направленность личности – это прежде всего раскрыть устремления человека, цели, которые он ставит на своем жизненном пути, мотивы, которыми руководствуется в своих действиях и поступках, причины, побуждающие его к активной деятельности.

В процессе индивидуального развития каждого человека происходит формирование его направленности, выражающейся в развитии потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Потребности являются исходной причиной, побуждающей человека к активным действиям, в которых выражается определенная его направленность.

От рождения человек, как и все животные, нуждается в питании, сне, воздухе, питье и т. п. Это естественные потребности. Они являются необходимым условием существования организма животного и человека. Без удовлетворения естественных потребностей и животное и человек обрекаются на смерть.

Формы и качества направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умением и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности.

Следующей подструктурой личности является темперамент – это особенности личности, характеризующие ее со стороны динамики психических процессов. Физиологической основой этих особенностей являются присущие нервной системе человека сила, скорость протекания, быстрота смены и уравновешенность основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются как бы в тени, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

При общей оценке личности имеет значение характер. Это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении и определенном отношении человека к окружающей действительности, к самому себе.

В медицинской практике большое значение имеет реакция личности на свою болезнь. Каждое заболевание, в особенности тяжелое и длительно текущее, может вызывать реакцию на грани невротических проявлений. Последние могут быть более выраженными, чем сама болезнь, при этом заостряются характерологические особенности, деформируются личностные свойства.

МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Различают 2 основные модели социализации личности:

o Модель подчинения – определяется тем, что человек делает что-либо в результате прямого или косвенного подчинения со стороны других людей.

o Модель интереса – человек действует исходя из своих внутренних интересов и потребностей

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проблемы социализации в современном украинском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов. 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.


41.ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ.

В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам

(раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества,



Выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии

Статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативноустановленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус. Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение

Человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода Для каждого статуса характерно определенное видение

Мира. Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный



Статус - положение человека в малой группе, характеризуемое его личными качествами. Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели

Поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества. Статусы и роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Проявление темперамента в деятельности, поведении и поступках человека. Становление личности в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций общества. Понятие и свойства личности. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

    реферат , добавлен 25.06.2015

    Темперамент: понятие, теории. Типы темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический и их признаки. Другие типологии темпераментов. Типы нервной системы и темпераментов по И.П. Павлову. Темперамент и стиль деятельности личности.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Темперамент как характеристика индивида со стороны динамической особенности его психической деятельности, его компоненты. Классификация темпераментов: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Связь между темпераментом и деятельностью человека.

    реферат , добавлен 09.09.2009

    Понятия "индивид", "индивидуальность", "человек" как определения личности. Взаимосвязь биологического и социального в структуре личности. Характеристика свойств личности: характера, темперамента, воли, эмоций. Потребности как источник ее активности.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Темперамент как центральное образование в структуре психодинамики, характеристика его основных свойств. Типология темпераментов по Г. Хеймансу и Е. Вирсме, по Л. Терстоуну. Взаимосвязь между телесной конституцией человека и его сенситивными свойствами.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Свойства нервной системы. Темперамент как одно из значимых свойств личности. Свойства человека как субъекта деятельности. Возможности восприятия. Структура интеллекта. Личные особенности. Локус контроля. Проявления интенциональной природы психики.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Проблема изучения человека в психологии. Основное психологическое содержание деятельности как субъект-объектное отношение. Человек как индивидуальность. Личность, ее свойства и потенциал. Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

а) индивид; б) объект;

в) индивидуальность; г) личность.

Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него:

а) познание; б) общение;

в) труд; г) ориентировка в пространстве.

Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

а) проявление активности; б) приспособление к окружающему миру;

в) целеполагание; г) взаимодействие с природой

Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи используется понятие:

а) потребление; б) образ жизни;

в) уровень жизни; г) благосостояние.

Вставьте пропущенное слово:

«Истинность знания может быть установлена только в результате …...»

Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется:

а) сознанием; б) познанием;

в) отражением; г) ощущением.

Из суждений А и Б связь между свободой и ответственностью личности верно отражает:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Ответственность личности проявляется в том, что человек свободно и осознанно выбирает социально одобряемые формы поведения.

Б. Свобода никак не связана с ответственностью: быть свободным - значит делать, что угодно, не оглядываясь на других.

Из положений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Научное познание характеризуется направленностью на получение данных, которые могут найти применение в будущем.

Б. Научному познанию свойственно стремление к объективности.

Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:

а) познание; б) знание;

в) чувство; г) практика.

Закончите высказывание:

« Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности - это ….. …»

Чувственное познание в отличие от рационального:

а) предполагает наличие предмета познания (объекта);

б) предполагает наличие познающего субъекта;

в) требует использование теории;

г) ограничивается ощущениями, восприятием и представлениями.

Закончите высказывание:

«Установки поведения человека в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек - это ….»

Из утверждений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Миф - это предание, дающее не достоверные знания, а фантастические представления о мире.

Б. Миф - это «живая память», хранящая знания, умения и опыт людей.

Социальное и биологическое в человеке:

а) противостоят друг другу; б) независимы друг от друга;

в) связаны друг с другом; г) предшествуют друг другу.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Новорожденный младенец может стать человеком только в окружении других людей.

Б. Новорожденный младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества.

Дать определение:

а) деятельность - это…

б) мотив - это…

в) сознание - это…

г) самореализация - это…

д) перечислить ступени логического познания

Контрольная работа № 2

Вариант 2

Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности:

а) индивидуальность; б) индивид;

в) деятель; г) личность.

Что из перечисленного относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него:

а) добывание пищи; б) забота о потомстве;

в) научное творчество; г) общение.

Какой признак не отражает особенности человеческой деятельности:

а) целеполагание; б) приспособление к окружающему миру;

в) мотив; г) преобразование окружающего мира.

Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием:

а) образ жизни; б) продолжительность жизни;

в) уровень жизни; г) целеполагание.

Вставьте пропущенное слово:

«Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен мнением, опытом, результатами деятельности - это ….»

Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выделять себя из окружающего мира, называется:

а) отражением; б) знанием;

в) сознанием; г) деятельностью.

Из суждений А и Б связь свободы и ответственности личности верно раскрывает:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу его воли.

Б. Моральная ответственность доступна только свободной личности.

Из положений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Научное познание всегда стремиться к объективности и доказательности.

Б. Научное познание опирается на здравый смысл.

Подтвержденный практикой результат познавательной деятельности человека называется:

а) знанием; б) ощущением;

в) понятием; г) суждением.

Закончите высказывание:

« Система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества называется ….. …»

Рациональное познание в отличие от чувственного:

а) предполагает ощущение предмета;

б) предполагает восприятие предмета;

в) предполагает представление предмета;

г) предполагает абстрагирование от предмета.

Закончите высказывание:

« Средства социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняющие функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности людей - это..»

Из утверждений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Полезные знания о мире содержат и результаты научных исследований, и мифы, и опыт повседневной жизни, и народную мудрость, и искусство.

Б. Полезные знания о мире дают только научные исследования, поскольку только наука открывает истину.

Социальное начало в человеке:

а) неразрывно с биологическим; б) предшествует биологическому;

в) противоположно биологическому; г) противоречит биологическому.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А ; 2) и А , и Б .

3) только Б ; 4) ни А , ни Б .

А. Социальное в человеке находится в связи с его природными задатками.

Б. Социальное в человеке не зависит от его биологических качеств и связано только с обществом.

Дать определение:

а) потребность - это …

б) цель - это …

в) сознательная деятельность - это…

г) самосознание - это…

д) перечислить …

Контрольная работа № 2

ключ ответов

Вариант 1

Вариант 2

5. практики

5. общение

10. личность

10. личность

12. нравы

12. обычаи

16. а) деятельность - форма человеческой активности, направленная на изменение и преобразование мира в интересах людей на создание того, чего нет в природе, на производство продуктов материальной и духовной культуры;

б) мотив - побудительная причина деятельности;

в) сознание - присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах;

г) самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющих максимально полно реализовывать творческий потенциал личности;

д) ступени логического познания - понятие, суждение, умозаключение.

16. а) потребность - надобность, нужда в чем-либо, которую необходимо удовлетворить;

б) цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

в) сознательная деятельность - активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей;

г) самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой;

д) ступени эмоционального познания - ощущения, восприятие, представления.

За каждый правильный буквенный или цифровой ответ - 1 балл

(задания №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15)

За каждое правильное слово - 2 балла

(задания №№ 5, 10, 12)

За каждое верное определение - 1 балл (всего - 5 баллов )

(задание № 16)

Всего - 23 балла.

Уровень оценивания:

Отметка «5» - от 19 до 23 баллов

Отметка «4» - от 14 до 18 баллов

Отметка «3» - от 9 до 13 баллов

Отметка «2» - от 0 до 8 баллов