Социальный статус и социальная роль. Социальный статус человека в обществе

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
  • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Характеристики социальной роли

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.

Введение

Если группу рассматривать в качестве субъекта деятельности, то к ее структуре нужно подходить с точки зрения анализа структуры групповой деятельности, включая анализ функций каждого члена группы.

К структурным характеристикам группы прежде всего следует отнести: различия индивидов в положении, различия в функциях, которые заданы индивиду организацией или группой (роли), систему групповых ожиданий, систему групповых норм и, наконец, систему групповых санкций. Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и.т.д. Чей статус социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, интересную и дефицитную профессию третьего?

Социальный статус

Хотя статус - очень распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто.

Общее понимание статуса сводится к следующим положениям: 1) под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обществе; 2) статус - это социальное положение человека в обществе. Социальное положение - это обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Классическая формулировка статуса принадлежит американскому социологу Р. Линтону (1930-е гг.), который отделил социальный статус от социальной роли, говоря при этом, что статус человек занимает как некую ячейку, а роль необходимо играть. Также определяет статус Н. Смелзер. Таким образом, «статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, прописанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения».

Статусные привилегии - это то, что отличает один статус от другого. Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными. Выделение главного статуса важно, поскольку он определяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают друг друга в зависимости от их статусного положения. Так, в ходе одного исследования этой проблемы в нескольких группах студентов представляли одного и того же человека в качестве: в первой - студента, во второй - лаборанта, в третьей - аспиранта, в четвертой - преподавателя и т.д. Затем студентам каждой из этих групп предложили определить его рост. В результате рост этого человека с первой до последней группы увеличился на 5 дюймов, в то время как рост сопровождавшего его экспериментатора в глазах студентов не изменился.

Статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т. е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это - элементы статуса.

В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими своего статуса. Эта статусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится.

Несовпадение статусов - это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Несовпадение статусов проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Полицейский не может быть мафиози. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона. От банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена - что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит, обнаруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения.

Социальный статус студента

Ефремова Е. А.

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Беларусь

(факультет социальной педагогики и психологии, 4 курс)

Науч. рук.: Ю.И. Венгер , к. ист. н., доцент

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.

Не всегда учитывается то, что годы студенчества – вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев. Процесс феминизации высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы (большинство незанятых – женщины с высшим образованием) давно требует регуляции.

В технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции .

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 года, когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны).

Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи оборачивается тем, что 2/3студентов не нуждаются в затратах на жилье, на приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего отдыха, ибо опираются на поддержку родительской семьи.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы .

Использованные источники

    Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. – М., 1999. – 253с.

    Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи – Екатеринбург - 1995. – 399с.

Проектная деятельность как механизм формирования экологического мировоззрения учащегося

Жижина И. А.

Центр образования №1486 СВАО Москвы, Россия

В условиях сложной экологической обстановки, возникает необходимость изменения слагавшегося годами потребительского отношения к природе. Для решения этой проблемы необходимы рычаги воздействия на общество.

Геннадием Алексеевичем Ягодиным было точно подмечено, что «с момента возникновения человека, природа представлялась бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации продуктов, и природа представлялась бесконечно большим естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности и превращающим их в исходные продукты природы. К сожалению, обе эти посылки ложны».

Основной путь выхода из экологического кризиса – переосмысление и перестройка всего уклада человеческой жизни, изменение социальной и экономической политики. И чем с более раннего возраста начнется экологизация образование, тем проще будет сформировать биоцентрицеское мировоззрение учащихся.

Поэтому перед современным учителем стоят очень сложные и важные задачи:

    Понимание современных проблем окружающей среды,

    Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека,

    Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среда.

В связи с тем, что в рамках урока не всегда удается в полной мере реализовать эти задачи, поэтому для формирования экологического мировоззрения можно использовать ресурсы проектной деятельности.

Для вовлечения в проектную деятельность учащихся, учителю необходимо продумать тематику проектов и выбрать темы, наиболее интересующие современных детей.

Проектная деятельность может быть индивидуальной и осуществляться одним учеником, под руководством учителя, так и групповой или массовой, что должно сопровождаться подбором учащихся со схожими интересами и совместимыми психологически.

На базе ГОУ ЦО № 1486 города Москвы действует экспериментальная площадка «Содержание и организационно–педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе».

В рамках этой тематики 2007-2008 учебном году Бородиной Евгенией ученицей 9 класса был разработан и осуществлен проект «Мой школьный двор».

Проект осуществлялся в несколько этапов:

    Сбор информации о районе, в котором расположена школа, история района и школы.

    Экологический мониторинг пришкольной территории. Были осуществлены исследования состава и структуры почвы, запыленность атмосферного воздуха, выявлены возможные источники загрязнения, составлен флористический список видов произрастающих на пришкольной территории.

    Разработка мер по благоустройству школьного участка. При использовании нормативных документов были высказаны предложения по улучшению эстетического и экологического состояния пришкольного участка: исправление нарушений посадки растений, оборудование зоны отдыха, усложнение ландшафтного дизайна презентабельной зоны.

    Презентация работы на школьном фестивале проектов. Организация подобных фестивалей дает возможность донести результаты своей деятельности до более широкого круга учащихся, привлечь внимание администрации для решения ряда вопросов, касающихся проблематики проекта.

В ходе проекта Евгения научилась замечать те закономерности в природной среде, которые формируются в условиях антропогенного пресса, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Проявила свои творческие способности при оформлении цветника и подборе цветовых решений клумбы.

На 2008-2009 год запланирован проект «Электронный атлас Красная книга Москвы».

На данном этапе осуществляется сбор информации о видах занесенных в Красную книгу Москвы, подбор иллюстраций и фотографий видов животных, находящихся на грани исчезновения. Данный проект осуществляется группой учащихся 11 класса. Первые результаты были показаны учащимися на уроке Экология Москвы и устойчивое развитее в теме биоразнообразие города. На данном этапе учащиеся показали способность работать с электронной и печатной литературой, отбирать значимый материал и иллюстрации. Следующий этап будет осуществляться при помощи учителя информатики. Конечным продуктом данной проектной деятельности должен стать электронный атлас, который будет использоваться при изучении соответствующих тем по экологии (10-11 класс) и зоологии (7 класс).

Обязательным этапом проектной деятельности является презентация полученных результатов. Важность этого этапа заключается в привлечении большего числа учащихся в проектную деятельность. Желание решать экологические проблемы позволит социализировать некоторые группы учащихся, научить их работать в коллективе и вслух высказывать свои мысли и идеи.

Осуществление экологического образования и воспитания посредством проектной деятельности на данный момент является наиболее приемлемым, в свете тенденции на сокращение часов на основную программу по биологии, и отсутствии в базисном плане часов на экологию.

Использованные источники

1. Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя. / Под ред. Г. А. Ягодина. - М.: МИОО,2007.-208 с.

2. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 знания, 2007.-208с.

Личностный компонент профессиональной деятельности педагога

Жмаев А. Ф., Соколов Д. А., Гундарова О. П.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко, Россия

Личностная составляющая является системообразующим звеном в профессиональной деятельности педагога, определяя во многом характер педагогической деятельности, цели и задачи педагогического процесса, а также способы и средства их достижения.

Структура личности включает мотивационный компонент, свойства личности, интегральные личностные характеристики.

Мотивация личности детерминирована ее направленностью, включающей ценностные ориентации, смысловые установки и идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, фундаментализирует личность, обеспечивая противостояние отрицательным влияниям извне или изнутри, становится базисом для нравственной оценки целей и средств поведения.

Педагогическая направленность, как мотивация к профессиональной педагогической деятельности, имеет в основе действительные ориентации на развитие личности студента. Формирование устойчивой педагогической направленности позволяет стать, быть и оставаться педагогом, способствует преодолению препятствий и трудностей в своей работе. Направленности личности преподавателя проявляются во всей его профессиональной деятельности, определяя его перцептуальные и логические константы поведения и, в большей мере, морально-этический облик. Следует отметить, что развитию педагогической направленности способствует перенос мотивации преподавателя с предметной стороны его деятельности на психологическую, личностно-ориентированную сферу студентов.

Способности преподавателя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности студента.

Педагогические способности обычно делят на перцептивно-рефлексивные, определяющие возможность взаимодействия преподавателя с индивидуальным своеобразием личности студента и конструктивно-проективные (управленческие), связанные с умением воздействовать на другого человека.

На наш взгляд перцептивно-рефлексивные педагогические потенции не ограничиваются лишь способностью к изучению другого человека, посредствам социальных и производственных коммуникативных отношений, но и подразумевают наличие у педагога высокого уровня духовности как высшего проявления индивидуального личностного сознания. Базовыми элементами духовности в данном случае выступают чувства сопереживания, сорадования, взаимопонимания, а также способность принять точку зрения студента. Эта группа способностей является молокомпенсируемой в случае ее отсутствия.

Конструктивно-проективные (управленческие) способности включают способности влиять на отдельные поступки другого человека или его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям студента и через них управлять поведением, не превращая управление в манипулирование другим человеком.

Кроме того, мы считает необходимым упомянуть о так называемых «аддитивных» (вспомогательных) способностях: хорошо развитые память, абстрактное и ситуативное мышление, а также отраслевые профессиональные способности, необходимые для преподавания определенного раздела науки. Все педагогические способности ориентированы не только по отношению к студентам, но и к самому педагогу. Они содержат как гностический элемент – умение познать психологию воспитанника, так и творческий – умение адаптировать свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания.

К аддитивным способностям также можно отнести: способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения; разработку альтернативных способов доступного изложения учебного материала для всех категорий учащихся; умение применять индивидуально-ориентированные формы обучения студентов, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; способность добиваться за сравнительно короткий срок усвоения значительного объема информации; способность к постоянному самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также непосредственное ее использование в педагогической деятельности. Большинство из перечисленных способностей являются приобретенными и подлежат сознательному формированию.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию студентов. Это способности адекватной оценки внутреннего состояния другого человека; быть примером и образцом для подражания со стороны студентов в мыслях, чувствах и поступках; вызывать у студентов благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей при освоении профессии.

Таким образом, личность преподавателя с индивидуальным набором психофизиологических, профессиональных и нравственных качеств становится определяющим фактором его педагогической деятельности. Регулируя коммуникативный, когнитивный и социально-психологический компоненты педагогического процесса, она влияет на формирование у студентов мотиваций к обучению, развитие профессионального мировоззрения, выбор адекватной гражданской позиции в обществе.

Экологическое сознание и проблема информации

в современном мире

Заболотная М. В.

Астраханский государственный университет, Россия

(факультет геолого-географический, 3 курс)

Науч. рук.: Т.М. Рамазанова, к. фил. н., доцент

В настоящее время, во всем мире приоритетными стали вопросы, связанные с экологией. С конца XIX века и по сегодняшние дни на природу оказывается усиленная антропогенная нагрузка. Для снижения отрицательных последствий выделяются источники и типы загрязнений, разрабатываются мероприятия для снижения антропогенного влияния на окружающую среду, население информируется о всех экологических катастрофах и кризисах. Большое внимание уделяется и воспитанию экологического сознания.

В толковом словаре сознание определяется как одно из основных понятий философии, социологии и психологии, которое обозначает человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; а понятие экологии трактуется - как наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Соединяя оба понятия, получаем понятие «экологического сознания» - это способность воспроизводить действительность в мышлении на основе взаимодействия людей и окружающей их среды. При этом должно учитываться, что это взаимодействие должно быть положительным и способствовать выживанию человека в природном и социальном мире. В современном мире это достигается за счет научных знаний. Кроме того, объединяя понятия «экология» и «сознание» можно прийти к выводу, что экологическое сознание – это способность человека правильно мыслить в гармонии с самим собой и с окружающей средой (природой и социумом). В настоящее время это должно быть приоритетом в экологии.

В природе постоянно происходят круговороты вещества, энергии и информации. Если круговороты вещества объясняются простой миграцией атомов химических элементов и их соединений в различных средах, то круговорот энергии рассматривается как обязательная часть этих круговоротов, на основе которой они осуществляются. Энергия поступает на Землю в виде солнечного излучения, затем она частично рассеивается, отражается и поглощается растениями, далее преобразуется с помощью химических реакций в тепло и расходуется на жизнедеятельность организмов. После этого она передается по трофическим (пищевым) уровням от одного организма к другому. За время распространения энергии на Земле, она переходит в различные качества (солнечная в тепловую, тепловая в энергию химических связей и так далее). Учеными подсчитано, что с одного трофического уровня на другой передается лишь около 10% энергии. Эта закономерность получила название "правило десяти процентов". Вся остальная энергия расходуется на поддержание терморегуляции организмов, размножение и остаток рассеивается в окружающей среде . Если учесть, что человек почти всегда стоит последним звеном в трофических связях, то на него должно приходиться и меньше всего энергии . Но на самом деле все происходит совсем не так, человек способен поглощать и трансформировать энергию в том же количестве, что и его братья меньшие.

Это покажется абсурдным с точки зрения законов экологии, но человек может трансформировать энергию благодаря своему сознанию. Известно, что при мозговой деятельности повышается температура тканей, мы генерируем ее благодаря энергии, полученной из пищи. Но для нормального протекания этого процесса нужно разрушать и восстанавливать нужную нам структуру молекул. Но человеческий мозг позволяет нам изменять структуру, не разрушая молекул в процессе пищеварения.

Мозговая деятельность основана на двух взаимодействующих системах - сознании и подсознании. Если сознание – это контролируемая нами мыслительная деятельность, то подсознание – это набор определенных автоматических качеств и воспоминаний, необходимых человеку для выживания в природе. Подсознание субъективно, оно не думает и не делает выводов, а просто подчиняется командам, которые получает от сознания.
Человек может убедить свое подсознание в том, что он не хочет есть, правильной установкой «Я сыт!». Подсознание согласится и затормозит пищеварительные функции организма. При этом человек долго может находиться без пищи и осуществлять свою деятельность. Это система действует безотказно, легче осуществляется у тех людей, у которых подсознание подавлено сознанием не полностью, кто еще способен чувствовать мир в гармонии с природой.

Известны случаи, когда больные люди, которым оставалось жить совсем немного, убеждали себя, что лучше прожить последние дни счастливо. Они забывали о таблетках и просто радовались жизни, согласуя свое подсознание с сознанием, и излечивались даже от тяжелых онкологических заболеваний. Они заменяли плохие мысли позитивной установкой, берегли свою энергию. Чаще бывали на природе и получали энергию в виде информации об окружающем мире через все органы чувств. В работах по аутотренингу рассказывают, как договориться со своим подсознанием, но зачастую забывают про простую энергетическую систему. Энергия трансформируется и рассевается нашими мыслями и информационным полем, которое легко ловит наше подсознание. Вот тут аутотренинги и спотыкаются. Потому что мы, заучивая одну и ту же фразу, не преобразуем нашу энергию в информацию. Подсознание человека после третьего раза усвоит эту фразу, поступит в согласии с этой установкой и перестанет развиваться, а это приведет к застою энергии. Аналогичное действие происходит и при возникновении болезней. Подмечено, что серьезные болезни возникают, когда человек идет в разногласии с самим собой: выполняет скучную работу, находится в одном и том же месте, сидит в одной и той же позе.

Сколько раз в день мы сетуем на жизнь и ругаемся, видим одни и тоже пейзажи. Вся наша энергия не трансформируется, структура не меняется и подсознание не работает. Всему нужно развитие. И интуиция действует безупречно только при условии постоянного обновления знаний о мире через органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус – получение энергии в виде информации.

Возвращаясь к определению экологического сознания – способности человека правильно мыслить в гармонии с природой и самим собой – можно сделать вывод, что важно не только знать информацию об окружающей среде, но и правильно ее воспринимать и принимать. Экологическое сознание должно основываться на том, что для человека важна гармония с самим собой посредством передачи информационного потока от сознания к подсознанию, от подсознания ко всему окружающему миру в виде информационной энергии и обратно к сознанию.

Многие задаются вопросом, почему в городе люди часто болеют психическими и физическими заболеваниями. И почти все списывают это на плохую экологию, предполагая под ней загрязняющие вещества, воздействие электромагнитного излучения от техники, заводов и опасных производств. Не многие понимают, что главным является ограничение «живой», природной информации – глаза натыкаются на одни и те же здания, причем одной и той же формы, автомобили и многое другое, привычное для нас, но не привычное для человека, как биологического существа. В результате наше сознание зацикливается на одном и том же, энергия не трансформируется и мы гуляем по улицам в этом «облаке застойной энергии». Представьте, один такой человек прошел мимо вас, второй с такой же энергией сел к вам на лавочку, а третей вам позвонил и стал жаловаться. И ваша положительная энергия испарилась, настроение ухудшилось, сознание послало установку подсознанию, что все плохо. Подсознание послушалось и ваш организм начал чахнуть, а тут недалеко и да онкологии. Конечно, каждого человека не сделаешь оптимистом. Но кто мешает нам самим развиваться, не думать о плохом, просто жить в гармонии с собой и окружающей средой. Так живет природа, в ней нет прямых ручьев, печальных деревьев, т.к. часть из расходуемых живыми организмами энергии они рассевают в виде «живой» информации о себе самих.

Можно сказать, информации много, взять Интернет. Но она «мертвая», в ней нет души, мы насильно трансформировали полезные ископаемые в электрическую энергию и радуемся, что у нас очень много информации. Только это информация ни о чем, информация «пустая». В ней, конечно, есть доля «живой» информации, но пока мы попытаемся ее найти, наше сознание отключится, и результат будет нулевой. В этом случае нужно к уже известным четырем видам загрязнения – механическое, физическое, химическое, биологическое – добавить пятое, информационно-энергетическое.

Из всего этого можно сделать вывод, что раз «живой» информации стало очень мало, то человечеству грозит вымирание, и ничего изменить уже нельзя. Однако это совсем не так, и решение этой проблемы возможно малыми усилиями. Вспомните, когда вы что-нибудь делали сами, готовили пищу из выращенных вами растений, гуляли в парке, радовались жизни? Вы скажите, нет времени. Время – это тоже энергия, которая тратится нами на простое недовольство самим собой и окружающий нас мир. Вспомните простую общую закономерность - мать может носить своего ребенка на руках, даже когда он весит уже 15 килограммов, но если надо поднять ведро картошки… Конечно, можно сказать - тяжело, только потому, что делать это не хочется, да и энергия другая. Мама и ее ребенок – это одно единое информационно-энергетическое поле, а картошку полем назвать язык не поворачивается. Вот еще один пример- ученый занят разработкой своей теории, он может не есть долгое время. И организм даже бастовать не будет из-за недостатка в пище – ученый сам своим сознанием синтезирует необходимую ему энергию.

И в заключении хочется сказать, что экологическое сознание – это не только информация обо всех антропогенных влияниях человека на природу, но и энергетика, которая связывает нас с окружающим миром и друг с другом.

В нашем мире много проблем, но если хотя бы на минуту остановиться, посмотреть на природу, уловить ее энергию, и подумать: «Есть ли в моей жизни действительно то, что хочет мое сознание и подсознание? Чего я хочу сам?» Если да то, вы гармоничный человек, который живет в гармонии с самим собой и окружающим миром. А это и есть экология, в чистом идеальном виде.

Использованные источники

1. Терра – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь – М.: ТЕРРА, 1998 год, 672 с.

2. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере // книга для учителя – М.: Просвещение, 1989,160с.

3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности // учебное пособие для нач. проф. образования, 5-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 384 с.

Соц. статус –это набор, совокупность соц. функций, осущ-х в рамках прав и ведущих к социально значимому ожидаемому результату.

Разновидности соц. статусов. 1) Генеральный (всеобщий) статус (напр. статус гражданина -если мы его имеем, то можно получить и др. статусы) 2) Аскритивные достигаются без ваших усилий (дочь…) 3) Достигаемые, зависят от наших усилий (студент…) 4) Формализованные статусы, официально удостоверяют статус (директор) 5) Неофициальный (подруги невесты…) Современное общ-во основывается на широком разделен труда и ф-ций людей в процессе общего воспроизведения. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве, оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальный (нормативно установленн) или неформал характер. Для каждого чел характерен определенный набор статусов. Наиболее характерен статус чел, выделяющий его от других - главный статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.В статусном наборе можно выделить:

Основные статусы - социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя; . не основные статусы - временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить. В статусный набор входят следующие элементы:. главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе;. личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (первичной) группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам; социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, пола, возраста др).

По происхождению социальный статус подразделяют на:. прирожденный статус - это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения {пол, национальность,раса); приписываемый статус - это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано обществом или группой. Приписываемый статус является социально приобретенным;

    достигаемый статус - это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору либо благодаря удаче или везению (не связан с фактом рождения); смешанный статус обладает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов.

23.Социальная роль. Ролевой набор.

Социальная роль –это набор целесообразных действий и норм поведения. Есть главные и второстепенные социальные роли, социальные роли могут оцениваться по-разному. Парсонс выделяет 5 осн черт любой роли: 1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности, 2)способ получения – одни предписывают, др завоевывают, 3)масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта, 4)формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно, 5)мотивация – на общее благо, на личную прибыль. Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» - все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Чисто ролевое поведение - модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.