Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (по произведениям Л. Н

Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного.

«Круг чтения»

Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью.

«Круг чтения»

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

«Круг чтения»

Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный - тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни.

«Круг чтения»

О вере

Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками.

«Круг чтения»

Сущность всякой религии состоит только в ответе на во­прос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в осно­ве своей этого установления отношения человека к окружаю­щему его миру.

«Круг чтения»

Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

«Круг чтения»

Люди живы любовью; любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.

«Круг чтения»

О цели жизни

Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной…

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…

Письмо А.А. Толстой. Апрель-май 1859

Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга.

«Исповедь». 1879

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

«Круг чтения»

Вообрази себе, что цель жизни - твое счастие, - и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и муд­рость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение тому, кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью.

«Круг чтения»

Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь.

…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…

«О том, что называют искусством». 1896

О слове

Один человек крикнет в наполненном народом здании: "Горим!" - и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей.

Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова.

«Круг чтения»

О воспитании и образовании

Основа воспитания - установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения.

«Круг чтения»

Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.

«Круг чтения»

Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

«О воспитании»

Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?

«О воспитании»

Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

«Азбука. Общие замечания для учителя»

…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя.

О человеке

Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою.

«Воскресение»

Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.

«Война и мир». Эпилог. 1863–1868

О войне

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

«Набег», 1853

«…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

«Война и мир», 1863–1868 гг.

«Ведь совершенно очевидно, что если мы будем продолжать жить так же, как теперь, руководясь как в частной жизни, так и в жизни отдельных государств одним желанием блага себе и своему государству, и будем, как теперь, обеспечивать это благо насилием, то, неизбежно увеличивая средства насилия друг против друга и государства против государства, мы, во-первых, будем всё больше и больше разоряться, перенося бо льшую часть своей производительности на вооружение; во-вторых, убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождаться и нравственно падать и развращаться».

«Одумайтесь!» 1904.

«Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтоб она стала непоколебимым требованием честной совести».

Интервью французскому журналисту

Ж. А. Бурдону (газета «Фигаро»).

Мы собрались здесь для того, чтобы бороться против войны…надеемся победить эту огромную силу всех правительств, имеющих в своем распоряжении миллиарды денег и миллионы войск…в наших руках только одно, но зато могущественнейшее средство в мире – истина

Доклад, подготовленный для Конгресса мира в Стокгольме

Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть.

Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести.

О цивилизации

То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть, в нем – жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста. Это с нашей лжецивилизацией.

Об искусстве и творчестве

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжет других. И в этом все дело.

Искусство – одно из средств различения доброго от злого, одно из средств узнавания хорошего.

Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль семейную…

Главная цель искусства… та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека… Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям.

Ясная Поляна, Москва

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.

«Лето в деревне». 1858

…главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я … просил в память Николеньки закопать меня… И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

«Воспоминания». 1906

Помню, что мне досталось въезжать в Москву в коляске с отцом. Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву.

«Воспоминания». 1906

Какое великое зрелище представ­ляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди дру­гих соборов и церквей... Белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновых; у этих стен взошла заря освобождения России от наполеоновского ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца; а какое прекрасное впечатление производит эта тихая река Москва! Она видела, как быв еще селом, никем не занимаемая, потом возвеличивалась. Сделавшись городом, видела ее все несчастия и славу и наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька … сделалась величайшим и многолюднейшим городом Европы.

Ученическое сочинение. 1837

О природе

Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат. В нагроможденных облаках просвет, и там, как красный неправильный угол, солнце. Всё это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.

Самая чистая радость, радость природы.

…друг - хорошо; но он умрет, он уйдет как-нибудь, не поспеешь как-нибудь за ним; а природа, на которой женился посредством купчей крепости или от которой родился по наследству, еще лучше. Своя собственная природа. И холодная она, и неразговорчивая, и важная, и требовательная, но зато это уж такой друг, которого не потеряешь до смерти, а и умрешь, всё в нее же уйдешь.

Теперь лето и прелестное лето, и я, как обыкновенно, ошалеваю от радости плотской жизни и забываю свою работу. Нынешний год долго я боролся, но красота мира победила меня. И я радуюсь жизнью и больше почти ничего не делаю.

Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя.

Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь - ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети – радуйтесь всегда.

Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и всё – главное, маханье берез прешпекта такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту.

…люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет...

«Казаки». 1863

Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

«Казаки». 1863

О любви, браке, семье

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

«Круг чтения»

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастия делает счастие.

«Круг чтения»

Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви.

«Анна Каренина»

Истинное и прочное соединение мужчины и женщины - только в духовном общении. Половое общение без духовного - источник страдания для обоих супругов.

«Круг чтения»

Кроме смерти, нет ни одного столь значительного, резкого, всё изменяющего и безвозвратного поступка, как брак.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.

О писателях

Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться.

С. А. Толстая. Дневники. 1873 г.

Читал и Герцена «С того берега» и тоже восхищался. Следовало бы написать о нем, чтобы люди нашего времени понимали его. Наша интеллигенция так опустилась, что уже не в силах понять его. Он уже ожидает своих читателей впереди. И далеко над головами теперешней толпы передает свои мысли тем, которые будут в состоянии понять их.

Чехов был у нас, и он понравился мне. Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор нет у него своей определенной точки зрения.

Очень много благодарен Вам за столь любопытное и прекрасное исследование о Сильвестре. Судя по нем, я догадываюсь, какие сокровища - подобных которым не имеет ни один народ - таятся в нашей древней литературе. И как верно чутье народа, тянущее его к древнерусскому и отталкивающее его от нового.

О молчании, многословии и злословье

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

«Путь жизни»

Говори только о том, что для тебя ясно, иначе молчи.

«На каждый день»

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не смолчал.

«Круг чтения»

Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное.

«Что такое искусство?»

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

«Круг чтения»

Часто молчание лучший из ответов.

«Путь жизни»

Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

«Круг чтения»

Ответ оставил Гость

Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война - ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.

Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война - дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсозначтельно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…"

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться дл разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она - путь к славе, для других - борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих - дело принципа…

Война - это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.

Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.
Женщина на войне - это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести - пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.

Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича - решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга - умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении - в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.

И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение - Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, - обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.

Никто до Л.Н.Толстого в русской и зарубежной литературе не пытался изобразить войну так глобально, не осмелился показать ее так правдиво, с таким беспощадно-суровым реализмом, как в его романе «Война и мир». По собственному признанию писателя, он рисовал «ужасные, потрясающие душу зрелища» для того, чтобы разрушить романтический ореол, каким издавна окружали войну сочинители, знавшие о ней понаслышке.

И в авторских суждениях, и в речах командира полка Андрея Болконского, капитана Тушина и других любимых толстовских героев, участвующих в войне, звучит ее решительное осуждение. Для них война – это «страшное дело». Герои воспринимают ее как необходимость и участвуют в ней лишь потому, что от исхода этой войны зависит «вопрос жизни и смерти отечества».

В общей концепции романа мир отрицает войну. Ужас смерти сотен люден во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает неестественное состояние человека на войне очень ярко изображено в Бородинском сражении. Перед битвой Пьер видит прекрасную картину: «Косые лучи яркого солнца кидали на местность, которая была покрыта войсками и дымами выстрелов, пронизывающие, с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, ниже блестели золотые поля и перелески…» И жить бы людям в мире – русским и французам, наслаждаться жизнью, растить детей, сеять хлеб! Но раздается выстрел, и начинается настоящая «мясорубка»: люди, простые русские мужики, превращаются в жестокое орудие войны, у них появляется не человеческий, а животный страх за свою жизнь.

А как трагичны известия о смерти родных! Невозможно без слез читать страницы, посвященные гибели Пети Ростова – отчаянного юного партизана… Когда трагическое известие пришло в дом Ростовых, «мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик. Спасалась от действительности в мире безумия», ведь самое страшное для родителей – терять детей. «Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающей участия в жизни старухой».

Правителям народов – Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в них ничего ненормального, как Наполеон, либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются, как Александр.



Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первый открыл подлинную героику войны, представил ее как будничное дело и, одновременно, как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случалось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитаны Тушин и Тимохин, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на ход исторических событий.

Война, каким бы очищением, испытанием они ни была, есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Ведь гибнут лучшие люди, а они могли бы жить и совершать прекрасные поступки. Война не может быть привлекательной. Увидев ее в действительности, люди приходят к выводу, так точно сформулированному Болконским: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну… Цель войны – убийство… Сойдутся… на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей… и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга

2. Литература родного края. Поэты Кёнигсберга-Калининграда (на примере 1–2 произведений любого автора). Чтение наизусть стихотворения.

Сэм Симкин родился в 1937 году в Оренбурге (имя Сэм - аббревиатура: социализм - экономика мира). Большое внимание дома уделялось книге. Окончив школу с золотой медалью, и с детства очарованный романтикой, будущий поэт опробовал многие пути, пока, наконец, тяга к путешествиям и морю привели его в 1960 году в Калининград , и этот город стал местом приложения всех его поэтических и жизненных сил. Здесь Симкин окончил институт, здесь обрёл друзей - поэтов в молодёжном литературном объединении, отсюда начались его морские пути. Он избороздил на рыболовных траулерах почти все моря Атлантического и Тихого океанов. Симкин не мыслил себя без рыбацкого моря. И море ответило ему взаимностью, оно дарило ему свои ритмы, оно приводило к нему новых друзей.



Но было бы неправильно относить Симкина, исключительно к морским поэтам, ему дорога вся природа. Стихи молодого поэта заметили и оценили известные мэтры поэзии. В 1966 году, пройдя все цензурные испытания, книга «Станция отправления» вышла в свет , только на кассете. Была хорошо встречена. И стихи Симкина стали появляться на страницах не только местной прессы и местных изданий. Их печатал журнал «Юность», в Москве вышла книга стихов «Сад у моря».

В 1982 году Симкин был принят в Союз писателей. Более двух десятков лет Сэм Симкин руководил молодёжным литературным объединением «Родник». Большинство поэтов, ставших сегодня членами писательского союза, прошли школу «Родника».

Другим направлением деятельности поэта стали переводы. Особое внимание он уделял переводам творчества кёнигсбергских поэтов.

Итогом поэтической работы стала книга избранных стихов «От моря сего», за которую поэт удостоен областной премии «Признание». Зачитаю понравившиеся..

Скажу не ради похвальбы,
Что лез на дерево судьбы
По хрупким веткам, как по вантам,
На той земле, что знала Канта.
И предо мной открылся вид
На город наш, издревле славный,
И он стихами говорит
Как равный с равными о равных.
... То дерево я пользы для
Срубил на мачту корабля
И, как матрос вперед смотрящий,
Увидел: ищущий обрящет!

Флаг корабля - твоя улыбка,
Сигнальные флажки - твой смех:
Столь простодушная ошибка,
Как среди лета белый снег.

Но что бы ни было со мною –
Не отрываться от земли!
Дарят улыбкой неземною
Лишь женщины и корабли.

Когда случится ночью зыбкой
Держаться носом на волну,
Прекрасны эти две улыбки,
Соединенные в одну.
(Наизусть)

Билет № 12

1. Диалектика души героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Покажите на примере 1-2 героев романа путь их духовного развития.

Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообразные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом». Привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба разнообразных решений. Открытия, которые делают герои, - это ступени в процессе их духовного развития.

Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в раскрытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Сам Л. Н. Толстой считал, «чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, слабости - необходимые...»

В романе «Война и мир» автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на «вечные» вопросы.

Один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей появляется на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер. Это молодой человек с довольно красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Мы видим уставшего от фальшивого, глупого общества, раздраженного князя Андрея. Для него гостиная, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это заколдованный круг, из которого он пытается вырваться. Именно поэтому князь Андрей Болконский отправляется на войну. Его цель - достичь славы, славы, для которой он готов пожертвовать всем. В Аустерлиц-ком сражении Андрей со знаменем в руках бежит к своей мечте о «Тулоне», но, поверженный, он падает, и вместе с этим как будто падает значимость той цели, к которой он так стремился, Андрей чувствует ее бессмысленность. Князь Андрей не видит ничего, кроме неизмеримо высокого неба, все кажется пустым, обманом, все, кроме бесконечного неба. В эти минуты он видит «маленького» Наполеона, видит его мелочность, ничтожность его величия, а также ничтожность жизни и смерти, которой никто не мог понять и объяснить.

Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на вечные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болконский достиг наивысшей точки своего развития.

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев… а интересовал меня сам факт войны – убийство.. мне интереснее знать каким образом и под влиянием чего убил один солдат другого, чем как были расположены войска при Аустерлицком сражении или при Бородинской битве, - так писал Л. Н. Толстой.» Он был участником и свидетелем многих исторических событий, которые нашли отражение в его творчестве.

Участвуя в обороне Севастополя, Толстой увидел мужество солдат и матросов, силу народа, жестокость и бездарность правителей. Главное, что он увидел и показал в своих произведениях – это жестокость войны. Он показал правду о войне, раскрыл ее грязные, безобразные стороны.

«Или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания». Эту мысль великий писатель проводит с первых страниц, где идет речь о войне. Несколько сражений мы видим в романе «Война и мир»: Шенграбенское, Аустерлицкое - и Бородинскую битву. Их объединяет одно:война – противное человеческой природе событие.

В Бородинском сражении, которое можно назвать кульминацией романа, эта мысль показана наиболее ярко. Толстой избрал Пьера для описания Бородинского сражения. Он свободен, не привязан к определенному месту боя. Ему, не видевшему до этого никаких битв, должна раскрыться некая правда. К этой правде вместе с Пьером ведет читателя и Толстой. Первое чувство – чувство недоумения. Кавалеристы идут на сражение, встречая раненых, ни на минуту не задумываются о своей судьбе. А из этих людей 20 тысяч обречены на смерть Пьер удивлен, что здоровые люди, идя в бой, не думают о смерти. Когда Пьер увидел повозки с ранеными, работающих на будущем поле сражения мужиков, он понял значительность и ужас события.

Пьер становится свидетелем смерти офицера, потом взорвавшегося с зарядами ящика. Война открывается во всем ее ужасе. И вот Пьер уже не помнит себя от страха. Он бежит под гору, спотыкаясь об убитых и раненых. Толстой нагнетает атмосферу ужаса войны. Пьер видит изуродованные страданием лица. Того чувства, которое было раньше на лицах солдат, уже не было. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги, эта лужа крови, эта голова француза, которая, кажется Пьеру, оторвалась от того, что Пьер сжимает его шею – все это создает мрачную атмосферу убийства. Толстой и читатель видят, как бессмысленно люди дерутся. Писатель, конечно же, говорит о патриотическом духе, о справедливости дела, о торжестве русского духа. Но самое главное, что показывает Толстой, - это жестокость и абсурдность войны.



Жестокость войны читатель видит, читая страницы о горящей Москве и о смертельном ранении на Бородинском поле Андрея Болконского. Гибель Пети Ростова, мечтательного, доброго, никому не причинившего зла, подчеркивает абсурдность войны. Так Л. Н. Толстой проводит через весь роман мысль о том, что Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.»

«Твоя любовь любому чувству может быть примером …». Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина.

Мотивы лирики Пушкина разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, философская лирика. лирика дружбы и, наконец, лирика любви. Каким бы чувством не было проникнуто стихотворение Пушкина, оно искреннее, сильное и может быть примером для любого человека.
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях. Любовь - чувство идеальное, возвышенное, прекрасное. У Пушкина любовь представлена как мимолетное влечение, как любовь человека, умудренного жизнью. Этому чувству сопутствуют радость, печаль, грусть.

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил...”. Оно волнует читателей потому, что в этом небольшом стихотворении заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки “Я вас любил...”, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Кажущаяся простота позволяет раскрыть самые различные чувства.
“Я вас любил” - выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить свою возлюбленную.



Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...

Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь - это желание, чтобы твоя любимая была счастливой и любимой даже другим. До какой же высоты в своих чувствах поднялся поэт, что к женщине, оставившей его, он не испытывает чувства ненависти Нет у него ни зависти, ни ревности. Это и есть такое проявление чувств, которое может быть примером.
Еще один шедевр любовной лирики - “Я помню чудное мгновенье...”. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн интересна.
Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный приезд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти.
Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав “Евгения Онегина”.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...

Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.
“В томленьях грусти безнадежной... Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...”

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты”.
Неважно, связаны или нет стихотворения Пушкина о любви с конкретной личностью, они показывают, каким сильным должно быть чувство любви, как должно возвышать это чувство человека.

Почему люди не летают, как птицы" : только ли о беззаботном девичестве сожалеет Катерина?
В тысяча восемьсот шестидесятом году выходит пьеса А. Н. Островского "Гроза". Она поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. И, конечно, возникает вопрос: кто виноват в гибели главной героини Катерины. Ведь на самоубийство идет женщина, причем женщина, глубоко верующая в бога, то есть понимающая, что самоубийство – это грех. В одном из монологов Катерина вспоминает свое детство. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле" среди материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день.

Из монолога видно, что Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» .Воспоминания о детстве дают читателям не только представления о характере героини, но и резко контрастируют с условиями жизни в доме свекрови. Если в детские года жизнь Катерины окутана лаской и любовью, то в доме Кабановой жестокостью, недоверием, бранью. Потому и употребляет такое сравнение Катерина «жила, словно птичка на воле». В доме матери она делала, что хотела, а здесь она вынуждена выполнять, что угодно свекрови. Да к тому же основой семьи в темном царстве являются домостроевские законы. Кабанова убеждена, что, если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.

Эти порядки и неожиданно возникшее чувство любви. порождает противоречие в душе главной героине драмы Катерине. Она, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”. Катерина почувствовала состояние свободы, знакомое ей с детства.
«О тчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Монолог Катерины – это воспоминания о беззаботном девичестве, и ожидание новой, свободной жизни, о которой мечтает каждый человек. Это и опасение, потому что Катерина религиозна и понимает, что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Так в драме «Гроза» появляется тема греха. В монологе Катерины Островский показывает своеобразие характера героини., ее одиночество в чуждом ей мире, желание свободы. Историю своего детства она рассказывает Варваре, единственному человеку в этой среде, как ей кажется, понимающему ее. «Так ты, Варя, жалеешь меня? Так ты любишь меня?» Как не хватает ей участия, любви, сочувствия. . Монолог Катерины важен для понимания дальнейшего развития действия. Ее мечтательность, сила характера, желание любить и быть любимой несовместимы с тем жестоким миром, в который она попала.

1. «Вечная Сонечка» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Какой смысл заключает крылатая фраза «Сонечка, вечная Сонечка, покуда мир стоит!»?

Один из вопросов романа «преступление и наказание» - что делать, чтобы изменить безобразный «лик мира сего»? В романе есть ответ– путь Раскольникова. « Природу поправляют и направляют» -убеждение этого героя.. Автор показывает и другое решение проблемы – это путь смирения. Раскрыт этот путь в образе Сони Мармеладовой. В портрете героини подчеркнута детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей Достоевского: путь к счастью лежит через страдание, веру в Бога. Выход из тупиковой ситуации, в которую попал Раскольников, Соня видит в страдании и искуплении вины. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль делает образ Сони идеальным.

Для Сони все люди имеют право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, неважно, во имя чего он совершен. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть. Утешение он находит в вере и в бескорыстной любви к людям. Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова. Соня осуждает его за презрение к людям и не принимает его бунта, его «топор», который, как казалось Раскольникову, был поднят ради таких, как она. «Это человек-то вошь?»- удивляется Соня. У нее Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе нее нет у него на земле человека. Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Героиня - тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. . Она думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она беспокоилась о голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу.

Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего.

Война …противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие? Так выглядит позиция по отношению к войне Льва Николаевича Толстого в его знаменитом романе "Война и Мир". Читая о событиях минувших дней и интересуясь событиями сегодняшними, приходишь к выводу, что Лев Николаевич не прав. Война противна далеко не всем!

Почему я обратился к этой цитате? Во-первых, Толстой считается классиком, а то, что пишут классики - всегда актуально. Во-вторых, я очень часто слышу подобные мысли от окружающих, и цитата из "Войны и Мира" отражает их суть.

Ниже попытаюсь на конкретных примерах доказать, что война - не противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие, а как раз наоборот.

…Война, жестокая и беспощадная, кровавая и беспринципная, идёт вокруг Израиля почти шестьдесят лет! Каждый месяц гибнут десятки людей! Но война продолжается, и конца и края ей не видно. Обстановка только накаляется с каждым днём. Неужели, действительно, война противна человеческому разуму? Неужели война противна всей человеческой природе? Факты говорят об обратном. Факты говорят, скорее, о том, что война - это естественное состояние многих людей.

Пример арабо-израильских войн взят неслучайно. По-моему, он как нельзя лучше показывает значение боевых действий для местного населения, особенно для жителей Палестинских территорий. Этот пример полностью опровергает пример Толстого о том, что война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Палестинцы так не считают, и подтверждают всеми своими действиями. Война для жителей Палестины - это всё: хлеб, дом, работа, досуг. Эти люди не умеют больше ничего делать, кроме как воевать. Война - это смысл их жизни. Однако такое утверждение не является чем-то новым. Об этом неоднократно и открытым текстом говорили лидеры палестинских группировок и, в первую очередь, Ясир Арафат. Печальный парадокс - но таким людям иногда дают (именно дают, а не присуждают!) Нобелевские премии Мира…

Может показаться, что я рассматриваю вопрос как-то однобоко, только с позиции арабофобии. Хорошо, рассмотрим Израиль. Израильская сторона неоднократно, официально и неофициально заявляла о прекращении огня и готовности заключения мира. В связи с этим даже появилась шутка: Если Израиль говорит о завершении войны, то это означает, что бои разгораются с новой силой.

Что же получается? Неужели Израиль не меньше Палестины заинтересован в постоянной войне? Тем не менее, факты говорят именно об этом. На продолжение боёв Израиль получает неофициальное добро от ведущих стран Запада, а вместе с ним финансовую поддержку и вооружения. Получается замкнутый круг: если война выгодна обеим сторонам, то почему она должна быть противной человеческому разуму и всей человеческой природе событием?

Может быть, от войны устают? Может быть, длительные боевые действия, действительно, способствуют появлению у людей желания мира? Может быть, война со временем становиться противной и отвратительной человеческому разуму?

Берусь утверждать, что это не так, и в качестве подтверждения попытаюсь привести события, имевшие место в первой половине прошлого века.

…Вот уже четыре года идёт кровопролитная Первая мировая война. Русские армии отступают, неся тяжёлые потери. Солдаты не хотят воевать. Они отказываются подчиняться офицерам и идти в атаку. Создаётся впечатление, что война всем надоела, все хотят мира…

Пожалуй, именно такой основной смысл имеют многочисленные публикации и статьи в печатных и электронных источниках. Вроде бы такое толкование подтверждается: солдаты обеих армий братаются прямо на поле брани, поют песни, угощают друг друга табаком.

Но снова начинаются парадоксы. Казалось бы, только что никому не хотелось воевать. Тем не менее, проходит совсем немного времени, и уставшая от войны Россия бросается в новую бойню, известную всем под названием Гражданской войны.

Те же самые рабочие и крестьяне, которые недавно отказывались воевать, снова берут в руки винтовки и начинают новую мясорубку, уносящую новые миллионы жизней…

Напрашивается логичный и закономерный вопрос: как объяснить такое желание воевать с позиции Льва Николаевича и согласных с ним?

Объяснение может быть только одно, учитывая два вышеприведенных примера, которых, надеюсь, достаточно. Утверждение Толстого - не аксиома, хотя её хотелось бы таковой видеть.

Война - это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие и, одновременно, естественное положение вещей. Звучит парадоксально, но всё зависит от конкретного здесь и сейчас!