Социальная структура личности социальные качества личности. Элементы социальной структуры личности

Элементы социальной структуры личности.

Индивидуальностьʼʼ. Подходы к изучению.

Понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений крайне важно понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всœей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинœемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как всœе материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всœех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель какой-либо социальной общности в социологии принято понимать как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, ʼʼсоциальный атомʼʼ. Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определœенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в данном понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие ʼʼличностьʼʼ употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к какой-либо социальной группе (личность рабочего, студента͵ бизнесмена и др.).

Между поня­тиями ʼʼличностьʼʼ и ʼʼиндивидуальностьʼʼ есть сходство, но есть и различия. Понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ обычно сопрягается с такими эпитетами, как ʼʼяркаяʼʼ, ʼʼтворческаяʼʼ. Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
Индивидуальность - не просто ʼʼатомар­ностьʼʼ человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, к примеру, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определœенным жизненным принципам быть ʼʼгосподином себе самомуʼʼ.

Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ ʼʼатакуютʼʼ психику человека, благодаря чему он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, в связи с этим вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. В случае если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, ᴛ.ᴇ. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, ᴛ.ᴇ. что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определœение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. К примеру, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества должна быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в них, используется так же понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определœенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два базовых типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие ʼʼсоциальный статус личностиʼʼ .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием ʼʼсубъект деятельностиʼʼ. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд воспринимается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, ᴛ.ᴇ. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определœенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение (ʼʼближнееʼʼ - родственники, друзья, знакомые и т.д. и ʼʼдальниеʼʼ - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, в связи с этим социализация должна быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на базе объединœения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделœены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определœенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций должна быть выделœена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это ʼʼжизнен­ная позиция личностиʼʼ . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определœенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является выработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности исходя из ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всœего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, к примеру, всœесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или ʼʼновый человекʼʼ Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определœенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определœенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, напротив - препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определœенных социальных групп: тип ʼʼчеловека организацииʼʼ, ʼʼмодельной лич­ностиʼʼ, основной тип личности и др.
Размещено на реф.рф
Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу ʼʼТипы людей и бизнесʼʼ. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть базовых типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделœения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителœей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др.
Размещено на реф.рф
В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определœен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента͵ руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. Сегодня происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определœенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).

Элементы социальной структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы социальной структуры личности." 2017, 2018.

Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и
определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает
определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям
- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием
деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного
рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и
субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его
разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в
которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как
взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта
деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности
невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,
регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и
определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.
Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,
освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену
социальной общности.



22) Социализация личности: понятие, формы и институты.

Известно, что младенец вступает в мир как биологический организм и его основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных лишь её простейшая форма - обучение. Широко известны случаи, когда человеческих детёнышей воспитывали звери. Когда таких детей находили, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу.

Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.

Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:

· Унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способностями общения и деятельности, стереотипам массового сознания, и

· Индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности.

Процесс социализации проходит стадии , которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

Индивидуальность». Подходы к изучению.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как все материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель той или иной социальной общности в социологии понимается как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, «социальный атом». Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие «личность» употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к той или иной социальной группе (личность рабочего, студента, бизнесмена и др.).

Между поня­тиями «личность» и «индивидуальность» есть сходство, но есть и различия. Понятие «индивидуальность» обычно сопрягается с такими эпитетами, как «яркая», «творческая». Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др. Индивидуальность - не просто «атомар­ность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, например, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определенным жизненным принципам быть «господином себе самому».


Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Они «атакуют» психику человека, в результате чего он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, поэтому вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. Если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, т.е. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т.е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. Например, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, которое он занимает в них, используется так же понятие «социальная роль». Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Таким образом, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие «социальный статус личности» .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на основе объединения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций может быть выделена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это «жизнен­ная позиция личности» . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является разработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности в зависимости от ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или «новый человек» Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определенных социальных групп: тип «человека организации», «модельной лич­ности», основной тип личности и др. Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу «Типы людей и бизнес». Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть основных типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др. В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента, руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).