И творческой деятельности а. Творчество и общение

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее -- проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

Творчество как форма деятельности человека

Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

Введение

Творчество - это процесс деятельности человека, приводящий к созданию нового и оригинального продукта, новых материальных или духовных ценностей. Творческая деятельность является одним из главных определителей сущности человека, она подчёркивает превосходство и своеобразие его психики. Благодаря этой особенности человек создал города, машины, космические корабли, компьютеры и многое другое.

В наше время творчество становится необходимым инструментом для решения множества задач, как для создания новых предметов, разработки идей, так и для планирования и предвидения ситуаций. Спрос на творческие навыки человека все больше растёт.

Что же, собственно, представляет из себя творческая деятельность? В чем её сущность и структура? Что такое продукт творческой деятельности? Максимально кратким и ёмким ответом, на поставленные вопросы, выступит данная работа.

Творческая деятельность

«Творчество - это духовно-практическая деятельность человека, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых, никогда ранее не существовавших культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых средств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом, когда исследуется процесс, психологический механизм протекания акта творчества как субъективного акта индивида, и философском, рассматривающим вопрос о сущности феномена творчества.»

В общей структуре творческой деятельности, можно выделить несколько основных подсистем:

  • · Процесс творческой деятельности
  • · Продукт творческой деятельности
  • · Личность творца, отражаемая в процессе и продукте
  • · Среда и условия, в которых протекает творчество.

При исследовании творчества рассматривают все эти подсистемы в совокупности. Каждый аспект влияет друг на друга, личность на предмет деятельности, предмет на личность. При взаимодействии личности и действительности в процессе деятельности и рождается продукт творчества. Среда и условия так же накладывают свой отпечаток, творчество отчасти является реакцией личности на среду обитания, благодаря особенностям человеческой психологии.

«Главное в творчестве -- не внешняя активность, а внутренняя -- акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»), Микеланджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы») и т. д.»

Значит, ещё одним из аспектов, влияющих на творческую деятельность, можно выделить и интуитивное начало в личности. Возможно интуиция, бессознательное куда больше влияет на конечный продукт, чем окружение или условия. К примеру, частный эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда автор полностью погружается в работу, не замечая окружающего мира и протекающего времени.

В момент творчества человек становится не способен управлять потоком образов, переживаний. Образы появляются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом (планом работ), более яркие образы вытесняют из сознания менее яркие. Это приводит к проблеме неосознанности способа получения результата, когда автор не может объяснить причину, источник своих фантазий.

Важно так же подчеркнуть, что творчество и креативность могут рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с нормами, принятыми в определённом сообществе людей, но при этом не нарушающие правовые и моральные предписания группы.

При психологическом анализе творчества, можно сказать что это один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости самого понятия творческой деятельности, фактически вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя одинаково повторить простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Каждый миг человека неповторим, как и сам человек, любой человек индивидуален и его деятельность индивидуальна. Однако существует разделение обыденной активности и чисто творческой деятельности. Что же в таком случае можно назвать творческим? Субъективная оценка обществом новизны и оригинальности не слишком конкретизирована, в разных группах по-разному могут оценить одно и тоже произведение. От убеждения авторов произведения мало пользы, так же, как и сами произведения не могут подтвердить свою оригинальность. Здесь может работать даже понятие относительности, и поэтому четкий ответ на поставленный вопрос сложно сформулировать.

Некоторые ученые считают, что творчество: «чрезвычайно многообразное понятие…творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. При таком подходе к творчеству это понятие становится ненужным, так как под ним Я. А. Пономарев понимает любое развитие живой и неживой природы.

Другие что: в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определение А. Г. Спиркина (1972): «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.»

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США считают, что определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

НАТА ДМИТРИЕВА
Художественно-творческая деятельность.

У детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство – является одной из областей духовной жизни человека; можно сказать, что искусство важнейшая область способствующая развитию художественного творчества . В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах , создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени. На мой взгляд, именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человека, восстанавливается связь между поколениями.

Художественно – творческая деятельность , или искусство помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствующая при этом осознанию собственной значимости. В дошкольном возрасте искусство становится педагогическим ориентиром для детей дошкольников, так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность через уникальность систем образов выразительно – изобразительных средств. Здесь можно сказать о таких выразительных средствах как : музыка (рассматривается ритм, мелодия, гармония, динамика) ; движение (поза, жесты, мимика) ; речевая деятельность представляет собой (выразительность слова, интонация, звуки, образные представления и. т. д.); продуктивная деятельность (материал, композиция, цвет, штрих и. т. д.) . Образ в искусстве выступает как-бы центром, объединяющим в себе время, слово, цвет, движение, форму. Такое объединение дает возможность целостного развития ребенка. В художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста основной целью является стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия необходимые для его развития.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) . Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 4-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.) . Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности . Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью . Большое значение для художественно -творческого развития дошкольников имеет «интерес» . Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей- дошкольников , которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом : восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно - творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность , особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста.

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества : усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Ребенок 4-5 лет охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность . В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца .

Поэтому, только от взрослых зависит развитие восприятия ребенка. Каждый воспитатель и родитель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.

Работу по восприятию окружающего мира надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. («Какие красивые цветы! Какая замечательная зеленая травка!» .

Детское восприятие должно быть целостно. «Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский – и не требует разъяснения.»

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями выразительно искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как организуется и проводится данная работа зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Поэтому :

В иллюстрации, с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое. грустное) и характеры героев (добрый, злой) .

Формирование у детей интереса к художественному творчеству происходит посредством игры, которая используется для решения двух основных задач. Во–первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во–вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Организация уголка занимательного рисования.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. (Г. Г. Григорьева, 1999г.)

Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей в процессе творчества;

Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и темп рисования;

В любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, различные по жесткости ворсом, полоск картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, непролевайки для воды, салфетки, подставки под инструменты и т. д.)

Все это оборудование удобно храниться в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводиться постепенно, по мере ознакомления с ним детей на занятиях.

Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников , предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациям к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка и образцами рисунков, выполненных с помощью традиционных техник выполнения.

На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения. Поэтому в группе должен быть магнитофон с музыкой различного характера, настроения.

Для самостоятельного занятия в уголке :

Ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;

Ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т. д.) ;

Сюжет рисунка не критикуется;

Рисунку (пусть даже не удачному) должно быть уделено внимание со стороны взрослого.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ» , «НЕПРАВИЛЬНО» , а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе , который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности , становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Использовать техники с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином»

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности , убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности . По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми . Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения : крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и поделками, готовятся подарки взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности . Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми . По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника и соответственно развивает интерес к художественно- творческой деятельности .

Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

дипломная работа

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность - одаренность - талантливость - гениальность.

По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать художественной форме необходимые очертания 16,55.

Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 36,117.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

В современной психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с отражениями (образами, понятиями) предметов. Умственные действия формируются на основе физических, внешних 16,56.

Например, школьник учится рисовать. Для правильного определения и изображения пропорций, пространственного изображения пропорций, пространственного расположения частей и в целом изображаемого объекта он использует широко рекомендуемый на начальной стадии обучения рисованию прием визирования. То есть, зажав пальцами правой руки карандаш, ребенок вытягивает правую руку в сторону изображаемого объекта и, прищурив левый глаз, ногтем большого пальца отмечает соответствующий размер или угол наклона, пространственного расположения той или иной части предмета, соотношения его пропорций. Постепенно наступает время, когда карандаш, используемый таким образом для облегчения измерения пропорций, пространственного расположения, становится ненужным, так как глаз ученика после определенной тренировки способен сам, без механических приспособлений, определять пропорции и расположения частей предмета. Конкретно-действенное измерение и сопоставление пропорций, частей и пространственных соотношений предмета (или группы предметов) превращается в умственное действие, отвлеченное от непосредственного акта манипулирования карандашом с целью измерений. Но при взгляде на натуру в создании учащегося фактически происходит повторение процесса реального визирования, т.е. объектом оперирования становятся образы натуры и представляемые в воображении движения руки с жатым в ней карандашом.

Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией 16,108.

В процессе любой деятельности личность руководствуется определенными мотивами и целями. Мотив есть побуждение человека к деятельности. В качестве мотива могут выступать чувства, потребности, знания, заставляющие проявлять волевые усилия и достигать цели. Цель - это объект, на который направлена деятельность человека.

Деятельность человека очень разнообразна. Однако все это разнообразие сводится к трем основным видам: труд, учение, игра.

Творческая деятельность, конечно, требует наличие способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное огромный напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда.

Учение есть планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.

В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формировать волевые качества личности, задатки характера.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его воспитании окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в художественно-творческой деятельности и развитии творческих способностей детей занимают занятия по изобразительному искусству.

По мнению некоторых психологов, творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, можно назвать воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество 31,124.

Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии. Изобразительное искусство - это образное отражение действительности. Н.Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» 13,120.

Творческая деятельность порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой деятельности 13,123.

Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно творческая деятельность подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации...

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса...

Организация творческой деятельности студенческого хореографического коллектива

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры...

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость -- расширение знаний о специфике...

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения

Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова...

В течение последних лет ученые и психологии проводят исследования о проблеме выделения творческой одаренности, как самостоятельного вида одаренности. Известный американский ученый П. Торренс сделал вывод...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по батику в 5-6 классах

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект...

Развитие творческой активности детей 7-9-ти лет средствами танцевальной аэробики

"Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом...

Разработка методики проведения уроков рисования с использованием flash-технологий

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей . Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация...

Творческая деятельность учителя

Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность...

Творческая работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития воображения младших школьников

воображение творческий литературный чтение Понимание сущности творчества позволяет осознать воздействие на развитие воображения творческих способностей. Творчеством является особенная деятельность...

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности...

Формирование творческой активности школьника