Советская культура в 30 е годы кратко. Пособие по истории отечества

Тема урока: « Культура СССР в 30-е годы »

Учитель истории I квалификационной категории

Багаутдинова Энже Азатовна

Форма урока: проблемно-диалогический урок по истории культуры

Цель урока:

Систематизация знаний о строительстве социализма (1922-1939 гг.)

Закрепление знаний о переходе к НЭПу, индустриализации, коллективизации

Формирование навыков публичного выступления.

Основные понятия урока: индустриализация, коллективизация, культ личности, ГУЛАГ, репрессии, административно-командная экономика.

Материалы к уроку:

1. учебник Д. Д. Данилова « Российская история» 9 класс

2. История Москвы / под общ. ред. С. С. Хромова – М. : Наука, 1974. – 504 с.
3. Капустин, М. П. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма) / М. П. Капустин. – М.: Новости, 1990. – 216 с.
4.Москва: иллюстрированная история. Том 2-ой / под общ. ред. Ю. А. Полякова - М. : Мысль, 1986. – 426 с.
5.Школьные уроки по теме « История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»-М.,изд.» Права человека»,2008.-674с.

6. Энциклопедия "Москва" / под общ. ред. А. Л. Нарочницкого – М. : Советская энциклопедия, 1980. - 402 с.

Техническое оснащение урока: Компьютер, проектор, экран.


Вначале урока звучат Песни советских композиторов 30 –годов (1 минута).

Презентация « Зеркало Советской жизни»

Ход урока:

Учитель: Ребята, мы изучили тему « Строительство социализма (СССР 1922-1939 гг.)». Настало время познакомиться с развитием культуры в эти годы. И так, какие ассоциации вызывает у вас 30-е годы. (10 минут)

Ответы учащихся: « Эти годы в моих глазах представляются темным лихолетием, где много крови и жертв».

Учитель: « Мне понятны ваши ассоциации. Но еще Сергей Есенин говорил: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Наши современники по разному относятся к этому периоду истории. Послушайте некоторые оценки: «…Очень уж густо мы мажем, в том числе и в печати, довоенные годы чёрной краской…» (писатель С.Баруздин). « Нет, и в тот период, вопреки культу личности, народная инициатива била ключом, ибо народ знал, во имя чего он работает, борется и живет». (Киноактер Борис Андреев).

Учитель: «Постараемся проследить за тем, как развивалась культура в 30- е годы? Как воспринимали люди свою эпоху? Во что они верили? О чём думали? Что оставили своим потомкам? Чему можно научиться у наших предшественников? Наш урок - исследование.

Любой человек, начиная дело, должен понимать каким будет результат. Каким он должен быть сказал поэт Владимир Маяковский:

« Я знаю - город будет

Я знаю - саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!»

Образ сада - один из самых древних символов, образов, изображавших светлое будущее, красивую жизнь. Но сад сам по себе не появится, его надо сажать, растить, возделывать. Как вы думаете, кто был больше заинтересован в приукрашивании действительности, в создании мифа, что в 1930-х годах жизнь в СССР была сказкой, цветущим садом?»

Ответы учащихся: « Партийная власть во главе со И. В. Сталиным».

Учитель: « А как можно было в этом убедить такое большое количество людей, что это было так? Ведь даже сейчас некоторые считают, что тогда жизнь была прекрасной? И многие искренне в это верят».

Ответы учащихся: « Для этого используется один из самых демократических видов искусства - киноискусство». « Музыканты и литераторы тоже внесли свой вклад для создания образа счастливой страны». « Средства массовой информации – газеты, журналы писали только то, что разрешала власть» « Плакаты рисовали красивый и успешный образ действительности».

Учитель: Наша тема подразделяется на следующие темы:

    «Страна ученых»

    « Культурная революция»

    « Страна героев»

    Во время выступлений групп подумайте: Какие мифы советской действительности были созданы в это время?

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 30-х гг. в стране действовало свыше 850 научно- исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивающие новые направления науки, такие как органическая химия, геофизика, микрофизика, полупроводников атомного ядра. Достижения советских ученых А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы приобрели широкую мировую известность.

Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лаборатория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.
В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.
От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открылся Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, а еще через три года - Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.
Вообще идейное воспитание молодежи имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной "лестнице", проходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открываются учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В. И. Ленина и Музея революции СССР, при Институте К. Маркса и Ф. Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К. Маркса и Ф. Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяются новыми, старое мировоззрение - новым, старые святые - новыми.
В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию).
В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" под лозунгом "Каждый грамотный обучи неграмотного". Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предприятиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения.
Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией "коммунистического воспитания", т.е. социалистические идеология и ценности должны была "усваиваться" ребенком с самых ранних лет.
Много внимания уделялось повышению качества образования". "Постановление "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети" был принят в 1925 г., а осуществлен этот план был в 1930/31 учебном году. Подобный ему план об обязательном 7-летнем образовании был выполнен к 1937 г. И то, и другое в столице было сделано раньше, чем по всей стране.
Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 - Городской педагогический институт.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.

2. Содержание выступления второй группы. «Культурная революция».(7 минут)
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две стороны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частными, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы.
Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева послужило основой для Гос. библиотеки.
После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и специальные, как, например, основанная в 1921 г. Библиотека иностранной литературы или Медицинская центральная библиотека.
Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были национализированы, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). Крупнейшим в Москве и вторым по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (до 1937 г. - музей изящных искусств) . На основы бывших частных коллекций создаются Музей западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.
Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По сути, эти музеи можно назвать временным и экспозициями, т.к. по окончании этой культурной программы все экспонаты были переданы в "постоянные" московские музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не существовавшие, "рожденные революцией". Это уже упомянутый выше Центральный музей В. И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.
Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологическую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.
Наибольшее значение имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В. Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия - обрабатывающая промышленность".
Вся печать того времени была централизованной, находилась "под опекой" какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских новостей" менялись постоянно по той причине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком деле было очень просто, а исправить ее - невозможно.
Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный мак". Зато всего через пять-десять лет на сценах московских театров уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".
Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не поддаваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие привносят в музыку революционные мотивы ("Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический монумент 1905-1917" М. Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", позднее - песни из популярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".
Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.
Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э. Тиссэ, Д. Вертова, С. Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.
Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на киностудии "Мосфильм" режиссером Н. К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его посмотрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.
В 30-е годы создается много талантливых кинофильмов самых различных жанров: исторические ("Александр Невский", "Суворов") , хроникальные (дилогия, включающая картины "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году") , комедийные ("Веселые ребята", "Волга-Волга") . Появляется жанр так называемого "социалистического реализма" ("Старое и новое", "Потомок Чингисхана") .
Экранизируются многие литературные произведения ("Мать", "Бесприданница") , снимаются детские фильмы ("Тимур и его команда") , мультфильмы. На студии "Союздетфильм" в 1936 г. был снят первый в Союзе цветной фильм "Груня Корнакова", на этой же студии было создано первое в мире безочковое стереоскопическое кино.
Подтверждением высокого уровня развития советского кино можно считать проведение в столице в 1935 г. международного кинофестиваля.

В 1930-х гг. руководители партии и государства не раз говорили слова « трудящиеся массы», « партийные массы», « энергия масс». Все исторические источники подтверждают, что советские граждане действительно массово участвовали в общественных событиях. Советские праздники 7 ноября, 1 мая проходили в виде массовых шествий, демонстраций.

Наиболее популярными в СССР стали массовые виды искусства и спорта. Работники объединялись в спортивные сообщества: «Спартак» (торговля), «Динамо» (милиция), «Локомотив» (железнодорожники). Десятки тысяч людей участвовали в легкоатлетических спартакиадах, чемпионатах СССР по футболу и волейболу.

Люди всех профессий и возрастов по многу раз ходили в кино и слушали пластинки с записями песен Леонида Утесова и Клавдии Шульженко.

Но и у этой массовой советской культуры была своя теневая сторона, не попадавшая в кинохронику. Так, например, создатели спортивного сообщества «Спартак» братья Старостины были осуждены и провели несколько лет в ГУЛАГе.

Организация Диалога с классом (10 минут).

После выступления групп учащиеся начинают высказываться по поставленной проблеме. Ответы записываются на доске. Например, могут быть записаны следующие высказывания Мифы:

« Жить стало лучше, жить стало веселее»

« Человек – хозяин необъятной родины своей»

« Вольно дышит человек!»

« Человек – это звучит гордо!»

« Сталин - вождь, отец, учитель».

« СССР - самая демократическая и справедливая страна мира»

Учитель: А что было на самом деле?

Также ответы записываются на доске. Например, ответы могут быть следующими:

Нищета, голод, разрыв между словом и делом.

Человек - винтик в большом механизме.

Предательство, доносы.

Человек лишен собственности.

Нарушение законности, несоблюдение прав и свобод.

Человек теряет чувство реальности.

Исторические задачи.

Как вы относитесь к словам историка Р. Медведева: « …К жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ».

Ответы детей.

Учитель: « Как можно выжить в таких условиях? Выступить против официальной политики, замкнуться в равнодушии, быть лицемерными или же верить. Да, слепо верить в то, что Сталин отстаивает интересы простого народа и ведет широкую борьбу с врагами.

Как вы думаете, какой путь честнее?

Ответы учащихся.

Учитель: «Даже в таких условиях были люди выступившие против. Их было мало, но они наша гордость. Назовите, кого из них вы знаете?»

Учитель: « В 1930-е годы была цель - создать страну - сад, рай. Почему же это не удалось?»

Ученики: Для строительства такой красивой цели нужны были и красивые средства. А здесь власти использовали репрессии, страх, равнодушие, подавление человеческой личности.

Релаксация. (4 минуты)

Учитель: « Я вам хочу рассказать древнюю притчу. А вы подумайте. В чём смысл притчи?

Старательный дровосек честно собирал хворост. Ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костёр инквизиции, где сжигали людей».

Ответы учащихся.

Учитель: « Да, вы правы, наше общество было похоже на этого дровосека. В этом саду не нашлось места для человека...

У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной чаше весов - индустриальное развитие, улучшение материального положения, условий труда и быта, на друг ой - всеобщий страх, произвольные аресты и лагеря, на одной - просвещение и культура, на другой - разрушение "до основанья" "старого мира".
Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. История не знает сослагательного наклонения. Было все так, как было. Предлагаю вам оформить плакат, который бы отразил 30-е годы».(Иллюстрации и ватман готовятся заранее).
Домашнее задание.

«Учитель: « Ребята, попробуйте написать небольшое эссе на тему « Моя семья в 30- е гг. Как ваша семья прожила эти годы, как выживала? Ведь каждая история семьи это петелька в кружеве истории нашей страны».

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стали С.А. Есенин и А.А. Ахматова.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками. Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс .

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации.

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя и многие другие.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы .

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук .

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

Список использованной литературы

1. Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 2013.

2. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. 2014.

3. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 2015.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 2013.

5. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М., 2014.

6. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М., 2013.

7. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 2015.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В 30-х годах в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру" или даже квазикультуру, замешенную на причудливой духовной маргинальности миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 30-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной".

В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием. Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя и вовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни других творцов сохранили и продолжили традиции отечественной и мировой культуры.

1. Реформирование в области образования и науки

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С.И. Вавилов основал Физический институт АН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

2. Особенности развития литературы

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А.А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для прозы Л.М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н.А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А.Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Тридцатые годы - время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

М.А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А.П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

литература искусство социалистический реализм

3. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1930 гг.

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Появляются новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М. Нестерова и П.Д. Корина. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский».

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий. Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1930-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского; игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1930-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана, «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова, «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. В 1937--1938 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева ("Трактористы", 1939, "Свинарка и пастух") создают атмосферу ожидания "счастливой жизни". Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г.).

Список используемой литературы

Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 1930-е годы. М.: Правда, 1992.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века.1901-1945. М.: Искусство, 1991.

Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Направления развития науки России XIX в. Этапы и отличия народного образования: приходские, уездные училища, гимназии, университеты. Открытия в области техники, физики, химии. Изобразительное искусство и архитектура, музыкальная культура, русский театр.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Краткая характеристика социалистического реализма как направления искусства 1920-1980 годов, восхвалявшее советское общество и государственную систему. Проявления соцреализма в живописи, литературе, архитектуре и кино, его основные представители.

    презентация , добавлен 16.06.2013

    Быт и жизненный уклад населения Советской России 20-30-х годов. Культура и искусство, как модель социалистического общества. Реформирования в области образования и науки. Идеологизация изобразительного искусства, архитектуры, театра и киноискусства.

    реферат , добавлен 18.05.2009

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Уровень развития науки и образования в Древней Греции. Древнегреческая художественная культура и ее место в истории мировой цивилизации. Музыка, изобразительное искусство и театр в культуре древних греков. Характерные черты эллинской архитектуры.

    презентация , добавлен 13.02.2016

    Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Формирование русской нации. Развитие внешних экономических и культурных связей России с западными странами. Организация среднего и высшего образования. Книгоиздание. Литература. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Театр. Музыка.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2008

    Культурная революция в СССР, ее цели и задачи. Борьба с неграмотностью. Успехи в области народного образования. Развитие отраслевой науки. Партия и духовная жизнь. Организация объединений советских архитекторов. Достижения в литературе, живописи и музыке.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Начало века классики в развитии европейской культуры с классической немецкой философии. "Золотой" век искусства. Популярность творчества Жорж Санд и Диккенса. Представители основных течений и направлений реализма в живописи, искусстве, литературе.


20-30е года. С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии З адачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии.. Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой.

Главной задачей была ликвидация безграмотности. После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования – марксизм.

В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. Ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.

Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой, М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские) премии в области литературы и искусства. Деятели искусства избирались в законодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д.. Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)

Театр. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра.

Рахманинов и Шаляпин эмигрировали.

В августе 1919г. Фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

40-е . С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился.

Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов, и др.

В послевоенный период были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофьева, 9-я и 10-я - Д. Шостаковича. Развивалось оперное творчество - «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.

Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт.

В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноискусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. режиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».

В изобразительном искусстве времен ВОВ многие полотна живописцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

В 50- х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах.

Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой.

Ученые добились успехов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек - Ю.А. Гагарин.

Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954-1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Вишневский, Куприянов)

Возросла сеть культурно-просветительских учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Появились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой ( 30-40-х гг. не публиковалась).

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - е го подъем приходится на вторую половину 60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.

В изобразительном искусстве в 50-80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60- 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий , И. Глазунов.

Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50-80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно новый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем - 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Известными были песни Дунаевского. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения.

Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.



Международный Славянский институт

Калининградский филиал

Факультет «Экономики и организации предпринимательства»

Реферат

По дисциплине: Культурология

Тема: Культура СССР

Выполнил: студент 1 курса

группа: 09-УЭ

специальность: Финансы и кредит

Ушаков Михаил Васильевич

Научный руководитель: К.Ф.н

Бурдейный Владислав Владимирович

г. Калининград

Введение ................................................................................................................... 3

1. Культура в СССР в 20-е гг………………………………………....................……..4

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг................................................................. 5

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный

период…………………………………………………………………………………...7

4. Культура в период "оттепели"........................................................................... 9

5. Культура периода застоя………………………………………………….………..11

6. Культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг………………………………………..14

Заключение …………………………………………………………………………….18

Список литературы

1. Культура в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стали С.А. Есенин и А.А. Ахматова.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками. Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации.

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя и многие другие.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной

войны и послевоенный период