Классификация языковых ошибок. Лингвистические логические ошибки и требования

В латыни есть слово lapsus. Оно обозначает ошибку в речи человека. От этого слова появилось всем известное сокращение ляп. Только если ляп считают грубым нарушением норм речи, то lapsus имеет не настолько строгое значение. К сожалению, аналога этого слова, которое обозначает речевые ошибки, в современном русском языке нет. Но lapsus встречаются повсеместно.

Речевые ошибки подразделяются на нормативные ошибки и опечатки. Опечатками называют механические ошибки. В тексте слово может быть написано неверно, что усложнит восприятие информации. Или же вместо одного слова случайно используют другое. Опечатки встречаются и в устной речи. Это оговорки, которые можно услышать от людей каждый день.

Механические ошибки происходят неосознанно, но от них многое зависит. Ошибки в написании цифр создают искажение фактической информации. А неправильное написание слов может полностью изменить смысл сказанного. Хорошо демонстрирует проблему опечаток одна сцена из фильма «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» режиссера Мигеля Артета. В типографии перепутали буквы «п» и «с» и в детской книжке написали вместо «Можно прыгнуть на кровать» фразу «Можно срыгнуть на кровать». И по сюжету кинокартины эта ситуация вылилась в скандал.

Особое внимание уделяли опечаткам во времена сталинских репрессий, когда неверно написанное слово стоило человеку жизни. Искоренить проблему опечаток, невозможно, так как человек делает их неосознанно. Единственный способ, при помощи которого вы избежите этого типа речевых ошибок, быть внимательным при написании текста, тщательно подбирать слова, которые вы произнесете.

Виды нормативных ошибок

Речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка. Виды речевых ошибок:

  • орфоэпические;
  • морфологические;
  • орфографические;
  • синтаксически-пунктуационные;
  • стилистические;
  • лексические.

Орфоэпическая ошибка

Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.

Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное произношение слова «конечно» - «конешно».

Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит», «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от соблюдения норм произношения.

Морфологическая ошибка

Морфологией называют раздел лингвистики, в котором объектом изучения являются слова и их части. Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами».

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».

Орфографическая ошибка

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Вы получали когда-либо сообщение, где находили грамматические ошибки. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». Чтобы с вами не случалось подобных орфографических ошибок, как можно больше читайте. Чтение стимулирует восприятие правильного написания слов. И если вы привыкли читать правильно написанный текст, то и писать вы будете, не делая грамматические ошибки.

Орфографические ошибки, в принципе, случаются из-за незнания правильности слов. Поэтому если вы не уверены в написанном слове, стоит обратиться к словарю. На работе узнавайте тот перечень специфических для вашей области слов, который нужно запомнить и в котором ни в коем случае нельзя совершать грамматические ошибки.

Синтаксически-пунктуационные ошибки

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Не поленитесь открыть учебник, если вы не уверены в постановке запятой. Опять же, это та проблема, с которой можно справиться, читая много книг. Вы привыкаете к правильной постановке знаков препинания и уже на интуитивном уровне вам сложно совершить ошибку.

Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны».

Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Алине за победу».

Они хвалили Алину. Они приносили поздравления Алине. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку.

Стилистические ошибки

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста. Классификация основных стилистических речевых ошибок:

  • Плеоназм. Явление встречается часто. Плеоназм - это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями. К примеру, «прошла минута времени», «он сказал истинную правду», «за пассажиром следил секретный шпион». Минута – это единица времени. Правда – это истина. А шпион в любом случае является секретным агентом.
  • Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка. К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».
  • Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложения, в которых допущена эта ошибка: «Он улыбнулся, его улыбка наполнила помещение светом», «Катя покраснела от красного вина», «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

  • Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания так, как вам бы хотелось. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, руководствуйтесь двумя правилами:

  1. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.
  2. Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексические речевые ошибки

Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

  • Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
  • Слово относится к узкоспециализированной лексике.
  • Слово является неологизмом и его значение не распространено.

Классификация лексических речевых ошибок:

  • Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
  • Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
  • Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
  • Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.


Содержание Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. а) Языковая норма и отклонение от нее а) Языковая норма и отклонение от нее б) Виды ошибок. б) Виды ошибок. в) Причины возникновения. в) Причины возникновения. г) Борьба с ошибками. г) Борьба с ошибками. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. Заключение и перспектива работы. Заключение и перспектива работы.


Цель работы: обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. Задачи: Задачи: -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, Бороться с ошибками. Бороться с ошибками.


Языковая норма и отклонение от нее Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Ошибка – нарушение норм. Ошибка – нарушение норм.


Виды ошибок Орфографические Орфографические Пунктуационные Пунктуационные Грамматические Грамматические Речевые Речевые Фактические Фактические Логические Логические Устаревшее правописание Устаревшее правописание Несуществующее написание Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы Смешение латиницы и кириллицы




Борьба против ошибок Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.


Жаргонные словечки в нашей школе В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения. В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения.


Анкета-опросник анкета-опросник Употребляете ли Вы жаргонизмы? Употребляете ли Вы жаргонизмы? Почему: Почему: –Хотите лучше выразить свои мысли; –не хотите отличаться от сверстников; –боитесь быть осмеянным другими; –не можете заменить жаргонизмы литературными словами; –другие варианты. Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Как Вы понимаете значение этих слов? Как Вы понимаете значение этих слов? Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: –15 раз; –610 раз; –более 10 раз. Как Вы считаете, в результате речь становится… Как Вы считаете, в результате речь становится… –лучше; –хуже; –затрудняюсь ответить.


Заключение Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры». Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры».

Южно-Уральский государственный университет

Факультет “Экономики и права’’

Кафедра cоциальных коммуникаций и информационного менеджмента

Курсовая работа по документной лингвистике

На тему: ”Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах.”

“Ошибки словоупотребления.“

Выполнила: Андреева О.В.

Гр. ЭиП-345

Проверила: Ваганова Е.В.

Челябинск-2001

I Часть. Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах

Введение

Синтаксис нормативных документов

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Правовая природа юридического текста требует особой точности и
тщательности в формулировке правовых предписаний, продуманности и
логичности структуры документа, не допускает многозначности,
расплывчатости, противоречивости его норм. В известных источниках
достаточно полно и детально описана законодательная и юридическая
техника. Она тесно связана с организацией лексико-юридического
материала, его синтаксической структурой и сематикой, направлена на
внешнее изложение, призвана совершенствовать язык юридического
документа, делать его более понятным, точным и грамотным.

Смысл (содержательная сторона) юридического текста появляется в
результате прочтения. Есть текст, и есть интерпретатор, который наделяет
этот текст смыслом. Но поскольку у интерпретаторов разные
интеллектуальные возможности (образование, уровень культуры, в том числе
и правовой), общей целью законодательной техники является достижение
доступности текста правовых норм с точки зрения их смысл, что, впрочем,
не должно идти в ущерб его юридической точности, искажать смысл закона.
Внешнее изложение правового акта предполагает, что право воздействует на
волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит
средством передачи информации о содержании предписаний, с его помощью
мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего
использования.

Между тем современное законодательство, как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов и муниципальных образований, страдает
множеством недостатков, в том числе и технического характера. Происходит
отставание нормотворческой деятельности и появление лингвистических
ошибок в текстах нормативно-правовых актов. Плохой текст правового акта,
неточность его определений, терминов создают возможность для
неправильного применения правовых норм. Таким образом, чтобы воля
законодателя была доступной и ее смысл не расходился с текстовым
оформлением, необходимы четкое изложение и ясная лингвистическая
формулировка норм закона. Поэтому одним из условий успешной
правотворческой деятельности является соблюдение системы определенных
требований, предъявляемых к правовым актам. Именно знание и грамотное
использование приемов юридической техники позволяет создавать
качественно оформленные и удобные для восприятия юридические документы.

Как на федеральном, так и на региональном уровне разработаны
положения о

Лингвистической экспертизе законодательных актов?, которые определяют
задачи и порядок ее проведения и основные моменты, касающиеся
использования лексических, грамматических, синтаксических и
стилистических средств

Например, Положение о лингвистической экспертизе законов Воронежской
области и иных правовых актов областной Думы, утвержденное Постановление
Воронежской областной Думой от 18 марта 1999 года №780-II-ОД.

Немаловажной является работа над языком и стилем юридического документа
на стадии не только его обсуждения и принятия, но и подготовки и
написания. Наличие ошибок и недостатков объясняется как невероятной
спешкой при подготовке юридических документов, так и отсутствием
возможностей для их грамотной редакционной правки, поэтому необходима
выработка четкой системы правил (лексических, грамматических,
синтаксических) употребления языковых средств при написании юридических
документов, строго соответствующей нормам современного русского языка и
способствующей соблюдению определенных требований языку и тексту
нормативно-правовых актов (единообразие, ясность, последовательность в
изложении правового материала и т.д.) Существуют электронные словари
дефиниций российского законодательства (информационные правовые системы
«Консультант Плюс», «Гарант»), определяющие термины (и их значение),
существующие в российском законодательстве, правовые акты, которыми они
введены. Все это облегчит работу законодателя по составлению
нормативно-правовых текстов и восприятие подобных документов читателем.

Языковая основа юридического текста

Любой текст имеет языковую, логическую, грамматическую и
графическую основы. Юридический текст, имеющий функционально-стилевую
принадлежность, также есть соединение этих основ. И одной из важнейших
задач является выработка правил совершенствования языка, стиля и логики
права. (См. приложения. Документы из архива. Как оформлялись документы в
начале 20 века.)

В тексте правового документа необходимо избегать всякой
эмоциональной окраски. Это обусловлено его функционально-стилевой
принадлежностью к официально-деловому стилю. Язык нормативно-правового
акта должен быть нейтральным, чтобы не вызывать лишние эмоции и не
отвлекать от сути заложенного в нем смысла. Исключается торжественность,
пафос, риторические вопросы, использование стилистических фигур. Для
некоторых текстов (жалоба, дипломатические документы) характерна
некоторая образность, однако недопустимо переступить разумные пределы,
так как нейтральность языка прежде всего повышает эффективность
толкования текста и реализация правовых норм. В изложении юридической
информации нужно соблюдать последовательность, смысловую завершенность,
так как отсутствие логики, разрывы в последовательности содержания,
перескакивание с одного предмета рассмотрения к другому и т.п.
затрудняют ее интерпретацию, нарушают взаимосвязь и внутреннее единство
правового материала.

Любая, даже самая минимальная неясность в оформлении
юридического текста чревата появлением несогласованности и противоречий
в его толковании.

Точность (т.е. соответствие смыслового содержания текста той информации,
которая кладется в его основу) предполагает употребление слов,
словосочетаний в их прямом значении, не допускающем двусмысленности,
произвольного толкования, искажающего смысл нормативно-правового
документа и могущего повлиять на процесс реализации правовых норм.
Ясность языка юридических текстов достигается за счет использования
языковых средств (лексических, грамматических, синтаксических), широко
употребляемых и легко воспринимаемых большей частью субъектов применения
права?, однако подобная доступность должна идти в ущерб содержанию.

Язык законодательного акта отличается краткостью, так как
основная его функция – передача предписания, приказа. Следовательно,
необходимы максимально экономические языковые средства, что создает
благоприятные условия для понимания и применения закона.

Особенности языка юридических текстов касаются конкретных
областей лингвистики.

Лексикология и словоупотребление

Для обозначения определенных понятий в нормативных
актах используются специальные термины двух видов: неюридические и
юридические. Неюридические термины применяются для точного указания на
реалии действительности из других (неюридических) сфер жизни человека.
При употреблении специальной юридической терминологии необходимо
соблюдать три принципа: единство терминологии? (недопустимо для
обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины);
общепризнанность терминологии (используемые термины должны быть признаны
наукой и практикой); устойчивость терминологии

Правовой язык использует также иностранную терминологию
(заимствование). Этот процесс неизбежен, так как в ряде случаев при
написании юридического текста без этого невозможно обойтись
(дипломатическая документация, правовые акты, основанные на нормах
международного права и пр.), и связан с расширением
международно-правового общения между государствами. Большая часть
заимствований – латинского юридического языка, правовая система которого
была тщательно отработана. В то же время злоупотребление иностранными
словами либо неоправданное их употребление приводит к искажению смысла и
делает текст сложным для понимания.


_________

Многие слова, являющиеся общеупотребительными, но не имеющие
специфическое юридическое значение, могут вызвать серьезные затруднения,
когда их использование касается документов, которые предназначены не для
юристов, а для обычных людей.

Единство терминологии выдерживается не всегда. Например, в
Конституции РФ представители субъектов в Совете Федерации Собрания в
Разделе первом именуется членами палаты, а в Разделе втором –

Депутатами, причем объяснений подобного разнобоя в словоупотреблении
документ не дает.

Употребление этнографизмов (слов и выражений, известных только
в данной местности) в нормативных актах касается в основном
регионального законодательства. В лингвистическом плане их использование
является отступлением от норм литературного языка, недопустимым для
языка юридических документов. Если же избежать этого нельзя, в тексте
необходимы пояснения относительно значения подобных слов.

Неизбежны явления полисемии, синонимии и омонимии в юридических
текстах, так как язык закона – одна из разновидностей русского
литературного языка. Но употребление этих средств не должно переходить в
злоупотребление. Многозначность слова отражает реальный факт
существования нескольких объектов действительности, обозначенных одним
словом (объект, субъект, источник). И во избежание двусмысленного
толкования, в целях правильного значения в каждом конкретном случае
нужно при использовании многозначных слов большее внимание уделяет
контексту. Синонимия (использование разных слов для передачи одного и
того же содержания) в большинстве случаев позволяет пояснить или
уточнить мысль автора. Однако неудачно выбранный синоним способен
исказить смысл текста юридического документа. Недопустимо также
употребление в одном тексте так называемых дублирующих терминов
(ввоз/вывоз, – экспорт/импорт, граждане/организации – физические
лица/юридические лица и т.п.). В случае использования омонимов (слов,
имеющих разные значения, но одинаковое написание или произношение)
необходимо повышенное внимание к контексту, а при различии в
произношении – графическое выделение (знак ударения).

Словообразование и морфология

Употребление абстрактных имен существительных на –ие, -ние, ость, -ство
и др. (достоверность, опубликование, обнаружение, ответственность,
привлечение). Абстрактный характер лексики служит определенному уровню
обобщения высказываний в юридическом тексте. Наиболее часто
встречающаяся ошибка – нагромождение в одной синтагме слов с абстрактным
значением, что нежелательно, так как это затрудняет выявление смыслового
содержания (особенно это касается нагромождения родительного падежа): -
…орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительные и
распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных
нормативных актов органов государственной власти…

Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном
числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные
наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную
стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах
нормативно-правовых актов.

Употребление отглагольных имен существительных и прилагательных
(исполнение, нахождение, невыполнение, несоблюдение, важность,
необходимость). Нецелесообразной представляется замена уже существующих
имен существительных параллельными отглагольными формами (председатель
суда-председательствующий суда).

5. Синтаксис нормативных документов

В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться
преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к
концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи.
Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во
фразе и искажает первоначальное значение. Например:

– Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо
признано недействительным судом в установленном законодательством
порядке. (Употребление определения «нейтральным» рядом со словом «судом»
может привести к совершенно иной трактовке фразы: «недействительный суд»
вместо «недействительное решение». Поэтому следует строить предложение
так: Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо
признано судом в установленном судом в установленном законом порядке
недействительным.)

–…подотчетность районному Совету народных депутатов в пределах его
полномочий органов местного самоуправления Новоусмановского района…
(следует писать: …подотчетность органов местного самоуправления
Новоусмановского района районному Совету народных депутатов в пределах
его полномочий…).

Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень
длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до
нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при
чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое
предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль
автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.

Фразы должны быть несложной конструкции, без перегрузки их
придаточными предложениями и различного рода осложнениями (причастные,
деепричастные обороты, так называемые навязчивые фразы, разрушающие
логический строй предложения и пр.). Недопустимы ошибки в употреблении
соединительных или разъединительных союзов, знаков препинания;

Пропуски слов (…районный Совет народных депутатов временно возлагает
исполнение обязанностей главы района одного из заместителей главы
администрации района… - на одного из), неполные предложения,
отрицательные конструкции (Решение о самороспуске принимается двумя
третями голосов от избранного числа депутатов. Такое решение не может
быть принято районным советом народных депутатов менее чем за год до
окончания срока полномочий депутатов. – следует: Такое решение может
быть принято районным советом народных депутатов не менее чем за год до
окончания срока полномочий депутатов).

Заключение

Можно приводить массу примеров нарушений языковых норм
(орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) в
правовых актах. Их наличие говорит о необходимости владения
законодателем правилами и техникой юридического письма, так как это
обеспечит наибольшую активность правовых норм в стадии интерпретации и
реализации. Уровень совершенства, четкости и ясности закона в
значительной степени зависит от уровня развития языковых норм. Языковое
воплощение нормативного акта должно обеспечивать общедоступность и
максимальные удобства для его изучения и применения. Для достижения
высокого качества содержания и формы правового акта необходимо:

Выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических
правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского
языка;

Установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых
актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с
привлечением специалистов-языковедов);

Для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести
изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов
(например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная
лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.4

Развивать изучение законодательной техники применительно к различным
отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил
создания нормативных документов.

________________________________________________________________________
_______________________________

4 В настоящее время идет активная разработка и совершенствование
подобных курсов российскими юристами (см.: Право: сборник учебных
программ. – М.: Юрист, 2001.-205с.

II Часть. Ошибки словоупотребления

С развитием компьютерных технологий многие люди стали пренебрежительно
относиться к правилам русского языка. Может это и так, а может все дело
в том, что в конце 20 века до пера и до компьютера «дорвались» люди,
которые раньше если что и писали, то только на заборах. Так или иначе,
но сегодня даже среди журналистов и прочей пишущей братии не редкость
люди, допускающие грубейшие грамматические и стилистические ошибки, не
вполне понимающие значение используемых ими слов.

Не стоит надеяться на программы для автоматической проверки
правописания. Есть много типов ошибок, исправить которые speller просто
не в состоянии. Это ошибки, связанные с неправильным употреблением слов:
все слова в тексте написаны грамотно, но не сочетаются между собой, так
что текст в целом получается неграмотный, зачастую – нелепый и смешной,
порой же весь смысл текста меняется. «Вронский был любителем Анны
Карениной», «Онегин мочился духами», «старик положил лису в сани и
тронулся», – ни одну из этих ошибок спеллчекер исправить не в состоянии.
В последнее годы ошибки подобного рода стали особенно часто встречаться
в текстах – как в Internet, так и в прессе, в школьных сочинениях,
студенческих рефератах и т.д.

Все ошибки словоупотребления можно разделить на несколько основных
групп:

Использование слов в неправильном значении;

Недостаток слов (лексическая неполнота);

Избыток слов;

Несовместимость слов друг с другом;

Искажение устойчивых словосочетаний;

Употребление непонятных читателю слов;

Употребление канцеляризмов и штампов.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Использование слов в неправильном значении.

Человек с небогатым словарным запасом зачастую использует слова
неправильно, не понимая, что означают и придавая им какой-то смысл,
которого они на самом деле не несут. Наиболее грубой разновидностью этой
ошибки является использование совершенно неподходящего слова.
Классическим примером является фраза из «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«Волны падали вниз стремительным домкратом». Персонаж, написавший эту
фразу, считал, что «домкрат»– это нечто, что падает. На самом же деле –
это механизм, позволяющий приподнять что-то тяжелое (например, когда
требуется заменить колесо, автомобиль приподнимают с помощью домкрата).
Другой пример: «В душе Андрея накапливалось противоречие к войне». На
самом деле речь могла идти о раздражении по отношению к войне, о
неприятии войны, об отвращении к войне – но никак

Не о «противоречии» к ней. Чаще же встречаются две другие разновидности
этой ошибки. Первая – использование созвучного слова (паронима): «сытый»
(поевший, не голодный) вместо «сытный» (питательный, способный
насытить), «генеральский» (принадлежавший генералу) вместо «генеральный»
(главный, основной), «поменять» (обменять что-то на что-то) вместо
«изменить» (сделать иным) и т.п. Вторая – использование слова, близкого
по смыслу (синонима), но неприменимого в данном случае: «милая ухмылка»
(ухмылкой называют улыбку с отрицательным оттенком: злорадную,
издевательскую и т.п.), «тесные глаза» (вместо «узкие»), «часы
торопятся» (вместо «спешат»), черный конь»(вместо «вороной»), «собака
задрала ногу» (вместо «лапу») и т.п. Эту ошибку часто допускают люди,
для которых русский язык не является родным. Чтобы избежать этой ошибки,
надо стараться не использовать в тексте слова, смысл которых не
известен или не вполне понятен. Если есть неуверенность относительно
точного значения того или иного слова, лучше проверить его по словарю,
либо заменить его другим словом.

Недостаток слов (лексическая неполнота):

Многие слова русского языка не могут быть использованы сами по себе, без
дополнительного слова. Нельзя сказать «снилось», не пояснив что именно
снилось, нельзя сказать «осознать», «загладить», «нарушить» или
«устранить», не указав при этом, что именно.

Избыток слов (плеонастичность):

Многословием (плеоназмом) называется ошибка, при которой в предложении
используются слова, повторяющие смысл других слов и потому излишние.
Например, если в сводке новостей звучат слова «незаконное
бандформирование» – это яркий пример многословия, так как нет смысла
подчеркивать незаконность «бандформирования»: оно не может быть
законным. Точно так же, как

Не может быть законным «преступление». Другие примеры: «подняться вверх»
(а куда еще подниматься можно?), «свободная вакансия» (слово «вакансия»
означает «свободная должность» или «свободное рабочее место»), «народный
фольклор» – «народное творчество»), «сувенир на память» («сувенир» как
раз и означает «подарок на память»)

Список используемой литературы

Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учеб.- практ. пособие.- М.:
2000.-272с.

Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец, 2000.- 272
с.

Проблемы юридической техники. Сб-к статей / под ред. В.М.Баранова. –
Нижний Новгород.: 2000.- 823 с.

Международный центр дистанционного обучения «KURSY.RU»


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах.


2. Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах нормативно-правовых актов.

3. Употребление отглагольных имен существительных и прилагательных (исполнение, нахождение, невыполнение, несоблюдение, важность, необходимость). Нецелесообразной представляется замена уже существующих имен существительных параллельными отглагольными формами (председатель суда - председательствующий суда).

Синтаксис нормативных документов.

В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи. Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во фразе и искажает первоначальное значение. Например:

Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо признано недействительным судом в установленном законодательством порядке . (Употребление определения «недействительным» рядом со словом «судом» может привести к совершенно иной трактовке фразы: «недействительный суд» вместо «недействительное решение». Поэтому следует строить предложение так: Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено … либо признано судом в установленном законом порядке недействительным.)

- …подотчетность районному Совету народных депутатов в пределах его полномочий органов местного самоуправления Новоусманского района… (следует писать: …подотчетность органов местного самоуправления Новоусманского района районному Совету народных депутатов в пределах его полномочий…).

Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.

Фразы должны быть несложной конструкции, без перегрузки их придаточными предложениями и различного рода осложнениями (причастные, деепричастные обороты, так называемые навязчивые фразы, разрушающие логический строй предложения и пр.). Недопустимы ошибки в употреблении соединительных или разъединительных союзов, знаков препинания; пропуски слов (…районный Совет народных депутатов временно возлагает исполнение обязанностей главы района одного из заместителей главы администрации района… - на одного из), неполные предложения, отрицательные конструкции (Решение о самороспуске принимается двумя третями голосов от избранного числа депутатов. Такое решение не может быть принято районным советом народных депутатов менее чем за год до окончания срока полномочий депутатов. – следует: Такое решение может быть принято районным советом народных депутатов не менее чем за год до окончания срока полномочий депутатов.).

Можно приводить массу примеров нарушений языковых норм (орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) в правовых актах. Их наличие говорит о необходимости владения законодателем правилами и техникой юридического письма, так как это обеспечит наибольшую эффективность правовых норм в стадии интерпретации и реализации. Уровень совершенства, четкости и ясности закона в значительной степени зависит от уровня развития языковых норм. Языковое воплощение нормативного акта должно обеспечивать общедоступность и максимальные удобства для его изучения и применения. Для достижения высокого качества содержания и формы правового акта необходимо:

Выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского языка;

Установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с привлечением специалистов – языковедов);

Для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов (например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.).

Развивать изучение законодательной техники применительно к различным отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил создания нормативных документов.

См.: Е.С. Шугрина. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. – М., 2000. – 272с.; Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец, 2000. – 272с.; Проблемы юридической техники. Сб-к статей / под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2000. – 823с.

Например, Положение о лингвистической экспертизе законов Воронежской области и иных правовых актов областной Думы, утвержденное Постановлением Воронежской областной Думы от 18 марта 1999 года №780-II-ОД.

Многие слова, являющиеся общеупотребительными, но имеющие специфическое юридическое значение, могут вызвать серьезные затруднения, когда их использование касается документов, которые предназначены не для юристов, а для обычных людей.

Единство терминологии выдерживается не всегда. Например, в Конституции РФ представители субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания в Разделе первом именуются членами палаты, а в Разделе втором – депутатами, причем объяснений подобного разнобоя в словоупотреблении документ не дает.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. I, ст. 1.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. V, ст. 19.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. IV, ст. 18.

В настоящее время идет активная разработка и совершенствование подобных курсов российскими юристами (см.: Право: сборник учебных программ. – М.: Юристъ, 2001. – 205с.

Источник информации :
Научно-практическая конференция ¨Конституционные чтения¨. (

Причиной логических ошибок может быть нарушение синтаксической связи в предложениях, содержащих обороты с предлогами несмотря на, вместо, кроме, помимо, наряду с и др. Обороты с такими предлогами, как правило, управляются сказуемыми: Вместо шапки на ходу он надел сковороду (К. Чуковский). Нарушение этого правила приводит к нарушению семантических связей между частями высказывания: Помимо повышения успеваемости, студенты проводили большую общественную работу; Кроме работы, он учится заочно в институте.

Определенные логические требования должны соблюдаться при построении предложений с однородными членами. В качестве однородных могут объединяться слова, которые обозначают понятия, являющиеся частными, видовыми по отношению к общему для них родовому понятию. При этом необходимо соблюдать требование единого основания при выделении их как видовых. Например: Детей обучали ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках, велосипеде, плаванию (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание — все это разные виды спортивных упражнений); В детстве мальчик болел скарлатиной, корью, ветряной оспой (скарлатина, корь, ветряная оспа — разные виды детских болезней). Несоблюдение требования единого основания деления приводит к логическим ошибкам: Для молодежи района был прочитан ряд лекций на нравственно-этические, семейно-бытовые, научно-популярные и литературные темы (определения нравственно-этические, семейно-бытовые, литературные характеризуют содержание лекций, а научно-популярные — метод изложения).

Не могут объединяться в качестве однородных членов слова, обозначающие несоотносимые понятия: рассказывать о ветеранах труда и школьном музее, интерес к путешествиям и птицам. Каждое из управляемых слов в приведенных примерах в отдельности сочетается с управляющим словом, но между собой они не имеют ничего общего по смыслу, поэтому не могут соединяться как однородные члены. Соединение несоотносимых понятий в однородный ряд часто (особенно в художественной литературе и публицистике) используется как стилистический прием создания комизма или иронии: Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью, как говорили тамошние барышни (А. Пушкин); «Любовь и синее пальто» (так назван фельетон И. Шатуновского); «Теща и пыжик» (название фельетона Ю. Стрелкова).

Алогизмы возникают также в результате объединения в качестве однородных членов предложения слов, обозначающих родовые и видовые понятия: За последнюю пятилетку в районе построены две школы, больница, клуб, кинотеатр, культурно-просветительные учреждения (понятия «клуб» и «кинотеатр» включаются в понятие «культурно-просветительные учреждения»).

Нельзя объединить как однородные члены предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия: родители и взрослые, юноши и молодежь, дети и школьники. Однако некоторые сочетания, вопреки правилам логики, закрепились в языке как нормативные: пионеры и школьники, фестиваль молодежи и студентов, искусство и литература и др.

При группировке однородных членов предложения, их попарном объединении слова следует подбирать или по признаку смежности, сходства, или в стилистических целях по принципу контраста: В школе он увлекался историей и литературой, физикой и математикой; Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой (А. Пушкин). Логически неправильно построено предложение В субботнике приняли участие взрослые и ученики, дети и учителя. Однородные члены в данном случае можно сгруппировать следующим образом: взрослые и дети, учителя и ученики.

Важным условием логичности речи является точное и непротиворечивое выражение языковыми средствами связей и отношений между частями предложения, а также между отдельными предложениями в целом тексте. Используемые в качестве языковых средств выражения связи лексические повторы, местоимения, служебные слова (предлоги, союзы), частицы, вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, следовательно, значит и др.) должны соответствовать характеру смысловых отношений между частями предложения или отдельными предложениями, подчеркивать единство и последовательность мысли, целостность содержания, конкретизировать характер отношений между высказываниями. Возьмем, к примеру, следующий отрывок из рассказа А. Чехова «Дама с собачкой»:

Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие. Но прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались все сильнее...

Выделенные союзы связывают предложения в единый логически организованный текст, в котором эти предложения могут быть расположены только в таком порядке. Если устранить союзы, смысл отрывка в общем сохранится, но логико-смысловые отношения между ними ослабеют, единство текста нарушится.

В логической организации письменной речи очень важно правильное членение текста на абзацы. Оно способствует четкому построению высказывания, объединению мыслей в микротемы, облегчает восприятие написанного.

Логичность речи тесно связана с порядком слов и интонацией, т. е. со средствами выражения актуального членения высказывания. Логика развития мысли требует движения от известного к неизвестному, новому. В речи данная логическая закономерность проявляется в смысловом членении высказывания на два компонента: тему (исходный пункт высказывания, данное, известное из предыдущего контекста или ситуации) и рему (коммуникативный центр высказывания, сообщающий что-то новое). Тема располагается обычно в начале предложения и выделяется повышением тона, а рема — в конце и выделяется с помощью фразового ударения. Фразовое ударение может передвигаться с одного слова на другое, подчеркивая информативно значимый компонент и соответственно придавая разный смысл высказыванию. Сравни одинаковые по синтаксической структуре предложения: В е ч е р о м приехал брат — Вечером п р и е х а л брат — Вечером приехал б р а т. Порядок слов в предложении определяется коммуникативным заданием сообщения: Золотая рожь (золотая — определение, предложение односоставное, номинативное) — Рожь золотая (золотая — сказуемое, предложение двусоставное). При разном порядке слов смысл предложения и его коммуникативное задание различны: Тополь перерос клен — Клен перерос тополь.

При построении высказывания необходимо следить за тем, чтобы не нарушались семантические связи между частями предложений и отдельными предложениями, не искажался смысл, не возникала амфиболия. Неудачный порядок слов затрудняет быстрое восприятие мысли; например: Комиссия на филологическом факультете отметила хорошую подготовку студентов; а в предложениях типа Павел Власов предрекает гибель старому строю с позиций пролетариата с его физической одряхлелостью приводит к искажению смысла: получается, что физическая одряхлелость свойственна пролетариату, а не старому строю.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.