Первое направление процесса информатизации дошкольной организации. Об информатизации системы дошкольного образования в россии

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия. В ДОУ мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций . Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе (дополнительное образование в ДОУ). Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011 года.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Применение ИКТ возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме .
В процессе организации НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности .
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева» факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИКТ

ТЕМА: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОУ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности .

Объект исследования: информатизация ДОУ.

Предмет исследования: особенности развития информатизации ДОУ.

Цель исследования: в определении необходимости развития информатизации ДОУ.

Гипотеза: предполагается, что информатизация ДОУ может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ; к повышению эффективности воспитания и образования.

Задачи исследования:

.Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

.Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

.Выявить проблемы информатизации ДОУ.

Методы исследования:

.анализ теоретических источников по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОУ

1.1 Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Если описывать процесс информатизации ДОУ формально, то его можно представить как последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния .

·Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер: образовательные учреждения как бы перетаскивают из одного состояния в другое.

·Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается, есть ДОУ, где информатизация привела к заветным преобразование в учебно-воспитательном процессе и в управлении ДОУ. Можно предположить, что в реальности наблюдается все устойчивые (доступные в сегодняшних условиях) состояния информатизации ДОУ из множества возможных.

·В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний. ДОУ, которые находятся в этих состояниях, решают одни и те же (или схожие) задачи, сталкиваются с близкими проблемами, используют аналогичные способы их решения.

·Деградация образовательных учреждений социально запрещена. В процессе информатизации ДОУ может остаться в прежнем состоянии или перейти в новое. В новом состоянии результаты ее работы должны быть не хуже, чем в предыдущем .

При разработке программы информатизации работники ДОУ стремятся так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы повысить их «педагогическое качество» и тем самым перевести ДОУ в новое состояние .

Задача информатизации ДОУ все еще определяется слишком односторонне: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороне использования этих средств не уделяется должного внимания.

Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но недостаточной основой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритетные цели, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ .

При этом первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа.

Вторая цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные технологии в профессиональной деятельности воспитателей .

Повышение качества обучения;

Информационная интеграция с вышестоящими органами управления внешней средой .

Процесс информатизации ДОУ носит поэтапный (многоуровневый) характер, его цели и задачи в немалой степени определяются особенностями конкретного этапа реализации. Так, на первом этапе главной целью должно быть вовлечение в процесс информатизации всех участников учебно-воспитательного процесса. Целесообразно опираться на уже получившие распространение подходы к проведению информатизации учебных заведений, учитывать сложившуюся ситуацию в сфере информатизации данного ДОУ, информационные потребности и степень психологической готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса.

К настоящему времени широкое распространение получили два основных подхода к проведению информатизации ДОУ. Первый - информатизация ДОУ как предприятия: ДОУ рассматривается как многофункциональной учреждение, значительная часть работы которого строится по законам деятельности обычного предприятия. В этом случае в первую очередь автоматизируется финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, материально-технический учет, учет кадров. Такой подход не способствует созданию полноценному информационного образовательного пространства, да и применим он лишь в тех учреждениях, где существует основа для информатизации административно-хозяйственной работы (например, имеется собственная бухгалтерия).

Основу другого подхода составляет информатизация образовательно-воспитательного процесса, где формирование единого информационного пространства ДОУ осуществляется через информатизацию педагогической деятельности.

Создание полноценного единого информационного пространства ДОУ требует сочетания различных подходов к проведению информатизации с обязательным учетом специфики конкретного ДОУ .

Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей:

Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ - компетентность работников образования);

Изменения на занятиях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, работы ДОУ);

Изменения в методах и организационных формах работы детей, отдельных педагогов и педагогического коллектива ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы) .

Одним из направлений информатизации ДОУ является информатизация как техническое оснащение ДОУ.

Несколько лет назад, когда процесс информатизации ещё только начинался, его рассматривали, как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (число компьютеров, подключение к Интернету и т.д.) Наличие техники выглядит как свидетельство благополучия ДОУ, его администрации, педагогического коллектива, воспитанников.

С одной стороны, это верно: без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры говорить об её информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе, а была ориентирована на решение организационных вопросов, ведение автоматизированного документооборота.

Значительным фактором компьютеризации является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер ДОУ как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты .

Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и цифрового ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии .

Цифровой микроскоп - микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т.д.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видеоотрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения .

Необходимым условием реализации всех перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы:

Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в кабинетах и группах;

Следующее направление, которое предусматривается информатизацией ДОУ - это использование ИКТ в управленческой деятельности. Известно, если руководитель заинтересован в применении современных образовательных технологий, то в ДОУ они будут использоваться.

Сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, введение книги приказов по кадрам, тарификации);

·воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль воспитанности и обученности, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

·расписание занятий (автоматизированное составление вариантов расписания занятий с возможностью выбора оптимального);

·библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеке);

·медицинский кабинет (введение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

·бухгалтерия (учет финансовых документов, введение финансово-хозяйственной и статистической отчетности) .

Одним наиболее основным направлением информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Использование современных информационных в качестве инструментов учения и управлением учебно-воспитательным процессом показывает дефициты традиционных школьных практик. Функции принятия информации, ее копирования, хранения воспроизведения, как и решение задач по однажды описанному алгоритму компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, аналитику, проектирование, задачи организации социальных условий получения и использования полученных результатов. Управление информацией и управление на основе ее квалифицированного использования становится актуальным для администрации ДОУ, педагогов и детей. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков - это условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

Использование средств микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого вида становится необходимой частью культуры людей, условием социализации, качества жизни. Информационно-коммуникативные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной методической информации. В органах управления образования и в ДОУ появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных средств, каждый сегмент которого обеспечивается ресурсами, объединенных интересов к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экстернатов, работающих в разных коллективов.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства .

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях .

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности .

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем .

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы .

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

·Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

·Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

·В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

·Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие информационной культуры.

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ:

информатизация как техническое оснащение ДОУ;

информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания;

информатизация управленческой деятельности ДОУ.

информатизация дошкольный компьютерный педагогический

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОУ

2.1 Использование ИКТ в управленческой деятельности

Например, ДОУ может использоваться создание интегрированной автоматизированной системы (ИАИС). ИАИС разрабатывается как самостоятельный учебный комплекс, состоящих из нескольких взаимосвязанных подсистем. Программная реализация выполняется с использованием средств СУБД Visual FoxPro.

Для первоочередной реализации ИАИС на начальном этапе выделены подсистемы:

·прием в ДОУ (анкетные данные поступающих детей и их родителей, их личные дела, учет посещаемости, учет мониторинга) - затрагивает учебно-воспитательный процесс, охватывает информатизацией детей и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, администрацию.

·Кадры (личные дела сотрудников, тарификация) - помимо администрации вовлекает в процесс информатизации всех сотрудников ДОУ .

ИКТ внесли существенные изменения в методическую работу ДОУ. На сервере сформированы предметные области, которые содержат материалы по занятиям различных областей знаний. Кроме того, большинство педагогов имеют свои личные папки, содержащие методические материалы, которые открыты для всех, и включающие электронное портфолио воспитателя - компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности учителя.

Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений учителей сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации.

Электронные отчёты по качеству обучения и воспитания детей, которые заполняют педагоги в конце каждого квартала, дают возможность проводить мониторинговые исследования качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

ИКТ-компетенция педагогов позволяет воспитателю быть активным участником учебно-воспитательного процесса. Различные электронные издания, справочники, энциклопедии, необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива. Всё это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет.

Возможность показать свое педагогическое мастерство родительской и педагогической общественности позволяет выпуск методических журналов, редактирование и оформление которых осуществлялось с помощью специальных компьютерных программ и технологий.

Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации - всё это сделало труд администрации и воспитателей ДОУ более эффективным.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера. Для этого необходимо создать соответствующие условия. А до тех пор, пока педагоги и администрация ДОУ не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования информационных технологий и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и информационных технологий будут рассматриваться ими как нечто чужеродное .

2.2 Техническая оснащенность ДОУ

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение).

К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Нежелание воспитателей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую компьютерная подготовка детей старшего дошкольного возраста - выше подготовки воспитателя. Некоторые педагоги оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебно-воспитательном процессе.

В силу разной подготовки дошкольников и разной технической оснащенности дома иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.

Одной из наиболее важной проблемой, не решенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам, расположенных в виртуальном пространстве, а также слабые скоростные характеристики используемых сегодня в большинстве ДОУ каналов доступа в сеть Интернет .

2.3 Проблемы использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе

Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ - острое требование реальности, повседневной жизни.

Но специфика ДОУ жестко регламентирует использование компьютерных технологий и время работы за персональным компьютером для соблюдения одного из ключевых направлений - здоровьесбережения детей. Для того чтобы педагог имел возможность проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, многочисленные ЦОРы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении. Неизменным правилом является соблюдение установленного времени пребывание перед экраном монитора, которое, как известно, негативно воздействует на соматическое здоровье ребенка. Также существует еще и отдаленные последствия воздействия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни, если таковой сложится .

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость». Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для дошкольника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно проблема интернет-зависимости встречается в уже в школе.

В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально-адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. В этом направлении успехов можно добиться только при условии тесного сотрудничества с родителями детей. Таким образом, важным становится проинформировать родителей о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места детей, о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора .

2.4 Использование ИКТ-технологий в ДОУ

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в ДОУ первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения педагогами информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе .

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

На занятиях в ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-воспитательного материала .

Большому влиянию работы детей с компьютером, в том числе и компьютерных игр, подвергается мотивационная сфера, также влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно .

Важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:

Электронные энциклопедии, справочники, словари. Их главное достоинство в размещенных в них сведений. Они подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах и событиях, для определения понятий и т.д.

Библиографические ресурсы - весь спектр источников, отражающих сведения о литературе. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, магнитные ленты, т.д.

Компьютерная презентация представляет собой последовательность сменяющихся друг друга слайдов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии и рисунки, различные графики, диаграммы. Это все может сопровождаться звуковым оформлением. Компьютерные презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и, проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.

Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут использоваться при изучении различных предметов. Программы позволяют учителю демонстрировать изучаемых материал.

Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить пробелы в подготовке дошкольников .

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность.

Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера.

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п.

К другим проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей.

Одной из наиболее важной проблемой, не решенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам.

Следующей проблемой информатизации ДОУ является здоровьесбережения функция детей. Для того чтобы педагог имел возможность проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, многочисленные ЦОРы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении.

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость».

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были проанализированы теоретических источников по проблеме исследования. В результате было выявлено:

Информатизация ДОУ - это процесс его развития; последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования информатизации ДОУ позволил рассмотреть проблемы и перспективы информатизации ДОУ.

В результате проведенной курсовой работы были выявлены:

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

проблемы информатизации ДОУ.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась, задачи, поставленные в начале курсовой работы, выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.

Е.И.Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.

Г.М.Водопьянов, А.Ю.Уваров, Об одном инструменте управления процессом информатизации школы, Вопросы образования, 5-2007.

Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы, М, Педагогика, 1997.

Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность», Информатика и образование,3 - 2001.

Еляков, А. Информационные технологии и современная война, Свободная мысль, 1 - 2008.

Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.

И.И.Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.

Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.

Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения, М, Педагогика, 1998.

М.М.Митченко, Т.В.Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.

А.Л.Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007.

И.Д.Фрумин, К.Б.Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005.

Информатизация образования: направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации, Под общ. ред. С.И. Маслова, М, МЭИ, 2004.

Концепция информатизации образования, Информатика и образование, 1- 1990.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, М., 2000.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.

Галина Кудинова
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г. И. Кудинова, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район .

Аннотация : В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения . Выявлена эффективность использования образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Ключевые слова : инновация; информационные технологии ; информационная образовательная среда ; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления ; субъекты образовательного процесса ; портфолио педагога; информационно -коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) . Чтобы изменить старую систему управления , сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation, которые качественно повысят уровень развития учреждения . Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности , а значит, способствует развитию учреждения в целом , в настоящее время считают информационные технологии (ИТ) . Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации ; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Шамовой. А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления . Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления . Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волокитин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно – управленческой деятельности , не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу – пользователю . Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно -коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения . Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации , освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений . Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно- образовательную среду , которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям , педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности , а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса . Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны :

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

Воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

Расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

Библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

Медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение) ;

Бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности) ;

Методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.)

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ , дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления , анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы .

Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между : возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;

новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно- образовательной среды в дошкольном учреждении ;

необходимостью формирования информационно -коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.

В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко : проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений – это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений . Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно -технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением .

Таким образом , главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности. Основными задачами должны стать :

Обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ ;

Проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений , позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса ;

Разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно -коммуникативной компетентности, как целостного образования личности , включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ .

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для информационной среды , то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.

Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий . Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 села Киевского муниципального образования Крымский район . Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса , и к подбору кадров. Общая направленность проекта , реализованного с 2010 по 2014 годы состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления , образовательных технологий , повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно- образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования », предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации . Были введены : электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов, позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать» . На сегодняшний день введена программа «Сетевой Город. Образование » – компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом . Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) – компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.

Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом . С точки зрения качественной оценки констатируем :

1. документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.

2. созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом

Таким образом , качественные изменения коснулись документов разных видов и типов : возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения , работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автома-тизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают : наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом , достигнут оптимальный уровень сформированности информационно -коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации . С точки зрения количественной оценки можно отметить :

Произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;

Отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.

Таким образом , в целом в учреждении улучшилось качество информации , необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации ,

как : быстрота обработки , достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т . д.

С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно , с минимальной затратой сил и времени.

Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом , позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные

технологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs.ru/v30471/

2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании . - М.: Высшая школа, 2000.

3. Основы современных компьютерных технологий /

под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – СПб : КОРОНА, 2005.

4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования . – 2007. - №5.

5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ . – 2006. - №7.

6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований : экономика и управление . 2012. № 1. С. 27-31.

7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/

8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1) . С. 32-34.

9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160

Одним из направлений информатизации ДОУ является информатизация как техническое оснащение ДОУ.

Несколько лет назад, когда процесс информатизации ещё только начинался, его рассматривали, как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (число компьютеров, подключение к Интернету и т.д.) Наличие техники выглядит как свидетельство благополучия ДОУ, его администрации, педагогического коллектива, воспитанников.

С одной стороны, это верно: без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры говорить об её информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе, а была ориентирована на решение организационных вопросов, ведение автоматизированного документооборота.

Значительным фактором компьютеризации является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер ДОУ как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты .

Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и цифрового ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии .

Цифровой микроскоп - микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т.д.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видеоотрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения .

Необходимым условием реализации всех перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы:

Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в кабинетах и группах;

Обеспечение технических условий для выхода в Интернет .

Следующее направление, которое предусматривается информатизацией ДОУ - это использование ИКТ в управленческой деятельности. Известно, если руководитель заинтересован в применении современных образовательных технологий, то в ДОУ они будут использоваться.

Сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, введение книги приказов по кадрам, тарификации);

· воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль воспитанности и обученности, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

· расписание занятий (автоматизированное составление вариантов расписания занятий с возможностью выбора оптимального);

· библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеке);

· медицинский кабинет (введение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

· бухгалтерия (учет финансовых документов, введение финансово-хозяйственной и статистической отчетности) .

Одним наиболее основным направлением информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Использование современных информационных в качестве инструментов учения и управлением учебно-воспитательным процессом показывает дефициты традиционных школьных практик. Функции принятия информации, ее копирования, хранения воспроизведения, как и решение задач по однажды описанному алгоритму компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, аналитику, проектирование, задачи организации социальных условий получения и использования полученных результатов. Управление информацией и управление на основе ее квалифицированного использования становится актуальным для администрации ДОУ, педагогов и детей. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков - это условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

Использование средств микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого вида становится необходимой частью культуры людей, условием социализации, качества жизни. Информационно-коммуникативные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной методической информации. В органах управления образования и в ДОУ появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных средств, каждый сегмент которого обеспечивается ресурсами, объединенных интересов к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экстернатов, работающих в разных коллективов.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства .

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях .

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности .

Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем .

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы .

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

· Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

· Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

· В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

· Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

Повышение эффективности воспитания, образования;

Развитие информационной культуры.

Развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ:

Информатизация как техническое оснащение ДОУ;

Информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания;

Информатизация управленческой деятельности ДОУ.

информатизация дошкольный компьютерный педагогический