Информатизация дошкольного образования в рамках фгос. Информатизация дошкольного образования в россии

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия. В ДОУ мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций . Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе (дополнительное образование в ДОУ). Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011 года.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Применение ИКТ возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме .
В процессе организации НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности .
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Галина Кудинова
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г. И. Кудинова, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район .

Аннотация : В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения . Выявлена эффективность использования образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Ключевые слова : инновация; информационные технологии ; информационная образовательная среда ; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления ; субъекты образовательного процесса ; портфолио педагога; информационно -коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) . Чтобы изменить старую систему управления , сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation, которые качественно повысят уровень развития учреждения . Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности , а значит, способствует развитию учреждения в целом , в настоящее время считают информационные технологии (ИТ) . Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации ; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Шамовой. А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления . Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления . Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волокитин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно – управленческой деятельности , не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу – пользователю . Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно -коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения . Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации , освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений . Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно- образовательную среду , которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям , педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности , а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса . Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны :

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

Воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

Расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

Библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

Медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение) ;

Бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности) ;

Методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.)

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ , дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления , анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы .

Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между : возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;

новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно- образовательной среды в дошкольном учреждении ;

необходимостью формирования информационно -коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.

В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко : проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений – это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений . Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно -технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением .

Таким образом , главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности. Основными задачами должны стать :

Обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ ;

Проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений , позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса ;

Разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно -коммуникативной компетентности, как целостного образования личности , включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ .

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для информационной среды , то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.

Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий . Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 села Киевского муниципального образования Крымский район . Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса , и к подбору кадров. Общая направленность проекта , реализованного с 2010 по 2014 годы состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления , образовательных технологий , повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно- образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования », предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации . Были введены : электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов, позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать» . На сегодняшний день введена программа «Сетевой Город. Образование » – компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом . Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) – компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.

Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом . С точки зрения качественной оценки констатируем :

1. документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.

2. созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом

Таким образом , качественные изменения коснулись документов разных видов и типов : возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения , работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автома-тизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают : наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом , достигнут оптимальный уровень сформированности информационно -коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации . С точки зрения количественной оценки можно отметить :

Произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;

Отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.

Таким образом , в целом в учреждении улучшилось качество информации , необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации ,

как : быстрота обработки , достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т . д.

С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно , с минимальной затратой сил и времени.

Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом , позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные

технологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs.ru/v30471/

2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании . - М.: Высшая школа, 2000.

3. Основы современных компьютерных технологий /

под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – СПб : КОРОНА, 2005.

4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования . – 2007. - №5.

5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ . – 2006. - №7.

6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований : экономика и управление . 2012. № 1. С. 27-31.

7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/

8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1) . С. 32-34.

9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160

Сведения об образовательной организации

Программа информатизации

МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка»

на 2016- 2018 г. г.

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно - образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: старший воспитатель, 9 воспитателей (всего - 10 педагогов).

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (1 из них- цветной), 2 сканера, 3 жидкокристаллических телевизора.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, старший воспитатель, главный бухгалтер, заместитель заведующего по АХЧ, педагоги) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами. Также создан сайт группы «Звёздочка» и личные сайты педагогов.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участниковобразовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2018 года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Повышение информационной культуры педагогов;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

Данная Программа информатизации является продолжением инновационных процессов, начатых в 2015 году и связанных с созданием современной модели дошкольного образовательного учреждения. Накопленный опыт и достижения предыдущего периода стали базой дальнейшего совершенствования педагогического процесса и основой Программы информатизации.
Анализ за период 2015-2016у.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:

· педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;

· улучшена материальна - техническая база учреждения;

· накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;

· средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров.

Реализация программы информатизации МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка» рассчитана на период с 2016по 2018г.г. и предусматривает дваэтапа:

· первый - аналитический и практический этап (2016-2017г.г.)

· второй- заключительный этап (2017-2018г. г.)

Механизм реализации программы
(направления деятельности, этапы реализации, ожидаемые результаты, мониторинг)

Этапы реализации программы

Первый этап
2015-2016г.

Второй этап
2017-2018г.

Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса

Выявление уровня ИКТ- компетентности педагогов. Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий.
Обучение начальным навыкам работы на ПК всех участников образовательного процесса через мастер-классы, обучающие семинары.

Обучение навыкам работы с программами MS Office и Интернет, самостоятельное создание мультимедийных продуктов. Повышение уровня владения компьютерными технологиями через КПК

Развитие ИКТ компетентности педагогов до умения системного использования мультимедийных средств обучения в образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты: наличие высокой информационной культуры всех участников образовательного процесса, готовность к самосовершенствованию и творческому росту.

Мониторинг: анализ уровня владения педагогами компьютерными технологиями и программным обеспечением (опрос, анкетирование, контрольные задания и творческие работы).

Оснащение образовательного пространства средствами ИКТ

Накопление материально-технических ресурсов.
Создание единого информационного пространства. Внедрение электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов в практику работы ДОУ.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на районном и региональном уровне

Ожидаемые результаты: функционирования единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам

Мониторинг: анализ эффективности использования материально-технической базы ДОУ и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Разработка и реализация инновационных проектов

Разработка и внедрение проекта «Сайт детского сада».

Разработка и внедрение проекта «Медиатека ДОУ» (преобразование информационно-просветительского центра ДОУ).

Анализ эффективности проектной деятельности.

Ожидаемые результаты: формирование единого информационно-образовательного пространства ДОУ. Активное использование электронных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.

Мониторинг: анализ активности использования сетевых и электронных ресурсов (опрос, анкетирование, анализ посещаемости).

Использование ИКТ для решения задач делопроизводства, бухучёта и управления ДОУ

Развитие ИКТ-компетентности руководителя, старшего воспитателя, заведующего хозяйством, делопроизводителя.

Систематизация управленческой информации, создание баз данных. Разработка нормативно-правовой базы по использованию ИКТ-ресурсов.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на городском и региональном уровне.
Унификация документооборота ДОУ.

Ожидаемые результаты: оптимизация трудозатрат руководителя и сотрудников, связанных с делопроизводством. Создание единой базы данных ДОУ.

Мониторинг: анализ эффективности использования автоматизации управленческой деятельности и системы делопроизводства, необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Применение ИКТ в образовательном процессе

Изучение возможностей применения ИКТ в образовательном процессе. Освоение электронных методических и дидактических материалов, программного обеспечения.
Накопление и систематизация электронных ресурсов по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Создание медиатеки. Использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников.

Анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса, степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса.

Мониторинг: анализ уровня готовности к школьному обучению воспитанников ДОУ, выявление уровня их ИКТ- компетентности (опрос, анкетирование родителей, педагогическая диагностика и творческие работы детей)

Заключение

Программа комплексной информатизации в дошкольном учреждении - долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм использования ИКТ в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Перспективы дальнейшей работы ДОУ по информатизации образовательного процесса

Задачи создания современной единой информационной среды ДОУ не ограничиваются рамками данной программы. В перспективах дальнейшей работы можно выделить следующие направления:

1.Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ.

2.Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности ДОУ.

3.Переход на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, организация дистанционной помощи детям с особыми потребностями здоровья и семьям с неорганизованными детьми.

4.Увеличение числа педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности и эффективно применяющих приобретенные знания в образовательной практике.

5.Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

6.Развитие информационных, исследовательских, проектных умений воспитанников на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку.

7.Увеличение количества ежедневных посетителей на сайте. Организация качественного сетевого взаимодействия.

8.Осуществление отчетности ДОУ через интерактивную систему сбора данных. Создание автоматизированных рабочих мест в ДОУ.

9.Организация взаимодействия с разработчиками детских программных комплексов. Создание и апробация новых пилотных проектов.

10.Расширение материально-технической базы ДОУ современными средствами ИКТ.

Проблемы и перспективы информатизации

современного дошкольного учреждения

Во всех сферах деятельности дошкольные учреждения стало актуальным использование информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). Эти технологии внесли существенные изменения в работу дошкольных учреждений, что позволяет воспитателю быть активным участником учебно-воспитательного процесса. Различные ресурсы интернета, такие как: Федеральный портал "Российское образование" , Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы и детского сада, Единое окно доступа к образовательным ресурсам и т.д., в настоящее время крайне необходимы для повышения психолого-педагогических знаний и квалификации педагогов дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что сейчас в дошкольных учреждениях имеется большой процент воспитателей не имеющих навыков работы не только в интернете, но и на компьютере. Это главным образом нарушает процесс адаптации к новым реформам информатизации современного дошкольного учреждения и внедрением новых образовательно - воспитаельных программ и технологий.

Стоит еще важная проблема - нежелание или не способность педагогов вести работу по внедрению ИКТ в образовательно- воспитательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время существует еще одна трудность, связанная с техническим оснащением дошкольных учреждений - недостаточное материальное обеспечение, которое не дает в полной мере возможность приобретения компьютеров и других мультимедийных средств, а значит и обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационным ресурсам.

Поэтому, одним из главных условий внедрения ИКТ в образовательный процесс дошкольного учреждения является, прежде всего, то что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, мультимедиа аппаратуры, а так же владеющие навыками работы, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их в образовательных учреждениях.

Владение информационно - коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для детей старшего и младшего дошкольного возраста, направленные на развитие познавательных и исследовательских процессов, что в свою очередь дает педагогу возможность реализовать различные творческие проекты. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ, компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно - логическое мышление и др., которые, можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Одним из таких технических средств является интерактивная доска, применение которой делает обучение детей младшего возраста более привлекательным и интересным. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями.

В своей группе, нашего детского сада, мы успешно применяем мультимедийные технологий на занятиях с детьми С помощью проектора и компьютера мы изучаем основы математических знаний, слушаем звуки музыки, природы, моделируем, познает красоту живописи и т.д. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Очень жаль, что не во всех садах есть такая возможность, и хочется надеяться, что на волне этой реформы, дошкольные учреждения, как и школы, будут компьютеризированы и интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностике детей: развития внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной культуры. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний. Так же ИКТ дает возможность моделировать различные ситуации; осуществлять контроль и подводить итоги. Оценка результатов деятельности ребенка может, осуществляется даже с помощью мультипликационных образов, но при этом исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя.

Стоит отметить, что информатизация современного дошкольного учреждения, особым образом выводит работу с родителями на новый уровень общения. Организуя в каждой группе электронный журнал: например: «Как мы провели день» дает возможность, каждому родителю, войдя на страничку группы, узнать, чем занимался его ребенок, а так же вывешивается дополнительная информация о жизни группы, размещается педагогические рекомендации родителям. Хорошим опытом для нас является взаимодействие с родителями по средством диалога «Вопрос- ответ» на страничке сайта детского сада. Там с родителями обсуждаются наболевшие вопросы: воспитания и развития детей, отмечаются успехи педагогов и благодарности со стороны родителей, а также поздравления и пожелания.

Подведя итоги можно сказать, что информатизация и дальнейшее развитие дошкольного учреждения процесс долгий и кропотливый.

Переход из одного состояния в другое, более высокого уровня, требует от педагогов специальных условий и знаний, чтобы выполнить поставленные информационно - педагогические задачи.

Реформа информатизации современного дошкольного учреждения, как мы считаем, должна проходить под девизом «Не навреди»!

Кузуб Ирина Николаевна,

ст. преподаватель

кафедры психолого - педагогического образования

МГГУ имени М.А. Шолохова

Информатизация дошкольного образования:

повышение коммуникативных компетенций педагогов ДОУ

Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми (Е. Г. Юдина). Воспитатель выступает для ребенка не столько носителем некоторого личного опыта, сколько выразителем общечеловеческого начала, полномочного представителя культуры. (Л.С. Выготский)

Но в то же время, воспитатель ДОУ – ключевая фигура в реализации задач всестороннего развития ребенка первых семи лет жизни. В основу его профессиональной характеристики включается способность к функциональной адаптации в различных сферах педагогической деятельности, готовность самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные маршруты развития ребенка, умение работать по новым программам.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом, обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Исследование ученых показывают, что очень малое количество дошкольных учреждений используют компьютеры для работы с детьми. Причем такая работа носит бессистемный характер, подбор содержания программ осуществляется педагогами по собственному усмотрению, а условия не всегда отвечают психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям к проведению занятий с использованием компьютеров для детей 5-6 лет.

Одной из ведущих причин, влияющих на внедрение компьютерных технологий в систему работы ДОУ, является компьютерная безграмотность педагогического состава ДОУ. Почти абсолютное большинство воспитателей не владеют компьютером и, в связи с этим, не представляют возможностей его применения.

В условиях перехода к информационному обществу предъявляются новые требования ко всем специалистам, особенно к специалистам в области образования, поскольку именно от них зависит образовательный уровень общества в целом. Поиск подходов, условий и методов подготовки человека к жизни в информационном обществе является насущной задачей современной педагогической науки. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста в области образования и в том числе дошкольного. При этом вопросы профессиональной подготовки учителей в современных исследованиях освещены и раскрыты достаточно полно, а профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования в области информационно-педагогической компетентности рассматривается недостаточно.

На практике под информационными технологиями в образовании понимают применение разнообразных современных технических средств хранения, поиска, воспроизводства и передачи информации для организации образовательного процесса, непосредственно для обучения или для самообразования. Сюда можно отнести и аудиовизуальные технологии, но главным образом – компьютерные, т.к. современный компьютер фактически все аудиовизуальные возможности в себя вмещает. Поэтому часто как синонимы используются термины «информационные технологии» (ИТ), «новые информационные технологии» (НИТ), «информационно-компьютерные технологии», «информационные и коммуникационные технологии».

С.Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют:

Более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;
индивидуализации процесса обучения;

Диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ;

Широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам;

Использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства;

Концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;

Коммуникативности в профессиональной среде на микро- и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях.

Новые информационные и коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования образования: они существенно облегчают перенос центра тяжести от лекционных форм к самостоятельной осмысленной образовательной деятельности обучающихся, от педагогического сопровождения самостоятельной работы обучающихся к самообразованию. Эти процессы в профессиональном образовании взрослых идут быстрыми темпами при условии, что взрослые обладают начальной компьютерной грамотностью и доступом к компьютерным и телекоммуникационным средствам (С.Г. Вершловский).

Социальные трансформации, связанные с переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. «Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху».

Решение задачи подготовки специалистов нового качества, не только овладевших всеми достижениями современной науки и культуры, но и способных к дальнейшему непрерывному самообразованию и исследовательской деятельности, в основе которых в широком смысле лежат методы получения, усвоения, переработки и передачи разнообразной информации, возможно лишь на основе новых методов образования. Их создание и распространение в системе повышения коммуникативных компетенций педагогов позволит выполнить важное условие повышения качества образования – становление информационно-педагогической компетентности педагога-практика.

Исходя из этого, проблема становления информационно-педагогической компетентности педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

Однако современными исследованиями выявляется ряд противоречий:

Между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения педагогами - практиками;

Доступность большого количества информации учебно - научных материалов электронного формата и отсутствие технологий, формирующих навыки работы с информацией и умения ее презентации в переподготовке специалистов дошкольного образования;

Между современными требованиями к профессионализму педагогов дошкольного звена, включающими информационно - педагогическую компетентность как одну из важнейших составляющий профессиональной компетентности педагога, с одной стороны, и отсутствием разработанных подходов к целенаправленному процессу становления информационно-педагогической компетентности, с другой;

Между современным пониманием научно - исследовательской работы педагога ДОУ как теоретико-экспериментальной разработки проекта решения актуальной психолого-педагогической задачи и зачастую стихийным, бессистемным ее осуществлением в практике дошкольного образования.

Таким образом, организация информационного обеспечения учебного процесса не способствует становлению информационно - педагогической компетентности педагогов. Информационные компьютерные технологии позволяют модернизировать организацию, проведение, информационную поддержку учебного процесса.

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как объект исследования /С.Г. Вершловский //Андрагогика: материалы к глоссарию. – СПб., 2005.
2. Копытина М.Г., Корчаловская Н.В. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации средствами ИКТ – условие качества дошкольного образования /Интернет
3. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве //Дошкольное воспитание. № 9 - 2005.

4. Матюшкина М.Д. Информационные технологии в образовании взрослых /М.Д. Матюшкина //Андрагогика: материалы к глоссарию. – СПб., 2005.
5. Пашкевич Т.Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации: автореф. дис… канд. пед. наук. Барнаул. –2002.
6. Ткачук Т.А. Становление информационно - педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе организации научно-исследовательской работы: автореф. дис… канд. пед. наук: Петрозаводск, 2007.

7. Шуклина В.А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию //Образование и общество. №3. - 2004.

Лабутина Елена Владимировна,

ст. преподаватель

кафедры педагогики и психологии

педагогического факультета

МГГУ имени М.А. Шолохова

К вопросу о развитии креативности в ходе организованной образовательной деятельности в детском саду

Современные ДОУ – это учреждения, способные не только обеспечить пребывание ребёнка вне дома с максимальной безопасностью и комфортом, но и организовать его обучение до начала систематического учения в школе. Высококвалифицированные и увлечённые своей профессией воспитатели в процессе занятий расширяют кругозор ребёнка, учат правильно воспринимать окружающий его мир предметов, людей, человеческих отношений, развивают память, мышление, воображение и формируют необходимые для будущей учебной деятельности поведенческие навыки.

Организовать образовательную деятельность дошкольника непростая задача, т.к. необходимо не только учесть возрастные особенности, но знать интересы каждого ребёнка. Дети всех возрастов любят играть, но дошкольники живут, играя, поэтому наиболее эффективно проводить занятия в игровой форме или включая элементы игры в структуру занятия. Однако не всегда упражнения, которые предлагаются ребятам, носят творческий, поисковый характер, где от ребёнка требуется не просто найти и продемонстрировать правильное решение, но наметить иной путь работы, другое решение предложенной задачи. А, между тем, именно такие задания, предполагающие множество вариантов работы и несколько возможных правильных ответов позволяют поддерживать интерес ребёнка к новой, сложной для него интеллектуальной деятельности.

Современный воспитатель должен обращать особое внимание на развитие творческих способностей (креативности) дошкольников. Понятие «креативность» используется для обозначения творческих способностей индивида, характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Оно берёт своё начало от двух английских слов: «create» - создавать и «creative» - созидательный, творческий.

Чаще всего, говоря о креативности того или иного человека имеют в виду его смекалку, умение выходить из безвыходных положений, добиваться своей цели нетрадиционным способом, используя вполне традиционные обыденные средства необычным образом.

Интерес к проблеме креативности возник в 60 - х годах прошлого века в связи с установлением факта об отсутствие связи между исследованиями уровня интеллекта и успешностью решения проблемных задач. Люди с выявленным высоким интеллектом решали задачи, требующие нетрадиционного подхода хуже, чем этого можно было ожидать. Вместе с тем, А. Маслоу отмечал, что первоначально творческая направленность, свойственна всем и утрачивается большинством людей в процессе жизни, как правило, под воздействием среды.

В отечественной практике сущность понятия «креативность», механизмы творческой деятельности, мышления рассматривались П.Я. Гальпериным, Д.Б. Богоявленской, З.И. Калмыковой, Г.С. Альтшуллером (П.Я. Гальперин, 1969; Д.Б.Богоявленская, 1983, 2002; З.И. Калмыкова, 1981; Г.С. Альтшуллер, 1979), в зарубежной - исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, И Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс (Е. Торранс; Д. Гилфорд, 1967; К. Тейлор, 2009).

Творческая поисковая деятельность ребёнка невозможна без участия мышления и воображения, причём, одну и ту же задачу ребёнок может решать как с помощью воображения, так и с помощью мышления в зависимости от её характера, особенностей ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации.

Изначально для развития воображения необходима целенаправленная активность, то есть постановка перед дошкольниками, конкретной практической задачи, решение которой неочевидно и требует выдумки, фантазии. Для правильной организации указанной целенаправленной активности и развития воображения необходимо помнить, что этому способствуют: ситуации незавершенности, поощрение вопросов, исходящих от ребёнка, стимулирование независимости и самостоятельности, внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Препятствуют проявлению фантазии и развитию воображения: конформность взрослых, нетерпимое отношение к проявлениям фантазии (не фантазия, а ложь), жесткие полоролевые стереотипы, существенно сужающие ролевой репертуар и возможности самовыражения ребёнка, разделение игры и обучения и склонность взрослого быстро менять свою точку зрения под воздействием авторитетного мнения.

И. Гилфорд (J.P. Guilford, 1967) наряду с понятием «воображение» пользовался термином «дивергентное мышление» (от лат. divergere – расходиться). Подразумевается, что диверге́нтное мышление - это поиск множества решений одной и той же задачи. Подобный способ мышления позволяет человеку выразить свою индивидуальность, придумать иной, отличный от уже предложенного выход. Стимулируют творческое мышление вопросы взрослого, адресованные ребёнку в проблемной ситуации: «А как ещё можно решить задачу?», «Каким ещё способом это возможно сделать?», «Чем ещё могла бы закончиться эта история?» и т.п.

Дивергентное мышление сочетается с конвергентным – предполагающим точное использование предварительно усвоенного способа решения задачи или действия (от лат. cоnvergere сходиться). Подобный интеллектуальный подход преобладает в отечественной образовательной системе, что обосновано, т.к. ребёнка необходимо научить действовать планомерно, следовать алгоритмам, а в последствие самостоятельно планировать свою деятельность и следовать этому плану, однако только творческое мышление порождает интерес и приносит человеку интеллектуальное удовольствие.

Многие люди в тот или иной момент жизни испытывали ощущение радости, удовлетворения, успешности, собственного мастерства, счастья о того, что решена сложная, но интересная задача. Подобное состояние получило название «потокового» (М. Чиксентмихайи в работе «Flow: The Psychology of Optimal Experience»).

Педагоги и воспитатели, работающие с детьми на всех этапах взросления должны ориентироваться на формирование творческого мышления, создания для ребёнка «потокового» состояния в процессе обучения и добиваться этого ежедневно доступными им средствами.

Список использованной литературы:

    Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н / Д: ГУ, 1983.

    Богоявленская Д.Б психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.

    Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981.

    Николаенко Н. Н.. Психология творчества. Серия: Современный учебник.-СПб.: Речь - 2007.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М. - 1998.

    Guilford J.P. The nature of human intelligence. McGraw-Hill, 1967.

    Egan, Kieran Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

Сидячева Наталья Владимировна,

кандидат психологических наук

доцент кафедры

педагогики и психологии использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий . ...

  • Методические рекомендации

    ... использованием информационных и коммуникационных технологий использования информационных и коммуникационных технологий ... об эффективности использования в... до ... ресурсов ... управления ...

  • Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании

    Методические рекомендации

    ... использованием информационных и коммуникационных технологий . © ИИО РАО, 2010 Содержание Введение………………………………………………………………….4 Методика использования информационных и коммуникационных технологий ... об эффективности использования в... до ... ресурсов ... управления ...

  • Дн (м) ф 3 «информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»

    Программа

    Компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской... информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам ...

  • Информатизация дошкольного образования в России

    Особенности общения ребёнка с компьютером

    Презентацию подготовила

    Воспитатель МБДОУ № 102

    Ботова С.В.



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 мая 2001 года N 753/23-16 Об информатизации системы дошкольного образования в России

    • Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
    • Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

    Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

    Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

    В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

    Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил.

    Оказывается, трудности , возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

    При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.


    Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

    На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций.

    Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.


    Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовать все свои знания и навыки.

    Дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.

    Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует, прежде всего, помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.


    Вывод:

    В целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.