Самообразование по театрализованной деятельности. План по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность

(Из опыта работы)

Личные данные

Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Окончила Тверской Государственный университет в 1998 г.

Специальность:"Дошкольная педагогика и психология"

Квалификация:"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии"

Общий стаж работы: 21 год. В должности воспитателя: 21 год.

Имею первую квалификационную категорию. В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации.

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

57 % воспитывается в полных семьях, 43 % неполных с одним из родителей, 10% семей многодетных, воспитывающих 3-х и более детей.

Социальное положение благополучное.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

  • Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Активности;
  • Стабильности-динамичности;
  • Комплексирования и гибкого зонирования;
  • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Эстетической организации среды;
  • Открытости-закрытости;
  • Половых и возрастных различий.

Противоречия

1. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет обогащать опыт сотрудничества.

2. Благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению ребёнок может добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

3. Декорации, костюмы открывают перед детьми возможность для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

4. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям и переживаниям других людей.

1. Выдвижение на первый план активных детей. У неактивных детей возникает чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением.

2. Взрослые "навязывают" детям своё видение роли.

3. Воспитатели сами изготавливают атрибуты к спектаклям, тем самым лишая детей возможности проявлять творчество.

4. Дети исполняют роль, которую дал им воспитатель, не задумываясь о том, что рядом тоже ребенок и с ним нужно согласовать свои действия.

1. Самообразование;

2. Диагностика;

3. Задачи;

4. Совместная деятельность воспитателя

с детьми;

5. Развивающая среда;

6. Работа с родителями;

7. Результаты и перспективы.

Самообразование.

1. Повышение теоретического опыта по теме: Театрализованная деятельность в детском саду".

2. Продолжать поиск правильного подхода к подборке материала для использования в работе с детьми.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Первые театральные постановки для детей возникли в семье. В мемуарах писательницы М.Ф. Каменской (И.№9) указывается, что "спектакли давались всегда сюрпризов и непременно по случаю чьих-либо именин".

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Т. Шишовой и др.

Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка.

Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И.№4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Известный психолог А.Н. Леонтьев (И.№10) писал: "Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей".

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Для шести летнего ребенка театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. "Я – артист! Я – артистка!" От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, потому, что роль для него чрезвычайно привлекательна.

В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Важное значение театрализованной деятельности имеют изменения, которые произошли в эмоциональном развитии ребёнка.

К шести годам дети могу т понять эмоциональное состояние других людей по выражению их лица, позе, жестам. По внешним признакам они могут распознать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.

В организации работы по руководству театрализованной деятельности изучался государственный стандарт и соответствие ему программы "Из детства в отрочество".

Изучался опыт дошкольных учреждений города через посещение методических объединений, курсов повышения квалификации воспитателей.

Были изучены статьи журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду".

Основными направлениями в создании системы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении определили:

Изучение уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Повышение возможностей детей в театрализованной деятельности

через целенаправленную работу, учитывая современные подходы.

Диагностика.

Цель:Выявить у детей уровень развития в театрализованной деятельности, умение творчески решать поставленную задачу.

Педагогическая технология.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной игровой деятельности, на занятиях, во время праздничных утренников. Использовала в своей работе словесно-дидактические игры (Приложение 1) на подбор рифм, придумывание движений, развитие голоса. Была составлена диагностическая таблица (Приложение 2), в которой оценивались умения детей исполнять монологи и диалоги, находить выразительные средства исполнения роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Данные диагностического обследования показали, что половина детей группы (9 человек) не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованы на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду.

Поставила задачи:

1. Изучить уровень развития детей

в театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские

умения детей в создании

художественного образа.

3. Развивать память, мышление,

воображение, фантазию, внимание детей.

4. Воспитывать гуманные чувства.

Расширять культурный диапазон детей.

5. Сделать выводы и определить

перспективы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Работа по театрализованной деятельности проводилась ежедневно во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление – работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Детям предлагались задания

– на развитие фантазии (Приложение 3).

На развитие мимики, жестов, поз (Приложение 4).

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике я предлагала детям игры на восприятие чувств по поведению (Приложение 5).

Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью . Как она строится?

Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение

целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на

сценической площадке; мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма.

С целью сохранения непосредственности и живости детского восприятия мы использовали:

Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

Спектакли на основе содержания, придуманного детьми;

Инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.

В ходе подготовки к спектаклю "Сообразительные осьминожки" дети на занятиях по изодеятельности изготовили игрушки-осьминожки. Вместе с родителями придумали, как их украшать.

Я рассказала детям про "театр марионеток", предложила им "сыграть сказку" про осьминожек. Для декораций дети придумали положить на пол макет для сюжетно-ролевых игр "Морское дно".

В начале спектакля мы побеседовали с детьми об осьминогах. Затем познакомила зрителей с жилищем каждого осьминога.

В ходе спектакля я вела с детьми диалог и побуждала детей к действиям с осьминожкой.

"Театр марионеток" очень важен для развития детей. Учёными доказано, что стеснительные дети "психологически прячутся за куклу".

Когда я познакомила детей со стихотворением В. Лифщица "Поросята", то они захотели инсценировать его.

Вначале дети решили, как будет выглядеть герой-поросёнок. На занятиях по ручному труду они изготовили шапочки-маски с ушками и пятачками, самостоятельно раскрасили их. Особое внимание детей я обратила на выбор героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения.

Вначале я выяснила у каждого ребёнка, каков характер героя (смелые, добрые, решительные). "Поделила" детей на группы. Затем детям каждой группы предложила продемонстрировать движения своих персонажей. Потом, в зависимости от образа и характера героя предлагала детям выбрать соответствующую интонацию. Заранее с детьми были "проиграны" сценки (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).

Во время спектакля дети-"поросята" продемонстрировали своё "плохое" воспитание, а после спектакля объяснили, что такое может быть только на сцене.

С целью развития у детей двигательного воображения наряду с традиционными постановками мы ставили с детьми спектакли, содержание для которых придумали сами дети.

Дети придумали сказку "Новые приключения Колобка" (Приложения 6,7), в свободной деятельности сделали рисунки к сказке. Я рассказала детям о театре би-ба-бо, и мы решили показать сказку детям средней и старшей группы.

Следующая сказка, которую придумали дети, называется "Гарри Поттер и принцесса". Мы решили инсценировать сказку. Я предложила детям изготовить театр ложек. В свободной деятельности дети разрисовали ложки, придумали лицо, одежду для кукол. Сказку мы показали родителям к празднику "День семьи" (Приложение 8).

Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребёнка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными – зависят эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно и характер дальнейших отношений к людям.

Для формирования у детей доброжелательных отношений мы использовали методику психолога Якобсон С.Г. (И.№15). В ходе театрализованной деятельности ставили пьески из данной методики.

- "Камешек в туфельке".

- "Растоптанный торт".

- "Чужой кубик".

- " Качели".

- "Чужой рисунок".

Начиная со старшей группы, я вела кружок по театрализованной деятельности (План-приложение 9).

Детям предлагались этюды (Приложение 10).

С детьми из театрального кружка мы подготовили инсценировки: "Волк и коза", "Грибы". Сказки мы показали к празднику, посвященному 30 –летию детского сада.

Была составлена диагностическая таблица деятельности детей театрального кружка (Приложение 11).

I. Этюдный тренаж (мастерство актёра).

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жестов).

3. Мимика (этюды на выражение эмоций).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

II. Игры-драматизации.

1. Желание участвовать в играх-драматизациях.

2. Умение общаться с партнёром.

3. Способность импровизировать при создании образа.

III. Этюды с куклами.

1. Желание играть с куклой.

2. Умение управлять ею.

3. Способность импровизировать с куклой.

IV. Кукольные спектакли.

1. Желание участвовать.

2. Умение общаться с партнёром, используя кукол.

3. Способность создавать образ с помощью кукол разных систем.

Развивающая среда.

1. Наполнить развивающую среду разными

видами театров.

Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование.

2. Создать условия для дальнейшего

обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В группе мы оборудовали театральную зону, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Учёт индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности мы поместили разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.

Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал, студия детского творчества), где проводятся театрализованные занятия, кружковая работа и разнообразные праздники.

Таким образом, при создании развивающей среды мы учитывали принципы:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организация "зон приватности";

Предоставления права и свободы выбора;

Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

Полифункциональность использования помещений и оборудования.

Работа с родителями.

1. Донести до родителей важность темы "Развитие детей в театрализованной деятельности".

2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Нами было проведено родительское собрание "Театр в жизни детей", в ходе которого мы определили основные направления в работе по театрализованной деятельности.

Проводились беседы и консультации на тему " Значение театрализованной деятельности для развития ребенка" (Приложение 12).

Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную "ячейку" – возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.

Общая результативность.

Данные диагностики, проведённой в конце года (Приложение 13), показали, что более половины детей группы (17 детей) умеют исполнять монологи и диалоги между персонажами; находят выразительные средства исполнения роли своего персонажа, разыгрывают с персонажем действия. Дети могут придумать сказку, рассказ. Все дети стали принимать активное участие в праздничных утренниках.

Моя работа по теме "Развитие творчества детей в театрализованной деятельности" дала следующие результаты:

1. Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности.

2. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений.

3. Развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками.

4. Установлен тесный контакт с родителями. Родители выступают активными участниками, продолжают работу с детьми.

Вывод.

Таким образом, проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуя исполнительские умения детей, стимулируя их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией; продолжая обогащать словарь детей, уча пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствуя умение связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочиняя свои сказки, рассказы, используя кукол; развивая память, мышление, воображение, речь, внимание детей; мы повышаем уровень развития детей в театрализованной деятельности, воспитываем в детях гуманные чувства, учим искусству общения, расширяем культурный диапазон детей.

Перспективы.

1. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

2. Организовать совместно с другими группами "Театральные вечера".

Литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. АСТ, 1996 г.

2. Башаева Г.В. "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук". Ярославль. "Академия развития" 1997 г.

3. Белоусова Л.Е. "Удивительные истории" Санкт-Петербург. "Детство-Пресс" 2001 г.

4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М. "Просвещение" 1985 г.

5. Доронова Т.М., Доронова Е.Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности" М. 1997 г.

6. Доронова Т.М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности" М. 1998 г.

7. Доронова Т.М. "Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности" М. 1999 г.

8. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца" М. 1981 г.

9. Каменская М. "Воспоминания" М. Художественная литература, 1991 г.

10. Леонтьев А.М. "Проблемы развития психики". М. Издательство Московского университета.

11. Маханёва М.Д. "Театральные занятия в детском саду". М. 2004 г.

12. Поддъяков Н.Н. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" Волгоград "Перемена", 1997 г.

13. Теплов Б.М. "Психология" М. 1951 г.

14. Эльконин "Психология игры"

15. Якобсон С.Г. "Моральное воспитание в детском саду"

16. Журналы "Дошкольное воспитание"

№ 8 – 1999 г.

№ 12 – 2002 г.

№ 8 – 2004 г.

"Ребёнок в детском саду".

№ 2 – 2001 г.

№ 3 – 2001 г.

№ 4 – 2001 г.

№ 5 – 2001 г.

№ 2 – 2002 г.

План работы по самообразованию

Воспитатель: Шалаева О.Л. средней группы

Тема: «Театрализованная деятельность как средство

развития речи детей»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению-это путь через игру, фантазирование. Известно, что дети любят играть, их ненужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

«Игра–это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра–это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»

Цели: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

    Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

    Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

    Обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказочных героях», алгоритмов деятельности.

    Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.

    Развить артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.

    Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

План работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию

Программное содержание

Сентябрь

Подбор и приобретение

необходимого материала и оборудование по театрализованной деятельности.

Беседа «Что такое театр?»

Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Под грибом», «Заюшкина избушка» , «»Волк и семеро козлят», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок.

Изготовление картотеки «Загадки о сказочных героях», «Театрализованные игры»

Знакомить детей с русскими народными сказками.

Развивать интерес к слушанию произведений.

Воспитание у детей

интереса к драматизации, театральной

деятельности.

Познакомить детей

театром, с правилами поведения.

Создание предметно развивающей среды в группе.

Октябрь

Беседа «Виды театра»

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Кукольный спектакль «Яблонька»

Консультация для родителей «Театрализованная игра-источник творчества и самовыражения дошкольников»

Освоение навыков владения перчаточным, настольным и пальчиковым театрам.

Развитие мимики;

Раскрепощение через игровую деятельность;

Участие в музыкальном празднике «Золотая осень»

Познакомить детей с настольным театром.

Игры с кубиками: «Собери сказку»

«Кто как кричит»

Рассматривание игрушек и

иллюстрации к сказкам;

Показ кукольного театра:

«Теремок»

Освоение навыков владения настольным театром (инсценировка сказок «Теремок»)

Вызвать желание участвовать

Театрализованной игре.

Театрализованная постановка.

Инсценирование Русской народной сказки «Колобок»

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

Плоскостной пальчиковый шагающий театр.

Изготовление пальчикового шагающего театра.

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью настольного театра.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок)

Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Знакомство детей:

Театром масок

Театрализованные игры: «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем»

Изготовление театра из фетра.

Имитационные упражнения

«Покажи, как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка»

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка».

Освоение навыков владения театром масок (инсценировка сказки «Рукавичка»)

Формировать умения детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Раскрытие творческих способностей детей.

Дидактические игры «Назови ласково героя»,

«Кто как говорит»

Театрализованная постановка.

Инсценировки сказки «Гуси-лебеди»

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

с теневым театр.

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам:

«Рукавичка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

Разучивание и постановка сказки «Три медведя»

Освоение навыков владения

теневым театром (инсценировка сказки

«Заушина избушка», «Три поросенка»)

Обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, теневой, конусный.

Презентация о проделанной работе.

Показ презентации на родительском собрании.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Улыбка» с. Павловск

План по самообразованию воспитателя

Муриковой Натальи Юрьевны

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

на 2017-2018 учебный год

с. Павловск

2017 г.

Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
  2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .
  3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
  4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
  1. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

  1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр ?»
  2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

  1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
  2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Методическая разработка « Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте » Райло И. М.
  2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

  1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .
  2. Показ настольного театра «Репка» .
  3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
  4. Просмотр мультфильма «Теремок» .
  5. Посещение театральных общесадовских представлений.
  6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .
  7. Театр кукол «Теремок»
  1. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .
  2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

  1. Театрализованная игра «Теремок» .
  2. Чтение сказки «Три поросёнка» .
  3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .
  4. Спектакль «Три поросёнка» .
  5. Посещение общесадовских театральных представлений .
  6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .
  7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.
  2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

Нам грустно

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

Нам весело

Улыбка

Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

Мы сердимся

Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

  1. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
  2. Пересказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.
  2. Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2018 г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

Котик царапается

круговые движения кистями

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками» .

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

  1. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
  2. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
  3. Конструирование домика для животных.
  4. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
  5. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д» , 2001- 96.
  2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Март-апрель 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Рисование деревьев.
  1. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
  2. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

  1. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

  1. Кукольный театр «Лиса и заяц»
  1. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
  1. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
  2. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
  3. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;
  2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Май 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.
  1. Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

  1. Посещение театральных представлений в детском саду.
  2. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .
  3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
  4. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
  1. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

  1. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .
  2. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.


Индивидуальный план работы по самообразованию
Старший воспитатель Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 1 «Березка» г. о. Красноармейск МО, 2015 г.Тема: «Развитие связной речи дошкольников младшего возраста в театрализованной деятельности».
Ф.И.О. педагога Специальность Воспитатель
Образование Стаж педагогической работы Дата начала работы над темой Предполагаемая дата окончания работы Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Включить театральную деятельность в образовательный процесс путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов, а также через реализацию проектной деятельности и другие формы работы.
3. Создание в групповом помещении соответствующих условий для эффективного использования театрализованной деятельности в речевом развитии детей: оформить в группе уголок театрализованной деятельности, с помощью родителей оснастить уголок ряженья в группе, накапливать методическую базу (литературу, разработки сценариев, конспектов, аудио- и видеотеку).
4. У детей побуждать интерес к театрально–игровой деятельности, развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
5. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
7. Развивать у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
8. Развивать у детей инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами.
9. Привлечь родителей к совместной работе.
Пути реализации поставленных задач:
Создание условий, соответствующей развивающей среды - наличие соответствующего оборудования для театрализованной деятельности;
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с темой;
Накопление дидактического, методического материала/;
Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений;
Включение в участие каждого ребёнка в различные виды, формы театрализованной деятельности;
Активная позиция родителей.
Актуальность темы:
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Перспективный план самообразования на 2015-2016 уч. г.

Срок Формы работы
(самостоятельное изучение)
Сентябрь Подбор различных театрализованных игр для детей в адаптационный период. Знакомство детей и родителей с данными играми.
Октябрь -Ноябрь Изучение дополнительной литературы по особенностям речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, организации театрализованной деятельности с детьми младшего возраста, влияние театрализованной деятельности на успешную адаптацию детей к детскому саду.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе для организации театрализованной деятельности с детьми.
Декабрь Знакомство детей с различными видами театра: перчаточный, настольный, пальчиковый. Показ способов действия с куклами настольного театра. Подготовка к новогоднему празднику. Индивидуальная работа по подготовке к празднику.
Изготовление атрибутов к новогоднему празднику (маски, шумовые инструменты).
Консультация для родителей в информационный уголок «Как поддержать у детей интерес к театру». Предложить родителям – посетить театр. Выбор сценария, репетиции с музыкальным руководителем.
Январь Знакомство детей с малыми фольклорными формами. Разучивание потешек «Петушок», «Водичка», «Котик».
Организация и руководство игрой детей в различные виды театра. Родительское собрание с проведением мастер-класса «Играем в театр дома» Подготовка с муз. руководителем консультации для родителей «Развиваем музыкальное творчество с раннего возраста».
Февраль Театрализованное занятие по русской народной сказке «Теремок».
О. С. Ушакова стр. 55,
М.Д. Маханева стр. 42.
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к празднику. Индивидуальные беседы с родителями.
Привлечение родителей к оснащению уголка ряженья в группе.
Знакомство с родителями с целью выявления их театральных способностей для исполнения ролей в совместном досуге. Совместная подготовка к проведению весеннего утренника: выбор сценария, репетиции с музыкальным руководителем, подготовка костюмов и атрибутов.
Март
Проведение с детьми театрализованных игр, игр – драматизаций.
Привлечение детей в разыгрывание небольших сюжетов любимых сказок.
Праздник «Мамин день». Привлечение родителей к подготовке совместного досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!»: распределение ролей, подготовка костюмов и атрибутов для игры, посещение родителями музыкальных занятий. Совместная разработка с музыкальным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем сценария досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!».
Апрель Совместная подготовка и проведение театрализованного досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!».
Музыкально-ритмические упражнения «Научились мы ходить»
Пальчиковая гимнастика «Мышка умывается»
Разучивание стихов и песен.
Проведение совместного театрализованного досуга «Солнышко, проснись!»
Май
Подготовка детей к участию в конкурсе стихов «Россия – Родина моя!». Родительское собрание «Наши успехи. Воспитание правильных привычек у детей». Представление опыта работы на ГМО воспитателей младших групп «Использование театрализованной деятельности для успешной адаптации в работе с детьми и родителями».
Содержание постоянной деятельности с детьми:
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки и скороговорки
Мимические этюды
Загадки
Упражнения на воображение
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Упражнения на активизацию словарного запаса
Упражнения на интонационную выразительность
Упражнения на формирование разговорной речи
Упражнения на отбивание ритма
Упражнения на речевое дыхание
Игры со словами и без слов
Хороводные игры
Подвижные игры с героями
Обыгрывание эпизодов
Инсценировка сказок, потешек, стихов.
Список литературы для самостоятельного изучения:
Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2006;
М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Изд.-во ТЦ «Сфера», 2001;
О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Изд.-во ТЦ «Сфера», 2011;
Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, «От рождения до школы», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, М, «Мозаика-синтез» 2015;
А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М.,» Мозаика-синтез», 2010;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011;
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Перспективный план самообразования на 2016-2017 уч. г.
Срок Формы работы
С детьми С родителями С педагогами
(самостоятельное изучение)
Сентябрь Оформление папки - передвижки: "Правила поведения родителей на детском празднике.
Самостоятельное изучение методических разработок по активизации речевой активности детей 3-4 лет.
Октябрь Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен.
Подготовка и проведение праздника «Золотая осень».
Консультация в родительский уголок «Как учить стихи с детьми играючи».
Привлечение родителей к подготовке и участию в осеннем утреннике.
Разработка конспектов занятий, сценариев досугов с элементами педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй.
Создание картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
Ноябрь Чтение русской народной сказки «Репка», игра-драма -
тизация по сказке. Разыгрывание сказки с детьми дома.
Индивидуальные беседы с родителями.
Рекомендации о чтении сказок детям дома. Декабрь Совместный проект с участием родителей «Сказка своими руками».
Привлечение родителей к участию в совместном проекте, посещение родителей занятий. Январь Прослушивание звукозаписей детских сказок
Театрализованная игра «Зверята»
Пальчиковая игра «У нашего Гришеньки под окошком вишенки». Родительское собрание «Развиваем творческие способности детей». Февраль Инсценировка с детьми сказки «Колобок» Консультация для родителей «Влияние родителей на развитие речи детей». Март
Разучивание потешек «Кисонька Мурысонька», «Лиса по лесу ходила». Мастер-класс для родителей на «День открытых дверей» «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими дошкольниками для профилактики речевых нарушений»: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т.д. Совместная подготовка и проведение с муз. руководителем весеннего утренника с привлечением родителей к участию.
Апрель Организация и руководство игрой детей с настольными театрами. Изготовление с родителями настольных театров по русским народным сказкам. Совместная подготовка с муз. руководителем детей к городскому конкурсу сценического творчества «Хрустальные роднички».
Май
Подготовка детей к участию в конкурсе стихов «Россия – Родина моя!». Родительское собрание с показом открытого театрализованного занятия. Представление результатов работы над самообразованием на итоговом педсовете, написание отчета.


Приложенные файлы

«Уверенный человек» - Диагностика. Памятник А.В.Суворову в Швейцарии на перевале. Небольшое количество адреналина не принесет вреда. У меня есть право выбирать друзей. Цель: формирование у учащихся уверенности в своих силах. Лесенка уверенности. Полезные советы. Как утверждает Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств».

«Сила воли» - Привычка и сила воли. Позитивное мышление. Личное развитие. Благодарность. Как развить силу воли. Производительность. Три способа развития силы воли. Займитесь медитацией. Здоровье. Что такое сила воли. Полезные привычки. Станьте личностью. Принципы и цели. Идите только к одной цели в настоящий момент.

«Юношеский возраст» - Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Коммуникативная сфера. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Физическое развитие. Повышается саморегуляция эмоциональных состояний. Основные функции дневника: Юношеский возраст - период активного развития и проявления творческих способностей.

«Самопознание личности» - Концепция. Вопросы кодификатора. Человек. Значение самосознания. Мировой разум. Природа. Компоненты самосознания. Самовосприятие. Фазы самопознания и самооценки. Варианты обретения идентичности у подростков. Идентичность. Образы. Процесс самопознания. Социальное познание. Образ «Я». Самооценка. Научное познание.

«Формирование компетентной личности» - Книга. Ораторская речь. Список вопросов по тексту. Изготовление декораций. Подготовка к спектаклю. Выступление. Изготовление кукол. Кукольный спектакль. Комфортные условия для самореализации обучающихся. Исторические комментарии. Образец текста пьесы. Учимся выходить на поклон. Делимся на группы. Формирование компетентной личности.

«Самооценка подростка» - Интеллект-? Самовоспитание. Чтение книг. Понятие самооценки. Характер- ? способности-? Темперамент-? Мы узнали о себе очень много. Высокая самооценка ускоряет развитие подростка. Что мы узнали о себе. Самостимуляция. Задумаемся. Чувства- ? эмоции- ? У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки выше.

Всего в теме 20 презентаций