Влияние на эмоциональное состояние человека. Влияние эмоциональных состояний на результативность труда работника

Аннотация: Каждый день человек получает неограниченное количество информации об окружающем мире. Для обеспечения нормального функционирования ему необходимо отвечать на внешние и внутренние стимулы. Согласно реакции обеспечиваются эмоциями и чувствами, которые отражают степень удовлетворения или неудовлетворения относительно того или иного раздражителя. Учитывая тот факт, что человек социальное существо, которое практически все свое время проводит в окружении самых разных людей, возникает вопрос: влияет ли эмоциональное состояние окружающих на возникновение мыслей?

Выводы дадут нам возможность четко понимать внушать ли другим те эмоции, которых на самом деле они бы не испытывали в данный момент, если бы не мы, и о том, что нельзя использовать полученные результаты, например, для поддержания эмоционального состояния у людей, которые находятся в депрессивных, апатичных и угнетенных состояниях.

Корреспондент: Можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка есть эмоции?

Эксперт: Доказательством может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией. Именно эмоциональная связь между матерью и ребенком обеспечивает выживание в первые дни жизни каждого человека.

Корреспондент: Кто из первых высказался о важности роли эмоций в поведении людей?

Эксперт: Одними из первых на эту тему высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии обучения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научение ». Маурер должен был признать порочность общепринятого для западной цивилизации недоверчивого и презрительного отношения к эмоциям и их унижение перед интеллектом (умом, логикой). «Если представленные рассуждения верны, то эмоции чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают такого противопоставления “ума”».

Корреспондент: Характеризуя эмоции в чисто феноменологическом, описательном плане, что можно выделить, какие признаки?

Эксперт: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны – аффективное волнения, с другой – его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой “интимности”.

Корреспондент: Расскажите об «эмоции» в узком и широком смысле?

Эксперт: В широком смысле эмоции обозначают любые возможные душевные переживания. В узком понимании эмоции (от. лат. Emoveo – волную, возбуждаю) – это относительно простые и краткосрочные душевные переживания, которые характеризуют ситуативное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Примером эмоций является удовлетворение и недовольство, радость и печаль, страх, гнев и т.д.

Корреспондент: Опишите шесть свойств эмоций и приведите примеры к каждому из них?

Эксперт: Во-первых, эмоциям и чувствам свойственна субъективная окрашенность. Это означает, что они несут на себе отпечаток индивидуальности и особенностей человека, отражая своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок и т.д. Это в определенной степени искажает действительность. Субъективный фактор в эмоциях и чувствах играет основную роль.

Во-вторых, эмоции и чувства полярные. Если какое-то переживание имеет положительный полюс, то всегда можно найти и противоположный. Например, удовольствие – неудовольствие, радость – печаль.

В-третьих, в сложных человеческих переживаниях наблюдается слияние этих полярных эмоций, в результате чего появляется амбивалентность, или двойственность, эмоций и чувств.

В-четвертых, эмоции и чувства человека могут быть различной интенсивности. Например, страдания или амбивалентность могут быть сильными, и, в-пятых, для эмоций и чувств характерна определенная продолжительность, которая связана с глубиной переживаний: чем чувства глубже, тем они более длительные.

В-шестых, для эмоций характерна предметность – степень осознанности и связи с конкретным объектом. Например, если человек переживает страх, то этот страх вызван конкретным предметом или явлением.

Экология познания: У человека есть правая и левая сторона тела. Правая связана с волей, мужское начало, левая связана с эмоциями, женское начало. Любые эмоциональные перегрузки дают нарушения соответственно с левой стороны. Волевые проблемы – неумение расслабиться

У человека есть правая и левая сторона тела.

Правая связана с волей, мужское начало, левая связана с эмоциями, женское начало. Любые эмоциональные перегрузки дают нарушения соответственно с левой стороны. Волевые проблемы – неумение расслабиться, внутреннее напряжение – дают проблемы с правой стороны. Это относится ко всем, независимо от пола.

Каждый орган имеет свой характер, т е он имеет определенное эмоциональное состояние. А так как именно ум контролирует здоровье человека, каждый орган имеет свою связь с характером. Если у человека хромают какие-либо черты характера, будут страдать и соответствующие органы.

Позвоночник связан с такими фундаментальными чертами как бодрость и пассивность, желание и нежелание жить. Если человек занимает активную жизненную позицию, хочет работать над собой, бороться с трудностями и не лениво настроен, то позвоночник у него так или иначе будет здоровым. Есть категория людей, которые очень сильно концентрируются на негативе, постоянно пытаются преодолеть своей психикой плохое, сильно погружаются в отношения с негативом – они получают поражения позвоночника. Позвоночник – это дерево жизни, его ствол. Если человек положительно относится к жизни, умеет прощать, любит труд, то позвоночник будет здоровым. Поэтому любую негативную ситуацию необходимо преодолевать позитивом, а не негативом.

Сердце – максимальная концентрация близких отношений, то что очень близко с нами связано. Родственники, любимый труд. И когда человек очень сильно привязывается к этому, хочет получать постоянное счастье от этой близости, а не давать и помогать, то страдает сердце. Когда мы что-либо хотим от близких людей, а они не дают нам этого, это выражается в виде обиды, какой-либо внутренней травмы, что и влияет на соответствующую часть сердца.

Ритм сердца страдает тогда, когда человек очень сильно сосредоточен на, для него важном, и не может расслабиться. Человек очень сильно погружен в проблему негативным образом, принимает близко к сердцу – будет страдать сердце. Если человек очень сильно погружается в какую-то деятельность, что тоже имеет для него очень сильное значение, будет страдать сердце. Например, гипертрофия сердечной мышцы возникает у спортсменов, которые вымучивают себя. Занимаются спортом не для здоровья, а для результатов.

Печень связана с волевой деятельностью человека. Гневливый человек – это тот, который хочет, чтобы все было по его воле. Насильно заставляет людей жить, так как хочет он. Часто это функция начальников, которые вымучивают подчиненных, заставляя жить по-своему. В результате они могут получить гепатит – печень перегревается и начинаются воспалительные процессы. Наоборот, при безвольном характере, когда человек думает, что все тяжело, трудно, печень теряет силу – прекращается нормальная выработка желчи. Начинаются вяло текущие воспалительные процессы.

Поймите, ум – это то, что мы имеем всегда. Черты характера присутствуют уже с рождения у маленьких детей. Черты характера – это врожденная вещь. Характер есть даже у деревьев, не говоря уже о животных.

Все органы, которые находятся спереди – связаны с сознанием человека, нашей активной жизнью.

Все органы, которые находятся сзади – связаны с нашим подсознанием, с тем, что глубоко сидит в нас.

Так, например, бронхи человека связаны с его желанием прямолинейно добиваться чего-либо в этой жизни. Люди, имеющие бронхит, например, идут в дверь и если она будет закрыта – они будут ломиться в нее. Склонность к тому, чтобы было, как я хочу, даже если так не бывает – дает склонность к бронхиту.

Астма – это уже запущенный случай, люди однонаправленного категоричного мышления.

Гипертония – повышенный тонус сосудов, неумение отдыхать. Чаще всего это связанно с эмоциями. Если человек держится в одной эмоции, у него повышается тонус сосудов. В большинстве случаев это бывают отрицательные эмоции. Если начальник держит коллектив в напряжении одной и той же эмоцией, она у него никак не расслабляется – отсюда инсульты и инфаркты. Чрезвычайная ответственность часто означает отрицательное влияние на коллектив, что держит его в постоянном негативе.

Поджелудочная железа очень сильно реагирует на брезгливость и неприязнь. Обиженное состояние сильной неприязни может довести до панкреатита.

Люди с сахарным диабетом очень восприимчивы к окружающему миру. Они очень избирательны, чувствительны и им очень трудно жить из-за этого.

Кишечник связан с деятельностью и активностью человека. Если человек по своей природе очень напряженно трудится – напряжен и кишечник. Соответственно могут быть проблемы воспалительного характера и запоры. Если же человек работает лениво – у него могут быть запоры из-за гипотонуса кишечника. Если человек трудится с неприязнью, не в той среде, где ему комфортно - могут появляться боли в кишечнике без всяких признаков какой-то болезни.

Если люди во время труда испытывают негативные эмоции, ругаются с окружающими или просто со злобой трудятся – такие люди получают болезни желудка . Так же болезни желудка могут возникать и от простой причины, которую мы все хорошо знаем – обжорство.

Тяга к острой пище возникает из-за неудержимого характера.

Если человек очень эмоционален, ведет себя агрессивно – его тянет к острой пище, в результате чего он получает гастрит .

Каждый вкус связан с определенными чертами характера.

Чрезмерное пристрастие к какому-либо вкусу обусловлено соответствующими чертами характера. Чрезмерная склонность к сладкому связана с ленью и желанием жить за чужой счет. Студенты любят есть сладкое и по этой причине, им просто хочется счастья.

Терпкий вкус - любят те люди, которые склонны упахиваться на работе, т е много и постоянно работать.

Кислый вкус любят те, кто эмоционально не устойчив, обидчив, находится в подавленном настроении. Поэтому зимой так часто хочется поесть квашеной капусты. Квашеное настроение – квашеная капуста. Таким образом, кислый вкус увеличивается при эмоциональной неустойчивости, когда у человека не все так, как бы ему хотелось. Даже просто отсутствие солнца несколько дней может спровоцировать желание поесть кисленького. Нарушение обмена веществ – результат влияния кислого вкуса.

Острый вкус присущ страстным людям. У них летят во все стороны эмоции, они ведут себя очень экспрессивно. Мы знаем много таких наций, например грузины. Поэтому они так и любят острое. Красный перец – это основное блюдо. Индусы – тоже экспрессивные люди, достаточно посмотреть их фильмы. Индийские корни цыган тоже хорошо просматриваются в их поведении. Флегматичные нации меньше используют острого. В основном это связано с солнцем. Но встречаются не темпераментные и южные народы.

Соленый вкус связан с психическим напряжением и не умением отдыхать. Если человеку необходима умственная концентрация – ему необходимо больше соленого. Поэтому если вы не можете расслабиться – возможно вы переели соленого. Гипертония – тоже возможна из-за переизбытка соли. Еще о свойствах соли и ее роли в нашей жизни можно почитать здесь.

Поймите, вкусы – это эмоции ума . Поэтому, если грузина лишить острого, он превратится в чукчу. Но бывают запредельные вкусы, как и эмоции, которые и разрушают здоровье. Поэтому если человек здоровый и ест острое – пускай и ест. Но если у него язва желудка – пора задуматься о количестве острого в пище.

Горький вкус – результат горькой жизни. Вкус, который связан с подавленностью человека и в целом, когда организм заболевает он входит в состояние подавленности. Поэтому большинство лекарств горькие. Горький вкус возбуждает, активирует организм, дает волю к победе. Поэтому кислый и горький вкусы часто очень нужны в жизни.

Человек может иметь несколько эмоциональных состояний – это разные темпераменты ума, это деятельность эмоций.

Холерик - чрезмерная безудержная деятельность чувств.

Сандвиник - чрезмерная и позитивная деятельность чувств.

Флегматик – позитивная заторможенность деятельности чувств.

Меланхолик – негативная заторможенность деятельности чувств.

Интроверты и экстраверты - это уже направленность психики человека во внутрь или наружу. Интроверт – это не внутренняя жизнь человека, это просто обсасывание самого себя, копание в самом себе. А экстраверт – это копание в других.

Легкие связаны со страхом будущего, безисходностью. К примеру, когда началась вторая мировая война, начались вспышки туберкулеза. Люди не знали, что будет дальше, они жили в страхе перед своей судьбой. Состояние легких – отражение желания жить. Дышишь – значит живешь. Болезнь бронхов - чрезмерная принципиальность, прямолинейность.

Почки связаны с возможностью человека принимать условия жизни. Если человек легко адаптируется к тем условиям жизни, которые ему предоставляет жизнь, почки будут сильные и крепкие. В целом человеку со слабыми почками трудно испытывать комфорт в жизни.

Толстый кишечник страдает от упрямства. Если человек очень упрямый, всегда стоит на своем, начинаются перегрузки толстого кишечника.

Органы чувств связаны с врожденной или приобретенной жизненной позицией человека.

Если человеку трудно сосредоточиться, принять этот мир, тогда у него будет слабое зрение и слабые глаза в целом. Люди с сильными глазами легко адаптируются в этом мире. Они все подмечают и живут в очень близком взаимодействии с этой средой. Людям со слабым зрением по барабану, что происходит вокруг, им это по большей части не интересно. Их больше интересует то, что внутри. В целом – не желание познавать этот мир. Зрение связано со светом, а свет – это знание этого мира.

У людей со слабым слухом эгоизм очень сильно погружен в звуки. Они очень плохо переносят различные шумы. Например, человек может не реагировать на шум машин, находясь на улице, но у себя дома шум машин может его просто вывести из себя. Это все означает, что уши будут страдать.

Есть люди, которые постоянно думают о своей коже, о своем лице. Это будет приводить к тому, что кожа будет становиться все более и более чувствительной. Все меньше и меньше кремов и масочек будет подходить к такой коже. Будет увеличиваться число раздражений. Не зря есть поговорка: за что боролся, на то и напоролся. Часто заболевания кожи возникают из-за непереносимости климата или среды обитания. Кожные аллергии – результат непереносимости пыльцы цветов и растений.

Мигрени – отражение непереносимости определенного психического тонуса окружающей среды. Человек входит в тот тонус, который не соответствует комфортному состоянию. В голове копится напряжение, которое и приводит к диким болям. Иногда люди реагируют просто на замкнутое пространство, долго находясь в каком-то помещении. У женщин мигрени бывают чаще просто потому, что у них в шесть раз больше чувствительность к окружающей среде, чем у мужчин. Бывает и на Луну реакция. Вариантов много, уловите суть - не способность адаптироваться к окружающей обстановке.

Гипофиз связан с целями жизни. Это уже связано с разумом человека.

Если человек упирается в негативные цели – он получает болезни гипофиза. Неправильные жизненные цели приводят к гормональным болезням органов головного мозга. Если человек принимает проблему сердцем – страдает сердце, если головой – страдает голова.

Суставы страдают тогда, когда человек работает в отчаянии, с отрицательными эмоциями. То есть существует психическая зона, дома или на работе, где он трудится с отчаянием.

Болезнь сосудов связана с эмоциональным напряжением. И наоборот – полное эмоциональное безразличие приводит к слабости сосудов.

Обоняние связано с концентрацией внимания. Переизбыток концентрации внимания приводит к избыточному напряжению обоняния, что может отразиться в его полной или частичной потере.

Неумение расслабиться после концентрации на одной цели приводит к заложенности носа, к гаймориту. А если проблему принять близко к сердцу – ударит по сердцу.

Если женщина противится своей женской природе – можно получить гормональные болезни придатков.

Щитовидная железа связана с повышенной чувствительностью, эмоциональной реакцией на внешние воздействия окружающей среды.

В целом, нервная система страдает от однонаправленности жизненной цели, обреченности. Не напряжения, а именно обреченности. Если человек не умеет переключаться с одной цели на другую – это приводит к болезням нервной системы. Стахановское движение: долбим шахту, если не долбим, то спим, потом опять долбим.

Часто очень трудно бывает словами объяснить причины болезни, необходимо понять саму эмоцию. Если есть какая-то доля обреченности – страдает нервная система. А уж конкретно, куда ударит, зависит от конкретных причин обреченности.

Если человек берет на себя очень много ответственности, начинают страдать волосы. Женщины более легко относятся к ответственности, что и видно по их волосам. Внешне она может переживать, но внутренне может сказать - да пошлы вы все.

Разные виды агрессии по отношению к этому миру дают разные виды инфекционных и вирусных заболеваний. Если человек считает, что его все достали – он будет страдать простудными заболеваниями.

Онкология возникает от злобы, депрессии, когда эти чувства становятся запредельными. Разные виды обиды будут поражать разные органы с левой стороны. От хамского и безответственного поведения страдают половые органы.

На первый взгляд может показаться, что все изложенное не имеет никакого отношения к здоровью. Но восточная медицина – она именно такая.

Она имеет дело с более тонкими вещами по сравнению с современной медициной, поэтому она не так очевидна на первый взгляд. Вы попробуйте почитать тибетскую медицину – там вообще все аллегорично по сравнению с аюрведой. Сплошные ветра, огни и т. д.

Лечить все перечисленные болезни можно с помощью соответствующих постов, что неизбежно приведет к исправлению и характера.

Хотя можно попытаться исправить характер, что неизбежно приведет к выздоровлению.

Что для вас проще - решать вам, ибо в основе мироздания лежит закон свободной воли.

Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас... опубликовано

Любая профессиональная деятельность человека имеет определенное эмоциональное содержание.

Эмоции - это психические состояния, отражающие отношения человека к себе, другим людям, реальному миру.

Источником эмоций и чувств служат предметы и явления объективной действительности, процесс познания, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в организме.

Физиологический механизм эмоций связан с возбуждением подкорковых центров, с соответствующими изменениями в вегетативной нервной системе, что внешне проявляется в покраснении или побледнении кожи, расширении зрачков, усиленном потоотделении, изменении пульса и давления. Кора головного мозга контролирует проявление эмоций и чувств, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры.

Проявление эмоций и чувств И. П. Павлов связывал с нарушением или подкреплением динамических стереотипов. Прежде всего это относится к трудовым процессам и выработке рабочих динамических стереотипов. Подкрепление рабочего динамического стереотипа в виде хорошей организации рабочего места, научно обоснованных режимов труда и отдыха, соблюдения производственной, технологической и трудовой дисциплины вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. И наоборот, нарушение рабочего динамического стереотипа в связи с неблагоприятными условиями труда вызывает отрицательные эмоции. Современные исследователи установили, что эмоции высших животных и человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения. «Низкая вероятность достижения цели ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе и т.д.), активно минимизируемым субъектом. Увеличение вероятности того, что потребность будет удовлетворена (по сравнению с ранее имевшимся прогнозом), порождает положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремится максимизировать, т.е. усилить, продлить, повторить» . Эта зависимость получила название общей закономерности человеческих эмоций.

Эмоции выполняют две функции: регулирующую и сигнальную. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции и чувства направляют и регулируют поведение работника, а сигнальная - в том, что эмоции возникают и изменяются в соответствии с изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде, т.е. сигнализируют о них.

Эмоции работника сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (жесты, движения мышц тела), а также изменениями тонов голоса, выразительности речи. Человека, обладающего выразительной мимикой и речью, легче понять при разговоре. Эти качества являются профессионально важными для педагогов и руководителей коллективов, менеджеров, ибо им необходимо донести мысли, чувства, значимую информацию. В то же время нужно уметь контролировать эмоции и управлять ими.

По влиянию на работоспособность эмоции делятся на две группы: степические (бодрящие ) - эмоции, повышающие жизнедеятельность, активность человека, его работоспособность, и астенические (угнетающие ) - эмоции, понижающие жизнедеятельность, активность и работоспособность человека.

Динамика работоспособности является физиологической основой изменения индивидуальной производительности труда. Их взаимосвязь прямая. Рост работоспособности при прочих равных условиях ведет к увеличению производительности труда. Учитывая эту закономерность и влияние эмоций на работоспособность, на предприятиях необходимо создавать условия для возникновения и поддержания у работников стенических эмоций. К таким условиям относятся справедливая система стимулирования, четкая организация производства и труда, рациональные режимы труда и отдыха, использование функциональной музыки и т.д.

По силе проявления выделяются четыре вида эмоций: аффект, страсть, настроение, стресс.

Аффект - это бурная, кратковременная эмоциональная реакция, например гнев, отчаяние, страх. Аффекты характеризуются динамизмом и силой нарастания. Это состояния чрезмерной интенсивности, сопровождающиеся иногда даже временной потерей сознательного контроля человека за своим поведением. Физиологическая основа аффекта - освобождение подкорки от контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Предотвратить аффективную вспышку возможно путем мобилизации усилий воли или переключения на другой вид деятельности.

Страсть - это длительное, устойчивое и интенсивное эмоциональное состояние. Страсть всегда носит предметный, избирательный характер. Предметом страсти в сфере труда могут стать различные области знаний и области деятельности, например рационализаторская и изобретательская деятельность. Это эмоциональное состояние способствует повышению активности и действенности личности в достижении поставленной цели. Страсть имеет социальную направленность и может быть положительной и отрицательной. Страсть, направленная на удовлетворение потребностей, идущих вразрез с морально-этическими, нравственными нормами, принятыми в обществе (азартные игры, наркомания, алкоголизм и т.п.), несомненно, может быть названа отрицательной.

Настроение - это относительно слабо выраженное более или менее длительное эмоциональное состояние. Настроение может быть достаточно устойчивым и длиться месяцами, а может быть кратковременным. Бодрое настроение является хорошим стимулятором трудовой активности, вызывает желание добиться хороших результатов и, естественно, способствует повышению производственных показателей. Вместе с тем успех в труде, его общественное признание, интересная содержательная работа создают хорошее настроение. Плохое настроение оказывает отрицательное воздействие на результаты трудовой деятельности.

Многие профессии требуют от работников умения управлять своим настроением. Это относится к профессиям, связанным с работой с людьми: руководители любого ранга, менеджеры, педагоги, работники сферы обслуживания, торговли и т.п.

Стресс - эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Есть профессии, особенности которых могут вызвать стрессовые состояния работников. К ним относятся профессии, связанные с риском, возможными аварийными ситуациями, необходимостью действовать в условиях дефицита времени. Стрессовые ситуации могут возникнуть в практике взаимоотношений между людьми, при конфликтной ситуации. Стресс отрицательно воздействует на психические процессы, влияя на готовность памяти и качества ума, вызывая ошибки восприятия и общее торможение организма. Поведение в стрессовой обстановке во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями личности, в том числе способностями, характером и темпераментом.

Основной путь борьбы с нежелательным эмоциональным напряжением, способным оказать отрицательное влияние на деятельность и здоровье человека, - это максимальное информирование работника о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, максимальная его вооруженность соответствующими знаниями и навыками, профессиональным опытом, включающим умение использовать этот опыт для достижения цели. Важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже в том случае, если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицательных эмоций .

  • Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИПФРА-М,1997. С. 143, 149.
  • Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М. : Наука,1984. С. 160.

Как повлиять на свое эмоциональное состояние

Эмоции влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему-либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении - в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получать­ся ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хоро­шей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить… Естественно, ваши действия при этом будут го­раздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши эмоции в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чув­ства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым ради­кальным образом.

  • Эмоциональные переключатели

Прежде всего, давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства. Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выраже­ние лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) - могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огром­ное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в не­которых критических ситуациях.

Упражнение: Как повлиять на свое эмоциональное состояние

Чем увереннее вы будете чувствовать себя при использовании своего субъективного опыта, своих внутренних представлений, тем лучше вы сумеете управлять своими чувствами и поведени­ем. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1.Оцените свое нынешнее состояние (самочувствие и настрое­ние) по десятибалльной шкале. Наивысшая оценка - десять - означает, что вам никогда еще не было так хорошо, а самая низ­кая оценка, наоборот, говорит о том, что вам никогда еще не было так плохо.

    1. Восстановите в памяти какой-нибудь из наиболее приятных моментов в своей жизни, например, когда вам удалось сделать что-то действительно стоящее. Или когда вы получили особое признание своих заслуг (или когда вы по какой-либо иной при­чине чувствовали себя на седьмом небе от счастья). Постарай­тесь восстановить свои переживания как можно более полно. Начните со зрительных образов, затем вспомните звуки и все другие ощущения, связанные с этим приятным событием в ва­шей памяти. Соберите все свои впечатления вместе и наслади­тесь ими в полной мере, как будто вы вновь оказались в уже прошедшем времени.
  1. Осторожно перенеситесь в настоящее время и вновь оцените свое состояние. Весьма вероятно, что после выполнения этого упражнения ваше самочувствие заметно улучшится. Таким образом, вы убедитесь, что можете сознательно влиять на свое эмоциональное состоя­ние. Если у вас все же остались некоторые сомнения (например, если изначально вы и так находились в состоянии эйфории), повторите это упражнение, но на этот раз вспомните что-нибудь исключительно неприятное и понаблюдайте за своим состояни­ем. Вывод крайне прост: вы вполне можете контролировать соб­ственные эмоции, если считаете это нужным и знаете, как это сделать.