Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени

Коррекционно- образовательные задачи: -учить завершать предложение по смыслу;

Учить составлять предложения по двум опорным словам;

— активизировать и расширить словарь детей по теме « Осень»;

Закреплять умения детей подбирать несколько действий к названию предмета;

Коррекционно- воспитательные задачи: развитие координации движений, пространственной ориентировки, мелкой моторики пальцев рук, развитие мышления.

Оборудование: картинки времен года, почтовый ящик, конверты, предметные картинки по изучаемым темам, мяч, дерево из картона, предметные картинки с изображениями от1до 10 признаков осени.

Ход занятия:

1.Организационный момент . Построение друг за другом по указанию логопеда. Влад встанет за Машей. Настя перед Ростиславом. Арина за Артемом. И т.д. Затем логопед задает вопросы: Влад за кем ты стоишь? Впереди кого Настя ты стоишь? Между кем Вадим ты стоишь? Позади кого Маша ты стоишь? Рядом с кем Рома ты стоишь? И т.д.

2.Основная часть .

Логопед: Вспомните ребята, какие времена года вы знаете?(Правильно) . Сейчас мы с вами поиграем в игру « Закрой картинку» Перед вами картинки, на которых изображены времена года. Зиму будем закрывать белыми квадратами, весну –зелеными, лето- красными, осень- желтыми. В каждом ряду вы должны найти одну картинку, которая не подходит по смыслу. И поставить её на наборное полотно.

Логопед: Посмотрите на панно. Все картинки, с каким временем года?

(Дети: Осень). Вот сегодня мы с вами будем, говорит об осени.

Игра « Почта».

Логопед: Сегодня утром пришла почта и вам надо получить каждому конверт. На ваших стульях наклеены картинки. Почтальон вам раздаст конверты с письмами в соответствии с наклейками на ваших стульях.(Почтальон достает из почтового ящика конверты с наклейками и называет улицу по изображению конверта(Улица Кленовая и т.д. улицы по названию листьев с деревьев и кустарников.) и отдает конверт по адресу, ребенок открывает конверт, достает предметную картинку по теме « Осень».

Логопед: Кому почтальон отдает конверт, тот ребенок достает картинку и говорит что делает его предмет.(В конвертах лежат картинки: солнце, облака, дождь, ветер, трава, листья, медведь, заяц, еж, ласточка, белка) Например: солнце осенью (что делает?)- светит, поднимается, блестит, опускается, освещает, не греет.

Игра « Волшебное дерево».

Логопед: Вспомните, ребята мы с вами читали, произведение К. Чуковского

« Чудо- дерево». И у нас то же есть чудо- дерево на нем будут расти разные предметы. Все они относятся к теме осень. (Перед детьми раскладываются картинки. Логопед загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Дети отгадывают и находят соответствующую картинку и « вешают» эту картинку на дерево и называют количество:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе.

Ребенок.Туча (Берет картинку и считает: одна туча, две тучи, три тучи, четыре туч, пять туч)

Логопед загадывает загадки о зонтике, солнце, гриб, дереве, листочке, белке, ежике, медведе, плаще, галошах, рябине.

Физминутка. Игра « Завершение предложения».

Логопед: Ребята сейчас будем играть с мячом. Кому я бросаю, мяч тот заканчивает, предложение.

Птицы улетают на юг(когда?.)…..Солнце скрылось за тучами,стало…(как?)После дождя стало (как?)…Поднялся сильный ветер, с тало (как?)….Животные меняют цвет своей шубки (когда?)…. И т.д.

Логопед: У вас есть картинки, которые пришли в конвертах. Я вам раздам еще по одной картинке и вы составите предложения используя эти два слова: ветер- листья, солнце-небо, листья- ветки, лед- лужа, ветер- листья, яблоки- деревья, овощи- грядка, резиновые сапоги- лужи и т.д.

Итог. Наше путешествие заканчивается. Исправьте меня, если это суждение не верное, а если верное то скажите, что оно правильное: Солнце круглое, а дубовый лист зеленый. Осенью ветер сильный, а солнце теплое и т.д.

Название: Конспект НОД учителя- логопеда в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексико- грамматическому строю речи на тему «Осень»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / занятия логопеда


Должность: учитель- логопед
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развитие ребенка детский сад № 36 г. Курганинск
Месторасположение: Краснодарский край,город Курганинск, улица Розы Люксембург

Оксана Иванникова

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия

Учитель-логопед: Иванникова О. А.

Тема: «В гости к осени».

Программное содержание: Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень». Обучающие задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.

Методическое обеспечение: Слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы».

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку – переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет …

Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).

Логопед:

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети:

В этом стихотворении говорится об осени. Слайд 1.

Логопед:

Как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?

Дети:

Солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.

Логопед:

Вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.

Дети:

Солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:

Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц.

3. Изучение нового материала.

1) Логопед:

Первая станции нашего путешествия «Лесная». Слайд 2.


Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:

Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Логопед:

Как вы догадались, что это лес?

Дети:

Летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Слайд 3.


2) Логопед:

Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.

Логопед:

Как называется явление, когда листья падают?

Дети:

Листопад. Логопед:

Из каких двух простых слов образовано слово листопад?

Дети:

Листья падают.

Логопед:

Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.

3) Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал,

Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева.

4) Логопед размещает на наборном полотне картинки деревьев.

Логопед:

Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.

Логопед:

А вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.

Дети:

Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.

Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.

5) Логопед:

Подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?

Дети:

Листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.

Логопед:

Вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -

6) Игра «Похожие слова». Слайд 4. На слайде появляется «дерево родственных слов».


Логопед:

Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.

Логопед:

Подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.

Логопед:

Что это? (Лес.)

Логопед:

Большой лес, а маленький … (лесок.)

Логопед:

Человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)

Логопед:

Тропинка в лесу, какая … (лесная.)

Логопед:

Человек, который лес рубит … (лесоруб.)

Логопед:

Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.) Логопед:

Техника, которая лес возит? (Лесовоз.)

Логопед:

Вы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».

Дети:

Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.

7) Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно. Слайд 5. Логопед:

Мы прибыли на станцию «Лесных обитателей».


Логопед:

Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.

Логопед:

Назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?

Дети:

Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.

Логопед:

Про кого говорят, что его «ноги кормят».

Дети:

Волка зимой «ноги кормят».

Логопед:

Что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.

Дети:

Если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным.


Логопед:

Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?

Дети:

Заяц и белка меняют цвет шубки.

Логопед:

Почему это происходит?

Дети:

Заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.


Логопед:

Молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».

Дети:

Животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.

Логопед:

Лесные обитатели приготовили для вас загадку:

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.

Логопед:

На полянку выходите, С дождём игры заводите.

III. Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Логопед выручает детям картинку - символ («дождь») Логопед:

Подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?

Дети:

Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».

Дети:

Осенью часто идёт моросящий дождь.

8) Д/игра «Кто и где спрятался?» Слайд 8.


Логопед:

Пошёл дождь в лесу. Лесные звери испугались дождя и решили спрятаться в свои домики. Скажите, кто из зверей, где прятался.

Дети:

Медведь спрятался в берлоге. Белка пряталась в дупле. Лиса спряталась в норе. Волк спрятался в логове. Заяц спрятался под кустиком.

9) Станция «Пернатых друзей». Слайд 8.

Логопед:

Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.


Логопед:

Назовите птиц?

Дети:

Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.

Логопед:

Кто из этих птиц не улетает на юг?

Дети:

Сорока не улетает на юг.

Логопед:

Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?

Дети:

Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.

Логопед:

Как называются птицы, которые остаются с нами?

Дети: С нами остаются зимующие птицы.

Логопед:

Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы». Дети:

Перелётные птицы улетают на юг.

10) Д/и «Осень, ты какая?»


Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая? Дети:

Осень – красивая, золотая, холодная …

Логопед: Если на улице холодно, то осень …

Дети:

Холодная.

Материал: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.

11) Рассказы детей «Осень наступила». Дети составляют рассказы об осень по опорным картинкам-символам.

Логопед:

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.

Занятие помогает в увлекательной форме систематизировать представления об осенних изменениях в природе, формировать представления о периодах осени, пополнить активный словарь существительными с уменьшительными суффиксами, сложными словами у воспитанников подготовительной логопедической группы. Используется авторское пособие "Лого-книга".

Коррекционно -образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).

Коррекционно -развиваюшие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств. Развитие связной речи, зрительного восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, 3 картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени, 2-я страница "Лого-книги", рисунки с наложенным изображением листьев по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета, где тихо звучит "Осенняя песня" П. Чайковского, с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Садится будет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-йребенок. Березка.

2-й ребенок. Дубок.

3-й ребенок. Тополек.

4-й ребенок. Осинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?"

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).)

Логопед рассыпает оставшиеся листья в корзинке на столе.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1-й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение "Периоды осени". (Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи).

Логопед смахивает листья в корзинку и вывешивает на мольберт три картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

Логопед. Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1 -й р е б е н о к. На первой картине нарисованы дети в парке. Небо серое, покрытое облаками. Но листья на деревьях и трава еще зеленые, на клумбе много цветов. Дети одеты в легкие курточки. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые разноцветными листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать "Золотая осень".

3-й ребенок. На третьей картине мы видим голые деревья, серое небо, мальчики и девочки одеты в теплые куртки. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору - позднюю осень.

4. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед просит детей взять в руки зеркало и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. "Широкий" язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас "почистим" зубки. "Почистить" языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

5. Подвижное упражнение "Туман". (Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи).

Логопед предлагает детям, пройти на ковер.

Туман повис клоками в Сидят на корточках, выполняют ритмичные
Саду и во дворе удары ребром ладони и кулачками
по полу.
Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают кулаки
Я взял его ладошкой
и крепко- крепко сжал
Но прыткий он как кошка, Бегут пальчиками по полу.
он взял и убежал
Висит туман над речкой Встают, поднимают руки и качают ими из
и дышит, как живой стороны в сторону
Как белая овечка с кудрявой головой. Смыкают руки над головой.
И маленькие рожки на этой голове,
Но поутру остались лишь капли на траве.

6. Работа с "Лого-книгой" (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий "Золотая осень", листопад)

Логопед вывешивает на доске 2-ю страницу из "Лого - книги".

Логопед. Ребята, а давайте теперь создадим свою картинку. Изобразим золотую осень. Перед вами лежат части картины (на столе лежат, выполненные из ткани листья разных цветов, "кроны" разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).

Сейчас, каждый из вас будет подходить к столу, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду "золотая осень", и прикреплять ее к странице книги. При этом каждый из вас объяснит свой выбор.

1-й ребенок. Я выбрал и пристегнул желтую "крону" дерева, потому что она как -будто золотистая, и напоминает переливающиеся желтые листья на солнце.

2-й ребенок. Я пристегнул к дереву разноцветные листья - желтые, бордовые и зеленый, потому что золотой осенью все литья разных цветов.

3-й ребенок. Я пристегнул травку желтую и зеленую, потому что золотой осенью, трава уже начинает желтеть.

4-й ребенок. Я прикрепил солнышко и тучку. Солнышко, потому что золотой осенью солнышко еще светит ярко, хотя уже и не греет как летом. А тучку, потому что золотой осенью, бывают и пасмурные дни.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.

А теперь объясните мне, что такое листопад.

Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.

Логопед. Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?

Дети. Отстегнуть листья и положить их в траву.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.

7. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики)

Логопед предлагает детям сделать зарядку для пальчиков.

8. Работа по картинке-загадке "Что ты видишь?" (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи).

Логопед раздает каждому ребенку картинку - загадку с наложенными изображениями листьев.

Логопед. Последняя игра сегодня - картинка-загадка "Что ты видишь?" У каждого из вас на столе есть картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать по одному листочку, и обвести его

1 -й р е б е н о к. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.

При подготовке конспекта использовалась литература:

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Работа с глиной - одно из средств коррекции развития речи
Памятка родителям заикающихся дошкольников

Проект системы работы с дошкольниками со зрительной патологией. Тема: "Комплексное воздействие арттерапии на психоэмоциональное состояние дошкольников со зрительной патологией"
Несколько идей для привлечения родителей к совместной деятельности в группах детского сада
| конспект | конспект урока | подгрупповые занятия | конспект подгруппового занятия | конспекты занятий | формированию | формирование личности | лексико–грамматических | средств | народные средства | языка | русский язык | развитию | речи | части речи | лексическая | лексическое значение | тема | и тем и тем | осень | осень 2011 | периоды | ледников период | осени | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект подгруппового занятия по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию речи Лексическая тема Осень Периоды осени Детский сад

«Картинки осени». Знакомство с признаками осени.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.

Осенью бывает... (дождь).

Осенью бывает... (листопад).

Осенью бывает... (холод).

Осенью бывает... (ветер).

Осенью бывают... (овощи).

Осенью бывают... (фрукты).

Осенью бывают... (грибы).

Осенью бывают... (желтые листья).

Осенью бывают... (красные листья).

«Осень пришла». Заучивание стихотворения. Логопед читает стихотворение, выставляя на доске «подарки» осени.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Развитие связной речи

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

Сенсорное развитие

« Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

Работа над звуковой стороной речи

«Повтори потешки».

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

«Повтори дружные слова»:

листочки - грибочки;

фрукты - продукты;

помидор - мухомор;

листопад - снегопад;

птички - синички.

Физкультминутка-логоритмика

Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла...

Я. Аким

Тематический цикл «Овощи»

(четвертая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».

«Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.

«Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.

На доске - четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ - мухомор!

«На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.

Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой - в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.

Развитие связной речи