Методика использования малых форм фольклора. Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

Для комфортного пребывания, жизни и развития в обществе необходим речевой навык. Наиболее важно формирование такого фактора в период дошкольного возраста . Для этой цели существуют специальные программы, технологии и занятия. Оптимальная методика развития речи детей дошкольного периода позволяет освоить общение, научиться существовать в социуме. Это играет важную роль в полноценном познании окружающего мира, усвоении новой информации и применении знаний на практике.

Цель развития

Существует несколько ступеней формирования речевого фактора человека, но одним из самых важным периодов является дошкольный возраст. В этот момент дети стремятся к получению знаний о различных вещах и явлениях, к общению и активной деятельности в детском саду, в семье или обществе. Для эффективного развития важно обеспечить комфортные условия, а также технологии.

Каждая методика по развитию речи детей имеет определенную цель. Для эффективного решения какой-либо проблемы важно определить необходимый результат. Главной целью применения таких методов является развитие речевых навыков у детей. Также при этом осваивается не просто речь, а правильное общение, грамотное изложение. Подобные техники обучения направлены на решение следующих задач:

  • Совершенствование звуковой культуры речи у детей;
  • Пополнение, активация и применение словарного запаса;
  • Совершенствование грамматики речи;
  • Освоение связного и четкого произношения звуков;
  • Обучение детей родному языку;
  • Получение заинтересованности у ребенка к слаженному, художественному слову.

Основой построения любой методики является освоение простых навыков, а затем переход к более сложным знаниям. Такой подход позволяет осуществлять обучение детей наиболее оптимально, а также способствует качественному приобретению и усвоению знаний.

Речевые навыки и развитие ребенка проходит несколько этапов. В возрасте трех лет, после накопления некоторого словарного запаса, происходит активное его использование. В данный момент необходима методика развития речи. Таким образом, можно эффективно закрепить полученные ребенком знания, способствовать заинтересованности в процессе образования и качественному усвоению данных.

В детском саду используются различные методы, которые способствуют активному развитию, коррекции и совершенствованию навыка речи. В случаях, когда присутствуют какие-либо проблемы, необходим индивидуальный и правильный подход. Для этой цели следует учитывать возрастную категорию детей, особенности развития речевого фактора и применяемые технологии.

Методы и технологии

Различные технологии для развития речи детей предполагают выполнение особенного подхода. Таким образом, осуществляется воздействие на навыки, психологическое состояние и практическое использование знаний. Существуют методы, которые применяются в детском саду, а также в домашних условиях. Участие родителей в данном процессе способствует полноценному обучению и образованию ребенка.

Для осуществления процесса существуют различные пособия. Одним из самых популярных является книга Ушакова О. С., которая предназначена для педагогов. Такая технология развития речи детей направлена на совершенствование звукового произношения. Также метод для детей более старшего возраста в детском саду предусматривает полноценный подход к обучению, применение всех навыков на практике.

Каждая методика развития речи детей дошкольного периода имеет четкую цель и план осуществления. Технология Ушакова также предполагает структурированный подход, то есть обучение начинается от простых моментов к сложным. В таком процессе важно учитывать причины, которые мешают оптимальному формированию речевых навыков. Таковыми являются следующие факторы:

  • Недостаток уровня внимания родителей;
  • Односложный тип общения взрослых с ребенком;
  • Индивидуальные особенности психологического развития.

Различные технологии развития речи детей позволяют осуществить правильный и оптимальный процесс обучения. Такие действия применяются в детском дошкольном учреждении, а также в школе. Эффективная диагностика влияющих причин - это важное обстоятельство для развития речи детей.

Тема. Развитие речи дошкольников, как необходимое условие личностного развития.

Ф. И. О. Клеймёнова Галина Алексеевна,

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Колокольчик» Старооскольского округа Белгородской области.

Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсо
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): « речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой ана-литико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .

Речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, воспитатель одновременно развивает его интеллект. Развитие интеллекта - центральная задача, которую ставит перед собой педагог в дошкольном учреждении.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром (внеязыковая реальность). Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует окружающую человека действительность.

Система работы по речевому развитию заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трёх её компонентов.

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т.д.).

2. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

3. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения являются важным звеном в формировании развития личности ребёнка.

В дошкольном учреждении умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа - неживая и живая. В содержание развития речи старшего дошкольника включаются и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках. Поэтому «Программа воспитания и обучения в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы .

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка.

Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей дошкольников. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного

возраста.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Именно в игре, по нашему мнению, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка.

Игры подбираются по интересам и по желанию детей. Для развития речи используются в работе малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки, пестушки и т.п.

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Колыбельные песни развивают речь дошкольника, обогащают их речь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Достичь наиболее эффективных результатов можно только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: "Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни", "Развитие речи младших дошкольников" "Речевое развитие детей старшего возраста", "Дидактическая игра и развитие речи детей" и др. Собрания стараемся проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей. В индивидуальной беседе стараемся тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это заблуждение. Часто советуем родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры.

Таким образом, ДОУ предполагает целенаправленную деятельность его участников, творческий подход к его организации и личностно-ориентированную модель воздействия, что является необходимым условием для успешного развития речи дошкольников.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

3. Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития. - М.: ЗАО

«РОСМЭН - ПРЕСС», 2008

4. М атериалы сайта ссылка на сайт ()

Третья методика, разработанная О.С. Ушаковой, на основании которой был произведен эксперимент. Уровень речевого и коммуникативного развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты или воспитатели. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком. Беседу с ребенком можно записать на диктофон или сразу в протокол (один взрослый ведет беседу, другой записывает). Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием.

Оценка по всем заданиям дается в качественном (записываются ответы детей) и количественном выражении (в баллах). Несмотря на условность количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности, они помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II - средний (достаточный) и III (ниже среднего):

Методика выявления уровня речевого развития.

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связностью речи при построении разных типов высказываний.

Показатели речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Фонетика.

  • 1. Правильно произносит все звуки родного языка, твердые и мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения в речи окружающих и своей речи.
  • 2. Четко произносит слова и фразы, пользуется различными средствами интонационной выразительности (темп речи, владение голосом, плавность изложения текста), в зависимости от содержания высказывания.
  • 3. Понимает термины «звук», «слог», умеет провести звуковой анализ слова.
  • 1. Правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет в речи обобщающие слова;
  • 2. Понимает смысловую сторону слова (может подбирать антонимы, синонимы правильно понимает значения многозначного слова разных частей речи).
  • 3. Точно употребляет слова в связных высказываниях в зависимости от контекста.

Грамматика.

  • 1. Морфология. Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы (глаголы повелительного наклонения, существительные множественного числа в родительном падеже).
  • 2. Словообразование. Образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова.
  • 3. Синтаксис. Строит предложения разных типов (простые, распространенные, сложные).

Связная речь

  • 1. Владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование или рассуждение;
  • 2. Составляет связное высказывание по серии сюжетных картин. Умеет определить тему и содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, соединять части высказывания разными способами связей, предложения строит грамматически правильно. Использует в рассказе образные слова и выражения.
  • 3. Излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (Ушакова О.С, Струнина Е.М.) Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит:«это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение. Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I высокий, II средний (достаточный) и III (ниже среднего). 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. 1

2 Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 уровень ниже среднего. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов. Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец). Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы 2

3 словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки в развитии связной речи это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения. Словарь Выявляются умения: 1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации; 2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи; 3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов; 4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные). Грамматика 1) Образовывать название детенышей животных {лиса лисенок, корова теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе; 2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят); 3) строить сложные предложения разных типов. Фонетика 1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие; 2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; 3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию. Связная речь 1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; 2) составлять описание, повествование или рассуждение; 3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей. 3

4 ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ I серия заданий (словарь и грамматика). 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? 1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки); 2) называет отдельные признаки, действия; 3) называет 1 2 слова. 2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? 1) Выполняет все задания, называет 1 2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море); 2) подбирает слова к 2 3 прилагательным; 3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3. Что называют словом ручка? 1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка); 2) называет два значения этого слова; 3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1 2 слова). 4. Придумай предложение со словом ручка. 1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов; 2) называет два слова (словосочетания); 3) называет только одно слово (ручка). 5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь). 1) Правильно заканчивает разные типы предложений; 2) называет два слова; 3) подбирает только одно слово. 6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)». 1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы); 2) называет 2 3 слова; 3) подбирает только одно слово. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)», 1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы); 2) называет 2 3 слова; 3) подбирает только одно слово. 7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.) 1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении; 2) подбирает два слова; 4

5 3) называет только одно слово. 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. 1) Правильно называет слова в повелительном наклонении; 2) подбирает два слова; 3) называет одно слово. 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...» 1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; 2) называет правильно только одну форму; 3) не выполняет задание. 10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака щенок щенки, много щенят; корова теленок телята двое телят; лошадь жеребенок жеребята много жеребят; овца ягненок ягнята много ягнят). 1) Ребенок называет все слова правильно; 2) называет два-три слова; 3) говорит одно слово. 11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.) 1) Называет более двух слов; 2) называет два слова; 3) повторяет заданное слово. 12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь? 1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; 2) называет только одно значение этого слова; 3) повторяет слово за взрослым. 13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? 1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы); 2) правильно подбирает два слова; 3) называет одно слово. 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? 1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться); 2) называет два действия (накалывать грибы, шить); 3) называет одно действие (шить). 15. Составь предложение со словом игла. 1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить); 2) составляет простое предложение (Иглой делают укол); 3) называет одно слово. 5

6 16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно? 1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу); 2) правильно исправляет два предложения; 3) повторяет предложения без изменения. II серия заданий (звуковая культура речи). 1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звукль? (Лев, лиса, леопард.) 2. В названии каких животных слышится звук/>? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звукрь! (Черепаха, курица.) 3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.) 1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки; 2) называет более двух слов; 3) называет одно слово. 4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро медленно, тихо громко шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую). 1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса; 2) недостаточно четко произносит; 3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп. 5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь. 1) Ребенок передает заданные интонации; 2) передает только вопросительную интонацию; 3) повторяет повествовательную интонацию. 6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)». 1) Ребенок ритмично заканчивает фразу; 2) отвечает, нарушая ритм; 3) говорит одно слово. III серия заданий (связная речь). 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах; 2) рассказывает, опуская начало (или конец); 3) перечисляет отдельные качества. 6

7 2. Воспитатель предлагает серию картинок (3 4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. 1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ; 2) рассказывает с помощью взрослого; 3) перечисляет нарисованное на картинках. 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. 1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название; 2) составляет рассказ с помощью взрослого; 3) не справляется с заданием. Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели: 1. Содержательность (в повествовании умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован 2 балла; если идет перечисление признаков 1 балл. 2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения 2 балла; отсутствие начала и конца 1 балл. 3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях 3 балла; использование только простых предложений 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) 1 балл. 4. Разнообразные способы связей между предложениями 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи(через союзы а, и, наречие потом) 2 балла; неумение связывать между собой предложения 1 балл. 5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов определений, сравнений, синонимов, антонимов) 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы 2 балла; монотонное, невыразительное изложение 1 балл. Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов. 7

8 Методика выявления уровня развития образной речи (Исследование H.B.Гавриш) Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образ но выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составим основную цель нашего исследования. Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок), можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждый ребенком с помощью пяти серий заданий. I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно развивать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие средства выразительности он будет использовать в своем сочинении. После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, определить жанр и объяснить свой выбор. Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности; оценку получает также соблюдение композиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности лексических, синтаксических, стилистических. Для значительной части детских сочинений характерно нарушение логической последовательности, композиции текста, несоответствие содержания теме. В процессе анализа творческих рассказов выделяется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем образности. 8

9 В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные предложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально оценочную лексику). Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встречаются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свидетельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, выражения. Анализ детских сочинений с точки зрения образности показывает существование связи между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей. II серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А. Балонского «В лесу» и И. Бунина «Листопад» (отрывок), рассказ М. Пришвина «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке СВ. Михалкова. Могут быть и другие произведения, но основным критерием выбора должна быть высокая степень образности, насыщенность средствами художественной выразительности. Задаются вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в...? Как автор называет...?» Оценивается умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения. Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказка. Легче всего дети справляются с выделением и воспроизведением эпитетов. Восприятие и выделение Э тексте сравнений вызывает у них значительные затруднения, а понимание метафоры самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимия, олицетворение, гипербола) замечаются детьми в редких случаях. III серия задании определяет понимание детьми значения фразеологизмов: как в воду опущенный, дать слово, заячья душа, надуть губы, сломя голову, в поте лица, прибавить ходу. Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается в контексте. Глубину понимания ребенком фразеологизмов можно проверить через задание: «Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать». Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением. Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов показывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и 9

10 понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обучения детей осознанию образного содержания и обобщенного значения фразеологизмов. IV серия заданий выявляет понимание пословиц: Трусливому зайке и пенек волк. Едет Емеля, да ждать его неделю. Бедному Ванюшке везде одни камушки. Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую историю, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Пословица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облетает ее понимание. При анализе оценивается не только умение объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию. Результаты обследования показывают, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание обобщенного значения пословиц. V серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара». (Лиса.) Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а потом ему задаются вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры.) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений.) Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?» Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор. Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литературных произведений (стихотворения, рассказа, сказки), малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образной речи. Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте. 10


Характеристика речи детей дошкольного возраста Речь одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

Развитие речи Тема занятия Программные задачи по предмету 1 Здравствуй школа! Загадки о школьных принадлежностях Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; самостоятельно придумывать события,

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Подготовила учитель-логопед ДОУ 4 «Сказка» БОНДАРЕНКО С.В. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно

Задачи и содержание обучения связной речи Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений,

ГБОУ ШКОЛА 1194 ДО к.1511 Речевое развитие по ФГОС Проработали материал: Тарасова О.А. Салихова Н.М Развивающая речевая среда Младшая группа 3-4 года 1. Помощь в общении 2. Взаимодействие друг с другом

Сентябрь Перспективный план по развитию речи для подготовительной к школе группы. 1- я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Занятие 1 Пересказ сказки «Лиса и козѐл». Занятие 2 Рассказывание по картине

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида Перспективный план по Развитию речи старшая группа «Подснежник» Выполнила Воспитатель: Игнатьева

Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов ТЕМА: «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь». Учитель-логопед: Нестерова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 39 «Белоснежка» Консультация на тему «Речевое развитие детей в 5-6 лет» Подготовила: Сшанова Дорина Михайловна, учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15 «Ручеёк» г.ртищево Саратовской области» «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию» Подготовила: С.Е.Лысенкова, учитель-логопед

Бюллетень «Полезная книга для родителей» «Развитие связной речи и речевого общения детей» Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ Гасанова Рида Ханифовна, профессор кафедры дошкольного и предшкольного образования Института развития образования Республики Башкортостан,

Гришина Елена Владимировна воспитатель ГБДОУ Детский сад 4 Пушкинского района г.санкт-петербурга Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой». Родной язык играет

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Протокол от С As 2014г. ель УС УТВЕРЖДЕНО на Общем собрании Протокол от " 20141. Директор ГБОУ СОШ кг[.ильина Центральное Окружное Управление Образования Департамента

Выполнила Силина Светлана Юрьевна СОДЕРЖАНИЕ 1.Понятие «монологическая речь»характеристика форм монологической речи 2. Задачи работы по развитию монологической речи детей дошкольного возраста 3. Необходимость

Развитие грамматического строя Развитие лексикограмматических категорий является неотъемлемой частью развития связной речи В НОРМЕ К 6 7 ГОДАМ У ДЕТЕЙ СФОРМИРОВАНЫ Умение пользоваться фразовой речью; Умение

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение

Критерии оценки орфографической грамотности В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 4-5 лет. Рабочая программа по развитию речи в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Становление нормального

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 3-4 лет. Рабочая программа по развитию речи в младшей группе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

СЕНТЯБРЬ 2. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», стр.72 4. Русская народная сказка «Гусилебеди», стр.73 Воспитывать у эмоциональнообразное восприятие содержания сказки. Учить понимать и оценивать

Страничка логопеда Часть 1 В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное,

Перспективный план по развитию речи (образовательная деятельность - речевое развитие) Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.В. Комаровой, М.А. Васильевой Интеграция образовательных

Соковых Светлана Валерьевна учитель-логопед ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы» г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Пояснительная записка. Программа разработана на основе: 1Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального

«Преемственность между детским садом и школой» Орлова Елена Федоровна, учитель высшей категории Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Способы развития

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и

Развитие образности речи детей в процессе ознакомления со сказками. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка, но ученые отмечают существенное несоответствие между способностью

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет 1 год - 1 год 6 месяцев. Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему " Надо ли учиться говорить?"

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Ивкина Юлия Михайловна ассистент ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Оренбургская область ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

* «Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте». Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 208 ОАО «РЖД» Семинар-практикум «Развитие связной речи современных дошкольников» Занятие 1 Восприятие картины В обучении рассказыванию по картине

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников» Заседание педагогического совета МБДОУ ДС 1 СП «Лукоморье» Декабрь 2012 Цель педсовета: Активизация форм повышения квалификации педагогов

Департамент социальной политики Администрации города Кургана муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 35» Рассмотрена на заседании методического

Развитие речи детей Формирование разговорной речи в беседе. Одним из методов активного развития речи является, прежде всего, беседа с ребенком. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко» «Рассмотрено» на заседании МО протокол от «Утверждаю»

Сентябрь Перспективный план по развитию речи для детей старшей группы. 1- я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Занятие 1 Пересказ сказки «Лиса и рак». Занятие 2 Рассказывание по картине «Кошка с котятами».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД 42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» МКДОУ д/с 42 Юридический адрес:630007, г. Новосибирск, Каинская, 16 Фактический адрес:

Развитие связной речи детей с ОНР. Обучение рассказыванию по серии картинок То, что я слышу я забываю. То, что я вижу я помню. То, что я делаю я знаю. (Народная китайская пословица) Обучению детей рассказыванию

Что изучается? Формирование словаря, связная речь 1. Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок. 2. Умение сочинять концовки к сказкам.

МБДОУ 5 детский сад общеразвивающего вида «Колобок» ДО ШКОЛЫ ОДИН ГОД Консультация для воспитателей подготовительных к школе групп Учитель-логопед: Самойлова Т. С. г. Чебаркуль 2014 2015 уч.год Ребёнок

Ю. Н. Кислякова М. В. Былино Развитие речи Лексика и грамматика Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне

Захарова Наталья Ивановна воспитатель, педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55 общеразвивающего вида» г.о. Электросталь Московской области РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения

Связная речь и ее значение для развития детей. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве Связная речь смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее

Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников Когда начинается развитие детской речи? Для родителей в тот незабываемый день, когда малыш произнѐс первые слова: мама, папа, дай, на. А на

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Подготовила учитель-логопед ДОУ 4 «Сказка» БОНДАРЕНКО С.В. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,

Как научить ребенка пересказывать текст. (консультация для родителей) Пересказ это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание,

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» Примерная программа Обучение русской речи для детей дошкольного возраста (4 7 лет) по обучению русскому

Работа над изложением и сочинением как одна из форм работы по совершенствованию связной речи учащихся Учитель-логопед Вильдина С.Ю. С изменением объѐма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные

Группа этапы I ЭТАП 5-6 лет «Длинные и короткие» ЗВУК СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕЧЬ Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в; учить детей самостоятельно длинные и короткие слова «Назови

Календарно-тематическое планирование по развитию речи 36 часов п\п Дата Тема занятия Программное содержание УУД Количество часов план факт Речь: говорение, слушание Речь: чтение, письмо Познакомить детей

1 Пояснительная записка Рабочая программа курса «Учимся писать сочинения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселая азбука» Направленность социально-педагогическая Уровень базовый Рассчитана на детей от 5 до 7 лет Срок реализации (общее количество

Речевое развитие детей 2-3 лет Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с

Л. В. Малашкевич Программа «Развитие речи детей 5 6 лет» Пояснительная записка Речь одна из основных линий развития ребѐнка. Нормальное речевое развитие необходимо ребѐнку для успешного обучения в школе.

Пояснительная записка к программе курса «Развитие речи» для 2 классов МАОУ «Гимназия 76» Актуальность введения в школе курса «Развитие речи» определяется недостаточностью количества уроков русского языка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 106 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ Брошюра для родителей и педагогов Безирова Людмила Юрьевна, воспитатель высшей

Календарно-тематическое планирование Русский язык (4 класс) Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи 136 часов Вспоминаем, повторяем, изучаем (32

(СНОСКА: Исследование А.И. Лаврентьевой)

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребенка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. «В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», - пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина. (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)

Выявление уровня семантического развития детей дошкольного возраста должно отразить не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики.

Лексико-семантическая система представляет собой совокупность лексических единиц, связанных между собой семантическими отношениями. В ней зафиксированы все отношения, в которые данная лексическая единица вступает с другими лексическими единицами. Любая вновь поступающая семантическая информация так или иначе перестраивает эту систему, поэтому она находится в постоянном движении. Наиболее интенсивное развитие лексико-семантической системы происходит именно в дошкольном возрасте: ознакомление с окружающей действительностью несет новую информацию о предметах, явлениях и их свойствах, а она, в свою очередь, воплощается в изменениях складывающейся у ребенка лексико-семантической системы. Развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой в определенной степени результат предшествовавшего семантического развития, так как структура основных семантических шкал уже может считаться вполне сложившейся. Видимо, по этой причине диагностика состояния лексико-семантической системы детей 5-6 лет не представляет особых сложностей: дети способны адекватным образом реагировать на слова-стимулы в условиях ассоциативного эксперимента, не испытывают трудностей при подборе синонимов и антонимов, дают толкования значениям слов по просьбе экспериментатора. Но этому результату развития семантической системы ребенка старшего дошкольного возраста, которая уже приближается по своей организации к семантической системе взрослого носителя языка, предшествует длительный процесс ее становления. Этот процесс начинается на самых ранних этапах речевого развития, и к возрасту 2-3 лет у ребенка стихийно складывается некоторая лексико - семантическая система. При этом значения многих слов понимаются неточно, что обусловлено, в частности, небогатым речевым и коммуникативным опытом ребенка. Существенные семантические связи не учитываются , а несущественные начинают играть неоправданно важную роль, что и вызывает неадекватное употребление слов в ситуациях речевого общения.

Специальная работа педагогов, направленная на формирование лексико-семантической системы, призвана преодолевать эти стихийные моменты, помогать детям учиться вычленять важную семантическую информацию. Но специальному обучению, претендующему на успех, должна предшествовать теоретически обоснованная диагностика семантического развития ребенка на данном возрастном этапе, в данной точке развития лексико - семантической системы. Известно, что у каждого конкретного ребенка свой путь в язык и, следовательно, свой способ овладения богатейшей системой языковых значений, пронизывающей все уровни языка. Поэтому методика диагностики семантического развития младших дошкольников должна помочь педагогу выявить индивидуальные особенности ребенка в освоении им лексических единиц и их отношений и на основе знания этих индивидуальных особенностей в каждом конкретном случае строить дальнейшую работу по формированию осознания детьми языковых значений и их связей с другими языковыми значениями.

Диагностике семантического развития ребенка младшего дошкольного возраста, а также коррекции его семантического развития в дальнейшем поможет знание главной закономерности рассматриваемого этапа становления лексико-семантической системы. Как показали работы некоторых психолингвистов, а также наши наблюдения, первоначально дети овладевают операциями противопоставления языковых элементов, в том числе элементов лексики. Возможно, это объясняется тем, что элементы языковой системы на любом ее ярусе (фонологическом, грамматическом, семантическом) функционируют в совокупности с противопоставляемыми им коррелятами. Овладевая семантическим уровнем языковой системы, ребенок осваивает прежде всего шкалы противопоставлений, или антонимические шкалы. Эти шкалы образуют определенную структуру, и новые семантические элементы, поступающие «на вход», занимают свое место в пределах этой структуры. Усвоив «полярные» точки антонимической шкалы , ребенок затем овладевает некоторыми ее промежуточными точками: только усвоив значения полярных слов горячий и холодный, ребенок может овладеть значением промежуточных слов теплый и прохладный и т. п.

Опираясь на положение о ситуативное мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также учитывая большую роль личного опыта при использовании языковых знаков в их речевой деятельности, мы предположили, что выявление того смыслового содержания, которое младшие дошкольники вкладывают в слова, может происходить в условиях игровых речевых ситуаций, поскольку эти условия максимально приближаются к естественным.

Детям младшего дошкольного возраста лучше предлагать задания, которые связаны между собой общей темой или определенным сюжетом. Это позволит создать и поддерживать В процессе обследования эмоциональный контакт экепериментатоpa с испытуемыми, а заинтересованность ребенка в развитии сюжета, сопереживание героям сказки или рассказа, «придумываемых» совместно со взрослым в настоящий момент, вызовут стремление к наиболее точным ответам, отображающим более или.менее адекватно семантические связи в языковом сознании ребенка. Таким образом, все обследование можно проводить, используя один и тот же сюжет. Экспериментатор начинает каждое очередное предложение, а завершить его предоставляет ребенку Строить же предложения следует таким образом, чтобы они были не только связаны между собой , но чтобы и способ завершения их ребенком отражал состояние той или иной части его лексико-семантической системы.

Нашей задачей было выявление не только особенностей системной организации значений лексических единиц, но и грамматических элементов языка. Мы рассматривали систему организации значений некоторых словообразовательных элементов, в частности суффиксов, обозначающих детенышей животных, уменьшительно-ласкательных суффиксов, некоторых префиксов, а также понимание детьми младшего дошкольного возраста значений некоторых предлогов. Затрагивались особенности овладения значениями некоторых формообразующих аффиксов, не изменяющих лексическое значение слова (род, число, падеж существительных и прилагательных; вид глагола и т. п.).

В первую очередь проверялось умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам (I группа заданий); далее рассматривались навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц (II группа заданий); выявлялись навыки, позволяющие оперировать значениями грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора слов в связном монологическом высказывании (III группа заданий). При этом соблюдалась последовательность в развитии сюжета.

Для проведения обследования семантического развития младших дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются следующие наглядные пособия: две куклы (большая и маленькая), три мета (большой, средний и маленький), две елки (высокая и низкая), два карандаша (длинный и короткий), зайчик, кукольная мебель (стул и шкаф); картинки - предметы посуды, предметы мебели, предметы одежды, два дома (большой и маленький), два человечка (веселый и грустный), две дорожки (широкая и узкая), изображение девочки, которая моет руки, изображение улицы в светлое и темное время суток; утка, утенок, утята; свинья, поросенок, поросята; лошадь, жеребенок, жеребята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не более 20 минут. Все дети без исключения выразили желание участвовать в обследовании.

Ниже предлагается система заданий, разработанная нами для обследования семантического развития младших дошкольников. В скобках указываются возможные варианты ответов.

I группа заданий.


  1. Что это? (Кукла, куколка.)

  2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...) Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос , можно
предложить ему помощь в виде соответствующего контекста: «Эта кукла большая, а эта... (маленькая)»; в этом случае задание может быть отнесено ко II группе.

  1. Что куклы делают? Что куклы умеют (любят) делать? (Играть, рисовать, танцевать...)

  2. Куклы захотели поиграть. Что они взяли? (Мячики.)

  3. Какой этот мячик? (Синий, разноцветный, красивый, круглый...)
Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, можно вновь предложить ему соответствующий контекст; при этом задание может быть отнесено ко II группе: «Этот мячик большой, а тот...» И далее: «Один мячик большой, второй маленький, а третий мячик - больше, чем маленький, но меньше, чем большой. Какой он?» (Средний.) Этот вопрос должен показать, владеет ли ребенок «промежуточным» членом шкалы «большой- маленький».

  1. А что могут куклы делать с мячиками? (Играть, кидать, катать...)

  2. Давай покатаем мячик вместе с куклами. Вот мячик к тебе прикатился, а теперь он от тебя... (укатился).
Это задание способствует выявлению навыков использованиям речи противоположных по значению префиксов и входит в «область пересечения» заданий II и III групп. В данном месте он приводится лишь для того, чтобы не нарушать последовательность изложения. В противоположном случае он может оказаться «вырванным» из контекста.

  1. Куклы, мячики, кубики, пирамидки - как это все мы можем назвать одним словом? (Игрушки.)

  2. Давай посмотрим, что надето на куклах. (Платье, брюки, кофта). Платья, рубашки, кофточки, брюки - как это все мы можем назвать одним словом? (Одежда.)

  3. Теперь куклам пора кушать. Что они поставят на стол? (Тарелки, чашки, блюдца...) Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли - как это все мы можем назвать одним словом? (Посуда.)

  4. Куклы будут пользоваться и мебелью. А какую мебель ты знаешь? (Стол, стул, шкаф, диван, кресло...)
Задания 8-11 показывают степень владения обобщающими словами и способность группировать слова, тематически близкие друг к другу. Используется как перечисление названий предметов, входящих в одну тематическую группу, после чего ребенку предлагается дать их обобщающее название, так и употребление самого обобщающего слова, после чего ребенку предлагается перечислить слова, входящие в данную тематическую группу.

  1. группа заданий.

  1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая - ... (короткий).

  2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один - веселый, а второй - ... (грустный).

  3. Маленькая кукла нарисовала два дома: большой и маленький. А как мы можем назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
Если ребенок затрудняется ответить, ему предлагается помощь в виде контекста: «Кукла нарисовала большой дом и маленький... (домик)».

  1. А как называются люди, которые строят дома? (Строители.)
Задания 14 и 15 следует отнести к III группе. Здесь они приводятся лишь для того, чтобы не нарушить последовательность изложения.

  1. Куклы устали рисовать и пошли гулять в лес. Начался дождик. Большая кукла спряталась от дождя под высокой елкой , а маленькая - ... (под низкой).

  2. Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дорожке, а маленькая- ... (по узкой).

  3. Придя с прогулки, куклы стали мыть руки. Какой водой они мыли руки? (Горячей, холодной...)
Можно предложить детям следующий контекст: «Сначала они открыли кран с горячей водой, а потом... (с холодной)». И далее: «Если смешать горячую воду с холодной, то какая вода получится?» (Теплая, прохладная.) Это задание покажет, владеет ли ребенок «промежуточными» членами антонимической шкалы «горячий-холодный» (см. также задание 5).

  1. Сначала у кукол руки были грязными, а когда они их вымыли, руки стали... (чистыми).

  2. Куклы покушали, поиграли, посмотрели в окно и увидели, что на улице стало... (темно).
А днем, когда куклы гуляши, было не темно, а... (светло).

  1. группа заданий.

  1. Кто-то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.)

  2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.)

  3. А теперь давай посмотрим вместе с куклами картинки, которые им принес зайка.
Это мама-утка. Кто у нее детеныш? (Утенок.) На этой картинке нарисованы (утята). У мамы - утки много... (утят).

Это мама-свинка. Кто детеныш у мамы-свинки? (Поросенок:) На этой картинке нарисованы... (поросята). У мамы-свинки много... (поросят).

Это мама-лошадь. Кто детеныш у мамы-лошадки? (Жеребенок.) На картинке нарисованы... (жеребята).

Это мама-курочка. Кто детеныш у мамы-курочки? (Цыпленок.) На картинке нарисованы... (цыплята). У курочки много... (цыплят).

Это мама-собачка. Кто детеныш у мамы-собачки? (Щенок.) На этой картинке нарисованы... (щенята). У собачки много... (щенят).

Задание 23 выявляет понимание значений как словообразовательных, так и формообразовательных элементов: проверяется умение образовывать названия детенышей животных, а также умение изменять слова по числам и падежам.


  1. группа заданий.

  1. Какая из игрушек, лежащих на столе, тебе больше нравится? (Кукла, мячик, елочка, зайчик...) Расскажи об этой игрушке.
Задание 24 выявляет навыки адекватного отбора языковых единиц при построении связного монологического высказывания.

Проведенное нами обследование семантического развития младших дошкольников подтвердило, что наряду с общей тенденцией, связанной с овладением стратегиями противопоставления и характерной для всех обследованных детей, имеют место некоторые весьма существенные индивидуальные особенности, отражающие процесс становления лексико-семантической системы в каждом конкретном случае.

Сравнение и оценка тех или иных элементов ситуаций вызывает появление в лексико - семантической системе ребенка антонимических шкал параметрических и качественнооценочных прилагательных. Однако для многих детей характерно такое состояние системы этих шкал , при котором наблюдается «склеивание» шкал. Эта тенденция проявляется в том, что все антонимические шкалы параметрических имен прилагательных (длинный - короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий и т. п.) включаются в шкалу «большой - маленький», а все антонимические шкалы качественно-оценочных имен прилагательных (добрый - злой, умный - глупый, чистый - грязный, темный - светлый, веселый - грустный и т. п.) включаются в шкалу «хороший-плохой». При этом встречается «смешивание» членов различных антонимических пар: У этой куклы волосы длинные, а у той - маленькие. Этот карандаш тонкий, а тот- большой («склеивание» шкал параметрических прилагательных); Сейчас на улице стало темно, а днем было не темно, а хорошо («склеивание» шкал качественно-оценочных имен прилагательных); Эта ленточка широкая, а та - низкая. Маленькая куколка придет по узкой дорожке, а большая - по толстой («смешивание» шкал параметрических имен прилагательных); Этот

Веселый, а второй - не веселый, а злой и грязный («смешивание» шкал качественно - оценочных имен прилагательных).

Индивидуальные особенности, характерные для становления семантической системы различных детей, проявляются и в способе организации лексических единиц: у одних детей слова организованы по тематическому принципу («темы» для группировки - материал, назначение предметов и т. п.), а в других по ситуационному; они воспринимаются детьми как элементы той или иной ситуации (ситуация укладывания спать, прогулки в парке).

Обращают на себя внимание индивидуальные особенности, отражающие понимание детьми значений грамматических элементов (словообразовательных и формообразовательных). Одни дети с легкостью оперируют значениями словообразовательных аффиксов, затрудняясь в то же время в случаях, когда требуется изменить форму слова: от слова заяц ребенок способен образовать несколько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайка, зайчик, зайчонок, заинька, зайчуленька), но не способен пользоваться аффиксами, изменяющими слово и падеж существительного (Это цыпленок. У мамы-курочки много цыпленок). Другие дети, напротив, адекватно используют в своей речевой деятельности предлоги и формообразовательные аффиксы, но не могут образовывать названия детенышей животных. Все эти индивидуальные особенности детерминируются типом речевого (коммуникативного) поведения ребенка. Они должны учитываться педагогом в процессе специальной работы по формированию лексико-семантической системы в его языковом сознании путем создания игровых речевых (коммуникативных) ситуаций, изменяющих семантический статус лексических единиц.

Таким образом, успешность специальной педагогической работы, направленной на формирование осознания значений языковых элементов и отношений , в которые эти значения вступают в пределах семантической системы языка, Находится в прямой зависимости от качественного выявления Исходного состояния этой системы на основе наиболее приемлемой для данного возраста диагностической методики. Уровень же сформированное™ системы семантических связей слов является важнейшей предпосылкой успешности дальнейшего обучения дошкольника.