Что такое интонация: виды, какие бывают предложения по интонации. Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему: Работа над интонационной выразительностью речи

В век современных технологий многие стремятся отойти от устаревших методик и принципов, однако есть вещи, которые неизменны для любого времени. Так, общение постепенно уходит в электронную или письменную сферу, но при этом остаются категории людей и профессий, для которых важно качество речи, дикция и интонация. К тому же в повседневной речи подобные аспекты нередко приобретают стратегическое значение, поскольку от ударения и интонации зависит расположенность человека, будущий тон разговора и его результат. Нельзя отрицать, что многие профессии в наши дни требуют знания основ .

Для кого важна интонация?

Что такое интонация? Это правильное акцентирование в потоке речи, ритмомелодический строй речи, а потому активными интонационными приемами остается мелодика, тембр, громкость голоса, паузы, логическое ударение и темп речи. Быстрая, несуразная, попеременно тихая и громкая речь без пауз и логических ударений неинтересна и утомительна. Так могут общаться лишь подруги или старые друзья, которые давно не виделись, но для взрослого воспитанного человека подобные огрехи губительны.

Работа над интонацией важна для дикторов, учителей, руководителей, маркетологов в и представителей прочих профессий, в которых от качества речи зависит успешность и результат.

Чувства и эмоции важно уметь передавать именно интонацией, чтобы не задействовать при этом громкость и голоса. Не стоит забывать, что и в бытовом общении неправильная интонация ведет к непониманию, а возможно даже конфликтным ситуациям. Тем кто много разговаривает в силу профессиональной деятельности важно не только быть хорошим оратором, но и знать, в случае, если вы их перегрузили.

Как тренируется ударение, интонация?

Для работы над интонацией стоит использовать самые популярные проверенные методики. Но самое важное – это много слушать и читать. Качественные тексты лучше произносить вслух, обращая внимание на знаки препинания, аналогично с этим, хорошо слушать записи чтения стихотворений или театральные постановки. Это поможет уловить тонкость интонации, понять ее значение и важность.

Сегодня логическое ударение, интонация, тембр, паузы и многое другое в речи расставляется неправильно, потому смысл затрудняется. Для того, чтобы заняться тренировкой навыков правильной речи, стоит выполнять ряд несложных упражнений. Примером первого послужит знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». В ней от правильности интонации и, соответственно, знака препинания, зависит судьба и жизнь. Также полезно прочитывать стихотворения и фразы, акцентируя смысл на тех или иных словах. При этом демонстрируется изменение смысла, а значит, и результата речи.

Крайне важно не забывать о тренировках, оттачивать правильное дыхание, учитывать логические акценты в речи и знаки препинания при прочтении.

Немного теории

Прежде чем выполнять упражнения для развития интонации, следует вспомнить теорию. В великом и могучем языке различают 6 видов незаконченной интонации: обособления и перечисления, вводности и предупреждения, звательности и противопоставления.

При перечислении следует делать паузы после каждого однородного члена, а на самих членах расставлять логические ударения. Интонации вводности присущ убыстренный темп речи и отсутствие как пауз, так и логических ударений.

Обособленные члены предложения отделяют паузами (причем первая пауза длиннее, а вторая короче) от основы предложения, при этом выделяя их ударениями.

Для предупредительной интонации (ее еще называют интонационным двоеточием) характерно разбиение предложения глубокой паузой на две части. При этом вторая часть начинает произноситься более высоким голосом.

Интонация противопоставления обычно присуща сложным предложениям. В письменном виде ее выражают знаком препинания тире. Произнесение противопоставительного упражнения для интонации отличается паузой в середине предложения и резким повышением голоса в начале второй части и в конце первой. вместе со знанием теории дают прекрасные результаты.

Работа над интонационной выразительностью

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5-6), как ранее, а с подгруппами

II этап - от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).

· при наличии зажатости мышц гортани полезны слоги ПО, КУ и др., т. к. на глухих согласных П, К, Ф, С, Т работа голосовых связок выключается, эти согласные смягчают и гласную;

· согласные Г, Д, Ж, З, К, Л, С, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – влияют на положение гортани;

· согласный Д – нахождение грудного резонирования, твёрдой атаки;

· согласный П округляет гласную;

· согласные Ф, С, Р, Л просветляют звук;

· согласные Л, С – нахождение придыхательной атаки;

· согласные К, Г, Ж поднимают гортань;

· согласные Г, К поднимают мягкое нёбо, активизируют его (применяются в сочетании КУ, ГУ, КО, ГО );

· согласные Б, М, П активизируют губы;

· согласные Ж, В, Ф активизируют язык;

· взрывные согласные Т, П активизируют дыхательную функцию;

· согласный Л активизирует кончик языка, образует мягкую атаку;

· согласный Р хорошо активизирует дыхание и работу голосовых связок;

· сонорные М, Н (нёбные) опускают мягкое нёбо, усиливают резонирование носовой полости, противопоказаны при вялом мягком нёбе, особенно при носовом звуке;

· смена слогов тренирует дикцию и сдерживает выдох;

· звуки переднего уклада приближают звук, поэтому применяются при глубоком глухом звучании;

· звуки заднего уклада исправляют «белый звук».

· гласные в сочетании с сонорными согласными (М, Н, Л, Р ) легче округляются, смягчают работу гортани;

· при гнусавости звука употребляются гласные А, Э, И в сочетании с губными согласными;

· крикливый или белый звук – гласные О, У в сочетании с сонорными согласными М, Л ;

· горловой звук – гласные О, У в сочетании с глухими согласными.

Точное звуковысотное интонирование (близкое к инструментальному), ощущение внутриладовых тяготений не всегда зависят от точности слуховых восприятий. Фальшиво могут петь люди с отличным музыкальным слухом, потому что не умеют координировать работу голосообразующего аппарата со слуховыми представлениями. Лишь в результате правильного формирования певческого звука, развития обострённого вокального слуха вырабатывается точность интонирования.

К фальши приводят форсированное пение, зажатость мышц гортани, неправильное дыхание, пение без опоры, неумение пользоваться головным резонатором.

Труднее всего интонировать малую секунду, но именно работа над ней поможет развить интонационную точность. Упражнения с хроматизмами требуют обострённого вслушивания в точность интонации.

Упражнения по септаккорду со сменой ритма также развивают вокальный слух, гибкость голосоведения, чувство ритма.

Полезно петь хроматические гаммы и хроматические пассажи.



Погрешности в интонации встречаются часто и у признанных мастеров – это явление нежелательно и неприятно на слух. Хотя в основу обучения певца все хорошие педагоги-вокалисты кладут правильное интонирование, настроить голос раз и навсегда так, чтобы автоматически получалась чистая интонация, нельзя. Под хорошей чистой интонацией в пении надо понимать интонацию более тонкую, чем та, которую может дать фортепиано, с его фиксированной шкалой звуков, делящих октаву на 12 полутонов. На фортепиано, например, нет разницы по высоте между «до-диез» и энгармонически равным ему звуком «ре-бемоль», а в живом певческом строе эта разница существует. Грамотный педагог, понимая это, не будет добиваться нужной тонкости интонации у певца только при помощи фортепиано. Большие и малые секунды и терции могут быть то «шире», то «уже» в зависимости от ладовых функций определенного интервала в конкретной мелодии. Один и тот же звук может нести разную интонационную окраску.

Педагог должен обладать тонким интонационным слухом и голосом достаточно послушным, чтобы при необходимости показать верную интонацию. Обычно, чтобы исправить неточно взятый звук, певцу советуют спеть выше, либо ниже. Если это касается отдельно взятого звука, такого замечания бывает достаточно. Но выстраивание интервалов вне их связи с общей ладовой настройкой ничего не дает.

Интонационные погрешности у певцов происходят часто не из-за небрежности или плохого слуха, а из-за несовершенной техники вокала, при форсировании дыхания или при недостатке его, при неумении сохранить единую вокальную форму в сменяющихся гласных буквах и т.д.

В каждом трудном случае есть свой секрет. Важно, чтобы педагог сумел быстро установить первопричину затруднения и помочь певцу преодолеть его.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Есть пятьдесят способов сказать "да"

и пятьсот способов сказать "нет", в то

Время как написать это слово можно

только один раз. (Б.Шоу).

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказыванию, эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

  1. логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),
  2. пауза (временной остановки в речи),
  3. мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),
  4. темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),
  5. тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),
  6. ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);
  7. сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми.

Но, как показывает практика, речь дошкольника часто невыразительна, монотонна. Это связано с тем, что у ребёнка недостаточно сформирован речевой слух, слуховое внимание, речевого дыхания, он не умеет правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:

сначала формировать навыки восприятия интонации,

затем – навыки её использования в собственной речи.

Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.

Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания . Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.

Задачи:

Формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;

Учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;

Учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Произнесите фразы с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной; с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, испуганно, торжественно, ласково, сердито)

Зима наступила.

Снег идёт.

3. «Разговор киски с хозяйкой».

Покажите, как киска просит молока у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела. Песенку запела: «Мяу- Мяу- Мяу» (весёлым, радостным голосом).

4. «Диктор радио».

Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели»

5.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Изменение темпа.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

7.Развитие чувства ритма.

Подскажи словечко: Ест лягушек, что попались,

С клювом длинный, белый … (попугай, аист, лебедь)

Сказки « Теремок», “Маша и медведь», «Три медведя».

Произнести текст, отхлопывая ритм, без голоса (звук выключен), чётко артикулируя каждый звук; тихо-тихо, как бы по секрету; громче, как говорите в группе; громко, как читаете стихи в зале; низким голосом, как большой медведь; высоким голосом, как зайчик; сердито, как голодный волк, ласково, как говорит бабушка).

Произнести первую строчку тихо, вторую громко; первую строчку ласково, вторую сердито; низким (высоким) голосом.

Начать произносить медленно, как идёт черепаха, закончить быстро, как бежит заяц.