Тренировка слухового восприятия улучшила понимание речи.

В изучении английского языка важную роль играет совершенствование всех речевых навыков. Многие курсы не акцентируют свое внимание на коммуникативной стороне процесса. Однако в большинстве случаев именно общение на языке является основной целью. Как улучшить восприятие английского на слух - расскажем в статье.

Знание грамматики и богатый словарный запас очень важны. Также важно уметь применить эти знания на практике в изложении своих мыслей. Остается еще один момент - умение слушать и слышать.

Причины возникновения сложностей

Трудности при восприятии английской речи на слух могут иметь несколько причин.


Желаем вам успехов в обучении и развитии навыков восприятия на слух!

Виктория Теткина


Комментарии

Pavel Sharonov

"Помогайте себе: сначала включите субтитры" - Включайте АНГЛИЙСКИЕ субтитры, а не русские!

Nina Didenko

Опять все против русских субтитров! А я именно благодаря им начала лучше воспринимать английский на слух! Я очень много смотрю фильмов, и предпочитаю именно с субтитрами(не люблю то, что наши актеры дубляжа выдают). И в один прекрасный день обнаружила, что различаю на слух не только отдельные слова и простые предложения в настоящем времени, но и всякие важные, но трудно воспринимаемые не слух вещи вроде "ve, остатка от have, например.
И, главное, таким образом можно улучшить английский, не так уж и напрягаясь. На то, чтобы смотреть с английскими сабами или вообще без них, первое время надо настраиваться. Хотя теперь я могу уже без напряга это делать - уровень владения языком сильно улучшился.

Для того, чтобы расширить восприятие действительности - научиться воспринимать действительность во всех его аспектах - существует несколько способов

Для первого способа улучшения звукового и кинестетического восприятия действительности вам понадобятся один или несколько партнёров и несколько часов свободного времени.
Суть упражнения заключается в следующем. Человек, желающий воспринимать окружающую его действительность не только в визуальном её аспекте, закрывает на время упражнения глаза. Желательно завязать их куском мягкой ткани, что в процессе выполнения не открыть их непроизвольно, что может негативно сказаться на результате. Закрыв, или завязав глаза, человек, при помощи ассистента, занимается, насколько это возможно, своими повседневными делами. Например, работой по дому. Можно, если не страшитесь реакции посторонних людей выйти, опять-таки, в компании ассистента, на улицу.

Находясь в «слепом» положении не пытайтесь придавать своим ощущениям визуальную форму. Необходимо забыть, что предметы вокруг вас имеют тот, или иной вид. Позвольте им в течении некоторого времени лишь звучать и ощущаться. Когда визуальная составляющая мировосприятия блокируется, две оставшееся — звуковая и кинестетическая, делят между собой высвободившиеся ресурсы внимания. В результате вы получаете насыщенную, полную незнакомых доселе ощущений, картину мира. Звуки, запахи, тактильные ощущения, придавливаемые ранее доминирующим, зачастую, визуальным лишь восприятием мира, будут восприниматься вами во всей своей полноте.

Во время упражнения не стоит вспоминать, как выглядит, к примеру, автомобиль. Постарайтесь осознать его как исключительно звуковой и осязательный феномен. Точно также не стоит пытаться представлять себе внешний вид яблока — пусть на время выполнения упражнения оно будет круглым и гладким, но не красным, или зелёным.

Теоретически, упражнение можно выполнять без посторонней помощи, однако это в значительной степени сокращает диапазон совершаемых вами в процессе действий, что опять-таки не лучшим образом скажется на конечном результате.

После выполнения упражнения, особенно если длительность его превышала час, возможны лёгкое головокружение и незначительные расстройства вестибулярного аппарата, поэтому завершать упражнение следует с осторожностью. Не открывайте глаза в движении, лучше присесть, или, хотя бы, опереться рукой о твёрдую поверхность. В течении получаса неприятные ощущения должны исчезнуть.

Как дополнительные к первому способу можно использовать периодически приведенные ниже упражнения.

Первое из них заключается в том, чтобы заблокировать на время все абсолютно способы восприятия действительности. Вам понадобится отрезок времени от двадцати минут до часа. Примите максимально удобную для вас позу, закройте глаза, расслабьте мышцы. Особенно тщательно следите за тем, чтобы расслаблены были мышцы лица. Вас должна окружать тишина. Так же убедитесь в отсутствии поблизости от вас источников сильных запахов.Тело должно быть расслаблено. Упражнение желательно выполнять сидя или лёжа. Проследите за тем, чтобы вам не мешали те, или иные тактильные ощущения, как то: складка на одежде, неудобная спинка стула, покалывания в тех частях тела, кровоснабжение которых могло быть нарушено неверно выбранной позой.

Постарайтесь освободить сознание от мыслей.


Не позволяйте вниманию сконцентрироваться на тех, или иных образах, которые со всей неизбежностью, с той, или иной интенсивностью станут возникать в сознании. Спокойно, без эмоций, возвращайте фокус внимания к изначальному расслабленному состоянию. Ни в коем случае не позволяйте мыслям во время проведения упражнения соскользнуть на рутинную колею, Не занимайтесь в это время решением повседневных связанных с бытом, или абстрактных, задач. Вам необходимо сконцентрироваться на своих ощущениях, а если точнее - на временном их отсутствии. Дышите глубоко и размерено, вдох необходимо производить животом.

На процессе дыхания можно также сконцентрироваться в случае, если не удаётся быстро избавиться от навязчивых мыслеобразов. В процессе выполнения упражнения возможно изменение состояния сознания. Длительность упражнения может составлять от двадцати минут до часа. По завершению окружающая действительность обрушивается на сознание всех полнотой своих аспектов, возможен незначительный шоковый эффект. Во времся выполнения данного упражнения достаточно легко погрузиться в сон. Старайтесь не допустить этого, так как в этом случае эффект будет полностью потерян.

Также существует третий способ расширить восприятие, не прибегая к эффективным весьма, но, зачастую, не удобным первым двум методам. Заключается он в том, что занимаясь своими повседневными делами вы сознательно стараетесь уделять как можно больше внимания всем аспектам окружающего вас мира. Приучите себя обращать внимание на то, что предметы вокруг вас имеют не только форму размер и цвет, но, также могут быть разными на ощуть, издавать различные звуки, иметь разную фактуру. Подыскивайте к визуальной составляющей окружающих вас предметов соответствующие аналоги в звуковом, или осязательном диапазоне. Например - пенопласт - он не только белый, он также лёгкий и неприятно шуршащий. Данное упражнение даёт значительно меньший эффект, нежели два предыдущих, однако оно не вызывает никаких негативных последствий и не требует принятия специальных мер. Выполнять его возможно в любое удобное для вас время, упражнение не накладывает ни малейших ограничений.


После выполнения того, или иного упражнения, постарайтесь как можно дольше удерживать в сознании полную картину мира, не ограничивайте себя восприятием исключительно визуальной его составляющей. Периодически повторяйте упражнения.

Для людей, изучающих английский для общения, развитие восприятия английского на слух и навыка разговорного английского играют ключевую роль. Для полноценного общения человеку нужно уметь не только выражать свои мысли, но и понимать, что ему рассказывает собеседник.

И если, имея небольшой опыт (например, полученный на занятиях), можно более менее сносно выразить свои мысли, — с восприятием речи носителей языка на слух дела обстоят не так уж просто. Предлагаем вам разобраться, как же можно научиться распознавать английскую речь на слух, даже при небольшом словарном запасе.

Оцените свой уровень знаний

Перед выбором материала для тренировок и созданием плана занятий, необходимо определить свой уровень. Для этого нужно ответить на несколько вопросов. Желательно, записать их где-то. Это нужно, чтобы вы могли отмечать, насколько вы продвинулись после того, как начали заниматься.

Ответьте на эти вопросы:

  1. Насколько свободно я могу разговаривать на данный момент?
  2. Как много из сказанного носителями английского языка я понимаю?
  3. Какие способы я использую, чтобы улучшить восприятие английского на слух?
  4. Как часто я занимаюсь?
  5. Что я могу сделать, чтобы улучшить свой навык аудирования?

Ответы на эти вопросы помогут вам не только определить ваш примерный уровень, но и причины, по которым вы не продвигаетесь вперед. Кроме того, они подскажут, как развивать навык аудирования дальше.

Как выбрать материал для тренировок

При выборе материала, необходимо ориентироваться на следующие аспекты:

  1. Уровень владения языком в целом;
  2. Уровень развития навыка аудирования (который далеко не всегда совпадает с уровнем развития других навыков);
  3. Личные интересы. Только интересный материал будет стимулировать вас заниматься регулярно. Скучные занятия буду приводить к прокрастинации, а иногда и к потере интереса к изучению языка.
  4. Цель изучения языка. Так, если вы учите английский например с целью общения с деловыми партнерами или обучения — вам следует в первую сосредоточить внимание на материале, в которых дикторы говорят с классическим акцентом, и в которых используется бизнес-лексика или академическая.
  5. Поскольку изначально понимать английскую речь на слух довольно-таки сложно (особенно если у спикера не классическое произношение), выбирайте для первых занятий небольшие видео или аудио. Можно остановить выбор на коротких выступлениях, например, на TED, видео англоязычных блоггеров, специальных обучающих видео. Подойдут и короткие аудио — это могут быть специальные записи для тех, кто учит язык, радиопередачи или аудокниги, которые разбиты на небольшие главы. Следует много тренироваться, а на подобных материалах это делать удобней всего.
  6. Начинающим полезно будет слушать аудиозаписи, предназначенные для их уровня, короткие анимации (к примеру, мультфильм The Flatmates от BBC), сериал Extra, обучающие диалоги и аудиокниги со сказками или короткими рассказами для начинающих учить язык. При прослушивании книг и записей диалогов новичкам рекомендуем иметь текст перед глазами. Если вы любитель англоязычной музыки — можно пробовать слушать медленные песни на английском, параллельно читая текст к ним.
  7. Для тех, кто занимается изучением языка дольше, выбор намного шире: сериалы с короткими сериями (около 20 минут), фильмы, которые вы уже смотрели на родном языке, каналы англоязычных блоггеров, шоу.
  8. Преимуществом просмотра фильмов и сериалов на изучаемом языке является то, что происходящее на экране, а также жесты и мимика актеров служат подсказкой, о чем говорят герои. Однако есть и обратная сторона медали: аудио позволяет только слушать речь, благодаря чему навык аудирования тренируется намного интенсивней, чем при просмотре фильмов.

Начинайте слушать небольшие порции информации, постепенно увеличивая нагрузку. Нет возможности подолгу заниматься активным аудированием? Cлушайте «пассивно», не вникая в суть отдельных слов, и не разбирая лексику.

Инструкция по эффективной работе с аудио/видео

Результат будет, даже при ежедневном прослушивании английской речи, без дополнительной работы с текстом. Однако проработка текста даст более быстрый эффект от занятий. Если нет возможности постоянно заниматься работой с текстами — комбинируйте различные виды аудирования. К примеру, сегодня позанимайтесь, выполнив дополнительную работу, а завтра просто послушайте запись или посмотрите фильм. Или часть текста разберите, а часть просто прослушайте.

Результативная система тренировок

Предлагаем вам ознакомиться со схемой занятий, которая поможет усилить эффективность тренировок, и принесет желаемый результат в сжатые сроки. Благодаря этой системе, вы не только натренируете ушки, но и расширите словарный запас и улучшите произношение.

Выберите материал, с которым будете работать. Если он объемный — разделите его для удобства на несколько небольших частей.

Прослушайте один или два раза без текста. Старайтесь уловить общий смысл. Полезный совет: не пытайтесь в голове переводить сказанное, приучитесь воспринимать иностранный язык как нечто отдельное, не воспринимайте его через призму родного языка. Перестав переводить в голове, вы удивитесь, что намного больше стало понятней, ведь пока вы переводите одно предложение, диктор уже успевает сказать два новых. Кроме того, прослушивание и понимание (без перевода) отлично развивает чувство речи.

Еще раз прослушайте, но на этот раз глазами следите за текстом. На этом этапе можно уже выписывать фразы, которые вам непонятны из контекста, или значение которых вы бы хотели уточнить. Полезный совет: выписывайте не только выражение или слово, а целую фразу, чтобы всегда была возможность подсмотреть ее в контексте. Это будет способствовать и более быстрому запоминанию.

Разберите новые выражения. Желательно, пользоваться толковым словарем, если позволяет уровень. Полезный совет: можно проверить, правильно ли вы поняли толкование, переведя слово на родной язык (но только с целью проверки).

Составьте собственные примеры употребления новой лексики.

Прослушайте запись еще раз. Полезный совет: для более продуктивной тренировки послушайте запись с текстом, а потом без него.

Для тренировки разговорного английского перескажите услышанную информацию или выскажите свое мнение о ней. Желательно, чтобы кто-то вас послушал и помог исправить ошибки в разговорной речи.

Для отработки произношения повторяйте предложения за диктором, стараясь подражать его интонации.

Время на тренировки

Для тренировки по описанной выше схеме понадобится около часа. Но огромной ошибкой будет, решив, что на сегодня нет времени заниматься, не уделить изучению иностранного языка времени.

Лучше позаниматься хотя бы 10 минут, чем не заниматься вообще. Нет времени — просто прослушайте текст, занимаясь своими делами.

Это будет лучше, чем пропустить тренировку. Дело в том, что полученные знания легко стираются из памяти. Можно успешно сдать международный экзамен, получить опыт проживания и изучения языка за границей, но если после этого забросить занятия — придется начинать с уровня ниже. Поэтому убедитесь, что изучаемый язык присутствует в вашей жизни каждый день.

Надеемся, эти советы помогут вам улучшить восприятие английской речи на слух, и наконец-то преодолеть пресловутый слуховой барьер 🙂

Мы часто спрашиваем себя: как не упустить что-то важное, быстро перемещаясь «из точки А в точку Б»?

Сосредоточившись на наших целях, мы фокусируемся на одной точке и становимся заложниками туннельного зрения. Не видим, не слышим, не чувствуем, не понимаем, не осознаем. Не живем.

Ели попробовать сильнее развить свои способности получения информации? Освоить не только скорочтение, но и «скоровидение», «скорослышание», «скоровнимание»? Тогда хватит даже короткого контакта, чтобы ощутить окружающую среду.
Кадр из фильма «Лююси», источник Кinopoisk.ru

В такой ситуации многие принимают решение замедлиться, чтобы «снять шоры». Окружающее пространство начинает «двигаться» медленнее, у нас появляется возможность увидеть, услышать, понять, осознать.

Однако решение замедлиться - не единственный способ почувствовать жизнь. Есть способ научиться быстро двигаться и при этом получать то же количество ощущений, как на малой скорости.

К мысли о том, что скорость восприятия можно увеличить, меня привело скорочтение. Развивая этот навык, ты можешь в единицу времени видеть и понимать намного больше, чем обычно. Ты читаешь тот же текст, то же время, но усваиваешь гораздо больше. Кажется, что время замедляется, а на самом деле - резко выросла скорость ввода информации в моем биологическом компьютере.

Я давно убежден, что в нашем информационном мире нужно научиться управлять информацией. Чем быстрее мы умеем с ней работать, тем выше наша эффективность.

Для меня важны:

  • Ввод информации (скорочтение).
  • Обработка информации (техники запоминания).
  • Вывод информации (слепая печать и скрайбинг).

Что будет, если сильнее развить способности «ввода информации»? Освоить не только скорочтение, но и «скоровидение», «скорослышание», «скоровнимание»? Тогда хватит даже короткого контакта, чтобы ощутить окружающую среду.

По сути, нужно научиться быстро обращать внимание на предметы, слова, события и запоминать их. Конечно, со стороны это может показаться очень поверхностным контактом. Кто-нибудь, глядя на меня, может сказать: «Как можно что-то прочувствовать за такое короткое время?! Это же верхоглядство!» Да, верхоглядство - если подходить с обычными навыками.

Для примера вспомните свой первый водительский опыт. В первые дни за рулем мы даже не понимаем, как можно одновременно увидеть знаки, разметку, пешеходов, другие автомобили, светофоры, датчики на приборных панелях. И все это на скорости всего лишь сорок километров в час. Однако через какое-то время мы уже не осознаем, что даже на скорости «под 90» легко замечаем все, что когда-то оставалось вне нашего внимания.

Если вы не водите автомобиль, попробуйте ощутить изменение скорости восприятия на аудиокнигах. Мозг быстро адаптируется к любому темпу чтения, просто мы никогда не давали ему такой задачи.

Проведите простой тест. В большинстве плееров аудиокниг есть функция ускоренного прослушивания. Вы можете выбрать скорость 1,2 или 1,5 или 2. Сначала кажется, что чтец говорит слишком быстро. Потом вы даже не замечаете, что слушаете ускоренное воспроизведение, так как ваш мозг адаптируется к речи чтеца в таком темпе. Таким же способом можно прокачать навыки скоростного восприятия для других органов чувств.

Вы можете жить, не снижая скорости. Или ускоряться, не ограничивая при этом свои ощущения. Не обязательно ускоряться в два раза. Даже если вы повысите скорость на 20-25 процентов, это уже даст вам серьезную фору перед собой.
Источник фото: Рixabay

Игра «Назови это»

Порой мы не фиксируем в памяти какие-то объекты, потому что не можем их быстро назвать. Вечно у нас в речи «те штуки», «какие-то фиговины», «эти вещи». Стоит научиться моментально описывать предметы, чтобы записывать их в память.

В этом поможет простая игра, в которую мы играли в длительных поездках, когда нужно было развлечься без интернета и гаджетов. В этой игре вы в одиночку или по очереди называете предметы в поле вашего зрения. Описываете по правилу «прилагательное + существительное».

Например, сейчас я вижу: эргономичную клавиатуру, жидкокристаллический монитор, электронный документ, проводную мышь, деревянный стол, ровную стену, навесную полку, мобильную камеру, черные клавиши, зеленые светодиоды, собственные руки, подстриженные ногти…

Сначала предметы называть легко, потом приходится всматриваться в детали, обращать внимание на неочевидные признаки, применять необычные эпитеты, находя их в своей памяти. Чем чаще вы играете в такую игру, тем быстрее воссоздаете в голове детальную картину.

Игра «Посчитай это»

Еще одно упражнение, которое развивает тот же навык, только на уровне чисел. Вам нужно бросить взгляд в сторону и быстро назвать количество предметов: ламп на потолке, спиц в автомобильном диске, окон на стене дома, женщин на другой стороне улицы, красных автомобилей на стоянке. Чем чаще вы это делаете, тем лучше.

Двухканальное (многоканальное) мышление

Иногда у нас не получается обратить внимание на несколько объектов сразу, потому что мы используем один канал мышления. «А что, бывают еще каналы мышления?», - спросите вы.

Да, они у нас есть, и вы их используете, правда, неосознанно. Готовите еду и разговариваете с ребенком? Идете по улице, разговаривая по телефону, и обдумываете, где вам повернуть? Танцуете и одновременно подпеваете? Значит, вы задействуете как минимум два мыслительных канала.

Теперь осталось прокачать этот навык, чтобы перейти от «чтения по слогам» к нормальному человеческому чтению. Как это делается? Очень просто. Берете две книги и начинаете читать по одному абзацу по очереди из обеих книг. Задача - удержать в сознании сюжетную линию каждой из них. Получается? Возьмите третью, четвертую книгу.

Например, я в течение дня читаю сразу три книги: утром и в обед разные деловые, а вечером художественную.

Угол обзора

У нас очень ограниченный угол обзора - мы можем фокусировать внимание лишь на небольшом участке. Остальное мозг достраивает «как получается». Конечно же, мы не можем запомнить то, на что не обратили внимания. Замечаем лишь попавшие в наш фокус предметы/вещи/людей и т.д.. Получается замкнутый круг.

Выйти из него поможет еще одно упражнение из скорочтения - зрительный эспандер. Оно заключается в следующем: вы смотрите в центр строки в книге, стараясь четко увидеть максимальное количество букв и слов. Сначала вы видите только пару слов, но с каждым днем ваш угол обзора расширяется, вы начинаете видеть больше. В итоге доходите до того, что видите всю строку, потом две строки, потом абзац и уже - страницу целиком.

Так скорочтение превращается в фоточтение (я еще до такого уровня не добрался).

То же самое можно сделать с видением окружающего пространства. Найдите таблицы Шульте и упражнения для развития периферического зрения. Используйте любую возможность, чтобы прокачать этот навык.

Ждете кого-то или что-то? Не теряйте времени даром: смотрите в одну точку и описывайте словами, что вы видите вокруг нее. Произносите слова, чтобы зафиксировать их в памяти. Чем чаще вы это будете делать, тем быстрее научитесь воспринимать и осознавать целостную картину окружающего пространства. Тем больше у вас будет шансов заметить что-то интересное и занимательное, достойное вашего внимания.

Распределенное внимание

Мы привыкли «перебирать» объекты, на которых останавливаем своё внимание. Держать фокус на нескольких объектах? Говорят, что это невозможно. Наш мозг может думать только о чем-то одном (хотя двух- и более канальное мышление) говорит об обратном.

Хорошо, если нельзя держать внимание на нескольких объектах, то почему бы эти несколько объектов не объединить в один? Наблюдать по очереди за разными рыбками в аквариуме или наблюдать за всем аквариумом разом? Вопрос в том, что вы будете считать объектом, и насколько у вас широкий угол обзора.

Чтобы проверить уровень распределенного внимания, а затем прокачать его, попробуйте игру Train of Thought в приложении Lumosity (есть web-ресурс). В ней нужно одновременно концентрировать внимание на нескольких поездах разного цвета, которых нужно довести до соответствующего депо. Очень хорошо тренирует способность держать внимание сразу на нескольких объектах. Попробуйте, рекомендую!

Еще одна проблема - постоянное вытеснение событий другими. Мы не успели обратить внимание на что-то одно, как тут же отвлекаемся на другой раздражитель. Запоминать не получается, потому что мы не успеваем переключить фокус внимания с «широкоугольного обзора».

Следующая подборка занятий позволяет вам научиться концентрироваться на том, что для вас важно.

Видеофиксация

Для первого упражнения понадобится только камера телефона. Обычно мы используем ее, чтобы продемонстрировать какое-то особенное событие кому-то другому. Пришла пора продемонстрировать свою жизнь себе самому.

Записывайте все, что привлекло ваше внимание. Не нужно стараться снять красиво, вы должны фиксировать моменты в череде будней. Поставьте себе задачу делать минимум одну видеозапись каждый день. И ваш мозг начнет активнее думать: на что же этакое обратить внимание.

Если вы будете регулярно снимать такие видеозарисовки, удивитесь, как много интересного вас окружает. Мало того, вам будет гораздо легче воссоздавать в памяти небольшие события, украшающие будни.

Я выкладываю свои секундные ролики в Youtube и

Моменты радости

Еще одно приложение, которое помогает закреплять воспоминания, это LifeCharge . Это более продвинутое решение, чем видеосъемка каждый день. Вам необходимо не просто фиксировать увиденное, но и подключать свои способности, описывая происшедшее.

В чем суть? В приложении вы можете ставить плюсы - события, которые вас заряжают хорошими эмоциями. Если вы настраиваете себя на ежедневное заполнение приложения, то волей-неволей ваше сознание начинает работать над тем, чтобы выискивать их в ежедневной рутине или в состоянии аврального проекта.

Регулярное использование приложения воспитывает привычку задавать себе вопрос с самого утра: «Что хорошего сегодня произойдет?».

Примите решение заполнить отметки в течение недели без перерывов.Потом месяц, год. Так вы сами себе расскажете, как много хорошего происходит вокруг, как несложно это заметить хоть в аврале, хоть в рутине.

Я не перечитываю эти записи. Но сам факт того, что я предпринял усилие для фиксации события, закрепляет его в памяти гораздо сильнее, чем если бы я этого не сделал.

Медитации

Возможно, вы считаете, что устное описание, фиксация событий в видео или аудиоформате будет излишней. Думаете, что настоящим эмоциям лишние слова только помешают. Что чувствовать - это не описывать. Хорошо, тогда для вас упражнение на развитие объемного ощущения - медитация.

У меня нет достаточных навыков, чтобы рассказывать про этот процесс, потому что медитации появились в моей жизни только в этом году. Но этого хватило, чтобы я включил их в обязательный утренний ежедневный ритуал.

Что делаю я? В течение десяти минут концентрируюсь на своих ощущениях «здесь и сейчас». Стараюсь отогнать все мысли, планы, воспоминания. Нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.

Чем дольше я это практикую, тем проще мне в течение дня погрузить себя в ощущение текущего момента, осознать, что происходит с моим телом в пространстве, как сознание реагирует на происходящее.

Во мне формируется «скоростная коробка передач», позволяющая мне переключаться от внешнего мира к внутренним ощущениям. Я не замедляюсь: это можно сделать за несколько секунд, в любой пустоте дня.

Есть еще один приятный бонус в навыке медитации. Вы можете научиться засыпать днем, как Штирлиц - на десять-пятнадцать минут. Если найдете место и возможность - подремать, пусть даже сидя. Это стоит практиковать, потому что после такой быстрой «отключки» возникает ощущение, что вы проспали нормальный час-полтора.

Рефлексия

В конце дня или в конце недели мы слишком вымотаны, чтобы проживать свой день еще раз. Иногда день или вся неделя такие отвратительные, что проживать их еще раз просто не хочется. А надо бы. Потому что рефлексия помогает зафиксировать вам пережитые ощущения. Как ее провести так, чтобы она не отняла много времени?

Подготовьте список вопросов, на которые вам нужно ответить.

Например, в воскресенье утром за двадцать-тридцать минут я отвечаю на свой список вопросов:

  • Как дела? Какие ошибки я сделал и чему важному я научился благодаря им?
  • Что я сделал для здоровья?
  • Что я узнал или освоил?
  • Сколько времени я провел с родными и близкими?
  • Что я хочу запомнить навсегда?
  • На что потрачено время впустую? Где тормозил?
  • Что из того, что у меня есть, тянет меня назад?
  • Чего я боюсь? Чего важного я избегаю?
  • Что из отложенного поставить в план?
  • Какой личный конфликт нужно решить?
  • Кому я должен помочь? Кто может помочь мне?
  • Какой навык может мне помочь? Чему новому я должен научиться?
  • Чего я жду с нетерпением?

В конце дня можно спросить себя: «Что сегодня произошло со мной? Что важного я сделал?» Спросить и записать в Evernote или наговорить на диктофон.

Когда есть готовые вопросы, ответы на них не требуют много времени, а важные моменты дня и недели фиксируются.

Планирование

У подавляющего большинства людей, которых я встречал, нет планов на день. Они не готовятся к тому, чтобы выполнять свои дела. Поэтому им приходится постоянно обдумывать то, что нужно сделать сейчас. Неудивительно, что в итоге в памяти не остается ничего, кроме результатов от выполненных задач, ведь у обычного человека нет двухканального мышления, а его фокус внимания сосредоточен только на одном объекте.

Планирование помогает мне избавиться от необходимости обдумывать задачи в течение дня, потому что я их обдумал заранее. Кроме того, планирование, это принятое решение, что я начну какое-то дело в какое-то время. Поэтому мне не нужно тратить время на то, чтобы заставить себя начать что-то делать.

Высвобожденные ресурсы для внимательности можно использовать, чтобы концентрироваться на приятных событиях.

Это далеко не все упражнения, которые я практикую, чтобы развить способности скоростного восприятия. Не нужно рассказывать обо всем, потому что сразу делать даже эти десять упражнений не получится. Попробуйте для начала регулярно выполнять хотя бы два-три, чтобы почувствовать - как можно быстро «считывать» окружающее пространство и внутренние состояния.

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.