Техника речи понятие о дикции. «Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция)

Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом , необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом . Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.

Интонация (лат. intonare - громко говорить) - сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика . Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация - самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы. Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза - человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. - Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация - меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.

Голос. Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание . Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

5.Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?

6.Что относится к коммуникативным качествам речи?

7.Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?

8.На чем основаны точность и информативность речи?

9.Что понимают под чистотой речи?

10.Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?

11.Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.

12.Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?

14.Назовите основные характеристики речевого голоса.

15.Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?

16.Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи?

17.Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?

18.Какова роль пауз в речевом общении?

19.Какие виды пауз различают? В чем их различие?

Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует трени­ровки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше про-Ишодить под руководством опытного чтеца или специалиста-препода­вателя. При известном самоконтроле можно работать над своим ды­ханием и самому.

Практические задания

УпражнениеI. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать дви­жение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя).

1.Контролируйте одновремен­ное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было пере­полнения легких.

2.Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслаб­ляя мышц (это подготовка к экономному выдоху). Затем выдыхай­те плавно, без толчков, на счет 1-5.

Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 2. Проверьте свое дыхание при чтении следую­щих текстов:

Текст №1 (из переводов С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.

/ Вот дом,

Который построил Джек.

/ А это пшеница,

который построил Джек.

/ А это веселая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

/ Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

Текст №2.Задание выполняется с движениями, названными в тексте. Дыхание произвольное.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз.

Можно прыгать целый час. ОСТАНОВИТЬСЯ.

Кончу прыгать, встану я.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (бла­гозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблю­дая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговари­вать на улице в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,. Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близ­ких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произ­несите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смыс­ле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства рит­ма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плав­ный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса - тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

Практические задания

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, есте­ственной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии, вы­полняя следующие задания;

1. Произнесите звонко, плавно и протяжно звук м.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы. Слоги произносите на одной ноте. Следите за правильным дыханием.

3. Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке! мы, му, мо, ма, мэ, ми.

Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая гром­кость голоса в соответствии с содержанием.

Встреча замы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. Никитин.)

Упражнение 3.

I. Произнесите пословицы, соразмеряя дыхание с длительностью предложения.

I. Зернышко к зернышку - будет мешок. 2. Хороша нива у друж­ного коллектива. 3. В согласном стаде и волк не страшен. 4. В страду одна забота: не стала бы работа. 5. Весна красна цветами, а осень плодами. 6. Всякому мила своя сторона.

II. Научитесь соразмерять вдох и выдох при чтении, на корот­ких фразах не делайте резкого выдоха, не ослабляйте силу голоса к концу длинной фразы.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остано­вился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц. Все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется... (М, Пришвин.)

Дикция

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетли­во. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язы­чок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и зву­ков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участ­ков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять неко­торые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уро­ках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Упраж­нения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.

Практические задания

Упражнение 1. Произнесите ясно гласные. Если вы произно­сите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произноше­ние какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите не­сколько раз.

1. И- рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько припод­нят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием про­изношения.

Э -рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.

Произнесите э, затем иэ.

А -рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.

Произнесите а, затем эа.

О -губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько при­поднят у корня.

Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их арти­куляцию.

У -губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут- к заднему небу.

Произнесите у, затем оу, эу, иу.

Ы -губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.

Произнесите ы, затем иы.

2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.

3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.

Сравните произношение основных гласных с йотированными глас­ными э - е, а -я, о - ё, у - ю. Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках б и ц - смыкание и размыкание губ, при т и д -упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

1. Произнесите поочередно звонкие и глухие согласные: б-п, в - ф, г -х -к, д -т, ж - ш, з - с. Произнесите сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф.

Практическое занятие 3


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Техника речи – это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки голоса и т.д. К технике речи самое прямое отношение имеет - раздел науки о языке, занимающийся определением произносительных норм (от греческих слов orthos – правильный, прямой, и epos – речь). С.И. Ожегов дает следующее определение «культуры речи»: «Высокая – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е., наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е., само подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Смотреть что такое "Техника речи" в других словарях:

    ТЕХНИКА РЕЧИ - ТЕХНИКА РЕЧИ. Совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика, кинесика, паралингвистика) …

    Техника речи - 1) совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2) владение приемами эффективного использования речевого аппарата. А.А. Князьков … Педагогическое речеведение

    ТЕХНИКА ПИСЬМА - ТЕХНИКА (от греч. technē – искусство, ремесло, мастерство) ПИСЬМА. Графическое фиксирование речи и ее элементов. Обучение Т. п. является начальной стадией обучения письму и включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТЕХНИКА - (греч. techne искусство, мастерство) собирательный термин для обозначения множества феноменов, в которых мышление (разум) обнаруживает свое присутствие (здесь бытие) в мире. Понятия Т. получаются путем феноменологической редукции в разных… … Социология: Энциклопедия

    ГОСТ Р 52119-2003: Техника водолазная. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52119 2003: Техника водолазная. Термины и определения оригинал документа: 112 (водолазная) телефонно микрофонная гарнитура: Элемент водолазной телефонной станции, предназначенный для приема и передачи речи между водолазом и… …

    Связь (техника) - Связь в технике передача информации (сигналов) на расстояние. Содержание 1 История 2 Типы связи 3 Сигнал … Википедия

    114 водолазный преобразователь речи (Ндп. корректор речи): Устройство, преобразующее речь водолаза с целью улучшить ее разборчивость в условиях повышенного давления газовой среды. Источник: ГОСТ Р 52119 2003: Техника водолазная. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    водолазный преобразователь речи - Ндп. корректор речи Устройство, преобразующее речь водолаза с целью улучшить ее разборчивость в условиях повышенного давления газовой среды. [ГОСТ Р 52119 2003] Недопустимые, нерекомендуемые корректор речи Тематики техника водолазная Обобщающие… … Справочник технического переводчика

    АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ - Ференци Шандор (Ferenczi S., 1873 1933) выдающийся австро венгерский психиатр и психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. Заинтересовался психоанализом в 1907 г. благодаря работам цюрихской школы Блейлера (Bleuler E.), Юнга… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Обучение письму и письменной речи - автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспекти … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Техника речи в профессиональной подготовке учителя. Практическое пособие , Савостьянов А.И.. Практическое пособие посвящено культуре и техники речи в профессиональной подготовке учителя. Техника речи это система технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Кафедра теории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Риторика»
ВАРИАНТ № 1
ЧИТА - 2012
Введение
1. Техника речи
1.2 Речевое дыхание и голос
1.3 Дикция
2. Практическая часть
Заключение
Введение
публичный выступление дикция речь

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист - это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, регулирующих отношения между людьми в обществе. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.

Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, ораторы выступают, прежде всего, как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы и сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности. Недостаточное внимание к языку правоведения проявляется и в системе юридического образования.

Юрист, должен безупречно владеть нормами литературного языка, быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками для выступления перед публикой.
1. Техника речи
1.1 Составные части техники речи
Техника речи -- это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.
Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи - значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.
К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует, только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.
Суть техники речи - в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции.
Голосовой аппарат состоит из четырёх частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.
Дыхательные органы - нечто вроде мехов. Они включают лёгкие, мускулатуру, втягивающую воздух в лёгкие, и другие мышцы, выталкивающие воздух из лёгких. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха и создают необходимую опору звуку - речевой пояс.

Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены в дыхательном горле горизонтально там, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке гортани так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из лёгких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые колебания.

Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук. Изменения в форме и объёме полости рта придают во время речи отчётливость каждому звуку или создают резонанс.
Артикуляторы - язык, зубы, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо -образуют индивидуальные звуки с помощью изменений в размере и форме звучания.

Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции вместе с произношением. Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех частей голосового аппарата и оказывает влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию.

1.2 Речевое дыхание и голос
Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.
Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательных мышц.
Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть активными, напротив, они зависят от мускулов, расположенных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань -- в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафрагменное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Необходимо тренировать «поддержку дыхания», для этого можно выполнять следующие упражнения:
* Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.
* Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.
Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.
Овладение навыками правильного дыхания -- предпосылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем ораторов, которые через 10 минут выступления задыхаются, будто поднялись по лестнице на 10--15 этаж.
Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.
Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.
Так же, необходимо помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.
Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.
Приступая к занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового аппарата, с существующими типами дыхания.
Так же, следует помнить, что смешанно-диафрагматический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.
Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос - очень важное качество устной речи, особенно учителя.
Воспитать, поставить голос - это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу и звучность голоса.
Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.
Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся:
нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха.
При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки.
В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание его. Например: «горловой» оттенок голоса является результатом неверного посыла звука. Причина такого явления - зажатость глотки.
Может быть, что человек говорит «ниже» чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности.
Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно установить нормальное положение голосового аппарата.
Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.
Полетность голоса -- это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
Тембр голоса--это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона).
Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:
а) прочитать вслух в различном темпе (медленном, среднем, затем быстром) фрагмент какого-либо рассказа по книге;
б) использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп, добиваясь отчетливого произношения слов и отдельных звуков (например: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет; всех скороговорок не переговоришь и не выговоришь).
Важнейший показатель речевой культуры оратора -- это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.
Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражений, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.
Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремится достичь выступающий. Сила голоса -- это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.
1.3 Дикция
Дикция (лат.)- произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления.
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).
Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.
В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.
Техника речи - практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.
Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.
К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).
Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.
Овладев своим речевым аппаратом и поняв функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков
Дикция -- это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия.
2. Практическая часть
Анализ судебной речи «Дело об убийстве иеромонаха Иллариона.
Судебная речь по делу об убийстве иеромонаха Иллариона.
«Дело об убийстве иеромонаха Иллариона» является обвинительной речью и состоит из вступления, основной части и заключения.
Во вступлении обвинитель стремится вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием; установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие; психологически подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.

Для этого обвинитель во вступлении дает краткое описание картины преступления, что облегчит переход к главной части речи: «Господа судьи, господа присяжные заседатели! 10-го января нынешнего года отец Илларион, иеромонах Александро-Невской ливры, был найден в своей келье окончившим жизнь насильственным образом от чужой руки... В самом деле, вглядевшись в дело, вы увидите, что сознание подсудимого далеко не чисто, что в нем есть некоторые примеси и что, во всяком случае, он говорит не полную правду, заявляя па суде, что показывает одну истину как перед богом и перед начальством, так и перед вами».

Основная задача главной части обвинительной речи - изложение и обоснование позиции государственного обвинителя, который доказывает, что деяние имело место, в совершении которого обвиняется подсудимый «...смотрят в щелку, видят ноги, думают, что с ним дурно, посылают за доктором, отворяют дверь и находят, что он мертв, убит...»; доказывает, что это деяние совершил подсудимый: «Когда агент сыскной полиции явился на станцию, то нашел подсудимого «гулящим», нетрезвым и прячущимся; на нем оказались панталоны и жилет покойного отца Иллариона, а в кармане панталон золотые монеты, в том числе двадцатифранковые; у брата его найдены часы покойного, а у него самого другие, также принадлежащие отцу Иллариону. Он путается, он испуган, у него ранена рука. Его берут. Что он может сказать, какое дать объяснение? Ему остается только одно - сознание»

Обоснованию правильности своей позиции обвинитель использует в обвинительной речи такие элементы:
1. Изложение фактических обстоятельств дела: «Выбрано именно то время, когда по монастырским обычаям, в коридоре никого не было. В коридоре было всего шесть келий: одну занимал монах Григории: а в двух других жили два приезжих архимандрита, две были в тот день пустые, а в одной жил отец Илларион...»

2. Анализ и оценка доказательств, исследованных в ходе судебного следствия: «Затем посмотрите с нравственной стороны па последующие действия подсудимого. Он убил внезапно, убил, сам не зная, как и для чего, его «грех попутал», но, тем не менее, он пролил потоки крови по всей квартире, истерзал старика, вырвал у него по клочьям в долгой и озлобленной борьбе всю бороду, и, наконец, порешил с ним...»

3. Обоснование юридической квалификации преступления: «Я думаю, однако, что это не так, что мысль об убийстве явилась вовсе не внезапно, что он имел возможность в течение некоторого времени оценить и взвесить ее, или изгнить ее из своей головы, или удержать - и избрал последнее»
4. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего: «Для того необходимо рассмотреть вкратце обстановку дела и прежде всего взглянуть на личность потерпевшего от преступления...
Подсудимый служил стрелочником в Окуловке, службу свою он там оставил, остался без работы и затем приехал в Петербург, сказав, домашним, что едет искать места...»

В заключение своей речи обвинитель стремимся окончательно убедить судей в правильности и справедливости своей позиции; напоминает им наиболее важные результаты судебного следствия; подводит итоги процесса: «Я обвиняю подсудимого Михайлова в том, что он совершил преступление с обдуманным заранее намерением. Подсудимый хочет доказать, что оно совершено внезапно, без предумышления. Кто из нас прав - решит ваш приговор...»

В «Деле об убийстве иеромонаха Иллариона» используются языковые средства различных стилей: официально-делового, разговорно-бытового.
Ясность речи обвинителя достигается использованием общеупотребительных слов и выражений,
В «Деле...» используется деловая терминология (с обдуманным заранее намерением, без предумышления, вступить в сделку, неотразимых фактов, акт осмотра...), также отглагольные существительные (наказание, убийство, представители, показания, проверка...).

Здесь используются причастные и деепричастные обороты, способствующие краткости изложения (В самом деле, вглядевшись в дело, вы увидите, что сознание подсудимого далеко не чисто, что в нем есть некоторые примеси и что, во всяком случае, он говорит не полную правду, заявляя на суде, что показывает одну истину как перед богом и перед начальством, так и перед нами.). Используются страдательные конструкции:

«Затем обстановка убийства также довольно ясна: убийство совершено колющим оружием, нанесен ряд очень сильных ран, вызывающих обильное истечение крови, повлекшее смерть, и как удостоверяет осмотр ран, нанесены они человеком, подошедшим сзади» Также используются конструкции с так называемым расщепленным сказуемым: «10-го января нынешнего года отец Илларион, иеромонах Александро-Невской лавры, был найден в своей келье окончившим жизнь "насильственным образом от чужой руки».

Текст «Дела...» непринужденный, экспрессивный с выражением субъективного отношения к излагаемому. В тексте используется разговорно-бытовая лексика «во всем своем безобразии», «должен овладеть ужас», «поднимется беспокойство», «балясина» и т.д. Встречаются слова с эмоционально-экспрессивной окраской: «ножичек», «страшное место», «капельки крови...», встречается устойчивое словосочетание «грех попутал».

В «Деле..» встречаются предложения с междометиями, частицами, вводными словами и предложениями, обращениями: «Вы, представители суди в настоящем деле, не можете быть орудием ни в чьих руках; не можете, поэтому быть им и в руках подсудимого и решить дело согласно одним только его показаниям, идя по тому пути, по которому он вас желает вести...»
Для обеспечения эффективного решения всех задач, связанных с процессом убеждения, образные средства в «Деле...» сочетаются с риторическими фигурами.
К риторическим фигурам относятся речевые повторы, антитеза, предупреждение, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, неожиданный перерыв мысли и умолчание.

В речи обвинителя часто встречается речевой повтор: «Когда отец Илларион лежит рядом - умирающий, истекающий кровью, подсудимый снимает с себя всю одежду, сжигает ее в печке, надевает одежду своей жертвы, - затем уносит свечку и ставит ее в спальню..,», «...затем совершающего там убийство и спокойно переменяющего белье, вытирающего руки и выбирающего имущество отца Иллариона, а то время, когда рядом с ним. тот умирает израненный и истерзанный..»

Вопросно-ответный ход: «Какое отношение может иметь к нему отец Илларион, этот замкнутый человек, не интересующийся даже тем, что делают более близкие ему, окружающие его лица? Никакого»
Встречаются риторические вопросы: «Не указывает ли это на то, что подсудимый был на этом чердаке, что было удобно сделать, тем более что чердак никем не посещался и о нем даже не все знали, как заявил об этом свидетель Яков Петров».
Антитеза: «Он говорит, что сам защищался против того ножа, что он вырывал его. Это не так, потому, что раны, которые образовались от вырывания ножа на руках, находились у отца Иллариона, а не у подсудимого»
Итак, выразительность (экспрессивность) речи досчитается при помощи структурных элементов речи: речевых фигур, образных средств речи (сравнения, эпитета, иронии и других тропов) и эстетически совершенного стиля речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя дисциплина риторика была надолго почти забыта. Ее возрождение с середины ХХ века связано с бурным потоком информации, который обрушился на современного человека. В этом потоке ему нужно хорошо ориентироваться, а это значит быстро устанавливать контакт с людьми, находить идеи и точно, ярко оформлять их в речь. Эти умения дают возможность взаимопонимания. Но это только одна сторона общения. Другая этика поведения человека, его ответственность за слово. И эта, другая сторона, не менее важна для юриста, сферу деятельности которого относят к сфере повышенной речевой ответственности.

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной.

Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.

Список используемой литературы
1.Андреев В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). -- М.: Народное образование, 1995. -- 208 с.
2.Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. -- 3 - е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 624 с.
3.Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. -М.: Флинта: Наука, 2008 - 296с
4.Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).- М.: Юристъ, 2000- 384с
Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Структура публичного выступления, формулировка его темы и цели. Основные части публичной речи. Типы речи и способы раскрытия тем. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала. Характеристика аргументов, их виды и доказательство.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Понятие и виды публичного выступления. Определение и исследование основных качеств идеальной публичной речи. Влияние их на эффективность общения и уровень речевой культуры говорящего. Изучение грамматики языка и применение ее при построении речи.

    доклад , добавлен 26.09.2016

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Регламентированность как специфическая особенность делового общения. Особенности деловой речи. Реклама, светское общение. Деловая дискуссия как вид речи в практике общения. Спор как разновидность деловой коммуникации. Требования к публичной речи.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2010

    Понятие публичной речи. Социально-политическое, академическое, жанрово-стилистическое красноречие. Передача основных идей, содержания доклада как цель публичного выступления. Составляющие техники речи: дикция, темп, интонация. Главные виды доказательства.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Вступление как вводная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды. Основная часть публичного выступления: характеристика, основные правила построения и аргументации. Заключение: выводы, предложения и правильное окончание публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2014

    Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи. Языковая способность человека. Овладение ребенком звуковой стороной речи, морфологией. Речевой онтогенез и развитие речи. Связь звучания со смыслом. Элементарная и развернутая фразовая речь ребенка.

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!