Эра потребления – Жизнь в современном мире. Человек в современном мире

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждое новое поколение принято ругать, ведь оно обязательно должно быть хуже предыдущего, тащить мир на дно и обладать просто минимальным количеством светлых голов - ну знаете, это уже многовековая традиция старшего поколения. Но нынешняя молодежь, которая впервые родилась со смартфоном в руках и интернетом в умах, настолько разительно отличается от всех своих предшественников, что и ругать-то его язык не поворачивается. Оно просто дико непонятно!

Мы в сайт решили изучить, чем же так выделяются молодые люди, с рождения повязанные Всемирной паутиной.

Их миром правит хайп

«Они приходят в среду и обустраивают ее под себя. Мое любимое - скоро они столкнутся с государственными институтами. Ох, я бы не хотел оказаться на месте этих самых институтов. Им *конец».

Никита Широбоков

Им плевать на школу

Им тяжело вешать лапшу на уши

Раньше люди верили авторитетам. Верили родителям, верили учителям. Сегодня среднестатистическому учителю порой бывает трудно, так сказать, конкурировать с учеником. Ведь он может проверить любую информацию за десятую долю секунды и доказать совершенно обратное. Вообще проверять полученную информацию - это девиз молодежи. Обмануть их получится, если только вам достанется особо тугой представитель поколения.

У них клиповое мышление

Вот на чем больше всего и сказались технологии, так это на мышлении. Если старшее поколение учило, современное гуглит. Да, возможно, из-за этого знания основной массы поверхностны, а мышление - клиповое, но они всегда владеют самой актуальной информацией. А с ней, стоит отметить, работают они очень круто, что помогает им справиться с поставленными задачами гораздо эффективнее. А учитывая, с какой скоростью движется современный мир, в выигрыше в итоге останется все же далеко не «олд дженерейшн» со своим «Зато мы запоминали!», сам смысл в субкультурах в современном мире просто-напросто отпал, и тому есть две главные причины:

Что мы имеем в итоге? Толпу открытых всему новому, забивших на стереотипы, многозадачных, прагматичных, стремительно развивающихся хайповых молодых людей с клиповым мышлением. И вы скажете, что они тащат мир на дно?

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания, телесно-духовное социальное существо. По отношению к человеку мы употребляем различные термины: "индивид", "индивидуальность", "личность". Какова их взаимосвязь?

Индивид - (от individuum - неделимое) отдельное живое существо, особь человеческого вида (homo sapiens), отдельный человек. Для него характерны целостность морфологической и психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии со средой, активность.

Под индивидуальностью понимают неповторимое своеобразие человека, в противоположность типическому. Это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно - неизменный на протяжении всей жизни человека. Свобода личности, ее разнообразные проявление обусловлены ее индивидуальностью, которая выражается в природных задатках и психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание сознания, взгляды, убеждения, суждение, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда держат в себе нечто «свое». Потребности и запросы каждого отдельного человека индивидуализированы, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности, проявляющей социальность человека, - самостоятельность, не­зависимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер, основатель протестантизма, создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Личность представляет собой конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился, живет и формируется человек, уровень культуры народа серьезным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Понятие личности употребляется в различных смыслах:

1) как человеческий индивид, субъект социальных отношений и сознательной деятельности;



2) как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных условий, в которых существует человек, но в то же время - с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, личность можно рассматривать как диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального), отдельного (индивидуального, неповторимого). Личность выступает как мера цельности человека.

Личность можно охарактеризовать как минимум с двух позиций: функциональной и сущностной. Функциональная характеристика личности - это характеристика личности с точки зрения социальных статусов и социальных ролей, которыми обладает и которые исполняет человек в обществе. Сущностная характеристика личности включает такие черты, как:

Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид
осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание включает в себя самооценку и
самоуважение;

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей
человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных
жизненных условиях и обстоятельствах;



Воля - способность к выбору действий, связанных с преодолением внешних или
внутренних препятствий;

Мировоззрение как условие целенаправленной, осознанной деятельности;

Нравственность.

Необходимо заметить, что процесс формирования морального «я» личности происходит постепенно и определяется не только возрастом и социальной средой, но во многом, собственными усилиями человека. Можно выделить следующие стадии формирования морального "я" человека и соответствующие им мотивы поведения:

1) доморальный уровень, когда поведение человека определяется страхом перед
наказанием и соображениями взаимной выгоды;

2) уровень морального развития, при котором человек ориентируется на заданные извне
нормы и требования (желание одобрения со стороны значимых других и стыд перед их
осуждением);

3) уровень автономной морали, включающий ориентацию на устойчивую внутреннюю
систему принципов, соблюдение которых обеспечивается совестью.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей. В более строгом понимании - это совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовный, возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви. Под этикой часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую мораль. Традиционно этику называют практической философией, так как ее целью являются не знания, а поступки.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, как общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели (совершенные личностные качества), например, правдивость, честность, доброта - нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых (требования, заповеди, правила), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух направлениях: моральное измерение личности, моральное измерение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. По И. Канту, это - воля, чистая от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практических деятельных позиций человека. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям? Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее само законодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения. «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Специфическим способом существования морали является долженствование.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Ценность, - это не родовое свойство чего-либо, а отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат - систему ценностных ориентации. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро -это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга как вина и переживается в укорах и муках совести. Нравственные ценности императивны (обязательны). Нравственные императивы и утверждаемые ими моральные ценности имеют над ситуативный и безличный, т.е. универсальный характер.

Среди основополагающих категорий человеческого бытия выделяются категории свободы и смысла жизни и соотношение свободы и необходимости, свободы и ответственности.

Проблема свободы человека имеет два главных аспекта - социальный и природный. Социальная свобода человека зависит от общественного устройства - политики, экономики и т.д. Исторический прогресс - это путь к развитию социальной свободы. Чем более развито общество, тем оно более свободно, тем больше свободы у конкретного человека. Природный аспект свободы имеет своим содержанием свободу воли человека. Насколько человек в своей жизни может сделать выбор и следовать ему? Отчего зависит этот выбор? В философии сложились различные концепции свободы человека:

1. Фатализм. В соответствии с этой концепцией, человек - существо объективно
обусловленное и четко детерминированное внешними силами (боженственными или
природными). Все, что происходит в мире с человеком, - результат божественного
предопределения, судьбы. Таким образом, согласно фаталистам, человек не делает реального
выбора и не обладает реальной свободой воли. Такая точка зрения имела множество
противников, которые указывали на ее абсурдность. Историческая жизнь человека постоянно
доказывает, что в самых трудных условиях, на грани жизни и смерти, он может выбрать правду
или ложь, свободу или рабство, добро или зло.

2. Волюнтаризм: Человек - существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.
Поступки человека совершенно произвольны и не зависят ни от каких причин и факторов,
кроме желания самого человека. Провозглашается полная независимость воли человека от
реальностей мира. На практике его выбор все же зависит от многих причин как внутреннего,
так и внешнего характера. Человек вынужден считаться с этими причинами и принимать
решения, исходя из имеющихся возможностей.

3. Сциентистски ориентированная философия (Спиноза, Гегель, Конт, Маркс) рассматривают свободу как осознанную необходимость. В этом случае за человеком признается реальная свобода воли, но, вместе с тем, указывается, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определенных причин духовного или материального характера. Понимание свободы как осознанной необходимости ставит на первый план необходимость, таким образом, выражается отношение мира к человеку, а не человека к миру.

4. Современное осмысление проблемы свободы включает отказ от абсолютизации областей свободы и необходимости (т.е. реально вести речь об относительной свободе); персонификацию и индивидуализацию свободы (субъекты свободы, форма бытия свободы); рассмотрение структуры необходимости и свободы и их взаимодействия, а взаимодействие это составляет сущностное противоречие человеческого бытия; проблему критерия свободы (долг, нравственный выбор, смысл жизни, совесть, ответственность). Таким образом, центр философствования перемещается в сторону отношения человека к миру. Характер этого отношения в значительной степени зависит от свойств и усилий самого человека.

Вот несколько концепций свободы, в основе которых - отношение человека к миру.

По мнению русского философа В.С. Соловьева свобода всегда требует нравственного отношения к выбору и к осуществлению решения. Свобода - это ответственное совестливое поведение. Как говорил В.С. Соловьев, - человек живет одновременно в двух мирах: мире прошедшего (опыт) - необходимость и мире будущего - возможность. Мир будущего дает возможность морального суждения, т.е. дает свободу, а связующим звеном между необходимостью и свободой является цель.

Э.Фромм подчеркивал, что человек принадлежит двум мирам: собственно человеческому и животному, а значит он осознает свое величие и бессилие. Свобода реализуется самой жизнедеятельностью человека, в процессе которой он осуществляет свой выбор. Т.о., свобода - осознанный, свободный выбор человеком своей линии поведения. Главная цель выбора - выход за пределы наличной необходимости. Варианты выхода: а) регрессивный - стремление человека вернуться к своим естественным истокам - природе, предкам, естественной жизни, отказ от индивидуальности (масса, толпа), саморефлексии; б) прогрессивный - развитие собственно человеческих сил и потенций. Формами проявления свободы называют, прежде всего, игру, творчество, риск, смысл жизни.

Виктор Франкл, австрийский психолог и психиатр, считал, что свобода человека должна определяться, во-первых, по отношению к влечениям. Человек либо позволяет влечениям определять свое поведение, либо нет; во-вторых, по отношению к наследственности. Компенсация врожденных задатков и свойств может рассматриваться как осознанный выбор. Таким образом, огромную роль в процессе осуществления свободы играет культура, цивилизация; в-третьих, по отношению к среде: естественно-природной среде, психологической заданности человека, социокультурным условиям бытия. Получается, что свобода - это сознательная выработка определенного отношения к среде, ориентированная на "выход" за границы той Среды, которая больше не удовлетворяет человека.

Человек не может изменить ни одного объективного закона природы, общества, но он может их не принять. От человека зависит, сдаться ли "на милость" условиям, или подняться над ними и таким образом обнаружить свое подлинно человеческое измерение.

Если необходимость - система объективно реальных возможностей поведения человека в данной конкретной жизненной ситуации, то свобода представляет собой:

1. Сознательный выбор человеком варианта своего поведения в данной ситуации,
соответственно не только содержанию внешних обстоятельств, но и состоянию своего
духовного мира.

2. Способность человека "выйти" за пределы реальной ситуации, спроектировать иную
ситуацию и иное свое внутреннее состояние, а также организовать практическую деятельность
по достижению этого иного.

3. Возможность для человека обрести свой смысл жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, и поступки и т.д. Ответственность - это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности есть не что иное, как отражение субъектом бытия, социальной необходимости и понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее самосознание.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости индивида. развивает его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и от­ветственно. Безответственность и беспринципность несовместимы с индивидуальной независимостью, которая возможна только тогда, когда действия индивида не противоречат нравственности, принятой в данном обществе. Не случайно величайший этик И. Кант писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются социальная справедливость, мир, демократия, прогресс. В современном мире сам человек провозглашается как ценность особого рода. И он может ею стать в действительности, если удастся преодолеть колоссальное социальное неравенство. Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостной личности.

Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества Смысл жизни -интеграционное понятие, объединяющее в своем содержании ряд других.

При рассмотрении проблемы возникают следующие вопросы: 1. Является ли смысл жизни лишь итогом жизни человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? 2. Обретает ли человек смысл жизни в неких "запредельных" ценностях (бог, высшие идеалы) или его надо обретать в обычных повседневных жизненных ценностях? 3, Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его обретают в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека?

Существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой смысл жизни. Марксистская интерпретация XX века заключалась в определении смысла жизни как конечного, объективного, социально значимого результата прожитой человеком жизни. Другая трактовка понятия заключалась в утверждении, что смысл жизни существует независимо от того, осознает ли человек осмысленность своего бытия. В результате из смысла жизни исключалась сама жизнь человека, его свобода и уникальность. Еще один подход к проблеме состоял в том, что понятие смысла жизни не может быть принципиально отделено от самой реальной жизни, следовательно, - это не научное понятие, а общекультурное описание.

Как утверждал В.Франкл, - смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку, и во-вторых, от одного дня к другому". Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальной ситуации". Таким образом, формулируется несколько выводов:

Поиск смысла жизни никогда не может быть завершен, ибо смысл жизни человека
состоит в его поиске, и этот поиск называется жизнью человека.

Смысл жизни должен быть определен как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время.

Но смыслу жизни нельзя научить, его нельзя навязать человеку.

Вместе с тем, утверждение индивидуальности смысла жизни не означает отрицания неких общих черт и особенностей, присущих множеству различных ситуаций, в которые попадают различные люди. У множества людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях, возникает некое общее содержание жизненных смыслов. Общее содержание жизненных смыслов – это и есть ценность. Она выступает ориентиром для поиска людьми своего индивидуального смысла жизни в каждой ситуации (например, ценность традиций и обычаев). В системе ценностей человека можно выделить:

а) ценности созидания. Они осуществляются в продуктивных творческих актах (трудолюбие, созидание).

б) ценности переживания - красота природы, искусство.

в) ценности общения. Они реализуются в отношениях человека к человеку (любовь,
дружба, сочувствие).

г) ценности преодоления ситуации и изменения своего отношения к ней - реализуются в
отношении человека к ситуациям, ограничивающим его возможности. Иногда человеку остаются доступны лишь ценности преодоления себя. Пока человек живет, он может реализовать определенные ценности и нести ответственность перед собой за обретение смысла жизни. Смысл жизни должен быть найден самостоятельно, в каждой жизненной ситуации, это преодоление конфликта Я и Среды, способ формирования личности.

Вопросы для самоподготовки

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность – как соотносятся эти понятия?

2. Что собой представляет функциональная и сущностная характеристика личности?

3. Что такое самосознание личности? От чего оно зависит?

4. Как складывается самооценка личности?

5. Как взаимосвязаны между собой необходимость, свобода и ответственность?

6. В чем сущность фатализма и волюнтаризма?

7. Каковы формы проявления свободы?

8. Почему свобода, смысл жизни, счастье рассматриваются как основополагающие категории человеческого бытия?

9. Может ли быть творчество в условиях несвободы?

10. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

11. Что такое мораль? В чем состоит «золотое правило нравственности»?

Упражнения и задачи

1. "В жизни человека всего три события: рождение, жизнь, смерть. Он не чувствует,
как родится, страдает, умирая, и забывает жить".
(Б.Паскаль). Согласны ли вы с
автором? Как бы вы охарактеризовали жизнь человека?

2. Философы, как известно, много размышляют о смерти. Попробуйте истолковать следующие тезисы:

"Свободный человек ни о чем не думает менее, чем о смерти". (Б.Спиноза).

«Пока мы живы, нет смерти. Пришла смерть - нет нас». (Тит Лукреций Кар).

3. Б.Паскаль так определил для себя свободу: "Свобода - это не праздность, а
возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий;
короче говоря, быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно
решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!".
Всегда
ли человек воспринимает свободу как благо?

4. У каждого человека в жизни много «ролей». В разных обстоятельствах, встречаясь с
разными людьми, мы ведем себя по-разному: у меня одно лицо и одни слова, когда я говорю
с начальником, и совсем другое лицо и другие слова, когда я что-либо обсуждаю со своими
друзьями. Но ведь есть люди, которые во всех обстоятельствах ведут себя всегда
одинаково. Они одинаково вежливы и ласковы со взрослыми и детьми, они полны
достоинства и не теряются при встрече с большими начальниками, на важничают со своими
подчиненными, ничего из себя не строят, всегда естественны и просты. Как правило, это
взрослые люди, люди сильной воли и характера. Приходилось ли вам встречать таких
людей? И возможно ли такое поведение в юности?

5. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше
он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он
прожил бы намного дольше, никакой Сальери ему бы не позавидовал. Мы часто слышим:
будьте как все, не высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах
действительно есть доля истины?

6. Согласны ли вы, с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее
отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?

7. Как вы понимаете фразу: «Смерть не конец, а венец жизни»?

8. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле жизни?

9. Горький в свое время провозгласил: «Человек – это звучит гордо!». Но ни Н. Бердяев, ни М. Хайдеггер, ни С. Франк, ни Ф. Ницше не согласились бы с такой фразой. Почему?

«Хочешь жить – умей вертеться». Жизнь в современном мире сродни бесконечному забегу. Время, в которое мы живем – это время ускоренного ритма жизни. Быстро принять душ, быстро съесть бутерброд, и бегом на работу. На работе все тоже бегом. Время надо экономить, время – деньги.

Время, деньги и все, что можно купить за деньги – важнейшие ценности в современном социуме.

Еще недавно, почти вчера, наши родители жили совсем по-другому. Их жизнь была предсказуемой и планомерной. Ценностью было уважение в обществе, доска почета. Могли ли они представить, насколько быстро и кардинально изменится жизнь?

Так что же изменилось?

Человечество постоянно развивается, жизнь в современном мире совсем иная, чем 50 лет назад.

Сегодня человек – рациональный и прагматичный, быстрый и ловкий, лучший добытчик, врожденный предприниматель, амбициозный карьерист. Он гибкий во всех смыслах слова. Он чувствует ритм, интуитивно определяет время. Часы – его традиционный аксессуар. Они символизируют его ценность – время.

Именно рациональный человек, всегда срезающий углы, не желающий тратить время на то, чтобы обходить водоемы и обрывы, строил мосты. Именно такие люди всегда вносили в жизнь других новшества, делающие их жизнь удобнее, позволяющие экономить время.

Жизнь в современном мире комфортна для человека. Еще "вчера", каких-то 100 лет назад, это было не так. Именно переход в сегодняшнюю фазу развития обусловил бурный расцвет промышленности, производящей все то, что позволяет нам тратить меньше времени и больше потреблять.

Жизнь в современном мире – что такое успех?

Успехом в современном мире считается финансовое благополучие, высокий социальный статус. Сегодня человек стремится к высокому социальному статусу и материальному преимуществу. Это его ценность. Тот, кто может потреблять больше всех, тот и считается сейчас успешным.

Если спросить у среднестатистического человека о его целях, желаниях и планах, они окажутся материальными и будут связаны с потреблением. Купить дом, квартиру или машину, посетить какую-то страну или сделать ремонт. Целями принято считать то, что связано с добычей и потреблением.

Откройте любую книгу об успехе – там под словом «успех» имеются ввиду деньги. Под словом «цели» - материальные ценности, которые можно приобрести за деньги.

Любой тренинг успеха говорит о том же: «Поставьте себе цели», как будто достижение этих целей – и есть успех. А вы никогда не задумывались, почему эти тренинги не работают? Почему большинство людей никогда не делают того, что их учат на тренинге? Почему некоторые из них оказываются полностью неприспособленными к жизни в современном мире?

Ответ прост – те, кто способен добиться успеха, им не нужны тренинги успеха – руководствуясь своими врожденными желаниями и стремлениями, они достигают успеха сами, благодаря своим психическим свойствам. И такому человеку действительно принесет удовлетворение, радость и счастье, материальное и социальное преимущество. Это – его ценность. Он почувствует, что он реализовался в этой жизни. Но это не ценность остальных людей. Остальные сколько бы тренингов успеха не проходили, никогда не станут стремиться к тому же. А если и станут, это не принесет им счастья и радости, так как их врожденные, истинные желания не будут удовлетворены.

Эра потребления. Потребление, как смысл жизни

«Достиг одной цели, ставь следующую – выше и больше», говорят коучи успеха. «И будет тебе счастье», имеют они ввиду. А для многих материальные цели – это позаимствованные желания.

Жизнь в современном мире, мире потребителей, дает много возможностей для комфортной, интересной жизни. Эти возможности безграничны, но на них нужны деньги. Жить бесплатно никак не получается. За все прелести современности – интернет, телефон, транспорт, комфорт – за все нужно платить. А если хочешь большего – нужно больше денег. Именно поэтому жизнь многих людей превратилась в гонку за потреблением. Потребление в современном мире стало смыслом жизни.

В гонке за благами человек не обращает внимания на свои внутренние ощущения – счастлив он или нет? Получает ли он радость от жизни или нет? Удовлетворен ли он своей жизнью, или чего-то не хватает?

И это, пожалуй, самая большая ловушка современности. Если человек не реализует свои психические свойства, если он не удовлетворяет свои врожденные желания, если, другими словами, он не выполняет свое призвание, свою видовую роль, то у него неизбежно будут возникать бессознательные внутренние нехватки. Это выливается во внутреннее напряжение, которое копится годами и оборачивается неприязнью ко всем и вся.

Человек с нехватками не чувствует радости и удовлетворения от жизни в современном мире, какой бы привлекательной она ни была и сколько бы много он не потреблял. Он не понимает, что не так – это бессознательная неудовлетворенность.

Это похоже на неудовлетворенность в сексе. Кстати, о сексе. В современном мире он тоже превратился в потребительский.

«Мне хорошо с тобой, дай телефончик» - потребители секса

Познакомиться в баре и сразу пойти в постель – это сейчас нормально. Одноразовый или несколько разовый секс – это реальность. Встречаться (поддерживать отношения) с девушкой (с парнем) для того, чтобы заниматься сексом – это тоже естественная часть нашей жизни в современном мире. Мы используем друг друга для того, чтобы потреблять секс. Даже одинокие женщины ищут партнеров не для создания отношений, а для секса, «для здоровья», как они говорят.

Никто уже не считает девушку, которая часто меняет половых партнеров, девушкой легкого поведения, как это было раньше. Частая смена партнеров вошла в диапазон сексуальной приемлемости в современном мире.

Имея сбалансированное, не слишком сильное либидо, такой человек гоняется за фактором новизны. Его перестает возбуждать партнер, к которому он уже привык. Новые ощущения он ищет, меняя сексуальных партнеров.

Потребителю секса не нужны обязательства, отношения, любовь. Ему наплевать на человека рядом, он его «потребляет». Ему нужен секс, новые впечатления, наслаждение, исполнение собственных желаний. И в этом тоже есть большой подвох.

Потребляя секс, человек теряет то чувство интимности происходящего, близости, возбуждения, удовлетворенности, которое способна дать полноценная интимная близость. Жизнь в современном мире отличается тем, что чувства, чувственность и чувствительность притупляются, желание секса перестает быть огромным и будоражащим воображение. Легкодоступный секс перестает быть чем-то таким эдаким – страстно желанным и приносящим острое наслаждение.

Удивительно, но такой потребительский секс в конце концов перестает приносить сексуальное удовлетворение. Вследствие этого в обществе нарастает частная и коллективная сексуальная фрустрация. И у нас появляется все больше гомосексуалистов, педофилов и т. д.

Жизнь в современном мире – возможно ли счастье?

Мы живем в удивительное время. Оно действительно очень интересное, оно действительно дает нам массу возможностей для наслаждения и реализации, для создания удачных отношений и счастья во всех смыслах этого слова. Жизнь в современном мире – это приключение для каждого из нас.

Чтобы это приключение было радостным, а не тяжелым и стрессовым, нужно осуществлять свои собственные, врожденные (здоровые) желания, реализовывать свои собственные психические свойства.

Просмотры: 22 862

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

Большинство населения мира проживает в странах, где растет имущественное неравенство. Богатые богатеют, бедные отстают. Самые высокие зарплаты повышаются быстрее, чем самые низкие. Это касается не только зарплат. Состояние, накапливаемое в течение жизни, распределяется даже более неравномерно, чем текущие доходы. Причина заключается в том, что большая часть накоплений содержится в имуществе, акциях, пенсиях – активах, способных приносить прибыль, но недоступных для многих. Например, в Германии с 2000 года по 2016 год зарплаты рабочим выросли на 5%, а доход от инвестиций и бизнеса – на 30%.

Но не все так плохо. Исследователи по проектам World Wealth и Income Database говорят, что хотя неравенство растет почти во всех странах, но в разной степени, а это доказывает, что правительства в состоянии как-то с этим справляться. По данным МВФ и ряда других исследований, неравенство, нанося ущерб экономическому росту, в итоге обедняет всех.

Гендерный разрыв

По данным Всемирного экономического форума, женщины за равный с мужчинами труд получают меньше во всех странах несмотря на то, что гендерная дискриминация во многих странах незаконна, в том числе в США и во всех странах ЕС.

К тому же женский труд как экономический ресурс задействован не полностью. Только половина от числа всех женщин входят в состав всемирной рабочей силы по сравнению с 80% мужчин. По сведениям Всемирного Банка, в 90% стран для женщин существует, по крайней мере, одно из препятствий для возможности работать. У них множество скрытых расходов, от тех $18 тыс., которые американка тратит в течение жизни на специфические средства гигиены, до так называемого «розового налога», состоящего в том, что продукция, предназначенная для женщин, стоит дороже, чем такая же для мужчин.

Если прогресс в преодолении экономического неравенства между полами будет двигаться теми же темпами, оно будет преодолено через 217 лет, заявлено на форуме. От ВМФ требуют действий. То, что будет полезно для женщин, будет полезно для экономики и для всех, кто в ней задействован. Подсчитано, что если женщины сравняются с мужчинами по количеству рабочих мест, то ВВП возрастет на 5% в США, на 9% - в Японии, на 27% - в Индии.

Изменение климата

«Индекс риска климатических изменений», представленный агентством Maplecroft, учитывает возможные природные катастрофы, связанные с климатом, поднятие уровня моря, а также их влияние на структуру населения, ресурсы, сельское хозяйство и конфликты. Индекс также учитывает подготовленность каждой страны к климатическим изменениям и возможность им противостоять.

Самые уязвимые государства мира – среди беднейших. Ураганы на Карибах и в Латинской Америке, наводнения в Южной Азии, засуха на востоке Африки поразили в 2017 году беднейшие регионы. Не ограждены от воздействий даже страны G20. При этом самый крупный после Китая загрязнитель среды – США вышел из Парижского соглашения по климату. ООН предупреждала, что климатические изменения влияют на региональные конфликты, вынуждая людей покидать свои дома. По сообщениям Международной организации по миграции переселения людей внутри стран и между ними по этой причине усиливаются.

Политическая поляризация

И в США, и в Европе, и в Азии политика становится все более поляризованной. Опросы, проведенные исследовательским центром Pew, показывают, что американские республиканцы стали более стойкими консерваторами, а демократы более стойкими либералами. Следовательно, у них стало меньше взаимопонимания по ключевым вопросам, чем раньше.

В ряде европейских стран – в Австрии, Польше, Венгрии, Франции все большую поддержку получают крайне правые и популистские партии. В Германии на выборах в 2017 году антииммигрантские и антиисламские партии заняли третье место, в итоге впервые с 1961 года крайне правая группа вошла в национальный парламент. Эксперты Еврогруппы предупреждают, что растут исламистские, антикитайские и направленные против других меньшинств настроения в Южной Азии. Усиливающийся национализм в Индии тоже угрожает стабильности.

Неравенство в образовании

По данным ЮНИСЕФ, более 60 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу. Более половины из их живут в Африке, около 27 млн. – в зонах конфликтов. Образование помогает преодолеть бедность и усиливает темпы экономического роста. Но доступ к обучению в мире в значительной степени неравномерен. В целом по миру 65% людей от 25 лет имеют как минимум среднее образование. В Европе и США таковых более 90%. В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, - только 30%.