Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в молодежной капелле алтгу. Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению

Задачи обучения пению

Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, что-бы помочь детям правильно понять содержание музыкальных обра-зов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колы-бельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,
что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять се надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бод-рость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, под-черкивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.
Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствую-щие выразительному исполнению;
учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само-стоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле-ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотон-ное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
помогать проявлению творческих способностей, самостоятель-ному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен-ка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини-циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Певческие навыки и умения

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слег-ка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразо-вания, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра-ботка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз-раста имеет ряд особенностей.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершен-ство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго

Таблица 5

Певческие навыки как средство обучения выразительному пению

Вокальные и хоровые навыки

Возрастные группы

2-я младшая

подготовительная к школе

Вокальные навыки

Выразительное пение без напряжения, плавно:

Звукообразование

Легким звуком:

Петь легким подвижным звуком:

Брать дыхание между короткими музыкальны-ми фразами:

Брать дыхание между му-зыкальными фразами

Брать дыхание перед нача-лом
пения, между музыкаль-ными
фразами, не поднимать плечи,
удерживать дыхание до конца
фразы

Внятно произносить слова

Произносить слова внят-но, правильно

Отчетливо произносить слова

Произносить отчетливо сло-ва,
правильно передавать
глас-ные звуки:

Отчетливо произносить со-гласные звуки в конце слова:

Хоровые навыки

Строй (чистота интонации)

Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так
как усложняются песни, то все время повышаются и требования.

Ансамбль (слаженность)

Петь, не отставая и не опережая друг друга

Вместе начинать и за-канчивать песню

Одновременно начинать и заканчивать песню; петь уме-ренно-громко и тихо

Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя:

Примечание. В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп:
1. Петушок (русская народная песня).
2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой).
3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка).
4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой).
5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова).
6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой).
7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой).
8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко).
9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан).
11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской).
12. Веснянка (украинская народная песня).
13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук).
15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен).
16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской)

Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание:

Смягчать концы музыкальных фраз:

Точно выполнять ритмический рисунок:

и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма-лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.
Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис-того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин-ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо-димо работать над развитием этого навыка.

Развитие певческих навыков и умений

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо-изменяются по мере разучивания все более слож-ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при-меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.
К концу года дети должны уметь:
2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль-ным сопровождением наиболее простые песни;
средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);
старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со-провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль-ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли-тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;
подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин-дивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру-гих во время пения и исправлять ошибки; различать движе-ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва-ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металло-

фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас-положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.
Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про-цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа-тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна-чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.
В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко-торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы-зывают необходимость развития этих навыков.

Подготовка к обучению пению по нотам

Ребенок 6—7 лет постепенно подготавливается к пе-нию по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух
музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способ-ности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить нагляд-но, что более высокий звук изображается выше, что широкая кар-точка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т. д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием зву-ков и т. д.
Вот несколько примеров песен, разучивая которые дети при-обретают навыки: различать звуки по высоте и длительности, оп-ределять направление движения мелодии.
«Петушок», русская народная песня:
[Не спеша]


Дети протягивают последний звук в каждом такте и отмечают его длительность (звучит дольше предыдущих). «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой:
[Живо]


Дети отмечают, что мелодия движется вниз. «Майская песня», музыка Е. Тиличеевой:
[С движением]

Мелодия движется сначала вверх, а затем вниз.
Все эти навыки закрепляются также при обучении игре на дет-ских музыкальных инструментах и при разучивании музыкально-ритмических движений.
Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, из-ложенная в «Музыкальном букваре», которая будет описана в по-следующих параграфах.

Песенное творчество

Возможность развития песенного творчества у де-тей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже ма-ленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваи-вают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т. д.
Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание пере-кличек («Лена, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Ма-рина» и т. д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и
ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
Таким образом, в процессе обучения пению:
реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некото-рые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме про-изведения (запев, припев, вступление, фраза);
развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздни-ках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.

По утверждению физиолога Сеченова любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как вокально-технические навыки тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.

Решающая роль в процессе формирования вокально-технических навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия ученика, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у ученика вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения.

Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата, анализируются и синтезируются корой головного мозга. Головной мозг управляет голосовым аппаратом с помощью нервных импульсов. Нервные импульсы корректируют мышечные движения голосового аппарата. То есть, формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями голосового аппарата.

Любой вид деятельности связан с выработкой определенных технических навыков. Постановка голоса, обучение пению – это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению – способности, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.

Обучаясь вокалу, очень важно уметь контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Это ощущения на твердом нёбе, нёбной занавеске, гортани, трахее, области груди и лица, брюшной полости.
Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью, то есть, исполнитель всегда должен анализировать исполнение, быть внимательным.

Как мы знаем, у детей – начинающих исполнителей – развито непроизвольное внимание – они часто отвлекаются и занимаются тем, что им интересно. Выработать же произвольное внимание – задача преподавателя. Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания. Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение «Лучший отдых – смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы, чтобы переключать внимание.

Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.

В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В удрученном состоянии не может быть качественной работы – и память, и мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.


Но бывает так, что ученик чрезмерно старается выполнить техническую задачу, которая пока ему не по силам. И от этого возникают нервозность и напряженность. Следует помнить, что обучение – длительный процесс, и сложности преодолеваются постепенно.

Бывают случаи напряженности, когда ученик не уверен в своих силах, он застенчив, робок. Этот недостаток устраняется тоже постепенно: уверенность вырабатывается в результате концертных выступлений и с помощью педагога – его одобрения и поддержки.

Вырабатывая и совершенствуя вокально-технические навыки, преподавателю необходимо давать ученикам посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен выполнить ученик. В работе следует опираться на положительный опыт ученика.

Для выработки вокально-технических навыков важно понимание предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу. А для положительного результата важно стремление, воля и желание познавать новое. И все это – труд, без которого не может быть творчества. Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.

Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.


Вокальные навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
В их основе лежит создание и упрочение условнорефлекторных связей, образование систем этих связей – динамических стереотипов с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой.

Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этпх действий постоянно отражаются в сознании. Автоматизм навыков дает воэможность при пении решать более важные – исполнительские, художественные эадачи.

Не владея вокальными навыками, певец не может достичь вокального мастерства.

Поэтому первостепенной эадачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведение их до автоматизма.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. Но это не совсем верно. Дествительно, в пении всегда присутствует мышечное движение, без неro невозможно воспроизвести звук. Но доминирующим в формировании певческих навыков по своей значимости является слух.

При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные дсйствия – как моторные вокальные навыки. Слух голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы, ибо раздельно функционировать не моrут.

Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовузо моторику побуждает к действию и реrулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.

Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики, при котором двигательные акты выполняются под контролем слуха, классифицируется в психологии как сенсомоторный навык. Уточнение вида вокального навька дает возможность глубже понять его сущность и более верно определить методику его формирования.

В психологическом механизме навыка различают две ocнoвные части: ориентировочную и исполнительскую.

Первая определяет способы выполнения действия, а вторая их реализует. Успешность выполнения действия зависит or ориентировочной части, так называемого регулировочного образа.

Поэтому ero формированию придается первостепенное значение при обучении навыку.

В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен.

Отсюда самым первым этапом формирования вокального навыка как сенсомоторного является создание ведущего сенсорного – слухового – звена, т. е. вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике.

Следовательно, основной задачей начального этапа формирования вокальных навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у обучающегося реrулировочный вокально-музыкальный образ.

Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи магнитофонной записи. Такой метод весьма эффективен.

В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования:
движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок.

Все это обязательно должно сочетаться с объяснением.

При этом показ, являющийся средством чувственного познания (первая сигнальная система), объединяется со словом (вторая сигнальная система), благодаря чему восприятие звука и образующиеся на этой основе представления становятся более осознанными, устойчивыми и лучше запоминаются.

В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, оптимальная близость и сила, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильнго звучания.

Таким образом, у обучающегося в единстве с чувственным познанием голосообразования формируются знания об основных закономерностях вокального звучания и его воспроизведения.

Обучающийся знакомится с профессиональной терминологией, которая затем может использоваться уже без показа.
В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения.

Это, прежде всего, слуховые ощущения от спетого им звука. Обучающийся сравнивает их со слуховыми ощущениями, на основе которых он воспроизводил звук.

При наличии разницы между этими ощущениями (ошибка) делается новая попытка (проба) спеть правильно нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата. Пробы заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.

Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки.

Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить.

Усвоение вокального навыка происходит в несколько этапов. Нa начальном этaпe создается регулировочный вокально-музыкальный образ, складывается понимание способов выполнения вокальных действий и делаются попытки их осуществить.

Но у начинающего певца эти попытки еще неустойчивы и неточны, много ошибок и лишних движений. Ему приходится внимательно следить за всеми компонентами воспроизведения звука, его внимание очень напряженно.

На следующем этапе идет образование условнорефлекторных связей в соответствии с заданной акустической нормой. По мере тренировки эти связи упрочиваются, устраняются лишние движения и ошибки, выполнение отдельных действий становится четким, качество их повышается. Они автоматизируются и сливаются в единый певческий акт.

Так складываются системы условнорефлекторных связей – динамические стереотипы. Внимание поющего в значительной мере переносится на конечньй результат – улучшение качества звучания. На этом этапе в процессе голосообразования наряду со слухом все 6ольшее место начинают занимать вибрационные и мышечные ощущения.

Далее идет пластическая приспособляемость процесса голосообразования (сложившихся динамических стереотипов) к изменению ситуации воспроизведения звука (например, освоение звучания и способа голосообразования в верхней или нижней части диапазона, изменение звучания в зависимости от эмоционально-смыслового содержания исполняемого произведения и др.).

На последнем этапе вокальные навыки приобретают гибкость, идет процесс их совершенствования.

Применение вокально-исполнительских навыков при разучивании произведений с младшими школьниками

Вступление
Музыка – искусство, способное воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего. Пение - одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и способно доставить им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно прививает навыки общения в творческом коллективе, способствует воспитанию чувства единства, личной ответственности за общий результат. Также содействует развитию у детей эмоциональной чуткости посредством пения, музыкально-слуховых представлений, способствует укреплению и сохранению здоровья детей. На занятиях, разучивая и исполняя песенный репертуар, воспитанники знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающей их жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, соотношения музыки и слова, т.е. расширяют свой музыкальный кругозор. Необходимо отметить, что вместе с тем происходит развитие памяти, слуха, способности эмоционального отклика на различные явления жизни, совершенствуются аналитические умения.

Педагог должен осознавать, что отбор репертуара – сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей певческого голоса детей и уровня музыкально-певческого развития участников хорового коллектива. В процессе изучения песенного материала у детей формируются основы исполнительской культуры, создающие условия для дальнейшего развития творческой личности. Тематика песен должна отражать положительные и понятные детям явления действительности, выражать чувства, соответствующие уровню восприятия ребёнка определённого возраста. В своем роде педагог решает проблему удовлетворенности гедонистических потребностей детей в досуговой музыкальной деятельности, т.к. потребность в радостных положительных эмоциях в наше время у школьников особенно велика, учитывая довольно напряженный ритм и сложность учебных программ.

Вокальная работа
Вокальная работа над репертуаром есть сознательное применение исполнительских навыков при разучивании произведений. В свою очередь, под вокально-исполнительскими навыками подразумеваются упражнения на сознательное использование регистров голоса, тренировку певческого дыхания, артикуляции, дикции, на развитие звуковысотного и вокального слуха. Совокупность знаний, умений и применения вокально-технических навыков в работе над репертуаром и составляют основу исполнительской культуры.

Вокальное воспитание основывается на знании певческих возможностей детей. Детский певческий голос отличается от голоса взрослого головным звучанием, мягкостью, «серебристостью» тембра, ограниченностью силы звука. Красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полётности, эмоциональности. Громкое, форсированное звучание приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата. Необходимо с особой осторожностью работать с детьми этого возраста, заботясь об охране и правильном развитии певческого аппарата.

Первые певческие навыки связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе, т.к. настраивает юных певцов на трудовой лад и дисциплину. Важная роль в пении принадлежит дыханию.

Работа над дыханием происходит опосредованно, через совершенствование навыка спокойного, мягкого, не напряженного вдоха через нос. Лучшая школа для развития певческого дыхания – сама музыка, пение. Поэтому работать над дыханием нужно и в процессе разучивания песен, попевок. Важно добиваться такого исполнения фраз в песнях, при котором ясно пропевается каждый звук, и особенно последний. Выработка певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука. Мягкая атака звука способствует спокойному, мягкому звуку, устраняет напряженное, громкое звучание. В некоторых случаях стоит пользоваться твердой атакой, она обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, помогает точности интонирования (подходит для ребят, склонных к инертности).

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию:
- вокализация певческого материала на гласный «у» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия форсированного звучания;
- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;
- при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Артикуляционный аппарат у детей младшего школьного возраста часто работает слабо, он скован, зажат. Необходимо работать над мягким, свободным опусканием нижней челюсти без напряжения лицевых мышц, как при исполнении песен, так и при выполнении специально подобранных упражнений. Поскольку для детей особое значение имеет светлый тембр, ударные гласные «а», «е», «и» следует формировать «на улыбке». Этот навык вырабатывается с первых занятий с помощью простого приема: сначала с помощью пальцев рук, а потом только лицевыми мышцами собрать щеки в «яблочки» и так петь. Противоположное положение – «блинчики», когда нижняя челюсть хорошо опущена и щеки вытягиваются – «о», «у».

Певческий звук формируется на гласных. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона. Округление звука осуществляется путем придания куполообразной формы мягкому нёбу. Детям младшего школьного возраста целесообразней объяснять образным языком – «ощущение холодка, мятного вкуса во рту» дает поднятие мягкого нёба. Часто в объяснении применяется термин «пение на зевке», но, важно следить, чтобы юные певцы не воспринимали это буквально, иначе звук получается заглубленным и тусклым. Во избежание этой ошибки при пении, в момент распевания можно использовать упражнение «Научимся правильно зевать», придав ему шуточный характер. Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся четко, ясно и энергично Особое внимание следует уделять отчетливому произношению согласных в конце слов. Важно, чтобы сонорные согласные [л], [м], [н], [р] звучали на высоте последующей гласной. Часто у многих детей при произношении звука [в] происходит подмена на английский звук [w]. При исправлении этой ошибки важен не только показ правильного произношения, но и обращение внимания на артикуляционный уклад губ, языка при произношении согласного звука [в]. Также внимания требуют и сочетания согласных-гласных в окончаниях слов. Необходимо исключать грамматические ошибки в процессе заучивания текста и исполнения песен, согласно правилам русского языка. Для тренировки подвижности артикуляционного аппарата и четкости дикции хороши скороговорки. Их можно использовать как игровой момент в процессе занятия в чтецком варианте (сначала медленно прочитать, затем выразительно, выделяя главные слова, затем одними губами без звука с чёткой артикуляцией, далее – шёпотом с активной артикуляцией, далее – вслух, обращая внимание на дыхание и атаку звука, почувствовав определённый темпоритмический рисунок) и как попевки.

Работа над интонацией - это важная задача в хоровом исполнительстве, которая не рассматривается отдельно, так как без связи с вокальной технологией, без развития ладового слуха, ансамблевого пения, не может быть хорошего строя. Воспитание навыков унисонного пения есть одно из условий для формирования основ исполнительской культуры. Чтобы добиться унисона, руководитель должен, прежде всего, научить детей слуховому восприятию и контролю своего голоса внутри партии, хора. Вот некоторые приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;
- подстраивание высоты своего голоса к звуку рояля, голосу педагога или группы детей с наиболее развитым слухом;
- пение «по цепочке»;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
- пропевание особо трудных интонационных оборотов в специальных упражнениях, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией.
Работа над интонацией находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, таких как: «Лестница», «Болгарская столбица», «Нотный стан» и т.д.
Чтобы текст был понятен слушателю, он должен быть пропет логически верно и грамотно. В исполняемом произведении должны быть правильно расставлены логические ударения в тексте по правилам русского языка (в простом предложении только одно ударное слово – имя существительное в именительном падеже; если встречаются два существительных, то ударение ставится на существительное, стоящее в родительном падеже и т.д.).

Основные приемы выразительности исполнения:
- выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
- нахождение главного по смыслу слова во фразе;
- придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
- вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном занятии, так и при формировании концертных программ.

Рекомендации по разучиванию произведения
Первый этап разучивания произведения – показ песни и беседа о её содержании. В вокально-хоровой музыке главным является слово, текст произведения. Необходимо сразу проработать слова, которые могут оказаться непонятными детям. Дети довольно часто поют незнакомые им слова, вкладывая в них совершенно иной смысл, или просто бездумно. Так получаются своего рода афоризмы: «Лошадка мохноногая» - та, которая машет ногами; «Чу! Снег по лесу частому..» - песня про Чука и Гека, или про чудовище; а дровенки – это маленькие дрова. Отдельная работа над текстом предполагает вызвать осознанные и яркие эмоции. А уже непосредственно при разучивании рекомендуются различные методы и приемы.

Разучивание песни по фразам, с многократными повторами по принципу игры «Эхо», с новыми заданиями, корректирующими характер звучания, обращая внимание на изменения и повторы, необычные интонации и ритмы, паузы и логические кульминации в каждом построении. Так у младших школьников слова и мелодия запоминаются быстрее. В большинстве случаев лучше начинать разучивание с куплета, т.к. здесь находится смысловая завязка песни, в припеве дается первая кульминация, в которую дети «вступают», уже, будучи заинтересованными текстом первого куплета. Прием разучивания текста шепотом без музыки целесообразно использовать, только если песня в быстром темпе. В технический этап освоения песни можно добавить движения рук «колесом». Дирижирование «колесом» быстрее помогает детям ощутить темп разучиваемого произведения, а моделирование рукой высоты звука позволяет лучше воспринимать и исполнять различные интонационные ходы мелодии песни.

Следующий этап – это повторное прослушивание детьми произведения, с обращением внимания на аккомпанемент. При повторном прослушивании детьми произведения возможно мысленное пение, когда дети поют песню одним ртом, хорошо артикулируя, но без звука, - этот прием очень помогает в музыкально-слуховом восприятии, а также в работе над артикуляционным аппаратом. Затем, повторение первого куплета с дирижированием «колесом», при обязательном включении динамики – основы выразительного пения. Также прорабатываются и остальные куплеты.
Путь разучивания песни в живом воплощении оказывается совсем недолгим и не утомительным, потому что дети настроены эмоционально, задания быстро меняются, а движения разнообразят исполнение.

Заключение
Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Успех работы педагога в решении задач по формированию общемузыкальной и исполнительской культуры во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития детей младшего школьного возраста, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного репертуара. Важную роль играет и комплексный подбор песенного репертуара, который по смыслу литературного текста и музыкально-певческим средствам доступен для исполнения учащимися данной возрастной категории и нацелен на развитие у учащихся позитивного отношения к окружающему миру, а также учитывает физиологические особенности детей данного возраста.

Работа над песней – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент. Педагог должен довести до сознания воспитанников, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать. Выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих умений и навыков не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Список использованной литературы

1. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, М.: Просвещение, 1989
2. Кеериг, О.П. Основы работы с детским хором [Текст]: Метод. Рекомендации, Л.: ЛГИК, 1988
3. Макеева, Ж.Р. Методы работы над интонацией в детском хоре [Текст]: Метод. Пособие, Красноярск: КГАМТ, 2006
4. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом [Текст]: Учебное пособие, М.: Академия, 1999 - 180 с.
5. Сергеева, Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе», М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 с.
6. Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду. В двух частях. [Текст]: Методика и практика хоровой работы в детском саду, Челябинск: Издание С.Ю. Бантурова, 2002

Программные требования

Задачи Основное требование программы - научить ребенка

обучения пению выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. К примеру, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,

что песня успокаивает, помогает уснуть, в связи с этим исполнять ее нужно тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бодрость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;

учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента͵ на занятиях и вне их;

развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка - в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Чтобы успешно решить задачи, крайне важно обучить

Детей навыкам и умениям, которые включают в себя

певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки - это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает ʼʼслитностьʼʼ, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй - это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. При этом нужно учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют ʼʼговоркомʼʼ, у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, в связи с этим они часто делают вдох в серединœе слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, к примеру, припевают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения - чистого интонирования. Особенно заметы при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.