Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.


1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум, г. индивид. 2.Отдельно взятый человек как представитель человеческого рода определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в.индивидуум, г. индивид. 3.Самостоятельно существующий отдельный животный организм определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в.индивидуум, г. индивид.


4. Осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, определяется как: а. убеждения, б. честь, в. достоинство, г. мотив. 5. Совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении, определяется понятием: а. убеждения, б. характер, в. мораль, г. мотив.


6. Качеством человека, отличающим его от животного, является: а. способность к продолжению рода, б. умение защищаться от врагов, в. умение находить пропитание и обустраивать жильё, г. страх смерти. 7. Какая из перечисленных потребностей человека является социальной: а. в пище, б. в тепле, в. в защите от врагов, г. в общении. 8. Общим для человека и животного является: а. умение защищаться от врагов, б. обладание членораздельной речью, в. способность к созданию нового, не имеющего аналогов в природе, г. способность при помощи сознания отображать окружающий мир.


9. Под личностью понимаются: а. в первую очередь, своеобразие внешнего облика, б. качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом, в. качества, присущие человеку от рождения, врождённые инстинкты, г. уникальность и неповторимость отдельного человека. 10. Под индивидом понимается: а. единичный представитель человеческого рода, б. человека, освоивший общественные формы сознания и поведения, в. уникальность и неповторимость природных и социальных качеств отдельного человека, г. человек как носитель ценностей национальной и мировой культуры.


11. Среди необходимых условий социализации индивида, формирования личности лишним является: а. осуществление совместной трудовой деятельности, б. развитие ребёнка вне человеческого общества, в. общение с другими людьми, г. участие в общественной деятельности. 12. Игра, учение, труд выступают в качестве: а. критериев истины, б. социальных качеств, в. видов деятельности, г. биологических потребностей.


13. Задатками к развитию познавательных способностей обладают: а. только люди с высшим образованием, б. только люди, посещающие детский сад и школу, в. все люди от рождения, г. дети, родившиеся от образованных родителей. 14. Верны ли суждения? Внутренний мир человека: А. составляют чувству, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде. Б. обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления. памяти.


15.Верны ли суждения о бессознательном в человеке? А. бессознательное в человеке существует только в раннем детстве, по мере взросления оно вытесняется сознательным. Б. на ранних этапах человеческой истории бессознательное начало превалировало над сознательным. 16. Природа человека определяется двумя факторами: биологическим (качества, приобретаемые от рождения) и ………………. (качества, формируемые в процессе взаимодействия с обществом).


17. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»? 2 предложения. 18. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обуславливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. Под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Назовите три фактора. (социальная среда, образ жизни, вид деятельности, ближайшее окружение, семейные традиции, образование, воспитание…)



Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы "человек" является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: "индивид", "личность", "индивидуальность".

В философии есть один из ключевых собирательных терминов - "субъект". Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. " Субъектностъ" - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с понятием "человеческая субъективность", под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. В содержание понятия "субъект" входят все социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Эволюция понятия личности от первоначального обозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его роли - дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий.

Осмысление того, что человек - это биосоциальное существо является важным моментом понимания понятия "личность". Он неотделим от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, что находится под действием двух закономерностей: природно-биологической и социально-исторической. Т.е., биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, - подчёркивал А.Н. Леонтьев.

Однако при всем разнообразии толкований понятия "личность", авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Но, каждый ли человек является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать свою искусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков.

Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.

Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнее место. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает "линию" собственной судьбы. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. Факторы формирования личности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Факторы формирования личности

Итак, личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Особенностям развития и взаимосвязи личности и общества посвящена следующая глава. личность социальный индивидуальный

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;

3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

ЛИЧНОСТЬ (англ. personality ; от лат. persona - маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения . В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И . Кант ). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности , исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического , социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания ; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки , темперамент , биологический возраст , пол , тип телосложения, нейродинамические свойства н . с ., органические побуждения, влечения , потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе . В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией , психогенетикой , нейропсихологией , геронтологией, психоэндокринологией и сексологией . (См. также Конституция человека .)

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей , приобретения социальных установок (см. Аттитюд ) и ценностных ориентаций , формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии , истории психологии. (См. также Базисная структура личности , Маргинальная личность , Психология социальная .)

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов , воспитания индивидуального характера и способностей , самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается общая психология Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе , индивидуальной психологии , аналитической и гуманистической психологии .

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности (см. Конвергенции теория ). В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение . Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков , с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре . Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза , личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. Деятельность детская ).

Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. Ведущая деятельность ), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория ).

В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л. 1-я фаза - адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза - индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к максимальной персонализации. 3-я фаза - интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности , зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма , агрессивности, подозрительности, лживости . При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие , справедливость, требовательность к себе, уверенность в себе и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.

Особо значимый период в возрастном развитии Л. - подростковый возраст (отрочество) и ранняя юность , когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания . Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку , которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний. Рост самосознания , связанный с формированием таких качеств Л., как воля и моральные чувства , способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания (см. Аффекты ).

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения др. людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся Л.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения , в качестве которой выступает не совокупность знаний , умений и навыков , а свободное развитие Л. человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)

Добавление ред.: Почти общепринятый перевод слова Л. как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality - это, скорее, индивидуальность . В петровские времена персоной называли куклу. Л. - это selfhood , selfness или self , что близко к рус. слову «самость». Более точного эквивалента слову «Л.» в англ. яз. не существует. Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что Л. подлежит тестированию, манипулированию , формированию и пр. Извне сформированная Л. становится наличностью того, кто ее сформировал. Л. - не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием Л., конституирующих ее. Синонимом Л. является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле Л. выше государства, нации, она не склонна к конформизму , хотя не чужда компромисса.

В рос. философской традиции Л. есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); «Л. же, разумеемая в смысле чистой Л ., есть для каждого Я лишь идеал - предел стремлений и самопостроения... Дать же понятие Л. невозможно... она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики Л... Что же касается до содержания, то оно не м. б. рассудочным, но - лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном само-построении Л., в тождестве духовного само-познания» (Флоренский П . А .). М . М . Бахтин продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием Л. мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: «субъектность Л.», «психологический субъект». По поводу последнего откровенно язвил Г . Г . Шпет : «Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света... стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво - психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект - это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект - смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а Л. - олицетворяют. Не случайно Лосев связывал происхождение слова Л. с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Л., как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, Л. может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть). А . А . Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что Л. - это функциональный орган индивидуальности, ее состояние. Следует добавить - состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н . А . Бернштейн , говоря, что Л. - это верховный синтез поведения. Верховный! В Л. достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.

Итак, Л. - это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти , ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов , совокупности ее потребностей , творчеству , перекрестью деятельностей , аффектам , смыслам , субъекту, индивиду и т. д. и т. п.

Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. - это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас выделяет др. черты: Л. - это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)

Личность. Устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных. Л. - это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий.

Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В категориальной системе психологии Л. имеет характер субстанциональной категории. В "гормической психологии" (В. Мак-Даугалл), в психоанализе (З. Фрейд, Л. Адлер) Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в механистической схеме "С-Р" ("стимул-реакция"). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется: в физикализме (переносе законов механики на анализ проявлений Л., напрмер, у К. Левина), в индетерминизме в "гуманистической психологии" и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии Л., тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Л. рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л. является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С.Л. Рубинштейн). Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А.Н. Леонтьев). Л. характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.). Л. характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами ("динамическими смысловыми системами", по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозиции (по В.А. Ядову) и т. п. Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Л. Субъективно для индивида Л. выступает как его "Я" (образ "Я", Я- концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ "Я" представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа "Я" с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Л. изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению Л. является важным фактором направленного воздействия на Л. в процессе воспитания. Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В.А. Петровский). 1) Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности Л. (Л.И. Божович), структура характера Л., особенности темперамента, способности (работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина и т. д.). 2) Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов Л. - личностное выступает как групповое, групповое - как личностное (А.В. Петровский). 3) Л. как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Л. других людей (В.А. Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную "потребность быть Л.", т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает "способность быть Л.", реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности "способности быть Л." могут выявляться с помощью метода отраженной. Развитие Л. осуществляется в условиях субъектности социализации индивида и его воспитания.

ЛИЧНОСТЬ (Person; Personlichkeit) - аспекты или ипос­таси души, обитающей в действительном мире; для развиваю­щейся личности существенным является отделение от коллек­тивных ценностей, в частности от унаследованных или уже реализованных персоной.

«Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе из одной среды в другую, при­чем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего характер <...> В соответствии с социальными условиями и необходимостями социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с другой стороны - на социальных намерениях и стремлениях самого субъ­екта. Обыкновенно домашний характер слагается, скорее, согласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, поче­му и бывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и сла­быми. Который же характер есть истинный, где же настоящая лич­ность? У такого человека вообще нет настоящего характера, он вообще не индивидуален, а коллективен, т. е. соответствует общим обстоятельствам, отвечает общим ожиданиям. Будь он индивидуа­лен, он имел бы один и тот же характер при всем различии в уста­новке. Он не был бы тождествен с каждой данной установкой и не мог бы, да и не хотел бы препятствовать тому, чтобы его индиви­дуальность выражалась так, а не иначе как в одном, так и в другом состоянии. В действительности он индивидуален, как и всякое существо, но только бессознательно. Своей более или менее пол­ной идентификацией с каждой данной установкой он обманывает по крайней мере других, а часто и самого себя, относительно того, каков его настоящий характер; он надевает маску, о которой он знает, что она соответствует, с одной стороны, его собственным намерениям, с другой - притязаниям и мнениям его среды, при­чем преобладает то один, то другой момент» (ПТ, пар. 697-698).

Теперь необходимо вытащить Марину из офиса, причем под любым предлогом. Или… Я посмотрела на часы - сегодняшний день пролетел несказанно быстро. Рабочее время должно закончиться минут через двадцать, так что лучше попытаться выловить Марину у офиса "Спешл Техно". Главное - не нарваться на Мародерского.

Доехав до фирмы, в которой трудится секретарша Марина - ох, что-то в последнее время в круге моего общения очень много секретарей! - я поставила машину за густой порослью кустарника, усыпанного красивыми ярко-розовыми цветами, и вперилась в двери, ведущие в "Спешл Техно". В голове роились мысли. Всяческие мысли. И первое место занимала одна: как убедить Марину признаться в ее вине, если таковая имеет место быть.

Ну да ладно, попытаюсь разобраться по ходу дела и что-нибудь придумаю.

Время вдруг как бы остановилось. Я курила, не отрывая взгляда от стеклянных дверей, отражавших красноватое предзакатное солнце. За стеклом мелькала голова знакомого мне охранника - значит, его не уволили после нашего с Ванькой вторжения. Ну и слава богу. Не хотелось бы быть виновницей появления очередного безработного. Пусть парень сидит в "предбаннике" и по-прежнему увлеченно читает свои любовные романы.

Наконец, дверь распахнулась, вынося наружу поток людей. На лицах читались усталость и облегчение от того, что рабочий день наконец завершился, можно поехать домой или в кабак, выпить, расслабиться. И в толпе я сразу разглядела белокурую голову Марины. Хрупкая секретарша ловко лавировала среди людей, направляясь к остановке. Я вывела машину из-за кустов, легко нагнала девушку и просигналила. Марина обернулась, и на лице ее появилось выражение: мол, я в чужие машины не сажусь, которое обычно используется женщинами, когда их пытаются закадрить обвешанные золотыми цепями братки. Но, увидев меня, Марина недоуменно вскинула брови, а я поспешила произнести:

Марина, могу я с вами поговорить? Вы меня помните? Я Татьяна.

Конечно, помню, - натянуто улыбнулась девушка, с еще большим недоумением посматривая на меня.

Может быть, вы сядете в машину? Я вас подвезу, это очень важно.

О Германе Вадимовиче, что ли? - проявила понятливость Марина.

Я не стала ее разубеждать. Кивнула и приоткрыла дверцу машины. Девушка, поколебавшись мгновение, все же подошла и грациозно опустилась на сиденье. Я тронулась с места и призналась:

Знаете, я, наверное, ввела вас в заблуждение. Я хотела побеседовать об Андрее Перцевом.

Но откуда… - начала было девушка, но быстро поправилась: - В смысле, кто это такой? - и в ее синих глазах появился неконтролируемый страх.

Но зачем…

Понимаете, Марина, если я сообщу милиции, что вы с Андреем расстались незадолго до его гибели, у них возникнут законные подозрения, - продолжила я психологическое давление.

И Марина сдалась, поежившись:

Спрашивайте, я постараюсь ответить.

В итоге, после этой беседы я узнала, что действительно чертежи последней разработки НИИ Перцевой передал Мародерскому через Марину, свою бывшую любовницу, с которой поддерживал дружеские отношения. Та, разумеется, получила причитавшийся процент и осталась довольна. Мародерский был счастлив, не говоря уж о Перцевом, чей счет пополнился весьма крупной суммой.

А вы знаете, что это подсудное дело? - осведомилась я ласково. Марина вспыхнула и пожала плечами, я же продолжила свою мысль: - Марина, я бы не хотела, чтобы о нашем разговоре кто-либо знал.

Мне это надо? - отчаянно вскинулась девушка, а я удовлетворенно кивнула и спросила:

Вы не знаете, была ли у Андрея другая квартира, кроме той, в которой он жил постоянно? Может быть, он вас возил куда-нибудь?

Не знаю, - опустошенно выдохнула Марина.

А его друзья?

Я лично знакома только с одним, с Димкой Плешканевым. И то случайно. Андрей не афишировал своих связей и дружеских отношений.

А где мне его найти?

Ну, он держит торговые точки в "Областном рынке". Там, на втором этаже, его продавщицы торгуют джинсами и обувью, - сообщила Марина. И добавила: - Я там с ним и познакомилась, когда пошли с Андреем мне за сапогами.

Я кивнула, удовлетворенная беседой, довезла Марину до ее дома, и мы распрощались.

Посмотрев на часы, я отправилась к "Областному рынку". Так у нас называется вещевой базар, занявший ранее принадлежавшее заводу по выработке стекла здание. Он работает дольше всех остальных вещевых рынков - аж до восьми вечера, поэтому и пользуется спросом, несмотря на несколько завышенные цены. Замечательное местечко, я тоже его иногда посещаю. Там можно найти неплохие вещички, но очень редко. В основном, как и везде, продается жуткий ширпотреб. Но, вообще-то, я предпочитаю бутики. Потому как уверена - одежда процентов на пятьдесят делает женщину женщиной.

Моя "девяточка" уверенно лавировала среди потока машин - время для поездок я выбрала не самое удачное, час пик. Поэтому продвигалась вперед с поистине черепашьей скоростью. И думала о мерзости человеческой личности.

Вот Перцевой… Чтобы получить кучку денег, он испортил жизнь многим людям, включая родную милицию и секретаршу Светку, вовсе бедную страдалицу. Интересно, сколько же он получил за продажу своего проекта? Кстати, не совсем и своего, сколько народу над ним трудилось… С его стороны такой поступок - безусловное свинство. Кстати, инсценировка на пикнике - не меньшее свинство. Засадить бы его за решетку "за убийство самого себя"… вот забавно получится!

Глава 6

Старое обшарпанное здание, этажей в пять-семь, встретило меня тусклыми, лет сто немытыми окнами и аляповатой красно-желто-синей вывеской, оповещавшей весь свет о том, что здесь располагается "Рынок "Областной", в котором "вы можете одеться, как "от кутюр"."

Старо предание…

С трудом втиснув машину в плотный ряд всевозможных средств передвижения, от старенького "Запорожца" до "Мерседеса" последней модели и грузовика, я щелкнула сигнализацией и вошла в тяжелые узкие двери рынка. Здесь стоял гомон народа - все торговались. В дальнем ряду какая-то дебелая девица, не стесняясь остального населения, кокетливо примеряла блузку, демонстрируя далеко не белоснежный бюстгальтер. Вокруг нее собралась толпа, состоящая в большинстве своем из мужчин кавказских национальностей, и с десяток пар маслянисто-черных глаз ласкало обнаженную спину девицы, которая этим лишь наслаждалась.

Я сдержанно улыбнулась, выбрала наиболее свободную дорожку сквозь торговые ряды и стремительно прошла к лестнице, ведущей на второй этаж. При этом продавцы, силясь перекричать друг друга и создавая нешуточный гвалт, наперебой предлагали мне джинсы, туфли, кофточки и костюмы. Одна наиболее решительная дама даже выскочила из-за прилавка, сжимая в ладонях костюм цвета детской неожиданности со сверкающей стразовой молнией на пиджаке, и попыталась убедить меня в том, что вещь эта прямо-таки создана для моей неотразимой фигурки. Я не без труда обошла крупное тело ретивой продавщицы, с ужасом отвернувшись от безвкусного костюма.

Ступив на лестницу, я испытала нешуточное облегчение и мигом взлетела на второй этаж. Прошлась по рядам.

К счастью, джинсами торговали всего три точки, и с пяток - обувью и джинсами вместе. Остальные предпочитали приевшиеся костюмы, шифоновые юбочки в псевдоромантическом стиле и куртки из кожзаменителя, нагло выдаваемого за "натуральную телячью кожу".

Я направилась к одной из продавщиц, и та с надеждой уставилась на меня своими отупевшими от целого дня стояния за прилавком глазами, как бы невзначай поглаживая носок омерзительного ботинка из коричневой с подпалинами кожи.

Простите, вы случайно не знаете Дмитрия Плешканева? - поинтересовалась я у нее, невольно разочаровывая.

Женщина воззрилась на меня, как на призрак, и подозрительно спросила:

А зачем вам Дмитрий Сергеевич?

Надо поговорить! - властно заявила я. И добавила: - Я из милиции.

Ваши документы? - как-то сразу обретая живость, наверное, это было одно из редких выпавших на ее долю приключений, потребовала продавщица. Ботинок был немедленно забыт и с громким стуком плюхнулся на пол.

Я продемонстрировала красные "корочки", отчаянно просроченные, но в остальном настоящие. Документы сохранились у меня со времени работы в прокуратуре и частенько мне нешуточно помогали - наши "законопослушные" граждане до сих пор нервничают при виде их пролетарского цвета и орла на обложке.

Дмитрий Сергеевич скоро подойдет, собирать кассу, - смилостивилась женщина, поизучав мои документы, не разглядев даты и кивнув удовлетворенно. - Если хотите, подождите.

Ждать пришлось недолго. Дима Плешканев явился минут через пять-семь. Это оказался длинный как жердь моложавый мужчина с пушистыми пепельными волосами, чубчиком на лбу и проникновенными глазами.

Не дожидаясь, пока продавщица скажет свое веское слово, я остановила его и предложила пойти поговорить, привычно взмахнув "корочками". И, разумеется, Дмитрий согласился.

Идемте, там есть свободная комната, - кивнул он мне и вежливо извинился перед продавщицей, попросив ее немного подождать. Та таяла и млела от вежливости босса, поэтому согласилась с готовностью. И мы прошли в "отдельный кабинет", оказавшийся кладовкой с уложенными в штабеля картонными коробками у стен и двумя стульями без спинки и обивки.

Посомневавшись лишь миг, я осторожно заняла один из стульев, Дмитрий уселся напротив и поинтересовался:

Вы ведь по поводу Андрея? Перцевого? Ко мне уже приходили.

МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Различают 2 основные модели социализации личности:

o Модель подчинения – определяется тем, что человек делает что-либо в результате прямого или косвенного подчинения со стороны других людей.

o Модель интереса – человек действует исходя из своих внутренних интересов и потребностей

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проблемы социализации в современном украинском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов. 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.


41.ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ.

В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам

(раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества,



Выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии

Статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативноустановленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус. Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение

Человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода Для каждого статуса характерно определенное видение

Мира. Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный



Статус - положение человека в малой группе, характеризуемое его личными качествами. Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели

Поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества. Статусы и роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.