Написание безударных гласных в корне слова. Каким образом не следует проверять некоторые безударные гласные

Билет№2

Буквы о, ё (е) после шипящих и Ц.

Правописание о; ё; е после шипящих и Ц зависит от части речи и морфемы.

1. В корне слова пишется ё, если можно подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы на месте этой буквы слышалось е. В остальных случаях пишется о. (дешевый - дешевле) (капюшон, шов)

2. В иноязычных существительных в безударном положении пишется о (Шотландия, шоссе)

3. В ^ и в окончание существительных и прилагательных под ударением о– без ударения е (волчонок, мешочек, свечой, ежовый).

4. В ^ наречий под ударением о – без ударения е(горячо , краше .). Исключение: ещё.

5. В^ страдательных причастий прошедшего времени, в отглагольных прилагательных и в ^ отглагольных существительных под ударением ё – без ударения е (сгущённый, сгущёнка, тушёный) . В суффиксах ёвк, существительных (ночевка, корчевка)

6. В окончании глаголов под ударением ё – без ударения е (печёт, хлопочет.)

7. В иноязычном ^ -ёр- в существительных пишется ё

(дирижёр, вояжёр и русское слово «ухажёр»).

Билет №3

Употребление дефиса

1) Сложные прилагательные и существительные могут писаться через дефис, если!

А) Существительное имеет двойное значение (кресло –качалка, диван – кровать)

Б) Единицы измерения. Исключения: трудодень.

В) Существительные, обозначающие стороны света, и прилагательные, образованные от них.

Г) Иноязычные корни - обер - , - унтер -, - вице -, - экс -.

Д) Некоторые географические названия и названия животных и растений, содержащие союз или предлог.

Е) Прилагательные, обозначающие сложные цвета.

2) Корень - ПОЛ - пишется через дефис, если:

А) Слово начинается с заглавной буквы (пол-Москвы).

Б) Слово начинается с гласной.

В) Слово начинается с буквы л

3) Неопределённые местоимения с приставкой кое – пишутся через дефис, если нет предлога.

Неопределённые местоимения с суффиксами

- то -, -либо -, - нибудь – пишется через дефис.

4) Неопределённые наречия с приставкой кое ­ и суффиксами - то - -либо- - нибудь – пишутся через дефис.

Сложные наречия, образованные путём повтора слов, однокоренных или синоничных, пишутся через дефис(еле-еле, мало-помалу, подобру-поздорову, точь-в-точь)

Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок ПО-; В-(ВО-) и суффиксов -ОМУ ; -ЕМУ; -ЫХ; -ИХ; -И , то оно с приставкой пишется через дефис.

После приставок ПО-;ВО-(В-), если есть суффиксы -ОМУ-, -ЕМУ, - ЫХ, -ИХ, -И- (сделать по-моему, во-первых)

5) Частицы -ТО со всеми словами пишется через дефис. Частица -КА с глаголами пишется дефис. Частица -ТАКИ пишется через дефис: с частицами, с наречиями, с глаголами, с другими словами раздельно.

Билет №1

Правописание безударных гласных

1) Корни с непроверяемой безударной гласной надо запоминать или смотреть в орфографическом словаре (винегрет – ветчина).

2) Корни с безударными проверяемыми гласными надо проверять путем подбора однокоренных слов или форм слова с ударной корневой гласной.

3) Корни с чередованием гласных нельзя проверять ударением.

Корни с чередованием гласных делятся на группы.

1)Правописание чередующейся гласной зависит от конечной согласной.

Раст – ращ – рос искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасли.

(растение, выращивать, росли.)

Лаг - лож (прилагать – приложить)

Скак – скоч искл: скачок, скачу, скачи.

Г) Правописание гласных зависит от ударения

Самое большое количество орфограмм связано с написанием гласных в корне слова. Нужно различать три вида безударных гласных в корне слов:

  • не проверяемые ударением ;
  • безударные гласные в корне слов проверяемые ударением ;
  • чередующиеся безударные гласные в корне слов.

Есть такие слова, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, поэтому проверить ударением их нельзя, например: капу`ста – капу`стный, сапо`г – сапо`жник. Правописание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением, например: нос`ить – но`сит, но`ша;

Правила правописания корней с чередованием гласных а – о

Их можно объединить в три группы:

  • правописание корней зависит от места ударения;
  • правописание корней зависит от звука, следующего за корнем;
  • правописание корня зависит от его лексического значения.

1 От места ударения зависит правописание корней -зар (-зор) ; -гор (-гар) ; -клон (-клан) ; -твар (-твор) ; -пазд (-позд) ; Под ударение во всех этих корнях мы пишем ту гласную, которую слышим: зо`рька, за`рево; зага`р; накло`н, кла`няться; тва`рь, тво`рчество; опа`здывать, по`здний. В безударном положении только в корне зар(-зор) пишется а . В остальных перечисленных корнях пишется о: зар`я, но загор`еть, поклони`ться, творе`ние, опозда`ние . Слова исключения: зоревать, зоревой, зорянка ;

2 От последних букв в корне зависит правописание гласной: росли, но растут, предлагать, но предложить . Слова исключения: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль. Полог .

3 В корне -кас (-кос) пишется буква а, если за корнем тоже буква а: касаться, НО коснуться .

4 От лексического значения зависит правописание корня -равн (- ровн) . В корне пишется буква о, если слово со значением «гладкий», пишется буква а, если слово со значением «одинаковый»: подровнять грядки, но равнобедренный треугольник . Слова исключения: равнина, подровняться (в шеренге) .

5 В корне -плов(-плав) только в двух словах пишется буква о: пловец и пловчиха . В остальных словах пишется буква а: поплавок, сплавляться и т.д.

Правописание корней с чередованием гласных е – и

В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется -е-. умереть – умирать, подстелить – подстилать, блестеть – блистать, запереть – запирать, соберут – собирать, протереть – протирать .

В корнях с чередованием а (я) – им(ин) пишется им, ин, если после них идёт суффикс -а- . Например: пожать – пожимать, замять – заминать .

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова

План.

    Знакомство с правилом правописания безударных гласных в корне слова на уроке русского языка.

Литература:

1. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы «Правописание безударных гласных в корне слов»: Метод. рекомендации. – М., 1977.

2. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слов. // Начальная школа - №2. – 1988. – С.23-28.

1. Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.

Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

    Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфемного анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, но и начинает расширять «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2. Неумение практически пользоваться правилом:

а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил-тащит, везет-вез и т.п.

б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ и т.п.

в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;

г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

Чтобы избежать ошибок, необходимо к моменту изучения правила сформировать у учащихся следующие умения и навыки:

    Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

    Умение целенаправленно производить морфемный анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;

    Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Все эти умения вырабатываются в результате многократных упражнений. Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словарного запаса.

В основе правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции». Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые М.Р.Львовым:

    1. безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;

      гласные [а], [о],[е], [и] как наиболее опасные;

      место в слове: корень.

Правило о правописании безударных гласных в корне слова, по определению Д.Н.Богоявленского, относится к тому типу орфографических правил, в которых не дается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Правила такого типа сложны для учащихся и требуют детальной работы над ними. Правила подобного типа требуют анализа и со стороны структуры. Учитывая отличительные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила.

В самом правиле можно выделить 4 составляющих его части:

    Что надо проверять? Проверять надо безударную гласную.

    Где надо проверять? Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.

    Как надо проверять? Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.

    Чем надо проверять ? Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.

В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знания и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.

    Разновидности упражнений для выработки правописания безударных гласных в корне слова.

Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне слова предполагают выработку у учащихся, во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом, во-вторых, умения оперировать самим правилом, т.е. находить проверочные слова (однокоренные или форму слова) и в третьих, применять это правило в различного рода самостоятельных или творческих работах.

Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила

Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость, т.е. «способность пишущего видеть в читаемом тексте те «опасные» места в слове, написание которых регулируется данным правилом», является одним из необходимейших условий в формировании навыков правильного письма. Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:

    Гласная находится в безударном положении.

    Безударная гласная находится в корне слова.

Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне

В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов с безударной гласной: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова:

1) в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;

2) проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.

Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учащихся знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. К ним относятся следующие виды упражнений:

    Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне.

    Выбор проверочного слова из двух однокоренных.

    Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм.

    Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.

    Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова.

    Подбор нескольких проверочных слов.

Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне

Упражнения, связанные с развитием речи учащихся, пронизывают собой всю систему упражнений в период изучения данной темы.

Разновидности:

1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

2. Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение; слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, ограничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов), формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навык речи точной и выразительной.

3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.

Такая система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:

1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.

2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу. Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п. количество слов с чередующимися согласными во втором классе следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, снег-снежок и т.п.

3. Подбор слов должен даваться с учетом возможностей учащихся второго класса в словоизменении и словообразовании. Так, например, такое слово как БОЛТАТЬ (разболтанный) требует выработанного навыка словообразования, а слова типа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – навыка структурного анализа, и поэтому не могут быть предложены учащимся в качестве материала для упражнений.

    Корнесловная работа в системе работы над правилом.

Под корнесловной работой (термин Д.Н.Богоявленского) понимается работа с группами (гнездами, семьями) родственных слов, включающая: определения значения каждого из слов «семьи», установление смысловой связи слов-«родственников», отличие их от синонимов и омонимов; выделение «родственника с указательным пальцем» - и установление на этой основе общности (единообразия) правописания корня.

Корнесловная работа способствует обогащению словаря детей, формированию умения быстро и правильно устанавливать межсловесные связи и тем самым облегчает впоследствии (после изучения правил) усвоение принципа и приемов проверки орфограмм в корне.

Для организации корнесловной работы могут быть использованы гнезда родственных слов, перечень которых составлен с учетом:

    частотности употребления составляющих их слов;

    доступности лексических значений слов, семантики их корней для понимания младшими школьниками;

    ясности морфемного состава слов, включенных в гнезда.

Каждое корнесловное гнездо построено таким образом: корень – родственные слова, расположенные по принципу частотности употребления их в речи. Перечень корневых гнезд дается в приложении №3. Корни расположены в алфавитном порядке.

Рассмотрим организацию и проведение корнесловной работы на уроках русского языка при изучении правила правописания безударных гласных в корне слова. В структуре урока данный этап называется «Работа с корнями».

Рассмотрим фрагменты уроков русского языка по организации корнесловной работы для закрепления правописания корней с безударными гласными.

Фрагмент №1. Работа с корнями. Корень ЗЕЛЕН-.

1. Запишите однокоренные слова с корнем зелен, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета (зелень, зеленый, зеленеть, зеленить).

2. Укажите, в каком значении в прочитанных предложениях употребляется слово ЗЕЛЕНЫЙ?

Значения слова ЗЕЛЕНЫЙ: 1) цвет; 2) состоящий из зелени; 3) недозрелый, недоспелый.

1) И тихо дремлет бор зеленый. 2) В лес придет – зря ветки не сломит, спелую ягоду возьмет, а зеленую на кусте оставит: пусть себе зреет (С.Маршак). 3) Летом на обед детям часто давали зеленые щи. 4) среди кустов зеленых у речки серебристой, Гуляет олененок – теленочек пятнистый (П.Комаров).

3. Составьте словосочетания, подбирая к слову «зеленый» близкое по значению слово.

Зеленое лицо, зеленое яблоко. Слова для справок: неспелый, бледный.

    Послушайте текст.

ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА

Это выражение великолепно показывает, как меняется наш язык. Сто лет назад у всех оно вызывало ужас: ЗЕЛЕНОЙ УЛИЦЕЙ называли тогда две шеренги солдат. У каждого из солдат в руках был гибкий прут из лозы- шпицрутен. По такой «улице» прогоняли или протаскивали осужденных. Нередко в конце этой страшной зеленой улицы человек умирал.

Теперь – ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА – непрерывная цепь зеленых семафорных огней, которые дают возможность мчаться поезду без всякой задержки. В переносном значении «зеленая улица» - прямой, свободный, открытый путь. (по Э. Вартаньяну)

Что обозначало выражение ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА в прошлом? В каком значении употребляется это выражение в современном русском языке?

Фрагмент №2.Работа с корнями. Корень ЗВОН-

    Отгадайте загадку и запишите отгадку.

Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмешь – поднимет крик.

Все поймут его язык. (звонок)

2. Спишите родственные слова, подчеркните корень, под безударной гласной поставьте точку.

Звонарь, звонить, звонкий, звон, звоночек, перезвон.

3. Запишите слово ЗВОНИТЬ так, чтобы оно отвечало на поставленные вопросы, обратите внимание на ударение, научитесь правильно произносить эти слова.

Что делать? Звоним

Что делает? Звонят

Что делаем? Звонить

Что делают? Звонит

4. Прочитайте, правильно ставьте ударение в словах с корнем ЗВОН-

ТЕЛЕФОН ОПЯТЬ ЗВОНИТ!

ОТ НЕГО В УШАХ ЗВОНИТ (А.Барто)

Составьте предложения или рассказ на тему «Телефон», употребляя слова: звонит, позвонить, позвоните.

5. Прочитайте пословицу.

Слышал звон, да не знает, где он.

В каких случаях ее употребляют?

Корнесловная работа должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Овладение указанным умением вызывает наибольшие трудности у детей, т.к. требует определенного уровня развития абстрактного мышления, способности отвлечься от конкретных лексических значений слов и на этой основе установить сходство их семантики. В то же время именно это умение является важнейшим опорным умением для усвоения в дальнейшем принципа и способов проверки орфограмм в корне.

4. Знакомство с правилом правописания безударных гласных в корне слова.

Рассмотрим фрагмент урока знакомства с правилом правописания безударных гласных в корне слова.

1. Подготовка к работе над правилом.

Послушайте текст и ответьте, почему Ваня не понял отца?

НА ОХОТЕ

Отправился Ваня с отцом на охоту. Впереди был густой сосновый лес. Отец заметил там лисицу. Она прыгнула в кусты, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! Что за хвост!» Ваня удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают сосновые леса с хвостом!»

Почему возникла такая ошибка? (Устанавливается, что произношение слов «лиса» и «леса» одинаково)

Что надо сделать, чтобы правильно записать эти слова?

Выясняется, что безударную гласную в корне слова надо проверять. Учащиеся вспоминают ранее известный способ проверки путем словоизменения: один-много; много-один (лиса – лисы, леса – лес). Формулируется цель урока - знакомство с новыми способами проверки слов с безударной гласной в корне.

2. Организация наблюдений учащихся над способом проверки безударной гласной в корне с помощью однокоренных слов:

Спишите два столбика слов, поставьте ударение, выделите корень.

Лес – лесник е

Корм – кормить о

Чист – чистота и

Мясо – мясной я

Жалкий – жалел а

В каком столбике слов гласная пишется так, как произносится, а в каком ее нужно проверить?

(Дети, отвечая на вопрос, произносят каждую пару слов, например, лес – гласная «е» в корне находится под ударением, пишется так, как слышится, в слове «лесник» гласная в корне безударная, ее произношение изменяется, поэтому ее написание нужно проверить и т.д.)

Назовите в каждой паре однокоренных слов то, с помощью которого можно проверить безударную гласную в корне.

Почему его можно назвать проверочным словом? (Дети должны указать на два признака проверочного слова: 1) проверочное слово – это однокоренное или это же слово; 2) в проверочном однокоренном слове гласная в корне находится под ударением).

Какие безударные гласные в корне надо проверять? (а, о, и, е,я)

С каким новым способом подбора проверочных слов вы сейчас познакомились?

3. Закрепление знания правила правописания безударных гласных:

а) Чтение правила по учебнику. Работа над структурой правила:

Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что надо проверять.

Прослушайте слова и выделите из них те, которые проверяются по данному правилу: побег, кормушка, в роще, беленький, столик, тенистый .

Ученик должен рассуждать так: в слове «побег» ударение падает на гласную корня, безударная гласная находится в приставке, значит, написание слова по данному правилу не проверяется; в слове «кормушка» - ударение падает на гласную суффикса, безударная гласная находится в корне, ее написание надо проверить по правилу, проверочное слово «корм», в нем гласная в корне находится под ударением.

б) Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово.

Работу над второй частью правила можно связать с анализом таблицы, содержащей основные способы подбора проверочных слов.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

Изменить слово Подобрать однокоренное

река – реки ( один - много ) ковер-коврик ( маленький предмет)

цветной-цвет ( предмет)

шаги – шаг ( много-один ) темнота-темный ( признак предмета )

ходьба-ходит ( действие предмета )

Прочитайте таблицу и определите, сколько способов проверки безударной гласной в корне.

Назовите, как проверяется безударная гласная в корне с помощью подбора однокоренного слова.

в) – Объясните, почему в проверочном слове гласная в корне должна быть под ударением.

Спишите, из однокоренных слов подчеркните те, которые могут быть проверочными.

Вершина, верх, наверху, верхний, верхушка.

Ночевать, ночной, ноченька, ночь, заночевать.

Из двух слов выберите проверочное, запишите его, вставьте пропущенную гласную в корнях однокоренных слов.

Стеклышко, застеклил – ст…кло

Следом, следы – насл…дили.

Посоли, соль- с…ленный.

Подарок, подарили – д...рить.

Просьба, проситель – пр…сить.

4. Закрепление изученного правила.

а) Предупредительный диктант.

ГНЕЗДО ДЯТЛА

Летом мы нашли гнездо дятла. Птенцы жили в дупле старой осины. Когда к дуплу подлетали взрослые дятлы, малыши громко кричали и высовывали из дупла носатые головы в красных платочках.

(по И.Соколову-Микитову)

В процессе работы над текстом предупредительного диктанта учащиеся упражняются в написании слов с безударной гласной в корне. Объяснение должно проводиться в такой последовательности:

1. Найти слово с безударной гласной в корне.

2. Указать способ проверки (однокоренное слово или изменение слова).

3. Доказать, какую гласную нужно писать в корне.

Выполнение упражнений в учебнике «Русский язык».

б) Работа с корнями. Корень ГНЕЗД-.

Прослушайте текст и выпишите однокоренные слова к корню ГНЕЗД-

Гнездовья морских птиц всегда надежно защищены. Вот небольшая черноватая птица с малиново-красными лапами и клювом. Это – чистик. Она любит гнездиться на больших каменных островах. Большую часть жизни чистики живут в открытом море и только на время гнездования выходят на берег. Среди камней устраивают они свои гнезда. Здесь вырастают у чистиков птенцы.

В каких из однокоренных слов, использованных в данном тексте, безударную гласную можно проверить? Каким словом можно проверить и почему?

Измените слово «гнездиться» по вопросам что делают? что делал?

На начальном этапе применения правила полезно сопровождать производимые действия рассуждениями вслух в соответствиями с рекомендациями в правиле. Такое предписание действий может быть предложено учащимся в готовом виде на плакате или инструктивной карточке, которая поможет комментировать свои действия и запоминать необходимые этапы в работе над правилом:

1. Поставьте ударение, определите, в какой части слова находится безударный гласный.

2. Для проверки безударной гласной корня измените слово или подберите однокоренное, чтобы проверяемый гласный в нем стоял под ударением.

3. Напишите в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Может быть и такой вариант рассуждения:

Проверяя безударную гласную в слове, рассуждай так:

а) безударный гласный в корне слова …;

б) проверочное слово - …;

в) в проверочном слове пишется гласная …;

г) в корне слова пишу гласную … .

Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том случае, если учитель не только четко определит для себя теоретические основы данной темы, но и сможет грамотно организовать корнесловную работу, используя различные виды упражнений.

Открытый урок по предмету:

« Русский язык »

Класс 3 «Г»

Тема: « Правописание безударных гласных в корне слова »

г. Санкт-Петербург2016

Технологическая карта урока

Правописание безударной гласной в корне слова ».

Цель: Отработать умение распознавать в словах безударные гласные в корне, правильно проверять слова.

Задачи: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Тип: Закрепление изученного материала.

Планируемые результаты

Предметные

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.

Личностные

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального
и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.

УУД

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ресурсы урока

Для учителя: картинка Зимы, карточки с буквой Зз, алгоритм для доски и на карточках, загадки, технологические карты учеников, карточки с буквами и магниты.

Для учащихся: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, ластик.

Ход урока

Методы и приёмы

Приёмы контроля

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент:

Приветствует учащихся, представляет гостей.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости! Давайте поприветствуем их!

Проверьте свою готовность к уроку!

Приветствуют учителя и гостей!

Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Фронтальный, словесный.

Самоорганизация.

2. Актуализация необходимых знаний, постановка цели урока.

Мотивирует учащихся к обучению.

Какое сегодня число?

А какой это день?

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, сегодня к нам в гости пришла, Зимушка-Зима! (показать изображение Зимы) Она приготовила для вас задания, но чтобы их выполнить, нам нужно вспомнить, какую тему мы прошли на предыдущем уроке? Какой звук мы учились проверять? В какой части слова мы проверяли безударный звук? А для чего нам нужно проверять написание слов?

Давайте вспомним алгоритм действий на примере. Вывешивает алгоритм действий.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

(пример на доске: столы-стол) разбирает учитель.

Вспомним правило подбора проверочных слов для проверки безударной гласной в корне.

Подумайте, чтобы научиться быстро и правильно проверять написание слов, что нам

необходимо сделать? Итак, давайте проговорим цель нашего урока: тренироваться в правописании безударной гласной в корне. (говорят хором).

Отвечают на вопросы:

1 декабря!
-Первый день зимы!

Безударную гласную.

В корне.

Для того, чтобы писать без ошибок.

Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной!

Выучить правило и тренироваться!

Повторяют цель урока, хором.

Фронтальный, диалогический.

Контроль внимания и концентрации.

3 .Физкультминутка.

Давайте разомнём наши пальчики !

Постучали пальчиками по столу, показали солнышко!

Выполняют движения.

Коллективный, практический.

3.Чистописание.

А теперь перейдём к минутке чистописания. Первое задание, которое приготовила для вас Зимушка: по образцу, красиво запишите первую букву её имени! (образец на доске и карточки для каждого)

Организует минутку чистописания.

(показать образец на доске, раздать индивидуальные карточки).

- Не забываем о правильной посадке во время письма!

Справились?

А теперь возьмите свои технологические карты, и оцените первое, выполненное вами задание!

Выполняют письмо по образцу.

Да!

Фронтальный, индивидуальный, практический.

4.Словарная работа. (4 мин)

Организует словарно-орфографическую работу:

Наше второе задание:

Зимушка загадала загадки, отгадаем?

1.Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (мороз) Проговорите хором. Запишите в тетрадь.

2. Пеленает снегом ель
С песней грустною...(метель)

Запишите, расставьте ударения, подчеркните орфограмму.

Молодцы! Что это за слова? Почему они так называются?

Проверьте написание с образцом на доске. Открыть образец. Проверили? А теперь оцените свою работу в своих технологических картах.

И с этим заданием мы справились!

Отгадывают загадки, проговаривают вслух, записывают в тетрадь, расставляют ударения, подчёркивают орфограмму, которую нужно запомнить.

1.Мороз.

2.Метель.

Словарные.

Потому что их написание нужно запомнить! Проверяем по словарю.

Беседа, письмо.

Правильное написание, самопроверка.

5.Работа над темой урока.

Вот мы приступаем к третьему заданию нашей Зимы.

На доске записаны слова, с пропущенными буквами, вам нужно вставить эти буквы, используя карточки на доске, и объяснить свой выбор, используя алгоритм, например: сн..говик, ударение падает на и, корень снег, безударный гласный в корне е, так как подбираем проверочное слово снег, безударный стал ударный.

(на доске слова, с пропущенными буквами, карточки с буквами и магниты).

Теперь по очереди выходим к доске и вставляем букву, но только обязательно с объяснением, почему именно эта буква.

Молодцы! Давайте, проговорим ещё раз, как мы подбираем проверочное слово для проверки безударного гласного в корне!?

Работают у доски.

Вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

Проговаривают правило вместе.

Фронтальный, проблемный, практический, комментированная работа у доски.

Применение орфографического правила на практике.

6 .Физкультминутка.

Организует физкультминутку.

Устали?

Давайте разомнёмся!

Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

Выполняют движения.

Коллективный, практический.

Правильное выполнение движений.

7 .Работа над темой урока. Продолжение.

Организует самостоятельную работу.

Размялись? Здорово!

Откройте учебник на стр. 101, упр. 233. Внимательно прочитайте задание (читает вместе с детьми и разъясняет ). И выполните самостоятельно, используя алгоритм на доске.

Справились? Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга по карточкам с ответами, поставьте оценку.

А теперь возьмите свои технологические карты и оцените третье выполненное задание.

Слушают задание учителя, выполняют самостоятельно.

Меняются тетрадями, проверяют по образцу, оценивают.

Индивидуальный, работа в парах.

Проверка друг друга.

8 .Итоги урока.

Задаёт вопросы, подводит итоги.

Итак, какая цель у нас была?

Что мы использовали для проверки слов?

Как мы подбираем проверочное слово?

Можно сделать вывод, что мы справились с целью нашего урока?

Молодцы!

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Поупражняться в правописании безударной гласной в корне.

Проверочные слова!

Изменяем слово так, чтобы безударный гласный звук, стал ударным.

Да!

Фронтальный, словесный, диалогический.

Правильные ответы на вопросы.

10.Домашнее задание.

Объявляет домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник упр. 245

Записывают домашнее задание в дневники.

Словесный, индивидуальный.

Саморегуляция.

11.Этап самооценки.

Подсчитайте, пожалуйста, баллы в своих технологических картах урока. Переведите в оценку. Помогает.

Заполняют карты, объявляют результат.

Индивидуальный.

Самооценивание.

12.Этап рефлексии.

Задаёт вопросы, даёт возможность высказаться ученикам.

Отвечают на вопросы, высказывают мнения, рассказывают о своём настроении, о трудностях.

Диалогический.

Самооценивание.

Правописание безударных гласных

§ 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той

же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением, напр.: гора? (ср. го?ры, го?рный), набра?ть (на?бранный), земляной (овся?ный), в до?ме (в столе?).

Примечание. При проверке следует учитывать регулярные соотношения буквенных пар а — я, у — ю, о — ё (о — е,ё — е), и — ы, члены которых способны заменять друг друга (см. в разделе «Правила употребления букв. Общие правила»). Ср., напр.: оле?ня — кабана?, до?синя — докрасна?, ра?нние — золоты?е, до?мом — кораблём, сто?рожем — ножо?м, неуклю?же — свежо?, го?рцев — отцо?в, отраслево?й — рублёвый, вы?несет — несёт — нёс, ключево?й — парчо?вый.

Ниже это общее правило, отступления от него и трудные случаи его применения рассматриваются отдельно для разных значимых частей слова (морфем).

Безударные гласные в корнях

§ 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода (ср. воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи), яйцо (яйца), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).

Ср. попарно слова: частота? (ча?стый) и чистота? (чи?стый), поласка?ть (ла?ска) и полоска?ть (поло?щет), пары? (мн. ч., ср. пар) и до поры? (ср. до сих пор), леса? (мн. ч., ср. лес) и лиса? (ср. ли?сы, ли?сонька), посиде?ть (си?дя) и поседе?ть (сед, кр. ф. от седой), развива?ть (разви?ть) и развева?ть (ве?ять), разряди?ть (разря?д) и разреди?ть (ре?дкий), освети?ть (свет, осве?тит) и освяти?ть (свят, свя?тость), примеря?ть (ме?рить) и примиря?ть (мир).

Примечание 1. Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е, так и с о (на письме ё). Ср., напр.: бели?ть (бе?лый) и ве?ла (вёл), село? (сёла и се?льский), шелесте?ть (ше?лест) и шелка? (шёлк), жемчуга? (же?мчуг) и желуде?й (жёлудь).

Примечание 2. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-). Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов броса?ть, топта?ть, смотре?ть, молча?ть следует привлекать такие слова и формы, как бро?сить, перебро?ска, разбро?с, топче?т, смо?трит, смотр, мо?лча, умо?лкнуть, но не глаголы типа набра?сывать, выта?птывать, рассма?тривать, ума?лчивать, для которых характерно чередование гласных о — а (ср. зарабо?тать — зараба?тывать, усво?ить — усва?ивать и т. п.).

Примечание 3. Особые случаи написания гласных в конкретных корнях изложены ниже в § 35, § 36.

Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется в словарном порядке, напр.: аляповатый, ананас, атавизм, бечева, ватрушка, винегрет, есаул, икебана, игумен, кавычки, каравай, коридор, мизинец, месяц, оладьи, паро?м, пескарь, по?лымя, сироп, собака, тарелка, ураган, эликсир, эшелон, январь, язык, янтарь.