Буква я в русском языке. Я - последняя буква алфавита

С детских лет, со школьной скамьи нас учили, что буква «Я» – последняя в алфавите. Нас приучали к тому, чтобы мы в первую очередь думали о других людях, наших друзьях, соседях. Если какой-либо вопрос касался, предположим, нас и ещё кого-то, то предпочтение следовало отдать другому человеку, пусть даже и в ущерб себе. Так прививались хорошие, добрые качества нашей души, сердца.

Сказка – быль, да в ней намёк...

Разные учёные по-разному объясняют происхождение буквы «Я». Конечно, она прошла долгий эволюционный путь и, в конце концов, оказалась самой последней в алфавите, хотя некогда была первой в виде буквы «аз», в некоторых источниках – «яз».

Существуют и разные сказки о том, как эта гордая буковка стала замыкать алфавит.

В загадочной стране букв жила забияка буква Я. Она ссорилась со всеми, потому что хотела быть только первой. Даже второй быть ей не нравилось. Однажды другие буквы рассердились окончательно и выгнали её в самый конец алфавита: «Пусть здесь стоит». И больше не пустили её обратно. Так и осталась буква Я самой последней. Правда, в словах она иногда оказывается первой, но тогда уж молчит и не задирается – боится, что опять её прогонят.

А вот ещё другая, похожая небылица.

Жила-была буква Я. Очень уж она была хвастливой. Всё время хвасталась: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая сильная! Я самая хорошая!». Надоело буквам слушать эту выскочку и хвастунишку, и отправили они букву Я в самый конец алфавита: «Пусть там будет. Оттуда не будет слышно её хвастовства». С тех пор буква Я в алфавите самая последняя.

Самая хвастливая буква

Каким бы ни было происхождение этой буквы, ясно одно – она оказалась самой гордой, хвастливой. Человек постоянно говорящий «Я, да Я» возвеличивает этим себя перед другими.

Как часто нам приходится слышать: «Я получил пятёрку», «Я прыгнул выше всех», «Я лучший спортсмен года»... Буквально на каждом шагу буква «Я» встревает в наш разговор, вмешивается в слова и переплетается между фразами. Каждый из нас старается преподнести обществу себя и всё, что делает, причём под знаком единоличия, то есть в данном случае без «якания» не обойтись.

Разумеется, что произнося такую лёгкую букву, мы подразумеваем не саму букву как таковую, а личное местоимение «я». Ну а раз это личное местоимение, то человек всеми правдами и неправдами старается любое маленькое достижение приписать себе. Он чувствует себя единственным обладателем случившегося.

Чем чаще мы прибегаем к употреблению этого местоимения, тем больше и больше закладываем в себя чувство гордости, хвастовства. Согласитесь, что вы никогда не услышите от человека скромного «Я… я… я…». Мусульманин в таких случаях говорит, что всё происходит только по воле Всевышнего Аллаха, человек или что-то иное – всего лишь посредник.

Буква и местоимение «Я» оказались самыми гордыми и хвастливыми среди всех букв и других местоимений. Не знаю, почему так сложилось, но ясно одно, что человек, употребляющий в речи эту букву часто, таким образом, приписывает всё себе, забывая, что на самом деле, не будь на то воли Аллаха, вряд ли мы смогли бы что-либо творить в этой жизни.

В Исламе нет гордых людей

Ислам исключает такие человеческие качества, как гордость, бахвальство. Иблис настолько проявил гордость по отношению к человеку, которого Всевышний создал, что был изгнан из Рая, хотя до этого он был исключительно покорным Господу во всём. Вот так гордость его сгубила. Точно также она губит любого из нас. Как только мы забываем о воли Создателя, так сатана тут как тут, поджидает нас, готов поймать нас в свои сети.

Мусульманин старается не замечать своих успехов, старается избегать «якания». Говорят, что когда человек даёт садака (милостыню), ему желательно это сделать таким образом, чтобы другая рука об этом не знала, скрытно, за исключением тех случаев, когда это может послужить положительным примером для других. Вот так многие верующие стараются быть скромными в любом деле, не выпячивая на показ свою помощь, либо успехи. Если спросить у верующего спортсмена, к примеру, как он смог занять первое место, он никогда не скажет: «Это я...», напротив, он скажет: «Это не я, не моя заслуга, это наша общая победа...». Точно также ответит удачный бизнесмен, учитель...

В хадисе Пророк Мухаммад (ДБАР) сказал: «Тот, в чьём сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдёт в Рай».

Гордость затмевает разум, ну а когда действия совершаются на поводу у нафса, эгоизма, себялюбия, значит, такая личность ничего, кроме козней сатаны не получит. Важно осознавать, что в любом деле есть воля и решение Всевышнего Аллаха.

«Якание» тесно сопряжено с личными амбициями. Попробуйте такому человеку сделать замечание – натолкнётесь на такой отпор, неприятие. Человек, поставив сам себя на высокий пьедестал, летает высоко в облаках. Но такому человеку будет очень больно падать, а Аллах обязательно опустит его с небес на землю. Только вот здесь самое страшное то, что многие не понимают, почему так случается, и личное местоимение «Я» даже после таких падений не исчезает из лексикона. И снова человек возвеличивает своё «Я».

Я ради возвеличивания, а не ради гордости

Местоимение «мы» было популярным у царей. Практически все указы начинались именно с этого местоимения, а не с «я». Делалось это для возвеличивания, поскольку подданные обязаны были почитать своего государя и беспрекословно выполнять его волю, поручения или приказы. Но ведь и сами цари, используя именно такую форму обращения, делали это вовсе не из гордости. Такая форма обращения была принята в те далёкие времена, она, повторюсь, возвеличивала руководителя.

Сегодня алимы также стараются избегать в употреблении местоимения «я». Они доносят до людей не свои слова, а Божьи, поэтому местоимением «мы» возвеличивают решение Всевышнего Аллаха. А Он – Единственный, кто достоин этого!

«Я» – последняя буква в алфавите

Наша жизнь слишком коротка, пролетает она настолько быстро, что и оглянуться нет времени. Нам столько надо успеть, что на глупости не должно хватать времени.

Нет нашей заслуги в том, что нам даны некоторые таланты. Всё, чем нас наградил Аллах, произошло лишь по милости Его, и воспользоваться мы этим должны только на благо, только для распространения добра, истины, Ислама.

Умеем хорошо писать или говорить, значит, должны распространять слово Господа, доносить истину до людей. И главное, не возносить себя перед другими, а благодарить Всевышнего за то, что имеем такую возможность – работать на благо Ислама.

И ни в коем случае не забывать, что «я» – последняя буква в алфавите.

Я - последняя буква алфавита

О себе надо говорить в последнюю очередь.


Живая речь. Словарь разговорных выражений. - М.: ПАИМС . В.П. Белянин, И.А. Бутенко . 1994 .

Смотреть что такое "Я - последняя буква алфавита" в других словарях:

    Це (буква алфавита пушту) - Це или цим 10 ая буква алфавита пушту, глухая альвеолярная аффриката , в некоторых диалектах произносится как «с» и может заменятся на букву син или че. Лексика Ца колодец. Грамар (грамм … Википедия

    Буква Ъ - Буква кириллицы Ъ Кириллица А Б В Г Ґ Д … Википедия

    Ð (буква исландского алфавита) - Буква латиницы Ð, ð (eth) Латинский алфавит A B C D E … Википедия

    Ҫ (буква) - Буква кириллицы Ҫ Кириллица А Б В Г Ґ … Википедия

    БУКВА - БУКВА. Графический знак, используемый для обозначения в письменной речи фонем, единица алфавита. Современный русский алфавит (азбука) содержит 33 буквы: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Буква - БУКВА. Б. называется графический знак для отдельного звука яз. в так наз. фонетических, или буквенных системах письма (в силлабических, т. е. слоговых системах, напр. в древнем ассирийском письме, графический знак символизирует слог, в… … Литературная энциклопедия

    Ӂ (буква) - Буква кириллицы Ӂ Кириллица А Б В Г Ґ Д … Википедия

    Ҙ (буква) - Буква кириллицы Ҙ Кириллица А Б В Г Ґ … Википедия

    Ҡ (буква) - Буква кириллицы Ҡ Кириллица А Б В Г Ґ … Википедия

    Ӑ (буква) - Буква кириллицы Ӑ Кириллица А Б В Г Ґ … Википедия

    Буква - БУКВА. Письменный знак для обозначения звука речи. В принципе звуковое письмо (см.) стремится к передаче каждого различаемого в яз. звука речи одной Б., но обычно одна и та же Б. может обозначать различные звуки; так, в русском письме Б. о… … Словарь литературных терминов

Книги

  • Буква Д - дельфин , . Хотите, чтобы ваш ребёнок быстро выучил буквы, но не знаете, с чего начать? Тогда читайте вместе с малышом нашу новую серию "Маленькие истории нашего алфавита" . Каждая книга серии - это…

Я, я (называется: я) является буквой большинства кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 30-ая, в белорусском - 32-ая, в украинском и русском - 33-я, во всех 4-х последняя (с 1990 г. в украинском, а ранее в конце был мягкий знак); исключена из сербского в сер. XIX в., не вводилась в македонский, созданный по примеру нового сербского). Применяется также в языках ряда неславянских народов.

В церковнославянском алфавите тоже носит название «я», но выглядит двояким образом: , поскольку объединяет 2 разные старославянские буквы, условно называемые «А йотированное» и «юс малый», у которых давным-давно стало совпадать звуковое значение и остались лишь формально-орфографические различия (см. ниже).

Эту двойственную букву «я» в ц.-сл. азбуке, как правило, считают по порядку 34-й (иногда, правда, две формы разносят, пишут (IA) прямо перед Ѧ; а порой вставляют между ними что-либо ещё, наподобие какого-либо варианта буквы Ѡ или О), в кириллической ст.-сл. азбуке Ѧ находится на 36-ом месте, а (IA) занимает 34-е; в глаголице употребляется только Ѧ (имеет вид и по счету 35-я).

Как правило, никакой из данных знаков не имеет числового значения, но Ѧ кириллическое порой использовали для обозначения числа 900, т.к. оно схоже с архаической (не присутствующей в классическом греческом алфавите) древнегреческой буквой Ϡ (сампи), соответствующей этому же числу.

Современная буква Я по форме схожа с зеркальным отображением буквы R в латинице, передает курсивное написание буквы Ѧ, нашедшее распространение ещё с середины XVI в. (беглое начертание данной буквы постепенно привело к исчезновению левой ножки, а весь знак слегка повернулся по часовой стрелке; близким к сегодняшнему рукописному а, имеющему с-образный чубчик сверху, выглядело (IA) лигатурное). В данном виде её закрепили в 1708 г., когда вводился гражданский шрифт, и с той поры она почти не изменилась.

«Я» в русском языке

Под ударением обозначает:

После разделительных знаков и гласных букв в начале слов — сочетание [ја];

После согласных смягчает их (при возможности) и передает звук [а].

Будучи безударной почти совпадает с обозначаемыми при помощи букв Е и И звуками (формы, такие как до́ля — до́ле — до́ли звучат одинаково и отличаются лишь на письме), реже буквой Ё (безударной, возможно в заимствованиях: напр., сёгуна́т) и Ю (наиболее часто в суффиксах причастий окончаниях глаголов: кле́ят — мле́ют, кле́ящий — мле́ющий).

После ц, гортанных к, г, х, а также шипящих ч, ш, ж, щ не применяется, исключая иноязычные имена и названия, в большинстве возникает только как результат формальной транскрипции (Шяуляй, Кяхта, Джяковица, хуацяо, Аникщяй, гяур, Пюхяярви и т. п.).

«Я» в церковнославянском языке

Правилами русского извода церковнославянского языка предписывается использование начертания (IA) в самом начале слов, а именно Я (выглядящего в шрифтах полуустава как Ѧ) на конце и в середине, исключая 2 момента:

Через Ѧ пишут личное местоимение я (также озн. 3 лицо винит. пад. мн. и двойств. числа «их»), но образующееся от него яже - относительное местоимение - (озн. которая, которых, которые) пишут через (IA));
. от смысла зависит отличие в написании слова языкъ и ряда

производных от него: через Ѧ пишут средство общения и орган речи, а через (IA) — народ (напр., «нашествие галлов и с ними двунадесяти язык»).

Иногда церковнославянскую орфографию применяли и во время печати текстов на иных языках — например, сербском и русском; например, такое местоимение 1 лица, как «я» (его нет в церковнославянском языке, здесь применяют азъ) по общим нормам передавалось формой (IA).

Букву Я (Ѧ) в в церковнославянском языке, в отличие от русского, порой пишут после шипящих (но, в этом случае читается как А). В данной позиции она используется, в основном, в таких случаях:

В окончаниях существительных, местоимений, прилагательных и причастий указывает на множественное число: дщи наша (наша дочь) — дщєри нашя (наши дочери);

В суффиксах действительных кратких причастий в настоящем времени (им. пад. сред. и муж. род. в ед. ч.) порой может применяться с формами аориста для снятия омонимии: слышя (слышащий, слыша) — слыша (они слыли — аорист от слыти; он/ты слышал, форма аориста от слышати), но зачастую его пишут и без особой надобности, напр., в полной форме слышяй (слышащий, слыша), не омонимичной ни с чем.

До XVII в. (порой и позднее) на Руси использовали и иные системы орфографии: так, (IA) могли писать после гласных и в началах слов, а после согласных — Я (Ѧ).

Я как омоглиф

Буква Я представляет собой омоглиф

— (буквы «мо» из азбуки ория).

Применение

Я — русское (и украинское с белорусским) личное местоимение (в 1 лице, ед. ч., им. пад.) состоит только из одной этой буквы.

Я (ѧ) - личное местоимение в церковнославянском (3 лицо, двойст. и мн. ч., вин. пад.), напр.: Вергаяй камень на птицы ѿженетъ я (тот, кто бросает камень в птиц, отгонит их).

Я — в болгарском личное местоимение (3 л. ж. род. ед. ч.) применяется как прямое дополнение (отвечает русскому винит. пад.): Ако искаш, аз ти я давам за съпруга (озн.: если желаешь, я дам тебе её в жены).