Маслоу биография. Работы А

Введение

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы:

«Религии, ценности и вершинные переживания»(1964)

«Эупсихея: дневник» (1965)

«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

«Мотивация и личность» (1967)

«По направлению к психологии бытия» (1968)

«Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима. Когда отец спросил, чем же он намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы продолжать изучать «все».

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. Бывая там, он то и дело бросал на свою кузину страстные взгляды, но не осмеливался дотронуться до нее. В возрасте 19 лет он наконец обнял кузину и познал первый в своей жизни поцелуй. Позднее Маслоу описал этот момент как одно из вершинных переживаний своей жизни. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. Спустя год они поженились, ей было 19, а ему 20 лет. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike), известным психологом Колумбийского университета. Торндайк был просто поражен тем, как Маслоу выполнил тест по испытанию умственных способностей, разработанный Торндайком. Ответив на 195 вопросов, Маслоу получил второй из самых высоких показателей коэффициента умственного развития, намного выше зарегистрированных до сих пор. Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера (Alfred Adler), Эрика Фромма (Erich Fromm) и Карен Хорни (Karen Horney). Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер (Max Wertheimer), один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт (Ruth Benedict), замечательный специалист по культурной антропологии.

Занятия в области практического применения психологии восходят к началу карьеры Маслоу. Еще в студенческие годы, занимаясь бихевиоризмом, Маслоу был убежден, что Фрейд был прав, обратив особое внимание на сексуальность. Маслоу выбрал темой для диссертации отношение доминантного и сексуального поведения у приматов. Закончив учебу в Висконсине, Маслоу начал широкое исследование сексуального поведения человека. Он верил, что любой успех в понимании сексуальной функции поможет скорректировать всю жизнь человека.

«Человеческая природа не настолько плоха, как принято думать» (Maslow, 1968, р. 4).

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной. Он хотел посвятить себя «разработке психологии, способствующей ведению мирных переговоров» (Hall, 1968, р. 54).

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы Eupsychian Management («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.

На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но сам Маслоу нравился коллегам, и постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

Маслоу казалось, что названия, которые присваивались различным школам психологии, слишком ограничивают понятие о направлении этой дисциплины. «Не следует говорить гуманистическая психология. Прилагательное совсем не обязательно. Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства... Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности» (Maslow in: Hall, 1968, p. 57).

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970 гг.) – американский психолог, один из основателей гуманистического направления в психологии и идейный вдохновитель едва ли не всех последующих гуманистических психологов. Маслоу полагал, что психология должна интересоваться не только глубинами человеческого духа, но и его высотами – духовным миром и онтологическими ценностями.

Начало гуманистической психологии положила рубежная статья «Теория человеческой мотивации» (1943 г.), в которой Маслоу отводит психологии роль одного из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию человека, и связывает психологию с проблематикой личного роста и развития. Подоплеку научных взглядов Маслоу составил протест против тенденции, господствующей в бихевиоризме и психоанализе, усматривать во всех проявлениях психической жизни субъекта следствия дефицитарной мотивации. Приписывая человеческому поведению исключительно мотивы удовлетворения фрустрированных потребностей и неудовлетворенных желаний, бихевиоризм и психоанализ, по меткому выражению Маслоу, «объясняли до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм.

Нужно сказать, что большинство работ Маслоу увидели свет в последнее десятилетие его жизни, и в большей степени, они являются собранием гипотез, мыслей и точек зрения, нежели развитой теоретической системой. Хотя Маслоу получил неформальное психотерапевтическое образование и имел личный опыт прохождения психоанализа, в своих работах он практически не затрагивает тему психотерапии. Более того, Маслоу утверждал, что поддержка, полученная человеком в теплых дружеских отношениях, может быть равнозначна профессиональной психотерапевтической помощи.

Маслоу многократно упрекали в слишком оптимистичном взгляде на человеческую природу, в недостаточном внимании к противоречиям и дисгармонии, свойственным многим выдающимся личностям. Однако Маслоу оставался убежденным теоретиком – новатором, верящим в силу потенциала человеческой личности. Он признавал недостаточность экспериментального подтверждения своих исследований, что позволяло многим видеть в нем «кабинетного» ученого.

Для того, чтобы понять религиозные взгляды Маслоу, нужно обратиться к его биографии и более детально ознакомиться с теоретическими положениями гуманистической психологии.

Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке (1908 г.), и был старшим из семи детей в семье еврейских эмигрирантов из России. Семья жила в Бруклине – районе, где евреи не жили, и будучи единственным еврейским мальчиком среди неевреев, Маслоу чувствовал себя весьма незащищенным. Он сравнивал свое тогдашнее состояние с состоянием единственного негра в школе для белых: «Я был одиноким и несчастным. Я вырос в библиотеках, среди книг, почти без друзей» . Он рано стал зарабатывать на жизнь, продавая газеты и помогая в бочарном производстве, которым занималась его семья.



Родители Маслоу были необразованными, не очень любящими людьми. Отношения с матерью складывались особенно тяжело. Маслоу характеризовал свою мать как жестокую, враждебную и невежественную женщину. Она была очень религиозной, но не любила своих детей, и слишком часто угрожала старшему сыну, что Бог накажет его за неблаговиные поступки. Отношения с матерью были настолько плохи, что сопровождались ненавистью, продлившейся всю жизнь – даже на похороны матери Маслоу отказался приехать. Вряд ли имеет смысл говорить об истинной религиозности человека с такими личностными качествами, которыми отличалась мать Маслоу, но, тем не менее, ненависть Маслоу к матери распространилась на его отношение к религии и породила сомнения в Боге. С отцом, который тоже не отличался добрым нравом, увлекался алкоголем и драками, внушал сыну, что он уродлив и глуп, Маслоу со временем смог примириться и часто отзывался о нем с теплотой и любовью.

Маслоу посещал курс в Корнеллском Университете, затем перешел в Университет Висконсина, где получил степень бакалавра (1930 г.) по специальности психология, степень магистра по гуманитарным наукам (1931 г.) и докторскую степень (1934 г.). Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения обезьян. Маслоу женился (1928 г.) на Берте Гудман, и связывал с женитьбой и переездом в Висконсин настоящее начало своей жизни. Рождение первого ребенка превратило Маслоу из убежденного бихевиориста в скептика: «Я сказал себе, что тот, кто имеет ребенка, не может быть бихевиористом» – настолько неадекватным показался ему бихевиоризм по отношению к тайне человеческой жизни. Маслоу интересовался гештальт-психологией и психоанализом, работами социальных антропологов – Малиновского, Мид, Бенедикта и Линтона.

Переезд в Нью-Йорк (1930 г.) был связан с работой Маслоу в качестве профессора психологии Бруклинского университета. К тому времени Нью-Йорк, по выражению Маслоу, превратился в центр психологической вселенной – значительная часть европейской интеллектуальной элиты, эмигрировавшая из гитлеровской Германии, осела в Нью-Йорке. Пятничные семинары в доме А. Адлера, знакомство с Э. Фроммом, Р. Бенедикт, М. Вертхаймером значительно обогатили жизнь Маслоу. «Я учился у всех и оставлял открытыми все двери» , – писал Маслоу об этом периоде жизни, но более всех он выделял влияние, оказанное на его взгляды М. Мид, Г. Мэрфи, Р. Мэем, К. Роджерсом, К. Гольдштейном и Г. Оллпортом.

Начало второй мировой войны послужило для Маслоу толчком к тому, чтобы синтезировать различные научные взгляды на природу человека и создать новый: «Я хотел сделать так, чтобы наука могла рассмотреть те проблемы, которыми занимаются не ученые: проблемы религии, поэзии, ценностей, философии, искусства» . Первоначальное представление новой концепции Маслоу произошло в книге «Мотивация и личность» (1954 г.), затем последовал поток публикаций, развивающих и дополняющих эту концепцию. В предисловии «К психологии Бытия» (1962 г.), концепция Маслоу, получившая к тому времени известность под именем гуманистической психологии, названа «жизнеспособной альтернативой объективистской психологии и ортодоксальному фрейдизму» . Маслоу указывает на истоки своей теоретической концепции: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это – интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском Университете». Далее был Брандеисский университет (Маслоу – председатель психологического отделения (1951 – 1961 гг.), и профессор психологии), Американская Психологическая Ассоциация (Маслоу – президент (1967 – 1968 гг.)), Лафлиновский благотворительный фонд в Калифорнии (Маслоу – член совета (1968 – 1970 гг.)). Внезапная кончина Маслоу (1970 г.) в возрасте 62 лет от сердечного приступа, не ослабила интереса к его работам. К тому времени увидели свет его книги: «По направлению к психологии бытия» (1968 г.), «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964 г.), «Эупсихея: дневник» (1965 г.), «Психология науки: рекогносцировка» (1966 г.), «Мотивация и личность» (1987 г.), «Новые измерения человеческой природы» (1971 г.). Том «Памяти Абрахама Маслоу» (1972 г.) был составлен при участии вдовы Маслоу и опубликован посмертно.

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность человека к жизни, как «болезни лишенности», т.е. как болезни, вызванные неудовлетворенностью фундаментальных потребностей, которые Маслоу расположил в иерархической последовательности:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. Потребности самоактуализации (развитие способностей).

Маслоу сделал допущение, что последовательное расположение базовых нужд в иерархии, является ведущим принципом организации мотивации человека. Потребности, расположенные внизу, являются доминирующими и должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек смог осознать наличие потребностей, расположенных выше, и был мотивирован ими. Исключения составляют:

· творческие люди, которые могут развить и выразить свой талант, невзирая на трудности и препятствия;

· люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы переносить голод, жажду и даже умереть, нежели отказаться от собственных ценностей и идеалов;

· люди, которые могут создать собственную иерархию потребностей сообразно особенностям своей биографии (например, потребность в уважении может значить для человека больше, чем потребность в любви и принадлежности).

Потребности возникают постепенно, частично совпадают, человек может быть мотивирован одновременно на двух и более уровнях потребностей, они никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Различные жалобы соответствуют различным уровням фрустрированных потребностей – чем выше уровень жалоб (несовершенство мира, неэстетичность среды), тем более благополучно обстоят дела. Чем выше в иерархической последовательности расположена потребность, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье демонстрирует человек, испытывающий ее.

Как продолжение иерархической концепции мотивации, Маслоу выделил две мотивационных категории: «дефицитную» (дефицитарная или Д-мотивы), построенную на потребности удовлетворения базовых дефицитарных состояний и «бытийную» (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы), преследующую отдаленную цель реализации человеческого потенциала.

В рамках дефицитарной и бытийной категорий Маслоу ввел понятия «бытийные ценности» / «дефициентные ценности», «бытийное / дефициентное познание», а также «бытийная / дефициентная любовь». Можно сказать, что основное различие между понятиями «бытийное» и «дефициентное» заключается в том, что «бытийное» предполагает принятие и любовное отношение, а «дефициентное» – неудовлетворенную потребность и потребительское отношение. Так, к примеру, «Б-познание» отличается незамутненным безоценочным, неискаженным восприятием и способностью ценить воспринимаемое, тогда как «Д-познание» менее точно, неэффективно, пристрастно, искажено неудовлетворенным желанием и нуждой. «Б-любовь» – любовь к сущности, «бытию» или «существу» другого, не претендующая на обладание и улучшение предмета любви, тогда как «Д-любовь» зиждется на неудовлетворенной потребности в самоуважении, сексе или страхе одиночества. Маслоу считал, что «Б-любовь» приносит больше удовлетворения, более длительна, чем «Д-любовь», которая со временем утрачивает свежесть и остроту.

В работе «Новые рубежи человеческой природы» Маслоу выдвигает гипотезу, что «…бытийные ценности могут выступить как определяющие признаки «истинной» (функциональной, пригодной для использования, полезной) религии. Вероятно, этому критерию ныне наилучшим образом соответствует сочетание дзен-буддизма и даосизма с гуманизмом» .

Можно сказать, что высказанная Аристотелем идея, согласно которой, хорошим является то, что считает хорошим достойный человек, составила фундамент гуманистической психологии. Маслоу писал: «Изучение уродливого, недоразвитого, незрелого и нездорового может создать только уродливую психологию и уродливую философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно стать основой для более универсальной психологической науки» .

Самоактуализация – одно из центральных понятий гуманистической психологии. Маслоу определил самоактуализацию как полное использование человеком талантов, способностей и возможностей. Самоактуализация – это не достижение, а бесконечный процесс, подобный буддистскому Пути просветления, способ жизни и построения отношений с миром. Маслоу утверждал, что самореализующиеся люди представляют собой руководство к действию для всего человечества и их ценности должны лечь в основу научной этики.

Чтобы сформировать образ самоактуализировавшейся личности, Маслоу изучал лучших, с его точки зрения, представителей человечества: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

В результате исследований и наблюдений, Маслоу выделил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

1. Более эффективное, чем у других, восприятие реальности;

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле;

3. Спонтанность, простота и естественность в поведении;

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме;

5. Выраженная автономность, стремление к уединению;

6. Независимость от влияния культуры и окружения, самобытность;

7. Свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций;

8. Способность к пиковым или мистическим переживаниям;

9. Способность отождествления себя с человечеством, способность к состраданию;

10. Наличие глубоких межличностных отношений;

11. Демократичные взгляды и поведение;

12. Развитые творческие способности, креативность;

13. Способность к различению средств и целей;

14. Развитое чувство юмора;

15. Сопротивление окультуриванию.

Однако, самоактуализаторы могут быть чрезвычайно неудобными для окружающих. Поскольку они независимы и нетрадиционны во взглядах и в поведении, они могут выглядеть непокорными и эксцентричными.

Если общество состоит из посредственных, невыразительных, незаметных людей, считал Маслоу, значит, это общество дурно устроено, поскольку оно не дает человеку простора для самоактуализации. Процесс самоактуализации может быть заторможен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате непродуктивными привычками, социальным влиянием, групповым давлением и внутренними защитами. К традиционному психоаналитическому перечню защит Маслоу добавил еще две: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Под десакрализацией Маслоу понимал ухудшение человеком качества собственной жизни посредством отказа от глубокого, серьезного и вовлеченного отношения к чему бы то ни было. Маслоу считал, что культурные и религиозные символы утратили свою вдохновляющую, возвышающую, побуждающую и мотивирующую силу, и не вызывают должного уважения и заботы. Десакрализированный символ уменьшает возможность фрустрации и травмы, но, вместе с тем, утрачивает свою значительность.

Термином «Комплекс Ионы» Маслоу назвал отказ человека от попыток полной реализации своих способностей. Подобно ветхозаветному Ионе, который пытался избежать исполнения пророчества, люди боятся полнокровной реализации своих способностей, предпочитая безопасную среднестатистическую жизнь без особых достижений.

Введенные Маслоу понятия «пик-переживание» и «плато-переживание», описывают вершину самоактуализации, т.е. жизненные реалии метамотивированных людей. Термином «пик-переживание» Маслоу обобщил лучшие моменты человеческой жизни, сопровождающиеся опытом экстаза, восторга, блаженства и величайшей радости. «Пик-переживания» вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, чувством любви, исключительной красотой произведений искусства и природы. Они выражаются в переживании экстаза или мистических переживаниях, длятся от нескольких минут до нескольких часов, редко дольше. В терминах гештальт-психологии «пик-переживанием» можно назвать завершение гештальта, в райхианской парадигме – полную разрядку или оргазм.

В отличие от «пик-переживаний», «плато-переживания» более устойчивы и длительны, меняют точку зрения и осознание мира. «Плато-переживания» привязаны к реальности, увиденной символически, мифически, метафорически, поэтически или трансцендентно.

Маслоу утверждал, что характеристики мира, сопровождающие пиковые переживания, соответствуют «вечным ценностям»: «Мы встречаемся здесь со старой знакомой триадой истины, красоты и добра … Именно эти характеристики ценили великие религиозные деятели и философы, и этот перечень включает практически все то, что наиболее серьезные мыслители согласно считают конечными или высшими жизненными ценностями» .

Маслоу получил собственный опыт мистического переживания после первого сердечного приступа, практически в конце жизни. Маслоу сравнивал отношения между человеком, испытавшим пиковые переживания, которые он назвал высшими, и не испытавшим таковых, с отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией.

Трансцендирование самоактуализации Маслоу обнаружил, изучая самоактуализирующихся индивидуумов, испытавших много «пик-переживаний» и психологически здоровых, продуктивных людей с незначительным опытом трансценденции или вообще без него. Люди, трансцендирующие самоактуализацию, отмечал Маслоу, чаще чувствуют мистичность мира, видят трансцендентное измерение жизни под покровом повседневности, а пиковые или мистические переживания расценивают как наиболее важный аспект собственной жизни. Такие люди мыслят более холистично, способны воспринимать единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это, прежде всего, новаторы и оригинальные мыслители, а не систематизаторы чужих идей. Духовное и интеллектуальное развитие таких людей способствует осознанию ими собственного невежества, ничтожества перед грандиозностью вселенной, что ведет к развитию у них чувства смирения. Трансцендирующие люди больше других склонны считать себя «носителями», а не «обладателями» талантов и способностей, они менее эгоистично вовлечены в свою работу. Между тем, не каждый, имеющий мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором – некоторые просто не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые, согласно Маслоу, являются существенными свойствами самоактуализации.

В самоактуализирующихся людях Маслоу обнаружил присутствие т.н. «духовного измерения»: «Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов» . Маслоу, не без оснований, полагал, что человек нуждается в ценностной системе отсчета, в смыслообразующей философии жизни, так же, как нуждается в солнце, в кальции и в любви.

Ф. Гобл писал, что из всей совокупности субъектов, изученных Маслоу, только один был религиозен в ортодоксальном смысле этого слова. Еще один был убежденным атеистом. Все же остальные верили в осмысленную вселенную и духовную жизнь. Практически все они имели ясное представление о правильном и неправильном, построенные на собственном опыте, а не на религиозных догматах, но эти представления удивительным образом походят на ценности и идеалы, декларируемые ортодоксальными религиями. В частности, цитируя Маслоу: «Преодоление себя, слияние истины, добра и красоты, благодеяния другим людям, мудрость, честность, естественность, выход за рамки эгоистичных и личных мотивов, отказ от более «низких» желаний в пользу более «высоких» … уменьшение враждебности, жестокости и деструктивности и повышение дружелюбия, доброты и т.п.» .

Маслоу предрек появление новой – трансперсональной психологии: «Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, психологию третьей силы, переходной, подготовительной к еще более «высокой». Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. ...Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы сами», перед чем мы могли бы благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи» .

Согласно замыслу Маслоу, трансперсональная психология должна изучать религию и религиозный опыт, поскольку исторически феномен мистического опыта и представление о предельных человеческих возможностях связаны именно со сферой религии и изначально формулировались в религиозных терминах. Маслоу считал, что официальная психология чурается данных видов опыта именно из-за ненаучных, мистических, догматических способов их изложения. Незатухающий в западном обществе интерес к восточным религиям Маслоу так же объяснял менее теологическим и более психологическим подходом восточных религий и учений к объяснению человеческой природы. В восточных религиозных традициях существуют и ясно описаны пути психического и духовного развития, а также медитативные техники, способствующие переживанию мистического опыта. Трансперсональная психология, считал Маслоу, призвана теоретически и эмпирически изучать медитацию, йогу и другие духовные дисциплины: «Религиозная литература – это полезный источник, если знаешь, что искать и использовать» .

Маслоу питал устойчивую неприязнь к институциализированным формам религии. В исследовании «Религии, ценности и пиковые переживания» (1964 г.) Маслоу обосновал важность различения мистицизма от «организованной» религии». Маслоу утверждал, что главным врагом мистицизма является именно «организованная» религия, и говорил о двух «религиях» человечества: первая включает мистический опыт, вторая отвергает его. Это утверждение Маслоу весьма спорно, поскольку любая традиция включает в себя феномены религиозных переживаний и чувств. Чистых форм мистицизма нет так же, как нет и чистых форм «организованных» религий, которые основывались бы на абстрактных представлениях, свободных от религиозных переживаний.

Маслоу писал, что организованная религия, церкви могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания. Он был уверен, что следует отбросить «старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали». Свою задачу он видел в доказательстве того, что «духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей». Сущность религии, по Маслоу, заключается в свойственном всем вероучениям единообразии – в их основе лежит «личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка». Религия, т.о., представляет собой лишь один из возможных типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.

Отвергая организованную религию, Маслоу сосредоточил внимание на религии индивида, с ее специфическими переживаниями, окрашенными личностными оттенками, считая, что религиозные чувства и ценности – это частный случай индивидуальных чувств и ценностей, а не наоборот.

Индивидуальная религия, согласно Маслоу, предстает перед нами как совокупность ценностных, этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности и специфическим мистическим опытом. Он полагал, что каждый человек имеет свою собственную религию, развиваемую «в соответствии со своим собственным озарением, открывающим его личные мифы, символы и ритуалы», которые не имеют значения ни для кого другого. Проблема индивидуальной религии, считал Маслоу, заключается в том, что она не способствует коммуникации и не решает проблему сосуществования людей. Возможность частичного преодоления этой разобщенности Маслоу видел в различных неформальных объединениях, не отягощенных бюрократической структурой, но радикальное преодоление разобщенности, по его мнению, возможно лишь в результате переустройства общества. Для такого обновленного общества Маслоу создал специальный термин «Эупсихика» и вложил в него оригинальный смысл – объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Маслоу мыслил «Эупсихику» отличной от утопии, идея которой казалась ему популистской и непрактичной. В идеальном обществе, автором которого был Маслоу, важную роль должна была играть гуманистическая религия – идеология, объединяющая людей, исповедующих культ добра, истины и красоты. Маслоу считал гуманистическую религию способной заменить религии и квазирелигии современности. Существенными чертами эупсихического общества должны стать: высокий уровень безопасности и возможность для каждого индивида максимально развить способности и реализовать свой потенциал.

По мнению А. Маслоу, позитивистски ориентированная наука не подходит для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека. Он считал эмпирический, позитивистский и бихевиористский подходы к изучению внутреннего мира человека не приемлемыми, поскольку они исключают духовные ценности из сферы рассмотрения науки. Иными словами, Маслоу протестовал против науки, из которой выхолощено человеческое содержание, а заодно и против «организованной» религии, монополизирующей духовную жизнь человека.

А. Маслоу был убежден, что наука поступила справедливо, отвергая ответы религии на вопросы о смысле жизни и духовных ценностях, но ошиблась, отвергая сами вопросы. Маслоу писал, что наука выносит за скобки понятие любви, но жизнь без любви ничего не стоит. Он стремился отделить духовные ценности от религиозного контекста и указывал на то, что позитивистская наука своим индифферентным отношением к духовным вопросам поддерживает религию. Позитивисты, игнорируя духовную сторону жизни, не видя за религиозной формой физическое и социальное содержание проблем, отдают духовность на откуп религии. Маслоу считал, что области науки, занимающиеся изучением человека, должны подвергнуться радикальным изменениям. В центре исследования гуманистической науки должен быть целостный, особенный, состоявшийся человек, достигший высот в контексте его собственной культуры. Методы исследования должны разрабатываться в рамках холистического интеграционного подхода. Также Маслоу считал необходимым включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т.п.

Религия, по мнению Маслоу, также должна быть подвержена анализу обновленной трансформированной наукой, гуманистической психологией или философией, чтобы отсеять зерна от плевел, под которыми Маслоу подразумевал бюрократическую организацию, навязывание догматического взгляда на мир, т.д.

Итак, концепция А. Маслоу представляет собой конкретную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности. Маслоу нетрадиционно ставил вечный философский вопрос: соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля) и тела (организм) человека . Маслоу считал важной задачей установление контакта, коммуникации между людьми трансцендирующими и не имеющими мистического опыта. Он считал, что «организованная религия» не способна решить подобную задачу в силу ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней могут занимать люди рациональные, не испытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.

Маслоу писал о том, что корни и источники религии лежат в опыте мистических озарений и переживаний, а корни науки следует искать в недоверии к свидетельствам такого рода переживаний и опыте разрушения религиозных иллюзий. Он призывал подходить к вопросам переживания мистического опыта со «сдержанностью, осторожностью и трезвостью» и надеялся на создание в рамках науки «измерителя продуктивности» или прагматического теста, способного проверить истинность такого рода утверждений.

Маслоу считал, что психотерапии и образованию необходимо придти к удобным для применения нормативным понятиям, которые позволят приобщить человека к бытийным ценностям, помогут стать «более честным, хорошим (в смысле ценности «добро»), красивым, интегрированным и т.д.» . «Примерно то же справедливо для определенных версий крупных теистических и нетеистических религий, – писал Маслоу, – причем как для догматических, так и для мистических версий каждой из них. В общем, они проповедуют, что (а) Бог является воплощением большинства бытийных ценностей; (б) идеальный, религиозный и преданный Богу человек – это тот, кто наилучшим образом воплощает в себе эти «божественные» бытийные ценности или, по меньшей мере, стремится к этому; (в) все используемые им методы, церемонии, ритуалы, догмы можно считать средствами для достижения указанных ценностей как целей; (г) небеса – это место, или состояние, или время достижения таких целей. Спасение, искупление, преображение – это все разновидности принятия вышеприведенных истин» . На основании изложенного выше, Маслоу счел возможным предложить «Б- ценности» в качестве критерия на практическую «пригодность» религии.

Развивая традицию экзистенциальной философии – смотреть на человека, как на существо созидательное и достойное, гуманистическая психология оказала влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления. Маслоу положил начало научным исследованиям в области экстатических состояний в религиозных ритуалах и в повседневной жизни. Он создал иерархическую модель мотивации, в свете которой исследовал науку, религию, управление и организацию производства, обучение, психотерапию и медицину в целом. Весьма оригинальной является разработанная Маслоу модель идеальной культуры «Эупсихии», которая, по замыслу автора, должна была обеспечить обществу возможность полного раскрытия человеческого потенциала. И хотя сегодня эта идея кажется достаточно фантастичной, возможно, в будущем, то, что сегодня выглядит, как исключительные образцы психического здоровья, станет нормой. Ведь Маслоу всего лишь вторил евангельскому призыву: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».

Контрольные вопросы:

1. Что послужило толчком для создания гуманистической психологии?

2. Какие биографические факты оказали влияние на религиозные взгляды Маслоу?

3. Перечислите основные теоретические понятия гуманистической психологии. Раскройте их смысл.

4. Раскройте точку зрения Маслоу на феномен мистического опыта.

5. Какие характеристики Маслоу считал свойственными самоактуализирующимся людям?

6. Раскройте понятие «иерархия потребностей». Что подразумевал Маслоу под «дефициентными» и «бытийными» потребностями?

7. Что такое «эупсихика» и каковы ее основные свойства?

8. Объясните причины неприятия Маслоу т.н. «организованных» религий.

Литература:

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425с.

Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970 гг.) - известный американский психолог, который посвятил жизнь изучению природы человека, его взаимоотношениям с самим собой и окружающим миром. Идеи профессора послужили созданию гуманистической теории. Это тот раздел психологии, предметом которого является самоактуализация индивида, его высшие ценности и смысл жизни.

Детство

Родился известный учёный в густонаселённом районе Нью-Йорка - Бруклине. Малыш, появившийся на свет 1 апреля 1908 года, стал первенцем в семье евреев, иммигрировавших в Америку из России. Родители, будучи необразованными, сделали всё от них зависящее, чтобы старший сын получил глубокие знания и вырос достойным человеком. Несмотря на это, взаимоотношения маленького Абрахама со старшим поколением не складывались. Отец много пил, а мать была религиозной фанаткой. Уже будучи взрослым, Абрахам Маслоу сумел понять их и простить.

В юности же он испытывал стыд за поведение родителей. Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже - магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время - доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак - вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Психолог Абрахам Маслоу женился в 20 лет на Берте Рудман: она была его двоюродной сестрой, из-за этого родители обоих были против брака. Несмотря на всеобщее осуждение, у четы родились две дочери: Энн и Эллен. Последняя стала известным психотерапевтом.

Первые книги

Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах. Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой.

Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.

Структура потребностей

Пять основных насущных нужд, без которых индивид не мыслит свого существования, выделил и описал Абрахам Маслоу. Потребности, согласно его видению, размещались от низа до верха, образовывая пирамиду. Её фундаментом были физические надобности, верхушкой - моральные и духовные. Выглядит такая структура следующим образом:

  • Жизнеобеспечение - потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
  • Безопасность - уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
  • Социальные контакты - необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
  • Признание - потребность в уважении со стороны окружающих.
  • Самоактуализация - желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.

Первые четыре группы потребностей можно удовлетворить полностью, над пятой - работать вечно. Кроме того, человек не способен приступить к реализации последней нужды, пока он чувствует нехватку в предыдущих.

Самоактуализация

Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.

Основные пути самоактуализации:

  1. Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
  2. Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
  3. Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
  4. Умение делать адекватный выбор.
  5. Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.

Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.

Конец жизненного пути

Абрахам Маслоу направил существующие резервы на исследование вышеуказанных теорий. Кроме того, ему удалось поработать президентом Американской психологической ассоциации. Этот пост он занимал с 1967 по 1968 год, после чего ушёл работать в известный благотворительный фонд. Именно здесь, в калифорнийском Менлоу-парке, он мог заняться и другим своим пристрастием: философией демократической политики, экономики и этики. К сожалению, не все научные изыскания психолога были завершены: 8 июня 1970 года сердечный приступ навсегда прервал его неутомимую работу.

Несмотря на то, что минуло не одно десятилетие, труды учёного популярны и в наши дни. Абрахам Маслоу стал тем теоретиком, который, начиная с бихевиоризма и поддавшись влиянию психоанализа, полностью сформировал гуманистическую психологию. Поэтому отнести его имя к тому или иному направлению фактически невозможно. Даже сегодня его пирамида потребностей и вопрос самоактуализации волнуют светлые умы современников во всём мире.

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow, 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э.Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса.

Книги (4)

Дальние пределы человеческой психики

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогового труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией психологии, науками о человеке.

Мотивация и личность

Через много лет после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии.

Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии.

В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

Новые рубежи человеческой природы

Последняя книга Абрахама Маслоу - основателя и лидера гуманистической психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на изменение облика психологической науки во второй половине нашего столетия.

По направлению к психологии бытия

В своей книге он продолжает начатую работу по созданию основ для `формирования единой психологии и философии, включающей в себя как глубины, так и высоты человеческой природы`. Это попытка соединить `психологию развития и роста` с психопатологией, психоаналитической динамикой и движением к целостности.

Комментарии читателей

Константин / 20.06.2018 А. Маслоу, конечно не все учел в человеческом поведении и не все описал, так как нам было бы приятно делить, актуализировать или даже читать. Он и сам говорил, что "совершенства на свете просто не существует". Господин "отец" Российского образования, Леонтьев это и заметил, но практика жизни показала, что построенный эти "отцом" Российской психологии система образования привела к краху самого образования, а вот труды Маслоу поражают своей актуальностью и сегодня. Не смотря, на то, что я лично не со всеми выводами автора согласен, особенно в мотивации личности, тем не менее работы Маслоу следует изучать. потому что в базовых своих вариантах они не просто работают, а доказывают жизнеспособность. Рекомендую всем, как таблетку от психологии "достягательства" и психологии совершенствования. А также тем, кто искренне интересуется психологией личности.

Александр Воскресший / 25.10.2016 Вот отсюда и следует стартовать современным психологам - вперёд, а не назад, к Фрейду и от него...

Гость / 25.01.2014 «Размещение в едином, количественно измеримом пространстве человечности всех заболеваний, которыми заняты психиатры и терапевты, всех нарушений, которые дают пищу для раздумий экзистенциалистам, философам, религиозным мыслителям и социальным реформаторам, дает огромные теоретические и научные преимущества. Мало того, мы можем разместить в этом же континууме разнообразные виды здоровья, о которых мы уже знаем, в полной палитре их проявлений, как в пределах границ здоровья, так и за пределами оного - мы подразумеваем здесь проявления самотрансценденции мистического слияния с абсолютом и прочие проявления высочайших возможностей человеческой натуры, которые раскроет нам будущее».

А.Х.Маслоу (1908-1970), основатель гуманистической психологии, один из основателей трансперсональной психологии.

Strannic / 12.11.2013 По мнению Д.А. Леонтьева, одним из существенных недостатков теории А. Маслоу является теоретическая аморфность понятия "самоактуализация". Включая в себя процессы самореализации, самовыражения, самоутверждения и саморазвития, данное понятие
игнорирует существенные различия между ними, что затрудняет возможность его операционализации (Леонтьев Д.А., 1997, с. 171)
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997г. - С. 156-176.

Александр / 6.06.2013 Очень вдохновлен им как ученым и как Человеком.
Наиболее важным его вкладом в психологию было существенное расширение карты и горизонтов территории психологии. Он уделял очень основательное и серьезное внимание исследованию здоровья, самоактуализации, высшего в человеке. Так же он выступил одним из первых ученых работавшим над созданием интегральной модели развития личности, стремящейся объединить в себе подходы других школ.
Маслоу был основателем двух существующих сегодня направлений в психологии – гуманистичской и трансперсональной.
Хочется сказать об общем стиле его работ. В них нельзя найти безупречной системности, его ход мысли развивается очень живо и свободно, стараясь захватить и увлечь читателя, указать ему на возможность непосредственного переживания тех вещей, о которых идет речь. Его слова словно искрятся и разгораются.
Однозначно рекомендую, всем кто имеет хоть какое то отношение к психологии, да и просто всем)

Гость / 4.05.2013 очень многое можно узнать про себя. Благодарю

Роман Т / 9.11.2011 Великий психолог!!!

Гость / 1.09.2011 всем советую прочесть, кто не знает чего он хочет в жизни!

Наталья / 25.03.2010 Спасибо за прекрасную подборку книг Маслоу! Пишет отлично, то что необходимо для работы. Классик!

Вера / 11.10.2009 Первым начал исследовать здоровых индивидуумов. Ориентироваться, пожалуй, разумнее на здоровых личностей.

Максим / 7.06.2009 Великий психолог, которого стоило бы поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом. Он придумал новую теорию, развивает концепции гуманистической психологии. Стоит почитать всем, кто интересуется психологией личности